<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тельно для других народов следовать за нею. Культура каждого
478 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций


народа самоценна, и мнимая привилегия прогрессивности вовсе не
составляет какой-либо особенности Европы.
Н.Я. Данилевский опровергал предрассудок, будто только Европа
идет по пути прогресса, неустанного совершенствования и движения
вперед, а Восток — воплощение застоя и косности. Например, в Ки-1
тае задолго до, Европы были созданы изделия из фарфора, умели
ткать шелк и окрашивать ткани. Восток славился лаковыми издели­
ями, рациональным земледелием и садоводством, искусственным -
рыбоводством, изобретением пороха, компаса, книгопечатания, писчей
бумаги, своеобразной философией и литературой, астрономией и нау­
кой. «Народу, одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и'
которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершен­
но независимо от того, где он живет — на Востоке или на Западе»'.
В историческом процессе развития отдельных стран можно об­
наружить общие культурно-исторические типы, своеобразные сис­
темы общего религиозного, социального, бытового, промышленного,
политического, научного, художественного развития. Эти культур­
но-исторические типы, или самобытные цивилизации, таковы:
«1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийрко-вавилоно-финикийский,
халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский,
6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или
аравийский, и 10) германо-романский, или европейский.
К ним можно еще причислить два американских типа: мексикан­
ский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успев­
шие совершить своего развития» 2 . Формируется самый молодой —
славянский — культурно-исторический тип, и ему принадлежит
будущее.
Н.Я. Данилевский выделяет культурно-исторические типы «уеди­
ненные», живущие одинокой и изолированной жизнью; и «преем­
ственные», плоды деятельности которых передаются от одного к
другому. Каждый из них содействует многосторонности проявле­
ний человеческого духа, и потому оба типа могут быть названы
«положительными деятелями» в истории человечества.
Отдельно ученым рассматриваются племена, составляющие лишь
этнографический материал: хотя они и входят в состав культурно-
исторических типов, увеличивая их разнообразие и богатство, но
сами не достигают исторической индивидуальности, не обладая ни-
особой созидательной, ни разрушительной силой. В будущем, воз-*'
можно, такие племена еще и разовьют в себе живительные силы.

1
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 74.
2
Там же, С. 88—89.
19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 479

На стадию этнографического материала, по его мнению, могут
опуститься и те народы, которые некогда были самостоятельными,
но уже «умерли и разложились» и находятся в ожидании, пока
новый формационный принцип опять их не соединит.

Законы развития Как в развитии человека можно различать возра-
культурно- стные периоды — детство, отрочество, молодость,
исторического зрелость, старость, дряхлость, так и в жизни наро-
типа дов обнаруживаются эти этапы. Если сначала для
них характерна живость и энергичность, то затем
они дряхлеют, в них остывает огонь юности, они еще сохраняют
жизненность, но уже не способны к новым свершениям. Каждый
культурно-исторический тип проходит стадиальные фазы развития,
которые соответствуют делению на древний, средний и новый пери­
оды. Всем культурам дается определенный срок жизни, по истече­
нии которого наступает смерть.
Н.Я. Данилевский формулирует пять законов движения и раз­
вития культурно-исторического типа, которые одновременно оз­
начают и необходимые условия его возникновения и развития.
Первый закон определяет значение языка в развитии культу­
ры. Именно язык становится средством сплочения народа, открыва­
ет возможность общения, передачи культурного наследия через уст­
ную или письменную традицию.
Второй закон указывает на важность приобретения политиче­
ской независимости, необходимой для поддержания самобытности
культуры, предотвращения ее ассимиляции, поглощения другими на­
родами, обращения в орудие для достижения чужих целей.
В третьем законе отмечаются уникальность" культуры, индиви­
дуальная неповторимость, составляющие ее истинную ценность. Эти
черты культуры образуют ее духовный облик. Их утрата, искаже­
ние, уничтожение лишают культурно-исторический тип внутренне­
го ядра. Каждый народ самостоятельно «вырабатывает» свою куль­
туру, но это не исключает культурного взаимодействия.
Н.Я. Данилевский называет несколько способов распростране­
ния цивилизации. Простейший из них — пересадка с одного места
на другое посредством «колонизации». Так греки передали свою
культуру Южной Италии и Сицилии, англичане — Северной Аме­
рике и Австралии. Другая форма передачи цивилизации — «привив­
ка». Греческим «черенком» на египетском «дереве» была Александ­
рия; при этом культура Египта не утратила своей самобытности.
Еще один способ — «улучшенное питание», т.е. внешнее содей­
ствие собственному развитию той или иной культуры. Во всех слу-
480 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

