<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

дает любовь, ненависть рождает ненависть», — отмечает ПА. Соро­
кин. В Гарвардском центре были проведены эмпирические иссле-
514 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций


дования, которые убедительно подтвердили это положение. Друже­
любие, как и агрессия, способно вызвать эффект «заражения и ирра­
диации», когда эти эмоции распространяются и охватывают все боль­
шее число людей. Особенно опасны общественные и личные эмо­
ции мести, возмездия, наказания, принуждения, насилия, страха и
враждебности. «Самые кровавые революции и мировые войны на­
шего времени привели все человечество, особенно воинственный и
беспокойный Запад (включая Россию), на грань апокалиптической
катастрофы. Вдохновленные ненавистью, бойни не улучшают соци­
альное благосостояние, не излечивают социальные недуги. Только
благоразумно управляемые силы любви и свободной кооперации
могут выполнить эти функции»1, — заключает П.А. Сорокин.
Мирное и гармоничное общество основывается на отношениях
любви и согласия. Общество, где люди могут сказать: «Я люблю
находиться здесь», «Я люблю быть участником», — самое счастливое.
И наоборот, общество, связанное насилием, принуждением, — это тюрь­
ма, притон, откуда все стремятся убежать. Наблюдение П.А. Сороки­
на относится не только к «большому» обществу, но и к малым груп­
пам — семье, трудовым коллективам и компаниям.
Если альтруистическая любовь обладает столь большой жизнен­
ной энергией, то вполне разумно ставить вопрос о ее накоплении и
возможном применении. «Без минимальной кооперации доброй воли
и взаимной помощи никакое общество не сможет выжить даже в
течение нескольких дней, недель или месяцев, оно немедленно нача­
ло бы страдать от непрерывной напряженности, конфликтов и граж­
данских войн. Ни порядок, ни безопасность, ни спокойная работа по
обеспечению средств существования невозможны в обществе че­
ловеческих существ, движимом лишь эгоистичными удовольствия­
ми, ненавистью и жадностью, необузданной энергией любви»2.
Исследователь предлагает пять базисных величин для измерения
качественного и количественного многообразия конкретных феноме­
нов любви. Он не претендует на законченность такого подхода, считая
его лишь возможным для эмпирического исследования и описания:
а) интенсивность (психологическая и поведенческая) ранжиру­
ется от нуля до бесконечности: от богача, подающего милостыню,
или демонстративного, но чисто словесного выражения чувств до
добровольного пожертвования «тела и души» для благополучия лю­
бимого человека;

1
Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //Социологические исследова­
ния. 1991. № 1. С. 80.
2
Там же. С. 151.
19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 515


б) экстенсивность — от нулевой точки любви к себе (эгоизма)
до любви к человечеству и всем живущим созданиям универсума;
в) длительность — от кратчайшего момента до нескольких деся­
тилетий жизни индивида или группы;
г) чистота — от любви ради самой любви, ради любимого чело­
века вне мотивов пользы, вознаграждения, удовольствия до корыст­
ной любви, связанной с ожиданиями приключений, выгоды, наслаж­
дения;
д) адекватность — от «слепой» любви, избирающей неверные
средства и поэтому приводящей к обратным результатам, до любви
мудрой,глубокой и обоснованной.
Эти параметры позволяют проследить возрастание или умень­
шение любви в человеке, группе или обществе.
Особое значение придает ученый деятельности «апостолов люб­
ви»: творческих личностей, героев, проповедников. Гомер, Шекспир,
Бах, Бетховен, Платон, Ньютон, а также великие альтруисты Будда,
Иисус Христос, Лао-Цзы, Конфуций, св. Франциск Ассизский, М. Ганди
были «источниками любви» в своих учениях. Каждый великий тво­
рец в сферах науки, философии, религии, технологии или изящных
искусств является «гигантской энергетической станцией», излуча­
ющей энергию любви. Потому необходимо всемерно содействовать
их творчеству и увеличивать их влияние на людей.
Но как бы ни был велик их энергетический потенциал, он дол­
жен быть дополнен возрастанием доброжелательной атмосферы в
жизни и поступках обыкновенных людей и групп. П.А. Сорокин
выдвигает термин ,«альтруизации» посредством культуры, которая
должна пропитать человечество благодатью любви и освободить от
яда вражды. Культурным системам надлежит излучать позитив­
ную энергию любви и приостанавливать распространение негатив­
ного влияния ненависти. Такой подход к культуре будет способ­
ствовать возникновению дружественной атмосферы в обществе,
предотвращению конфликтов, содействию творческой деятельнос­
ти, уменьшению страданий и созиданию теплой, доброжелательной
атмосферы в общении.
Глава 20

ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕЧЕНИЯ XX В.



