<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мент. Эта группа стандартов указывает тому или ино-
необходимы четкие стандарты работы, эргономично
следнего: специалисты отдела ценных бумаг в бан-
организованное рабочее место, точно рассчитанное
ке полдня потратили на переноску мебели в офисе,
распределение потока клиентов и т. д.
потому что топ-менеджер решил сэкономить день-
Если эффективность работы зависит не только
ги фирмы на грузчиках.
от четкого выполнения должностных инструкций, но
Во-первых, если бы в банке существовали стан-
от проявления личной инициативы и принятия на се-
дарты (должностные инструкции), указывающие, кто
бя ответственности, без технологий личного тайм-
за что отвечает и каких денег стоит время того или
менеджмента обойтись невозможно. Это важно, на-
иного сотрудника, этого бы не случилось.
пример, для менеджера по работе с клиентами,
Во-вторых, если бы сотрудники были обучены
который должен отлично владеть всеми технологи-
тайм-менеджменту, они понимали бы, что из-за пе-
ями построения личного труда.
ретаскивания мебели потеряли не только хозяйское,
Принципы личного тайм-менеджмента очень важ-
но и свое время. В таком случае они пошли бы
ны для эффективной деятельности компании. Если
к собственнику и с помощью цифр доказали, сколь-
сотрудник умеет считать и ценить свое личное вре-
ко времени, а значит, и денег он потерял из-за этой
мя, он легко воспринимает идею наведения поряд-
экономии.
ка на уровне компании и способен внести свой вклад
Один из важных стандартов корпоративного
в этот процесс.
тайм-менеджмента — стандарт языка. Например,
планы могут быть нарушены из-за различного пони-
Тайм-менеджмент и приемы
мания людьми выражения «сделать срочно». Для
управления персоналом
одного сотрудника «срочно» — это 1-2 дня, для дру-
гого — неделя.
Управление персоналом на любом уровне име-
Все недоразумения могут быть сведены к мини-
ет две цели: краткосрочную, заключающуюся в том,
муму при наличии специального «тайм-менеджер-
чтобы сделать работу вовремя и должным образом,
ского» словаря. Особенно необходим он в компани-
и долгосрочную, смысл которой — обучение персо-
ях, занятых высокотехнологичным бизнесом, где
нала. В процессе обучения очень важны такие
каждый час на счету.
действия руководителя, как делегирование и поощ-
Преобладание тех или иных стандартов тайм-ме-
рение.
неджмента зависит от направления деятельности
Основные принципы управления персоналом:
фирмы и позиции конкретного сотрудника. Напри-
1. Четко определяйте и конкретизируйте долж-
мер, операционисту в банке, работа которого пре-
ностные обязанности каждого сотрудника.
дельно механистична, личный тайм-менеджмент ну-
2. Устанавливайте четкие цели и задачи.
жен в незначительной степени, в большей мере ему
3. Организуйте информационный поток так, что- ше подойдет?». И опять вы должны отказаться от вы-
бы он подтверждал, что работа проходит нормаль- несения резюме, лучше спросить: «А вы сами-то как
но, или давал вам знать о существовании каких-то
считаете?». Известно, что некоторое давление из-
проблем.
вне заставляет людей предлагать наиболее верные
4. Старайтесь достичь согласованности мнений, пути решения проблемы.
особенно с теми людьми, которым свойственно ча- Многократное применение указанного метода
сто менять свою точку зрения. вселяет в людей уверенность, заставляет их мыс-
5. Стремитесь создать между сотрудниками от- лить и вырабатывать решения самостоятельно. Как
ношения, способствующие эффективной работе. говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Если вы хотите
6. Старайтесь сформировать команду, чтобы построить корабль, вы можете спланировать и раз-
можно было ставить общую цель. делить работы, и т. п.; а можете заразить людей
7. Учитывайте личностные особенности каждого стремлением к бесконечному морю — и тогда они
сотрудника. Например, для тех, кто лучше воспри- сами построят корабль».
нимает письменные указания, фиксируйте задание Развивая в сотрудниках самостоятельность, об-
на бумаге, используйте электронную почту. Для со- ращайте внимание на способности и черты характе-
трудников-«слушателей» лучше применять совеща- ра каждого человека. При командной работе обыч-
тельную форму постановки заданий.
но происходит естественное разделение работников
В ходе эффективного управления персоналом на группы: «поисковики», «координаторы» и «шлифо-
очень важны действия по развитию самостоятель- вальщики». К первой группе относятся лидеры, ко-
ности. В связи с этим ваша задача — использовать
торые отвечают за поиск контактов, деловых пред-
для выполнения конкретных заданий тех людей, ко-
ложений и т. д.
