<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2) оценка отраслевых рисков;
3) анализ факторов спроса и предложения в отрасли;
4) определение средней величины возможных потерь в отрасли.
В последнее время в России наблюдается положительная динамика в области страхования.
Многие представители бизнеса и частные лица осознали необходимость страховой защиты своих
интересов. Однако отсутствие у предприятий и населения свободных денежных средств в
достаточном объеме затрудняет использование страхования в качестве функционального
инструмента управления рисками.
С одной стороны, в страховом бизнесе действуют те же тенденции, что и в других видах
бизнеса. Здесь также речь идет об управлении персоналом, информационными технологиями и о
формировании корпоративной культуры. С другой стороны, в страховом бизнесе существуют свои
особенности. К примеру, если компания производит одежду, обувь, машины, то в составе ее
структуры присутствуют материальные активы: сырье, материалы, оборудование. В составе же
страховой компании таких активов практически нет. Она предоставляет финансовые услуги,
которые нельзя оценить немедленно, как, например, объем произведенного товара. В основе
этого бизнеса лежат страховые договоры, заключенные между страховщиком и клиентом.
Говорить о прибыли или убытках страховой компании можно только тогда, когда услуга клиенту
уже оказана. Причем этот период может растянуться не на один год.
Еще одно существенное отличие - особенности ценообразования в страховой компании. На
промышленных предприятиях в основе определения цены лежит себестоимость товара. В
страховании же все по-другому. Установление страховых тарифов базируется на актуарных
расчетах, теории вероятностей и законах статистики. Например, в страховании жизни главную
роль играет таблица смертности и таблица продолжительности жизни женщин и мужчин.
Таким образом, управление риском в страховом бизнесе должно учитывать длительные
сроки действия страховых продуктов и возможное наступление страхового случая, которое
потребует немедленных выплат.
Деятельность страховой компании во многом связана и зависит от рисков. С одной стороны,
предполагаемая угроза рисков заставляет обращаться к страховщикам клиентов. С этой точки
зрения страховая компания помогает снизить риски другим участникам экономических отношений.
С другой стороны, она сама несет риски своей деятельности. Поэтому очень важное значение для
страховой компании приобретает построение собственной актуальной системы риск-менеджмента.
Исходя из этого, можно разделить процесс риск-менеджмента страховой компании на 2
направления:
1. Управление рисками клиентов - действуя в этом направлении, компании важно учитывать
следующие требования при заключении договора страхования:
- адекватность величины страхового тарифа - ответственность за установление страхового
тарифа несут актуарное управление и тарифный комитет (как коллегиальный орган,
утверждающий предложенные расчеты тарифных ставок);
- внимательность, объективность, непредвзятость при заключении договоров страхования -
подобные требования предъявляются к страховым агентам компании, контроль за которыми
осуществляет служба андеррайтинга;
- взвешенность перестраховочной политики компании. Передача риска является одним из
наиболее эффективных практических методов по управлению рисками, поэтому своевременные и
взвешенные решения о перестраховании могут в значительной степени помочь обеспечить
высокую надежность и стабильность компании.
2. Управление собственными рисками - в этом случае должны быть задействованы все без
исключения службы и подразделения страховой компании.
Риски страховой компании непосредственно связаны с деятельностью страховщика: либо с
бизнес-процессами, либо с экономической средой, в которой ведет свою деятельность компания.
Рассмотрим общую схему подверженности рискам самой страховой компании.