20.1. Франкфуртская школа
Франкфуртская школа сложилась к концу 1920-х гг. на базе Ин­
ститута социальных исследований при университете во Франкфур­
те-на-Майне. Основатели школы и главные теоретики — М. Хорк-
хаймер, Т. Адорно, Л. Левенталь, Г. Маркузе, Э. Фромм. Активно
сотрудничал с ними В. Беньямин. Среди наиболее видных предста­
вителей второго поколения — Ю. Хабермас.
Основное направление их деятельности связано с критическим
анализом современного общества. В своих сочинениях они опира­
ются на идеи предшественников — Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда,
Вебера и др. мыслителей. Культура в их теории предстала как мно­
гоплановое явление, связанное с осмыслением и познанием дей­
ствительности, с мировоззрением человека. Ими освещались про­
цессы взаимосвязи культуры и цивилизации, культуры и идеоло­
гии, культуры и общества; исследовались актуальные проблемы
многих областей гуманитарного знания: эстетики, психоанализа, фи­
лософии искусства, социологии.
Основные этапы деятельности: первый — с начала 1930-х гг. до
эмиграции из Германии в связи с приходом к власти фашистов;
второй, эмиграциолниыи, связан с работой в Женеве и Париже, а
также в 1939—1949-е гг. — в США; третий — с 1949 г. снова в
Германии, во Франкфурте-на-Майне, после возвращения на родину
М, Хоркхаймера и Т. Адорно (Э. Фромм и Г. Маркузе остались в
США). В 1970-е гг. школа практически распалась, хотя, представи­
тели ее второго поколения продолжают работу.
20.1. Франкфуртская школа
, , : i.



Для концепций культуры 1930—1940-х гг. характерно «К1
выступление против фашизма, исследование проблем авт
ма, психологии нацизма. Культура подверглась резкой к
то, что опустилась до низкопоклонства перед насилием, В П
Ы(
роль идеологии и утратила былую духовность.
В американский период критика культуры усилилась, о
еще больший спектр актуальных проблем; среди них — <
зация жизни, влияние индустриального общества на духси
человека. Особенно пристальное внимание было направле
феномен «массовой культуры», порожденной «массовым об|
В 1960-е гг. интересы представителей франкфуртской |
сосредоточились в основном на проблемах человека. Об|
внимание на репрессивное влияние на человека индустг
культуры, угрожающее воздействие техники на сферу к\
Тщательно исследовались проблемы искусства, которое, несмотря
на высокую оценку классического наследия, считалось обреченным
в будущем. Причины этого виделись в давлении средств м
вой коммуникации, господствовавшей идеологии, препятствовавшей
развитию высокой культуры и истинного искусства. Развивались
трактовки искусства модерна как оппозиционного и альтернатиинм
го классическому искусству.
В. Беньямин (1892—1940) хотя и не принадлежал к Институту
социальных исследований, но активно сотрудничал с ним Цеш
ральными в его исследованиях были проблемы искусства и •
жественной культуры. Беньямин осознавал катастрофичности со
временной эпохи, ломающей традиционный тип европейской куль
туры. В 1920-х гг. он сблизился с марксизмом и в 1925—1926 е i Г
посетил Москву, которая вызвала у него весьма двойственное впе­
чатление. Благодаря переизданию его работ в 1955 г., осуществ
ленном по инициативе Адорно, наследие Беньямина получило боль­
шую известность; семитомное собрание сочинений Беньямина опуб­
ликовано в 1972—1989 гг.
Незавершенной работой Беньямина остались «Парижские пас­
сажи» (часть опубликована в 1955 г. под заголовком «Париж, сто­
лица XIX столетия»). Работа заключает в'себе целостный анализ
парижской культуры в единстве ее многообразных проявлений: от
высокого искусства до быта и рекламы. Беньямин трактует любое
художественное произведение как интегральное выражение рели­
гиозных, метафизических, политических и экономических тенден­
ций своего времени.
В «Происхождении немецкой трагедии» он трактует тип изобра­
зительности, характерный для искусства барокко, как тип мировоз-
518 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.


