<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации.
Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющие право совершать сделки с недвижимостью. Заявку на проведение торгов подает ликвидационная комиссия. К этой заявке прилагаются все необходимые документы, подтверждающие право собственности ликвидируемой организации на объект недвижимости.
Не подлежат реализации следующие виды имущества:
- арендуемое имущество;
- имущество, являющееся предметом залога;
- имущество, находящееся на ответственном хранении;
- личное имущество работников.
Бухгалтеру строительной организации следует обратить внимание еще на один нюанс. Если в состав имущества ликвидируемой организации входят незавершенные объекты строительства, то необходимо определить, кто имеет право собственности на них - заказчик или подрядчик. Если строительство ведется из материалов подрядчика, то он считается собственником этих материалов, даже если они уже использованы в работе, то есть приняли форму объекта строительства. Право собственности на такой объект сохраняется за подрядчиком до тех пор, пока объект не будет передан заказчику. В этом случае объект незавершенного строительства включается в состав имущества подрядчика. Затем он регистрируется в качестве объекта недвижимости, реализуется на торгах, а заказчик получает право требования уплаченных подрядчику сумм.
Ситуация осложняется, если заказчик предоставлял для строительства собственные материалы, привлекал других подрядчиков и принимал отдельные этапы выполненных работ. В этом случае у заказчика больше оснований считаться собственником незавершенного объекта строительства. Поэтому, ликвидируя предприятие, недостроенный объект комиссия передает заказчику, а подрядчик либо не предъявляет никаких требований к заказчику (если тот уже рассчитался за выполненную часть работ), либо требует погашения дебиторской задолженности.
Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.
Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.
Отметим, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

Пример 2.7
Основные средства ООО "Исполин" были проданы за 660 000 руб., в том числе НДС - 110 000 руб.
Из этих денег была погашена задолженность перед бюджетом в размере 190 000 руб. (68 000 руб. + 110 000 руб. + 12 000 руб.), перед поставщиком в размере 60 000 руб., а также перед прочими кредиторами ООО "Исполин" в размере 382 000 руб.
В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:
Дебет 62 Кредит 91-1
- 660 000 руб. - отражена выручка от продажи основных средств;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 110 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных основных средств;
Дебет 91-2 Кредит 01
- 500 000 руб. - списана остаточная стоимость основных средств;
Дебет 91-9 Кредит 99
- 50 000 руб. (660 000 руб. - 110 000 руб. - 500 000 руб.) - отражен финансовый результат от продажи основных средств;
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 12 000 руб. (50 000 руб. х 24%) - начислен налог на прибыль;
Дебет 51 Кредит 62
- 660 000 руб. - получена выручка от продажи основных средств;
Дебет 68, 69 Кредит 51
- 190 000 руб. - погашена задолженность перед бюджетом;
Дебет 60 Кредит 51
- 60 000 руб. - погашена задолженность перед поставщиком;
Дебет 76 Кредит 51
- 382 000 руб. - погашена задолженность перед другими кредиторами.
В некоторых случаях участники организации готовы внести в кассу денежные средства, чтобы рассчитаться с кредиторами и иметь возможность распределить между собой оборотные средства.
Но бывает, что имущества организации не хватает, чтобы полностью рассчитаться с кредиторами. В этом случае ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемой организации банкротом и открывает конкурсное производство. Это означает, что теперь требования кредиторов будут удовлетворяться в особом порядке, который предусмотрен процедурой банкротства.
Суммы дебиторской и кредиторской задолженности, которые не были погашены, списываются на финансовые результаты организации как внереализационные расходы. Это установлено пунктом 78 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности. Сделать это можно только на основании данных проведенной инвентаризации, при наличии письменного обоснования и распоряжения председателя ликвидационной комиссии.

2.9. Ликвидационный баланс

После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она должна составить ликвидационный баланс (п.5 ст.63 ГК РФ). Это последний баланс организации. В нем содержится информация об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.
Этот баланс составляют так же, как и промежуточный ликвидационный баланс. Затем он утверждается учредителями (участниками) юридического лица и согласовывается с регистрирующим органом, то есть с налоговой инспекцией. Передав в налоговую инспекцию ликвидационный баланс, организация снимается с налогового учета.

