<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Налоговый кодекс является также комплексным актом, так как содержит не только материальные, но и процессуальные нормы (см. глава 14, 19 Кодекса).
Законодательство РФ о налогах и сборах (ст. 1) Закон об основах налоговой системы четко не определял уровень нормативных актов, входящих в состав "Налогового законодательства", из-за чего правоприменительная практика по этому вопросу в ряде случаев складывалась крайне противоречива и непоследовательно.
Однако в настоящий момент Налоговым кодексом установлено, что в состав законодательства о налогах и сборах входят:
* Налоговый кодекс (высший уровень);
* федеральные налоговые законы;
* законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъетов федерации;
* нормативные акты представительных органов местного самоуправления.
Нормативные акты иного уровня в категорию законодательства о налогах и сборах не входят. В частности не входят в состав законодательства о налогах и сборах нормативные акты органов исполнительной власти.
3. Понятие налога и налогового права
Понятие налога и сбора (ст. 8 Кодекса). Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Характерными чертами налога как платежа, исходя из положений п. 1 ст. 8 Кодекса, являются:
* обязательность;
* индивидуальная безвозмездность;
* отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
* направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
* обязательность;
* одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Кодекс называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Налоговое право. Общественные отношения, возникающие при установлении, взимания налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - "налоговое право". Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституция РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
4. Элементы закона о налоге
В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19) и следующие элементы налогообложения:
1. объект налогообложения (ст. 38);
2. налоговая база (ст. 53);
3. налоговый период (ст. 55);
4. налоговая ставка (ст. 53);
5. порядок исчисления налога (ст. 52);
6. порядок и сроки уплаты налога (ст. ст. 57, 58).
В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщикам (ст. 56).
Права налогоплательщиков (ст. 21)
Налогоплательщики имеют право:
* пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
* представлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
* знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
* представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
* в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
* другие права.
Обязанности налогоплательщиков (ст. 23)
Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:
-уплачивать законно установленные налоги;
- вести бухгалтерский учет;
- составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
- вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
- выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
* о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
* об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
* выполнять другие обязанности.
5. Налоговое правоотношение
Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.
Субъективный состав. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Государственной налоговой службы, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
В налоговом законодательстве предусматриваются определенные права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.
6. Ответственность налогоплательщика и налоговых органов за нарушение налогового законодательства
Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность - общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.
Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:
* противоправное поведение;
* наличие вреда (ущерба);
* причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);
* вина нарушителя установленных правил поведения.
Налоговый кодекс РФ установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства (Глава 16 ст.ст. 116-127).
Финансовая ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства (Закон РСФСР от 21.03. 91 г. "О государственной налоговой инспекции РСФСР" (с изменениями и дополнениями) ст. 8-12)
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет финансовую ответственность в виде применения финансовых санкций:
1. взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной скрытый или неучтенный объект налогообложения и одновременно штрафа в размере той же суммы, при повторном нарушении - соответствующей суммы; при установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);
2. штраф за каждое из следующих нарушений:
* за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период - в размере 10% доначисленных сумм налога;
* за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для начисления, а также уплаты налогов в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку суммы налога;
* взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере определенного процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены другие размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.
Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
В соответствии с Федеральным законом от 13 июня 1996 г. "О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" с 1 января 1997 г. введен в действие новый Уголовный кодек Российской Федерации, которым повышена ответственность за налоговые преступления. В ук РФ имеются две статьи (ст.ст. 198, 199 УК РФ), предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты налога.
Согласно Федеральному закону РФ от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ" ст. 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды предусматривает наказание:
1. Лишение свободы на срок до двух лет;
2. Лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций предусматривает наказание:
1. лишение свободы на срок до четырех лет;
2. лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц, установленных ст. 35 Кодекса.
Ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц предусматривается в ст. 37 Кодекса.
Ответственность банка за нарушение налогового законодательства устанавливается ст.ст. 132-136 Кодекса.
7. Налоговая система Российской Федерации
Согласно ст. 2 Закона об основах налоговой системы в РСФСР "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему". Данное определение не совсем удачно, поскольку систему нельзя определять как простую совокупность элементов, однако налоговый кодекс понятие налоговой системы не дает.
Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д.
Налоговая система включает в себя ряд следующих обязательных элементов, которые непосредственно формируют налоговую систему любого государства:
* систему налоговых органов;
* систему и принципы налогового законодательства;
* принципы налоговой политики;
* порядок распределения налогов по бюджетам;
* формы и методы налогового контроля;
* порядок и условия налогового производства;
* подход к решению проблемы международного двойного налогообложения;
* и др.
Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятия "налоговая система" и "система налогов" (Глава 2 ст.ст 12-18 Кодекса) нетождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
1. Экономические показатели:
1. Налоговый гнет (налоговое бремя) он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;
2. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;
3. Соотношение прямого и косвенного налогообложения;
4. Структура прямых налогов.
2. Политико-правовые показатели (соотношение компетенций центральных и местных органов власти).
Существуют три варианта соотношения компетенции:
1) "Разные налоги" (это полное прав и ответственности в установлении налогов и либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах);
2) "Разные ставки" (это введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью);
3) "Разные доходы" (это суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней).
Федеральные, региональные и местные налоги
7.1.Федеральные налоги и сборы (ст. 13 Кодекса)
7.2. Региональные налоги и сборы (ст. 14 Кодекса)
7.3. Местные налоги и сборы (ст. 15 Кодекса)
Прямые, косвенные и целевые налоги
Прямые налоги - непосредственно обращенные к налогоплательщику - его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщик представлены одним и тем же лицом).
Косвенные налоги1 - установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидностью косвенных налогов является акциз, НДС).
Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию.
Фактическим же плательщиком является потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.
Целевые налоги -налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды.


Тема 7. НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Виды налогов, уплачиваемых юридическими лицами
Налогоплательщиками в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ" являются юридические лица, другие организации, например, филиалы, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.
Юридические лица уплачивают следующие налоги и сборы:
* федеральные налоги (особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль предприятий и организаций; государственная пошлина; таможенные доходы; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов и др.)
* региональные (субъектов федерации) налоги включают в себя платежи трех групп:
1. установленные федеральными законами с определением основных элементов налога: круга плательщиков, объекта налога и максимально возможной ставки налога), взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ (например, налог на имущество предприятий, плата за воду). Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как их органы представительской власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы;
2. так называемые факультативные налоги, которые тоже устанавливаются федеральными законами (с определением круга плательщиков, максимальной ставки, объекта налога), но вводятся органом представительной власти субъекта РФ по его усмотрению и только тогда приобретают обязательную силу (например, сбор на нужды образовательных учреждений);
3. налоги, устанавливаемые органами представительной власти субъектов РФ по собственному усмотрению.
Местные налоги - это налоги, которые в основном поступают в местные бюджеты. Перечень этих налогов, предусмотренных ст. 21 Закона об основах налоговой системы, самый большой: он включает более 24 налогов и сборов. Это земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции; на благоустройство территорий; на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; вычислительной техники, персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
2. Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в действие Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями). Налог представляет собой в соответствии с Законом форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС - косвенный налог, то есть надбавка к цене товара.
Плательщиками НДС являются:
а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
б) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);
д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации (п.1 ст. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").
Все они в соответствии с Законом (п. 2 ч. 2) именуются - предприятиями.
Фактическими налогоплательщиками являются потребители - покупатели товаров (работ, услуг).
Объектами налогообложения являются:
а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона).
Давая определение объекту налога на добавленную стоимость, необходимо сказать, что с экономической точки зрения им является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и определяемая как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и обращения.
Подробный перечень объектов налогообложения также приводится в Законе.
Ст. 5 Закона определяет товары, работы и услуги, освобождаемые от НДС:
* услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
* квартирная плата;
* операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации;
* операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), за исключением брокерских и иных посреднических услуг;
* действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям или физическим лицам определенных прав; услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов; платежи за пользование недрами, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды за пользование природными ресурсами;
* услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;
* услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально - зрелищные, спортивные, культурно - просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ;
* обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;
* ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;
* платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника;
* товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников.
