<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ры. Она источник народного языка (который становится в нацио­
нальной культуре литературным языком). Из нее писатели заим­
ствуют сюжеты и образы, композиторы — мелодии и ритмы, архи­
текторы — стили и приемы оформления построек. От ее древних,
веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и
неповторимость «лица» любой национальной культуры.
Однако взаимоотношения между национальной культурой в це­
лом и этнической культурой как ее наиболее древним компонентом
весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервиру­
ет архаичные, во многом уже не отвечающие современным услови­
ям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества;
национальная — полна движения и изменения,* живет созиданием
нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксе­
нофобией, т,е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому; наци­
ональная, напротив, по мере своего развития все больше открывает­
ся для контактов с другими культурами и становится богаче, впи­
тывая в себя их достижения. Этническая культура стремится
сохранить различия между локальными, местными, свойственными
отдельным группам населения особенностями быта, поведения, про­
изношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивели­
руются и с развитием ее постепенно исчезают.
В истории наций были периоды, когда расхождение между этни­
ческой культурой «низов» (крестьянской, «простонародной», «мужиц­
кой») и культурой образованных слоев («высокой», «аристократи­
ческой») доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в
XVIII—XIX вв. между культурой дворянской знати и культурой
«простого народа» образовалась настоящая пропасть: многие пред­
ставители высшей аристократии, свободно владея французским, с
трудом изъяснялись по-русски; язык, нравы и обычаи настолько
различались, что иному русскому дворянину легче было понять чу­
жеземца, чем собственного крепостного. Чтобы «навести мосты»
через эту пропасть, понадобились и гений Пушкина, сумевшего в
своем творчестве сочетать «простонародное» начало с аристокра­
тической образованностью, и страстные выступления славянофи-

1
Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национального. СПб., 1922. С. 6.
301
13.3. Национальная культура

лов в защиту «русского народного духа», и «хождение в народ»
интеллигенции.
В наше время, безусловно, верная мысль о необходимости куль­
турного подъема России нередко трансформируется в призывы к
«возрождению русской культуры». Находится немало ультрапатри­
отов, которое под этим лозунгом ратуют за возрождение русской
этнической культуры. Некоторые доходят даже до того, что призы­
вают возвратиться к «истокам русского духа», имея в виду дохрис­
тианскую, языческую религию древних славян. Учитывая место и
роль этнической культуры в культуре национальной, подобные взгля­
ды нельзя считать приемлемыми. Следование им привело бы не к
подъему, а к упадку культурного уровня русского народа. Уходят из
народной жизни лапти, кочерга, гадание у омета соломы, обычай
умыкать девиц на «играх межи селы» (т.е. в поле между селами) и
прочие «приметы старины глубокой». Этническая культура все
больше переселяется в музеи. Ее надлежит изучать и знать, но не
рассматривать как среду существования сегодняшнего человека.
Конечно, не все в современной культуре может нам нравиться и
не все плоды древней народной мудрости должны быть исключе­
ны из нее. Но забота о сохранении или даже восстановлении не­
заслуженно забытого должна диктоваться не стремлением во что
бы то ни стало сберечь специфику, отличающую данный народ от
других, а желанием способствовать прогрессу национальной куль­
туры. Любовь к прошлому прекрасна, когда она вдохновляется лю­
бовью к будущему. Патриотизм идет на пользу народу только тог­
да, когда нацелен не на бдительную охрану «истоков», «почвы», «чи­
стоты крови», а на процветание народа.
Культурный прогресс нации — не только победы и приобрете­
ния. Он полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея, переста­
ет довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, раз­
вивая культуру, неизбежно лишается многого того, в чем находили
отраду предки. Мы получили возможность летать на авиалайнерах,
но перестали путешествовать на лихих ямщицких тройках. У нас в
домах появились видеомагнитофоны, но канули в прошлое тихие
домашние вечера под пение сверчка. Культурный прогресс сближает
народы и выравнивает, во многом даже унифицирует и стандартизи­
рует условия их культурной жизни. Техника производства и быта,
обувь и одежда, основные права личности и принципы правопоряд­
ка, научные знания — в этом и многом другом страны с развитой
современной культурой мало отличаются друг от друга. Можно со­
жалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообраз­
но только ради ее сохранения отказываться от благ цивилизации.
302 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур


