стр. 1
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Как ликвидировать предприятие?

Введение
1. Что такое ликвидация?
2. Добровольная ликвидация
2.1. Решение о ликвидации предприятия и создание ликвидационной
комиссии
2.2. Налоговая проверка при ликвидации предприятия
2.3. Взыскание дебиторской задолженности
2.4. Инвентаризация имущества предприятия
2.5. Уплата налогов в период ликвидации предприятия
2.6. Расчеты с работниками при ликвидации предприятия
2.6.1. Компенсация за неиспользованный отпуск
2.6.2. Выходное пособие
2.7. Промежуточный ликвидационный баланс
2.8. Удовлетворение требований кредиторов
2.9. Ликвидационный баланс
2.10. Расчеты с учредителями
2.11. Государственная регистрация ликвидации юридического лица
3. Принудительная ликвидация
3.1. Незаконная регистрация предприятия
3.2. Нарушение законодательства о лицензировании
3.3. Неоднократное или грубое нарушение законодательства
3.4. Нарушение Закона о ККМ
3.5. Ликвидация по иску налоговых органов
4. Банкротство предприятия
4.1. Признаки банкротства
4.2. Возбуждение дела о банкротстве
4.2.1. Обращение в суд уполномоченных органов
4.2.2. Обращение в суд конкурсного кредитора
4.2.3. Обращение в суд должника
4.2.4. Принятие заявления арбитражным судом
4.3. Судебное разбирательство дела о банкротстве
4.3.1. Процедура судебного разбирательства
4.3.2. Приостановление и прекращение дела о банкротстве
4.3.3. Судебные расходы
4.4. Наблюдение
4.4.1. Временный управляющий
4.4.2. Ограничения в деятельности предприятия
4.4.3. Анализ финансового состояния должника
4.4.4. Реестр требований кредиторов
4.4.5. Первое собрание кредиторов
4.4.6. Прекращение наблюдения
4.5. Финансовое оздоровление
4.5.1. Введение финансового оздоровления
4.5.2. Административный управляющий
4.5.3. План финансового оздоровления
4.5.4. Окончание финансового оздоровления
4.6. Внешнее управление
4.6.1. Внешний управляющий
4.6.2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
4.6.3. План внешнего управления
4.6.4. Завершение процедуры внешнего управления
4.7. Конкурсное производство
4.7.1. Конкурсный управляющий
4.7.2. Учет и отчетность при конкурсном производстве
4.7.3. Формирование конкурсной массы
4.7.4. Формирование пассива промежуточного ликвидационного
баланса
4.7.5. Продажа имущества должника
4.7.6. Расчеты с кредиторами
4.7.7. Составление окончательного ликвидационного баланса
4.7.8. Завершение конкурсного производства
4.8. Мировое соглашение
5. Частичное прекращение деятельности предприятия
5.1. Что такое прекращаемая деятельность?
5.2. Как можно прекратить деятельность?
5.3. Дата прекращения деятельности
5.4. Резерв по прекращаемой деятельности
5.4.1. Создание резерва
5.4.2. Использование резерва
5.5. Признание убытков от снижения стоимости активов
5.6. Отражение информации по прекращаемой деятельности в
бухгалтерской отчетности
6. Ликвидация филиала
Приложение

Введение

В силу различных причин на практике может сложиться ситуация, когда становится ясно, что дальнейшая деятельность предприятия бессмысленна. Однако прекратить существование организации зачастую еще сложнее, чем начать.
При ликвидации предприятия всегда возникает масса вопросов, связанных с этим процессом - юридических, экономических, бухгалтерских. Все они взаимосвязаны, но если юридические стороны данного процесса достаточно полно рассмотрены в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), то работники бухгалтерии находятся в правовом вакууме. Именно поэтому мы особое внимание уделим тому, как организовать и вести бухгалтерский учет при ликвидации предприятия.
Основными нормативными документами, которые устанавливают порядок ликвидации юридических лиц, являются:
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО);
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о государственной регистрации);
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

1. Что такое ликвидация?

