<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ни Эдема, ни Рая, ни богов. Было детство, которое уже миновало, но которое мы не сподобились
отпустить вместе со всея своей тогдашней детской зависимостью, слабостью, неполнотой. Теперь мы
взрослые, мы равные среди равных, и перед нами жизнь, которую мы строим собственными чаяниями и
поступками. Какой она будет? Ровно такой, какой будут наши чаяния и поступки. И главное, что мы
должны ус воить, что детство кончилось, и это очень хорошо.

Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно
проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих, как,
например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, лучше направить его на себя.
Пожалуй, мы не признаемся себе в том, что нуждаемся в воспитании, потому что это
42

беззастенчивым образом напомнило бы нам о том, что мы сами все еще дети и в
значительной мере нуждаемся в воспитании.
Карл Густав Юнг

Недоверие и неискренность

Сейчас мы обратимся к своей социальной беззащитности — к нашим отношениям с другими
людьми. Проблеме не вполне осознаваемой нами конкуренции, соперничества, царящего в человеческом
обществе, посвящена следующая глава; здесь же я пытался показать, почему мы испытываем
подсознательное внутреннее недоверие к окружающим, почему мы не можем верить в их искренность и
боимся им доверять.
Даже если у нас все в порядке с человеколюбием, где-то внутри себя мы подозреваем
окружающих в возможном предательстве. Мы можем объяснять это ощущение какими-то логическими
закономерностями: «в жизни всякое бывает», «все может перемениться», «у него (нее) есть и свои
интересы», «мало ли что может произойти». Но это только объяснения, за которыми стоит наше
подсознание, которое просто не доверяет окружающим.
Это недоверие начинается с первого преда тельства — нашими родителями. Конечно, было бы
большой ошибкой думать, что они тогда, в тот день, намеренно нас предали. Более того, возможно, нам
лишь показалось, что это произошло, но какое это имеет значение, если, как говорят, осадок остался.
Они, скорее всего, просто занимались нашим воспитанием, а вот мы почувствовали, что они игнорируют
нас и наши желания. Поскольку до этого мы, отождествляясь со своими родителями, никак не
предполагали, что это возможно, то, разумеется, психологический эффект от этого их поступка был
подобен взрыву атомной бомбы над мирной Хиросимой.
Мы испытали ужас, осознав, что самый близкий человек, которому мы бесконечно и
неограниченно доверяем, может в любой момент сказать: «Твое мнение никого не интересует!» или
«Есть куда более важные вещи, нежели ты!» Оскомина, реминисценция того, детского еще, ощущения
предательства близким человеком будет преследовать нас всю последующую жизнь. Мы будем
подозревать окружающих в наличии у них корыстных планов на наш счет, мы будем видеть подтексты
их высказываний, тайные умыслы и, в конце концов, чувствовать недоверие к тому, что они говорят и
делают «для нас».
Наши отношения с родителями — вот то, благодаря чему в нас сидит какое-то смутное, но при
этом тотальное недоверие к другим людям, а как следствие — к самим себе. Да и как я могу себе
доверять, если я способен так жестоко ошибаться, оценивания других людей и степень их расположения
ко мне. С другой стороны, если они относятся ко мне так — то есть могут предать, проигнорировать, —
то, видимо, я на самом деле ничего из себя не представляю. Ведь если бы я представлял собой
действительную ценность, то ни подлости, ни предательства они в отношении меня себе не позволили
бы.
Наконец, искренность. В такой ситуации она оказывается и вовсе невозможной! Если я не
доверяю другим, не доверяю себе, то о какой искренности вообще может идти речь?! Разумеется, я
подозреваю окружающих в неискренности и уже тем самым становлюсь неискренним в своем
отношении к ним. Поскольку же они пережили ровно такое же детство, со всеми теми детскими
откровениями, которые так хорошо известны мне, то и с их стороны все будет точно то же самое: они
будут сомневаться в моей искренности, как я сомневаюсь в их чувствах и поступках.
Таков порочный круг. Поначалу — до двух-трех лет — я безгранично доверял своим родителям,
но продолжалось это лишь до тех пор, пока я не понял, что они, оказывается, могут поступать,
совершенно не согласуясь с моими чувствами и моим представлением о жизни (которое я раньше считал
общим, единым, одинаковым). Пережив этот ужас, прочувствовав это разочарование, я начал
испытывать недоверие к окружающим и к самому себе. Все это лишило мои отношения с другими
людьми искренности, я стал играть, лукавить, врать и... запутался 13 .
И вот мы снова стоим перед альтернативой — продолжать жить так, как мы жили прежде, или
что-то переменить в себе и в своем отношении к окружающим. В любом случае, мы должны понять как
минимум три вещи.
Во-первых, возникшее у нас однажды ощущение, что наши родители нас предали, — возможно,
только ощущение. Мы же должны оценивать поступок другого человека не по тому, что мы в связи с