* товары, ввозимые на территорию Российской Федерации:
* оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему; транспорт общественного пользования, комплектующие и запасные части к нему; специальные транспортные средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел и многие другое.
Налог исчисляется по ставкам:
10 процентов - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
10 процентов - по зерну, сахару - сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;
20 процентов - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Указанные ставки применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации (ст. 6 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").
НДС уплачивается не позднее 20 - го числа каждого месяца.
Акцизы
Данный налог рассматривается в параграфе, рассказывающем о налогах с юридических лиц, но плательщиками налога, помимо юридических лиц, с 10 января 1997 года стали и индивидуальные предприниматели, производящие, реализующие и ввозящие подакцизные товары.
Подакцизные товары определяются ч. 2 ст. 1 закона РФ "Об акцизах" от 7 марта 1996 г. Это: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (далее - подакцизные товары).
Состав плательщиков акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется таможенным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Закона).
По товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, объект налогообложения также определяется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона).
Объект налогообложения - стоимость товаров, исчисляемая в соответствии с Законом и объем добытого сырья в натуральном выражении.
Ставки акцизов устанавливаются в следующих размерах (Ставки акцизов устанавливаются в следующих размерах):
Алкогольная продукция, за исключением вин и слабоалкогольных напитков
45 тыс. рублей за литр стопроцентного этилового спирта, содержащегося в готовой алкогольной продукции
Вина натуральные, слабоалкогольные напитки
2 тыс. рублей за литр
Пиво (за исключением разлитого в жестяные банки)
500 рублей за литр
Пиво, разлитое в жестяные банки
900 рублей за литр
Сигары
5 тыс. рублей за штуку
Сигареты с фильтром
5,5 - 21 тыс. рублей за 1000 штук в зависимости от длины и класса
Ювелирные изделия
30 процентов от стоимости
Бензин автомобильный
25 процентов
Автомобили легковые
5 процентов
Организации, производящие и реализующие спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, водку и ликероводочную продукцию, пиво, бензин автомобильный уплачивают в бюджет акцизы исходя из фактических оборотов в следующие сроки:
15-го числа текущего месяца - за первую декаду;
25-го числя текущего месяца - за вторую декаду;
5-го числа следующего за отчетным месяца - за остальные дни отчетного месяца.
Все остальные плательщики уплачивают акцизы ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. с 1 марта 1995 г. введен порядок торговли подакцизными товарами, подлежащими маркировке, только с марками подакцизного сбора.
Налог на прибыль предприятий
Налог на прибыль предприятий и организаций введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Как и всем налогам налогу на прибыль свойственны две функции: фискальная и регулирующая.
Налог на прибыль активно используется правительствами зарубежных стран в качестве инструмента, стимулирующего деловую активность. Фискальное значение налога на прибыль не столь велико: доля поступлений от его взимания в ВНП ФРГ, США, Франции, Швеции не превышает 2%, для Великобритании этот показатель составляет 4%, а для Японии - 6%. При этом необходимо иметь в виду, что помимо налогов на прибыль корпорации выплачивают в бюджет значительные суммы из своих доходов на социальное страхование и обеспечение. Последние могут в несколько раз превышать налоги на прибыль.
В РФ доля поступлений от налога на прибыль в бюджете очень велика. Регулирующую роль налог на прибыль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации.
Плательщиками налога на прибыль являются, по общему правилу, все юридические лица, а также все филиалы и обособленные подразделения юридических лиц, включая иностранные юридические лица и их филиалы и представительства. При этом Закон устанавливает, что для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Закона).
Из-под действия Закона и из-под налога на прибыль выводятся предприятия любых организационно - правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Они платят налог на прибыль, полученную от других видов деятельности (п. 5 ст. 1 Закона).
Объект налогообложения - валовая прибыль, определяемая законодателем, как сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Таким образом, валовая прибыль состоит из трех частей:
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
2. Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;
3. Доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по ним.
Первая часть - прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552).
Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием:
1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов);
2. затраты на оплату труда;
3. отчисления на социальные нужды;
4. амортизация основных фондов;
5. прочие затраты {См. п.2 указанного Положения}.
