<< Пред. стр.

стр. 44
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1
Тойнби А. Постижение истории. С.85.: 1 а
496 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

полную остановку и даже распад цивилизации. Развитие предпо­
лагает единение экономической, политической и духовной энергии.
Растущая цивилизация объединяет разные виды энергии на основе
внутренней гармонии.
Ученый отвергает и технологический детерминизм как крите­
рий оценки роста цивилизации. Весьма распространено суждение,
что техническая вооруженность общества и успехи в деле покоре­
ния Природы являются показателем прогресса. Но Тойнби считает
такой подход малоубедительным и ограниченным. Несомненно, тех­
нический прогресс — наиболее очевидное явление в истории куль­
туры. Однако на этом пути.обнаруживается немало противоречий.
Известны периоды, когда техника развивалась, а рост цивилизации
прекращался и начиналась стагнация, застой. Много примеров тому,
когда техника оставалась неизменной, а цивилизация делала значи­
тельный шаг вперед. Возражая против периодизации истории куль­
туры в зависимости от технических изобретений, А. Тойнби счита­
ет, что такой подход малопродуктивен.
Еще более опасным, с его точки зрения, является преувеличение
роли технического прогресса в современном мире: освоение но­
вых источников энергии не прибавило человеку мудрости или доб­
родетели.
Анализируя различные факторы роста и расцвета цивилизации,
А. Тойнби утверждает, что решающую роль в поисках Ответа игра­
ет творческая личность, но ее жизнь и судьба глубоко трагичны.
Творческая личность неизбежно ломает привычные стереотипы
действия, вступает в мир парадоксов, вызывая у окружения недо­
умение, восторг или зависть. Поэтому творческий порыв может
оказаться для нее роковым. Появление выдающейся личности вы­
зывает социальный конфликт, масштаб которого зависит от того,
насколько она возвышается в своих намерениях, проектах над инерт­
ным большинством. Ее усилия сталкиваются с сопротивлением тех,
кто стремится все оставить без перемен.
Деятельность духовной элиты предполагает ее объединение в
творческое меньшинство. Оно способно на первых этапах придать
энергичный импульс развитию культуры и цивилизации. Творчес­
кое меньшинство успешно отвечает на Вызов истории. Все члены
общества внутренне готовы принять преобразования и поэтому с
радостью воспринимают новый порядок, новые формы жизни. Эта
ситуация возникает тогда, когда «идеи носятся а воздухе». Акты
социального и культурного творчества — удел либо творцов-одино­
чек, либо творческого меньшинства.
19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 497

Творческое меньшинство совершает гигантский нравственный и
интеллектуальный шаг вперед. Но если большинство не разделяет
новых идей и пребывает в косности, то такой «отрыв» может при­
вести к катастрофическим последствиям. «Стагнация масс являет­
1
ся фундаментальной причиной кризиса» , — делает вывод А. Тойн­
би. Поэтому так важно, чтобы первооткрыватели подтянули арьер­
гард до своего уровня, ибо они лишь «дрожжи в общем котле
человечества». Для того чтобы завоевать на свою сторону боль­
шинство, разбить «кристалл обычая», избежать социального пора­
жения, недостаточно лишь силы духа творческого меньшинства.
Необходимо развить в людях способность к восприятию «культур­
ной радиации», стимулировать подражание духовно-нравственному
порыву избранных перемен.
Но даже и в той ситуации, когда возникает гармония между
творческим меньшинством и большинством, жизнь не сразу входит
в новые берега. Происходит болезненный процесс приспособления
к новому окружению и его ценностям.
А. Тойнби выдвигает двухтактную модель Ухода-и-Возврата, под­
тверждаемую множеством примеров из биографий творческих
личностей. Если идеи не воспринимаются современниками, то та­
кой человек оказывается в «положении непризнанного гения», под­
вергается насмешкам и даже преследованиям. Это создает ситуа­
цию i вынужденного Ухода.
Обращение к находящимся в изгнании за помощью в разреше­
нии конфликтов, порожденных неспособностью найти выход из кри­
зиса, может стимулировать Возврат творческой личности. Момент
примирения обычно бывает краткосрочным, а чувство благополучия
и стабильности порождает лишь иллюзию постоянства. Дистанция
между элитой и массой всегда должна сохраняться, ибо развитие
общества происходит непрерывно, и достигнутая гармония сменяет­
ся новым Вызовом.
Ритм чередования Вызова-и-Ответа в истории подобен Воскре­
шению и Смерти, пассивности и активности — таков общий закон
развития и роста цивилизаций. Смена ритмов Вызова-и-Ответа,
Ухода-и-Возврата составляет основу движения от стабильности к
утрате равновесия, кризису и конфликту, затем вновь к обретению
устойчивости и расцвету культуры. Пересечение полей активности
и пассивности, творческого прорыва и сопротивления определяет
жизненную силу цивилизаций и соответствует периоду их роста.