Пример 2.8
После того, как ООО "Исполин" в двухмесячный срок рассчиталось со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия составила ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс ООО "Исполин" представлен таблице 2.3.

Таблица 2.3.
(тыс. руб.)
-------------------T-----------------T-------------------T--------------¬
¦ Актив ¦ Сумма ¦ Пассив ¦ Сумма ¦
+------------------+-----------------+-------------------+--------------+
¦Денежные средства ¦ 38 ¦Уставный капитал ¦ 100 ¦
+------------------+-----------------+-------------------+--------------+
¦Убытки ¦ 62 ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------------+-------------------+--------------+
¦Баланс ¦ 100 ¦Баланс ¦ 100 ¦
L------------------+-----------------+-------------------+---------------

Ликвидационный баланс может быть прибыльным для учредителей, которые получают дополнительный доход от ликвидации активов, либо убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала. Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица. То есть имущество, которое ликвидационная комиссия должна передать учредителям организации.

2.10. Расчеты с учредителями

После составления ликвидационного баланса имущество, которое осталось у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее учредителями. Но сначала необходимо определить общую сумму капитала, которая будет распределяться. Для этого на стоимость оставшегося имущества увеличивается уставный капитал юридического лица. Так сказано в приказе Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части ГК РФ".
Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации.
Если по данным ликвидационного баланса у организации осталась прибыль, то делаются такие проводки:
Дебет 99 Кредит 84 субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года"
- отражена чистая прибыль отчетного года;
Дебет 84 субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года" Кредит 80
- прибыль организации зачислена в уставный капитал.
Если же по данным ликвидационного баланса у организации в учете числится убыток, то он погашается за счет уставного капитала. При этом нераспределенный убыток прошлых лет сначала переводится в состав убытков отчетного года. В бухгалтерском учете данная операция отражается так:
Дебет 84 субсчет "Непокрытый убыток отчетного года" Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток прошлых лет"
- непокрытый убыток прошлых лет переведен в состав убытка отчетного года;
Дебет 80 Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток отчетного года"
- уставный капитал уменьшен на непокрытый убыток отчетного года.
Таким образом, определяется реальная величина уставного капитала, которая будет распределена между учредителями организации.
Начисление сумм, подлежащих выплате учредителям юридического лица, отражается такой записью:
Дебет 80 Кредит 75
- отражена сумма уставного капитала организации, подлежащая распределению между ее участниками.
Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указывают, кому и что было передано. Акт подписывают все участники организации. Выплата долей участникам организации оформляется в учете следующим образом:
Дебет 75 Кредит 50, 51, 01
- выплачена участникам их доля уставного капитала.

Пример 2.9
Ликвидационный баланс ООО "Исполин" составлен. Ликвидационная комиссия производит расчеты с учредителями организации. Всем учредителям выплачена их доля в уставном капитале деньгами.
В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:
Дебет 84 субсчет "Непокрытый убыток отчетного года" Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток прошлых лет"
- 62 000 руб. - непокрытый убыток прошлых лет переведен в состав убытка отчетного года;
Дебет 80 Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток отчетного года"
- 62 000 руб. - уставный капитал уменьшен на сумму непокрытого убытка;
Дебет 80 Кредит 75
- 38 000 руб. (100 000 руб. - 62 000 руб.) - отражена величина уставного капитала, подлежащая распределению между участниками;
Дебет 75 Кредит 51
- 38 000 руб. - участникам ООО "Исполин" выплачены их доли в уставном капитале организации.

2.11. Государственная регистрация ликвидации юридического лица

После расчетов с учредителями ликвидационная комиссия закрывает счет в банке, производит уничтожение печати, заносит данные в ликвидационную карту Госкомстата России.
В банк представляется письмо с просьбой о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации. При закрытии счета уполномоченный банк выдает справку и делает отметку в ликвидационной карте ликвидируемого предприятия.
После закрытия банковских счетов организация должна ликвидировать статистические коды, присвоенные в момент создания (ОКПО, ОКОНХ, СОАТО и т.д.) Для этого в соответствующие органы представляются учредительные документы, решение о ликвидации и заполненная ликвидационная карта.
После этого необходимо подать заявление на ликвидацию в регистрирующий орган, то есть в налоговую инспекцию. Вместе с заявлением представляется ликвидационный баланс и квитанция об оплате госпошлины.
Формы заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также расписки в получении документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (Приложение N 5).
В течение 5-ти дней со дня подачи в налоговые органы необходимых документов ликвидация юридического лица считается завершенной. Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Такое положение установлено Законом о государственной регистрации.