13.4. Региональная типологизация культуры
Характерной чертой региональных культур является то, что
каждая из них существует в определенном географическом ареа­
ле. Масштабы ареала региональной культуры могут быть очень
разными. Региональные культуры меньшего масштаба могут вхо­
дить в региональные культуры большего масштаба (например, куль­
тура Индокитая есть одна из составляющих культуры Южной Азии,
а та, в свою очередь, — культуры Востока). В некоторых случаях
можно говорить о региональных культурах, охватывающих один народ,
т.е. совпадающих с его национальной культурой (такова, например,
культура Кореи). Однако, какправило, они представляют собой кон­
гломерат различных культур, создаваемых несколькими народами,
населяющими регион. Наличие сходных природных условий жизни
в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство
между культурами народов, обитающих рядом друг с другом.
В ходе истории состав народов, населяющих регион, может ме­
няться. Но поскольку продолжают существовать одни и те же гео­
графические, климатические и другие особенности жизни людей в
данном регионе, постольку пришельцы так или иначе воспринима­
ют формы жизни и обычаи местного населения, и в результате
образуется историческая преемственность, сохраняющая специфи­
ку данной региональной культуры. Так произошло, например, в
Индии: культуры разных народов, поселявшихся на индийской зем­
ле, впитывали в себя древние традиции, до сих пор составляющие
специфический колорит жизни этой страны.
Когда какая-либо региональная культура вторгается в области,
занятые другой региональной культурой, она или претерпевает там
значительные изменения, ассимилируется и сливается с последней
(как негритянская культура в Северной Америке или западная куль­
тура в Японии), или вытесняет оттуда местную культуру (как про­
изошло с культурой американских или австралийских аборигенов
при захвате их земель европейцами). Таким образом, ареал регио­
нальной культуры может расширяться или сужаться.
Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исто­
рически сложились культуры, значительно различающиеся между
собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.

Запад и Восток Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко оп­
ределенного смысла. Чаще всего под «Востоком»
понимают Азию, а под «Западом» — Европу и Северную Америку.
Различие между Востоком и Западом интересует культурологию
13.4. Региональная типологизация культуры 303


как различие между двумя типами культур. В том, что культура
Востока и культура Запада имеют специфические особенности, со­
мневаться не приходится. Многим людям на Западе восточная куль­
тура кажется непонятной и экзотичной, а представители восточной
культуры нередко смотрят на западную с недоумением и неодоб­
рением. Но различия между этими культурами скорее интуитивно
улавливаются, чем логически строго формулируются и обосновывав
ются. О чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить лишь
с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому что
культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характе­
ризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в
них национальных культур, то такая характеристика будет весьма
бедной. Во-вторых, потому что восточная культура неоднородна в
гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский,
Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разни­
ца в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония,
Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией —
христианством (хотя и распадающимся на целый ряд различных
вероисповеданий),.и несходство в образе жизни между западными
странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому В.М. Алек­
сеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада — «вер­
тикальной».
В течение долгого времени проблема «Восток — Запад» рас­
сматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Раз­
личие между восточной и западной культурами усматривалось в
том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от
Запада. В настоящее время этот взгляд уже не кажется столь оче­
видным, как прежде. Стало ясно, что развитие культуры в различ­
ных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и
Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки куль­
турного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, раз­
вивающиеся одновременно, но по-разному. В необъятной литерату­
ре, посвященной специфике национальных и региональных культур,
высказываются разные, нередко несовместимые и противоречащие
друг другу суждения о чертах и особенностях западной и восточ­
ной культуры.
Многие исследователи отмечают, что на Востоке и на Западе
преобладают разные типы мировоззрения. Восточное мировоззре­
ние строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе
его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацелива­
ет человека на познание внешнего мира и активное воздействие на
него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека «всеоб-
304 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур


щей жизненной силе», выступающей как божество, для Запада —
самодеятельность человека. Восточная культура «утверждает только
бесчеловечного Бога», а западная «стремится прежде всего к исклю­
чительному утверждению безбожного человека» (Вл. Соловьев).
В западной философии на первом плане — идея бытия, в вос­
точной — идея небытия. Истинное знание в восточной философии
мыслится невыразимым в словах, тогда как западная философия в
ее классических формах проникнута стремлением мыслителей по­
стичь и сформулировать истину. Восточная культура ценит глубо­
комысленное молчание, сосредоточенное погружение в себя (меди­
тацию). Восточные мудрецы завоевывают признание не столько
блестящими проповедями или трактатами, сколько примером лич­
ной жизни. Западная же культура более словоохотлива, а для вос­
точного человека даже чрезмерно болтлива. В ней от мыслителя,
мудреца, учителя требуются, прежде всего, владение даром слова,
ораторское мастерство, остроумие, умение убеждать.
Восточная логика, в отличие от западной, не требует соблюде­
ния закона исключенного третьего (поэтому, между прочим, Восток
не был особенно озабочен выбором между политеизмом и моноте­
измом). «Восточный склад ума резко отличается от западного. По­
следний требует логического развития мысли, при котором отдель­
ные положения или силлогизмы следуют один за другим в опреде­
ленной связи, делая понятной новую мысль или аргумент. Восточный
ум пренебрегает этой манерой мыслить, считая ее медленной и не­
артистичной. Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и
смены фантастических образов. Избрав этот путь, ум не нуждает­
ся в промежуточных посылках. Тонкие неуловимые изгибы мысли,
как бы по мановению волшебного жезла, приводят его сразу к но­
вому яркому представлению, до которого он никогда не мог бы
дойти путем холодного логического рассуждения»1.
Наука на Востоке вплоть до последнего времени далеко отста­
вала от западной и только в XX столетии стала преодолевать это
отставание. В течение долгого времени среди наук на Востоке цен­
тральное место занимали, Главным образом, практические отрасли,
в особенности медицина.
Восточное искусство по сравнению с западным более возвышен­
но и изящно, менее реалистично и утилитарно; в нем больше симво­
лизма, недосказанности, таинственности. Возникающие с XIX в. в
европейском искусстве модернистские веяния в определенной мере
обязаны своим происхождением влиянию Востока.
1
Макгован Дж. Китайцы у себя дома. СПб., 1910. С. 51.
13.4. Региональная типологизация культуры 305


Восточному искусству свойственна высокая степень условности,
что затрудняет его понимание для тех, кто не посвящен в культур­
но-исторические традиции, на фоне которых оно сложилось. Надо
знать особенности распространенных среди народа религиозных
представлений, чтобы оценить художественные достоинства индий­
ских гимнов, восходящих к древним ведическим текстам, символи­
ку рисунков на старинных китайских шелках, прелесть масок мон­
гольского монастырского праздника Цам. Очень велика роль услов­
ности в национальных театрах Востока. Она пронизывает и
классический японский театр Но, в котором на сцене в условных
пластических формах разыгрываются видения, рождающиеся в вооб­
ражении героя; и китайскую оперу, где почти нет декораций, а место
и время действия обозначаются мелодиями; и индийский театр Кат-
хакали, в котором строго определенный смысл имеют позы, жесты и
грим актеров; и ночные спектакли индонезийского театра тецей с
его фигурками, чьи облик и жесты заданы вековыми традициями.
Прославленные шедевры восточной скульптуры и архитектуры
отличаются яркой декоративностью, утонченностью форм, тщатель­
ной проработкой деталей. Таковы, например, ювелирные украшения
индийской работы из золота и драгоценных камней или китайские
изделия из фарфора и слоновой кости. Скальные храмы Эллоры в
Индии, создававшиеся в течение нескольких столетий, — порази­
тельный пример того, сколько труда требуется для создания произ­
ведений, воплощающих восточные идеалы красоты: так, храм Кай­
ласа весь — от высокого цоколя с изображениями слонов и львов
в натуральную величину до пирамидальных башен — вырублен из
монолитной скалы и являет собой сооружение, которое выглядит
как скульптура.
В традиционных жанрах восточной живописи нет ни прямой, ни
обратной перспективы. Картины не имеют ясно выделенного центра,
в них не фиксируется точка зрения, с которой они написаны. Худож­
ник как бы растворен в изображенном им мире — у него нет в
нем определенного места. В классической поэзии Китая и Японии
авторы тоже избегают выражать или даже как-то обозначать свою
личность.-В стихах вообще почти полностью отсутствуют личные
местоимения, а глаголы употребляются так, что трудно однозначно
определить признаки субъекта. При точном переводе этих стихов
на европейские языки пришлось бы обходиться без слов вроде «я»,
«ты», «мой», «тебе» и все глаголы ставить в инфинитиве, но подобное
«безличное» выражение чувств было бы малопонятно европейцам.
Различие между восточным и западным искусством можно про­
иллюстрировать таким примером. Почти одновременно (с разни-
306 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур

