<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

новных областей духовной культуры, которые выделялись из нее на
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 319

последующих ступенях развития человеческого общества: религии,
искусства, философии, науки.

Античная Эпоха античной культуры начиналась с образова-
культура ния греческих полисов — городов-государств —
на присредиземноморских землях Эллады и Ма­
лой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершилась с падением
Римской империи в V в. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно
развивались скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудни­
ках, ремесла, торговля. Распадалась патриархальная родоплеменная
организация общества. Росло имущественное неравенство семей.
Родовая знать, наращивавшая богатство благодаря широкому исполь­
зованию труда рабов, вела борьбу за власть. Общественная жизнь
протекала бурно — в социальных конфликтах, войнах, смутах, поли­
тических переворотах.
Античная культура на протяжении всего времени своего суще­
ствования оставалась в объятиях мифологии. Более того, она по­
глощала и перерабатывала разрозненные племенные мифы, сливая
их в единую религиозно-мифологическую систему. В VIII—VII вв.
до н.э. в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Гесиода «Теого­
ния» и «Труды и дни» эта система приобретала тот вид, в котором
она стала основой всего античного мировоззрения.
Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных
отношений, рост знаний подрывали архаические формы мифологи­
ческого мышления. Научившись у финикийцев искусству алфа­
витного письма и усовершенствовав его введением букв, обозна­
чавших гласные звуки, греки получили возможность записывать и
накапливать исторические, географические, астрономические сведе­
ния, собирать наблюдения, касавшиеся явлений природы, техничес­
ких изобретений, нравов и обычаев людей. Весь этот громадный
материал было трудно уложить в каноны мифологических расска­
зов. Необходимость поддерживать общественный порядок в госу­
дарстве требовала замены неписаных племенных норм поведения,
закрепленных в мифах, логически, четкими и упорядоченными ко­
дексами законов. Публичная политическая жизнь стимулировала
развитие ораторского мастерства, умения убеждать людей, способ­
ствуя росту культуры мышления и речи. Совершенствование про­
изводственно-ремесленного труда, городского строительства, воен­
ного искусства все дальше выходило за рамки освященных мифом
ритуально-обрядовых образцов.
Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопро­
вождался борьбой против архаических традиций мифологиче-
320 Глава 14. Историческая типологизация культуры

ского сознания, сковывавших свободу мысли, рост знаний, развитие
трудовой деятельности.
История античной'эпохи разделяется на две частично наклады­
вающиеся друг на друга фазы — греческую и римскую антич­
ность.
Главными сферами греческой культуры были фцлософия и
искусство. Они выросли из мифологии и пользовались ее образа­
ми. Но вместе с тем они приобретали значение, выходившее за ее
пределы.
Древнегреческая философия — дитя мифологии, которое, подоб­
но Зевсу, выступившему против своего отца Кроноса, вступило в
борьбу со своей родительницей. Рождение ее есть рождение ново­
го — философского — типа мышления, орудиями которого служи­
ли не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. Фи­
лософское мышление, в отличие от мифологического, стремилось
дать объяснение действительности путем рационального, логичес­
кого рассуждения, а не посредством повествования, достоверность
которого с самого начала находилась вне всяких сомнений.
Искусство Древней Греции, как и философия, исходило из мифо­
логии и черпало из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начало
служить не только ритуально-мифологическим, культовым целям..
Произведения искусства приобрели свою собственную, эстетиче­
скую ценность, которая определялась не их культовым назначени­
ем, а художественными достоинствами. Искусство превратилось а
самостоятельную область культуры. В нем возникли и дифферен­
цировались как особые его виды архитектура, скульптура, лириче­
ская поэзия, драма, театр. Древнегреческое искусство во многом
предопределило развитие художественной культуры более позднихI
исторических эпох.
Римская античность заимствовала многие идеи и традиции
греческой культуры. Важнейшие культурные новации римской ан­
тичности связывались с развитием политики и права. Политизи
рованность была характерной чертой римской культуры. Создание
детально разработанной системы государственных органов и юри^I
дических законов, регулировавших гражданские отношения, судо­
производство и т.д., объяснялось необходимостью обеспечивать
управление огромной Римской империей. Римское право до сих
пор остается основой, на которую опираются современные право­
вые системы.
В целом своеобразие античности обусловлено тем, что она, со­
храняя мифологическую оболочку, развивала формы культурной
жизни, не вмещавшиеся в эту оболочку и разрывавшие ее. Это
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 321



