<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

требовали от южных народов развития форм материального про­
изводства, характерных для более суровых зон земного шара. Их
культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к
поколению один и тот же, мало изменявшийся объем знаний и
традиций, обеспечивавших жизнь людей на основе примитивного,
но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Ког­
да-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее
место в развитии человечества. На территории Африки возникла
одна из первых и самых могущественных держав древности —
Египет; южнее его существовали Нубийское царство, древняя Эфи­
опия и другие государства. Однако свойственная южному типу хо­
зяйственно-культурной жизни застойность способствовала превра­
щению Африки и островов Океании в колонии европейских госу­
дарств. Попавшие в колониальную зависимость от европейцев
народы Юга лишь в XX в. стали освобождаться от нее и создавать
самостоятельные государства. Движение за независимость вызва­
ло у них бурный подъем национального самосознания и стремле­
ние защитить, утвердить и возвысить достоинство своей самобыт­
ной культуры.
К настоящему времени население Юга составляет около 1 млрд
человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообразен: в нем
насчитывается несколько тысяч различных этнических групп —
племен, народностей, наций.
Повсюду сохраняются древние местные языческие религии. Боль­
шую роль в организации жизни играют традиционные формы ми­
фологии и магии, включающие в себя древние верования в духов,
шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами.
Распространены представления о происхождении родов от живот­
ных предков. Роды нередко носят названия тотемных животных
310 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур


(слона, змеи, льва, обезьяны и др.). Считается, что умершие сороди­
чи оказывают влияние на жизнь своих потомков. В честь умерших
совершаются обряды, им приносятся жертвы. Важное место зани­
мают ритуалы инициации: юноши и девушки подвергаются испыта­
ниям, иногда весьма суровым, после которых они становятся полно­
правными членами общества. Вместе с тем у южных народов рас­
пространены буддизм, ислам и христианство.
Искусство народов Юга отличается экспрессией — бурным,
страстным выражением эмоций. Это особенно чувствуется в му­
зыкально-танцевальном искусстве, которому исполнители обычно
отдаются самозабвенно, вовлекаясь всем свои существом в ритми­
ку и пластику движений, часто имитирующих повадки различных
животных. В изобразительном искусстве преобладают яркие крас­
ки, острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характер­
ных признаков животных, людей, мужских и женских фигур. Уди­
вительно разнообразно украшается человеческое тело — татуиров­
ками, прическами, изделиями из перьев, кости, дерева. Замечательны
африканские маски. Нередко человеческие черты сочетаются в
них с анималистическими деталями — пастью гиены, рогами анти­
лопы, клыками кабана и т.д. Прекрасными образцами старинного
негритянского искусства являются терракотовые и деревянные
скульптуры, относящееся к XIV—XV вв. («искусство Ифе» — по
названию нигерийского города, в районе которого они найдены).
Они изображают царей в коронах из жемчуга, с типичными для
африканской пластики удлиненными лицами и укороченными ту­
ловищами. Как музыка и танец, так и живопись и скульптура про­
никнуты магической символикой. Скрытый смысл ее понятен толь­
ко посвященным. Что именно означают те или иные произведения
и их отдельные элементы, знают иногда лишь прошедшие инициа­
цию члены рода или шаманы. Следует заметить, что у южных наро­
дов изобразительное искусство является исключительно делом муж­
чин. Женщинам, как правило, запрещается даже прикасаться к мас­
кам и другим ритуальным предметам.
Обычаи южан и северян во многом различаются. Туристы в
Африке нередко возмущаются, когда видят, как женщина несет за
спиной ребенка, на голове — корзину, в руках — огромные сумки, а
рядом с нею вышагивает ее муж, не обремененный ничем. Им в
голову не приходит, что африканские негритянки, особенно в сель­
ской местности, гордятся своей силой и выносливостью и всякую
попытку помочь им сочли бы для себя унизительной и обидной.
Русский турист рассказывает, как шокировало его поведение афри­
канцев в кинотеатре: когда на экране показывалась атомная бом-
13.4. Региональная типологизация культуры 311