торые для этого более всего подходят. Ваши указа-
Вторые берут на себя руководство работой и всей
ния должны быть четкими. Не бойтесь потратить на
командой. Третьи осуществляют работу. Вам при-
указания свое время, если вы не разъясните сотруд-
дется потратить время и выявить таланты членов ко-
нику, что он должен делать, он не сможет действо-
манды, чтобы расставить работников на подходящие
вать самостоятельно. Вы должны поставить перед
им позиции. Присмотритесь к сотрудникам, попы-
ним задачу и дать инструкции, но не готовые реше-
тайтесь понять, не занимается ли «поисковик» не
ния. При обсуждении проблемы поставьте вопрос:
свойственной его натуре «координацией» или «шли-
«Что, по вашему мнению, необходимо сделать?». Та-
фовкой». Правильная политика в отношении струк-
кая форма вопроса побудит человека предлагать
туры команды, четкое распределение обязанностей
альтернативы, вы наверняка услышите в ответ: «Мне
и ответственности предотвращают трату времени на
кажется, можно попробовать то или это. Что боль-
борьбу с хаосом.
Не всегда предоставление полномочий дает нуж- и потери времени и денег, которые могли быть по-
ный эффект. Если в результатах самостоятельных трачены на поиск, подбор и обучение новых сот-
действий персонала вы обнаружите ошибки, отка- рудников.
житесь от обвинений, иначе ваш подчиненный ни- Способствует мотивации и стремление руково-
когда уже не рискнет принимать собственные реше- дителя советоваться с персоналом, использовать
ния. Проведите обсуждение, выясните, почему было идеи отдельных сотрудников. Не забывайте вознаг-
принято именно такое решение, помогите сотрудни- раждать подчиненных за идеи и высказывать свое
ку извлечь уроки из ошибок. одобрение за хорошо выполненную работу.
Эффективной трудовой деятельности может Одна из главных причин значительных потерь
мешать соперничество внутри коллектива. Глав- времени — промедление в принятии решений. От-
ная задача руководителя — правильно реагиро- сюда правило: решения должны приниматься, а не
вать на проявление соперничества. Непременным вырабатываться. Чем быстрее оно принято, тем рань-
условием слаженной и бесконфликтной работы ше его начнут выполнять. Даже самое рискованное
команды является равноправие всех ее предста- решение лучше, чем непринятие никакого решения.
вителей. Не выделяйте среди сотрудников «лю- Если вы сделали не совсем правильный выбор, ра-
бимчиков» (тех, с кем вам удобно и комфортно бота все равно даст результаты, в то время как за-
работать), это приведет к раздражению и сопро- тягивание принятия решений приостановит работу.
тивлению со стороны остальных. Вам придется Приняв окончательное решение, не теряйте время
тратить время на урегулирование конфликтов или на раздумья: хорошо оно или нет. Вашей команде
увольнять зачинщиков конфликтов и искать им за- нужна стратегия, которой нужно следовать, а если
мену. В результате производительность работы вы станете медлить в принятии решения, это подо-
значительно снизится. рвет моральный дух команды, приведет к стрессу
у сотрудников.
Эффективность управленческой деятельности
зависит и от умения мотивировать персонал. Один Чтобы управление персоналом было успешным
из способов мотивирования — поощрение и на- и эффективным, используйте также следующие ре-
граждение сотрудников, участвовавших в решении комендации:
задач и достижении цели. Поощрение дает работ- 1. Постарайтесь выяснить, какой стиль работы
никами возможность разделить с вами успех, под- больше всего подходит для вас, вашей команды
нимает моральный дух членов команды, повышает и компании.
их активность и самостоятельность, а вас избавля- 2. Применяйте все известные вам методы уп-
ет от рутинной работы. Такой способ мотивирова- равления сотрудниками для того, чтобы их интерес
ния сводит к минимуму кадровые потери, а значит, к работе не падал.
Глава 5
3. Всегда имейте в виду точку зрения других лю-
дей. Не критикуйте то, что ими движет.
Тайм-менеджмент
4. Старайтесь использовать все меры, которые
и творчество — вещи
способны повысить мотивацию персонала.
5. Не поддавайтесь тем, кто требует от вас лег-
совместимые
ких решений и повышенного внимания к себе, та-
кие люди будут отнимать у вас время, а значит,
и деньги.
Вам, вероятно, приходилось слышать выраже-
6. В процессе коммуникации следите за собствен-
ние «творческий беспорядок». Беспорядок — это
ной реакцией по отношению к людям, принимайте
плохо, однако кое-кто полагает, что для творче-
к сведению не манеру поведения, а содержание.