чаях плодотворным можно считать такое влияние одной культуры
на другую, когда соблюдаются принципы сотрудничества, использо­
вания новых технических приемов, обмена опытом, но при этом co-j
храняется уникальность обеих сторон.
Четвертый закон гласит о том, что богатство и полнота куль­
турно-исторического типа определяются не унификацией, единооб­
разием «монокультуры», а, напротив, разнообразием составляющих
его народов, существующих в благоприятной для поддержания куль­
турной самобытности политической системе федерации.
Пятый закон характеризует время существования культурно-
исторического типа. Ход его развития более всего уподобляется
тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста
бывает неопределенно продолжителен, а время цветения и плодоно­
шения относительно коротко и раз и навсегда истощает их жизнен­
ную силу.-
Культурно-исторический тип существует не вечно, его время ог­
раничено рамками жизненного цикла. Цивилизация проходит все
периоды от зарождения к расцвету и финишу. Наиболее длитель­
ным бывает подготовительный этап, или этнографический период,
который может измеряться тысячелетиями. Он чрезвычайно важен,
ибо в это время собирается запас для будущей созидательной дея­
тельности, закладываются особенности мышления, эмоциональной
сферы, призванные составить оригинальность и самобытность лю­
дей будущего культурно-исторического типа. Они выражаются в
языке, мифологии, эпических преданиях, основных формах быта, от­
ношении к природе, хозяйственном укладе, источниках материаль­
ного существования, нормах и правилах взаимоотношений между
людьми. Свойства жизни этноса оказывают влияние на национальный
характер народа.
Культура набирает силу, проявляется в различных формах ду­
ховности и практической деятельности, общественного благоуст­
ройства и личного благосостояния. Постепенно ее жизненные силы
растрачиваются, и творческий потенциал иссякает. Цивилизация
дряхлеет, жизнь оканчивается.
Н.Я. Данилевский называет два симптома старения культурно-
исторического типа: апатию самодовольства, которая поражает на­
роды, успокаивающиеся на достигнутом, и апатию отчаяния, когда
идеалы и Цели оказываются ложными и наступает разочарование
в избранном пути.
Таковы пять законов развития культурно-исторического типа.
Каждый тип отличается достижениями в какой-либо определенной
сфере. Греция известна искусством, Рим- — успехами в законода-
19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 481

тельстве. При этом невозможно оценивать цивилизации и истори­
ческие периоды по шкале «выше — ниже». Никто не скажет, пи­
шет Н.Я. Данилевский, что ум Кювье лучше устроен, чем ум Арис­
тотеля, или что Лаплас был проницательнее Архимеда, или Кант
мыслил лучше Платона, или понимание красоты было выше у Кано-
вы и Торвальдсена, нежели у Фидия и Праксителя. Ни одна циви­
лизация не может гордиться тем, что именно она представляет выс­
шую точку развития по сравнению с ее предшественницами или
современницами. «Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в
одном направлении (в таком случает он скоро бы прекратился), а
в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще историчес­
кой деятельности человечества, во всех направлениях»'.
Не все культурно-исторические типы проходят этапы своего
развития одинаково. Одни подвергаются внешним воздействиям и
разрушаются; другие истощают запасы сил и не могут продолжать
существование; третьи оказываются слишком односторонними:
формы культуры не получают достаточного развития во всем их
объеме. Но и завершив жизненный путь, они остаются как «релик­
ты» в памяти народов, ибо вносят достойный вклад в сокровищни­
цу мировой культуры. Жизнь одного культурно-исторического типа
конечна, но культура в целом бесконечна, и поступательное движе­
ние человечества не прекращается.