славное противоречие проявлялось в антиномиях, которые прони­
зывали всю античную культуру — как греческую, так и римскую.
Чувства и разум, вера в «ананке» (судьбу, рок) и дух «агона» (стрем­
ление к активной борьбе, состязанию, испытанию своих сил), обще­
ственные и личные интересы, зависимость от социума и развитие
индивидуальности — таковы противоположности, в попытках гар­
монично сочетать которые развивалась античная культура.

Средневековая Средневековье — это тысячелетие, условными
культура историческими рамками которого являются V и
XV вв. Культура европейского Средневековья воз­
никла на руинах Римской империи. Ослабление и распад централь­
ной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком
нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере все­
общей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три
силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело ее буду­
щее: дряхлевшая греко-римская культура, варварство и христиан­
ство. Самой могущественной из них было последнее.
Возникнув из иудаизма, христианство опиралось на традиции,
сложившиеся вне античного мира. От, иудаизма оно унаследовало
не только идею единобожия (монотеизма) и ветхозаветное Свя­
щенное Предание, но и отраженные в нем элементы древних вос­
точных культов. Вместе с тем учение Иисуса Христа ввело в со­
знание людей принципиально новые гуманистические установки.
Таким образом, христианство являло собой свежую струю, способ­
ную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому же христи­
анское движение, когда рухнула Римская империя, уже имело иерар­
хическую централизованную церковную организацию, сумевшую
сосредоточить в своих руках немалые имущественные ресурсы.
Все это позволило христианству занять главенствующее положе­
ние в европейской культуре, одержав верх над греко-римским мно­
гобожием и варварским язычеством.
Однако эта победа не была легкой. Процесс христианизации варва­
ров, ведших беспрерывные войны на территории Европы, затянулся
надолго. Около пяти веков («темные столетия», как иногда называ­
ют VI—X вв.) длился период становления новой культуры. 1000-й
год может быть условно принят за веху, с которой она вступила в
пору зрелости.
v Долгая и упорная борьба с греко-римским и варварским языче­
ством придала специфический облик средневековому христианству и
всей основанной на нем средневековой культуре. Христианство выве­
ло народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-
I 1 Культурология
322 Глава 14. Историческая типологизация культуры

варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло
античные идеалы мудрости и красоты, но вражда к ним вылилась щ
проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.
Жестокое преследование еретиков и язычников и христиан­
ское милосердие; изощренные богословско-схоластические споры;;
о таинствах Троицы и прочих тонкостях христианского учения щ
дремучее невежество народа, для которого эти премудрости не име­
ли абсолютно никакого значения; варварское пренебрежение к че­
ловеческой личности и христианская забота о спасении души —
все это образовало причудливую смесь, составлявшую содержание
религиозного сознания в эпоху Средневековья.
Вытесняя язычество, церковь постепенно распространила свое
влияние на все стороны жизни общества. Необходимость во всем)
руководствоваться установленными церковью религиозными догма­
тами стала в средневековом мире «привычкой сознания». Церков­
ные правила регламентировали распорядок дня, церковный кален­
дарь устанавливал дни праздников, церковными церемониями сопро-/1
вождались все важнейшие события человеческой жизни — рождение,
свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха стро­
илась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказа­
ние за «преступления против веры». Религиозные мотивы во мно­
гом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств.
Христианское учение задавало исходные позиции, на которых
строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука нахо­
дились под строгим контролем: соответствие их содержания хрис-,|
тианскому вероучению являлось неукоснительным требованием,
которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государствен­
ной власти. Нарушители этого требования объявлялись еретиками, |
и если они не «исправлялись», то их сжигали живьем на костре.
Средневековое искусство почти целиком было направлено на ре-;
лигиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В
живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Сло­
жились каноны торжественного и величественного церковного пес­
нопения, появились такие музыкальные формы, как хорал, месса, рек­
вием. Особенно значителен был подъем архитектуры, которую мож­
но, наверное, считать главным видом средневекового искусства.
Грамотность была редким явлением в средневековом обществе.
Даже короли не всегда умели читать и тем более писать. Образован­
ными были, как правило, лишь люди священного звания. Образование
в обществе поддерживалось почти исключительно усилиями церкви.
Вся образовательная система носила религиозный характер.
В средневековом обществе было принято делить всех людей на
три разряда: два первых — «молящиеся» (священники) и «воюю-
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 323


