<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество мик­
рогрупп, которые образуют различные субкультуры. Это могут быть
возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессио­
нальные — в зависимости от вероисповеданий; профессиональные,
в которых подчеркиваются принадлежность к определенному виду
трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и
потребностей. Специфичны субкультуры мужчин и женщин. Воз­
никновение групповых форм культуры возможно в политических
партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведени­
ем также имеют свои субкультуры.
Множественность групповых культур создает «мозаичную» кар­
тину культурной жизни. Социология культуры воссоздает их мно­
гообразие, выявляет динамику развития, основу консолидации или
распада, определяет причины растворения или кристаллизации в
них новых ценностей.
Важным направлением в социологии культуры является изуче­
ние культурного содержания таких процессов, как демократизация
общества; влияние на состояние умов свободы слова, экономиче­
ских и политических реформ; изменение культурных потребностей
и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологи­
ческого и духовного кризиса. Социология культуры представляет
типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся
общественной ситуации.
Не менее интересным является социологический анализ деятель­
ности различных социальных институтов, призванных обеспечивать
удовлетворение и развитие потребностей и запросов в обществе:
учреждений системы образования, культуры, средств массовой ин-
2.3. Социология культуры 33


формации. Он позволяет судить об эффективности их функциониро­
вания, определять, насколько они способствуют повышению качества
жизни, оценивать условия, создающиеся ими для развития личности.
В социологии культуры выделяются три уровня знания.
Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в
развитии современной культуры, распространенные ценности, сти­
ли жизни, модели поведения.
Второй сосредоточивает внимание на уровнях культуры раз­
личных групп, видах культурной деятельности, соотношении тради­
ций и новаторства, восприятии ценностей культуры, их освоении
человеком.
Третий уровень основан на социологической информации, полу­
ченной в результате эмпирических исследований с использовани­
ем методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа
документации и социальной статистики.
Социология культуры непосредственно связана с решением прак­
тических проблем, призвана не только «выдавать» информацию, но и
указывать пути преодоления противоречий, привлекать к их решению
широкий круг организаторов, работников учреждений культуры.
Сложной проблемой социологии культуры является разработка
и стандартизация индикаторов и показателей определения куль­
турного уровня, изменения духовных потребностей. Здесь все уни­
кально, своеобразно и потому внутренне сопротивляется единой
мерке, тем более какому-либо стандарту. И тем не менее, чтобы
знать о тенденциях, надо исходить из набора данных, позволяющих
производить количественное и качественное измерение. Произвольно
же выбранный показатель ведет к искажению представления о ре­
альности, созданию неверной, улучшенной или ухудшенной карти­
ны действительного состояния.
Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое ос­
мысление и обобщение, без которых они теряют смысл. Но между
теорией и практикой существует и обратная связь: здание теории
«достраивается» за счет эмпирических данных, позволяющих вы­
явить новые тенденции в развитии культуры. В силу этого социо­
логия культуры требует от специалистов освоения методики и тех­
ники социологических исследований,свободного и профессиональ­
ного владения методами, умения работать с компьютером.
Социология культуры опирается на многие специальные социо­
логические теории, близкие по объекту исследования и существен­
но дополняющие представления о культурных процессах. Междис­
циплинарные связи устанавливаются с социологией искусства,
социологией морали, социологией религии, социологией науки, соци-

2 Культурология
34 Глава 2. Структура культурологии

ологией права, эТносоциологией, социологией возрастных и соци­
альных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведе­
ния, социологией досуга, социологией города и другими отраслями
социологического знания: Каждая из них не в состоянии создать
целостного представления о культурной реальности. В самом деле,
социология искусства дает богатую информацию о художествен­
ной жизни общества, а социология досуга, например, показывает, как
различные группы населения используют свое свободное время.
Это очень важные, но частичные сведения. Очевидно, что требуется
более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний. И
эту задачу выполняет социология культуры.


2.4. Культурная антропология
В зарубежной науке эта область исследований близка к психо­
логической антропологии и исторической психологии. Особенно
интенсивно она начала развиваться в 1960-е гг., хотя ее основы
были заложены в предшествующие десятилетия XX в. В рамках
культурной антропологии исследуется исторический процесс взаи­
моотношений человека и культуры, адаптации человека к окружа­
ющей культурной среде, становления духовного мира личности, во­
площения творческих потенциалов в деятельности и ее результа­
тах. Социально-культурная эволюция личности происходит в течение
всей жизни, но особую роль играют детство и молодость, когда за­
кладываются основы ценностных позиций и интересов. Культурная
антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккуль­
турации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жиз­
ненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образо­
вания и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников,
поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обо­
снованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть,
любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.
Главные направления научного поиска заключаются в изучении
процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния
природной и культурной среды на духовный мир человека, особенно­
стей национального характера, взаимодействия экологии и этноса.
Основатель психоаналитической школы 3. Фрейд и его после­
дователи Э. Фромм, А. Кардинер, К. Хорни, А. Адлер, А. Маслоу,
К. Юнг проявляли особенный интерес к исследованию взаимодей­
ствия естественно-биологических, энергетических и культурных фак­
торов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных
2.5. Прикладная культурология 35


состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также люб­
ви, надежды; к выяснению социальных и психологических механиз­
мов творчества, одаренности.
Представители этнологической школы М. Мид, Р. Бенедикт,
Г. Рокхайм, Дж. Уайтинг и Б. Уайтинг, сосредоточивали внимание
на мире детства как ответственном периоде в освоении культуры.
Работы «Культура и мир детства» (М. Мид), «Дети шести культур»
и «Психокультурный анализ» (Дж. Уайтинг и Б. Уайтинг) заложи­
ли основу научного направления культурологии детства.
Культурная антропология анализирует индивидуальность лично­
сти, ее уникальность и неповторимость, соотношение сознательных
действий и бессознательных импульсов, истоки жизненной энергии
и притягательной силы влияния на других людей, душевное здоро­
вье и обаяние, фальшь и лицемерие, агрессивность и зло.


2. 5. Прикладная культурология
В области исследований прикладной культурологии входят орга­
низация и технология культурной жизни общества; деятельность
учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и,
инициативных объединений по интересам; методика проведения мас­
совых праздников, фестивалей, форумов.
Ее главное направление состоит в разработке культурной поли­
тики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реали­
зации культурных программ. Развиваются также диагностика и про­
гнозирование культурных процессов, социальное проектирование,
менеджмент в сферех культуры, организация связи с общественнос­
тью. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы
приобщения к культуре, формы организации досуга. Объектом науч­
ного анализа и практического воздействия являются деятельность
театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клу­
бов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творг
ческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятни­
ков истории и культуры и других общественных организаций и ас­
социаций. Проведение культурологической экспертизы объектов
социального назначения, развитие межкультурных коммуникаций и
организация туризма, анализ воздействия рекламы и культурных про­
грамм средств массовой информации на духовный мир человека зна­
чительно расширяют сферу этой отрасли знания.
Методы и формы прикладной культурологии способствуют пре­
одолению негативных тенденций в современном обществе,, сниже-

2*
36 Глава 2. Структура культурологии


нию тревожности и напряжения, связанных с природными и техно­
генными катастрофами, применяются в профилактике наркомании,
алкоголизма, преступности, предотвращении межнациональных кон­
фликтов.
Прикладная культурология имеет практический характер, специ­
алисты обладают организационными умениями и навыками, способ­
ствующими реализации духовных потребностей различных катего­
рий населения. Они находят широкое применение в различных об­
ластях регулирования экономических, социальных, политических,
этнических, религиозных отношений, в сфере организации культур­
ных акций.
Перечисленные разделы определяют общие контуры культуро­
логии. Каждый из них требует углубленного исследования. Науч­
ные интересы могут быть сосредоточены на различных аспектах,
отражать своеобразие индивидуальных предпочтений.
Культурология — это не набор сведений о культуре, а основа для
гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания
отечественной и мировой культуры.
Глава 3

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
И ЕЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ



Нарастающие процессы взаимовлияния культур, сохранения куль­
турного наследия и национально-этнической самобытности, форми­
рования духовного мира и самосознания человека стимулируют ин­
терес исследователей и практиков к разработке культурологии как
науки и отрасли гуманитарного знания.
Культурология возникла на пересечении истории, философии, педа­
гогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психо­
логии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер
культурологии выражает общую тенденцию современной науки к
интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных обла­
стей знания при изучении общего объекта исследования.
Логика научного познания ведет к синтезу культуроведческих
наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных пред­
ставлений о культуре как о целостной и многообразной системе.
Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углуб­
ляет представление о культуре, дополняя его специфическим компо­
нентом знания, особенными открытиями.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущно­
сти культуры в ее наиболее обобщенном представлении. Социо­
логия выявляет закономерности процесса ее функционирования в
обществе, особенности культурного уровня различных групп. Пси­
хология предоставляет возможность (глубже понять специфику куль­
турно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им
ценностей культуры, становления его духовного мира. Этногра­
фия способствует освоению национально-этнической уникально­
сти культур народов мира, утверждению роли культуры в межна­
циональных отношениях. Искусствознание раскрывает особенно-
38 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи


сти художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоцио­
нального воздействия на человека. Смежные науки — не только
«питательная» среда, но и необходимый фундамент культурологии.
Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культуроло­
гия, не достаточно ли знать историю, психологию, этнографию или
искусство? Однако надо заметить, что каждый из названных аспек­
тов не охватывает всего объема культуры, а лишь раскрывает ее
отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механи­
чески заимствует знания, полученные другими науками. Она вклю­
чает их в целостную систему знания о культуре, описывая типоло­
гию и картину культуры определенной эпохи. Исследование об­
щих контуров культуры органично сочетается в ней с глубоким
постижением своеобразия и относительной автономности нацио­
нальных культур.
Культурология рассматривает бытие культуры в следующих
аспектах:
1) дифференциация феноменов культуры в их системной взаи­
мосвязи, выявление их исторической, антропологической, социаль­
ной и духовной значимости, ценностного содержания и знаковой
специфики;
2) интеграция явлений в целостном контексте соотношения куль­
туры и цивилизации, выяснение взаимозависимости и факторов
причинной обусловленности, обеспечение системного анализа;
3) сравнение и сопоставление явлений культуры, теоретическое
обоснование компаративистики для более глубокого понимания
культур различных народов, стран и регионов.
Являясь гуманитарной наукой, культурология'исследует культу­
ру как способ жизни человека, выражающий его родовую специфи­
ку и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды
человеческой деятельности, его помыслы и чувства, разум и волю,
она является неотъемлемым атрибутом существования человека. Ни
одна сфера жизни — будь то экономика или политика, семья или
образование, искусство или нравственность, досуг или спорт — не­
возможна вне культуры.
Культурология изучает сущность и структуру культуры; процесс
ее возникновения, развития и функционирования; национально-
этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие
и региональные культурные ценности и творческие достижения че­
ловечества; становление духовного мира личности и возможности
ее самореализации; деятельность социальных институтов культу­
ры, осуществляющих процесс культурной преемственности и ду­
ховного развития человека и общества. Она способствует система­
тизации исторических и гуманитарных знаний о культуре; позволя-
3.1. Культурология и философия культуры 39

ет понять явления духовной жизни в едином смысловом контек­
сте и раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, со-
сто-ящей из множества уникальных культур народов мира. Знание
культурологии помогает в формировании способности с научных
позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, в выра­
ботке умения считаться с многообразием взглядов и ценностей, в
воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, ми­
лосердия и благородства.
Современный мир отличается динамизмом, противоречивыми тен­
денциями и альтернативными позициями. Культура обладает боль­
шим потенциалом для достижения согласия, утверждения приоритета
общечеловеческих и национальных ценностей. Создание атмосферы
глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопони­
манию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в
отношениях между людьми, развитию чувства ответственности за
исторические судьбы мировой культуры.
Высокая миссия культуры не ограничена глобальными проблема­
ми. Она обращена и непосредственно к человеку, его повседневной
жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существова­
ния, открывает путь к свободе и творчеству, способствует раскрытию
индивидуальности, дает внутренние силы для преодоления жизнен­
ных тревог, драм и трагедий, вселяет оптимизм и надежду.


3.1. Культурология и философия культуры
Культура является предметом изучения двух областей знания:
культурологии и философии культуры. Естественно возникает воп­
рос: как они соотносятся между собой?
Ответ на этот вопрос при всей кажущейся простоте не столь уж
однозначен и очевиден. Достаточно обратить внимание на отсут­
ствие единомыслия в самом вопросе о том, что такое философия:
наука ли она или что-то иное? Если бы философия была одной из
наук в ряду других, то между философией культуры и культурологи­
ей, если последнюю понимать как общую теорию культуры, никакого
существенного различия не было бы. И такая точка зрения суще­
ствует. Например, известный отечественный культуролог профессор
М.С. Каган употребляет термины «теория культуры», «культуроло­
гия» и «философия культуры» как взаимозаменяемые, а понятия, обо­
значаемые ими, считает равнозначными по содержанию и объему.
Он обращает внимание на то, что культура — это сложное образова­
ние, системное единство огромного числа отдельных областей куль-
40 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи


турной деятельности человека: в материальной и духовной облас­
тях, в бытовой повседневной жизни и в весьма специализированных
сферах его деятельности. Различные функции культуры, отдельные
ее проявления, аспекты и подсистемы культуры изучаются конкрет­
ными культурологическими и гуманитарными науками. Получаемое
ими знание не может просто механически суммироваться, для того
чтобы возникло понимание культуры не только в ее самом общем
виде, но даже на уровне культуры отдельной исторической эпохи,
конкретного общества или народа. Требуется какая-то обобщающая
идея, некий принцип или метод, чтобы упорядочить разрозненные
знания в целостность, из которой могло бы вырасти обобщенное
представление о культуре либо какой-то определенный образ куль­
туры. Именно рассмотрение культуры с некоторой обобщенной еди­
ной точки зрения и составляет сущность философии культуры, даю-;
щей ту или иную «общую теорию культуры». Теории бывают несхо­
жи, поскольку различны исходные принципы, предпосылки понимания
культуры. Так, с позиций широко распространенного деятельност-
ного подхода культура истолковывается как особый тип деятельно­
сти человека и продукты этой деятельности, отмеченные воплощени­
ем в них творческого потенциала человека и расширяющие сферу
внеприродного бытия его. Не меньшее признание имеет взгляд на
культуру как на сложную систему ценностей, прежде всего духов­
ных и затем общественных. Согласно так называемому аксиологи­
ческому подходу каждый вид деятельности воспринимается как куль-
турнозначимый, если он ценностно ориентирован, и т.д. М.С. Каган
обращает внимание на то, что, несмотря на стремление выявить в
культуре самое существенное, все подходы к ней, или «философии
культуры», обладают односторонностью. В действительности культу­
ра — это и деятельность, и творчество, и совокупность ценностей, и
система знаков или культурных кодов, смыслы которых составляют
внутреннее содержание культуры, и еще многое другое. Поэтому, с
его точки зрения, философия культуры как общая теория культуры
должна строиться на основе системного, или структурно-системного,
подхода, основанного на понимании культуры как сложной, динамич­
но развивающейся системной целостности. Все перечисленные выше
подходы включаются в него как частные1. М.С. Каган полагает, что
это максимально возможный уровень обобщения представлений
о культуре и называет его философией культуры. Такое понимание
основано на чрезвычайно распространенном мнении, что филосо-

' С научной позицией М.С. Кагана можно ознакомиться в кн.: Каган М.С.
Философия культуры. СПб., 1996.
3.1. Культурология и философия культуры 41'


фия — это рассмотрение некоторого предмета с наиболее отвлечен­
ной и обобщенной, с наименее конкретной точки зрения. Конечно,
такой взгляд — непременное свойство философии, но его нельзя счи­
тать единственным и тем более определяющим. Философия состоит
не столько в подведении всего многообразия конкретного мира под
универсальные обобщающие понятия, сколько в выявлении в мно­
гообразии конкретного и индивидуального того общего, что опреде­
ляет целостность, системную взаимосвязь мира, его сущность. То, в
чем философ или философия увидят это общее, как раз и составляет
специфику, оригинальность, своеобразие учения или принципа. Пози­
ция М.С. Кагана, которую мы привели в качестве примера наиболее
разработанного и обоснованного понимания* философии культуры и
культурологии, предполагает понимание философии как науки о наи­
более общих законах природы, общества и познания. Следовательно,
применительно к культуре философский взгляд состоит в том, что
он ищет в ней наиболее общие законы и связи. В этом случае фило­
софия культуры является наиболее общей теорией культуры, обоб­
щает данные отдельных культурологических наук и концентрирует
в себе все существенное, относящееся к знанию о культуре.
Нам кажется, что отождествление культурологии с философией
культуры некорректно и неприемлемо. Не отрицая того общего, что
существует между этими сферами знания, хотя бы потому, что обе
они так или иначе относятся к культуре, следует принять во внима­
ние и различие, существующее между ними. Ибо это различие и
составляет ту оригинальность, то своеобразное новое, что привно­
сится ими, и прежде всего философией культуры, в представления о
культуре и месте человека в ней.
Чтобы понять то, что мы имеем в виду, еще раз обратимся к
понятию культурологии. Именно к ней относится все то, что в изло­
женной выше позиции приписано философии культуры. В самом об­
щем смысле культурология может рассматриваться как наука, изуча­
ющая культуру как таковую, отвлекаясь от ее проблем, форм, видов и
типов. Культурологию как общую теорию культуры интересует то
универсальное, а следовательно, основное, что объединяет конкретно-
исторические типы культур, культуры отдельных обществ, наций и
этносов и объясняет ее базовые характеристики.
Культурология занимается не столько изучением общих законов
существования культуры, сколько установлением способов их прояв­
ления и действия в частных и специфических формах культурной
деятельности. Она выявляет общие функции культуры, условия их
реализации, обеспечивающие удовлетворение культурных потребно­
стей человека. Каждая, даже на Первый взгляд простая, или, на языке
42 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи


культурантропологов, примитивная культура, представляет собой бо­
лее или менее развитую систему, охватывающую такие виды куль­
турной жизнедеятельности, как традиции, обычаи, нравы, этические
нормы и этикет, обряды, культовые отправления, развлечения, куль­
турные формы трудовой деятельности, предметные области культу­
ры, художественную жизнь, высокоинтеллектуализированные виды
культурного творчества и т.п., которые сами могут рассматриваться
подсистемами культуры. Следовательно, культурология изучает куль­
туру как сложную системную целостность, подсистемы и элементы
которой находятся в разнообразных структурных и функциональ­

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>