<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мости в культуре. Сменяя друг друга, эпохи подтверждают неут
мимый ход времени. Естественное поступательное движение, KOTOJ
J
рое нации проделывают за свою жизнь, лишено у него какой-либ
ценностной окраски, речь идет не о прогрессе или регрессе, а лиш
о бесконечной эволюции истории. В рамках концепции цикличес­
кого развития автор стремится доказать, что история не преследует*
определенной цели, кроме цели сохранения рода человеческого, и не
имеет конечного пункта, по достижении которого она должна буде
прекратиться. Круговорот исторического процесса должен, соглас
но Вико, выразить бесконечность движения человечества.
При всей закономерности движения наций, мыслитель все ж˜
различает ряд регионов, которые «поступательного движения чел
веческих гражданских вещей не проделали», — это Карфаген, Капу
и Нуманция2. Тем самым его ход истории — не фатальная законо­
мерность, а процесс, обусловленный рядом конкретных факторов,;
определяющую роль в котором играет человеческая деятельность,:1
Случаются падения целых народов из развитого состояния в дя*
кое. Это происходит, по мысли Вико, когда разум, опьяненный свои
ми достижениями, впадает во власть абстракций. Утрата живых
истоков жизни и мышления приводит культуру к гибели, к новому,
варварству.
Каждая эпоха, описанная Вико, не просто конгломерат разнооб­
разных явлений, сосуществующих, но никак не связанных между,
собой, а некое единство, все части которого пронизаны одним oc-j
ново'полагающим принципом и выражают одну главную ценность.'
Со сменой ценности соответственно приходит новая эпоха. Откры
тие такой внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности СО'
ставляющих каждой эпохи нередко ставили в заслугу последующим
культурологам (чаще всего Шпенглеру), между тем в истории ев­
ропейской культурологической мысли основоположником этого
подхода является Вико.
В «Новой науке» особое место отводится теории языка, посколь­
ку именно в языке улавливается единство человечества. Язык преД-

1
Вико Дж. Основания Новой науки'об общей природе наций. С. 457.
2
Там же. С. 456.
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451


тавляется вместилищем универсального, хранилищем бессознатель-
:ого и неформулируемого. Первым языком был жест, затем иерог-
иифы и идеограммы. Следом за ними возник язык песен, перерос­
ли позже в речитатив и прозаический язык. Согласно Вико, пес-
я, обладая определенной композицией, ритмом и рифмой и выражая
ркспрессивное состояние человека, лучше всего характеризует по­
этический дух эпохи. Наряду с песней поэтическое творчество так­
же является формой дологического и алогического познания. С
Ьоэзией прекрасно гармонируют мифы, которые правдиво и точно
рассказывают о нравах далеких времен. Тем самым ученый отме­
чает многообразие культурных форм постижения мира, не отдавая
Приоритета вербальному языку.
Последователи неаполитанского мыслителя'жили в другую эпоху,
рыли очевидцами иных процессов и, продолжив начатый им ана­
лиз истории, пришли к иным, на этот раз весьма неутешительным
оценкам европейской культуры.
Концепция циклического развития Вико была творчески усвоена
двумя нашими соотечественниками: историком, профессором Мос­
ковского университета Р.Ю. Виппером (1859—1954) и социоло­
гом ПА. Сорокиным (1889—1968).
В многочисленных трудах Р.Ю. Виппера присутствуют весьма
обстоятельные разъяснения многих положений учения Вико, име­
нуемого им «теорией исторического круговорота» и рассматривае­
мого в качестве забытого исторического мировоззрения, которого
придерживались гуманисты Возрождения, воззрения, противополож­
ного теории прогресса. Но важно то, что мы находим подтвержде­
ние влияния идей итальянского мыслителя на его собственную трак­
товку истории, на объяснение динамики и закономерностей истори­
ческого процесса. Взгляды Виппера в свое время расценивались
как «несовпадающие с марксистскими», в пору всеобщего единоду­
шия в них виделся «скрытый плюрализм». Однако сегодня ситуа­
ция изменилась, и мы можем по достоинству оценить наследие это­
го крупного ученого.
Другой последователь идей Вико, П.А. Сорокин, охарактеризо­
вал его «Новую науку» как «первый систематический труд по соци­
альной и культурной динамике»1. В предисловии к своему фунда­
ментальному труду «Социальная и культурная динамика» ученый
указал его имя среди тех «многих великих социальных мыслите­
лей», чьему примеру он следовал. Сорокин выступал против иска­
жений идей Вико, отстаивал ту их интерпретацию, которая казалась

