<< Пред. стр.

стр. 50
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Эволюционизм — направление в культурной, антропологии,
задающее теоретическую модель необратимых культурных измене­
ний, называемую эволюцией, или развитием, применение которой
позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту
в соответствии с принятыми здесь критериями.
Экзистенциализм — философское течение XX в., выдвигающее
на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия,
не допускающую выражения на языке понятий.
Эксплицирование (от лат. explicite — развернуто, ясно) — вы­
ражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.,
Энтропия социокультурная — процесс понижения уровня
системно-иерархической структурированности, сложности и поли­
функциональности культурного комплекса какого-либо сообщества
в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или
частичная деградация данной локальной культуры как системы.
Словарь терминов 549

Эпистема — общее пространство знания, способ фиксации «бы­
тия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отно­
шений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся
свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, по­
знания и порождаются отдельные идеи и концепции.
Эпистемология (от греч. episteme — знание) — раздел фило­
софии, в котором изучаются проблемы природы познания, отноше­
ния знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки по­
знавательного процесса, выявляются условия его истинности.
Эргалический п о д х о д — подход в понимании происхожде­
ния и сущности культуры, в основе которого лежит представление
о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свой­
ственно марксистскому взгляду на культуру.
Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира
и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении
человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­
ющей расплате за это.
Этническая группа — часть общества, члены которой осозна­
ют себя (или считают, по мнению других) носителями общей куль­
туры.
Этногенез — исторический процесс происхождения этносов
от их зарождения до формирования целостных этносоциальных орга­
низмов и их специфических этнокультурных систем.
Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, линг­
вистическая антропология и др.) — наука, занимающаяся ис­
следованием связей между языковыми и культурными явлениями.
Этнология — наука о сравнительном изучении культур, в аме­
риканской традиции — часть или синоним культурной антрополо­
гии, в европейской — аналог социальной антропологии.
Этнос, этническая общность (от греч. ethnos — племя, на­
род) — исторически сложившаяся устойчивая группировка людей —
племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения эт­
носа — общность территории и языка. Культурная общность чле­
нов этноса обусловливает единство их психического склада.
Этноцентризм — свойство этнического самосознания воспри­
нимать и оценивать различные жизненные явления и процессы
сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной эт­
нической группы. Этноцентризм выражается в признании превос­
ходства своей этнической культуры по отношению к другим куль­
турам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное миро­
ощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления
550 Словарь терминов


того или иного этноса кажутся для его представителей единственно
истинными и верными.
Этос (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — обобщенная
характеристика культуры данной социальной общности, выража­
ющаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Языковые игры — понятие, которое служит для обозначения
целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся
своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых
означает выход за пределы конкретной «игры».
Персоналии
Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик
3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основ­
ное сочинение: «Практика и теория индивидуальной психологии».
Адорно Теодор (1903—1969) — немецкий философ, представи­
тель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Ос­
новные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музы­
ки», «Диалектика Просвещения» (совм. с Хоркхаймером).
Апель Карл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из осно­
воположников современной версии постмодерна. Постапелевская
версия постмодерна смягчает ранне-постмодернистский радикализм
и обращается к обоснованию условий взаимопонимания в комму­
никативном общении. Основные сочинения: «Идея языка в тради­
ции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и
понимания».
Арто Антонен (1896—1948) — французский теоретик театра,
режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на тео­
рию и практику театра модерна и постмодерна. Основное сочине­
ние: «Театр и его двойник».
Барт Ролан (1915—1980) —французский литературовед, фило­
соф-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для
анализа массовой бытовой культуры. Основные сочинения: «Нуле­
вая степень письма», «Мифология», «Система моды».
Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975) — русский фило­
соф, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные сочине­
ния: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневеко­
вья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы
творчества и поэтики Ф.М. Достоевского».
Беккет Сэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из
основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по
своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на раз­
витие художественной культуры XX в. Основные сочинения: ро­
маны «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В
ожидании Годо», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов».
552 Персоналии


