<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

учтивости, подражая общепринятым нормам и отношениям. Внеш­
ний «рисунок» поведения может служить самым коварным целям
468 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


и замыслам. Поэтому «культурность» необходимо сопоставлять и
оценивать в зависимости от того, насколько внешние формы пове­
дения соответствуют душевному состоянию человека, его мотивам'
и целям.
Они могут отлично служить частным целям или иметь косвен-]
ное значение для человека. Главное же назначение культуры и]
всех ее форм состоит в совершенствовании личности. Это, по сло-1
вам Г. Зиммеля, «путь души к себе самой»'. Все жизненные силы!
должны содействовать гармонии человека, когда уравновешивают­
ся в едином целом элементы культуры. Культура по своему жиз­
ненному содержанию есть «затянутый узел», в котором взаимно
переплетены.субъект и объект.
Объективной культурой Г. Зиммель называет тот предметный
мир, который окружает человека как созданная им среда обитания,
1
результат его творческих усилий, реализации духа, способностей ,
дарований и таланта. Но есть и другая сторона, которую Г. Зиммель
называет субъективной культурой. Она включает в себя меру раз­
вития личности, реальное соучастие душевных процессов человека
в усвоении объективных ценностей. Довольно часто можно ветре-;
тить в жизни такие факты, когда богатая, насыщенная духовными,
ценностями среда вовсе не находит какого-либо отклика в душев­
ном мире человека.
Она не только не затрагивает его, но и встречает полное равно-;
душие или невежество. Кроме того, сама объективная культура мо­
жет обрести смысл в себе самой, быть самодостаточной и невост­
ребованной обществом или группой людей. Мир предметов посто­
янно увеличивается, приобретает самостоятельное значение, но
духовный мир человека становится более примитивным, ограничи- \
ваясь лишь самым поверхностным приобщением к культуре. В
этом также состоит трагедия современной культуры.
Интересные мысли высказывает Г. Зиммель о соотношении в.
культуре творчества и подражания, традиций и новаторства. Каж­
дая форма культуры обнаруживает по крайней мере две взаимодей­
ствующие тенденции: стремление к единству, равенству и потреб­
ность в изменении, создании особенных и неповторимых черт в
предметах культуры и личном облике. Каждая из этих тенденций
проявляется в истории культуры.
Подражание поддерживает устойчивость культуры, оно дает уве­
ренность в том, что человек в своих действиях не одинок, опирается
на проверенные жизнью традиции. В повседневном поведении под-

Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. С. 481.
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 469


