<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

качество продукта может пострадать. Старое или ненадежное оборудование может снизить
эффективность производства. Оно может выйти из строя, что прервет технологический процесс.
Трудности могут возникнуть с отсутствием механика или запасных частей. Однако избыток
запасных частей, в свою очередь, приводит к завышению издержек.
Как воздействовать на риск.
Компании необходимо тщательно планировать инвестиции в оборудование. Чтобы
минимизировать простои оборудования, надо организовать регулярное профилактическое
обслуживание. Для выполнения наиболее важных операций технологического процесса нужно
иметь резервное оборудование и системы.
2. Сырье и материалы.
Если компания получает сырье от одного поставщика, существует большая вероятность
срыва производства. При слишком долгом хранении сырья (особенно в плохих условиях)
происходит снижение его качества. Свойства же некоторых веществ создают опасности.
Например, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества. Сырье, поступающее от нескольких
поставщиков, различно по качеству.
Как воздействовать на риск.
Чтобы обезопасить себя от срыва производства, компания должна взаимодействовать с
несколькими поставщиками. У них следует проверить систему контроля качества.
3. Помещения.
Размер помещений компании определяется ее деятельностью. Если компания располагает
недостаточным по размеру помещением, то теснота создаст проблемы, если слишком большим то
увеличит расходы на их обслуживание. Помещения могут не соответствовать и по другим
причинам: плохое отопление и освещение, требуется ремонт, маленькие двери. Если компания
арендует помещения, она должна учитывать срок аренды и возможный рост цен на нее. При
анализе помещений их расположение также играет главную роль (близко или далеко от
транспорта). Как производственные, так и офисные помещения должны быть оборудованы
средствами жизнеобеспечения (например, туалеты, горячая и холодная вода).
Как воздействовать на риск.
Если помещение не подходит компании по каким-либо причинам, необходимо подыскать
другое. Работа более безопасна в тех помещениях, которые имеют более хорошее обслуживание
и хорошее окружение.
4. Качество продуктов и услуг.
Производители и поставщики обязаны обеспечить должное качество своим продуктам и
снабдить их инструкциями. Некачественный товар может нанести вред потребителю, а нечеткие
инструкции привести к неправильному использованию продукта и, как следствие, к несчастным
случаям. Несоблюдение этих требований приводит к судебным разбирательствам и материальной
ответственности.
Как воздействовать на риск.
В соглашениях на покупку и на продажу должны быть прописаны критерии, которым должен
удовлетворять продукт или услуга. Наличие эффективной системы контроля качества у компании
говорит о ее надежности. Повышению качества также способствует планирование.