Белл Дэниел (р. 1919) — американский социолог, профессор
Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриальное
го общества. Основное сочинение: «Конец идеологии».
Бенвенист Эмиль О 902—1976) — французский исследователь
языков, культуролог. Основные сочинения: «Проблемы всеобщей
лингвистики», «Заметки о роли языка в изучении Фрейда».
Бенедикт Рут Фултон (1887—1948) — американский культур-
антрополог, виднейший представитель этнопсихологического направ­
ления в американской антропологии. Основные сочинения: «Ми­
фология зунья», «Модели культуры», «Хризантемы и меч».
Беньямин Вальтер (1892—1940) — немецкий философ куль­
туры. Основные сочинения: «Парижские пассажи», «Произведение
искусства в эпоху его технической вопроизводимости».
Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, предста­
витель интуитивизма и философии жизни. Основные сочинения:
«Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память»,
«Творческая эволюция».
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский фи­
лософ, литератор, публицист, общественный деятель. Основные со­
чинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Миро­
созерцание Достоевского», «Новое средневековье: Размышление о
судьбах России и Европы», «Смысл истории. Опыт человеческой
судьбы».
Берлин Исайя (1909—1997) — философ, историк, культуролог.
Работал в Оксфорде, был избран президентом Британской Акаде­
мии наук. Особое место в его творчестве принадлежит соотноше­
нию идей Просвещения и «контрпросвещения» и развенчанию мифа
о достижимости идеального общества.
Бжезинский Збигнев (р. 1928) — американский социолог, по­
литолог, государственный деятель, автор теории вступления буржу­
азного общества в технотронную эру. Основное сочинение: «Ве­
ликое будущее: рождение и смерть коммунизма в XX столетии».
Бланшо Морис (р. 1907) — французский философ, писатель,
литературовед. В своих работах стремится синтезировать учение о
«воле к власти» Ницше, экзистенциализм Хайдеггера и др. Основ­
ные сочинения: «Пространство литературы», «Лотреамон и Сад»1,
«Бесконечный диалог».
Блок Марк (1886—1944) — французский историк, один из ос­
нователей французской исторической школы «Анналы». Основные
сочинения: «Феодальное общество», «Апология истории, или Ремес­
ло историка».
Персоналии 553


Боас Франц (1858—1942) — американский антрополог. Как те­
оретик опирается прежде всего на опыт обширных полевых иссле­
дований. К числу его учеников принадлежат такие выдающиеся
антропологи, как Крёбер, Уисслер, Бенедикт, Мид, Уайт, Херсковиц и
др.. Основные сочинения: «Ум первобытного человека», «Культура
квакиутль — отражение в мифологии», «Расы, языки и культура»,
«Антропология и современная жизнь».
Бодрийяр Жан (р. 1929 г.) — французский социолог, философ,
эстетик, культуролог, крупнейший представитель посмодернизма.
Основные сочинения: «Система вещей», «Символический обмен и
сме,рть», «О соблазне», «Америка».
Б у б е р Мартин (Мардохай) (1878—1965) — еврейский религи­
озный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист, представитель
«диалогического персонализма». Основное сочинение: «Я и Ты».
Буркхардт Якоб (1818—1897) — швейцарский историк куль­
туры, автор исследований по культуре Ренессанса. Основное сочи­
нение: «Культура Возрождения в Италии».
Бэкон Фрэнсис (1561 —1626) — английский философ и есте­
ствоиспытатель, заложивший основы современной методологии есте­
ственно-научного познания. Основное сочинение: «Новый Органон».
Б ю ф ф о н Жорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский ес­
тествоиспытатель. Описал множество животных, выдвинул поло­
жение о единстве растительного и животного миров и предложил
гипотезу о том, что земной шар — это осколок Солнца. Основное
сочинение: «Естественная история».
В е б е р Макс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, эко­
номист, чьи труды в значительной мере определили направление
развития социально-научного знания в XX в. Совокупность его тру­
дов составила своеобразное видение сущности и путей развития
западной цивилизации. Основное сочинение: «Протестантская эти­
ка и дух капитализма».
Вико Джамбаттиста (1668—1744) —• итальянский философ, ис­
ториограф. Основное сочинение: «Основания новой науки об об­
щей природе наций».
Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий философ,
глава баденской школы неокантианства. Основные сочинения: «Фи­
лософия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «О
свободе воли».
Вирильо Поль (р. 1932) •— французский философ, социальный
теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Ос­
новные сочинения: «Война и кино», «Скорость и политика», «Обще­
ственная защита и экологическая борьба».
554 Персоналии