13 Обо всем этом насколько возможно подробно я рассказал в книге «Пособие для эгоиста» (как быть полезным
себе и другим), вышедшей в серии «Карманный психотерапевт».
43

этим поступком чувствуем, а исходя из того, какова была мотивация этого действия внутри головы того,
кто его сделал (впрочем, подвергая анализу собственные действия и поступки, было бы правильным
думать иначе — о том, какой эффект наш поступок будет иметь для другого человека). Как они могли
знать, что лично для нас будет значить этот их конкретный поступок, слово или хотя бы взгляд?
Во-вторых, даже если мы и не ошиблись в этом своем ощущении, если родители действительно
предали нас, ориентируясь в своих поступках не на наши, а на какие-то собственные интересы и нужды,
то это, скорее всего, было сделано не по злому умыслу, ведь жизнь, мягко говоря, чуть более сложная
штука, чем одни только отношения между родителями и детьми. Мы не стремимся поверять наши
слабости окружающим, и это вполне естественно, ведь здесь присутствует все тот же страх, все то же
недоверие. Наши родители не были исключением и, конечно, скрывали от нас свои слабости,
собственную зависимость. Простить их за это — вот то единственное, что здесь остается.
В-третьих, нам необходимо осознать, что наше недоверие к окружающим подчас вовсе не
следствие «здравого рассуждения» и «жизненного опыта», а просто наша еще детская привычка не
доверять и сомневаться в искренности. Я не хочу сказать, что в мире людей нет и не может быть злого
умысла. Но жить так, словно бы он — этот злой умысел — то единственное, что есть между людьми, это
вовсе не «естественная самозащита», а напротив — способ лишить себя жизни, которая имеет смысл
лишь в том случае, если мы все-таки способны на настоящую близость.
Готов согласиться — страшно доверять и страшно быть искренним. Это риск — от него никуда не
деться, ведь мы уже, что называется, стреляные воробьи, причем залп был произведен оттуда, откуда мы
совершенно не ждали подвоха. Но мы можем продолжать привычно бояться и дальше, а можем
переступить через свое детство, оставив его позади, чтобы идти навстречу собственной жизни. Тревога,
каким бы ни было происхождение, никогда не является хорошим советчиком в созидании хорошей
жизни.

Нам ничто ее мешает (кроме вашего же страха, конеч но) жить, исходя из презумпции, что
доверие и искрен ность — естественное свойство любого человека. Пусть для кого-то это сложно, пусть
чья-то жизненная исто рия была в этом смысле весьма и весьма подмочена его родителями, но это вовсе
не значит, что предательство — это неизбежная составляющая человеческих отношении. И только наш
страх, а вместе с ним недоверие и неиск ренность, — то единственное, что является по-настояще му
серьезным камнем преткновения в создании близких отношении, полных доверия и искренности.

