<< Пред. стр.

стр. 49
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лософская или научная концепция, обращенная к читателю или слу­
шателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и зна­
ка, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл
лишь в деятельности.
Д и ф ф у з и о н и з м — теоретическая модель историко-культурно­
го процесса; методология культурологических, культурантрополо-
гических и этнографических исследований.
Е в р а з и й с т в о — направление русской социально-философской
и культурологической мысли 1920—1930-х гг., возникшее в среде
эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической дея­
тельности представителей евразийства заключался в выявлении
своеобразия «культурной личности» России.
Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая
установка, которая основывается на идее исключительности, превос­
ходства ценностей европейской культуры над другими.
Естественные знаки — вещи или явления природы, которые
используются для получения информации о других, причинно свя­
занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).


19» ' • .-.
540 Словарь терминов


Западничество — направление русской общественной мысли
середины XIX в., представители которого считали, что развитие куль­
туры России должно идти по западноевропейскому пути.
Знак — материальный объект (артефакт), выступающий в ком­
муникативном или трансляционном процессе аналогом другого
объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль­
туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду­
альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур­
ных текстах.
Знаковая система — совокупность знаков, обладающая внут­
ренней структурой, явными (формализованными) или неявными пра­
вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и
служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных
!
процессов. '.'/
Идентичность — психологическое представление человека о
своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­
альной самотождественности и целостности.
Иконические знаки — «знаки-образы», обладающие сходством
с предметами, которые они обозначают.
Инкультурация — процесс приобщения индивида (или груп­
пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер­
нов поведения, свойственных данной культуре.
Интеграция культурная — процесс углубления культурного
взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокуль­
турными группами и историко-культурными образованиями.
Интернет — глобальная система коммуникации, передачи и хра­
нения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с
другом посредством единого адресного пространства.
Информационная культура — 1. Совокупность норм, правил
и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом
в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения
аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках ин­
формации.
Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — 1. В «Поэтике»
Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, кото­
рое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии стра­
дание и освободившись от него; позже — духовное очищение и
внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процес­
се общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов
психотерапии.
Кинетическое искусство (от греч. kinesis — движение) —
художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся
Словарь терминов 541


на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными
материалами.
Коммуникация социокультурная — процесс взаимодействия
между субъектами социокультурной деятельности с целью переда­
чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­
туре знаковых систем.
Конвенциональные знаки — искусственно созданные знаки,
которым «по условию» приписывается определенное значение.
Коннотация — вторичный язык по отношению к первичному
языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в яв­
лениях культуры и искусства не только основные, явно присутству­
ющие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неяв­
но функционируют в сознании общества в виде образов и образ­
цов (символических, аллегорических, метафорических по форме).
Контркультура — направление развития современной культу­
ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об­
щества, которое получило распространение среди части молодежи
западных стран с конца 1960-х гг.
Креационистский п о д х о д — подход в понимании происхож­
дения культуры, в основе которого лежит представление о боже­
ственном или ином сверхъестественном творении, что свойствен­
но теологическому взгляду на культуру.
Культурантропология, культурная антропология — одно
из направлений философской антропологии (учения о природе че­
ловека), ориентирующееся на построение теории человека как субъек­
та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи­
вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии
культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло­
гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и
другие гуманитарные науки.
Культурные ареалы — зоны территориального распростра­
нения определенных локальных культурных типов и черт. Куль­
турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро­
странения каких-либо элементов специализированных культур.
Культурогенез — процесс зарождения культуры.
Легитимация (от лат. legitimus — согласный с законом, закон­
ный, должный, надлежащий) — процесс социального или культур­
ного «узаконивания».
Маргинальность культурная — 1. Положение и особеннос­
ти жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки,
ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или
в интенции) с различными культурными системами и проистека-
542 i Словарь терминов


ющими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не
интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркуль­
турные проявления.
Ментальность, менталитет (от франц. mentalite) — миро­
ощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уро­
вень коллективного или .индивидуального сознания. Менталитет
формируется в культуре под воздействием традиций, социальных
институтов, среды обитания человека и представляет собой сово­
купность психологических, поведенческих установок индивида или
социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с
бессознательными психическими состояниями, определяя тем са­
мым целостный образ жизни человека или социальной группы.
Минимализм (от англ. minimal art — минимальное искусст­
во) — художественное течение, исходящее из минимальной транс­
формации используемых в процессе творчества материалов, про­
стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоог­
раничения художника. Артефакт в минималистской концепции
искусства — определенный заранее результат процесса его произ­
водства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульп­
туре, музыке, театре, кинематографе.
Модерн, модернизм — одно из главных направлений европей­
ской культуры сер. XIX — нач. XX в. Вместе с декадансом /дека-
дизмом и символизмом выступает в виде специфического культур­
но-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идео­
логическим внутренним единством- Модерн рубежа XIX—XX в.
может считаться последней по времени монологичной культурно-
исторической эпохой с отчетливо выраженной системой иерархи­
чески-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах че­
ловеческой деятельности.
Модернизм — термин, который служит для обозначения всего
комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в.
Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искус­
ствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного
анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной бра­
ни с позиций консервативной линии в традиционной культуре по
отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модер­
низмом могли пониматься самые разные течения и направления
художественной практики, часто очень несхожие между собой, ме­
ханически и формально объединенные в одно целое лишь благода­
ря их общей негативной установке к традиционным для новоевро­
пейской культуры художественным опытам, открыто заявившим
об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции,
Словарь терминов - 543

антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстрант
пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.
Морфология культуры — раздел наук о культуре, в рамках
которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их
объединений в синхронном и диахронном планах их существова­
ния, закономерности строения и процессы формообразования ис­
кусственных объектов.
Мульти (от лат. multum — многое) — часть сложных слов,
указывающая на множественность или многократность.
Научно-техническая революция — понятие, исполь
для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии на­
уки и техники, а также инициированных ими социальных процессов
современной цивилизации, основное содержание которых своди
превращению науки в решающий фактор социокультурного pi
тия. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х — нач. 1950
Неогегельянство — течение в философии конца XIX -
XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного
монистического мировоззрения на основе обновленной интерир'-м
ции философии Гегеля.
Неокантианство — ведущее направление .философской МЫ
Германии сер. XIX — нач. XX в., решавшее основные вопросы фи
лософии путем нового истолкования учения И. Канта.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — 1. Полное отрицание
общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм
2. Идейное течение европейской культуры конца XIX — нач. XX •
Ноосфера (от греч. noos — ум, разум и греч. sphaira — шар) -
эволюционное состояние биосферы, при котором разумная дем
ность человека становится решающим фактором ее развития
ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с зак"
мышления и с социально-экономическими законами. Близки
содержанию понятия — техносфера,, антропосфер'а, социосфера.
Отчуждение — процесс и результат превращения продухiпи
человеческой деятельности, а также свойств и способностей Л1
в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчужде­
ние означает, превращение каких-либо явлений и отношении
чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокуп
ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих
конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом
постановки и решения исследовательских задач. Признанное в
научное достижение, которое в течение определенного времен: |
научному сообществу модель постановки проблем и их решении
544 Словарь терминов


Партикуляризм (от лат. particularis — частичный, частный) —
движение к обособлению каких-то частей.
Персонализм — направление в философско-культурологиче-
ской мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­
альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­
ческая личность.
Перформанс (от англ. performance -*- исполнение, представле­
ние) — публичное создание артефакта по принципу синтеза искус­
ства и неискусства, не требующее специальных профессиональных
навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых
феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отли­
чается от театра отсутствием пространственно-временных границ
и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное
включение ее в непосредственный творческий акт.
Плюрализм (от лат. plures — множественный) — особая ми­
ровоззренческая позиция, согласно которой существует множество
независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов
познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценно­
стей и ценностных ориентации. -
Поп-арт — одно из направлений англо-американского искусст­
ва «новой реальности»^ возникшее в 1950-х гг. Художественный
язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с
его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан
технологической и урбанистической символикой.
П о п - к у л ь т у р а — 1. Совокупность неоавангардистских взгля­
дов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся
в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм
в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности,
массовости.
Постмодерн, постмодернизм — в рамках культурологии под
постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970—
1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика,
искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн
можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Аван­
гардистской установке художественного модерна на новизну в пост­
модерне противостоит стремление включить в современное искусст­
во весь опыт мировой художественной практики путем его цитирова­
ния. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от
жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно иг­
норирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на
маргинализацию, открытость, безоценоЧность и дестабилизацию Лю­
бых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации.
Словарь терминов 545

Постструктурализм — направление в философском и социо-
гуманитарном знании, получившее развитие в 1960—1980-х гг. в
форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны».'
Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, де-
центрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация
пространства культуры как текста и контекста, стирание простран­
ственно-временных границ феноменов.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — система взглядов, ко­
торая признает основой познания, поведения и мотивации челове­
ческий разум.
Релятивизм культурный (от лат. relatio — относительный) —
умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с при­
знанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истиннос­
ти, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий,
философских воззрений и художественных форм. Ревятилизм ут­
верждает множественность культур, разнообразие путей их разви­
тия, ценностных систем и культурно-исторических типов.
Рок-культура — явление молодежной субкультуры, возникшее
в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкально­
го стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром являет­
с я контркультура. , ; :
Сакральное (от лат. sacer, sacri — священный, запретный, про­
клятый) — святое, священное. Важнейшая мировоззренческая ка­
тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­
маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­
альности и исключительно ценные.
Семиотика, или Семиология (от греч. semeiotic — учение о
знаках) — общее название комплекса научных теорий, изучающих
различные свойства знаковых систем как способов коммуникации
между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой,
изучающей семиозис культуры через жизнь знаков..
Символ — знак, который не только указывает на некоторый
объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи
и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
Симулякр — образ отсутствующей действительности, правдо­
подобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперре­
алистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно
из ключевых понятий постмодернистской эстетики.
Синергетика — наука о процессах самоорганизации в природе
и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образова­
ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­
нии устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синер-
546 Словарь терминов