цей около 20 лет) художники Эйтоку в Японии и Микеланджело в
Италии получили заказы на большие работы: первый — украсить
стену дворца, второй — расписать плафон Сикстинской капеллы.
Микеланджело разделил широкую площадь потолка капеллы на
несколько частей иллюзорными архитектурными переборками. На
каждой из этих частей он создал замкнутую композицию, окружен­
ную рисованой каменной рамой. Герои его композиций — сильные,
яркие личности* которые отчуждены одна от другой, даже когда они
тянутся навстречу друг другу, как Адам к Саваофу. А японский
художник на всей плоскости дворцовой стены, несмотря на то что
она была,расчленена столбами и горизонтальными балками, изобра­
зил раскидистую искривленную сосну с пышной кроной. Огромное
дерево включает дворец в природную среду и символизирует неотде­
лимость человеческих дел от жизни природы. Его могучий ствол —
это как бы ствол единого национального родового тела, обобща­
ющий образ японского народа в целом. В противоположность
западному индивидуализму здесь выступает на первый план идея
общности, единства людей (контраст между индивидуализмом и кол­
лективизмом проявился в данном случае и в организации твор-
ческой деятельности: Микеланджело расписывал Сикстинскую ка­
пеллу один.в течение четырех лет, — тогда как Эйтоку работал
вместе с группой своих учеников)1.
В восточном искусстве нередко исчезают привычные для евро­
пейцев границы между видами искусства. Специфическим син­
тезом живописи, графики, поэзии и каллиграфии является тради­
ционное китайское «искусство кисти»: здесь и лаконичный, тон­
кий рисунок, и изысканно выписанные иероглифы, и цоэтическое
воображение сливаются в творимый с помощью одного инстру­
мента— кисти — целостный художественный образ.
В этических установках Востока заметна тенденция к созерца­
тельности, консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика боль­
ше нацелена на активностей либеральность, эвдемонизм и утилита­
ризм. Результаты психологического тестирования свидетельству­
ют, что в странах Востока — Индии, Китае, Японии — выше, чем на
Западе, показатели интроверсии (населению более свойственны
замкнутость, скрытность, сдержанность в общении) и конформизма
(более распространены следование принятым нормам, желание быть
«как все»). Характерно, что жителям этих стран европейский обы­
чай здороваться с рукопожатием кажется диким: как можно пожи-

1
Штейнер ЕС. О личности, преимущественно в Японии и Китае... //Одис­
сей. Человек з истории. М., 1990. С. 46—47.
13.4. Региональная типологизация культуры 307