ской личности хаос — вещь не только проститель-
ная, но даже необходимая. Нередко человек оправ-
дывает свое нежелание применять приемы тайм-
менеджмента тем, что занимается творческой
деятельностью. Творческую деятельность органи-
зовать невозможно, а значит, в творчестве нет мес-
та тайм-менеджменту. На самом деле это в корне
неверное убеждение. Во-первых, практически любая
работа содержит элемент творчества. Во-вторых,
творчество поддается организации. Более того, без
процесса организации никакого творчества не бу-
дет. Мир не увидел бы ни «Войны и мира» Льва Толс-
того, ни «Джоконды» Леонардо да Винчи, если бы
великий русский писатель и великий итальянский ху-
дожник придерживались подобного мнения. На са-
мом деле творчество — это не внезапный всплеск
вдохновения, не приятное общение с музой, а тяже-
лый каждодневный труд, который, как и всякая дру-
гая деятельность, подчинен дисциплине и зависит
от правильного распределения личного времени.
И если другой работой занимаются по расписанию,
бы писать замечательные романы или создавать нас-
то это можно отнести и к творчеству. Во всех твор-
тоящие шедевры живописи. Пересмотрите свой гра-
ческих кружках, изостудиях и высших учебных заве-
фик, поищите скрытые запасы времени, научитесь
дениях будущих художников, писателей, актеров при-
работать в любой обстановке и использовать каж-
учают работать по графику, а не тогда, когда им
дый, даже самый небольшой отрезок времени. Мо-
захочется или когда они почувствуют вдохновение.
жет, вы могли бы рисовать эскизы к своей картине,
Совершенно справедливо утверждение Джорджа
вместо того чтобы болтать с коллегами во время пе-
Сороса, признанного финансового гения современ-
рерывов? А сколько строк своей книги вы могли бы
ности, о том, что «для художественного творчества
написать за то время, которое тратите на просмотр
дисциплина необходима».
очередного наспех снятого телесериала? В этом слу-
Однако тайм-менеджмент способен оказать по-
чае вы могли бы применить метод разбивания объ-
мощь лишь в том случае, когда у человека есть же-
емной задачи на более мелкие части. Конечно, луч-
лание добиться результата. Если же человек уверен,
ше всего было бы уделять творчеству 5-6 часов
что организовать творчество невозможно, то он не
в день, однако если это невозможно, пойдите дру-
сможет это сделать ни при каких условиях.
гим путем. Разработайте план и возьмитесь за де-
Творческий тайм-менеджмент необходим для то-
ло. Ежедневно реализуйте каждый пункт своего пла-
го, чтобы определить, где скрываются резервы вре-
на, и у вас все получится.
мени. Если вы считаете себя творческой личностью,
но уверены, что не сможете реализовать свои воз- Руководствуйтесь выражением: «Торопиться —
можности из-за нехватки времени, воспользуйтесь это на самом деле делать дела медленно, но без
приемами тайм-менеджмента, чтобы выяснить, где перерывов между ними». Возможно, вы любитель
именно вы можете обнаружить запасы свободного цейтнотов и работаете хорошо тогда, когда сроки
времени. Вы слишком заняты рутинной работой? поджимают. Постарайтесь не прерываться, не от-
Вернитесь к первым главам этой книги и хорошо по- влекаться на мелочи, если начали работать. Не пе-
думайте, где «собака зарыта». В какую «ловушку» для рескакивайте на другое дело, если не завершили
времени попадаете вы? Кто или что вам мешает? то, что запланировали. Не тратьте свою творче-
Какие внешние или внутренние факторы встают на скую энергию напрасно, не хватайтесь за неско-
пути к успеху? Поверьте, резервы времени у вас не- лько задач, не переходите к новой идее, пока не
сомненно есть, и тайм-менеджмент подскажет, где разделаетесь с предыдущей. Завершили один ри-
их искать. сунок — беритесь за следующий. Написали одну
главу — начинайте другую.
Возможно, вы слишком заняты на своей основ-
Большое количество времени в творческой ра-
ной работе, завалены по горло домашними делами,
боте занимает процесс обдумывания. Вы можете
хотя чувствуете в себе силы и талант для того, что-
которая присутствует в любой человеческой дея-
сочинить произведение в голове, а потом перене-
сти его на бумагу в идеальном виде, но вместо это- тельности... Но эта сила приводится в действие уси-
го лучше использовать принцип разделения двух лием, а усилие — это и есть труд».