Риски в страховой компании

--------------------------------¬
¦ Страховая компания ¦
+-------------------------------+ ---------------¬
¦ Направления деятельности ¦ ¦ Виды рисков ¦-------------¬
+---------T---------------------+ L---------------¦ ¦
¦ ¦- инвестиционная ¦ ---------------¬¦ ¦
¦ ¦деятельность ¦<-+Инвестиционны妦 ¦
¦ ¦ ¦ +--------------+¦ ¦
¦ ¦- поддержка ¦<-+Финансовые ¦¦ ¦
¦ ¦ликвидности и ¦ +--------------+¦Внешние ¦
¦ ¦финансовой ¦<-+Риски ¦¦факторы: ¦
¦ ¦устойчивости ¦ ¦контрагента ¦¦на фондовом ¦
¦ ¦ ¦ +--------------+¦ивалютных ¦
-------------¬ ¦ ¦- ведение учета и ¦<-+Риски новых ¦¦рынках, ¦
¦Страхователь¦ ¦ ¦отчетности ¦ ¦продуктов ¦¦конъюнктура ¦
¦ (клиент) - ¦ ¦ Продажа ¦ ¦ +--------------+¦рынка ¦
¦ риски по +->¦страховых¦- позиционирование ¦ ¦Риски снижения¦¦банковских ¦
¦ договорам ¦ ¦продуктов¦на рынке и повышение ¦<-+стоимости ¦¦ресурсов, ¦
¦ страхования¦ ¦ ¦конкурентоспособности¦ ¦гудвилла ¦¦действия ¦
L------------- ¦ ¦компании ¦ +--------------+¦третьих лиц,¦
¦ ¦ ¦ ¦Риски ¦¦политическая¦
¦ ¦- политика ¦<-+ухудшения ¦¦и экономи- ¦
¦ ¦в отношении персонала¦ ¦деловой ¦¦ческая ¦
¦ ¦ ¦ ¦репутации ¦¦обстановка ¦
¦ ¦ ¦ +--------------+¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Риски ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦<-+человеческих ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ресурсов ¦¦ ¦
L---------+---------------------- L---------------L-------------

Рисунок 23

Рассмотрим организационную структуру страховой компании.

Структура организации

-----------------¬
--------------¬ ¦ Директор ¦ --------------¬
¦ Бухгалтерия +--------------+ +-------------+Администрация¦
L-------------- L--------T-------- L--------------
-------------------------------+----------------------------¬
¦ - - - - - - - - -¬ ¦
-------+------¬ ¦---------------¬ -------+------¬
¦ Управление ¦ ¦ Управление ¦¦ ¦ Управление ¦
¦ маркетинга +------------->¦¦ андеррайтинга¦ ------------>¦ исполнения ¦
¦ ¦ L---------------¦ ¦ обязательств¦
L------T------- L - - - - - - - -- L------T-------
/¦\ - - - - - - - - -¬ ¦
L--------------------- Клиент <--------------------
L - - - - - - - --

Рисунок 24

Предлагаемая структура организации практически повторяет концепцию построения
структур, действующих как на зарубежном страховом рынке, так и в некоторых отечественных
компаниях, и предусматривает три основных производственных управления с соответствующими
информационными и финансовыми потоками. Основные функции, мотивация персонала и состав
управлений представлен ниже:

Таблица 22

Основные функции и состав управлений

Управление Функции Состав
Маркетинга Анализ спроса Отдел автострахования;
Непосредственные продажи Отдел имущества и
Консультации клиентов по ответственности
продуктам страхования Отдел ТР
Оформление договоров Отдел ДМС
Ведение базы учета клиентов Отдел ВЗР
Учет и оформление комиссионных Отдел страхования грузов
вознаграждений Отдел комплексного
Рекрутинг и учеба агентов страхования
Отдел страхования крупных
проектов
Отдел по работе с регионами
Отделы продаж,
в т.ч. доп. офисы и филиалы
Отдел учета комиссии
Учебный центр
Отдел профильных
Андеррайтинга Мониторинг финансовых потоков
андеррайтеров
страховых операций
Служба актуариев
Оценка текущей ликвидности и
Служба риск-менеджеров
платежеспособности компании;
Отдел управленческого учета
Мониторинг структуры
страховых операций
страхового портфеля
Отдел перестрахования
Актуарные расчеты
Разработка и контроль систем
тарификации
Разработка нетрадиционных
(нестандартных) и новых
страховых продуктов
Управленческий учет страховых
операций
Перестрахование
Исполнения Прием претензий Диспетчерская служба
обязательств Оценка ущербов Отдел аварийных комиссаров
Урегулирование Отдел урегулирования
претензий/убытков претензий/убытков
Оформление выплат Отдел выплат
Юридическое сопровождение
Управленческий учет претензий
и выплат

Рассмотрим управление риском в инновационной деятельности страховой компании с точки
зрения субъекта и объекта риск-менеджмента (рисунок 25).