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 178.
452 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


ему наиболее верной. Это касалось, в частности, вектора эволюции
которую, по его мнению, не следовало понимать в виде спирал"
прогресса или регресса, так как Вико не обозначал какой-либо на
прерывной тенденции, по которой проходят вечные циклы.' Тем са
мым Сорокин смело интерпретировал учение, неаполитанца в pycj
ле своей теории, полагая, что «это скорее систематическая теори
бесцельных циклов истории»1.

И. Г. Гердер: Рассмотрим более подробно культурологически'
гуманность — взгляды немецкого ученого и философа И. Г. Гер
основа культуры дера (1744— 1803).
Основная концепция культуры изложена им
книге «Идеи к философии истории человечества», написанной
период 1784—1791 гг.2. Она была переведена на многие языки мир
и вскоре приобрела широкую известность. В России в числе чита:
телей И. Г. Гердера были, в частности, историк Н. Карамзин и
Н. Гоголь, назвавший его величайшим зодчим мировой истории. ,]
Ученый полагал, что человек является высшим творением, чь
предназначение состоит в развитии разума и духа гуманности. Этому!
служат просвещение и воспитание, благодаря которым он стремит-]
ся к нравственному совершенству. Роду человеческому суждено
пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии чувств]
разума, веры и справедливости; причем пока он находится лишь в
начале своего пути, ибо еще слишком много невежества и преступ
лений против гуманизма, писал И. Г. Гердер.
История свидетельствует о том, что развитие культуры — вовсе
не прямая линия, в ней имеются повороты, обрывы и уступы. Чело
веческие страсти превращают ее спокойное течение в водопад, уно-i
сящий жизни людей. Злостные преступления, кровавые войны, дес-i
пот'изм и рабство, унижение достоинства человека, заблуждения и
ошибки постоянно расшатывают культуру. Но она обладает необьь
чайным запасом прочности и устойчивости. Под каким бы угло**
ни поворачивал поток, культура не «уйдет в песок», не истощится и
не исчезнет.
Человек должен стараться направлять движение жизни по пути
гуманности, поскольку разум, гуманность, вера, справедливость —^
основа его существования. Всем людям надлежит поддерживать
эти ценности, ибо на их гармонии покоится мироздание.

1
Сорокин ПА. Циклические теории социально-исторического процесса //
Россия и современный мир. Вып. 4 (21). 1996.
2
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453

