<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и инновационное производство, третьи - отрасль, предприятие, четвертые - их сочетание.
Под инновационной деятельностью предприятия будем понимать всю совокупность
мероприятий, не осуществляемых на данном предприятии ранее. А под риском в инновационной
деятельности предприятия - совокупность экономических, политических, экологических,
моральных и других последствий, которые могут произойти в результате осуществления принятых
хозяйственных решений в условиях неопределенности при осуществлении инновационной
деятельности.

Где взять идею?

Основная информация, которая необходима для разработки товара, идет непосредственно
от рынка. Компания может использовать информацию, полученную как от потребителей (отзывы
клиентов о качестве, рекламации), так и от конкурентов. Торговые представители и дилеры также
могут дать важную информацию для улучшения продукта. Выявлению потребностей клиентов
способствуют опросы, проводимые в местах продаж и по телефону. Идеи о новых товарах могут
быть получены на конференциях, семинарах, специализированных выставках.
Компании следует отслеживать даже самые незначительные изменения на рынке. Допустим,
ваш постоянный клиент снизил объем своих заказов или перестал вовсе с вами сотрудничать. Это
говорит о том, что ситуация на рынке изменилась. Возможно, на рынке появился товар,
предлагаемый по более выгодным условиям.
Источники новых идей могут появиться и внутри предприятия. Если в компании существует
соответствующая система стимулирования, то ее сотрудники заинтересованы в выпуске товара-
новинки.
Например, служащие компании "Тойота" ежегодно предлагают около 2 млн идей (примерно
35 идей на одного служащего), более 85% которых претворяется в жизнь. Компания "Кодак"
награждает служащих, представивших лучшие идеи, денежными премиями и подарками.
Для выработки идей фирма может обратиться в специальные агентства или
консультационные компании.

Пример. Для контроля работы менеджеров отдела продаж и получения информации об
отношении клиентов к вашей продукции можно использовать следующую форму. Она помогает
проанализировать ситуацию на рынке и может послужить источником новых идей.

Таблица 3

Форма взаимодействия с контрагентами

Дата Менеджер
N Название Контактное Телефон Результаты переговоров
организации лицо Положительные Отрицательные
Выставить Перезвонить Отказ
счет (причина)

Из данной формы можно узнать, что не устраивает потребителя, а что пользуется спросом.
Новый товар можно разработать и не вкладывая большие средства. Ярким примером этого
служат действия компании "Май", которая нашла удачный маркетинговый ход. Эта компания
выпускает чай под торговой маркой "Майский чай". Изучив мнения потребителей чая, компания
выяснила, что потребители предпочитают крупнолистовой, нерезаный чай. Тогда она стала первой
поставлять крупнолистовой цейлонский и индийский чай в Россию по доступной для населения
цене. Этот чай проигрывал в качестве, но компания учла главные ожидания потребителей, чай
был крупнолистовой. То обстоятельство, что это были крупные листы чая, собранные практически
со всего куста, оказалось менее важным. Ведь многие покупатели не подозревают, что
высококачественными являются только четыре верхних листа чайного куста и не так важен их
размер.

Где взять средства?
Практически все инновационные проекты требуют значительных средств на их реализацию.
Поэтому полагаться только на собственные средства не всегда могут даже крупные предприятия.
Возникает логичный вопрос: где взять средства? Ни для кого не секрет, что финансирование таких
проектов весьма рискованно. Предприниматели оценивают неопределенность как отрицательное
явление. Но она может сулить и дополнительные возможности. Главная из них - получить
большую прибыль при успешном внедрении инновационных проектов. Это и толкает
предпринимателей на риск.
Рынок венчурного капитала состоит из двух секторов: из венчурных фондов, в основном, и
неформального сектора, представленного индивидуальными инвесторами.
В связи с большим риском один венчурный фонд может одновременно финансировать
несколько инновационных проектов, что обеспечивает распределение риска. В результате этого за
счет успешно реализованных проектов он получает в среднем высокую норму прибыли. Кроме
того, инновационные предприятия могут часть средств получить в форме инновационного кредита.
В последние годы в России стали появляться и частные инвесторы, готовые вложить
средства в инновационный продукт. Это так называемые бизнес-ангелы. Об этом рынке известно
гораздо меньше, чем о венчурных фондах.
Бизнес-ангелы предоставляют предпринимателям денежные средства на длительный срок
без залога и поручителей, а взамен получают долю в компании. Иногда решение о
финансировании бизнес-ангел принимает на основании положительного впечатления о
предпринимателе и уверенности в успешности проекта. Чтобы получить инвестиции от бизнес-
ангела, необходимо представить бизнес-план или описание своего проекта.
Они предпочитают финансировать проект на самой первой его стадии. Бизнес-ангелы,
помимо финансового обеспечения, приносят в компанию свой опыт. Они участвуют в бизнесе,
дают профессиональные консультации и предоставляют поддержку. Цель бизнес-ангела -
дождаться максимальной стоимости бизнеса и продать свою долю, получив значительную
прибыль.
Наиболее известным примером успешных проектов, инвестируемых бизнес-ангелами,
являются вложения в компанию "Apple". Вложив в нее 91 тыс. долл., инвестор получил 154 млн.