Виды культурной Н.Я. Данилевский отмечает, что локальная циви-
деятельности лизация, образующая культурно-исторический тип,
состоит преимущественно из четырех видов куль­
турной деятельности.
Первая — деятельность религиозная, объемлющая собой отно­
шения человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и.
определяющая нравственность народа.
Вторая — деятельность культурная, включающая отношения тео­
ретические, научные, эстетические, художественные, технические и
промышленные.
Третья — деятельность политическая, определяющая отноше­
ния людей между собой и к другим народам.
Четвертая — деятельность общественно-экономическая, свя­
занная с отношениями людей к условиям пользования предметами
внешнего мира, их добывания и обработки.
Многие ранние культуры были слитны, синкретичны, в них от­
сутствовало четкое разделение этих видов деятельности. Н.Я. Да-

1
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 109.
16 Культурология
482 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

1
нилевский называет их «первичными, или автохтонными» и отно­
сит к ним египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иран­
скую цивилизации.
Последующие цивилизации развивали преимущественно одну из
сторон деятельности: еврейская — религиозную, греческая — соб­
ственно культурную, а римская. — политическую. Их ученый име­
нует «одноосновными».
Германо-романский, или европейский, тип совмещал разные виды
деятельности, но имел особые достижения в науке и промышленно­
сти. Это «двуосновный» культурно-исторический тип.
Будущий славянский культурно-исторический тип будет «четы­
рехосновным», гармонично сочетающим все виды материальной и
духовной деятельности.
Главное назначение культуры состоит в максимальном разви­
тии творческой самобытности народов. Каждая цивилизация вовсе
не похожа на «тесный дворик», она скорее напоминает огромный
город с проспектами и улицами, исполненными своеобразия и не­
обычайной привлекательности. На историческом поприще посто­
янно появляются новые народы и цивилизации, которые своей дея­
тельностью вносят вклад в развитие культуры.


19.2. О. Шпенглер об исторической типологии
мировой культуры
Образ, символ и Понимание своей и иной культуры — основа для
стиль культуры диалога и взаимодействия народов. Этот процесс
требует определенной подготовки, умения прони­
кать в глубинные смыслы культурных явлений. Всемирно извест­
ный немецкий философ, историк, культуролог О. Шпенглер (1880—
1936) в книге «Закат Европы. Очерки морфологии мировой исто­
рии»2 ставит перед собой поистине глобальные задачи: проследить
судьбу европейской культуры, воссоздать историческую картину
развития и разработать типологию мировой культуры.
Ключом к пониманию всемирной истории культуры, с точки зре­
ния ученого, выступает символ. Для того чтобы воссоздать дух эпо­
хи, пишет он, недостаточно лишь проиллюстрировать историю теми
или другими событиями, памятниками, произведениями искусства.
Необходимо выяснить более глубокую взаимосвязь форм культу-
1
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 472.
2
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т.
1.М., 1993.
19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 483