бардировка и люди корчились в муках, в зале раздались аплодис­
менты. Однако оказалось, что так зрители в соответствии с народ­
ными традициями выражали сочувствие страдающим, стараясь сво­
им энтузиазмом облегчить их муки.
Острые междоусобицы на этнической и религиозной почве со­
трясают государства, возникшие на месте прежних колоний. Но
вместе с тем постепенно получает все большее распространение
мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В наи­
более развернутом виде эта мысль воплотилась в негритюде —
распространенном на Юге направлении общественной мысли, ут­
верждающем исключительность исторических судеб Африки и
особую роль негритянской культуры в развитии человечества.
Негритюд — сложное и противоречивое явление. В религиозном
движении растафари, которое зародилось на Ямайке и затем рас­
пространилось в Эфиопии и других странах Африки, среди цветного
населения США, Канады и бывших британских колоний, он принял
форму открытого «черного национализма». Сторонники растафари
говорят о превосходстве черной расы над белой и предрекают, что
она будет властвовать над всем миром. Они признают Библию сво­
ей священной книгой, утверждая, что она первоначально была напи­
сана на амхарском (т.е. эфиопском) языке и затем белыми был сде­
лан ее искаженный перевод. На самом деле, утверждают они, в Вет­
хом Завете речь идет не о древних евреях, а о неграх. Христианство
же — это обман. Приверженцы растафари обожествляют Хайле
Селассие, императора Эфиопии, умершего в 1974 г., считая его месси­
ей, а столицу Эфиопии Аддис-Абебу — святым Сионом.
Одним из главных лозунгов растафари является призыв возро­
дить древнюю африканскую культуру, задавленную 400-летним
пребыванием Юга в рабстве у народов Севера, но несущую в себе
«глубинную правду». Нам, утверждает негритянский проповедник
Гарви, человечество обязано цивилизацией, которую европейцы по­
хитили из Африки: «Мы на берегах Нила занимались искусством,
наукой, а они в Европе еще спали в пещерах и пили человечью
кровь». Путь к возрождению африканской культуры — раскрепо­
щение сознания, поиск корней, почвенничество, борьба за чистоту
истинно негритянского образа жизни. Традиции древнего негри­
тянского искусства раз.виваются в художественном творчестве де­
ятелей растафари — в поэзии (Орландо Уонг), живописи (Осмонд
Уотсон), графике (Рас Дэниэл), скульптуре (Рас Кэньют), музыке
(большое число композиторов и исполнителей джаза, блюза, ска,
диско и других стилей негритянской музыки, начавшей входить в
моду в 1920-х гг. и ставшей особенно популярной с 1950-х).
312 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур


Наряду с растафари, негритянской разновидностью «масскульта»,
существует популярная среди образованных африканцев рлитар*'
нал концепция негритюда, развитая Леопольдом Сенгором — со­
временным африканским мыслителем, поэтом и политический
деятелем, бывшим в 1960—1981 гг. президентом Сенегала. Проти­
вопоставляя негритянскую культуру европейской, Сенгор дает лю­
бопытную характеристику ее особенностей1. Суждения такого ее
знатока, как Сенгор, заслуживают внимания, даже если не все в них
можно принять на веру.
Сенгор утверждает, что негры иначе, чем европейцы, относятся к
природе, к окружающей среде. Европейцы — люди действия, для
них природа является миром объектов, от которых они отделены.
Они воспринимают эти объекты как вещи, 'которыми надо овла­
деть. Это завоеватели, «хищники», потребители, использующие и
уничтожающие природу. Сенгор приводит слова одного старика-
африканца: «Все белые — людоеды, у них нет никакого уважения к
жизни». Негры, наоборот, живут в слиянии со средой, с космосом.
Негр — дитя природы, он находится в живой, непосредственной
связи с нею. Он воспринимает «глубинные волны» природы и реа­
гирует на импульсы, исходящие от вещей, без всяких экранов, реле и
трансформаторов, познает мир не на объективном, а на субъектив­
ном уровне, улавливая его ритмы физиологически — не только
мозгом, а всем телом. Негр не «потребляет», не «использует» приро­
ду, а «соучаствует» в ее жизни. Дар чувствовать ритм лежит в
основе негритянской духовности и проявляется в поведении афри­
канских негров. «Мое тело невольно напрягается, когда я смотрю
футбольный матч. Когда я слушаю джазовую музыку, меня подмы­
вает пуститься в пляс. Ибо командная игра воспроизводит есте­
ственные жесты, а африканская музыка и танец (они едины) —
движения человеческого тела, которые созвучны движениям мыс­
ли и окружающего мира».
Если для европейца главным орудием познания мира является
рациональное мышление, то для негра — чувства, эмоции, «непо­
средственное сопереживание» происходящих в мире процессов.
Порывы эмоций у него — не «провалы сознания» (как у европей­
цев), а способы восхождения к высшей мудрости. Разум негра, по
мнению Сенгора, руководствуется не «нацеливающей» рациональ­
ностью (рассудком, расчетом, мерой), а «объемлющим» логосом —
интуитивным, живым схватыванием сути вещей. На первом месте
в познании мира негром — форма, цвет, вкус, запах, прикосновение.