1
Тойнби А. Постижение истории. С. 222.
498 Глава 1Э, Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

Однако позитивное движение цивилизаций не бесконечный про­
цесс. Их силы ослабевают, жизненные ресурсы истощаются.
Цивилизации, считает А. Тойнби, принимают смерть не от вне­
шних неконтролируемых сил или вследствие предопределенности
судьбы, а от собственных рук. Начало распада он называет Над­
ломом.

Надлом С чего начинается Надлом цветущей цивилиза-
цивилизации ции, как она утрачивает свои достижения?
Ученый вновь обращается к идее взаимодействия
между творческим меньшинством и инертным большинством. Увлечь
реформами очень важно, но не меньшее значение имеют закрепление
их в повседневности, распространение в различных сферах жизни, об­
ретение устойчивости. Без защитного пояса традиций цивилизация идет
к опасной черте. Неустойчивое положение, неопределенность пере­
мен сопровождаются бесчисленными злодеяниями и деморализацией.
Другой причиной Надлома А. Тойнби называет потерю инициа- \
тивы. Энергия общества уходит лишь на поддержание ранее достиг- j
нутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внут­
ренних ресурсов. Развитие замирает, цели утрачиваются. Творческое
меньшинство, некогда инициатор изменений, лишается Прометеева;
Огня и для поддержания своего авторитета опирается лишь на гру-|
бую силу. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство. Добив­
шись успеха, они успокаиваются, «почивают на лаврах» и озабочены
лишь собственным благополучием. Наступает психологическая ка­
тастрофа опьянения успехом. Правящая элита оказывается неспо­
собной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих:
руках власть. Она теряет свои творческие потенции, впадает в пре-"!
сыщение и необузданность, которые неминуемо ведут к гибели.
Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство.
А. Тойнби определяет его как «интеллектуальное, морально-ущерб­
ное и слепое обожествление», одно из заблуждений человеческого
духи, имеющее следствием превращение «высоких божественных!
трудов» в «мерзость запустения»1.
В практической жизни оно может проявиться во всеобщем по­
клонении отдельной личности, социальному институту, техническому;
средству. Идолопоклонство приводит к бессмысленной растрате че­
ловеческой энергии, подталкивает к неравной борьбе, напрасному са­
мопожертвованию, жесткому контролю, пресечению разнообразия,
преследованию инакомыслия.

1
Тойнби А. Постижение истории. С. 259.
19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 499

Основной критерий и причина надломов цивилизации заключа­
ется во внутреннем взрыве, который обусловливает утрату свойств
самоорганизации. Так Надлом приводит к Распаду цивилизации.