Чувство одиночества и сострадание самому себе

«Одинокий человек — это только тень, а тот, кого не любят, одинок всюду и со всеми» — эти
слова Жорж Санд о каждом, в чьей биографии было детство. Испытывая глубокую внутреннюю тревогу,
недоверие к людям и самому себе, трудно не быть одиноким, а точнее сказать — не ощущать себя
таковым.
О том, что такое одиночество, мы узнали в своем детстве. После очередного воспитательного
мероприятия, проведенного родителями, ребенок традиционно чувствует себя нелюбимым, непонятым,
ненужным и, соответственно, одиноким. Тогда-то мы и стали учиться сострадать самим себе, у нас
появилась способность в каком-то смысле даже наслаждаться этими чувствами.
Здесь традиционно срабатывал обычный физиологический механизм. Когда нас ругали и
воспитывали, мы испытывали крайне тягостные ощущения, но как только эта мука прекращалась, нас
оставляли в покое, а потому мы могли насладиться прекращением наказания. Именно в этот момент мы
и чувствовали себя одинокими, именно в этот момент мы сострадали самим себе. Регулярное сочетание
положительного подкрепления (прекращение наказания) и соответствующих чувств (одиночества и
сострадания самим себе) привело к установлению в нашем мозгу мощной условной связи — нам стали
приятны эти чувства.
Парадоксально, но факт. Будучи в одиноче стве, мы страдаем, но нам это приятно, пусть и
подсознательно. В конце концов, какая разница, как мы добиваемся приятного! Мороженое, конечно,
вкуснее соленого привкуса собственных слез, но если в свое время эти слезы сочетались по времени и
месту с положительным подкреплением (а так оно и было — в этом сомнений нет никаких!), то и они
сойдут.
Отдаем ли мы себе отчет в том, что мы испытываем наслаждение, переживая тягостное чувство
одиночества и испытывая сострадание к самим себе? Я думаю, что нет. Хотя стоит нам над этим
задуматься, и мы заметим, что в этом утверждении есть своя сермяжная правда. И она печальна,
поскольку, проникаясь такими чувствами, мы отказываемся думать о том, что мы можем быть
счастливы в отношениях с другими людьми. У нас опускаются руки, и мы ничего не делаем для
создания этого счастья.
44

А что если хотя бы временно забыть об этом чувстве? Что если дать себе труд задуматься о том,
каково наше реальное положение? Действительно ли мы так одиноки, имея родителей? Да, часто они не
понимали и не понимают нас, да, они имеют какие-то свои представления о том, как мы должны жить,
что мы должны Делать и все такое прочее. Возможно, как раз это нас и смущает (напрягает,
расстраивает, бесит), но, право, так ли много в этом мире людей, которые искренне хотят нам счастья?
Пусть они понимают его как-то по-своему, не так, как мы, пусть их попытки осчастливить нас не всегда
удаются, но само это желание — дорого стоит!
И быть может, это правильно — научиться ценить не то, что делается, а то, что хотят сде лать. По
крайней мере, в отношении наших близких это правило надо внедрять категорически! Конечно, нам бы
хотелось чувствовать себя любимыми, нам недостаточно знать, что нас любят. Но для этого мы должны
уметь говорить на одном языке, а это подчас трудно, если учесть разницу разных жизненных опытов.
Люди, пережившие войну, например, это совсем не те люди, которые не знают войны. Люди, которые
воспитывались советской системой, это совсем не те люди, которые выросли в годы перестройки и тем
более в «новой России».
Да, мы с нашими родителями разные, но одно и навсегда связывает родителей с их детьми — мы
биологически (генетически) очень схожи со своими родителями. Мы наполовину их клоны —
наполовину клон нашей мамы, а наполовину клон нашего папы. И это невозможно не заметить,, если мы
смотрим не на то, что делают наши родители, а на то, как они это делают. Если приглядеться, то
нетрудно заметить, что мы ведем себя точно так же, как они, — у нас те же повадки, такие же
особенности реагирования. Возможно, мы проявляем то же упрямство, ту же силу характера, имеем те
же слабости, недостатки и манеры.
Отличается наше внутреннее содержание, обусловленное той средой, в которой мы — то есть и
мы сами, и наши родители — формировались, но психологический костяк — он похож, и очень! А если
рассуждать таким образом, то разве оправданно винить родителей в том, в чем они не виноваты? У них
не было другой, а тем более нашей окружающей среды так что они просто не могли получиться
другими. Может быть, сознание этого облегчит нам преодоление разногласий? А если это удастся, то
разве же мы не почувствуем себя куда более счастливыми? Я думаю, что почувствуем. По крайней мере,
ощущение одиночества нам уже точно не грозит.