Витгенштейн Людвиг (1889—1951) — австрийский философ.
Основное сочинение: «Логико-философский трактат».
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1684—1778) — французский
философ, писатель и публицист, участник создания французской «Эн-
циклопеции». Основные сочинения: «Философии истории», «Фило­
софические повести».
Выготский Лев Семенович (1896—1934) — русско-советский
психолог, педагог, нейролингвист, основатель так называемой «шко­
лы Выготского» в отечественной психологии. Основные сочине- ;
ния: «Мышление и речь», «Психология искусства».
Гадамер Ганс Георг (1900—2002) — немецкий философ, фило­
лог, историк искусств, крупнейший представитель философской гер­
меневтики. Основное сочинение: «Истина и метод. Основные чер­
ты философской герменевтики».
Гартман Эдуард (1842—1906) — немецкий философ, создатель
«философии бессознательного», возникшей как оппозиция господ­
ствующему во второй половине XIX в. позитивизму. Основное со­
чинение: «Сущность мирового процесса, или Философия бессозна- f
тельного».
Гваттари Феликс (1930—1992) — французский психоанали­
тик и философ. Один из создателей школы шизоанализа. Основ­
ные сочинения: «Капитализм и шизофрения», «Ризома», «Что такое
философия» (совм. с Делёзом), «Машинное бессознательное».
Геккель Эрнст (1834—1919) — немецкий биолог и физиолог.
Пытаясь соединить идеи Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка, признавал
как естественный отбор, так и прямое приспособление организмов
к условиям среды путем наследования приобретенных признаков.
Основные сочинения: «Общая морфология организмов», «Антропо-
гения, или История развития человека», «Мировые загадки».
Гелен Арнольд (1904—1976) — немецкий философ, социолог,
антрополог. Основные сочинения: «Человек. Его природа и его по­
ложение в мире», «О понятии опыта», «Первобытный человек и
поздняя культура».
Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-
просветитель, главный вдохновитель движения немецких романти­
ков «Буря и натиск». Основные сочинения: «Исследование о про­
исхождение языка», «Идеи к философии истории человечества».
Гумилев Лев Николаевич (1912—1992) — историк культуры,
этнограф. В своей культурологической концепции отрицает цик­
личность, преемственность. Основные сочинения: «Этногенез и био­
сфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «От Руси к
России: очерки этнической истории».
555
Персоналии