Вторая часть - прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации .
По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.
При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя их средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка.
Третья часть - доходы от внереализационных операций включают доходы:
* получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;
* от сдачи имущества в аренду;
* доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
* другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающем перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли;
* суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий учредителями.
Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Не включаются в налогооблагаемую базу:
* стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными электростанциями для повышения их безопасности;
* стоимость основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами, предприятиями и организациями от других железных дорог, предприятий и организаций (переданных по решению Министерства путей сообщения Российской Федерации, управлений и отдельных железных дорог);
* по банкам - материальные, нематериальные и денежные средства, передаваемые в пределах одного юридического лица .
В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:
o доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
o доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации;
o доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видео салонов (видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) от этих услуг и т. д.
Ставки налога на прибыль устанавливаются Федеральным Собранием РФ - 13% (поступает в федеральный бюджет) и органами государственной власти субъектов РФ в размере не более 22% (поступает в местный бюджет), а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков - не более 30%.
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
* направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (включая капитальные вложения на создание и модернизацию очистных сооружений), жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
* взносов на благотворительные цели;
* направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов.
В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Не подлежит налогообложению прибыль:
* религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль указанных предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой этими объединениями на осуществление религиозной деятельности.
* общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов;
* специализированных протезно-ортопедических предприятий;
* от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
* предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов;
* от производства продуктов детского питания;
* государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и национальных заповедников, полученная от их основной деятельности;
* предприятий всех организационно - правовых форм, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Авансовые взносы налога производятся не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога.
По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Что же касается переплаченных сумм налога они засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления. Необходимо отметить, что оговорка о процентной ставке Центробанка РФ законодателем здесь не сделана.
Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке.
Начиная с 1 января 1997 года все предприятия, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.
Исчисление фактической суммы налога на прибыль производится предприятием на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом начисленных ранее сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятием в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Порядок уплаты налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца года.
Уплата налога на прибыль производится по месячным расчетам не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, по квартальным расчетам - в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
Законом РФ от 20 декабря 1991 года "О подоходном налоге с предприятий" предусмотрено постепенное введение еще одного вида налога - подоходного налога с предприятий. Пока данный налог не взимается.
3. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и служат главным образом источником финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения и соответственно зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды - Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных средств.
4. Таможенная пошлина
К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.
Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т.п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.
5. Региональные налоги
Налог на имущество предприятий и организаций
Данный налог введен Законом РФ от 13 декабря 1991 года "О налоге на имущество предприятий".
Плательщики налога:
* предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
* филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
* компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 1 Закона).
Объект налогообложения - основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика (ст. 2 Закона).
В соответствии со ст. 3 Закона определяется среднегодовая стоимость объектов налогообложения. В этой связи необходимо отметить, что, учитывая темпы инфляции, в РФ ежегодно принимаются постановления Правительства РФ "О переоценке основных фондов предприятий и организаций". Последнее такое постановление было принято 25 ноября 1995 г. В него внесены изменения и дополнения 12 апреля и 13 августа 1996 г.
В законе дается большой перечень имущества, не подлежащего налогообложению, в частности, имущество:
* специализированных протезно-ортопедических предприятий;
* используемое исключительно для нужд образования и культуры;
* религиозных объединений и организаций, национально - культурных обществ;
* жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
* общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;
* общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;
* используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
* предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ст. 4).
Налоговая ставка не может превышать 2 % от налогооблагаемой базы (ст. 6 Закона). Размер ставки может быть уменьшен, но не увеличен, решением представительного органа власти субъекта РФ.
Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а конце года производится перерасчет.
6. Местные налоги
Земельный налог
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земляным налогом. За земли, переданные в аренду , взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.
Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам (сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства, жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы).
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков необходимых для содержания строений и сооружений.