Если разобраться, то нельзя быть одиноким, находясь в обществе других людей. Подобное
ощущение, если оно возникает, только ощущение, и ничего больше. Мы мо жем усиливать и развивать
это чувство, но станет ли нам от этого легче жить? И кто тогда будет виноват в наших несчастьях —
наши родители или все-таки мы сами? Да, куда важнее взять на себя ответственность за собствен ное
счастье, нежели перекладывать его на других. Куда практичнее искать точки соприкосновения, нежели
раз личия и противоречия. В конечном счете, нам нечего делить и не о чем спорить. Мы и наши
родители — навечно в одной лодке, и я не думаю, что это «трагедия». Трагедия начинается там, где мы
пытаемся от них отречься.


Часть вторая
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
(источник конфликтности и внутреннего напряжения)

В предыдущей главе мы рассмотрели условия, в которых формировался наш инстинкт личного
выживания (или индивидуальный инстинкт самосохранения). Если этот процесс проходит не очень
удачно, то нам предстоит мучиться чувством беззащитности — в том или ином ее виде. Теперь мы
переходим ко второй части книги и будем говорить о групповом инстинкте самосохранения. Название
странное, но попробуем разобраться.
Человек — существо социальное, а поэтому он должен иметь механизмы, позволяющие ему
выжить в рамках его социальной группы. Если этот инстинкт не будет у него в добром здравии, то
группа выведет его из собственного состава, а там — поминай как звали. Если же он с этой задачей
справится, то и он сам, и его группа не погибнут в бесконечных раздорах и склоках. Так что
эволюционное значение этой части целостного инстинкта самосохранения вполне очевидно.
Потребность в социальном одобрении и достойном социальном статусе — естественна для
каждого человека. От того, насколько хорошо мы справимся с этой задачей, зависит и то, насколько мы
будем чувствовать себя удовлетворенными жизнью. Надо ли говорить о том, как велика роль наших
родителей в процессе формирования нашего группового (или — иерархического) инстинкта
самосохранения? Надо, потому что они — наша первая «социальная группа», и от того, как мы
обустроимся в ней, зависит и то, какими мы будем всю свою ближайшую жизнь.
45

Глава первая
ИСТОЧНИК КОНФЛИКТНОСТИ

Социальные отношения, то есть, проще говоря, отношения человека с человеком, — это, к
сожалению, прежде всего выяснение «силы». В любом коллективе можно увидеть, что прежде всего его
члены проверяют друг друга по критерию «силы» — кто сильнее физически, кто сильнее
интеллектуально, кто сильнее психологически. Нам это важно знать, поскольку это определяет
диспозицию сил в данном коллективе, хотя, конечно, такие проверки подчас выглядят не слишком
красиво. Но что поделать, природа требует.
В детских коллективах эта борьба за власть заметнее, потому что проблема определения своего
места, своей роли и своей власти, в конце концов, имеет для юных отпрысков и девиц первостепенное
значение. Они еще не обтесались жизнью, они еще не знают, что «сила» — это в сугубо человеческих
отношениях не главное. Хотя... Так или иначе, но впервые малышу предстоит помериться силами со
своими родителями; именно с ними, со своим отцом и матерью, он вступает в «конкурентную борьбу».
И, к сожалению, она редко делает его сильнее, скорее напротив.

Я мог пользоваться тем, что Ты давал, но лишь испытывая чувство стыда,
усталость, слабость, чувство вины. Поэтому я могу благодарить Тебя за все только как
нищий, но не делом.
Франц Кафка («Письмо отцу»)
Кто будет главным?