3. Принудительная ликвидация

Решение о ликвидации юридического лица принимает суд. Он может сам сообщить о предстоящей ликвидации в государственный регистрирующий орган, назначить ликвидационную комиссию, утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а может поручить заняться этим собственнику имущества организации.
Пункт 2 статьи 61 ГК РФ содержит четыре основания для принудительной ликвидации предприятия. Организация может быть расформирована, если она:
- была создана с грубым неустранимым нарушением законодательства;
- работает без лицензии;
- занимается деятельностью, которая запрещена законом;
- допустила неоднократное или грубое нарушение законодательства.

3.1. Незаконная регистрация предприятия

До 1 июля 2002 года процедура создания организации регулировалась Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 (далее - Положение о порядке регистрации). Нарушение данного Положения приводило к признанию регистрации компаний недействительной. Одним из наиболее частых поводов для ликвидации организации являлась регистрация по утерянным паспортам.

Пример 3.1
В арбитражный суд поступило исковое заявление, в котором налоговая инспекция требовала ликвидации ООО "Монарх". Судьи признали ее требование обоснованным, сославшись на то, что при создании общества было допущено грубое неустранимое нарушение гражданского законодательства.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о порядке регистрации, заявление о регистрации предприятия должно быть подписано его учредителями. В ходе заседания городской арбитражный суд установил, что ООО "Монарх" было зарегистрировано по паспорту, утерянному Максимом Галкиным. Поэтому заявление о регистрации общества не было подписано этим гражданином, указанным в качестве единственного учредителя.
Судьи признали регистрацию ООО "Монарх" недействительной. С их решением согласились апелляционная и кассационная инстанции. В результате этого общество было ликвидировано.
С 1 июля 2002 года вступил в силу Закон о государственной регистрации, который изменил правила создания предприятий. После этой даты зарегистрировать организацию по утерянному паспорту стало практически невозможно. Дело в том, что теперь заявление о регистрации фирмы удостоверяет нотариус. Поэтому заявитель, которым обычно является учредитель организации, не может указать в нем чужие паспортные данные.
Однако многие организации, которые специализировались на продаже готовых предприятий до введения в действие Закона о государственной регистрации, подготовили регистрационные пакеты документов впрок и продолжают приторговывать ими. Поэтому, покупая готовую фирму, созданную до июля 2002 года, вы фактически приобретаете "кота в мешке". Ведь вам все равно не удастся проверить достоверность ее учредительных документов, но зато точно придется проходить перерегистрацию.

3.2. Нарушение законодательства о лицензировании

Предприятие может заниматься некоторыми видам деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Это установлено пунктом 1 статьи 49 ГК РФ.

Пример 3.2
ООО "Калигула" собирается начать производство лекарственных препаратов. На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство лекарственных средств подлежит лицензированию. Следовательно, обществу обязательно нужно получить соответствующую лицензию. Иначе ему грозит ликвидация в судебном порядке.
Отметим, что организация не вправе изготовлять или продавать продукцию, оборот которой в России запрещен. К примеру, таковой являются наркотические и психотропные вещества, включенные в список 1 (постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681). К ним относятся норморфин, эфедрон, левамфетамин и т.д. Производство или реализация организацией хотя бы одного из этих препаратов влечет ее ликвидацию.

3.3. Неоднократное или грубое нарушение законодательства

Предприятие, виновное в неоднократном или грубом нарушении законодательства, также подлежит принудительной ликвидации.