ражание освобождает от необходимости делать выбор, определяет
границы общности. В любой человеческой индивидуальности всегда
можно обнаружить взаимосвязь общего, особенного и единичного.
Исследуя механизм взаимосвязи творчества и подражания, уни­
кальности и одинаковости в культуре, Г. Зиммель обращается к
феномену моды. Известно, что мода возникла в достаточно отда­
ленные периоды истории культуры и существовала в различных
сферах социальной жизни. Не только оформление внешнего обли­
ка человека: одежда', грим, прически, украшения — подвержены мод­
ным влияниям. Мода оказывает воздействие на стиль архитектуры,
интерьеры жилых и общественных зданий, марки автомобилей, по­
суду и ткани, мебель и «планировку городских магистралей, полигра­
фическое и художественное оформление'книг и журналов, образ
жизни и манеру поведения. В духовной жизни во все времена мож­
но обнаружить модных писателей, поэтов, художников, актеров, ре­
жиссеров, музыкантов. Нет необходимости продолжать эти пере­
числения. Это каждому известно.
Важно обратиться к внутренней динамике моды как явления
культуры. Конечно, мода противоречива, капризна, труднопредсказу­
ема и почти не поддается рациональным объяснениям. И все-таки
у нее есть свои траектории зарождения, кульминации и затухания,
которые можно назвать закономерностями развития, основанными
на повторяемости и цикличности. Мода всегда предполагает взаи­
мосвязь новаторства и подражания образцу. Она удовлетворяет по­
требность человека в обновлении и в социальной опоре, потому
что создает особый механизм, помогающий идентифицировать, себя
с той группой, принадлежность к которой воспринимается как осо­
бая ценность. Именно данному образцу человек оказывает пред­
почтение, ибо считает его для себя значимым.
Наряду с подражанием мода удовлетворяет потребность в раз­
личии, выделении из общей массы, а мода высшего сословия всегда
отличается от моды других слоев. Благодаря достаточно динамич­
ной смене образцов, мода вчерашнего дня всегда иная, нежели со­
временная, хотя в повседневной жизни они могут сосуществовать
и даже не противоречить друг другу. Но каждая будет выражать
свой «знак времени». Поэтому так заметны «ошибки», просчеты в
оформлении исторических фильмов, спектаклей, картин художни­
ков, когда они пренебрегают деталями моды. Точность воспроизве­
дения моды тех лет становится дополнительным источником ин­
формации о культуре разных эпох.
Мода не что иное, «как одна из многих форм жизни, посредством
которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с
470 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой
деятельности» 1 , — отмечает Г. Зиммель. Историю моды он называ­
ет историей попыток «умиротворить» эти две противоположные
тенденции в индивидуальной и общественной культуре.
Поскольку мода в истории общества отражает социальное раз­
деление, то она выполняет двойную функцию: объединение опреде­
ленной социальной общности и отделение ее от других. Поэтому
мода означает, с одной стороны, присоединение к равным по поло­
жению и, с другой стороны, отличие от тех, кто к этому слою, группе
не принадлежит. Знаковая маркировка моды подчеркивает этот ме­
ханизм единства и дифференциации. «Связывать и разъединять —
таковы две основные функции, которые здесь неразрывно соединя­
ются» 2 . В этом смысле мода лишает формы культуры той целесо­
образности, благодаря которой они первоначально возникали. Сле­
дует ли носить широкие или узкие юбки, взбитые или гладкие при­
чески, пестрые или черные галстуки — в этом господствует только
мода. Она может стать выразителем уродливого и отвратительного,
бессмысленного и несуразного именно потому, что у нее иные
функции и цели в культуре.
Новая мода не просто отвечает изменившимся потребностям, но
создается по заказу и тем самым становится частью общественной
структуры, а деятельность в области моды приобретает престиж
высокооплачиваемой профессии.
Весь стиль жизни человека постоянно находится под воздей­
ствием моды. Дифференциация общества поддерживается модой, ибо
она самая удобная форма установления внешних различий. Ее не
надо долго осваивать, как науку, религию, искусство, образование.
Моду можно легко «купить» за деньги и присоединиться к кругу
избранных. Однако мода не столь демократична, как кажется на
первый взгляд. Как только она становится общедоступной, проника­
ет в низшие слои, высшее сословие, или элита, тут же от нее отка­
зывается и создает новые образцы для подражания и идентифика­
ции. Чем ближе различные слои друг к другу, тем стремительнее
происходит подражание. Но этот же процесс вызывает ускорение
смены моды. В моде очень ценятся экзотические предметы, имею­
щие высокую цену, сразу создающие барьер недоступности для всех.
В тех обществах, в которых дифференциация ослаблена и гос­
подствует тенденция к выравниванию и одинаковости, там цикл
движения моды более длителен, модные образцы держатся значи-

1
Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 2. С. 268.
2
Там же. С. 269.
471
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни»