Наше «я» возникло не сразу, оно формировалось постепенно, в возрасте от года до трех. И
появление этой психологической инстанции было столь же драматичным, сколь и наше физическое
появление на свет.
Гениальный психолог Л. С. Выготский, о котором я уже однажды подробно рассказывал, сделал в
свое время замечательное открытие, которое назвал «кризисом трех лет». В этом возрасте ребенок
впервые начинает ощущать себя как самостоятельную личность. И слово «кризис» здесь не случайно,
потому что это время, когда малыш ведет себя ужасно, но не по природной своей вздорности, а просто
потому, что именно в это время он пытается донести до окружающих и, кстати сказать, до самого себя,
что он есть.
Слово «нет» в его репертуаре становится основным, он без конца капризничает, протестует и
саботирует все подряд. Почему он это делает? Потому что только так он может почувствовать себя.
Когда мы соглашаемся с кем-то или с чем-то, мы как будто отождествляемся с этим «кем-то» и
«чем-то». Когда же мы не соглашаемся, протестуем, то напротив, утверждаем собственное «я», свое
мнение, свою позицию.

Итак, в три года мы впервые ощутили свое «я», и это, в большинстве случаев, не сходило нам с
рук. Родители были возмущены нашим непослушанием, сопротивлением, протестом. Они пытались
«завернуть гайки», а мы пред принимали попытки выжить, застолбить свое место в группе — заставить
их уважать и слышать себя. Разу меется, все это выходило и у нас, и у них не бог весть как, но
выходило. И в этом противостоянии — абсо лютно естественном — стала кристаллизоваться наша
личность. И то, какими мы стали, определяется, по сути, тем, как мы провели свои детские годы.

Теперь, прежде чем двигаться дальше, нам надо уяснить суть группового (или иерархического)
инстинкта самосохранения. Иерархический инстинкт предполагает, что каждый член группы занимает
свое место в иерархии — то есть определенное положение в отношении «верх—низ». На биологическом
уровне мы понимаем, — кто сильнее, а кто слабее нас, чьи распоряжения являются обязательными к
исполнению, а чьи могут быть проигнорированы. Мы готовы подчиняться, но только тем, кто, как мы
чувствуем, имеет над нами власть, и хотим управлять теми, кто, как нам кажется, должен чувствовать
себя в отношении нас подвластными.
Вообще говоря, иерархический инстинкт обеспечивает в природе сокращение количества
внут-ригрупповых конфликтов, управляемость группы из одной точки («верха») и эффективность
группы как целого. Действительно, если каждый член группы хорошо знает, кто чего стоит, ему легко
выстроить правильную модель поведения, которая позволит ему, с одной стороны, избежать конфликтов
с более сильными членами группы и, с другой стороны, быть более снисходительным в отношении
слабых, поскольку те, в свою очередь, знают, на чьей стороне сила.
И мы должны осознать — это сидит в каждом из нас и от этого никуда не деться. Буквально
холкой мы чувствуем тех, кому мы должны подчиняться, и тех, кто должен подчиняться нам. Причем
46