Распад При «вертикальном» типе раскола цивилизация
цивилизации распадается на ряд локальных государств; это слу­
жит основанием для кровопролитной братоубий­
ственной войны. Междоусобные конфликты изматывают всех, по­
рождают враждебность и военный психоз, стимулируя изобретение
средств массового уничтожения. «Эта война поглощает ресурсы,
истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать само
себя»'. Не менее чем в четырнадцати из шестнадцати случаев
надломов цивилизаций главной их причиной была эскалация меж­
доусобных войн.
Другой тип раскола — «горизонтальный», при нем появляются
новые слои, сословия,, общины. Между ними могут складываться
отношения вражды или сотрудничества. Но раскол есть порожде­
ние злых страстей, в нем сильны тенденции дезинтеграции. Рас­
пад цивилизации происходит в общественных структурах и затра­
гивает души людей, вызывая эмоции недоверия, зависти, злобы , пе­
реоценку ценностей.
Правящее меньшинство занимает оборонительную позицию, вся­
чески пресекая попытки обновления курса. Однажды удачно отве­
тив на Вызов истории, оно воздерживается от повторения своих
подвигов, сопротивляясь переменам, сохраняя полученные привиле­
гии. Если в прошлом творческое меньшинство было открытым и
пополнялось мыслящими людьми из различных слоев, то теперь оно
превратилось в замкнутую систему, группу, строго оберегающую
себя от инициативных лидеров. Для него характерна социальная,
духовная и душевная косность. Вызовы истории продолжают по­
ступать, но они не получают Ответа.
Правящее меньшинство не в состоянии преодолеть кризис, ибо
не желает ничем рисковать в страхе потерять «свое кресло». В
силу своей косности оно приговаривает себя к неучастию в твор­
честве и тем самым совершает «Великий Отказ», утрачивая свой
авторитет и привлекательность в глазах многих. Ореол власти тус­
кнеет и не вызывает желания подражать ему или поклоняться.
Социальный раскол приводит к увеличению слоев, потерявших
свое прежнее положение. А. Тойнби называет их «новые бедные».
Среди них: беженцы, мигранты, разорившиеся аристократы, утратив-

!
Тойнби А. Постижение истории. С. 285.
500 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций


шие власть чиновники, разоренные крестьяне, бывшие воины. Мера
страданий этих людей различна, но их объединяет общее состояние
отторжения от общества, неудовлетворенность, отчуждение. Их ду­
шевный облик соткан из жестокости и ненависти, они беспощадны
к своим палачам, обвиняя их в беззакониях и произволе. Это «го­
рючий» материал для бунтов и мятежей, ибо в жестокости они
превосходят своих притеснителей. На окраинах государства наро­
ды, находившиеся прежде под влиянием и протекторатом, тоже об­
ретают агрессивность, вступая в вооруженную борьбу с правящей
элитой.
В растущей цивилизации три мощных потока — экономика, по­
литика и культура — объединены в единое целое. В период упадка
это единство распадается, происходит потеря нравственных ценнос­
тей. Среди выделенных трех элементов в жизни общества преоб­
ладающее значение имеет культура. Она представляет собой «душу,
кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с этим экономи­
ческий и, тем более, политический планы кажутся искусственными,
несущественными, заурядными созданиями природы и движущих
сил цивилизации. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю
силу культурного развития, она немедленно начинает впитывать эле­
менты чуждой культуры. Культурное влияние оказывается куда
более благодатным и полезным, чем заимствования в экономиче­
ском или же политическом плане»1.
Другие культуры отворачиваются от общества, потерявшего свою
душу и изменившего внешность, с пренебрежением.относятся к ero'i
культуре, хотя могут продолжать заимствовать технические дости­
жения или социальные институты.
Главным бедствием распада цивилизации А. Тойнби считает рас­
кол в человеческой душе. Он проявляется в различных формах,
затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. Духовный опыт
раскола приобретает различные формы — от апатии, пассивности
до бунта, мятежа. По мере нарастания социального распада альтер­
нативные решения становятся все более полярными. Они приходят
на смену бездумному подражанию и конформизму в прошлом и
представляют собой попытку выйти, «из общей шеренги».
Пассивная форма поведения — отшельничество, общение с при­
родой, разочарование в общественной деятельности. В сфере чувств
человек испытывает болезненную зависимость от сил зла. Душа
ощущает неизбежность своего поражения, тщетность усилий, не­
способность к сопротивлению. Она попадает в «смесительный ко-

1
Тойнби А. Постижение истории. С. 285.
19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 501