ры, которые воспринимаются как символы. «Народы, языки и эпохи,
битвы и идеи, государства и боги, искусства и произведения искус­
ства, науки, правовые отношения, хозяйственные формы и мировоз­
зрения, великие люди и великие события являются символами и
подлежат в качестве таковых толкованию»1. К символам культу­
ры относятся античное монетное дело, египетская административ­
ная система, китайское книгопечатание, идея нирваны, погребение
или сожжение мертвых, механические часы, дальнобойные орудия,
масляная живопись и т.д. В каждой культуре и в каждой истори­
ческой эпохе существует свой символ, представляющий ее знак.
Символы и знаки создают образ культуры, по особым законам скла­
дываются в целое, которое воссоздает облик эпохи.
Судьба культуры разворачивается в пространстве различных
территорий и в сочетании одновременности и последовательности.
Все культуры имеют равное значение в общей картине истории.
Древние цивилизации Вавилона и Египта, Индии и Китая нередко
превосходят античность, но при этом вовсе не занимают привиле­
гированного положения. Вместо безрадостной картины прямого
восхождения перед глазами исследователя развертывается насто­
ящий спектакль множества мощных культур.
Каждая из этих равноценных и равноправных культур имеет
«собственную форму, собственную идею, собственные страсти,
собственную жизнь, волю, чувства, собственную смерть»2. У каж­
дой культуры свои возможности выражения, краски, блики света,
движения, собственный духовный взор. Есть расцветающие и ста­
реющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты. Культу­
ры возникают, созревают, увядают и никогда не повторяются. Они
обладают совершенно отличными друг от друга формами: пласти­
кой, живописью, религией, наукой, хозяйством и укладом жизни.
Все культуры характеризуются ограниченной продолжительностью
в истории и замкнуты в себе самих.
Восемь великих культурно-исторических типов занимают свое
место на карте мировой истории:
1) египетская;
2) вавилонская;
3) индийская;
4) китайская;
5) греко-римская (аполлоновская);
6) византийско-арабская (магическая);
7) западноевропейская (фаустовская);
1
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 129.
2
Там же. С. 151.

16*
484 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

8) народов майя.
В истории формируется «русско-сибирская культура».
Культуры обладают общей структурой, но имеют индивидуаль­
ный стиль и облик. В истории нельзя обнаружить такие абстрак­
ции, как формы мышления вообще, государство вообще.

Цивилизация как Если судьба культуры непосредственно связана с
закат культуры ростом и развитием, то она неминуемо движется к
финалу. Такова неизбежная судьба культурно-ис­
торического типа. Длительность цикла развития культуры О. Шпенг­
лер определяет примерно в 1000—1500 лет.
Финальную стадию культуры ученый называет цивилизацией.
Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жиз­
нью наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в
иное состояние. «Греческая душа и римский интеллект — так раз­
личаются культура и цивилизация»1.
Для цивилизации типичны люди практичные и безразличные к
обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем.
В их руках духовная и материальная участь каждой последующей
эпохи. Великие цивилизации ограничены пределами нескольких
крупных городов, где властвуют новые бесплодные, исполненные
глубокой антипатии к людям, холодные прагматики, озабоченные
лишь «вопросом денег». В мировом городе, утверждает О. Шпенг­
лер, действует не народ, а масса, презрительно относящаяся ко вся­
ким традициям. У культурного человека энергия обращена к разви­
тию духовности, цивилизованный человек во всем ищет выгоды и
пользы. Для него недоступны тайны поэзии и других искусств, он
предпочитает зрелища, технические игры, спортивные состязания.
Его психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому
столь распространенными становятся повальные увлечения, не тре­
бующие эмоциональной и душевной отзывчивости, но лишь запол­
няющие образующийся духовный вакуум. «Современная эпоха —
эпоха цивилизации, а не культуры»2, — заключает О. Шпенглер.
У каждой культуры есть свои детство, юность, возмужалость и
старость. Культура рождается в тот миг, когда пробуждается великая
душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которо­
му остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта
душа полностью реализует свои возможности, создав народы, языки,
вероучения, искусства, государства, науки. Бесчисленные поколения,
народы и племена — арийцы, монголы, германцы, кельты, парфяне,

1
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 164.
2
Там же.
19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485


франки, карфагеняне, берберы, банту и многие др. — прошли этот
путь. Когда в них угасает «формообразующая сила», вместе с ней
постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные
признаки, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движе­
ния. «Так на поверхности Земли величественными кругами расхо­
дятся волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяют­
ся в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают.
Каждая культура обнаруживает символическую и почти мисти­
ческую связь с пространством, в котором она существует. Как только
вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно
коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются —
она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее
дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья.
_v Таков смысл заката в истории — внутреннего и внешнего
завершения, ожидающего каждую живую культуру»1. Так происхо­
дило в античности, таковы признаки и заката Европы.