основных процессов творчества: сочинения и ре- Для организации творческого процесса можно
дактирования. Сочиняя, сразу воплощайте свои воспользоваться опытом известного российского
идеи на бумаге, а редактировать будете в другое журналиста Владимира Шахиджаняна. «В теплое вре-
время. мя года предпочитаю гулять в Сокольниках и ездить
по ночной Москве дорогами воспоминаний, в поис-
Планируйте каждый свой шаг. Люди, далекие от
ках новых сюжетов, — говорит он. — Я останавли-
творчества, не понимают, что можно сочинять в за-
ранее назначенное время, когда капризной музе нет ваю машину в каком-нибудь приятном месте и на-
до творческой личности никакого дела. Гоголь, ко- говариваю на диктофон текст будущей книги». Затем
ривший своего друга, писателя Владимира Сологу- ему остается только отредактировать текст, что-то
ба, за лень, на его отговорки «не пишется» отвечал изменить и подправить.
так: «А вы все-таки пишите... возьмите хорошенькое Хорошие результаты в творческой деятельно-
перышко, хорошенько его очините, положите перед сти дает такой известный прием тайм-менеджмента,
собой лист бумаги и начните таким образом: "мне как крайние сроки. Его с большим успехом приме-
сегодня что-то не пишется". Напишите это много раз няют журналисты, не самые собранные и организо-
кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! ванные люди. Тем не менее, сдать материал они
За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, всегда успевают, потому что привыкли задавать се-
и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, бе крайние сроки, в которые нужно непременно уло-
редки, Владимир Александрович!» житься.
Чтобы не промахнуться со сроками, выработай-
Применяйте один из главных принципов творче-
те умение оценивать время, которое нужно потра-
ской деятельности: «Вдохновение помогает, однако
его отсутствие не должно мешать». Помните, что тить на то или иное задание. Засекайте его, когда
ваша задача — вызвать его, используя все необхо- выполняете типичные задачи, после чего рассчи-
димые профессионалу качества. «Вдохновение — тайте среднее время. Вам станет ясно, какие сро-
гостья капризная и не любит посещать ленивых», — ки вы должны отвести, например, на одну статью
говорил Чайковский, а композитор Стравинский или одну главу (сбор материала, обдумывание, на-
утверждал: «Профан воображает, что для творчест- писание).
ва надо ждать вдохновения. Это глубокое заблужде- Гораздо больше времени можно отвести на твор-
ние. Я далек от того, чтобы совсем отрицать вдох- чество, когда работаешь дома. Однако и тут могут
новение. Напротив, вдохновение — движущая сила, быть свои «подводные камни». Домашний график
Глава 6
расплывчат, кажется, что времени много, а значит,
есть опасность растранжирить его впустую. Кроме
Время и стресс
того, родственники пытаются повесить на вас как
можно больше дел, потому что вы дома.
Если вам приходится работать дома, старайтесь
вести себя так, будто вы работаете в офисе. При- Стремительный ритм жизни, пробки на дорогах,
громное количество информации, окружающей чело-
держивайтесь определенного режима: вставайте
века, — эти и другие факторы общества создают бла-
в одно и то же время, в определенное время сади-
годатную почву для стресса. Невозможно избежать
тесь за свой рабочий стол. Составляйте список дел,
стрессовых ситуаций даже в высокоорганизованных
отмечайте сроки их выполнения. Делайте перерывы
компаниях, в которых существуют самые благоприят-
так, как вы делали бы их, работая вне дома. Устра-
ные условия труда для работников. Если вы устали от
ивайте полноценный перерыв на обед, отводите вре-
этой гонки, не справляетесь с делами, хотя берете
мя для физических упражнений. Если вы считаете их
работу на дом и постоянно прихватываете часы от-
скучным занятием, выйдите на улицу, чтобы немно-
дыха, если вы ощущаете полную опустошенность и по-
го прогуляться по соседней аллее или сходить в ма-
давленность, есть повод задуматься: не стал ли стресс
газин. Выполнив намеченное, можете покинуть
постоянным вашим спутником. Сам по себе стресс
«офис».
безвреден, а иногда даже полезен. От стресса у че-
ловека учащаются дыхание и пульс, усиливается моз-
говое кровообращение, в результате чего могут улуч-
шиться восприятие и увеличиться работоспособность.
Однако если стрессовое состояние затягивается во
времени и не сменяется следующей фазой — рас-
слаблением, — происходит переход на новый уро-
вень, который называют депрессией.