тел», где сочетаются несовместимые ценности и традиции. Актив­
ность ищет выход в соединении с Космосом и Богом.
Но в любых формах, пассивной и активной, проявляется стрем­
ление человека обрести убежище, не втягиваться в конфликты. Это
выражено в новой формуле жизни, когда предпочтение отдается
микромиру, семье, друзьям, ближайшему окружению. На фоне этих
настроений появляются различные поиски смысла жизни, возврат к
природе, возрождение прошлых традиций, обращение к будущему.
Утрата жизненного порыва выражается в чувстве непредсказуемости
будущего потока жизни, которое испытывают большинство людей в
условиях распада цивилизации и культуры. Когда свергают кумиров,
люди чувствуют себя обманутыми, и это сопровождается ожиданием
неотвратимости наказания за догматическую веру. Спасение видится
в покаянии, очищении от скверны, искуплении вины, в отречении.
Правящее меньшинство неудержимо движется к финалу: прино­
сится в жертву, оттесняется на периферию истории, будучи не в
состоянии ответить на новый Вызов. Оно заключает союз с дело­
вым миром. Философия его быстро отцветает, попадая под влияние
религии.

Пути преодоления Анализируя периоды Генезиса — Роста —- Надло-
кризиса ма — Распада цивилизаций, А. Тойнби ставит вполне
правомерный вопрос: что же ожидает цивилиза­
цию и культуру в будущем? Исторический процесс бесконечен, хотя
его локальные формы преходящи. Одни цивилизации разрушаются,
оставляя лишь воспоминания о своем былом могуществе; другие
продолжают существование, но в виде реликтовых остатков былого
могущества; третьи дают начало новым цивилизациям.
А. Тойнби подробно рассматривает три возможных пути выхода
из кризиса: архаизм, футуризм и преображение.
Архаизм представляет собой попытку возвратить некоторые
былые формы жизни, заставляет идти вспять в надежде отыскать
«золотой век» процветания и благополучия, о чем повествуют со­
хранившиеся предания. Это хорошо продуманная политика. Арха­
изм выдается за возрождение, возврат к прежним символам, соци­
альным институтам, религиозным праздникам, обычаям, обрядам,
традициям, художественным стилям, родному языку. Он стремится
примирить Прошлое и Настоящее.
Футуризм представляет собой обратную сторону архаизма. Он
отвергает прошлое и настоящее во имя незнакомого Будущего.
Футуризм характеризуется нигилистическим отношением к насле­
дию, отвергает устоявшиеся стили в политике, науке, искусстве и
502 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

устремляется в будущее, поддерживая и утверждая различные фор­
мы новаторства. Прогрессивность этого пути иллюзорна.
Как архаизм, так и футуризм обнаруживают свою несостоятель­
ность при выходе из кризиса. Но жизнь общества в период распада
не может остановиться. Вызовы истории требуют Ответов. В этой
ситуации все надежды обращены к тем лидерам, которые способ­
ны предложить новый путь.
Реальный путь выхода из кризиса А. Тойнби называет преобра­
жением, понимая под ним религиозное возрождение и создание
универсального государства. Эта цель ведет к временной остановке
социального распада, оживлению творческих сил и надежд. Рано
или поздно универсальное государство тоже подвергается распаду,
его существование представляет собой достаточно краткую фазу.
Универсальное государство — симптом социального распада, по­
пытка взять процесс надлома под контроль, предотвратить падение в
пропасть. Его можно назвать «бабьим летом» общества, последним
всплеском тепла перед сыростью осени и холодом зимы. Несмотря
на свой неизбежный крах в будущем, такое государство воспринима­
ется его жителями как Земля Обетованная, как цель исторического
прогресса. Именно в этом состоит третий путь — преображение. В
период смут и междоусобных войн, когда жестокость и нетерпимость
становятся всеобщими, универсальные государства возникают, чтобы
остановить кровопролитие, заменив борьбу сотрудничеством и коо­
перацией. «Беженцы, изгнанники, переселенцы, рабы и другие жерт­
вы жестокого века при более человечном режиме универсального
государства становятся купцами, профессиональными военными, стран­
ствующими философами, миссионерами, то есть всеми теми, кто рас­
пространяет культуру, не прибегая, как правило, к насилию»'.
Для культурной композиции универсального государства харак­
терна высокая степень разнообразия. Его изначальное предназна­
чение — установление мира и согласия, избавление от бед смутно­
го времени. Одно из средств достижения этого состоит в возрас­
тании роли религии в обществе, которая становится жизнетворным
центром и ядром универсального государства.
Вселенская Церковь впитывает в себя энергию распадающейся
цивилизации. Она выражает психологическую потребность людей
в преодолении дискомфорта, вызванного смутным временем, откры­
вая каналы для духовности, берет на себя нравственную и интел­
лектуальную ответственность за состояние дел. «Во времена успе­
хов и процветания, — пишет А. Тойнби, — души людские глухи к
зову Духа, и, напротив, они улавливают даже слабый шепот его, ког-
1
Тойнби А. Постижение истории. С. 408.
19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 503