Ликвидация организации - это процедура, в результате которой происходит прекращение всех ее прав и обязанностей. При этом они не переходят в порядке правопреемства к другим лицам. Такое положение установлено статьей 61 ГК РФ. Это значит, что после ликвидации организации ни один из кредиторов не сможет потребовать от нее выполнения каких бы то ни было обязательств. В этом смысле факт ликвидации юридического лица по своим последствиям похож на смерть человека, у которого не существует наследников.
Но если права кредиторов физического лица, не имеющего наследников, защитить никак нельзя, то права кредиторов лица юридического отстоять можно. Причем как раз благодаря процедуре ликвидации.
Порядок ликвидации любого юридического лица зависит от следующих факторов:
- является ли ликвидация добровольной или принудительной;
- достаточно ли имущества ликвидируемой организации для того, чтобы погасить долги кредиторов.
Добровольная ликвидация юридического лица производится по решению его учредителей или органа, уполномоченного учредительными документами. Это может быть, например, собственник имущества унитарного предприятия.
Одним из случаев добровольной ликвидации является окончание срока, на который создавалась организация. Участники организации также вправе добровольно ликвидировать ее, если суд установил, что данное юридическое лицо было зарегистрировано с нарушениями закона, которые устранить невозможно.
Учредители акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью обязаны принять решение о ликвидации организации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость ее чистых активов окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации этой организации.
Об этом говорится в статье 35 Закона об АО и в статье 20 Закона об ООО.
Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества составляет 1000 МРОТ, а закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью - 100 МРОТ.

Пример 1.1
У закрытого акционерного общества "Пламя" на протяжении трех лет деятельности размер чистых активов был выше размера минимального уставного капитала, установленного законом (100 МРОТ). Но на третий год чистые активы стали меньше минимального уставного капитала.
Один из акционеров общества обратился в суд с требованием о ликвидации АО, мотивируя его тем, что не допускается деятельность акционерного общества, у которого чистые активы меньше минимального размера уставного капитала.
Президиум ВАС РФ подтвердил, что акционерное общество должно быть ликвидировано, если по итогам хотя бы одного года его деятельности (начиная со второго) размер чистых активов будет ниже минимального размера уставного капитала, установленного Законом об АО. Однако на основании новой редакции Закона об АО акционеры лишились права требовать ликвидации по данному основанию. Теперь такие иски могут предъявлять только государственные органы, которым это право предоставлено федеральными законами (п.6 ст.35 Закона об АО).
ООО или АО может быть ликвидировано и в том случае, если его уставный капитал в течение года не был полностью оплачен, и учредители не зарегистрировали его уменьшение в установленном порядке.
Решение о ликвидации могут принимать не только учредители, но и суд. В этом случае ликвидация будет принудительной.
Ее проводят, если предприятие:
- неоднократно нарушало законодательство РФ;
- осуществляет деятельность, запрещенную законом;
- нарушает законодательство о лицензировании.
В случае, если имущества организации достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, ликвидация будет осуществлена в рамках общей процедуры, предусмотренной ГК РФ. Если же имущества не достаточно - к организации будет применяться специальная процедура ликвидации - банкротство.
Подытожим: ликвидация предприятия может происходить в следующих формах:
- добровольная ликвидация;
- принудительная ликвидация;
- банкротство.