Портреты вели- В отличие от мира природы, где царят непрелож-
ких культур ные законы, а всякое действие имеет причину и
следствие, культурный мир находится во власти
судьбы; для его познания неприемлемы строгие научные понятия и
доказательства. Он может быть лишь понят, почувствован, пережит.
Метод освоения культуры путем проникновения в ее смыслы, зна­
чения, символы на основе внешних черт, признаков О. Шпенглер назы­
вает физиогномическим. Это подобно тому, как внешний облик челове­
ка — рост, выражение лица, осанка, походка, речь, почерк — дает возмож­
ность узнавать его внутреннее состояние: доброту или злобу, ум или
глупость, храбрость или трусость. Описательная, формообразующая фи­
зиогномика есть перенесенное в духовную сферу искусство портрета.
Для историка культуры важны проницательность, интуиция, по­
стижение, созерцание, концентрация чувств. Система, понятие пре­
вращают, культуру в застывший предмет, создавая иллюзию науч­
ности. И наоборот, созерцание, переживание мгновений истории, ис­
поведание, свойственные религии и художественному творчеству,
наиболее близко передают душу культуры. «Лишь тогда оказывает­
ся возможным постичь каждый факт исторической картины, каж­
дую эпоху сообразно их символическому содержанию»2.
Культуры — это организмы, продолжает О. Шпенглер, а всемир­
ная история — их общая биография. В судьбе отдельных сменя-

1
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1 С . 265.
2
Таж же. С. 262

17 Культурология
486 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

ющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся,
оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается
содержание всей человеческой истории. «Я отличаю идею культу­
ры, совокупность ее внутренних возможностей от ее чувственного
проявления в картине истории как достигнутого уже осуществле­
ния»1. Задача историка — вскрыть внутреннее строение, или мор­
фологию, культуры, осмыслить экспрессию событий и отыскать ле­
жащий в ее основе язык.
О. Шпенглер выделяет понятие стиля культуры как совокупно­
сти жизненных выражений, которые являются формами духовной
коммуникации, специфическими для данной культуры. Например,
каждый античный город, будучи воплощением и символом одного и
того же стиля и жизнеощущения, глубоко отличается по своему
плану, виду улиц, языку, частной и официальной архитектуре, по типу
площадей, переулков, дворов, фасадов, по красочности, шуму, толкот­
не, по-духу своих ночей от индийских, арабских городов.
В каждом инобытии этого рода лежит высокая символика: за­
падная склонность к прямолинейным перспективам, наподобие мощ­
ного пролета Елисейских полей в Париже, или узость Акрополя и
городских кварталов в Риме. Не менее важно представить продол­
жительность жизни каждой культуры, темп, такт и ритмы ее разви­
тия. Наиболее значительные события, явления религиозной, науч­
ной, политической жизни дают импульс в формировании индивиду­
альности каждой локальной культуры. Для античной культуры
знаковый смысл имели такие явления, как античный театр, полис,
ионическая колонна, геометрия Евклида, римский легион, бой глади­
аторов. Одно упоминание этих явлений воссоздает образ античной
культуры.
О. Шпенглер придает исключительное значение физиогномиче­
скому методу в постижении культуры, который позволяет по дета­
лям орнаментики, архитектурного стиля, письма, по отдельным дан­
ным политического, хозяйственного, религиозного характера вос­
становить основные черты исторической картины целых столетий,
прочитать по элементам языка художественных форм современ­
ную им государственность или по математическим формам — ха­

<< Пред. стр.

стр. 42
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>