тельно дольше. Такое общество не поддерживает быстрой смены
моды, выдвигает санкционированные государственными учреждени­
ями образцы, осуждает увлечение «чуждой» модой, переносит оцен­
ку внешнего облика на внутреннее содержание личности, а в выс­
ших слоях поддерживает стремление «быть как все».
В моде как явлении культуры есть еще один немаловажный ас­
пект, связанный с обновлением. Новая одежда не только изменяет
внешний облик, но оказывает влияние на манеру поведения, требует
новых впечатлений, делает человека более открытым к новшествам.
Несмотря на то что мода как социальное явление имеет группо­
вой характер, она не тождественна всей группе. Моду всегда прини­
мает только ее часть, но как только она признается полностью всей
группой, назначение ее образцов меняется и она утрачивает свои
символические черты и свойства.
Моде присуще стремление к экспансии, движению вширь, захва­
ту все новых и новых слоев, групп и территорий. Но в процессе
этого движения она постепенно угасает. Чем большее число людей
ее принимает, тем скорее начинается ее смена. Этот симптом хоро­
шо известен законодателям моды, владельцам модных салонов, тор­
говцам. В моде удивительным образом сплетены воедино противо­
речивые черты: новизна и жажда успеха, привлекательность обнов­
ления и стремление к стабильности. Но новизна преходяща, а
постоянство иллюзорно. Расчет на длительность моды и произве­
денные затраты на приобретение товаров малообоснованны, ибо то,
что было модным, вскоре выходит из моды, стареет морально, не
дожидаясь физического износа. Мода ориентирует людей на крат­
ковременность своего цикла и учит «культуре выбрасывания».
Господство моды в современной жизни расширяет арену ее дей­
ствия, вовлекая в этот круговорот огромное число товаров и услуг.
Мода создает условия и возможности для выделения индивидуаль­
ности, а также особую привлекательность для тех, кто желает быть
замеченным, любит выделиться из толпы. Но «моднику» противо­
стоит принципиальный противник моды, находящийся к ней в оп­
позиции. Уже одно отрицание моды также создает эффект индиви­
дуализации. «Немодность» — своеобразный знак внутреннего про­
теста, в основе которого лежит стремление иметь особые отличия.
Принципиальная «немодность» тоже может стать модным отличи­
ем, демонстрируя отрицание общепринятой моды. Но в том и дру­
гом случае мода действует так же насильственно, вызывая Желание
не смешиваться с толпой и массой.
Таким образом, мода, с одной стороны, область всеобщего подра­
жания, освобождение индивида от ответственности за его вкус и
472 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


предпочтения, с другой стороны, отличие, подчеркивание своей при­
частности к определенной группе, знаковой принадлежности к эта­
лонам современности.
Мода нередко восполняет социальную незначительность лично­
сти, ее заурядность и незаметность, неспособность своими достоин­
ствами подчеркнуть индивидуальность. Она становится заменой и
защитным экраном, и ею пользуются как маской. Мода разрешает
то, что человек никогда не стал бы делать в одиночку. Она осво­
бождает от чувства стыда, требуя беспрекословного подчинения, даже
если ее требования абсурдны.
Подводя итог рассуждениям о социальной роли моды в исто­
рии культуры, Г. Зиммель отмечает, что мода является сложным
образованием, в котором своеобразно соединяются различные из­
мерения жизни. Общий ритм жизни индивидов и групп определя­
ет их отношение к моде. Массы низших слоев труднее приходят в
движение, мода их затрагивает, но поскольку их материальные воз­
можности весьма ограниченны, то темп перемен замедлен. Высшие
слои по-своему консервативны, они настороженно относятся к пе­
ременам в- моде, которые кажутся подозрительными и опасными
покушениями на власть. Они бережно охраняют моду своей груп­
пы как символ верности ее ценностям. Поэтому пока в истории
общества социальная дифференциация довольно четко делила верх­
ние и нижние слои, смена циклов моды была весьма длительной.
Совсем иная картина сложилась тогда, когда в истории появился
средний класс, который по своему положению отличается ускорен­
ной вертикальной мобильностью. Именно средний класс нашел в
моде подтверждение собственных душевных интересов и устремле­
ний. Большие города, где сосредоточен средний класс, становятся пи­
тательной почвой для распространения моды. Быстрому изменению
темпа и ритма моды содействовали и экономический подъем в горо­
дах, стремление к подражанию и внешней символике своей группы.
Но эта динамичность развития моды вносит существенные измене­
ния в определение финансовых затрат на создание новых образцов.
Если прежде дороговизна модных предметов восполнялась длитель­
ностью их использования ввиду большой временной протяженности
модного цикла, то теперь мода ориентируется на более дешевые мате­
риалы и образцы, которые могут найти спрос у потребителя среднего
класса. Массовое производство модных товаров и быстрая смена
моды стали типичной ситуацией в XX в.
Г. Зиммель отмечает существование закономерности в разви­
тии моды: чем быстрее меняется мода, тем дешевле должны стано­
виться вещи, принуждая потребителей к их использованию. Но психо-'
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 473


логически каждая новая мода воспринимается так, будто она соби­
рается существовать вечно. Поэтому ее новые образцы кажутся
особенно привлекательными, хотя, приобретая их, человек должен
понимать, что очень скоро они устареют и потребуют замены.
В этом водовороте модных перемен относительную устойчивость
сохраняет классика. Она представляет собой относительно стабиль­
ную концентрацию модных элементов «вокруг покоящегося центра».
Классика гармонична и устойчива, не допускает крайних вариаций и
нарушения баланса. Она тоже является модой, но при этом сохраняет
свою целостность, не подчиняясь сиюминутному импульсу^
Мода как социальное явление не только закономерна в жизни,
но и вполне естественна, ибо соответствует стремлениям человека к
обновлению и обособлению, использованию оригинальности для
подчеркивания индивидуальности и принадлежности к определен­
ной группе. Мода оказывает широкое воздействие на культуру, во­
влекая в круг перемен различные слои, становясь символом новиз­
ны в изменяющемся мире.