Пример 3.3
В окружной арбитражный суд обратилась налоговая инспекция с требованием ликвидировать ООО "Ноктюрн". В своей жалобе налоговая инспекция указала, что с момента регистрации общества до момента подачи иска она не получила от него ни одной декларации по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, а также ни одного квартального (годового) бухгалтерского отчета.
Суд кассационной инстанции вынес решение в пользу налоговых инспекторов. При этом он разъяснил, что подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков своевременно подавать налоговые декларации и сдавать бухгалтерскую отчетность. Невыполнение этого требования, по мнению судей, является грубым нарушением налогового законодательства.
В некоторых случаях организация, не подававшая налоговые декларации и не сдававшая бухгалтерскую отчетность, может избежать ликвидации. Ведь гражданское законодательство предполагает расформирование фирмы, только в том случае, если она допустила неоднократное или грубое нарушение законодательства в ходе своей работы. Поэтому налоговики должны доказать суду, что с момента регистрации до момента подачи иска организация вела хоть какую-нибудь хозяйственную деятельность, например, продавала товары или сдавала в аренду имущество. В противном случае судьи могут отказать в иске о ликвидации организации.

3.4. Нарушение Закона о ККМ

Основания для ликвидации предприятия можно найти не только в Гражданском кодексе, но в Законе РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ). Согласно статье 6 этого документа, налоговые инспекторы вправе требовать расформирования организации, которая повторно нарушила его положения.
Итак, налоговики могут обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации фирмы при наличии трех условий.
Во-первых, предприятие должно нарушить правила работы с ККМ. В настоящее время такими нарушениями признаются реализация продукции, выполнение работ или оказание услуг без кассового аппарата (ст.14.5 КоАП РФ).
Во-вторых, налоговая инспекция должна доказать суду, что организация преступила закон повторно. Для этого ей нужно представить судьям как минимум одно постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого на организацию уже был наложен штраф за неприменение ККМ.
Нарушение считается повторным, если организация в срок, установленный решением налогового органа не устранила выявленные ранее нарушения. Как считают налоговики, этот срок не может быть менее одного и более трех месяцев со дня принятия решения по акту проверки (письмо Госналогслужбы России от 29 октября 1993 г. N ВГ-4-14/170н).
Для определения виновности надо руководствоваться статьей 2.1 КоАП РФ. В ней указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения норм закона, но оно не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Например, в неприменении ККМ будет виновна организация, а не ее работник, только если он не был обучен работе на ККМ или сам аппарат был неисправен. Но все это должны доказать налоговые органы.
Кроме того, одновременно с подачей иска о ликвидации организации налоговый орган обязан приостановить деятельность этой организации в части денежных расчетов с населением, в том числе запретить распоряжаться средствами на ее счетах в банках (ст.6 Закона о ККМ).
В-третьих, предприятие не должно быть уже наказано за повторно совершенное правонарушение. То есть если налоговые инспекторы уже оштрафовали компанию за очередное несоблюдение правил работы с ККМ, то они не могут требовать ее ликвидации в судебном порядке.
Организации следует иметь в виду, что основания для ликвидации фирмы, перечисленные в ГК РФ и в Законе о ККМ, не являются безусловными. Это значит, что суд может, но не обязан удовлетворить иск налоговой инспекции о ликвидации предприятия даже при наличии таких оснований. Такое постановление вынес Федеральный арбитражный суд Московского округа 5 июня 2002 года N КГ-А41/3417-02.

3.5. Ликвидация по иску налоговых органов

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о признании организации банкротом и ее ликвидации.
Такое право возникает у налоговых органов, если организация не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей, задолженность по налогам и сборам (без учета пеней и штрафов) составляет более 1000 МРОТ и просрочка уплаты превышает 3 месяца.
Правда, иск о ликвидации налоговики могут подать не сразу, а лишь после того, как примут меры к взысканию этой задолженности. Ведь согласно статье 37 Закона о банкротстве, к исковому заявлению должны быть приложены доказательства принятых ранее мер к получению от организации задолженности по обязательным платежам. Это могут быть:
- платежные требования о бесспорном списании задолженности с отметкой банка о невозможности их исполнения из-за отсутствия средств на расчетном счете;
- постановление о наложении ареста на имущества должника;
- другие документы.
С начала действия Закона о государственной регистрации у налоговых органов появилась еще одна возможность ликвидировать организацию. По пункту 3 статьи 26 названного закона с 1 января 2003 года они смогут требовать ликвидации организации, которая до этого времени не прошла перерегистрацию по новым правилам. Если такое требование будет обоснованным, то суду придется его удовлетворить.