2. Добровольная ликвидация

2.1. Решение о ликвидации предприятия и создание ликвидационной
комиссии

Решение о ликвидации организации принимается на общем собрании учредителей (участников). Здесь же назначаются члены ликвидационной комиссии. Как правило, в нее входят те, кто хорошо знаком с состоянием дел на предприятии: руководитель, главный бухгалтер, юрист и т.д. Председателем ликвидационной комиссии обычно назначается генеральный директор предприятия, который наделен правом подписи платежных банковских документов.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией. Именно комиссия осуществляет ликвидацию юридического лица.
Обратите внимание! Если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, не забудьте включить в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.
Состав ликвидационной комиссии необходимо согласовать с регистрирующим органом. С 1 июля 2002 года ликвидацию юридических лиц осуществляют налоговые органы. Сообщение о ликвидации юридического лица и протокол общего собрания участников в трехдневный срок следует направить в территориальный налоговый орган. Такой порядок установлен статьей 20 Закона о государственной регистрации.
В налоговую инспекцию необходимо представить Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Его форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (Приложение N 9).
К Уведомлению следует приложить документ о формировании ликвидационной комиссии, документ о назначении ликвидатора или документ о назначении конкурсного управляющего.
В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии.
Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации предприятия. Он должен включать в себя следующие мероприятия:
1. Инвентаризация имущества предприятия.
2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).
3. Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, остающегося после расчетов с кредиторами.
4. Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.
5. Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.
6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована.
7. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
8. Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).
9. Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).
10. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
11. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
13. Подготовка документов для исключения предприятия из государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.
Перед началом ликвидации комиссия помещает объявление об этом в печатных изданиях, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Например, в Москве существует специализированное издание "Московский регистрационный вестник", который является официальным изданием Московской регистрационной палаты.
В публикации должны быть отражены следующие данные:
- наименование ликвидируемого юридического лица;
- дата принятия решения о ликвидации;
- наименование органа, который принял решение о ликвидации;
- ИНН организации и ее номер в Государственном реестре юридических лиц.
В конце объявления указывается способ связи с ликвидационной комиссией: ее адрес, телефон, факс и т.п.
Кроме реквизитов организации в объявлении необходимо указать, в каком порядке и в какой срок кредиторы могут предъявить к организации свои требования.

2.2. Налоговая проверка при ликвидации предприятия

Согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) организация обязана уведомить налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Такое уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица (Приложение N 8). К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации предприятия или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.
Если организация не сообщит в налоговые органы о своей ликвидации или пропустить срок подачи такого сообщения, ей придется уплатить штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).
Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемое предприятие. Проверка проводится на основании решения руководителя ИМНС или его заместителя. В этом документе обязательно указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика.
Налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года (ст.89 НК РФ). Однако, это ограничение не распространяется на проверки предприятий, прекращающих свою деятельность.
Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев. Зачастую налоговики, проверяющие ликвидируемую организацию, не укладываются в эти сроки. Причина в том, что при ликвидации предприятия обязательно проверяются все его филиалы и представительства. Посещение одного обособленного подразделения увеличивает общий срок контрольного мероприятия на один месяц.
В ходе проверки инспекторы оценивают, правильно ли налогоплательщик рассчитывал и уплачивал все налоги и сборы. Если у ликвидируемой организации есть ККМ, сотрудники налоговой инспекции обязательно снимают Z-отчеты. Таким образом, проверяется соответствие фискальной выручки задекларированной.
Отметим, что налоговой проверки при ликвидации можно избежать. Для этого ликвидируемому предприятию нужно доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Таким доказательством может служить справка из банка, подтверждающая, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.
На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

2.3. Взыскание дебиторской задолженности

В срок, который установлен для приема требований от кредиторов, ликвидационная комиссия должна выявить дебиторскую задолженность организации и взыскать ее с должников. Для этого она направляет письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд.
В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии.
В бухгалтерском учете погашение дебиторской задолженности и поступление денег от организаций - должников отражается таким образом:
Дебет 50, 51: Кредит 62, 73, 76:
- поступили в кассу или на расчетный счет деньги от покупателей, работников организации или прочих должников.
В случае, если организация определяет выручку для расчета НДС "по оплате", то этот налог она должна исчислить с суммы взысканной дебиторской задолженности. При этом в учете делается следующая проводка:
Дебет 76 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен налог на добавленную стоимость с суммы взысканной дебиторской задолженности.
А что делать в том случае, если у организации есть дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и ее вообще нереально взыскать? Эту задолженность надо учесть в составе внереализационных расходов. Такой порядок установлен пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99). Впоследствии такую задолженность списывают на убытки организации. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 91-2 Кредит 62
- учтена в составе внереализационных расходов задолженность, по которой истек срок исковой давности;
Дебет 99 Кредит 91-9
- списана на убытки задолженность, нереальная для взыскания.
В статье 167 НК РФ говорится, что организация должна уплатить НДС с суммы просроченной дебиторской задолженности. При этом организации, которые для целей налогообложения НДС определяют выручку "по оплате", должны начислить его либо в день, когда истек срок исковой давности, либо в день списания дебиторской задолженности. Это зависит то того, какой из этих двух сроков наступил раньше.