степень нашего взаимного родства не имеет в этом вопросе никакого значения: мы боимся тех, кто
«наверху», мы не принимаем в расчет тех, кто «внизу», и мы чувствуем себя наиболее хорошо с теми,
кто с нами «на равной ноге».
Возвращаемся к нашей паре «родитель—ребенок». Родитель может сколь угодно долго уверять
нас, что он «демократичен», что он «партнер» и «друг». Но мы, будучи его ребенком, чувствуем, что он
«начальник», и он, кстати сказать, чувствует то же самое. Как, в таком случае, он будет воспринимать
наши попытки заявить о своем «я»? Которые, на самом деле, есть самый настоящий саботаж, ведь мы —
ни много ни мало — требуем признать свою суверенность, «незалежность», а проще говоря, пытаемся
дискредитировать иерархический инстинкт.
Подобные попытки, конечно, возможны, но иерархическому инстинкту они не понятны. У
животных, которые нам и оставили в наследство этот инстинкт, нет «я», а поэтому подобных проблем
просто нет и не может быть. Так что здесь мы имеем классическую ситуацию — биологическое и че
ловеческое внутри нас входят в жесткий клинч, вызывая тем самым массу самых серьезных и, зачастую,
весьма неприятных последствий. Сейчас нам предстоит понять содержание этого конфликта. Вот
ребенок сообщает о том, что у него есть его «я». Делает он это по-разному: не соглашается с родителем,
спорит, игнорирует его распоряжения, показывает, что тот ему не указ. Малыш чувствует силу своего
«я» и не собирается отказываться от тех дивидендов, которые оно ему сулит — право на собственное
мнение, право на реализацию своих желаний, право на пресловутое «Нет!»
Родителя, конечно, это может и забавлять, но в большинстве случаев ничего забавного для него в
этом нет, ведь если он что-то от ребенка требует, то делает это для чего-то, а не просто так.
Непослушание автоматически пробуждает в нем его иерархический инстинкт. В природе это бы
завершилось ничем не прикрытой вспышкой агрессии — родитель пришел бы в ярость и устроил
ребенку взбучку. Но, к счастью, каменный век миновал, поэтому подобное поведение ребенка вызывает
у него лишь чувство раздражения, с которым родитель пытается бороться.
Впрочем, мы прекрасно чувствуем эмоциональные реакции своего родителя и не умеем еще быть
ему благодарными за то, что он пытается сдерживаться. Нам в принципе не нравится то, что он так
поступает. Нашему «я», далекому от понимания законов биологического иерархического инстинкта,
непонятно, почему его волю ограничивают. Не зная истинных причин происходящего (в яслях
эволюционную биологию, как известно, не проходят), мы ищем доступные способы объяснения его
поведения. И, к великому сожалению, они оказываются весьма и весьма неконструктивными.
Ребенок, оказавшийся в такой ситуации, решает, что его «не любят», «не уважают», «не ценят» и
т. п. Конечно, он не осознает это так, как это сделал бы взрослый, но какое-то смутное ощущение можно
выразить именно так. По сути, всякий раз в подобных ситуациях мы чувствовали, что нам дали
пощечину. Причем у нас, разумеется, не было никакой возможности расценить згу по щечину как удар
по действию, мы воспринима ли ее как удар по собственной личности, мы чувствовали себя
оскорбленными.
Со стороны все это, конечно, выглядит забавно, но важно то, что мы при этом чувствовали.
Трех-четырехлетний ребенок способен уже обижаться, и делать это самым обстоятельным и серьезным
образом! Родитель же не понимает, что он оскорбляет ребенка, точнее — что ребенок чувствует себя в
такой ситуации оскорбленным, и это поведение малыша может казаться ему смешным, комичным,
забавным.
Из-за того, чго у человека есть его «я», которого нет у животных, ваш иерархический инстинкт
пробуждается раньше того времени, когда мы инеем реальную возмож ность претендовать на «первые
роли». Так что между нами и нашими родителями, которые еще не видят основании отдавать нам роли
«начальствующих субъектов», возни кали постоянные конфликты и трения. Конечно, они были
естественны, но и сопровождавшие их травмы были неиз бежными. В результате наше стремление к
«власти» ста ло деформироваться, невротически усиливаться.

Сравнивая себя с недостижимым идеалом совершенства, человек постоянно
преисполняется чувством, что он ниже его, и мотивируется этим чувством.
Альфред Адлер

Случаи из психотерапевтической практики:
«Мала, я вырасту и убью тебя...»

История, которую я сейчас буду рассказывать, не кажется мне эксклюзивной. Нечто подобное
переживают многие дети, и впоследствии они вспоминают об этом не без чувства ужаса, прошедшего
через всю их жизнь после той минуты. Но меня лично ужасает другое: как родителям удается
довести-таки ребенка до того, что он умудряется на такое сподобиться.
47