Основные признаки стресса
Состояние стресса можно определить по следу-
ющим симптомам:
— периодические головные боли;
— звон и шум в ушах;
— напряжение и боль в области челюстей от по- — шум;
стоянного стискивания зубов; — монотонность;
— учащенное сердцебиение, боль в груди, по- — люди;
вышенное артериальное давление; — крайние сроки;
— короткое поверхностное дыхание; — чрезмерный объем работы;
— приступы изжоги, тяжесть в желудке, газооб- — нереальные ожидания;
разование, диарея; — постоянное мелькание проходящих мимо
— снижение иммунитета, частые инфекционные людей;
заболевания; — неуверенность;
— неспособность концентрировать внимание; — кризисные или авральные ситуации;
— забывчивость; — отсутствие контроля;
— медлительность; — противоречивые требования;
— постоянное чувство утомленности; — неожиданные распоряжения;
— бессонница; — упущенные возможности;
— подавленность, ощущение бессмысленности — недостаточная занятость;
жизни; — негарантированная занятость;
— раздражительность, гневливость, неспособ- — частые увольнения сотрудников;
ность к проявлению других эмоций; — отсутствие возможностей профессионально-
— придирчивость; го роста.
— уменьшение или потеря интереса к пробле-
мам близких людей;
Способы осуществления
— потеря интереса к сексу;
контроля над стрессои
— повышенная тревожность;
— стремление к уединению; Избежать всех стрессов, связанных с работой,
— недоверчивость к окружающим. нереально, зато можно установить над стрессом
контроль и призвать на помощь те средства,
которые сделают работу более спокойной и ком-
Основные источники
фортной.
стресса на работе
Чтобы избавиться от шума и мелькания людей,
Согласно опросам, большинство людей считает используйте все возможные средства: перегородки,
причиной своих стрессов работу. Вот примерный горшки с цветами, электронные звуковые экраны
список источников стресса на рабочем месте: с функцией «белого шума» («белый шум» — звуки
1. Вам когда-нибудь предлагали выполнить боль-
с частотой и амплитудой, не вызывающими раздра-
шой объем работы за несколько дней до отпуска?
жения человеческого слуха). С помощью таких экра-
2. Происходили ли в фирме, где вы работаете,
нов можно воспроизвести приятные для уха звуки
сокращения?
(например, шум дождя), маскирующие неприятные
шумы. Создать комфортную атмосферу помогают 3. Ощущаете ли вы необоснованную недоброже-
и такие детали, как фотографии, картины, репродук- лательность со стороны коллег или родственников?
ции, которые вы можете принести из дома. 4. Отказывается ли ваше руководство продви-
гать вас по службе?
Постарайтесь определить допустимый уровень
5. Приходилось ли вам регулярно оставаться
вашей способности переносить стресс. Хороший
в офисе после работы и трудиться по выходным
способ определения этого уровня — ведение днев-
дням?
никовых записей.
6. Смущаетесь ли вы, когда вам приходится от-
Фиксируя, как проходит ваш день, обратите вни-
прашиваться с работы пораньше по семейным об-
мание на свои ощущения. Чем вы довольны или не-
стоятельствам (болезни детей, родителей и т. п.)?
довольны, испытываете ли вы беспокойство, волне-
7. Пропускали ли вы за последние 12 меся-
ние? Уверены ли вы в себе, контролируете ли свои
цев из-за большой рабочей нагрузки семейные
действия?
праздники (дни рождения и юбилеи, годовщины
Проведите анализ результатов своей деятель-
свадьбы)?
ности. Что вам удалось сделать за день? Доволь-
8. Отменяли ли вы поездки за город с друзьями
ны ли вы результатами? Сколько времени у вас от-
или семьей, походы в театр или на концерт из-за не-
няло решение сложных задач, сколько времени вы
обходимости работать в неурочные часы (вечером,
выкроили для себя? Что вы ели? Как отдыхали? Ка-
по выходным, во время отпуска)?
кие физические упражнение сделали? С кем обща-
лись? 9. Часто ли вы не можете уснуть по ночам из-за
проблем на работе?
Определить уровень стресса, за которым таится
10. Вам трудно сконцентрировать внимание, при-
опасность для вашего здоровья, поможет следу-
нять решение, у вас плохая память?
ющий тест.
Проанализируйте свои ответы, подсчитайте
Тест 2. Определение уровня стресса стрессовые очки.
Менее 40 баллов: стрессовый порог нормаль-
На каждый вопрос отвечайте «да» или «нет». Ес-
ный, вам не о чем беспокоиться.
ли ответ «да», начисляйте очки по десятибалльной
От 40 до 70 баллов: будьте осторожны, ваш стрес-
щкале (от 0 до 10) в зависимости от интенсивности
совый уровень достаточно высок.

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>