4. Банкротство предприятия

Новый Закон о банкротстве (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ) появился совсем недавно. Первый аналогичный закон был принят еще в 1992 году. Он отличался достаточно сложной процедурой банкротства. Поэтому неэффективные и убыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов. Старый закон фактически не работал.
На смену ему в 1998 году пришел второй закон о банкротстве - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ). В этом законе процедура банкротства была значительно упрощена, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию.
Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий - должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д.
Закон N 6-ФЗ был явно прокредиторским. Он не выполнял основную функцию закона о банкротстве - согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами.
Именно эти факты, скорее всего, и стали причиной принятия третьего закона о банкротстве. Он имеет целый ряд принципиальных отличий от Закона N 6-ФЗ. Именно поэтому принят новый закон, а не были внесены изменения в предыдущий. Как будет работать этот закон - покажет практика.
Итак, Закон о банкротстве выполняет следующие функции:
- устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);
- регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
- устанавливает порядок и условия проведения процедуры банкротства;
- регулирует прочие отношения, которые возникают при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические и физические лица, в том числе на индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют казенные предприятия и учреждения, политические партии и религиозные организации.

4.1. Признаки банкротства

Для начала познакомимся с некоторыми определениями.
Итак, что же такое несостоятельность или банкротство? В соответствии с Законом о банкротстве - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.
При этом под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.
А обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Кто же такие кредиторы? Это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.
Напомним, что основным признаком банкротства является следующее обстоятельство. Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад. При этом задолженность перед юридическим лицом превышает 100 000 руб., а перед гражданином - 10 000 руб.
Если у организации появились признаки банкротства, то ее руководитель должен сообщить об этом учредителям. Учредители в свою очередь обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить ее банкротства. Такие меры называются досудебная санация.
В рамках мер по предупреждению банкротства организации может быть предоставлена финансовая помощь. Ее могут предоставить учредители должника, кредиторы или третьи лица в размере, который необходим для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и для восстановления платежеспособности должника.
Вся задолженность должника перед кредиторами делится на две группы.
В первую группу включаются денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Суммы этих обязательств будут включены в реестр требований кредиторов.
Ко второй группе относятся денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли уже после подачи такого заявления. Эти текущие платежи не включаются в реестр требований кредиторов.
Из чего же складываются денежные обязательства должника?
Во-первых, это:
- задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
- суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- задолженность, возникшая в результате необоснованного обогащения должника;
- задолженность по возмещению вреда имуществу кредиторов.
При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.
Размер обязательных платежей определяется также без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.

Пример 4.1
В мае 2003 года налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ООО "Факел". В заявлении ИМНС указала, что организация имеет задолженность по налогам в сумме 110 000 руб., просроченную более чем на три месяца.
Изучив документы, приложенные к иску, арбитражный суд установил, что данная задолженность состоит из:
- недоимки в размере 80 000 руб.;
- пеней в размере 20 000 руб.;
- штрафных санкций в размере 10 000 руб.
Так как пени и штрафы не учитываются в составе задолженности при определении признаков банкротства, то задолженность считается равной 80 000 руб. Таким образом, сумма налогового долга в этом случае меньше величины задолженности, необходимой для признания ООО "Факел" банкротом (80 000 руб. < 100 000 руб.).
Поэтому арбитражный суд не стал рассматривать иск налоговой инспекции о признании ООО "Факел" банкротом.
Напомним, что арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве только при условии, что долг предприятия юридическому лицу составляет не менее 100 000 руб., а долг гражданину - не менее 10 000 руб. Размер задолженности определяется на дату, когда в арбитражный суд было подано заявление о признании должника банкротом.
Кроме того, заявитель должен быть уверен в том, что должник не может исполнить свое денежное обязательство.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина на основании АПК РФ.
Процесс банкротства состоит из отдельных процедур. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
В дальнейшем мы подробно рассмотрим каждую из этих процедур.