гетики. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа,
-
кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, пред-
полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объедине­
ние) — слитность, нераечлененность, характеризующая первоначаль­
ную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.
Социализация — процесс усвоения и активного воспроизвод­
ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­
стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­
диций, коллективных представлений и верований и т.п.
Средство массовой информации — средство распростране­
ния информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для
этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на
промышленный манер само производство и распространение ин­
формации. .
Стандартизация — процесс введения единой сетки общеобя­
зательных стандартов.
Структурализм (от лат. structura — строение и устройство,
расположение и связь составных частей чего-либо) — направление
в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, исто­
рии, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует струк­
турный метод (выявление структуры как совокупности отношений,
инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделиро­
вание, элементы семиотики, формализации и математизации. Струк-1
турализм трактует культуру как совокупность знаковых систем
(языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и f .п.), анализирует
закономерности их функционирования, которым бессознательно под­
чиняется человек.
Субкультура — особая форма культуры, суверенное целостное
образование внутри "господствующей культуры, отличающееся соб­
ственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами по­
ведения.
Сублимация (от лат, sublimare — возносить) — процесс пре­
образования и переключения психической энергии аффективных
влечений человека на цели социальной деятельности и художествен­
ного творчества.
Субъективизм — особое отношение к миру, человеку, к любо­
му явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется
роль и положения субъекта.
Сциентизм (от лат. scientia •— знание, наука) —- мировоззрен­
ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в
системе культуры. Ориентируется преимущественно на методоло-
Словарь терминов 547


сию и результаты естественно-научного знания и признает за нау­
кой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциен­
тизм утвердился в культуре в конце XIX в.
Текст (в широком семиотическом смысле) — любой предмет
или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодиро­
ванную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Т е х н о с ф е р а — область действительности, для которой харак­
терно применение техники. Термин появился в 1940—1950-е гг.
Употребляется при характеристике современной цивилизации, для
которой специфично проникновение сложной машинной техники
во все сферы деятельности.
Типология культур — научный метод, в основе которого ле­
жит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по
наиболее общим признакам и свойствам.
Тоталитарная культура — официальная культура тоталитар­
ных режимов, исторически сложившихся в 1920—1950-х гг.
Трансавангард (от лат. trans — сквозь, через и франц. avante-
garde — по ту сторону авангарда) — течение постмодернистской
живописи, чье эстетическое кредо заключается в противопоставле­
нии неоавангарду, новой живописности, фигуративности, экспрес­
сивности, яркой выраженности личностного начала; установке на
эстетическое наслаждение, свободном сочетании художественных
стилей прошлого.
Универсалии (от лат. universalis — общий) — термин, обозна­
чающий все то, что по природе своей способно сказываться в еди­
ничных вещах. \
Универсалии культурные — черты, общие всем культурам
народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий:
изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, за­
преты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обы­
чай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
Унификация (от лат. unus (uni) — один и лат. facere — делать) —
приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направле­
ние в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравствен­
ности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобрита­
нии в конце XVIII — нач. XIX в.
Функциональные знаки — предметы, созданные людьми для
каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители со­
циальной информации.
Харизма (от греч. charisma — милость, божественный дар) —
исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая ок-
548 Словарь терминов

ружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным
людям. Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах
его последователей авторитетом, основанным на исключительных
качествах его личности.
Хронотоп — единство пространственных и временных пара­
метров, направленное на выражение определенного культурного или
художественного смысла.
Хэппенинг (от англ. happening — букв, происходящее, случаю­
щееся, происходящее здесь и сейчас, непреднамеренное) — театра­
лизованное сиюминутное действо на импровизационной основе с
активным участием в нем аудитории, направленное на стирание
границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности,
непосредственному физическому контакту с публикой, повышен­
ной действенности искусства.
Ценностная ориентация — комплекс духовных детерминант
деятельности людей или отдельного человека, а также соответству­
ющих им социально-психологических образований, которые интер­
претируются в положительном ракурсе их значений. В качестве
таких детерминант могут выступать представления, знания, интере­
сы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, пе­
реживания людей.
Школа «Анналов» («новая историческая наука») — на­
учное направление, возникшее во Франции и группирующееся вок­
руг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали
на замене классической «истории-повествования» «историей-про­
блемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обще­
стве связи: экономические, социальные, культурные.

<< Пред. стр.

стр. 49
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>