Риск-менеджмент в страховой компании

------------------------------------------------------------------¬
¦Управление риском в инновационной деятельности страховой компании¦
L--T---------------------------------------T-----------------------
\¦/ ¦
-----------+-----¬ \¦/
¦Риск-менеджмент.¦ ----------+--------¬
¦Объект ¦ ¦Риск-менеджмент ¦
¦страхования ¦ ¦страховой компании¦
L----------T------ L-----T-------------
\¦/ ¦
-----------+-----¬ \¦/
¦1. Идентификация¦ --------+----¬
¦объекта ¦ ----+андеррайтинг+--¬
¦страхования ¦ ¦ L------------- ¦
L----------T------ ¦ ¦
\¦/ \¦/ \¦/
-----------+-----¬ ------+------¬ -----------+--¬
¦2. Выявление ¦ ¦Чистые риски¦ ¦Спекулятивные¦
¦предполагаемых ¦ ¦ ¦¦ риски +------------------¬
¦рисков ¦ LT------T----- L----------T--- ¦
L----------T------ \¦/ \¦/ \¦/ \¦/
\¦/ ------------+¬-----+-------------¬---+---------¬ --------+------¬
-----------+-----¬¦ Первичный ¦¦Специализированны馦 Текущий ¦ ¦Инвестирование¦
¦3. Оценка ¦¦андеррайтин㦦 андеррайтинг ¦¦андеррайтинг¦ ¦ страховых ¦
¦приемлемости ¦L------T------L------T---------T--L------------- ¦ резервов ¦
¦заявленных ¦ \¦/ \¦/ \¦/ L-------T-------
¦на страхование ¦-------+-----¬-------+------¬--+-----------------¬ \¦/
¦рисков ¦¦ Оценка ¦¦ Оценка ¦¦1. Анализ ¦ --------+------¬
L----------T------¦ стандартных¦¦нестандартных¦¦убыточности ¦ ¦Диверсификация¦
\¦/ ¦ рисков ¦¦ рисков ¦¦страхового портфеля¦ L-------T-------
-----------+-----¬L------T------L------T-------¦по различным видам ¦ \¦/
¦4. Анализ ¦ \¦/ \¦/ ¦страхования ¦ --------+------¬
¦перечня ¦ ------+-------------+-----¬ L-------T------------ ¦ Хеджирование ¦
¦факторов, ¦ ¦1. Принятие решения о ¦ \¦/ L---------------
¦влияющих на ¦ ¦приеме на страхование или¦ --------+-----------¬
¦повышение ¦ ¦отказ по конкретным ¦ ¦2. Оценка риска ¦
¦вероятности ¦ ¦заявленным рискам ¦ ¦по объектам и видам¦
¦наступления ¦ L------------T------------- ¦страхования ¦
¦страховых ¦ \¦/ L-------T------------
¦случаев в ¦ -------------+------------¬ \¦/
¦зависимости от ¦ ¦2. Определение перечня ¦ --------+-----------¬
¦видов и объектов¦ ¦покрываемых страхованием ¦ ¦3. Выработка ¦
¦страхования ¦ ¦рисков, предусмотренных ¦ ¦рекомендаций по ¦
L----------T------ ¦при актуарных расчетах ¦ ¦изменению ¦
\¦/ L------------T------------- ¦тарифной политики ¦
-----------+-----¬ \¦/ L-------T------------
¦5. Установление ¦ -------------+------------¬ \¦/
¦числовых ¦ ¦3. Определение перечня ¦ --------+-----------¬
¦значений, ¦ ¦основных и дополнительных¦ ¦4. Мониторинг ¦
¦повышающих ¦ ¦условий договора ¦ ¦объекта страхования¦
¦(понижающих) ¦ ¦страхования ¦ ¦и уровня риска ¦
¦поправочный ¦ L------------T------------- L-------T------------
¦коэффициент ¦ \¦/ \¦/
¦к базовому ¦ -------------+------------¬ --------+-----------¬
¦страховому ¦ ¦4. Определение страхового¦ ¦5. Контроль за ¦
¦тарифу, ¦ ¦тарифа для конкретного ¦ ¦выполнением плана ¦
¦учитывающему ¦ ¦объекта страхования ¦ ¦мероприятий по ¦
¦наличие ¦ L------------T------------- ¦снижению рисков ¦
¦факторов, ¦ \¦/ L-------T------------
¦существенно ¦ -------------+------------¬ \¦/
¦влияющих ¦ ¦5. Согласование ¦ --------+-----------¬
¦на наступление ¦ ¦со страхователем ¦ ¦6. Разработка ¦
¦и тяжесть ¦ ¦страховых сумм и ¦ ¦перестраховочной ¦
¦последствия ¦ ¦страховой стоимости ¦ ¦защиты ¦
L----------T------ L------T------------------- L-------T------------
\¦/ ¦ \¦/
-----------+-----¬ ¦ --------+-----------¬
¦6. Оценка ¦ ¦ ¦7. Обучение ¦
¦заявленного ¦ ¦ ¦продавцов страховых¦
¦уровня страховой¦ ¦ ¦услуг приемам ¦
¦стоимости ¦ ¦ ¦и методам оценки ¦
¦объекта ¦ ¦ ¦риска по типовым ¦
¦страхования ¦ ¦ ¦схемам ¦
L----------T------ ¦ L--------------------
\¦/ --+--------T----------T--------------¬
-----------+-----¬ \¦/ \¦/ \¦/ \¦/
¦7. Определение ¦------+----T-----+----T-----+-----T--------+--------¬
¦наибольшей ¦¦Ликвидация¦Ликвидация¦ Сохранение¦ Передача ¦
¦вероятности мест¦¦ рисков ¦ рисков ¦собственных¦ риска ¦
¦проявления ¦¦ (отказ ¦(оговорки,¦ рисков ¦(перестрахование)¦
¦рисков на ¦¦от рисков)¦ условия, ¦ ¦ ¦
¦объекте ¦¦ ¦ обучение ¦ ¦ ¦
¦страхования ¦¦ ¦ агентов) ¦ ¦ ¦
¦и оценка средней¦L----------+----------+-----------+------------------
¦и максимальной ¦
¦величины ¦
L----------T------
\¦/
-----------+-----¬
¦8. Принятие ¦
¦решения ¦
¦о страховании ¦
¦или отклонении ¦
¦конкретных ¦
¦рисков ¦
L----------T------
\¦/
-----------+-----¬
¦9. Определение ¦
¦перечня основных¦
¦и дополнительных¦
¦условий, ¦
¦включаемых ¦
¦в договор ¦
¦страхования ¦
L----------T------
\¦/
-----------+-----¬
¦10. Заключение ¦
¦договора ¦
¦страхования ¦
L-----------------