Пример 2.1
ООО "Золотые купола" приняло решение о ликвидации организации. На момент принятия этого решения в бухгалтерском учете организации числится дебиторская задолженность на сумму 36 000 руб. Задолженность покупателей за отгруженную продукцию составляет 30 000 руб., в том числе 12 000 руб. - задолженность, нереальная для взыскания. Задолженность работника ООО "Золотые купола" по выданному ему займу составляет 6000 руб.
Ликвидационная комиссия направила должникам требования о взыскании дебиторской задолженности. В течение месяца на ее расчетный счет поступили деньги.
ООО "Золотые купола" определяет выручку в целях исчисления НДС "по оплате".
В бухгалтерском учете организации сделаны такие записи:
Дебет 51 Кредит 62
- 18 000 руб. (30 000 руб. - 12 000 руб.) - поступили на расчетный счет деньги от покупателя;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по отложенному НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 3000 руб. (18 000 руб. : 120% х 20%) - отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Нереальную к взысканию задолженность бухгалтер учел в составе внереализационных расходов, а затем списал на убытки организации:
Дебет 91-2 Кредит 62
- 12 000 руб. - учтена в составе внереализационных расходов задолженность, нереальная для взыскания;
Дебет 99 Кредит 91-9
- 12 000 руб. - списана на убытки задолженность, нереальная для взыскания;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по отложенному НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 2000 руб. (12 000 руб. : 120% х 20%) - отражена сумма НДС по нереальной ко взысканию задолженности, подлежащая уплате в бюджет.
Возврат займа от работника ООО "Золотые купола" оформлен такой проводкой:
Дебет 50 Кредит 73 субсчет "Расчеты по предоставленным займам"
- 6000 руб. - поступили деньги от сотрудника организации.

2.4. Инвентаризация имущества предприятия

Чтобы данные бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемой организации были достоверными, комиссия обязана провести инвентаризацию ее имущества и обязательств. Этого требует статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) и пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение по бухгалтерскому учету и отчетности).
Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.
При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

2.5. Уплата налогов в период ликвидации предприятия

Обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. Такое положение установлено пунктом 1 статьи 49 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать все установленные налоги. В случае неисполнения указанной обязанности в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно статье 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки. Таким образом, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.
С момента принятия решения о ликвидации предприятия все расходы производятся за счет собственных средств. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.
Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов предприятие не имело задолженности перед бюджетом и уже начало рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

2.6. Расчеты с работниками при ликвидации предприятия

Для увольнения персонала ликвидируемого предприятия издается приказ руководителя, с содержанием которого в обязательном порядке должны быть ознакомлены все работники организации. Кроме того, работодатель передает сведения о предстоящем увольнении работников в службу занятости.
Администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий день после того, как он за ними обратился. Так сказано в статье 140 Трудового кодекса РФ.
При увольнении работника в связи с ликвидацией предприятия помимо заработной платы работнику выплачиваются компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

2.6.1. Компенсация за неиспользованный отпуск

Всем увольняемым при ликвидации предприятия работникам администрация обязана выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Если работник не был в отпуске несколько лет, то эта компенсация выплачивается ему за все годы (ст.127 Трудового кодекса РФ).
При выплате компенсации за неиспользованный отпуск сразу за несколько лет, необходимо обратить внимание на такой нюанс. За прошлые годы отпуск предоставлялся в рабочих днях, а за 2002 год - в календарных. Так как компенсацию вы выплачиваете в 2003 году, необходимо пересчитать рабочие дни в календарные. Как это сделать? Со дня, когда увольняется сотрудник, по календарю шестидневной рабочей недели отсчитайте те дни отпуска, которые причитаются ему за прошлые годы (праздники при этом не учитываются). Затем прибавьте календарные дни отпуска, положенные работнику за 2002 и 2003 годы (также без учета праздников). Таким образом, вы получите последний день отпуска, за который работнику положена компенсация. А теперь за период этого отпуска посчитайте календарные дни. Это и будет продолжительность отпуска в календарных днях.