мать руку чужого человека! Уходящие в древность традиции и
распространенная на Востоке религия ислама значительно ограни­
чивают участие женщин в публичных делах (даже в театре жен­
ские роли, как правило, исполняются актерами-мужчинами).
Восточная культура более склонна к «нормативной избыточнос­
ти», тогда как западная — к «нормативной недостаточности». Для
Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уваже­
ние к обычаям и традициям, церемониальносТь социальных контак­
тов. Для Запада же — большое разнообразие и лабильность норм
социального поведения, стремление к социальному творчеству, пред­
приимчивость, ускоренный темп жизни, ведущий ко все большему
сокращению и упрощению всякого рода ритуальности, к более быс­
трому расшатыванию традиций. Основа восточной культуры —
традиция, и поэтому идея прогресса, столь значимая для Запада, не
вызывает на Востоке особого энтузиазма. Новации принимаются
там обычно лишь тогда, когда они как-то укладывается в приемле­
мые с точки зрения старых традиций формы. В Японии во вполне
современных финансово-промышленных корпорациях царит атмо­
сфера большой патриархальной семьи. В арабских странах работа
учреждений и предприятий строится так, чтобы мусульмане могли
исполнять все предписанные исламом обычаи, обряды, молитвы. На
Западе же, наоборот, обычаи, традиции, нормы поведения быстро
перестраиваются, если это необходимо для того, чтобы идти в ногу
с техническим или социальным прогрессом. Динамизм западного
образа жизни резко контрастирует с инерционностью восточного
общества, замедленным темпом его развития.
Причины, вызвавшие возникновение различий между восточной
и западной культурами, разнообразны.
Во-первых, это разница в природных условиях. Ницше пиеал,
что Восток — регион континентального тропического климата, для
него характерны крайние противоположности: резкая смена дня и
ночи, жара и блеск цветов, быстрота наступления непогоды, расточи­
тельное переливание природы через край изобилия; на Западе же —
ясное, но не сияющее небо, чистый (так было при Ницше!), почти не
изменяющийся воздух, прохлада, иногда даже холод.
Во-вторых, разница в динамике социально-экономического раз­
вития общества: замедленные темпы его на Востоке обусловле­
ны не только обширностью территорий, затрудненностью торгово-
экономических связей между ними, но и длительным существова­
нием больших имперских систем, в которых общая для нескольких
народов власть препятствовала их самостоятельному развитию.
308 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур

В-третьих, разница в характере межкультурных контактов: в
западном мире — постоянная перекличка этнических культур, внима­
ние к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать
его, вбирать в себя лучшие достижения других культур (именно такая
интенсивность межкультурных контактов, в значительной мере опи­
рающаяся на религиозное единство западного мира, и обеспечила быс­
трое развитие культур западных народов); на Востоке, наоборот, —
наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этниче­
ских культур, слабость взаимообмена между ними.
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм
культурного развития Востока и Запада. Так, по мнению востокове­
дов (хотя и не совсем единодушному), Восток, как и Запад, имел
свой Ренессанс, который выражался, разумеется, в специфически
восточных формах. Установлено совпадение ряда художественных
канонов в восточном и западном искусстве, например в античной,
византийской, индийской, тибетской живописи и скульптуре идеа­
лы человеческой красоты строились на одних и тех же икономет-
рических пропорциях (размах рук равен росту, лицо равно длине
кисти, и т.д.). Есть любопытное сходство в развитии философских
идей (у Гераклита и Хуэй Ши, Зенона и Гуньсун Линя и т.д.), в
содержании художественных произведений (например, у Горация и
Лу Цзы, жившего тремя веками позже).
Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимо­
действия культур Запада и Востока. Один из них выражен в из­
вестном стихотворении Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть
Восток, и с места они не сойдут»; другой сформулирован Гете: «Мыс­
ли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком». В на­
стоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие
западной и восточной культур необходимо и полезно для культур­
ного прогресса человечества. Однако это взаимодействие не озна­
чает исчезновения всех различий между ними. Примером может
служить опыт Японии.
Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она, в
сущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных со­
циокультурных миров как проблему своей внутренней политики.

Север и Юг Наряду с проблемой «Восток — Запад» в после­
днее время все большую важность приобретает
проблема «Север — Юг». Под «Югом» понимается социокультур­
ный мир народов субтропического пояса — африканского конти­
нента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют
социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет
13.4. Региональная типологизация культуры 309


западная культура. Географические границы между Севером и Югом
трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром
Востока и противопоставляется, главным образом, миру Запада.
Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни або­
ригенов тихоокеанских островов и «черной» Африки.
«Южный» регион — это прародина человечества: современные
антропологи склоняются к признанию моноцентрической теории
происхождения человека, согласно которой человеческий род ведет
начало от живших на африканском континенте 3—4 млн лет назад
предлюдей. Природные условия — богатство флоры и фауны, поз­
волявшее добывать необходимое количество пищи собирательством
и охотой, теплый климат, избавлявший от необходимости тратить
много труда на изготовление одежды и строительство жилищ, — не

<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>