Форс-мажорные обстоятельства.
1. Пожар.
Выделяют следующие пожароопасные факторы: горючие вещества, высокотемпературные
процессы, горячие поверхности. Нужно помнить, что даже небольшой пожар может легко перейти
в неуправляемый.
Как воздействовать на риск.
Меры контроля предусматривают: минимизацию горючих материалов и источников
возгорания, установление источников раннего обнаружения (детекторы тепла и дыма), систему
оповещения в здании. Система раннего обнаружения помогает безопасно эвакуироваться. В
каждом здании разрабатывается схема эвакуации, запасные выходы и зоны безопасности. В
здании должно находиться противопожарное оборудование (огнетушители).
Проведение тренинга сотрудников и регулярная проверка противопожарного оборудования
способствуют снижению этого риска. Хорошее обслуживание зданий, регулярная проверка и
ремонт электрооборудования, правильное хранение горючих материалов также минимизируют
риск пожара.
Чтобы снизить риск поджога, надо организовать наблюдение за пространством, окружающим
здание, обеспечить хранение отбросов, отходов бумаги и горючих материалов в надежном месте.
2. Протечки.
В результате поломки оборудования, разрыва водопроводной трубы, аварии может
случиться протечка. Кроме того, может произойти наводнение. Утечка других жидкостей (за
исключением воды) также приводит к ущербу. Некоторые жидкости могут причинить вред человеку
и вызвать возгорание, загрязнение окружающей среды и порчу имущества.
Как воздействовать на риск.
Опасные вещества следует хранить согласно правилам хранения (их хранилища должны
быть окружены насыпью для сдерживания возможных утечек). Вода не будет разрушать крыши,
трубы и водосточные канавы, если их своевременно прочищать и восстанавливать. При хранении
продуктов во дворе следует помнить о возможности его затопления вследствие сильного дождя.
Все трубы в помещениях должны быть маркированы с обозначением вещества и
направления движения. На случай утечек должны быть приготовлены абсорбирующие материалы,
емкости и средства личной защиты для работы с опасным веществом.
3. Поломки оборудования.
Любая машина или оборудование может со временем сломаться. Если компания не
располагает запасными частями, то срыв производства обеспечен. Невнимательное отношение к
оборудованию приводит к поломкам и снижает качество производимой продукции.
Как воздействовать на риск.
Для предотвращения поломок и обеспечения безопасности машины и оборудование должны
использоваться по назначению. Допустимые нагрузки или мощности не должны превышаться.
Организация профилактического обслуживания увеличивает срок службы машин. Постоянный
контроль за их состоянием увеличивает надежность машин. Компания должна иметь в наличии
запасные части на случай внезапной поломки.
4. Информационные риски.
Компании используют компьютер для решения многих задач (планирование и управление
производством, составление счетов и базы данных заказчиков). Поломка оборудования, вирус или
пожар могут уничтожить важнейшую информацию.
Некоторая информация является конфиденциальной. Небрежное обращение с документами
увеличивает вероятность утечки информации.
Как воздействовать на риск.
Компании нужно делать резервные копии файлов и хранить их отдельно от других файлов.
Копирование конфиденциальных документов должно осуществляться согласно инструкции, чтобы
обеспечить их безопасность и сохранность. Нужно предусмотреть систему дублирования.
Некоторые операции иногда целесообразно делать вручную.
5. Криминальная деятельность.
Наличие у компании дорогого оборудования и материалов может привлечь воров. Особенно
привлекают грабителей плохо освещенные и плохо охраняемые склады. Контейнеры с мусором и
другие горючие материалы, которые располагаются у стен здания, притягивают внимание
поджигателей. Из небрежно брошенной бумажки можно узнать коммерческую информацию.
Как воздействовать на риск.
Наличие охраны, системы видеонаблюдения, надежные замки способствуют снижению
данного риска.
6. Транспортные потери.
Чтобы товар не пострадал во время транспортировки, он должен быть хорошо упакован.
Следует иметь в виду, что если ваш товар вытечет во время транспортировки, то придется нести
расходы по очистке окружающей среды. Нужно тщательно выбирать транспортную компанию,
чтобы избежать задержек с доставкой заказчику.
Как воздействовать на риск.
Компания должна изучить все возможные варианты транспорта и выбрать для себя
подходящий. Транспортные риски можно застраховать.

Предпринимательская деятельность.
1. Совершенствование деятельности.
В основе деятельности компании лежит предложение товара или оказание услуги. Если
компания неконкурентоспособна, она не будет долго существовать. Чтобы победить в
конкурентной борьбе, необходимо вкладывать средства в совершенствование продуктов и услуг, а
также учитывать потребности покупателя.
Как воздействовать на риск.
Компании необходимо разработать ассортиментную политику. Ассортимент продуктов
должен основываться на анализе рынка и потребительского спроса и включать продукты,
находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Его расширение надо контролировать. Кроме
того, важно отслеживать действия конкурентов.
2. Зависимость.
Деятельность одной компании часто зависит от деятельности других. Сбой работы в одной
компании может привести к срыву работ в другой. Причиной срыва могут быть: дефицит сырья,
поломка машин, отключение электроэнергии, пожары, падение спроса, затоваривание и т.д. К
примеру, даже временные задержки поставок от субподрядчиков могут вызвать остановку в
производстве.
Как воздействовать на риск.
Компании нужно проанализировать и установить все ситуации, которые могут привести к
срыву производства. Затем рассмотреть страховые программы по защите от этого риска.
3. Соглашения и обязательства.
Заказчики полагают, что покупаемые ими продукты должны удовлетворять установленным
характеристикам и стандартам качества.
Как воздействовать на риск.
В договоре купли-продажи должны быть установлены все спецификации продукта или
услуги. Соглашение должно быть оформлено письменно, и в нем должны быть четко прописаны
права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение договора. Для его
составления прибегают к услугам юриста.
4. Свалки и отходы.
В результате любой деятельности возникают отходы. На бизнес возлагается
ответственность за их утилизацию. Если возникают опасные отходы, то должны быть приняты
специальные меры по их захоронению. На государственном уровне устанавливаются ограничения
по выбросам в окружающую среду.
Как воздействовать на риск.
Компании необходимо выяснить, возможно ли полезное использование ее отходов. Ее
отходы могут быть сырьем для кого-то. В свою очередь, компания также может использовать чьи-
то отходы в качестве сырья.