Пример 2.2
Инженер Кузнецов П.А. уволен 10 января 2003 года в связи с ликвидацией ООО "Гренада". В этой организации он проработал два года и не разу не был в отпуске.
Бухгалтер ООО "Гренада" рассчитывает период, за который Кузнецову П.А. нужно выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. За 2001 год работнику полагается отпуск, равный 24 рабочим дням, а за 2002 год - 28 календарным дням. Если бы работник взял отпуск с 11 января 2003 года за все годы отпуска, то отпуск за 2001 год закончился бы 13 февраля. От этой даты нужно отсчитать еще 28 календарных дней отпуска за 2002 год (23 февраля и 8 марта не учитываются). Последний день отпуска Кузнецова П.А. - 15 марта 2003 года. В периоде с 11 января по 15 марта 62 календарных дня. За эти дни и нужно рассчитать работнику компенсацию за неиспользованный отпуск.
Для того, чтобы рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск, бухгалтер должен определить средний заработок увольняемого работника. Он исчисляется по правилам, установленным статьей 139 Трудового кодекса РФ. Сначала складывают заработную плату сотрудника за три месяца, которые предшествовали моменту выплаты в день увольнения. Эту сумму делят на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней). Получают среднедневной заработок работника. Его необходимо умножить на число календарных дней отпуска, которые причитаются увольняемому сотруднику.
В расчет среднего заработка включаются все выплаты, которые предусмотрены действующим на предприятии Положением об оплате труда. К ним относятся основная заработная плата, различные компенсации, премии, надбавки и т.д.
Обратите внимание! Материальная помощь в расчет среднего заработка не включается, так как она не связана с оплатой труда.
С компенсации за неиспользованный отпуск налог на доходы физических лиц удерживается. В то же время, на сумму компенсации не надо начислять ЕСН и взносы в Пенсионный фонд РФ (ст.238 НК РФ и ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

Пример 2.3
Заработная плата Кузнецова П.А. в расчетном периоде составляла:
- в октябре 2002 года - 6000 руб.;
- в ноябре 2002 года - 6300 руб.;
- в декабре 2002 года - 5700 руб.
Среднедневной заработок Кузнецова П.А. для расчета компенсации за неиспользованный отпуск составит:
(6000 руб. + 6300 руб. + 5700 руб.) : 3 : 29,6 = 202,70 руб.
Компенсация за неиспользованный отпуск составит 12 567,40 руб. (202,70 руб. х 62 дн.).
С этой суммы бухгалтер ООО "Гренада" удерживает налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов с учетом стандартного вычета 400 руб.
(12 567,40 руб. - 400 руб.) х 13% = 1581,76 руб.
В бухгалтерском учете начисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск Кузнецову П.А. отражается такими проводками:
Дебет 20 Кредит 70
- 12 567,40 руб. - начислена компенсация за неиспользованный отпуск Кузнецову П.А.;
Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДФЛ"
- 1581,76 руб. - удержан налог на доходы физических лиц.