Глава II. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС

Виды рисков

Для учета, анализа и управления рисками необходима их классификация по определенным
признакам. Классификация позволяет структурировать систему рисков, осуществлять их выбор и
определять последовательность решений на основе классификационных признаков, она
позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знаний о них. Цель
классификации - создание основы для последующей оценки рисков. Эффективность управления
рисками во многом зависит от их вида и соответствия этому виду способов и приемов управления
рисками.
В научной литературе приводится достаточно много классификаций рисков, но единая,
общепринятая, в том числе и по рискам инновационной деятельности, к сожалению, отсутствует.
Наиболее распространена классификация рисков, предложенная И.Т. Балабановым (рисунок
5).
------------¬
¦ Риски ¦
L-----T------
------------------------------------+-----------------------------------¬
--------------------+------------------¬ -------------------+----------------¬
¦ Чистые риски ¦ ¦ Спекулятивные риски ¦
L-------------------T------------------- L-------------------------------T----
--------------+--------------T-------------T-------------T----------------T-------------¬ ¦
-------+-----¬-------+------¬-------+-----¬-------+-----¬-------+------¬---------+-------¬-----+---¬------+----¬
¦ Природно- ¦¦Экологически妦Политически妦Транспортны妦Имущественны妦Производственны妦Торговы妦Финансовые¦
¦естественны妦 риски ¦¦ риски ¦¦ риски ¦¦ риски ¦¦ риски ¦¦ риски ¦¦ риски ¦
¦ риски ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L-------------L--------------L-------------L------T------L------T-------L--------T--------L---------L-----T-----
L-------T-----+----------------- ¦
----------+--------¬ ¦
¦Коммерческие риски¦ ¦
L------------------- ¦
-----------------------------------------------------------------------------------T-----
----------------+----------------¬ -----------+---------¬
¦Риски, связанные с покупательной¦ -----------------T----------+Инвестиционные риски¦
¦ способностью денег ¦ ¦ ¦ L--------T------------
L---------------T----------------- --------+-------¬--------+------¬------------+-----------¬
----------+--T----------¬ ¦Риски упущенно馦Риски снижения¦¦Риски прямых финансовых¦
--------+------¬-----+---¬------+-----¬ ¦ выгоды ¦¦ доходности ¦¦ потерь ¦
¦Инфляционные 覦Валютны妦 Риски ¦ L----------------LT--------------L----T-------------------
¦деинфляционны妦 риски ¦¦ликвидности¦ -----------------------+----------T--------+---------¬
¦ риски ¦¦ ¦¦ ¦ ---------+-------¬--------------++¬--------+-------¬¦---------+--------¬
L---------------L---------L------------ ¦Процентные риск覦Кредитные риск覦Бюджетные риск覦¦Риски банкротства¦
L-----------------L----------------L----------------¦L------------------
---------+--------¬
¦Селективные риски¦
L------------------
Рисунок 5 <5>

--------------------------------
<5> Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М., 2003.