Гуссерль Эдмунд (1856—1938) — немецкий философ, созда­
тель феноменологического направления в философской мысли
XX в. Основные сочинения: «К феноменологии внутреннего созна­
ния времени», «Философия как строгая наука», «Картезианские раз­
мышления», «Кризис европейских наук и трансцендентальная фено­
менология».
Декарт Рене (1596—1650) — французский философ и матема­
тик, представитель классического рационализма. Основные сочи­
нения: «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Метафизи­
ческие размышления».
Делёз Жиль (1926—1995) — французский философ, культуро­
лог и эстетик-постфрейдист, оказавший существенное влияние на
формирование идеологии постмодернизма. Основные сочинения:
«Логика смысла», «Различие и повторение», «Капитализм и шизоф­
рения», «Ризомэ» (совм. с Гваттари).
Джеймисон Фредрик (р. 1934) — американский философ, ав­
тор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, раз­
рабатываемой в широком интердисцйплинарном поле (в литера­
туроведении, теории визуальных искусств, психоанализе, культур­
ной антропологии, критической социальной теории). Основные
сочинения: «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капи­
тализма», «Культурный поворот: Избранные труды по постмодер­
низму, 1983—1998».
Дильтей Вильгельм (1833—19Ц) — немецкий философ и ис­
торик культуры, представитель «философии жизни», основополож­
ник «духовно-исторической» школы в немецкой истории культу­
ры XX в., крупнейший представитель герменевтики. Основные
сочинения: «Описательная психология», «Сила поэтического вооб­
ражения и безумие», «Возникновение герменевтики», «Введение в
науки о духе», «Переживание и поэзия: Лессинг, Гёте, Новалис и
Гельдерлин».
Дюркгейм Эмиль (185—1917) — французский философ и со­
циолог. Основатель французской социологической школы. Основ­
ные сочинения: «Правило социологического метода», «Самоубий­
ство», «Элементарные формы религиозной жизни».
Зиммель Георг (185—1918) — немецкий философ, социолог, куль­
туролог, один из главных представителей поздней «философии жиз­
ни», основоположник так называемой формальной социологии. Ос­
новные сочинения: «Социальная дифференция», «Религия. Социаль­
но-психологический этюд», «Гёте». f
Ионеско Эжен (1909—1994) — французский писатель, драма­
тург, автор теоретических работ о театральном искусстве, лауреат
556 Персоналии


многочисленных премий. Автор многочисленных статей об искус­
стве и театре, наиболее значительные из них объединены в сбор­
ники «Заметки и опровержения», «Пунктиры исканий». Основные
сочинения: пьесы «Лысая певица», «Стулья», «Носороги», «Жажда и
голод».
Камю Альбер (1913—1960) — французский философ-экзистен­
циалист, писатель, эссеист, журналист и общественный деятель. Автор
романов, пьес, публицистических эссе. Основные сочинения: «Миф
о Сизифе», «Человек бунтующий».
Кардинер Абрам (1891 —1981) — американский психиатр и
психоаналитик. Основное сочинение: «Клеймо угнетения».
Кассирер Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, предста­
витель второго поколения неокантианцев марбургской школы. Ос­
новные сочинения: «Философия символических форм», «Опыт о
человеке».
Клакхон Клайд (1905—1960) — американский антрополог, из­
вестный своими исследованиями культуры индейцев племени на-
вахо. Основные сочинения: «Колдовство у навахо», «Зеркало для
человека: связь антропологии с современной жизнью», «Культура:
критический обзор понятий и определений» (совм. с Кребером).
Коллингвуд Робин Джордж (1889—1943) — британский фи­
лософ-неогегельянец, археолог и историк, исследователь культуры.
Основные сочинения: «Зеркало духа, или Карта знания», «Религия и
философия», «Идея истории».
Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, социолог,
методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма
и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию
на основе «позитивной религии человечества». Ввел в употребле­
ние сам термин «социология». Основные сочинения: «Курс пози­
тивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о
социологии, устанавливающий религию Человечества».
Кребер Альфред Луис (1876—1960) — американский антропо­
лог, культуролог, этнолог, представитель «исторической школы» в
американской этнологии. Основные сочинения: «Антропология: раса,
язык, культура, психология, предыстория», «Конфигурации культур­
ного роста», «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».
Кристева Юлия (р. 1941) — французский философ, лингвист и
литературный критик болгарского происхождения. В конце 1960-х
гг. стала известна во Франции как переводчик и популяризатор
трудов М.М. Бахтина. С 1979 г. начала карьеру феминистски ори­
ентированного психоаналитика. Основные сочинения: «Революция
поэтического языка», «Чуждые самим себе».
Персоналии 557


Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) — идеолог русско­
го и международного анархизма, ученый-географ, историк, путеше­
ственник. Основные сочинения: «Взаимная помощь как фактор эво­
люции», «Современная наука и анархия», «Великая французская ре­
волюция 1789—1793 гг.».
Кроче Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, пред­
ставитель неогегельянства, историк, литературный критик и публи­
цист, общественный деятель. Основные сочинения: «История, подве­
денная под общее понятие искусства», «Эстетика как наука о выра­
жении и как общая лингвистика», «Теория и история историографии».
Кун Томас Сэмюэль (1922-—1996) — американский историк и'
философ, один из лидеров историко-эволюционистского направле­
ния в философии науки. Разработал концепцию исторической ди­
намики научного знания, которая легла в основу теории научной
рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивист­
ских и «критико-рационалистических» представлений о науке. Ос­
новное сочинение: «Структура научных революций».
Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813—855) — датский теолог,
философ, писатель. Основные сочинения: «Или-или», «Страх и тре­
пет», «Болезнь к смерти», «Философские крохи», «Дневник соблаз­
нителя».
Лакан Жак (1901 —1981) — французский исследователь, созда­
тель структурного, или лингвистического, психоанализа. Вышел за
рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрей­
дизма, положив начало новым структуралистским направлениям
психоаналитических исследований. Основное сочинение: «Семи­
нары Ж. Лакана».
Ламетри Жюльенн Офре де (1709—1751) — французский фи­
лософ-материалист. Основные сочинения: «Трактат о душе», «Че­
ловек-машина», «Человек-растение».
Ле Гофф Жак (р. 1924) — французский историк, специалист
по истории западноевропейской средневековой цивилизации. В цент­
ре внимания ученого проблемы восприятия времени и простран­
ства, труда и богатства, соотношение ученой и народной культуры.
Основное сочинение: «Цивилизация средневекового Запада»,
Леви-Брюль Люсьен (1857—1939) — французский философ,
социолог и социальный психолог, прославившийся открытием каче­
ственных изменений мышления в процессе социально-историче­
ского развития. Основные сочинения: «Мораль и наука о нравах»,
«Мыслительные функции в низших обществах», «Первобытное
мышление», «Примитивная душа», «Примитивная мифология».
558 Персоналии


Леви-Стросс Клод (р. 1908) — французский философ, социо­
лог и этнограф, лидер структурализма, создатель структурной ант­
ропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии
и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказа­
ли большое влияние во многих областях философско-культуроло-
гических исследований. Основные сочинения: «Печальные тропи­
ки», «Структурная антропология», «Мышление дикарей».
Лессинг Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий фило­
соф-просветитель, писатель, критик. Основные сочинения: «Лаоко-
он. О границах живописи и поэзии», «Гамбургская драматургия»,
«Как представляли смерть древние», «Воспитание человеческого
рода».
Линтон Ральф (1893—1953) — американский антрополог, один
из лидеров американской культурной антропологии. Пытался до­
стичь синтеза антропологии, психологии и социологии, рассматривал
проблемы, связанные с существованием универсальных ценностей,
общих для всех культур. Основное сочинение: «Изучение человека».
Лиотар Жан-Франсуа (1924—1998) — французский философ,
эстетик-постфрейдист, один из ярких представителей идеологии
постмодернизма, поставивший проблему корреляции культуры по­
стмодерна и постклассической науки. Основные сочинения: «О пуль-
сационных механизмах», «Состояние (ситуация) постмодерн».
Лотман Юрий Михайлович (1922—1993) — советский литера­
туровед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-москов-
ской структурно-семиотической школы гуманитарных исследова­
ний. Основные сочинения: «Структура художественного текста»,
«Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре: Быт и традиции
русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.)».
Лотце Рудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ, врач,
естествоиспытатель. Основные сочинения: «Микрокосм», «Систе­
ма философии», «Медицинская психология».
Маклюэн Маршал (1911—1980) — канадский культуролог. Ис­
следовал повседневную жизнь человека в информационном обще­
стве. Основные сочинения: «Гутенбергова галактика», «Культура — ••

<< Пред. стр.

стр. 50
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>