зрения, принципиально отличный от мировоззрения, выражаемого
реалистическим искусством. По мнению Беньямина, современность
и эпоха барокко имеют много общего, поскольку все искусство ба­
рокко он рассматривает под знаком упадка. Причем упадническое
искусство «не хуже» классического. Действительность в произве­
дениях искусства барокко предстает как внутренне разорванная,
незаконченная. Это содержание способна передать аллегория, пря­
мо противоположная тому, что Гегель называл образом, а Гёте —
символом. Если образ или символ основан на единстве сущности и
явления, где общее обнаруживается как внутренняя природа осо­
бенного, то аллегория построена на противоречии сущности и явле­
ния, и потому способна выразить изломанный, заброшенный, фраг­
ментарный, катастрофический мир. Причина обращения целой ху­
дожественной эпохи (барокко) к аллегории коренится в изменении
самой действительности, в качественном изменении мировоззрения,
побуждающих искусство к изменению его содержания. Аллегории
века барокко могут, по Беньямину, означать все, что угодно, и всегда
иное, нетождественное самому себе. Аллегория позволяет сказать
больше правды о человеческом существовании как таковом, чем гар­
моническое искусство классики. Осмысливая «трагическую игру»
барокко, Беньямйн предвосхищает постмодернистский тезис об от­
сутствии «финальных» смыслов в компонентах духовной культу­
ры, оправдывает аллегорию как форму выражения в переходные,
катастрофические эпохи.
В эссе «Произведение искусства в эпоху его технической вос­
производимости» (1936) идет речь о влиянии техники на художе­
ственное творчество, на возможность репродуцирования и тиражи­
рования произведений искусства, что создает принципиально но­
вую ситуацию в мире художественной культуры. Ритуальные черты,
которые изначально связывали искусство с религией, культом, утра­
чивают свое значение. Теперь в искусстве определяющей стано­
вится его выставочная ценность, способность стать массовым про­
дуктом потребления. В этой связи утрачивается то, что всегда со­
путствовало произведению искусства, — «аура», произведение
вырывается из истории и традиции. Изменяются позиции художни­
ка и зрителя. Так, в кинематографе моделируется реальность из
множества фрагментов. Беньямйн обращает внимание на то, что
искусство становится важной политической силой, которая исполь­
зуется фашизмом для эстетизации политики, оказывается существен­
ным фактором политического воздействия на массы.
М. Хоркхаймер (1895—1973), будучи основателем франкфурт­
ской школы, выдвинул обширную программу «социальных исследо-
20.1. Франкфуртская школа 519

ваний», которая охватывала область культуры в широком ее пони­
мании, включая науку, религию, искусство, мораль, право, обществен­
ное мнение, стиль жизни, спорт, моду, развлечения. Им ставилась
задача создания целостной теории современного общества, которая
была бы нацелена на изучение изменений и особенностей совре­
менной социокультурной ситуации и привела бы к выявлению но­
вых возможностей, а в перспективе — к новой социальной практи­
ке. Все эти постулаты составили основу «критической теории» —
главного создания франкфуртской школы, которая разрабатывалась
более сорока лет. Эта теория внесла значительный вклад в куль-
турфилософское осмысление современного этапа общественного
развития. '
Одним из важнейших направлений «критической теории» было
осмысление места разума в истории и его воздействия на социо­
культурную сферу. Хоркхаймер в ряде своих работ («Конец разу­
ма», «Разум и инстинкт самосохранения», «Помрачение разума»)
показал, что растущая рациональность средств и целей приводит к
господству формальной рациональности, к нивелировке ценностей
и в итоге — к упадку общества, разрушению культуры. Особенно
остро эта проблема звучит в работе «Диалектика Просвещения»
(1947), написанной совместно с Адорно. Здесь остро ставится воп­
рос о саморазрушении Просвещения, т.е. о том, к каким негатив­
ным последствиям привела реализация просветительского проек­
та. Просвещение стремилось разрушить мифы и свергнуть вообра­
жение посредством знания. Знание, повторяли просветители вслед
за Бэконом, является силой. Техника представлялась сущностью
этого знания. Люди были озабочены тем, как лучше ее использо­
вать, чтобы поработить природу, а также и человека. Мир становил­
ся все более рационализированным и прагматичным. Нарастание
степени рационализации мира, согласно Адорно и Хоркхаймеру, свя­
зывалось со все более увеличивавшимся подавлением жизненных
основ человеческого существования. Авторы фиксируют целый ряд
антиномичных процессов, порожденных реализацией просветитель­
ского проекта: прогресс оборачивается, регрессом; поток точной
информации и прилизанных развлечений одновременно и умудряет,
и оглупляет людей. Просвещение тоталитарно, утверждают они.
Страх и цивилизация оказываются неразделимы. Развитие культу­
ры происходило под знаком палача. Эти аспекты анализа культу­
ры во многом были продиктованы потребностью осмыслить явле­
ние фашизма, возникшее в Европе по мере реализации просвети­
тельского проекта.
В этой же работе уделено внимание целому ряду проблем, свя­
занных со становлением в XX в. культуриндустрии, которая про-
520 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.