Достоинство этой классификации, во-первых, заключается в том, что все риски приведены в
определенную логическую систему; во-вторых, удачно выбраны признаки классификации рисков:
- в зависимости от последствий рисков;
- в зависимости от основной причины возникновения рисков;
- по структурному признаку;
- в зависимости от покупательной способности денег.
В зависимости от последствий рисков они подразделяются на две большие группы: чистые и
спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого
результата. Приводят к ущербу для предпринимателя. Спекулятивные риски выражаются в
возможности получения как положительного, так и отрицательного результата, то есть могут
привести как к ущербу, так и к выгоде.
В зависимости от основной причины возникновения риски делятся на природные,
экологические, политические, транспортные и коммерческие.
По структурному признаку выделяют региональный, отраслевой, риск предприятия,
инновационный.
В зависимости от покупательной способности денег: системный, селективный, кредитный,
риск ликвидности.
Исследуя место риска в инновационной деятельности предприятия в классификации рисков,
С. Филин <6> предлагает следующее их разграничение. Все риски классифицируются им по
масштабу своего проявления и влияния на экономические системы. С его точки зрения, общее
экономическое равновесие большой системы зависит от следующих основных видов риска:
общеэкономического - включающего помимо внешних и внутренних факторов экономической
системы также и фискально-монетарный риск (типы и виды рисков, связанных с государственным
регулированием экономики, как-то: неустойчивость курса национальной валюты, ограничения на
вывоз прибыли и капитала за рубеж и др.), и социально-политический риск, которые
взаимодействуют в совокупности и одновременно на всех уровнях экономики с различной
степенью и зависимостью.
--------------------------------
<6> Филин С. Неопределенность и риск. Место инновационного риска в классификации
рисков // Управление риском, 2000, N 4.