Алексей, которому было около тридцати, обратился ко мне по поводу конкретного страха —
страха полетов на самолетах. Незадача — летать надо (дела и должность обязывают), а страшно —
вдруг рухнет с десяти-то тысяч метров?! Впрочем, в психотерапии часто так случается — слово за
слово, проблема за проблемой, а там, глядишь, и вышли совсем не на то, с чем пришли. В случае
Алексея было именно так.
С его страхами мы достаточно быстро разобрались, поделали упражнения, выработали новую
модель поведения (способ думать и действовать в ситуации полета), апробировали ее в реальных
условиях и, казалось бы, дело с концом. Поставленные цели достигнуты — до свиданья, доктор, до
свидания! И свидание состоялось через несколько месяцев, причем совсем по другому поводу.
Самолеты молодого человека больше не беспокоили, мучило «что-то внутри».
Алексей женился три года назад и, в целом, был доволен своим браком. Мучило его теперь
чувство вины или, точнее сказать, неловкости по отношению к матери. С чем оно было связано? С
матерью у Алексея всегда были ровные, хорошие отношения. Она его поддерживала и одобряла,
гордилась им, помогала чем могла. В общем, не к чему придраться. Однако же теперь, когда он жил
отдельно от нее, у него не возникало желания, внутренней потребности встреч с матерью.
Умом он прекрасно понимал, что навещать мать нужно, тем более что ей к этому времени было
уже под шестьдесят, да и скучала она по нему. Но что-то никак ему это дело не давалось. Всегда
возникали какие-то причины — то времени не хватает, то решит, что навестит, да забудет, вспомнит уже
вечером. Короче говоря, что-то странное — ноги не несут, и баста! Надо, а с силами не собраться, и
главное — чувство долга есть, а внутренней потребности — днем с огнем не найти.
Конечно, просто так, с улицы, с такой проблемой к психотерапевту не заходят, но поскольку
дорога известна, то почему бы не спросить. Вдруг подскажет чего... Я попросил Алексея рассказать мне
самые ранние эпизоды, что он помнил из своей детской жизни. Он рассказывал мне о том, о другом,
третьем — все какие-то обрывки, истории-зарисовки: он и мама—в доме у ее родителей, где они жили,
он и мама — на летнем отдыхе, он и мама — по дороге в школу.
Мало-помалу он стал вспоминать случаи своего унижения матерью. Он вспоминал, как ему было
обидно, когда мама вставала на сторону его обидчиков — ребят из деревни, где он проводил с ней лето,
детей, приходивших к нему в гости, если между ними возникали какие-то разногласия, его двух
двоюродных братьев, которые были старше и пользовались большим расположением ее родителей.
Почему она так поступала, ему всегда было непонятно.
Умом он понимал, что мама его любит, но то, что она предпочитала ему других детей, глубоко его
ранило. Она объясняла применяемые к нему меры наказания как способ заставить Алексея быть менее
конфликтным, не выпячивать свое мнение, не спорить и не ссориться с детьми. Алексею это было
непонятно, ведь всякий его поступок казался ему естественной реакцией. Если у тебя отбирают игрушку
— почему не возмущаться? Если тебя не слушают — почему тебе не ввязаться в драку? Для малыша эти
реакции — норма, он так защищает себя и свой статус в социальной группе, среди сверстников. Почему
он должен быть «хорошим», когда другие поступают «плохо»?
«Мне так хотелось тогда, — на глазах у Алексея выступили слезы, — чтобы она меня поняла,
чтобы она меня поддержала, чтобы сказала мне, что я прав, что я все делаю правильно... Ну или, по
крайней мере, что я не делаю ничего плохого... За что она меня наказывала?.. Мне это казалось
настолько странным... Она меня шлепала, а я кричал: „Мама, что ты делаешь?! За что?!“» Алексей все
больше и больше напрягался, вспоминая эти случаи из своей детской жизни — моменты, когда он
чувствовал себя несправедливо наказанным матерью, когда испытывал унижение от того, что мать
принимала сторону других детей или взрослых; поступки которых он не считал «правильными».
Речь Алексея становилась все более путаной, он перескакивал с одной истории на другую, словно
бы рассказывал их себе, а не мне. Я же видел, как с каждым последующим его словом, с каждым
всплывающим в памяти эпизодом в Алексее поднимается обида на мать, чувство бессильного отчаяния,
его детский протест, который он держал в себе все эти годы. Он никогда не говорил об этом с ней и
старался даже не вспоминать те столь тягостные для него случаи, но теперь, когда он позволил себе это
высказать, оказалось, что их просто несчетное число!
Чувство, которое до сей поры было столь сильно в нем сдавлено, теперь поднималось, словно бы
идущая откуда-то из глубины неведомая сила, она комом сдавливала ему горло, мешала говорить. В
какой-то момент он остановился на полуслове, его голос задрожал, глаза расширились (я увидел это
несмотря на то, что он весь сжался, сильно наклонился вперед и прижал подбородок к груди). Возникла
пауза, после которой Алексей откинулся на спинку кресла, стянул пальцами веки закрытых глаз к
переносице и несколько раз глубоко вздохнул.
«Что ты увидел?» — спросил я Алексея. «Я увидел бабушкину квартиру... Мама ушла тогда от
моего отца, сбежала... Мы переехали к ее родителям. Мне было что-то около четырех лет... Сейчас я
понимаю, все тогда были напряжены. Никто не знал, чем кончится эта размолвка между моими
48