щие» (рыцари, благородное дворянство) — составляли дворянско-
церковную элиту, а простой народ, в основной массе занимавшийся
крестьянским трудом, относился к третьему разряду — «трудящим­
ся». Существенной особенностью средневековой культуры был
разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже
характер веры были.у них различны. Простому люду идеалы эли­
ты были глубоко чужды. Неискушенный в христианской догмати­
ке и лишенный «книжного знания», он был оттеснен от «высокой»
культуры. Крестьяне и бюргеры жили размеренной трудовой жиз­
нью, в которой сохраняли свою силу архаические обычаи, подчас
никак не согласовывавшиеся с канонами христианской веры.
Было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры
только в ее религиозно-христианской окрашенности. На протяже­
нии Средних веков в Западной Европе' произошли сдвиги, которые
имели лишь косвенное отношение к духу религиозности или даже
совершились вопреки ему. В период.Средневековья начали зарож­
даться современные европейские нации, языки и государства,
возник иной по сравнению с античным полисом тип европейского
города, появились многие приметы «европейского» образа жизни.
Именно в эту эпоху вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, основ­
ные элементы современного костюма (брюки, юбка), мебель с выд­
вижными ящиками, бумага, письмо птичьим пером, нумерация листов
в книгах; были изобретены механические часы, рубанок, огнестрель­
ное оружие, ветряная мельница, хомут и дышло; люди научились при­
менять удобрения, делать железные подковы на гвоздях, изготовлять
спирт из зерна, играть в футбол, ориентироваться по компасу.
Западная Европа раннего Средневековья была культурным захо­
лустьем по сравнению с Китаем, Индией или передовыми исламски­
ми халифатами того времени. «По тогдашнему положению Западной
Нвропы никто не мог бы сказать, что позднее она займет главенству­
ющее положение в мире по могуществу и культуре. Превосходством,
достигнутым после Возрождения, мы обязаны отчасти культуре, и
научной технике, отчасти тем политическим учреждениям, которые
были постепенно созданы в период средневековья»1. . -

Культура Ветер перемен, принесший новые настроения в
Возрождения религиозную атмосферу средневекового мировоз­
зрения, возник в Италии. Первым дуновением
повеяло уже в XIV в., но в мощное культурное движение, которое
называют Ренессансом, или Возрождением, он превратился в XV—
XVI вв.

1
Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 115—116.
324 Глава 14. Историческая типологизация культуры


Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере
искусства. Искусство, в особенности живопись, скульптура, архи­
тектура, заняло в ней ведущее место и стало главной ареной ее j
творческих достижений. Термин «Возрождение» был впервые упот­
реблен итальянским художником и искусствоведом XVI в. Ваза-
ри: он писал о возрождении античных традиций в творчестве жи­
вописцев, ваятелей и зодчих после упадка изобразительного искус­
ства в эпоху Средневековья. Обращение к античному, наследию,,,
однако, не сводилось лишь к его изучению и подражанию ему. Оно!
было формой, в которой совершился переход к новому идейному j
содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм.
Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой куль-]
туры. Богословскому знанию, учению о Боге, церковно-схоласти-!]
ческой учености — studia divina -— они противопоставили studia'
humana — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и|
нравам и которые совершенствуют и украшают человека»1. Назы­
вая себя гуманистами, они выражали этим направленность своих!
интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре |
их внимания Находилась живая человеческая личность. Гуманис-1
ты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разу-]
мом и волей, масштабами его творческих достижений. Они пола­
гали, что достоинство человека определяется не его'происхожде­
нием, богатством или властью, не аскетическим умерщвлением?
плоти, а, прежде всего, гуманистической «ученостью». Благород­
ным делает человека не принадлежность к знатному роду, а овла­
дение культурой, широкая, многогранная светская образованность,
опирающаяся на изучение и христианских, и греко-латинских ис-'|
точников. Писатели и художники, по мнению гуманистов, выше;
воспеваемых ими героев, потому что слава героя — на кончике
пера или кисти творца, дарующего ему бессмертие в своем произ-.
ведении. Иначе говоря, благородный человек — это гуманист, «ари­
стократ Духа». Новый, духовный, аристократизм стал знаменем
гуманистической культуры Возрождения.
Гуманизм не был народным движением. Его приверженцы пред­
ставляли собой сравнительно немногочисленную группу ученых и
художников. Можно лишь удивляться тому, как удалось весьма не­
большому числу талантливых творцов за короткий исторический
срок создать культурное богатство, объем и великолепие которого
поражает нас и сегодня. Но творчество гуманистов обращалось к
тем, кто был способен прочесть их латинские или хотя бы итальян-

2
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,
1978. С б .
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325



ские трактаты и кого не отталкивала новизна их взглядов и их
искусства. Таких было немного. Гуманистическая культура Возрож­
дения имела элитарный характер. Она была доступна только людям
образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание ко­
торых в эту эпоху продолжало пребывать в плену средневековой
культуры.
Сами гуманисты также далеко не полностью освободились от
средневекового образа мышления. Хотя среди них были открытые
вольнодумцы, в большинстве своем они сохраняли искреннюю при­
верженность христианской вере и католической церкви. Как и сред­
невековые схоласты, они преклонялись перед авторитетами — с
той лишь разницей, что ставили авторитет античности наряду с
авторитетом церкви, а то и выше него. Суеверия, колдовство, магия,
астрология редко вызывали у них сомнения.
Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь
европейского общества было не столь значительно. Как философия,
так и естествознание не вышли из-под власти церкви. Схоластика
продолжала торжествовать в университетах. Открытие Коперника,
опубликованное в 1543 г., долгое время не привлекало внимания, а
когда Джордано Бруно попытался придать ему мировоззренческое
значение, еретика сожгли на костре (в 1600 г., т.е. уже к концу
эпохи Возрождения). Астрономические исследования Тихо Браге и
Кеплера, научные идеи Леонардо да Винчи, работы математика Тар-
талья, посвященные решению прикладных задач механики, земле­
мерия, баллистики, и другие достижения науки Возрождения нашли
признание и использование лишь в культуре более позднего вре­
мени. Ожидали своего часа и неоцененные современниками поли­
тические, правовые, психологические изыскания гуманистов. Семе­
на, посеянные гуманистической культурой, дали всходы позже, в
последовавшее за Возрождением Новое время.
Созданная гуманистами культура разрушила господство в об­
ществе ;строгой аскетической морали Средневековья, которая и до
того пользовалась скорее формальным признанием как среди кре­
стьянства, так и у аристократии. Результатом было всеобщее паде­
ние нравов в эпоху Возрождения, затронувшее не только мирян, но
и духовенство. В остальном же деятельность гуманистов мало ска­
залась на повседневной жизни большинства населения стран тог­
дашней Европы.
Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрож­
дения оказала Реформация — народное движение, направленное про­
тив католической церкви и приведшее к возникновению протестан­
тизма. Это движение развернулось в XVI столетии. Лидерами его
были Кальвин в Швейцарии и Лютер в Германии — люди, весьма
326 Глава 14. Историческая типологизация культуры