Затем он выделяет уровень и приоритетность рисков. В их числе можно назвать страховые,
общеэкономические, фискально-монетарные, социально-политические (риски макроуровня). На
мезоуровне выделяются риски, которые имеют отраслевую природу, - промышленный, аграрный и
риски сферы обслуживания.
На микроуровне проявляются предпринимательские риски, связанные с хозяйственной
деятельностью конкретного субъекта экономической (предпринимательской) деятельности, с
ошибками в процессе управления предприятием и характерные для фазы эксплуатации
реализованной инвестиционной программы (проекта).
Предпринимательский риск на уровне фирмы принято подразделять на два вида:
финансовый и коммерческий.
Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков в условиях
неопределенности, характеризуются большим многообразием и включают следующие основные
типы рисков:
- рыночный риск - возможность отрицательного изменения стоимости активов в результате
колебаний процентных ставок, курсов валют, цен акций, облигаций и товаров (разновидностями
рыночного риска являются, в частности, валютный и процентный риски);
- кредитный риск - вероятность отрицательного изменения стоимости активов (портфеля
кредитов) в результате неспособности контрагентов (заемщиков) исполнять свои обязательства, в
частности, по выплате процентов и основной суммы займа в соответствии со сроками и условиями
кредитного договора. К кредитным рискам относят также риск объявления заемщиком дефолта,
риск невозврата кредита, депозитный, лизинговый, факторинговый, форфейтинговый и другие
риски;
- процентный риск - это вероятность отрицательного изменения стоимости активов в
результате изменения процентных ставок. Примером процентного риска может служить риск
реинвестирования средств при неустойчивых процентных ставках. Для коммерческих банков и
иных кредитных учреждений одним из проявлений процентного риска выступает сокращение
процентной маржи между ставками, выплачиваемыми по привлеченным средствам, и ставками по
предоставленным кредитам;
- валютный риск определяется как вероятность отрицательного изменения стоимости
активов в связи с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том
числе национальной валюты, при проведении кредитных и внешнеэкономических операций, а
также при инвестировании средств за рубежом. Помимо чисто экономической составляющей
понятие валютного риска объединяет также и риски другой природы - трансляционный риск (риск
перевода) и операционный валютный риск;
- налоговый риск - вероятность потерь, которые может понести предпринимательская фирма
в результате неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе
предпринимательской деятельности или в результате налоговых ошибок, допущенных при
исчислении налоговых платежей. Таким образом, налоговый риск относится, с одной стороны, к
группе внешних финансовых рисков, а с другой - может являться и внутренним риском;
- инфляционный риск - вероятность потерь, которые может понести предпринимательская
фирма в результате возможности обесценивания реальной стоимости капитала (в форме
финансовых ее активов), а также ожидаемых доходов и прибыли фирмы от осуществления
финансовых сделок или операций в условиях неконтролируемого изменения темпов роста
инфляции;
- под инвестиционным риском понимается вероятность (угроза) потери части своих
инвестиций, недополучения доходов от них или появления дополнительных инвестиционных
расходов и/или обратное - возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате
осуществления предпринимательской деятельности в условиях неопределенности. В соответствии
с возможными видами предпринимательской деятельности выделяют два основных вида
инвестиционного риска: риск финансового инвестирования (риски на рынке ценных бумаг) и риск
реального инвестирования (риски, связанные с реализацией конкретных проектов).
Так, инвестиционный риск, возникающий при работе с ценными бумагами, связан с
неопределенностью эффективности операций в момент заключения сделки, обусловленной
невозможностью прогноза цены в будущем (для акций и будущих дивидендов).
Второй вид предпринимательского риска - коммерческий риск - представляет собой
вероятность неполучения определенного результата в связи с осуществлением мероприятий по
использованию всего организационно-технического, производственного и научного
(инновационного) потенциала фирмы. Коммерческий риск включает маркетинговый и деловой
риски.
Факторами маркетингового риска являются конкурентоспособность продукции и фирмы в
целом, ценовая и ассортиментная политика, правовые аспекты и т.д.
Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал
предприятия, эффективность производственной, научной (инновационной) и инвестиционной
деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления,
сложность выпускаемой продукции и др.
В соответствии с возможными видами предпринимательской деятельности выделяют два
основных вида делового риска - бизнес-риск и инновационный риск.
Бизнес-риск - вероятность (угроза) потери части своих активов (инвестиций) в результате
неправильно выбранного направления в бизнес-деятельности - возникает, как правило, при
воздействии на производственно-хозяйственную деятельность предпринимательской фирмы
определенных факторов, делающих в условиях неопределенности эту деятельность менее
успешной (по сравнению с тем, что запланировано).
К перечисленным добавляются еще ряд рисков, которые не являются специфическими для
какого-либо сектора экономики, но важны для реализации целей инновационной политики, а также
при отборе венчурных проектов:
- операционный риск - возможность непредвиденных потерь вследствие технических ошибок
при проведении операций, умышленных и неумышленных действий персонала, аварийных
ситуаций, сбоев аппаратуры и т.д. (к операционным рискам часто относят и убытки,
обусловленные ошибками в используемой модели или методах оценки и управления рисками);
- риск ликвидности - а) возможность потерь, вызванных невозможностью купить или продать
актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени в силу ухудшения рыночной
конъюнктуры; б) возможность возникновения дефицита наличных средств или иных,
высоколиквидных, активов для выполнения обязательств перед контрагентами;
- риск события - возможность непредвиденных потерь вследствие форс-мажорных
обстоятельств, изменений законодательства, действий государственных органов и т.д. (одним из
наиболее частых проявлений риска события выступают юридический и налоговый риски).
Последние три вида риска наиболее трудно поддаются формализации и количественной
оценке. Отчасти это объясняется тем, что операционные риски и риски событий во многом
обусловлены так называемым человеческим фактором.
Следует также учитывать, что многие виды рисков на различных уровнях экономики
находятся в сложной взаимосвязи, и изменения одного из них могут вызывать изменения и других.
Так, по характеру воздействия риски делятся на простые и сложные (составные). Простые риски
определяются полным перечнем непересекающихся событий, т.е. каждый из них рассматривается
как не зависящий от других. Составные риски являются композицией простых рисков.
По данной классификации инвестиционные риски - это часть деловых рисков, связанных с
предпринимательством, с инвестированием.
Если внимательно проанализировать приведенную классификацию рисков, то можно прийти
к выводу, что венчурный капитал связан со всеми по существу видами рисков. Прежде чем он
придет в виде инвестиции в венчурный проект или фирму, он подвержен воздействию всех видов
рисков без исключения. Поэтому в публикациях предложены и другие классификации
инновационных рисков. Так, С.Ю. Симаранов <7> выделяет следующие основные виды рисков,
связанных с инвестиционным предпринимательством:
- риск оригинальности;
- риск информационной неадекватности;
- риск технологической неадекватности;
- риск финансовой неадекватности;
- риск юридической неадекватности;
- риск неуправляемости проектом;
- риск неуправляемости бизнесом.
--------------------------------
<7> Каржаев А.Т. Инновационные риски венчурного капитала и управление ими. М.:
Экономика, 2003. - 55 с.