1
Сенгор Л. Негритюд: психология африканского негра //Ступени. 1992. № 3.
13.4. Региональная типологизация культуры 313


Он инстинктивно питает уважение к жизни, чутьем улавливает кра­
соту природы. «Мозг лишь играет роль ретрансляционной станции,
— пишет Сенгор. — Мой друг-негр, африканский поэт, как-то при­
знался мне, что прекрасное в любом своем проявлении ударяет ему
в пах, производя сексуальное впечатление». Живость, непосредствен­
ность, интуитивность, чувствительность, сексуальность — это харак­
терные для африканского негра формы субъективного, но вместе с
тем глубоко верного постижения сокровенных тайн природы.
«Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные
ценности африканского негра: религию, социальные структуры, ис­
кусство и литературу и, главное, гениальность его языка». Для негра
видимое, плотское есть лишь проявление невидимого, духовного. Мир
для него полон магии и одушевлен. «Поэтому африканский негр
глубоко религиозен». В негритянском обществе техническая дея­
тельность была и остается подчиненной целям религиозным, маги­
ческим, художественным. В центре внимания негритянского обще­
ства не техника, а человек с его духовной жизнью. Стихия африкан­
ца — танец, музыка, спорт, теплота человеческих отношений. Ему не
нужна бездушная техника, отгораживающая людей от мира. Чужда
ему и абстрактная, сухая и обезличенная наука белых людей: он
постигает все и без нее — с помощью своей «африканской науки»
чувствования и сопереживания.
По Сенгору, негритянская культура — антипод культуры белых
народов Севера. Он считает, что африканская культура не только
стоит наравне с западной, но и во многих отношениях превосходит
ее. Указывая на невротичность западного индустриализованного
общества, Сенгор полагает, что будущее человечества должно ле­
жать на путях принятия ценностей негритянской культуры.
Если вдуматься в даваемое сторонниками негритюда описание
культуры Юга, то в нем нетрудно узнать черты, характерные для
первобытно-мифологической культуры. Негритюд, в сущности, ро­
мантизирует архаическое сознание, воспевает культуру, свойствен­
ную «детству человечества». Живая, органическая слитность субъекта
с объектом, наивно-детский, эмоциональный, интуитивный образ
видения мира — это когда-то (в доантичные и даже в послеантич-
ные времена) было и в западной культуре, но в современном ее
состоянии давно исчезло. Однако возврат к детству в жизни обще­
ства, как в жизни индивида, может воскресить утраченную с года­
ми свежесть чувств и радость бытия. Подобное в какой-то мере
происходит в западном обществе.
Вливание «свежей африканской крови» заметно обновило и эмо­
ционально обогатило искусство Севера,' в особенности музыку и
314 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур

танец. Так, всеобщее распространение получили в наше время им­
провизационный джаз (начиная с «горячей пятерки» Л. Армстрон­
га, которая ввела в культуру Севера рожденные в негритянской
музыке традиции); рэгги — пришедшая с Карибских островов лег­
кая музыка в стиле «калипсо» и «диско», а также музыка «черного
гетто», угрюмая, тягуче-ритмическая, наполненная религиозно-мис­
тическим духом «вибрация корней»; рэп, возникший на фольклор­
ной основе африканских-состязаний в ускорении ритма (пока кто-
нибудь не собьется в скороговорке); брейк-данс («низкое верче-I
ние» и «электрик» — дергающиеся движения, которые были
восприняты как роботоподобные, а на самом деле происходят от
древнего акробатического танца африканских негров).
Искусство Юга наложило свой отпечаток на творчество таких
выдающихся европейских художников конца XIX — начала XX в.,
как Гоген, Вламинк, Матисс, Пикассо, Дали и др. Африканская культу­
ра явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в жи­
вописи. Многие европейские и американские поэты и писатели (Апол-i
линер, Кокто и др.) отразили в своих произведениях ее мотивы. Эхо I
африканской культуры присутствует в философии (например, в кон- ;
цепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX в. А. Швей-1
цера, долгое время проведшего в дебрях Африки). Благодаря негри­
тянским спортсменам с их азартом, отточенной техникой и ритми­
кой движений стали живее, острее и динамичнее многие спортивные
зрелища: футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика и др.
Таким образом, культура Юга уже сейчас оказывает заметное
воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное
освоение южными народами достижений культуры северных стран.
Дальнейшее усиление контактов между Севером и Югом, несом­
ненно, будет способствовать взаимному обогащению этих социо­
культурных миров.
Глава 14

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ



Культуры, близкие в пространстве или времени, часто обладают
сходными типологическими характеристиками. Это связано как с
генетическим родством и взаимовлиянием культур, так и с род­
ственностью исторических и природных условий их существова­
ния. Типологизация культур по их пространственным и временным
параметрам позволяет не только отразить естественные, объектив­
но обусловленные отношения между ними, но и наиболее полно
очертить специфику каждой отдельной культуры и ее место в об­
щем ходе развития мировой культуры. Поэтому она имеет в куль­
турологической науке особое значение. Далее речь пойдет об исто­
рической и региональной типологизации культур, т.е. об их типах,
выделенных по хронологическому и географическому принципам.


14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход
Различие культур по их принадлежности к историческим эпо­
хам — давняя традиция. В истории обычно выделяются четыре
основные части.
1. Древний мир — от выделения человека из животного мира
около 2 млн лет тому назад до падения Западной Римской империи.
Период включает в себя «доисторическое» и «историческое» время.
2. Средние века — от падения Западной Римской империи до
жохи Возрождения.
3. Новое время -г- от эпохи Возрождения до Первой мировой
войны.
316 Глава 14. Историческая типологизация культуры


4. Новейшее время — от конца Первой мировой войны до на­
ших дней.
Соответственно, в качестве основных исторических типов куль­
туры традиционно рассматриваются:
S первобытная культура;
*" античная культура;
S средневековая культура;
/ культура эпохи Возрождения;
У культура Нового времени;
S современная культура.
Следует, однако, иметь в виду, что эта типологизация родилась в
русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о
своем происхождении, развитии и значении для всего человече­
ства. Она описывает ход культурно-исторического процесса на тер­
ритории Европы, главным образом, Западной. Но европейские ис­
следователи вплоть до конца XIX в. были уверены в том, что разви­
тие европейской культуры является образцом, которому так или
иначе должны следовать другие, неевропейские, народы. Последние
движутся вслед за Европой по тем же историческим ступеням, что
и она, но только отстают от нее в этом движении. Европейская
культура — это наиболее высокоразвитая из всех культур, и в даль­
нейшем все другие культуры будут постепенно подтягиваться до
ее уровня. Такой взгляд на мировую культуру и ее развитие лежит
в основе концепции европоцентризма.
Европоцентризм — детище европейской (западной) цивилиза­
ции. Он представляет собой апологетику западной культуры, запад-
ных ценностей, западного образа жизни. Объявляя Европу центром
мировой цивилизации, он проповедует превосходство ее культуры
над всеми остальными и необходимость распространения ее во все
регионы земного шара. В этом, с его точки зрения, состоит «цивили­
заторская миссия» Запада, осуществление которой способствует
прогрессивному развитию всего человечества в целом. Видный
идеолог европоцентризма, немецкий философ и теолог Э. Трёльч
(1865—1923) писал, что у неевропейских народов отсутствует ис-'
торическое самосознание и критическое отношение к прошлому.
Только европейский дух, унаследовавший великую античную куль­
туру и познавший «святые истины христианства», способен понять
единство человеческого рода и его исторический путь. Поэтому
всемирная история есть история развития европейского духа и про­
никновения его во все страны. «Для нас существует только история
европеизма»1.
1
Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1995. С. 608.
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 317


Сторонники европоцентризма распространяют периодизацию
социокультурной истории Европы на все области земного шара.
Это ведет к заметным натяжкам и искажениям реального истори­
ко-культурного развития народов неевропейских стран. Но что
касается европейских народов, то развитие их культур действитель­
но более или менее вписывается в последовательность перечис­
ленных исторических эпох.