1
да суетные мирские дела заканчиваются катастрофой» . Сердца их
смягчаются страданиями и горестями, и они вновь обращаются к
Богу. Религия выступает как сила, способная преодолеть полити­
ческие и культурные барьеры, разделяющие разные цивилизации.
Вселенская Церковь не означает слияния религий, а лишь подчер­
кивает их значение в духовном совершенствовании мира и человека.
Вместе с тем А. Тойнби предупреждает, что церковь как социальный
институт не должна вмешиваться в политику, ибо, попав в центр
мирских событий, она может утратить свою духовную роль, претендуя
на утверждение истины любыми средствами, вплоть до насилия.
Озарение души светом высших религий определяет духовный
прогресс человечества, ибо утверждает ценность Жизни, Любви, Ми­
лосердия и Мудрости.
Завершая изложение культурологической концепции А. Тойнби,
следует отметить, что, исследуя судьбы локальных цивилизаций, он
утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии.
«Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного един­
ства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого
культура его будет только богаче»2.


19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры
П.А. Сорокин (1889—1968) — выдающийся русский и амери­
канский ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициа­
тивный общественный деятель.
В последние годы в России опубликованы многие его труды, в
их числе: «Человек. Цивилизация. Общество» (М., 1992); «Главные
тенденции нашего времени» (М., 1997); «Социальная и культурная
динамика» (СПб., 2000). Издана автобиография «Долгий путь» (1991).
К 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина проведена Всероссий­
ская научная конференция («Питирим Сорокин и социокультурные
тенденции нашего времени», 1999). Но для освоения теоретическо­
го наследия ученого предстоит сделать еще очень многое.

Духовные ценно- Наиболее полно культурологическая концепция из-
сти — сущность ложена в четырехтомном произведении ученого
культуры «Социальная культурная динамика», опубликован­
ном в США (1937—1941). Основой культуры
любого общества представляются здесь духовные ценности, зна-

' Тойнби А. Постижение истории. С. 415.
2
Там же. С. 427.
504 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

чения, нормы, символы. «Всякая великая культура, — пишет
П.А. Сорокин, — есть не просто конгломерат разнообразных явле­
ний, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть]
единство, или индивидуальность, все составные части которого про­
низаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и
главную ценность. Именно ценность служит основой и фундамен­
1
том всякой культуры» .
Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю ду­
ховную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику
право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую
политическую организацию.
Части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если
изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. П.А. Соро­
кин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет
культуры», обозначающее ценности и значения, отдельные образы,
идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внут­
реннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних со­
бытиях, объектах, процессах.
Каждая культура индивидуальна: она имеет собственный мента­
литет, свою систему познания, собственные философию и мировоз­
зрение, тип религии и образы «святости», формы искусства и лите­
ратуры, правила нравственности и кодексы поведения, свою эконс
мику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает
особый, присущий именно данной культуре, тип личности, обладай
щий специфическим менталитетом и поведением.
Все ценности, сколь различными они бы ни были, хорошо согла­
суются друг с другом и логически, и функционально. Они разделя­
ются большинством членов общества, воспринимаются как «един­
ственно верные», передаются от поколения к поколению. Интегра­
ция ценностей обеспечивает стабильность общества.

Типология В зависимости от доминирующих ценностей
культур П.А. Сорокин выделяет три типа культуры: 1) иде-
ациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический.
Названия достаточно условны, ибо в действительности такие «чис­
тые» типы обнаружить трудно. Но для описания ценностных ори­
ентации, господствующих и преобладающих в культуре, такой под­
ход вполне правомерен.
За исходные пункты в описании типа культуры П.А. Сорокин
предлагал принимать четыре признака.

1
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 21.
19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 505

<< Пред. стр.

стр. 44
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>