Особое значение имеет язык как средство общения между людь­
ми. Гердер называл его «печатью нашего разума». Благодаря языку,
рподи установили правила жизни и законы, передавали из поколе­
ния в поколения знания, умения и навыки деятельности, создали
[Письменность. Язык и письменность — величайшие достижения
культуры. Они дали импульс развитию наук и искусств, форм.прав­
ления и законов, способствовали общению и взаимопониманию на­
родов, скрепили человеческий род, усилили возможности передачи
культурного наследия.
Высокое предназначение человека заключается в развитии со­
чувствия и сопереживания, миролюбия и гуманности. Эти свойства
проявляются в отношениях человека к природе, другим людям, к
семье и обществу. i
Религия и вера — это «упражнение сердца» в нравственном
совершенствовании, «наставница» человечества, подающая людям
мудрый совет, утешение и надежду.
Однако приходится признать, замечал Гердер, что гуманность еще
Не овладела разумом и верой людей, не стала подлинным стремле­
нием жизни. Вместе с семенами добродетели человек наследует и
дурные нравы, жизненный пример миролюбия оказывается менее
привлекательным, чем насилие и вражда. Подлинная гуманность —
далекое будущее человечества-, к которому необходимо стремиться.
В истории культуры существуют народы-созидатели, которые ос­
тавляют о себе прочную и добрую память. Их достижениями пользу­
ется благодарное человечество. Ученый исследовал особенности куль­
туры Вавилона и Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции. Его
интересовали жизнь и национальные черты культуры многих, наро­
дов Европы. С большой симпатией он писал о славянах, отмечая их
миролюбие, гостеприимство, любовь к свободе. Славяне занимались
земледелием, разводили скот, знали многие ремесла, торговали изде­
лиями, умели плавить металл, изготовлять полотно, любили праздни­
ки и веселье. История славянских народов не была безмятежной.
Они много страдали от иноземных нашествий, но всегда сохраняли
национальные особенности своего характера и культуры.
Человечество обновляет культурный облик, сохраняя здоровье и
благополучие душевных и телесных сил, радость жизни и доброже­
лательность. Многообразие форм культурной жизни столь значи­
тельно, что в будущем возникнет особая наука, посвященная иссле­
дованию культурной «фйзиргномики человечества и составлению
антропологической карты Земли».
Таковы общие контуры культурологических взглядов И. Г. Гер-
Дера. Достоинством его концепции является рассмотрение культу-
454 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


ры в ее целостности и многообразии. Весь человеческий род
Земле —г одна и та же порода людей. Все обладают разумом, исц
тывают чувства, передают молодым поколениям язык и культур
наследуют характер и образ жизни. Каждый народ имеет свою и
торию, культуру и судьбу. Культурологические идеи ученого пр
никнуты духом гуманности и оптимизма, верой в духовные сил
человека. Многие мысли о равноценности культур всех народ
современны, хотя они были высказаны почти 200 лет назад. Б
идея о создании энциклопедии культуры всех времен и народ
может увлечь специалистов разных наук.



18. 2. Эволюционизм как теория культуры
Общие идеи В середине XIX в. в европейской науке широк
эволюционизма распространились идеи эволюционизма. Они о;
о культуре ватывали исследования в биологии, этнографи
антропологии, истории культуры. Центральным п
нятием этого направления стало понятие эволюции развития, пла '
ного накопления изменений, которые постепенно, от одной стадии
другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных ил
иных системах.
Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказалисы
весьма привлекательными, ибо дали возможность восстановить пр&
емственную «связь времен», показать зависимость современности о;'
прошлого. Опираясь на многочисленные факты из жизни народо
эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь ни
обходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовал
дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различ
ные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравни
тельно-исторический и историко-генетический методы. Это делал
их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов,*
Весьма плодотворными были и теоретические идеи эволюционистов
1. Единство человечества создает основу для всеобщности ег
культуры как необходимого условия и способа жизнедеятельности;
2. При всем многообразии и самобытности жизни народов, куль
туры состоят из общих элементов. Каждый народ имеет хозяй
ственныи укл'ад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в
семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколени
легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения ис
кусства и нравственные нормы. Все это составляет культуру, кото-1
рая, имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия
18.2. Эволюционизм как теория культуры 455

