<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о
невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста
или исправительных работ. В таких случаях вред возмещается за счет казны Российской
Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта
Федерации или казны муниципального образования в порядке, установленном законом.
Вынесенное решение суда об удовлетворении жалобы направляется соответствующему
органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также
гражданину не позднее 10 дней после его вступления в законную силу.
В дальнейшем об исполнении конечным адресатом решения должно быть сообщено
суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения
суда. Если решение суда по каким-либо причинам не исполняется, то суд обязан
принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, к его
принудительному исполнению (ст.8 Закона об обжаловании). В случае невыполнения
судом этого предписания (а такое тоже может быть) есть все основания к принятию
мер по обжалованию в соответствующей инстанции бездействия органов правосудия.
Это должно заставить суд обеспечить выполнение своего решения, защитить ваши
интересы, а также восстановить законность и правопорядок.
Теперь немного о финансовой стороне процесса обжалования действий и решений
органов власти. Весь досудебный порядок обжалования не требует никаких финансовых
издержек (не считая, конечно, затрат на чернила и бумагу). По общему правилу
подача жалобы в суд оплачивается государственной пошлиной в установленном
размере. Однако на вполне законных основаниях суд может освободить гражданина
от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. В частности, согласно ст.80 Гражданского
процессуальноого кодекса РСФСР, от уплаты судебных расходов освобождаются:
истцы - рабочие и служащие - по искам о взыскании заработной платы и
по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
стороны - по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину
незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности,
незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо
незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных
работ.
Кроме того, суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина,
вправе освободить его от уплаты судебных расходов в доход государства.
Итак, обращение с жалобой, подаваемой в суды общей юрисдикции, арбитражные
суды и Конституционный Суд РФ, требует предварительной уплаты государственной
пошлины. Она рассчитывается в соответствии с Законом РФ "О государственной
пошлине". Согласно ст.4 этого закона:
1) по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная
пошлина взимается в следующих размерах:
- с жалоб на решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций,
должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, - 15% минимального размера
оплаты труда;
- с заявлений, с жалоб по делам особого производства - 10% минимального
размера оплаты труда;
- с кассационных жалоб на решения суда - 50% размера государственной
пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера,
а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины,
исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим
в деле;
2) по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, государственная
пошлина с жалобы гражданина взимается в однократном размере минимального размера
оплаты труда.
По своей сути госпошлина является мерой предупреждения подачи в суд необоснованного
иска, жалобы. Исходя из этого принципиального положения, Гражданским процессуальным
кодексом установлено правило о том, что в случае вынесения решения об отказе
в удовлетворении жалобы все затраты, связанные с судебным разбирательством
(госпошлина, оплата различных следственных действий; суммы, подлежащие выплате
свидетелям и экспертам, расходы, связанные с исполнением решения суда и др.),
истцу не возмещаются (ст.901 ГПК).
Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного
самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение
или должностное лицо, государственного служащего, если в суде будет доказано,
что их действия, решения носили противоправный характер.
А также в случае признания судом их действий (решений) законными, если
поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению,
должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением
срока, установленного законодательством (ст.9 Закона об обжаловании).