От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
* заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
* предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;
* научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля;
* учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений);
* предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), в первые десять лет пользования;
* участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующих армий;
* инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности;
* учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) не зависимо от источника финансирования;
* высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
* государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющее деятельность в интересах обороны РФ;
* санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Не облагаются земельным налогом:
* земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ к которым относятся земельные полосы шириной 30-50 метров, как в пограничной полосе, так и за ее пределами, а также 5-метровая полоса вдоль государственной границы РФ, предоставленные в бессрочное пользование погранвойскам для обеспечения государственной безопасности;
* земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи и т.д.), полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов, бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков. При этом за земельные участки, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в населенных пунктах, налог взимается на общих основаниях. При использовании не по целевому назначению (не для сельскохозяйственного производства) земли, предоставленной гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, указанная льгота не применяется.
Кроме того, от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья.
Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.
Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. При этом период освоения контролируется местными органами государственной власти.
Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.
Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка , облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по эти земельным участкам.
Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю" , которая дифференцируется по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам в размере 3% ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для соответствующих зон данного города или поселка.
Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере 3% ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме.
Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.
Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством РФ.
Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения.
Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти.
Доля средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых республиками в составе РФ, краями, областями, автономной областью, автономными округами на специальный бюджетный счет РФ, устанавливается законодательными органами исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные ст.24 Закона РФ "Оплате за землю ".Изменение указанных долей производится по представлению Правительства России одновременно с утверждением проекта бюджета на предстоящий финансовый год .
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству. Ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории; фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.




Тема 8. НАЛОГИ И СБОРЫ С НАСЕЛЕНИЯ

1. Подоходный налог с физических лиц
Взимание налога регламентируется Законом РФ от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц".
Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), которые дифференцируются законодателем на две категории:
* имеющие постоянное место жительства в РФ;
* не имеющие постоянного места жительства в РФ.
К первым относятся физические лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 трех дней в году. Следует обратить внимание на то, что срок проживания не должен быть непрерывным и, что 183-ий, а не 184-ый день проживания характеризует физическое лицо как имеющее постоянное место жительства в РФ.
Объектом налогообложения и, соответственно, признаком налогоплательщика является совокупный годовой доход, полученный в календарном году:
* у физических лиц, имеющих постоянное место жительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами;
* у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ (ст. 2 Закона).
Необходимо заметить, что доход может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме.
В совокупный доход не включаются (ст. 3 Закона):
* государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком);
* все виды пенсий, назначаемых в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий;
* компенсационные выплаты работникам;
* суммы материальной помощи, независимо от ее размера, оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или ущерба их здоровью;
* выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, других республик бывшего СССР и суммы, получаемые в погашение таких облигаций;
* выигрыши по лотереям, проводимым в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации;
* проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;
* проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, открытым:
* в рублях - если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действовавшей в течение периода существования вклада;
* в иностранной валюте - если проценты выплачиваются в пределах 15 процентов годовых от суммы вклада;
* алименты, получаемые физическими лицами;
* суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, профессионально - технических, общеобразовательных (основного общего, среднего (полного) общего образования) учебных заведений, слушателями духовных учебных заведений, аспирантами, учебными ординаторами и интернами, получаемые ими:
* в связи с учебно-производственным процессом;
* за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов;
* за работы, выполняемые в период каникул (но не более трех месяцев в году), в части, не превышающей десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый календарный месяц, в течение которого получен доход;
* суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей пятитысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. По желанию плательщика такой вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов;
* суммы страховых выплат физическим лицам:
* по обязательному страхованию;
* по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);
* по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая;
* в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.
В остальных случаях, если суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора, то материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению.
Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам;
* доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
* стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
* материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, если:
* процент за пользование такими средствами в рублях составляет не менее двух третей от ставки рефинансирования, установленной Банком России;
* процент за пользование такими средствами в иностранной валюте составляет не менее 10 процентов годовых.
Материальная выгода при получении заемных средств подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц.
Не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством РФ, законодательство субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.