Данный подход в определенной мере подтверждает сомнение в скромной роли
инновационных рисков в их общей совокупности, которую предложил С. Филин.
Учитывая рассмотренную выше методологию и используя воспроизведенный подход,
Каржаев А.Т. предлагает новый вариант классификации инновационных рисков венчурного
инвестировании, где также отражены основные причины (факторы) их возникновения (таблица 4).

Таблица 4

Классификация инновационных рисков венчурного капитала

Стадия цикла Наименование Причины возникновения риска
инновационного риска
Научно- - Исследовательский - Неопределенность конечного
исследовательская - Инвестиционный результата
- Отборочный - Непредвиденные затраты
- Ошибки исследователей
и экспериментаторов
- Некомплексность
используемых ресурсов
- Ошибки эксперта
и прогнозиста
- Неэффективность
Формирующая - Общеэкономический
государственного
венчурный капитал - Фискально-монетарный
регулирования
- Финансовый, в том
- Изменения в налоговой
числе рыночный,
политике
кредитный, процентный,
- Снижение деловой активности
валютный, налоговый,
- Возможность отрицательного
риск перевода,
изменения стоимости активов
инфляционный,
венчурных фирм
инвестиционный
- Изменение цен акций
венчурных фирм
- Инфляция
Предпроизводственная - Инвестиционный - Непредвиденные затраты
- Коммерческий - Ошибки в оценке потенциала
- Маркетинговый и поведения конкурентов,
- Проектный потенциала рынка
- Финансовые затруднения
партнеров будущего
инновационного проекта
- Увеличение сроков
предпроизводственной стадии
- Непрогнозируемый рост
инфляции
- Ошибки в бизнес-
планировании
- Непредвиденные
Производственная - Инвестиционный
технологические трудности
- Коммерческий
- Финансовые непрогнозируемые
- Маркетинговый
затруднения
- Технологический
- Снижение качества исходных
- Квалификационный
ресурсов и комплектации
- Организационно-
- Непредусмотренные
управленческий
материальные и финансовые
(менеджерский)
потери
- Инфляционный
- Изменение конъюнктуры рынка
- Экономический
ресурсов
- Предпринимательский
- Колебания рыночных
процентных ставок и изменение
стоимости кредита
- Случайная гибель имущества
- Потеря носителя научно-
технических и инновационных
ноу-хау
- Непредвиденные затраты
- Социальные затруднения
- Затягивание длительности
производственной стадии
Рыночная - Конкурентный - Ошибки в расчетах
распределительная - Коммерческий трансакционных издержек
- Маркетинговый - Непредвиденные затраты
- Инфляционный - Просчеты в оценке
- Экономический конкурентоспособности
- Социальный инновации, ее конкурентных
- Партнерский преимуществ
- Нормативно-правовой - Изменения в отношениях
с партнерами
- Изменение конъюнктуры рынка
инноваций, просчеты в его
оценке и прогнозе динамики
- Непрогнозируемый рост
инфляции
- Ошибки в бизнес-
планировании
- Моральное старение
инновации
- Досрочная потеря
монопольного положения
на рынке
- Изменения котировок ценных
бумаг
Потребительская - Потребительский - Изменение запросов
- Коммерческий потребителя и его финансового
- Технологический положения
- Научно- - Моральное старение
исследовательский инновации и сокращение ее
- Нормативно-правовой жизненного цикла
- Изменения в отношениях
с партнерами
- Необходимость научно-
инженерной доработки
инновации
- Непредвиденные изменения
в нормативно-правовой основе
деятельности партнеров

Валдайцев С.В. <8> предлагает классификацию рисков в проектах создания и освоения
новых продуктов и технологий (инновационных проектах). Они делятся на технические и
коммерческие.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>