должает просветительскую тенденцию обмана масс. Сегодня, пи­
шут они, культура все более накладывает печать единообразия. Под­
вергается критике продукция массовой культуры: радио и кино.
Подчеркиваются стереотипность образов, отсутствие новизны, пре­
вознесение «опостылевшей обыденности». Находя множество нега­
тивных явлений, сопутствующих массовой культуре, авторы все же
отмечают тот факт, что слияние культуры с развлечением приво­
дит не только к деградации культуры, но и в такой же мере к
неизбежному одухотворению развлечений. В итоге авторы делают
вывод о том, что культуриндустрия содержит в себе истину о ка­
тарсисе. Эта совместная работа стала хрестоматийной вещью для
изучения набирающих силу в XX в. процессов формирования мас­
совой культуры. Ее можно рассматривать как своеобразный куль-
турфилософский манифест франкфуртской школы, который пове­
ствует об исторических истоках кризиса, порожденного репрессив­
ностью разума и остро переживаемого людьми в XX столетии.
Труды Хоркхаймера оказали значительное влияние на развитие
социально-культурных концепций представителей второго поколе­
ния франкфуртской школы, среди которых был Ю. Хабермас.
Т. Адорно (1903—1969) значительную часть своих работ посвя­
тил исследованию музыки. Его основными трудами являются «Фи­
лософия новой музыки» (1949), «Негативная диалектика» (1966), «Эс­
тетическая теория» (1969). Одна из центральных проблем — отно­
шение искусства к действительности. Искусство, согласно Адорно,
не является простым отражением и воспроизведением эмпириче­
ской реальности. Оно лишь тогда становится искусством, когда «пре­
одолевает» реальность и образует качественно новую, художествен­
ную систему. Функцию мимесиса (подражания), по его мнению, се­
годня перенимает конструкция, которая становится содержательна
сама по себе, не выражая никакого содержания в общепринятом
смысле. Конструкция в современном искусстве развилась из мон­
тажа, который, по Беньямину, есть отрицание художественного об­
раза. Многие теоретические построения Адорно сложились под
влиянием идей Беньямина. Разрушение музыкальной художествен­
ной формы посредством диссонанса Адорно считал способом вы­
ражения истинного сознания эпохи. Более того, всю мировую исто­
рию он рассматривал как катастрофу, а искусство — как отблеск
истины в бесчеловечном, ложном бытии. В этом его взгляды во
многом сближаются с позициями Шопенгауэра, Ницше. Истинным
искусством может быть только искусство отрицания, коим являет­
ся театр абсурда С. Беккета.
В работе «Введение в социологию музыки. Двенадцать теорети­
ческих лекций» Адорно пишет о перспективе «таких условий жиз-
20.1. Франкфуртская школа 521


ни, при которых культура перестает быть ношей на плечах людей»1.
Он допускает, что может быть ближе к истине тот, кто мирно смот­
рит в небо, а не тот, кто правильно понимает Героическую симфо­
нию. Мыслитель отмечает динамику видов искусства в сфере ху­
дожественной культуры, характеризует отличительные особеннос­
ти музыкальных жанров, и в то же время фиксирует наблюдающуюся
тенденцию к деградации, вульгарности, бездушию, несдержанной чув­
ствительности, массовому оглуплению.
В совместной работе Адорно и Хоркхаймера «Диалектика Про­
свещения» отмечаются характерные черты культуры XX в.: она
превращается в рекламу, в товар. Поставлены проблемы социаль­
ной ликвидации искусства, которое в качестве обособленной формы
возможно лишь как буржуазное. Книга — чрезвычайно актуальна,
хотя со времени ее написания прошло уже более полувека.
В теоретическом наследии Адорно помимо Беньямина ощущается
влияние идей его предшественников — Ницше, Зиммеля, Бергсона.
Основные идеи «Диалектики Просвещения» принимаются Г. Мар-
кузе (1898—1979), который предлагает вместе с тем собственный
вариант понимания культурно-исторического развития. Его пози­
ция отражена в книгах «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный
человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969) и др. В них четко
проводится различение понятий «культура» и «цивилизация». Куль­
тура связывается им с саморазвитием человека в истории, она воз­
никает в сфере духовного производства, свободы, праздничности,
досуга. К цивилизации относятся сфера материального труда, жест­
кая регламентация человеческой деятельности, осознание природ­
ной необходимости. Во многих своих построениях Маркузе опира­
ется на учение 3. Фрейда, которое, с его точки зрения, позволяет
глубже понять механизм репрессивности разума в истории чело­
вечества. В соответствии с учением австрийского психоаналитика
он трактует изначальную фазу человеческой истории как столкно­
вение принципа наслаждения и принципа реальности. Человек в
своих первичных побуждениях предстает существом, стремящимся
к наслаждению, однако природная и социальная среда препятству­
ют этому, заставляя его ограничить свои желания. Таким образом, с
первых шагов своего исторического существования человек вы­
нужден смириться с ограничениями, налагаемыми на него обще­
ством, культурой, цивилизацией. Цивилизационный процесс все бо­
лее накладывает на него свои требования и ограничения, вызывая
его усиливающееся отчуждение.