родителями. У мамы всегда были натянутые отношения с бабушкой, ее все боялись... бабушка была
тяжелым человеком. Она меня не любила, ей не нравился мой отец, и я тоже не нравился. Впрочем, я
тоже не любил отца — он пил, бил меня, но мне это было все равно. Я боялся за маму, он страшно на
нее кричал. Да... Мы переехали... Дело было за обедом — дед сидел напротив, но он все время молчал,
бабушка, мама, я... Может быть, еще кто-то, я не помню. Мне положили фасоль из банки... Я спросил:
„Что это?“ Мне сказали: „Это фасоль, она очень вкусная!“ Я попробовал, она показалась мне склизкой и
противной, и я ее выплюнул... Все стали что-то возмущенно говорить. Я сказал, что она невкусная.
Бабушка стала кричать на мать. Не помню, что она кричала, но, я думаю, что-то вроде „ему никогда
ничего не нравится!“, „кого ты воспитала?!“, „говорили тебе — не надо рожать!“ У меня в голове стоял
шум... Там, наверное, еще кто-то был... Я стал говорить, что я ничего такого не сделал, крик усилился.
Потом мать взяла меня за плечо, вытащила из-за стола и потащила волоком в комнату, достала из шкафа
ремень... Я помню ее глаза, я успел посмотреть ей в глаза... в них было столько злости... Сейчас я,
правда, думаю, это было отчаяние... Она хлестала меня ремнем куда придется, — тонким, как плеть,
дамским... „Сколько можно тебя просить! Держи свое мнение при себе! Неужели нельзя молчать! Сиди
теперь здесь! Понял меня — теперь ты наказан! Понял?!“ Она выбежала из комнаты, оставив меня на
полу. Я видел, она плакала. А мне было невыносимо гадко на душе. Я не мог понять — за что?! Сейчас
понимаю, но тогда не понимал. Была только бессильная злоба. Я ее ненавидел и сказал тогда, сказал
сквозь зубы самому себе, в одиночестве... Я пытался порвать ремень и затолкать его под шкаф...»
И тут я спросил Алексея: «А что ты сказал?» В ответ он закрыл глаза, провел по ним кончиками
пальцев и произнес: «Я сказал: „Вырасту и убью тебя“. Сказал и испугался. Сам себя испугался.
Подумал, что никогда этого не сделаю. Затолкал ремень под шкаф и решил, что буду терпеть».
Больше мне особенно ничего не нужно было говорить Алексею в эту нашу встречу. Нынешние его
отношения с матерью были хорошими, а ему просто надо было выговориться, рассказать кому-то эту
свою «страшную» тайну. В действительности же она не была «страшной», и такие вещи дети подчас
говорят своим родителям в глаза. Ребенок не понимает смысла своих слов — это просто жест отчаяния
униженного и забитого существа. Впрочем, в случае Алексея это был момент кристаллизации его
иерархического инстинкта, так он через унижение и боль почувствовал тогда свою силу.
Вся эта сцена разворачивалась не просто в отношении отдельно взятого ребенка и его матери, сам
Алексей прекрасно понимал, что мать наказывает его не потому, что сама этого хочет, а потому, что
испытывает на себе чудовищное давление со стороны своих родителей и еще «кого-то», кого Алексей не
мог вспомнить и кого, возможно, не было в действительности. Матери Алеши было за него стыдно, он
был словно гадкий утенок на птичьем дворе. Окружающие требовали, чтобы мать отказалась от своего
сына, и он это понимал, несмотря на свои четыре года. И поэтому, когда она проявила свою слабость, он

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>