Рисунок 25

В страховой компании риск-менеджмент осуществляет отдел андеррайтинга. Он проводит
классификацию рисков на страховые и нестраховые, определение сроков, условий и размеров
покрытия, расчет размеров премии. К его функциям также относится защита страхового портфеля
и сопоставление набора предполагаемых рисков, размера возможного ущерба с прогнозным
финансовым состоянием компании. Отдел также осуществляет подготовку предложений по
перестрахованию рисков.
После заключения договора страхования андеррайтер принимает участие в сопровождении
договора. Он осуществляет контроль за выполнением страхователем плана мероприятий по
снижению рисков. При изменении параметров принятых на страхование рисков он пересчитывает
страховой тариф и готовит внесение изменений в договор. Если страхователь нарушает свои
обязательства, андеррайтер подготавливает заключение о расторжении договора или уменьшении
страховой выплаты при наступлении страхового случая.
При определении величины риска для андеррайтера важно, чтобы выявленные риски
соответствовали правилам страхования и требованиям тарифного руководства, которые заданы
политикой андеррайтинга.
Рассмотрим особенности применения андеррайтинга на примере страхования жизни.
Страховщик получает от страхователя первичную (содержится в заявлении на страхование)
и дополнительную (заполняется, если данный риск относится к нестандартным - например, если у
заявителя есть опасные заболевания или принадлежность к опасной профессии) информацию,
которая необходима для оценки степени риска. По результатам анализа данных страховщика
страховая компания может принять риск по стандартному или завышенному тарифу либо вообще
отказать заявителю в страховании. Процедура андеррайтинга помогает рассчитать сумму, которую
будет вносить клиент для получения страховой защиты.
При заполнении заявления на страхование жизни компания проведет оценку следующих
факторов:
- Состояние вашего здоровья на текущий момент.
- Состояние вашего здоровья в прошлом.
- Ваша профессия (например, летчик или пожарный имеет больше рисков для жизни, чем
офисный работник).
- Привычки (наличие вредных привычек, таких как курение, употребление спиртных
напитков).
- Хобби (например, увлечение дайвингом или сноубордом могут увеличить страховой взнос).
- Возраст (при прочих равных условиях 50-летний платит больше, чем 20-летний).
- Пол (на размер страхового взноса влияет средняя продолжительность жизни).
От результатов работы отдела андеррайтинга зависит прибыль компании, так как
правильная оценка рисков влияет на размер убытков. Кроме этого, нельзя отрицать, что
грамотная, быстрая и корректная работа андеррайтеров в немалой степени способствует
формированию положительного имиджа компании.