4.2. Возбуждение дела о банкротстве

В соответствии с Законом о банкротстве подать заявление в арбитражный суд с просьбой признать должника банкротом может:
- конкурсный кредитор;
- уполномоченные органы;
- сам должник.

4.2.1. Обращение в суд уполномоченных органов

Как мы уже говорили, обратиться в арбитражный суд могут уполномоченные органы. Такое право возникает у них через 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов и предъявления его копии должнику.
Какие же органы относятся к уполномоченным органам?
Во-первых, это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам.
Во-вторых, это органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Поэтому к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должны быть приложены:
- решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;
- сведения о задолженности по обязательным платежам, по данным уполномоченного органа.
Отсюда вывод: если у предприятия есть задолженность по налогам, то этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве. Необходимо, чтобы к этому моменту руководитель налоговой инспекции уже вынес решение о взыскании задолженности по налогам за счет имущества этого предприятия. Напомним, что такое решение должно соответствовать требованиям статьи 47 НК РФ. Только в этом случае решение налоговых органов можно считать законным.

4.2.2. Обращение в суд конкурсного кредитора

Конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все те организации, которым предприятие задолжало по различным хозяйственным договорам. Кроме того, к ним относятся организации, имуществу которых предприятие-должник нанесло вред.
Обратите внимание! В состав конкурсных кредиторов не входят уполномоченные органы, учредители (участники) должника, а также граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам.
Для возбуждения дела о банкротстве конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования к должнику. Это значит, что кредитор должен представить в арбитражный суд решение суда, арбитражного или третейского, которое уже вступило в законную силу.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по этому решению был передан в службу судебных приставов, а его копия - должнику.
Заявление конкурсный кредитор составляет в письменной форме, его подписывает руководитель кредитора - юридического лица. Кредитор - гражданин подписывает свое заявление сам. Кроме того, заявление кредитора может быть подписано его уполномоченным представителем. В этом случае к заявлению нужно приложить доверенность, которая подтверждает полномочия представителя на подачу такого заявления.
Если конкурсных кредиторов несколько, то они могут объединить свои требования к должнику и подать единое заявление кредитора
Что же нужно указать в заявлении?
1. Наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора.
2. Наименование должника и его адрес.
3. Наименование (фамилию, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес.
4. Размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней).
5. Обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок исполнения такого обязательства.
6. Решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассмотревших требования конкурсного кредитора к должнику, которое уже вступило в законную силу.
7. Доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
8. Доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы).
9. Наименование и адрес организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.
10. Размер вознаграждения арбитражного управляющего.
11. Перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.
К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают:
- обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
- доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
- иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику.

4.2.3. Обращение в суд должника

В некоторых случаях руководитель организации - должника или индивидуальный предприниматель обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом. Это необходимо сделать в том случае, если:
- удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств перед другими кредиторами;
- должником принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
Кроме того, должник должен подать заявление, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
Заявление должно быть представлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц со дня возникновения перечисленных обстоятельств.
Заявление должника составляется в письменной форме, его подписывает руководитель организации - должника.
В своем заявлении должник - гражданин должен указать также сведения о своих обязательствах, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.
В заявлении должника указывается:
1. Наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление.
2. Сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником.
3. Сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося по авторским договорам.
4. Размер задолженности по обязательным платежам.
5. Обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника.
6. Сведения об исковых заявлениях к должнику, принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами, об исполнительных документах, а также об иных документах, которые предъявлены для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке.
7. Сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности.
8. Номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций.
9. Наименование и адрес организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего.
10. Размер вознаграждения арбитражного управляющего.
11. Перечень прилагаемых документов.
К заявлению должник должен приложить документы, которые подтверждают наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Кроме того, необходимо приложить подлинники и нотариально заверенные копии:
- учредительных документов должника - юридического лица;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;
- бухгалтерский баланс должника на последнюю отчетную дату;
- решение собственника имущества должника об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;
- протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если это собрание проведено до подачи заявления должника;
- отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком, при наличии такого отчета.
Должник направляет копии своего заявления конкурсным кредиторам, уполномоченным органам, а также учредителям должника.