2.6.2. Выходное пособие

Кроме компенсации за неиспользованный отпуск работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, выплачивается выходное пособие. Размер пособия определяется статьей 178 Трудового кодекса РФ. Уволенный в связи с ликвидацией сотрудник получает выходное пособие, равное его среднемесячному заработку. В таком же размере пособие выдают ему и в следующем месяце. В некоторых случаях выплачивается средний заработок и за третий месяц. Но это возможно, если в течение первых двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости населения, и она его не трудоустроила.
Для того, чтобы рассчитать среднемесячный заработок сотрудника, нужно сложить его заработок, начисленный за 12 месяцев до увольнения. Полученную сумму следует разделить на фактически отработанное за этот период время (количество рабочих дней или рабочих часов, если в организации установлен суммированный учет рабочего времени). Такой порядок установлен статьей 139 Трудового кодекса РФ.
Как и в случае с компенсацией за неиспользованный отпуск, в расчет среднемесячного заработка необходимо включить все выплаты, которые предусмотрены Положением об оплате труда, действующим на предприятии.
Согласно статьям 217 и 238 НК РФ, выходное пособие не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. На него не нужно начислять и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Пример 2.4
Бухгалтер ООО "Гренада" рассчитывает выходное пособие Кузнецова П.А. за два месяца. Расчетный период равен 12 месяцам - с 1 января по 31 декабря 2002 года. За этот период ему было начислено в качестве оплаты труда 72 000 руб.
В 2002 году Кузнецов отработал 250 рабочих дней.
Среднедневной заработок равен:
72 000 руб. : 250 раб. дней = 288 руб.
Размер выходного пособия рассчитывается путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в 1-ом месяце после увольнения (с 10 января по 9 февраля) по календарю 5-дневной рабочей недели.
Оно составит:
288 руб. х 20 раб. дней = 5760 руб.
При соблюдении условий, предусмотренных статьей 139 Трудового кодекса РФ, работнику будет сохранена заработная плата с 10 февраля по 9 марта (19 рабочих дней):
288 руб. х 19 дней = 5472 руб.
Поскольку выходное пособие относится к периоду до составления промежуточного ликвидационного баланса, то в бухгалтерском учете ООО "Гренада" при его начислении будет составлена следующая запись:
Дебет 20 Кредит 70
- 11 232 руб. (5760 руб. + 5472 руб.) - начислено выходное пособие Кузнецову П.А. за два месяца.

2.7. Промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (ст.63 ГК РФ). Расчеты же с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс - это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия. По этому балансу организация определяет реальную стоимость своих активов, и решает, как их выгоднее реализовать.
Все необходимые для баланса данные готовит бухгалтерия ликвидируемой организации. При составлении такого баланса надо соблюдать требования, установленные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н (далее - ПБУ 4/99).
Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженностях. На наш взгляд, перечень всех предъявленных кредиторами требований лучше привести отдельно в приложении к балансу. При этом необходимо указать результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией.
Для составления промежуточного ликвидационного баланса в качестве исходных данных используется последний бухгалтерский баланс, составленный накануне принятия решения о ликвидации юридического лица.
Хотя промежуточный ликвидационный баланс (в отличие ликвидационного баланса) составляется до удовлетворения требований кредиторов, в нем, согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, могут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией. Если кредиторская задолженность полностью погашена еще на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества), необходимость отражать такие операции в ликвидационном балансе отпадает.
В балансе ликвидируемого предприятия чаще всего есть большой убыток и нет прибыли, расчетный счет "обнулен" (находится на картотеке), в кассе денежных средств практически нет, ликвидных активов (материалов и товаров) нет, а есть внеоборотные активы, которые хотят разделить между собой учредители, дебиторская задолженность, как правило, не может быть получена.

Пример 2.5
10 апреля 2003 года общее собрание участников ООО "Исполин" приняло решение о ликвидации общества в связи с окончанием срока, на который оно создавалось. Баланс ООО "Исполин", составленный на 1 апреля 2003 года, приведен в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

(тыс. руб.)
--------------------T---------------T----------------------T------------¬
¦ Актив ¦ Сумма ¦ Пассив ¦ Сумма ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Внеоборотные активы¦ 500 ¦Уставный капитал ¦ 100 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Материальные запасы¦ 42 ¦Долгосрочные кредиты и¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦займы ¦ ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Дебиторская задол-¦ 88 ¦Расчеты с поставщиком ¦ 60 ¦
¦женность ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Денежные средства ¦ 10 ¦Зарплата ¦ 75 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Убытки ¦ 61 ¦Расчеты с бюджетом ¦ 54 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦ ¦ ¦Прочие кредиторы ¦ 382 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Баланс ¦ 701 ¦Баланс ¦ 701 ¦
L-------------------+---------------+----------------------+-------------