Пример 2. В крупных банках обычно имеется два комитета по управлению рисками:
кредитный комитет и комитет по управлению активами и пассивами банка.
Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой кредитным комитетом, несет
кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и
расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию
политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и
пассивами.
Кредитный комитет в соответствии с кредитной политикой определяет приемлемые и
неприемлемые риски. После идентификации потенциального заемщика сотрудник кредитного
отдела принимает решение о предоставлении кредита. Данный комитет проводит регулярную
оценку рисков всего портфеля кредитов, в том числе риска убытков по ссудам и ликвидность
портфеля. Он разрабатывает критерии для получения новых кредитов, устанавливает
ограничения на их получение и определяет величину возврата ненадежных ссуд.
К функциям кредитного комитета относится также установление политики расширения и
сужения кредитов, повышение их качества, в том числе обеспечение большей надежности,
улучшение практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определение
величины процентной маржи.
Кредитный комитет определяет условия кредита, процентную ставку, обеспечение гарантии
и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть
тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита. Процедура одобрения
кредита, подготовка документации и составление отчета о нем должны быть четко определены в
кредитной политике банка.
Комитет по управлению активами и пассивами банка разрабатывает ограничения по
финансовым и валютным рискам. Он устанавливает процентную политику и политику по рискам
забалансовых операций. В его компетенции находится также управление рисками структуры
капитала банка. Данный комитет определяет основные источники финансирования банка, а также
осуществляет контроль за соблюдением банком законодательства в отношении рисков. Он
разрабатывает критерии оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами
банка. Он формирует политику рисков, связанных с ценными бумагами.
Оба этих комитета создают внутрибанковские инструкции по управлению рисками,
определяют политику банка в этой области и доводят эти сведения до коллектива банка. Они
разрабатывают ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы оценки и
регулирования.
Таким образом, построение службы управления рисками в компании позволяет осуществить
переход от спонтанного управления рисками к системному. Имея в наличии эффективную и
рационально устроенную систему, компания может принимать в свой портфель относительно
более рискованные проекты, что расширяет сферу стратегических интересов фирмы и позитивно
сказывается на стоимости компании.
Внедрение системы риск-менеджмента на российских предприятиях будет способствовать
решению двух важных задач:
- На микроуровне - будет способствовать более взвешенному отношению к рискам со
стороны генерирующих риски департаментов. У риск-менеджмента есть все основания стать
философией организации, элементом ее организационной культуры, доступной каждому
сотруднику.
- На макроуровне - будет способствовать обеспечению прозрачности компаний и рынка в
целом.
В настоящее время уже многие компании убедились, что риск-менеджмент дает
эффективные результаты по целому ряду параметров.

Глава V. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РИСК

В настоящее время мировая практика выработала широкий спектр методов по управлению
рисками. Многие из них требуют специальных разработок и материальных затрат. Поэтому
необходимо четко представлять, что ожидается от процесса управления рисками. Перед тем как
начать применение какого-либо из методов, необходимо провести количественную и качественную
оценку риска, то есть соотнести вероятность наступления неблагоприятных событий и возможный
ущерб. После этого фирма принимает решение о принятии риска или отказе от него. Компании
необходимо определить, имеются ли у нее возможности для воздействия на риск.
Внедрение системы управления рисками помогает компании прогнозировать наступление
рисковых событий. В свою очередь, это служит основой для снижения возможных потерь.
Реакции фирмы на риск и возможные способы снижения рисков можно объединить в пять
больших групп. Это: избежание риска, принятие риска на себя, сокращение потерь, трансферт
(передача) рисков другому хозяйствующему субъекту и страхование (рисунок 26).

Методы управления риском

-------------------------¬
-----------------+Методы управления риском+---------------¬
¦ LT----------T-----------T- ¦
\¦/ ¦ \¦/ ¦ \¦/
--------+------¬ ¦ --------+-------¬ ¦ --------+-------¬
¦Принятие риска¦ ¦ ¦Избежание риска¦ ¦ ¦ Трансферт ¦
L--------------- \¦/ L---------------- \¦/ L----------------
-------------+--¬ ----+-----------¬
¦Смягчение риска¦ ¦ Страхование ¦
L---------------- L----------------

Рисунок 26

Авторы по-разному подходят к обозначению способов воздействия на риск. Одни из них
называют их методами уменьшения рисков, другие - методами нейтрализации. Встречаются также
такие названия, как приемы управления рисками, факторы уменьшения риска, способы обработки
риска. Несмотря на такое многообразие названий, их можно структурировать в несколько групп.
Все эти подходы наглядно представлены в таблице 23.

Таблица 23 <14>

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>