4.2.4. Принятие заявления арбитражным судом

Через пять дней после подачи заявления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом выносится определение. В нем указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего, а также дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее - саморегулируемая организация) - это некоммерческая организация, которая основана на членстве. Она создается гражданами РФ и должна быть включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Целями ее деятельности являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - это гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям. Гражданин должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, иметь высшее образование и стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности. К тому же он должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих и пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего. Ну, и, конечно же, он не должен иметь судимостей за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Заявленная саморегулируемая организация вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии.
Определение о принятии заявления направляется заявителю, должнику, в регулирующий орган и в заявленную саморегулируемую организацию. В определении арбитражного суда, которое направляется в заявленную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре временного управляющего.
Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения. По результатам заседания может быть вынесено одно из трех решений.
1. Если требования заявителя обоснованны и не удовлетворены на день проведения заседания, то выносится определение о признании требований заявителя обоснованными и введении первой процедуры банкротства - наблюдения.
2. Если требования заявителя признаны необоснованными, но имеются заявления других кредиторов к этому должнику, то выносится определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения.
3. Если требования заявителя признаны необоснованными или на дату заседания эти требования уже удовлетворены, а других заявлений кредиторов о банкротстве должника нет, то выносится определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Через 15 дней после судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, который обратился в арбитражный суд, рассматриваются все остальные заявления, поступившие от других кредиторов в отношении должника.
Возможно, что требования первого заявителя будут признаны необоснованными. В этом случае арбитражный суд объединяет все заявления о признании должника банкротом и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей. При этом арбитражный управляющий утверждается на основании заявления новых конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, требования которых будут признаны обоснованными первыми.
По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику вводится первая процедура банкротства - наблюдение. Для проведения наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего, определяет размер его вознаграждения, а также источник выплаты.
Для утверждения кандидатуры временного управляющего саморегулируемая организация представляет список кандидатов из трех арбитражных управляющих. Должник и заявитель могут отвести по одной кандидатуре. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.
Если должник или заявитель не воспользовались своим правом отвода, то арбитражный суд назначает кандидатуру, наиболее соответствующую установленным заявителем требованиям.
После того, как должник получит копию заявления кредитора о признании его банкротом, он должен составить отзыв на это заявление.
В отзыве должник указывает:
- свои возражения по поводу требований заявителя;
- общую сумму своей задолженности перед кредитором, по оплате труда работников, по обязательным платежам;
- сведения обо всех своих счетах в кредитных организациях;
- доказательства необоснованности требований заявителя в случае их наличия.
Отзыв нужно направить в арбитражный суд, конкурсному кредитору или в уполномоченный орган. К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, должны быть приложены доказательства отправки заявителю копии отзыва.

4.3. Судебное разбирательство дела о банкротстве

4.3.1. Процедура судебного разбирательства

В ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству арбитражный суд должен рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, которые участвуют в деле о банкротстве. Напомним, что участниками дела о банкротстве являются:
- должник;
- арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий);
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы;
- федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Суд устанавливает обоснованность требований кредиторов, назначает экспертизу для выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, принимает меры для примирения сторон.
В соответствии со статьей 51 Закона о банкротстве, дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в течение семи месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из семи судебных актов:
1. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - принимается в том случае, если судом установлены признаки банкротства.
2. Решение об отказе в признании должника банкротом - выносится в том случае, если у должника отсутствуют признаки банкротства или установлено, что банкротство должника фиктивно. В этом случае с должника снимаются все ограничения, установленные с момента введения процедуры наблюдения.
3. Определение о введении финансового оздоровления.
4. Определение о введении внешнего управления.
5. Определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
6. Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
7. Определение об утверждении мирового соглашения.

4.3.2. Приостановление и прекращение дела о банкротстве

В некоторых случаях производство по делу о банкротстве может быть приостановлено, а иногда и вовсе прекращено. Например, дело о банкротстве закрывается, если:
- платежеспособность должника восстановлена в ходе финансового оздоровления;
- платежеспособность должника восстановлена в ходе внешнего управления;
- заключено мировое соглашение;
- требования заявителей в ходе наблюдения признаны необоснованными, требования от других кредиторов не поступали;
- все кредиторы, которые участвуют в деле, отказались от своих требований;
- все требования кредиторов, которые включены в реестр кредиторов, удовлетворены в ходе процедуры банкротства;
- завершено конкурсное производство.