Для целей исчисления НДС ООО "Исполин" определяет выручку "по отгрузке". В период, установленный для предъявления требований кредиторами, были совершены следующие операции:
- реализованы все материально-производственные запасы на сумму 54 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.;
- погашена дебиторская задолженность покупателей - 70 000 руб.;
- списана на убытки дебиторская задолженность, нереальная для взыскания - 18 000 руб.;
- оплачены расходы на аренду зала для проведения общего собрания и на размещение объявления о ликвидации в печати - 6000 руб., в том числе НДС - 1000 руб.;
- начислена заработная плата членам ликвидационной комиссии - 15 000 руб.;
- удержан налог на доходы физических лиц в размере 2000 руб.;
- начислен ЕСН - 4000 руб.
В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:
Дебет 62 Кредит 91-1
- 54 000 руб. - отражена выручка от продажи материалов;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 9000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных материалов;
Дебет 91-2 Кредит 10
- 42 000 руб. - списана фактическая себестоимость проданных материалов;
Дебет 91-9 Кредит 99
- 3000 руб. (54 000 руб. - 9000 руб. - 42 000 руб.) - отражена прибыль от реализации материалов;
Дебет 51 Кредит 62
- 54 000 руб. - поступили денежные средства за реализованные материально-производственные запасы;
Дебет 51 Кредит 62
- 70 000 руб. - поступили деньги от покупателей;
Дебет 91-2 Кредит 62
- 18 000 руб. - учтена в составе внереализационных расходов
дебиторская задолженность, нереальная для взыскания;
Дебет 99 Кредит 91-9
- 18 000 руб. - списана на убытки дебиторская задолженность, нереальная для взыскания;
Дебет 26 Кредит 60
- 5000 руб. - отражены расходы на аренду зала и размещение в печати объявления о ликвидации;
Дебет 19 Кредит 60
- 1000 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 6000 руб. - оплачены расходы по аренде зала и по размещению в печати объявления о ликвидации;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 1000 руб. - принят к налоговому вычету НДС;
Дебет 26 Кредит 70
- 15 000 руб. - начислена заработная плата членам ликвидационной комиссии;
Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДФЛ"
- 2000 руб. - удержан налог на доходы физических лиц;
Дебет 26 Кредит 69
- 4000 руб. - начислен ЕСН на заработную плату членов ликвидационной комиссии;
Дебет 91-2 Кредит 26
- 24 000 руб. (5000 руб. + 15 000 руб. + 4000 руб.) - списаны общехозяйственные расходы;
Дебет 99 Кредит 91-9
- 24 000 руб. - отражен убыток от списания общехозяйственных расходов.
По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторов, ликвидационная комиссия ООО "Исполин" составила промежуточный ликвидационный баланс. Он представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

(тыс. руб.)
--------------------T---------------T----------------------T------------¬
¦ Актив ¦ Сумма ¦ Пассив ¦ Сумма ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Внеоборотные активы¦ 500 ¦Уставный капитал ¦ 100 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Материальные запасы¦ - ¦Долгосрочные кредиты и¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦займы ¦ ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Дебиторская задол-¦ - ¦Расчеты с поставщиком ¦ 60 ¦
¦женность ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Денежные средства ¦ 128 ¦Зарплата ¦ 88 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Убытки ¦ 100 ¦Расчеты с бюджетом ¦ 68 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦ ¦ ¦Прочие кредиторы ¦ 382 ¦
+-------------------+---------------+----------------------+------------+
¦Баланс ¦ 728 ¦Баланс ¦ 728 ¦
L-------------------+---------------+----------------------+-------------

Когда промежуточный ликвидационный баланс составлен, его утверждают учредители (участники) организации. Затем его согласовывают с органом, который зарегистрировал данное юридическое лицо. Для этого в налоговую инспекцию представляют Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица с приложением самого баланса. Форма Уведомления утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (Приложение N 10).