***

Найдется читатель, который, прочитав эту статью, недоверчиво скажет:
"С теоретической точки зрения все должно быть именно так. Но это же теория!
Практика ничего общего с ней не имеет!" И, к сожалению, отчасти будет прав.
Да, нет у нас пока еще целостной, надежной, действенной системы реальной защиты
прав и свобод человека и гражданина, полностью обеспечивающей законность и
правопорядок. Не создан на сегодняшний день тот орган, который мог бы реально
защитить права и свободы человека и гражданина на все сто процентов.
Довольно часто мы наблюдаем за бездействием высоких чинов органов исполнительной
власти, особенно там, где должны быть неотложные активные действия с их стороны.
Нередки случаи волокиты, бюрократизма. Не является секретом процветание коррупции
во власти.
К сожалению, не могу отметить отсутствие нареканий в адрес прокуратуры,
поскольку не наблюдается явное присутствие ощутимых результатов ее работы
в области обеспечения законности и правопорядка. Практика располагает случаями,
когда по вине прокуратуры невиновные оказывались за решеткой, а виновные безнаказанно
продолжали вершить свои черные дела. Не всегда прокурорские работники внимательно
изучают обращения граждан и принимают по ним необходимые меры. Бывают случаи,
когда обращение гражданина остается вообще без ответа.
Есть пробелы и в деятельности органов правосудия.
Отдельные судьи недостаточно ответственно подходят к подготовке процессов,
поверхностно изучают дела, вносимые на судебное рассмотрение. Иногда нарушаются
установленные законом сроки рассмотрения дел и материалов. Порой судьи неудовлетворительно
руководят судебным заседанием, ведут себя предвзято по отношению к одному
из участников судебного разбирательства, не обеспечивают всестороннее, полное
и объективное исследование обстоятельств дела. Все чаще встречаются факты
вынесения судами недостаточно мотивированных приговоров, решений, определений
и постановлений. Зачастую в них не приводится юридическая аргументация принятого
решения.
Конечно, все это так. Но есть и другая сторона медали.
Рядом со всеми названными выше нарушениями закона стоят тысячи, а может
быть, и миллионы справедливо и в соответствии с законодательством решенных
жалоб и обращений граждан. Их доля в общей массе весьма внушительна. И только
поэтому не стоит сбрасывать со счетов все заслуги органов власти перед обществом.
В Российской Федерации уже давно действует институт представительной
власти. Сравнительно недавно народные представители определили преследуемые
цели деятельности органов прокуратуры и судов:
всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений
и иных правонарушений (см. ст.3 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве
РСФСР", с изменениями от 2 января 2000 г.);
прокуратура Российской Федерации осуществляет свою деятельность в целях
обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты
прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов
общества и государства (ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации").
И задача каждого гражданина - сделать все возможное для того, чтобы,
как минимум, не препятствовать обеспечению достижения названными органами
целей своей деятельности. А в лучшем случае - оказывать им всемерное содействие
и помощь.
Вполне логичным продолжением сказанного будет заданный все тем же дотошным
читателем новый вопрос: "Каким же образом мы сможем оказать помощь органам
власти, тем более прокуратуре и суду?" Все очень просто. Во-первых, не совершайте
противоправных поступков, поступков, противоречащих нормам морали и нравственности.
Во-вторых, ни в коем случае не давайте взяток. Если же чиновник требует
ее уплаты и видно, что без нее вам вопрос не решить, немедля обращайтесь в
органы внутренних дел с требованием принятия всех необходимых мер.
Пусть этот способ разрешения конфликта будет вам крайне невыгоден, но
поступать в такой ситуации по-другому нельзя. Уверен, что при таком развитии
событий вы надолго отобьете желание требовать дачи взятки не только у вновь
назначенного должностного лица, но и у его коллег по работе. Это приумножит
вашу заслугу. Следует иметь в виду, что в дальнейшем вполне возможно возникновение
необходимости повторного обращения в тот же орган. Но на этот раз вам (да
и многим другим гражданам) не придется обращаться к чиновнику, который во
всем ищет свою выгоду. Там уже будет другой человек, вполне возможно более
достойный занимать такую должность.
В-третьих, не следует поощрять произвол и безнаказанность. Смело жалуйтесь
во все инстанции, если уверены в своей правоте. Набравшись сил и терпения,
доводите дело до победного конца. Поверьте, в конце пути чувство восстановленной
справедливости не только покроет все ваши издержки, но и вселит надежу на
благополучный исход дела у других граждан, попавших в такую же ситуацию.
Помните: обжалуемый из-за вашей жалобы понесет не меньшие потери, чем
вы. А может быть, даже и превышающие их в несколько раз. К тому же это будет
его постоянной головной болью, главной проблемой. Создайте ее во имя повышения
уровня законности и справедливости, ибо, как было уже отмечено, безнаказанность
стимулирует произвол. А нужен ли он нам?!

С.Г. Кулюхин

"Гражданин и право", N 4, апрель 2001 г.


<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