сеобщность культурных форм человечества как субъекта культу-
Ы, деятельного и творческого ее создателя стала самой популярной
•деей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всю-
|у они находили подтверждение этой идее: народы обнаруживали
Несходство культур в самобытных, но не главных чертах.
3. Все культуры не только равноправны, но и .равноценны, среди
1
их нет высоких или низких, достойных или презренных — каждая
Неповторима, уникальна. Этот вывод звучал гуманно и благородно.
4. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы нахо­
дятся на разных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь
и прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, об­
наруживая в настоящем многие связующие нити.
5. В Культуре ничто не умирает, ни одна ее ступень не отвергает­
ся полностью. Она напоминает своеобразную «пористую» систему,
Вквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные
•лементы. Древние формы традиционной культуры используются
и в последующие эпохи: народные методы врачевания подталкива­
ет медиков к поиску местных лекарственных снадобий; способы
ведения счета пригодны для обучения детей математике; знаком­
ство с мифами и легендами обогащает духовную жизнь современ­
ников, воплощается в произведениях искусства и литературы.
Эволюционизм придал новый импульс развитию культурологии:
появилось огромное число исследователей культур разных народов,
[которые Посвящали свои работы эволюции религии, семьи, собствен­
ности, морали и права. Важно подчеркнуть, что новое научное на­
правление складывалось преимущественно на этнологической и ант­
ропологической основах. В рамках этнологии начало свое стреми­
тельное развитие изучение истории культуры народов и этносов.
Всемирную известность приобрели труды представителей шко­
лы эволюционизма: англичан Г. Спенсера (1820—1903) и Э. Тайло-
1 1 (1832—1917), шотландца Д. Фрэзера (1854—1941), американца
>
Л. Моргана (1818—1881),-француза Ш. Летурно (1831 — 1902), нем­
цев А. Бастиана (1826—1905) и Т. Вайца (1821 — 1864), и многих др.
В XIX в. популярность эволюционизма в России сопровождалась
организацией научных обществ, изданием журналов и монографий.
В Русском географическом обществе было создано специальное от­
деление по изучению культурной жизни народов России, проводи­
лись этнографические экспедиции. Книги европейских ученых пере-
иодились на русский язык через два-три года после их издания.
Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский
[(1851 — 1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888), Л.Я. Штернберг
(1861 — 1927) и многие др.
456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


Конечно, не следует идеализировать значение эволюционизма,
концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось мног
критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, дв
жения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить
умалить достоинств эволюционизма в обосновании культурологи
Его идеи приобрели особую актуальность в наше время, ког
возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, пр.
одолении духовного кризиса, поиске истоков культурных явлени
новом осознании ценности культур разных народов.

Э. Тайлор Рассмотрим более подробно культурологически
об эволюции идеи английского ученого Э. Тайлора. Его фунд
культуры ментальный труд «Первобытная культура» (1871
написан на основе анализа культур более 400 эт
носов. Он переведен на многие языки и принес своему автору вс
мирную известность.
В этой книге Э. Тайлор формулирует основные принципы куль,?
турологии, исследующей культуру народов на различных стадия
исторического развития. По его мнению, культура слагается из зн
ния, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и нек,
торых других способностей и привычек, усвоенных человеком ка
членом общества. Явления культуры существуют у каждого наро
да, что свидетельствует об общих законах их происхождения и раз
вития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяв
общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Эти (
объясняется единство человечества и обусловливается возможности
взаимопонимания и диалога культур.
Все народы и все культуры соединены в один непрерывн
развивающийся процесс. Эволюция происходит постепенно, когд
один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катак
лизмы, скачки, революции губительны для нее. Это не означает
что культура сопротивляется новаторству, открытиям, изобретена
ям, гениальным произведениям. Но они постепенно включаются в
ткань культурной жизни, приобретают известность и культурное
значение.
Культуры подобны видам растений и животных, поэтому иссле
дователь может систематизировать их, располагать эволюционны­
ми рядами, выявлять повторяемость и устойчивость, ареалы распро­
странения. Такой подход сближает методы естественных и гумани
тарных наук.

1
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984. С. 21.
457
18.2. Эволюционизм как теория культуры