2.8. Удовлетворение требований кредиторов

Как только промежуточный ликвидационный баланс утвержден и согласован с регистрирующим органом, можно приступить к погашению долгов.
Созданная ликвидационная комиссия выявляет кредиторов, письменно уведомляет каждого из них о ликвидации предприятия. Срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования, не может быть меньше двух месяцев с того момента, когда было опубликовано сообщение, что юридическое лицо ликвидируется. Так сказано в статье 63 ГК РФ.
Комиссия может отказаться удовлетворять требования кредиторов. В таком случае кредитор вправе обратиться в суд. Суд может обязать ликвидационную комиссию выполнить требования кредиторов, но не в порядке общей очередности, а за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п.4 ст.64 ГК РФ).
Кредитор может предъявить свои требования и после истечения указанного срока. Но тогда эти требования будут удовлетворяться за счет имущества, которое осталось после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленном порядке.
Уведомление контрагентов может дополнительно к публикации происходить и любым другим способом и не имеет прямого отношения к работе бухгалтерии. По сути дела происходит выверка взаимных расчетов со всеми сторонними организациями. На этом этапе ликвидируемая организация имеет право выявить неточности своего учета и изменить сумму задолженности перед кредиторами и дебиторами. После составления промежуточного ликвидационного баланса изменение суммы кредиторской задолженности может происходить только на основании судебного решения.
Ликвидационная комиссия определяет порядок погашения задолженности перед кредиторами. Порядок удовлетворения требований кредиторов имеет существенное значение для работников бухгалтерии.
Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 64 ГК РФ. Согласно этой статье, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Во вторую очередь выплачиваются выходные пособия и зарплата лицам, работающим по трудовому контракту, вознаграждения по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, которые обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. При этом суммы штрафов и пеней удовлетворяются в составе требований кредиторов пятой очереди.
В пятую очередь производятся расчеты с прочими кредиторами.
Задолженность перед кредиторами первых четырех очередей погашается сразу после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а перед кредиторами пятой очереди - по истечении месяца со дня его утверждения.
Следует отметить, что ликвидационная комиссия должна рассчитываться с каждой следующей очередью кредиторов только после того, как удовлетворит требования предыдущей.
Как правило, ряд кредиторов оказывается не удовлетворенным этим порядком. Поэтому кредиторы пятой очереди (контрагенты предприятия) стремятся получить свой долг либо раньше других контрагентов, либо вообще раньше кредиторов предыдущих очередей. Бухгалтерия должна четко отслеживать, во-первых, очередность по гражданскому законодательству, а во-вторых, очередность внутри групп.Если очередность внутри групп установлена решением собрания, то бухгалтерия должна ее соблюдать. Если на собрании не было принято такого решения, то главный бухгалтер должен согласовать этот вопрос с председателем ликвидационной комиссии.
Бухгалтерии важно не только знать порядок расчетом с кредиторами, но и иметь документ, подтверждающий данный порядок. Этот документ позволит избежать конфликтов с представителями контрагентов.

Пример 2.6
По данным промежуточного ликвидационного баланса кредиторская задолженность ООО "Исполин" составила 219 000 руб., в том числе:
- перед работниками по заработной плате - 88 000 руб.;
- перед банком - 30 000 руб. (обеспечение залогом имущества организации);
- перед поставщиком - 60 000 руб.;
- перед бюджетом по налогам - 68 000 руб.
Сначала ликвидационная комиссия должна рассчитаться с работниками по заработной плате. Затем она должна удовлетворить требования банка. После этого следует погасить долги перед бюджетом. В последнюю очередь будут удовлетворены требования поставщиков. Чтобы упростить пример, мы не рассматриваем начисление налога на доходы физических лиц, ЕСН и страховых взносов в ПФР.
В бухгалтерском учете ООО "Исполин" сделаны такие проводки:
Дебет 70 Кредит 50
- 88 000 руб. - выплачены сотрудникам заработная плата и выходные пособия;
Дебет 67 Кредит 51
- 30 000 руб. - возвращен кредит банку;
Для расчетов с поставщиком и с бюджетом у ООО "Исполин" не хватило денежных средств.
По общему правилу требования кредиторов должны удовлетворяться денежными средствами организации. Если у организации недостаточно денег, чтобы удовлетворить требования кредиторов, ликвидационная комиссия должна продать ее имущество с публичных торгов (п.3 ст.63 ГК РФ). Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и осуществляется в следующей очередности.

стр. 1
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>