Первобытная Временные границы первобытного общества оп-
культура ределить нелегко. Существа семейства Homo по­
явились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умев­
шие изготовлять каменные орудия труда) — около 2 млн лет назад,
a Homo sapiens — около 100 тыс. лет назад. Самый древний из
известных городов — Иерихон — возник около 10 тыс лет назад1,
а древнейшие государства образовались на рубеже IV—III тысяче­
летий до н.э. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX сто­
летии — у некоторых племен в Африке, на островах Тихого океана.
Но как бы то ни было, ^сно одно: эпоха первобытной культуры —
самая длительная в человеческой истории. Хотя жизнь древних
племен в разных географических регионах имела свои особеннос­
ти, существуют общие черты, характерные для культуры первобыт­
ного типа.
Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры яв­
лялся синкретизм (от греч. syncretis — соединение) — нерасчле-
пенность, недифференцированность ее форм, которая соответство­
вала их неразвитому состоянию. Другой важной особенностью этой
культуры была ее бесписьменность, обусловливавшая медленность
накопления информации в обществе и, следовательно, слабые тем­
пы культурного и социального развития.
Первобытная культура была традиционной и постфигуратив­
ной. На ранних ее стадиях, когда язык был еще очень примитивен и
возможности речевой коммуникации были невелики, мир смыслов,
в котором жил человек, задавался ритуалами. Они являлись не­
вербальными «текстами» его Культуры. Подражательность ритуаль­
ного поведения требовала от каждого индивида следования образ­
цам и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное
самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полнос­
тью сливалось с коллективным. Индивид не то чтобы должен был
вести себя «как все», он просто не мог отступать от ритуальных

1
В недавних археологических раскопках на его месте обнаружены постройки,
датируемые 7800-м г! до н.э.
318 Глава 14. Историческая типологизация культуры


требований, налагавшихся на его поведение. Особую роль здесь
играли запреты — табу, охранявшие жизненно важные для суще­
ствования племени устои коллективной жизни (порядок распреде­
ления пищи, недопущение кровнородственных половых связей, не­
прикосновенность особы вождя и т.д.). Культура начиналась с вве­
дения запретов, которые пресекали асоциальные проявления
животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживали личную
предприимчивость (охранительный характер так или иначе свой­
ствен всякой культуре вообще).
С развитием языка и речи формировался и приобретал все
большее значение новый информационный канал — устное вер­
бальное общение. Это сопровождалось развитием мышления и ин­
дивидуального самосознания. Индивид переставал отождествлять
себя с коллективом, у него появлялась возможность высказывать,
предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по
поводу событий, действий и их последствий, планов и т.д., хотя са­
мостоятельность мышления долгое время оставалась еще очень ог­
раниченной.
На этом этапе духовным основанием первобытной культуры
стало мифологическое сознание. Мифы окутывали все формы
жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты» куль­
туры. Их устная трансляция обеспечивала установление единства
взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.
Вера в «свои» мифы скрепляла сообщество и вместе с тем отделя­
ла его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.
Поэзия мифов была первой формой литературного творче­
ства. Но мифологическая символика воплощалась не только в сло­
весной форме, она выражалась также в знаковых структурах обря­
дов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предме­
тов домашнего обихода и т.д. В результате мифология создавала
атмосферу для появления разнообразных видов первобытного ис­
кусства. В мифах закреплялись и освящались практические сведе­
ний и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче
от поколения к поколению накапливавшийся в течение многих
веков опыт сохранялся в социальной памяти и образовывал пер­
вичный уровень знаний и способов мышления, от которого начи­
нался путь к развитию философии и науки. В мифологических
рассказах о божествах, населяющих мир, зарождалось религиозное
мировоззрение.
Таким образом, в слитном, недифференцированном (синкретич­
ном) виде первобытная мифология заключала в себе зачатки ос­

<< Пред. стр.

стр. 33
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>