А. Бергсон Ярким представителем «философии жизни» являет-
о проблемах ся французский мыслитель А. Бергсон (1859—1941),
культурологии чье учение во многом обозначило проблемы куль­
туры первой половины XX в., существенно опреде­
лило пути развития искусства в модернистский период. Бергсон раз­
мышлял о смысле эволюции, месте человека в меняющемся мире,
противоречиях развития науки и техники, об особой форме выраже­
ния духовного содержания, опасностях технократических устремле­
ний в современном обществе. Его воззрения были направлены про­
тив позитивизма, абсолютизировавшего факты, в область которых
не попадали такие феномены, как внутренний диалог сознания, авто­
номия ценностей, свобода личности, художественное творчество.
В ранних работах Бергсон рассматривает проблемы культуры в t
связи с проблемой свободы, которую он трактует как изначальное
состояние человека. Только осознавая свое внутреннее «Я», человек
может ощутить себя подлинно свободным. Свобода и культура вза­
имно обусловливают друг друга, поскольку культура возникает на
основе свободы и без нее невозможна. Бергсон намечает целостное
рассмотрение человека и культуры в системе всей реальности: «Фи­
лософия жизни, направления которой мы держимся... представит нам
организованный мир как гармоническое целое».
Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни,
убежден Бергсон. Поэтому особое внимание он уделяет не рацио­
налистическому мышлению, а интуиции — инструменту прямого
474 Глава 18. Развитие культурологической мысли...


контакта с вещами и сущностью жизни как длительности. Интуи­
цию он трактует как некую сверхспособность видения, которая осу­
ществляется посредством полного углубления в себя. Поскольку
подвластная интеллекту наука направлять интуицию не может, эту|
миссию должно выполнить художественное творчество. Искусство
объявляется единственным средством миропонимания.
Художественное творчество рассматривается им не в качестве
отражения действительности, а как создание самостоятельной, неза­
висимой от внешнего мира системы, заключающей в себе высший*,
совершенный порядок, стоящий над хаосом действительности. Та­
ким образом, основанное на интуиции художественное творчество
у Бергсона становится мистическим иррациональным актом по­
стижения бытия. Объектом творчебтва становится внутренний мир
художника, и проблема заключается в том, как «извлечь» из глубин
человеческой души характеристики подлинного бытия. Перенесе­
ние интересов художника из внешнего мира во внутренний, субъек­
тивный мир ознаменовало собой изменение онтологических осно­
ваний искусства. Такая переориентация в художественном творче­
стве оказалась характерной для многих направлений искусства в
постмодернистский период: некоторые из них восприняли идеи Бер­
гсона, некоторые же независимо от него пошли по этому пути. Тем
самым можно заметить общность исканий в культуре, проявившу­
юся как в философии, так и в искусстве.
Бергсон привнес еще один существенный критерий в художе­
ственную практику своего времени: критерий новизны, которому
должно отвечать произведение искусства. Новизна понималась как
нечто непредвиденное, как изобретение того, чего в действительно­
сти не существует. Она определялась случайностью, и именно в
случайности содержалась художественная ценность произведения.
Такого рода воззрения на роль искусства в познании мира вооду­
шевляли художников, побуждали к самовыражению, к новаторским
поискам и тем самым во многом определили многообразие модер­
нистского искусства.
Бергсон — автор своеобразной элитарной концепции культуры,
которую он изложил в работе «Два источника морали и религии»
(1932). Сохранение и развитие культуры — дело избранных лич­
ностей, утверждал он, которые являются религиозными и моральны­
ми наставниками человечества, образующего так называемое «от­
крытое общество» с «динамической» моралью и религией. Такое
общество руководствуется во всех сферах принципами любви и
милосердия. Фундамент «открытого общества» — творческая лич­
ность, его свойство — дух новаторства. Оно отличается интенсив-
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 475