далекие от идеологии гуманизма и по своему мировоззрению мало
чем отличавшиеся от средневековых еретиков более раннего време­
ни. Гуманизм сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль.
С одной стороны, Реформация шла по его стопам: гуманизм расчис­
тил путь для нее тем, что подорвал престиж церкви, ослабив ее кон­
троль над искусством и возвысив светскую ученость. С другой же
стороны, Реформация была восстанием не только против католичес­
кой церкви, но и против гуманизма: ее фанатической религиозности
и крестьянско-бюргерскому умонастроению был враждебен дух ин­
теллектуальной и нравственной свободы, который несла в себе гума­
нистическая культура итальянского Возрождения. Борьба между ка­
толичеством и протестантством имела для судеб ренессансной куль­
туры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию
контрнаступлением: усилением действий инквизиции по преследова­
нию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры и индекса
запрещенных книг, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех
сторон, культура Возрождения задохнулась в атмосфере религиоз­
ной нетерпимости.
Но эпоха Ренессанса оставила после себя наследие, во многом
обусловившее характер дальнейшего культурного развития Евро­
пы. Попытка гуманистов синтезировать античную и средневеко­
вую культуру привела к созданию необычного, оригинального явле­
ния: культура Возрождения была переходной культурой, возможно,
«самой великой культурой перехода, которая когда-либо была в
мировой истории»'. Оригинальность ее заключалась в том, что она
представляла собой диалог культур. «Ренессанс — это культура
общения культур»2. И если Европа в последующие столетия суме­
ла построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире,
то немалую роль в этом сыграл опыт культурного синтеза, накоп­
ленный Возрождением, — опыт усвоения, переработки и соедине­
ния в единое целое элементов различных культур.

Культура Нового Новое время — с XVII до начала XX в. — это
времени историческая эпоха, в течение которой культура
западноевропейских стран обрела ту развитую
форму, которая выделила Европу из всего остального мира и кото­
рую обычно имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в
целом как об особом типе культуры. В предшествующие эпохи куль­
тура Европы еще не была «европейской» в этом смысле, а в наше
время она уже перестала быть специфически «европейской», т.е.

1
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. С. 170.
2
Там же.
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 327


особым социокультурным миром, объединяющим страны Европы в
отличие от всех других.
Контуры новоевропейской культуры стали вырисовываться в XVII
столетии. Реформация, начавшаяся в эпоху Возрождения, содержала
зародыш культуры нового типа. Она проложила дорогу к переосмы­
слению догматов христианства. Державшаяся на протяжении несколь­
ких веков в Западной Европе монополия папства на посредничество
в общении человека с Богом рухнула. Духовная атмосфера в обще­
стве изменилась. Английская революция в XVII в. и затем француз­
ская в XVIII в. — вехи, ознаменовавшие наступление новой эры в
истории Европы и становление новой европейской культуры.
В борьбе с церковью были заложены основы научного есте­
ствознания. Великие философы того времени освободили филосо­
фию от схоластики и повернули ее лицом к науке. Основой фило­
софского познания для них стала не слепая вера, а разум, опирав­
шийся на логику и факты. Вместо того чтобы исходить из истин
веры как заранее заданных аксиом, они стали рассматривать их как
следствия, которые вытекали (или не вытекали!) из создававшихся
ими философских систем. Постепенно общественная мысль все
больше обретала независимость от религии. Навсегда сохранив свои
христианские корни, христианские ценности и идеалы, европейская
культура с течением времени взрастила на них дух либерализма и
даже, как это ни странно, атеизма. Христианская религия осталась
важнейшим фактором духовной жизни общества, но прежнему без­
раздельному владычеству ее над всей культурой пришел конец.
Европейская культура стала культурой светской.
С XVII в. взяла начало и другая особенность культуры,Нового
времени — ее многоязычность. Средневековая латынь уступила
место национальным языкам, и это, с одной стороны, обогатило ев­
ропейскую культуру традициями и опытом народного творчества, а
с другой — сделало достижения культуры более доступными для
народов Европы. Начался подъем национальных культур, что стало
базой развития общеевропейской культуры, единой в своем много­
образии. Контакт и взаимодействие культур были одними из реша­
ющих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое
время на лидирующие позиции в мире.
XVIII столетие, вошедшее в историю как век Просвещения, оп­

<< Пред. стр.

стр. 34
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>