' Адорно Т. Введение в социологию музыки. Вып. 1. М., 1973. С. 32.
522 Глава 20. Основные культуролоГические течения XX в.


Средством преодоления отчуждения для Маркузе является его
идея «новой чувственности», которая пробуждает эстетическое из­
мерение человеческого существования'и ориентирует индивида на
ценности искусства, а не на утилитарно-практические предписания
науки.
Критически оценивая современное ему общество, Маркузе вво­
дит понятия «одномерное общество» и «одномерный человек», имея
,в виду опасную тенденцию политического и духовного уравнива­
ния. Возникновению одномерной культуры способствовуют наука,
образование, стандартизация образа жизни, поддерживаемые сред­
ствами массовой информации и техническим прогрессом. Одно­
мерное общество опасно тем, что оно порождает человека, полнос­
тью зависимого от государственных структур и потому лишенного
всякой творческой инициативы и самостоятельности. Следствием
одномерного общества является рост инстинктов агрессии, ибо при­
рода человека противится «тотальному» обобществлению, посколь­
ку она асоциальна по своему характеру. Маркузе предлагает ориги­
нальную теорию решения этих проблем, сводящуюся к идее беско­
нечного протеста, Великого отказа, тотальной революционности.
Эти идеи с готовностью были восприняты бунтующими студента­
ми 1960-х гг., которые протестовали против войны США во Вьет­
наме, главным образом во Франции, но также в ряде других стран
восточного блока.
В 1970-е гг. происходит пересмотр многих основополагающих идей,
присущих классическому варианту культурфилософии франкфурт­
ской школы. Отказываясь от пафоса противоборства с разумом и
принимая либеральную перспективу, Ю. Хабермас (р. 1929) разраба­
тывает собственный взгляд на культурно-исторический процесс. Он
является одним из немногих мыслителей в мире конца XX в., кто
попытался осуществить великий теоретический синтез идей. Осмыс­
ляя проблемы культуры иобщества второй половины XX в./Хабер­
мас использовал значительные теоретические находки разных ин­
теллектуальных потоков XIX—XX вв.: аналитической философии,
марксизма и неомарксизма, психоанализа, герменевтики, структура­
лизма, культурфилософии франкфуртской школы и др. Эта попытка
отражена в его наиболее значительном произведении — двухтом­
ной «Теории коммуникативного действия» (1981).
В отличие от своих предшественников и учителей по франк­
фуртской школе Хабермас верит в созидательную роль разума.
Одно из центральных понятий его концепции —' «коммуникативная
рациональность». Любая культурно-историческая реальность явля­
ется порождением коммуникативной деятельности индивида. Ра-
20.1. Франкфуртская школа 523


ционализация означает, согласно Хабермасу, устранение тех отио
шений принуждения, которые незаметно встроены в структуры
коммуникации. В отличие от Маркса, который исходил из аналп ia
инструментального разума, Хабермас настаивает на приоритете ком­
муникативного разума, вокруг которого должна выстраиваться па­
радигма социокультурного анализа. Акцентируя в культуре значи­
мость познания и ценностных форм духовного освоения действи­
тельности, он показывает, что изменение мировидения влечет за собой
и изменение отношения индивидов к природе и друг к другу. По­
этому главной силой общественной эволюции он видит коммуника­
тивные действия. Отстаивая веру в разум как средство снятия
социокультурных конфликтов, Хабермас считает необходимым вос­
становить и престиж общегуманистических ценностей. В связи с
этим он предлагает современной культуре рецепт коммуникатив­

<< Пред. стр.

стр. 46
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>