Контрагенты.
1. Заказчики.
Если компания пренебрегает нуждами заказчика и недооценивает связи с ним, это может
привести к потере заказа. Удовлетворяя запросы в первую очередь крупных заказчиков, компании
не следует забывать и про мелких (со временем и он может стать крупным). Задержка выплат
заказчиками снижает ликвидность компании. Быстрое увеличение числа заказов приводит к
перегрузке производственных мощностей.
Как воздействовать на риск.
Частью маркетинга являются торговые выставки и рекламные мероприятия. Большие
компании часто нуждаются в партнерах и субподрядчиках.
2. Субподрядчики и поставщики.
Если компания взаимодействует с одним субподрядчиком или поставщиком, то любые
изменения в его деятельности могут нарушить работу компании. Задержка поставок или потеря
качества продукта субподрядчика может привести к срыву контрактов и потере клиентов. Неясные
границы ответственности между субподрядчиком и компанией способствуют созданию неприятных
последствий. Несчастные случаи, которые произошли по вине субподрядчиков, могут подорвать
репутацию компании и привести к крупным потерям. Поэтому важно тщательно выбирать
субподрядчиков и поставщиков.
Как воздействовать на риск.
О надежности поставщика говорит наличие у него системы контроля качества и обеспечения
безопасности труда. Соглашения о поставке должны быть оформлены письменно. В них должны
быть четко обозначены все обязательства. Страховая ответственность включается в соглашение.
Для тех поставщиков, которые играют важную роль в деятельности компании, должны быть
альтернативные варианты.
3. Власть.
Чтобы открыть свой бизнес, нужно обратиться в органы власти за получением разрешений и
лицензий. Невыполнение законов, стандартов и отсутствие разрешения приводит к судебным
разбирательствам.
Как воздействовать на риск.
Проверять помещения имеют право пожарные службы, службы по защите окружающей
среды и правоохранительные органы. Надежный и опытный бухгалтер поможет минимизировать
риски, связанные с налоговым законодательством, и правильно выстроит финансовую политику
компании.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Идентификация и виды рисков в инновационной деятельности предприятия
Риск: опасность или возможность?
Признаки риска
Риск и неопределенность
Риск и инновации. Расхождение и взаимосвязь
Где взять идею?
Где взять средства?
Глава II. Риск-менеджмент как процесс
Виды рисков
Факторы рисков
Карта рисков
Экономическая эффективность управления рисками
Карта рисков производственного предприятия
Глава III. Методы определения и оценки рисков
Какие бывают методы определения и оценки рисков
Метод экспертных оценок
Метод рейтинговых оценок
Контрольные списки источников рисков
Метод корректировки нормы дисконта с учетом риска
Метод достоверных эквивалентов
Метод "Точка безубыточности"
Метод "Анализ чувствительности"
Метод сценариев
Метод "Дерево решений"
Метод Монте-Карло
Глава IV. Организация службы риск-менеджмента на предприятии
Подходы к содержанию процесса управления риском
Объект и субъект риск-менеджмента
Департамент по управлению рисками: методология и практика
Формирование культуры принятия рисков
Служба риск-менеджмента в организационной структуре компании
Риск-менеджмент в страховании
Глава V. Методы воздействия на риск
Избежание риска
Принятие риска на себя
Смягчение риска
Страхование
Трансферт (передача риска)
Воздействие на риски. Практика применения

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