4.3.3. Судебные расходы

В состав судебных расходов входят:
- уплата государственной пошлины;
- расходы на опубликование сведений в СМИ;
- расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;
- расходы на оплату услуг лиц, которых привлекают арбитражные управляющие для обеспечения исполнения своей деятельности (независимые оценщики и т.д.).
Согласно статье 59 Закона о банкротстве все эти расходы покрываются за счет имущества должника и возмещаются вне очереди. Если же имущества должника не хватает для погашения указанных расходов, то неоплаченная часть покрывается за счет средств заявителя.

Государственная пошлина

Государственная пошлина уплачивается заявителем при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Ее размер составляет 10 МРОТ.
Впоследствии предприятие - заявитель может возместить эту пошлину у предприятия - должника, но только в том случае, если будет введено внешнее управление.
В налоговом учете затраты на госпошлину учитываются в составе внереализационных расходов. Это установлено подпунктом 10 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Пример 4.2
Конкурсным кредитором ООО "Тучка" подано заявление о признании ЗАО "Красотка" банкротом. После введения внешнего управления ООО "Тучка" направило требование ЗАО "Красотка" о внеочередном возмещении расходов на оплату госпошлины в размере 1000 руб. (100 руб. х 10). Требование удовлетворено.
В учете ЗАО "Красотка" сделаны следующие проводки:
Дебет 91-2 Кредит 76
- 1000 руб. - принято требование о возмещении госпошлины;
Дебет 76 Кредит 51
- 1000 руб. - возмещена госпошлина.
При расчете налога на прибыль бухгалтер ЗАО "Красотка" уменьшил доход на 1000 руб.
Если же судом вынесено определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения, то расходы по уплате государственной пошлины будет оплачивать заявитель, который обратился в суд с заявлением кредитора.

Расходы на опубликование сведений в СМИ

При проведении процедуры банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает 100 или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.
Опубликованные сведения должны содержать:
- наименование должника и его адрес;
- наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;
- фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;
- установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Расходы на опубликование этих сведений в СМИ оплачивает должник.
При этом возникает вопрос: является ли подобное объявление материалами рекламного характера и облагается ли их стоимость налогом на рекламу?
Реклама - это информация о предприятии, которая призвана формировать или поддерживать интерес к этому предприятию и способствовать реализации его товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе"). Очевидно, что объявление о процедурах банкротства является чисто информационным и не содержит материалов рекламного характера.

Пример 4.3
Расходы организации на публикацию объявления в "Российской газете" о введении на предприятии наблюдения составили 3600 руб., в том числе НДС - 600 руб. Организация сделала предоплату печатному изданию в размере 100 процентов. В течение пяти дней со дня выхода объявления в газете организация получила счет-фактуру.
В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:
Дебет 60 Кредит 51
- 3600 руб. - перечислена предоплата за публикацию объявления о введении на предприятии наблюдения;
Дебет 26 Кредит 60
- 3000 руб. - отражены расходы на публикацию объявления в день выхода печатного издания;
Дебет 19 Кредит 60
- 600 руб. - учтен НДС;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 600 руб. - предъявлен к налоговому вычету НДС на основании полученного счета-фактуры.
В налоговом учете расходы на опубликование сведений в СМИ относятся к внереализационным расходам организации (подп.10 п.1 ст.265 НК РФ).

Расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему

С введением каждой процедуры банкротства утверждается арбитражный управляющий из числа членов саморегулируемой организации. Для проведения наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего, для проведения финансового оздоровления - административный управляющий, для осуществления внешнего управления - внешний управляющий, а для проведения конкурсного производства - конкурсный управляющий.
Вознаграждение управляющему выплачивается за каждый месяц осуществления им своих полномочий. Размер вознаграждения определяется кредитором или собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о банкротстве размер вознаграждения не может быть менее 10 000 руб. в месяц.
Кроме того, конкурсный кредитор, уполномоченный орган или собрание кредиторов могут установить арбитражному управляющему дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>