Постоянство и общее сходство культур позволяют заключить,
что «весь мир — одна страна» 1 . При обращении к музейным кол­
лекциям первобытной культуры обнаруживается поразительное
сходство и повторяемость орудий труда, способов добывания огня,
мифов о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обы-
иаев посвящения юношей, обрядов свадеб и погребений и т.д. Раз­
личия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на
разных ступенях или стадиях всеобщего пути.
Э. Тайлор подробно анализирует мифологию и тайноведение, обря­
ды почитания и жертвоприношения, явления фетишизма и колдовства,
;Веру в магические силы и предсказания, запечатленные в традицион­
ной культуре народов мира. Он называет их «рудниками историчес­
кого знания», в которых отражаются древние обычаи и ритуалы. Мно­
гие из них сохраняют свое значение и в современной культуре. К
ним относятся обычай тостов за праздничным столом, употребление
жребия в споре, астрологические календари и гороскопы, и пр.
Ученый уделяет особое внимание мифологии как памятнику ду­
ховной культуры, историческому свидетельству о развитии твор­
ческого воображения и человеческого познания. Миф содержит
воспоминание о жизненных событиях, усиленное фантазией, вымыс­
лом. Многие мифологические сюжеты являются источником вос­
создания истории культуры народов.
Он исследует распространенный почти во всех древних культу­
рах «анимизм» — наделение душой природы, общества и самого че­
ловека. Рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и бодорствова-
иие, восход и закат связаны с существованием души. Первобытный
анимизм, или «минимум религии», по мнению Э. Тайлора, оказывал
влияние на поступки людей, удерживая их от зла, поощряя добро. На
его основе возникали традиции и обряды, ритуалы и церемонии. По­
читание и охрана водоемов, видов растений и животных, поклонение
силам природы, запреты и заговоры, заклинания и тотемы свидетель­
ствовали о многообразных формах духовного мира человека.

Историческая «Культура — общее усовершенствование челове-
преемственность ческого рода, с целью одновременного содействия
культуры развитию нравственности, силы и счастья челове­
ка» 1 , — пишет Э. Тайлор. Он убедительно раскры­
вает процесс перехода от одной стадии к другой на примере разви­
тия материальной и духовной культуры. Общий прогресс развития
цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человече-

' Тайлор Э. Первобытная культура. С. 36.
458 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


ского рода. Однако изменения не всегда ведут к позитивным пер
менам и прогрессу. История культуры характеризуется неравн
мерностью развития, возможностью регресса, упадка, кризиса. И
мерить прогрессивные или регрессивные изменения в культуре
какой-то общей шкале — задача необычайно сложная.
Остановка и упадок в развитии культуры и цивилизации
весьма частые явления в жизни народов. Разрушительные действй
способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах и
требить культуру всего мира. «Прогрессивное движение в культ
ре, — приходит к выводу Э. Тайлор, — распространяется и стан
вится независимым от судьбы своих начинателей»1. Благодаря пр
цессу распространения культуры обычаи и изобретения дав"
исчезнувших народов могут оставаться достоянием тех, кто их перй
жил. «Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути о
клонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе»2,
заключает Э. Тайлор.
Отстаивая идею прогресса, он уделяет особое внимание устой­
чивости в культуре, исторической преемственности, передаче кул
турного наследия от поколения к поколению. Ученый уподобля
развитие культуры потоку, который, однажды, проложив свое ру
ло, продолжает течение целые века.
Изучение истории человечества и древних форм его жизни я!
ляется необходимой частью развития мировой цивилизации и должн
занять соответствующее место в системе знаний о культуре. Эт>
знания имеют не только научный интерес, но и большое практичес!
кое значение. Они показывают нам, в какой мере представления ;
поступки современных людей являются продуктом тех явлени"
которые возникли на ранних стадиях развития культуры.
Древнейшая история человека жива в настоящем и оказывает:
влияние на многие стороны повседневной культуры. Именно по!
этому исследования прошлого должны простираться до самых глуч
боких слоев культуры, которые помогут более полно представит!
современное развитие материальной и духовной жизни, ее достоин
ства и утраты, взлеты и падения, регресс и прогресс.
Э. Тайлор возлагает большие надежды на науку о культуре;
«Одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствие
на пути к нему, наука о культуре является наукой преимущественна
преобразующей»3.

' Тайлор Э. Первобытная культура. С. 44.
2
Там же. С. 64.
3
Там же. С. 508.
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 459


Эволюционизм внес значительный вклад в теоретическое обо­
снование культурологии как науки. История культуры человече­
ства предстала в единстве и многообразии, что дало импульс к раз­

<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>