ной духовной жизнью и культом святости индивидуальной свобо­
ды. Общества, в- которых отсутствуют эти принципы, получили у
него название «закрытых обществ», поскольку в них фактически
отсутствует свобода и доминирует потребность «связать себя при­
вычками», которые более или менее отвечают потребностям сооб­
щества. «Закрытые общества» утратили стимул к развитию, они
статичны, внутри них сосуществуют одни и те же формы и инсти­
туты культуры. Эта концепция Бергсона получила дальнейшее раз­
витие в культурологии.
К направлению «философия жизни» примыкает концепция
О. Шпенглера (1880—1936), которая сложилась под влиянием ран­
них представителей этого направления: Ницше, Бергсона, а также
Шопенгауэра.
Глава 19

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
И ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ



В конце XIX — начале XX в. на смену эволюционизму была
выдвинута теория исторической типологии культур, которая под­
вергла критике идею эволюционизма об однолинейности и стади­
альной последовательности исторического развития культуры. Со­
гласно этому направлению в культурологии реально существует
бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и
неповторимых культур. В этом состоит богатство культурных до­
стижений и ценностей. Каждый народ имеет свой особенный облик,
вносит вклад в развитие культуры человечества. В определенном
смысле культуры автономны и единство человечества состоит в
многообразии локальных цивилизаций.
Локальные или региональные культуры имеют свои особеннос­
ти и национально-этническое своеобразие, свой путь исторического
развития.
Близкие по основным чертам локальные цивилизации объеди­
няются в культурно-исторические типы. Их объединение имеет
объективную базу, но критерий объединения цивилизаций может
быть различным. Типологическим признаком может быть призна­
на общность природно-климатических условий, образующих свое­
образную экологическую нишу. Горные, степные, речные, лесные,
морские цивилизации имеют черты сходства и различия в хозяй­
ственной, социальной и культурной деятельности. Иная культур­
но-историческая типология может быть представлена на основе общ­
ности религии. В зависимости от наиболее распространенного ве­
роисповедания выделяются типы христианской; исламской, буддис­
тской, конфуцианской цивилизации. По хозяйственно-экономичес-
19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 477

кому признаку различают цивилизации аграрные, индустриальные,
постиндустриальные.
Для характеристики общности культуры и цивилизации исполь­
зуют национально-этнический принцип: американская, русская, мек­
сиканская и т.д. Иногда применяют региональный подход: цивили­
зация Запада и Востока, Севера и Юга.
Обоснование данной культурологической концепции присутствует
в трудах Н.Я. Данилевского (1822—1885), О. Шпенглера (1880—
1936), А.Тойнби (1889— 1975)/П.А. Сорокина (1889—1968).


19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии
культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевский (1822—1885) — русский ученый, естествоис­
пытатель, историк, культуролог. В основу концепции исторической
типологии им положен принцип многообразия локальных цивилиза­
ций, циклического развития культуры. Важно отметить, что Н.Я. Да­
нилевский первым обосновал такой подход к истории мировой куль­
туры. Ученый изложил его в книге «Россия и Европа. Взгляд на
культурные и политические отношения славянского мира к герма­
но-романскому» (1871).
Н.Я. Данилевский отстаивал идею самобытности русской куль­
туры, национального характера русского народа и духовных ценно­
стей. Он теоретически обосновал концепцию культурно-историче­
ских типов, законов их движения и развития, возражая против одно­
линейной схемы истории культуры и утверждая идею многообразия
культур всех народов, когда каждый этнос вносит значительный вклад
в общее богатство культурного наследия.
Ученого волновали будущее славянского культурно-исторического
типа, характер православной религиозности, способность к государ­
ственности, отношение к свободе, наукам и искусству, внутренние
источники самосознания и духовных сил России, условия возникно­
вения Всеславянской федерации. Он анализировал исторические
события, дипломатические и экономические отношения России и
европейских стран, различия в образе жизни, культуре, вероиспове­
дании, особенности национального характера.
«Европа» — понятие не столько географическое, сколько куль­
турно-историческое, утверждал Данилевский. Европейская цивили­
зация обладает значительными достоинствами, но вовсе не обяза­

<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>