Для исчисления облагаемого совокупного дохода полученный в календарном году совокупный доход уменьшается (необлагаемый минимум) на:
* сумму дохода, не превышающую 1 минимальный размер оплаты труда за каждый полный месяц, в течение которого получен доход для всех физических лиц;
* сумму дохода, не превышающую 3-х минимальных размеров оплаты труда за каждый полный месяц, в течение которого получен доход для лиц, перечисленных в пункте 3 ст. 3 Закона;
* сумму дохода, не превышающую 5-ти минимальных размеров оплаты труда за каждый полный месяц, в течение которого получен доход для лиц, перечислены в пункте 2 ст. 3 Закона.
Если лицо подпадает по несколько категорий одновременно, вычеты производятся по основанию, предусматривающему более высокую сумму необлагаемого минимума.
Совокупный доход уменьшается также на:
* суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов, суммы страховых платежей, перечисленные на противопожарное страхование, а также удержанные в Пенсионный фонд Российской Федерации;
* суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц, в течение которого получен доход: на каждого ребенка в возрасте до 18 лет; на студентов и учащихся дневной формы обучения - до 24 лет; на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода (обоим супругам, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну, попечителю).
Этот порядок сохраняется до конца года, в котором дети достигли возраста 18 лет, студенты и учащиеся - 24 лет, а также в случае смерти детей и иждивенцев.
* суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных учреждениях на эти цели.
Эти суммы не могут превышать размера совокупного дохода физических лиц за отчетный календарный год.
Это положение не применяется в случаях, когда оплата указанных расходов за физических лиц производится предприятиями, учреждениями и организациями за счет своих средств.
Предоставление такого вычета физических лицам повторно не допускается.


С сумм материальной выгоды при получении процентов по вкладам в банках в случаях, предусмотренных абзацем 5 подпункта "н" пункта 1 статьи 3 Закона (проценты и выигрыши свыше установленных пределов), а также с сумм материальной выгоды при получении страховых выплат, предусмотренных абзацем 6 подпункта "ф" пункта 1 статьи 3 Закона, налог исчисляется и удерживается у источника фактической выплаты их физическому лицу отдельно от других доходов по ставке 15 процентов.
Налог уплачивается, а точнее, удерживается администрацией работодателя ежемесячно с суммы совокупного облагаемого дохода, полученного за данный месяц. По окончании года производится перерасчет.
Закон устанавливает обязанность физических лиц подавать декларацию о доходах и расходах в налоговый орган по месту жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Освобождаются от этой обязанности лица:
* получающие доход по одному месту работы;
* не имеющие постоянного места жительства в РФ;
* совокупный облагаемый доход которых за отчетный год не превысил сумму в 20 000 руб.
Порядок и сроки уплаты налога, ответственность за несвоевременную уплату и недоплату налога варьируются в зависимости от национальной принадлежности физического лица, наличия или отсутствия у него постоянного места жительства в РФ, источников и способов получения дохода.
Понятие материальной выгоды дано в законе применительно к трем случаям: проценты и выигрыши по вкладам в банках; для доходов от страховок, если нет страхового случая; для экономии от беспроцентных или низкопроцентных кредитов (о них было сказано выше).
Нововведения в Закон призваны перекрыть те каналы, при помощи которых большое количество граждан получало доходы и нисколько не преступая закон скрывало их от налогообложения. Например, "депозитная зарплата" - типичный прием, применяемый банками для уклонения от уплаты налогов. Формально сотрудник получает 200 - 300 рублей в месяц по ведомости, на которые и начисляются налоги, а реально - во много раз большую сумму с некоего депозита, которым он фактически и не владеет (его как положил на имя сотрудника, так и заберет в случае чего сам банк).
Еще один способ: реального страхового случая нет, а выплаты, превышающие взносы страхователя в несколько десятков раз - есть.
Теперь, со всех сумм, превышающих установленный законодателем предел, источнику выплаты придется заплатить налог по ставке, определенной в Законе.
2. Налоги на имущество физических лиц
Порядок взимания установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "
Плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения, определяемые Законом.
Закон выделяет две группы объектов налогообложения:
1. жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
2. моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
Налог с имущества первой группы исчисляется с его инвентаризационной стоимости или со стоимости определяемой по обязательному страхованию в размере, не превышающем 0,1 процента.
Налог на транспортные средства уплачивается в зависимости от их мощности.
От уплаты налогов на имущество освобождаются полностью:

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>