<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

* осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
* организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
* контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;
* проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
* обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
* осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:
* получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
* проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
* ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
* иные права, предусмотренные законодательством.
В развитие валютного, в том числе экспортного, контроля Центральный банк РФ совместно с Государственным таможенным комитетом РФ ввели в действие Инструкцию #19 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
Актуальность усиления экспортного контроля была продиктована серьезной экономической проблемой: утечкой капиталов за границу. Значительное число предприятий-экспортеров не переводило экспортную валютную выручку из-за рубежа. В результате чего десятки миллиардов долларов оседали в зарубежных банках. Следовательно, снижались валютные поступления в страну, недобирались соответствующие налоговые платежи, наносился ущерб формированию государственного бюджета. Согласно Инструкции Экспортер (резидент РФ, от имени которого заключен контракт на экспорт товаров) предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится валютный счет Экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком Экспортер оформляет паспорт сделки документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.
Ответственность за нарушения валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля. Основные виды ответственности установлены п. 1ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле:
а) взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
б) взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты и нерезиденты за:
* отсутствие учета валютных операций;
* ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;
* непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая:
* не была учтена;
* была учтена ненадлежащим образом;
* по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства сумм, указанных в п. 1 ст. 14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
б) приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Важно отметить, что взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля: с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.
Юридические лица обязаны продавать государству часть валютной выручки, полученной от реализации экспортной продукции. Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента Российской Федерации при условии, что выручка будет использована на государственные или общественные цели.
Например, Указом Президента Российской Федерации "Об освобождении Информационного телеграфного агентства России и Российского информационного агентства "Новости" от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг" от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современного оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Центральным банком России.
В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами урегулирован Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г." Положение распространяется на сделки с золотом и серебром: в стандартных слитках, в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах.
Сделки с перечисленными выше объектами вправе совершать следующие субъекты (в отношении ряда из них названное Положение содержит соответствующие дополнительные предписания): Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Центральный банк Российской Федерации; специально уполномоченные банки (коммерческие банки); пользователи недр (юридические и физические лица); скупочные предприятия; предприятия-заготовители; предприятия-переработчики; аффинажные заводы (государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,6%); промышленные потребители (юридические и физические лица); инвесторы.
Произведенные на территории Российской Федерации слитки золота и серебра покупаются у пользователей недр Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, а также Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками, специально уполномоченными им по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами.
Драгоценности, принадлежащие государству, хранятся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск из Фонда иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных в годовых планах (лимитах) их отпуска, утвержденных Правительством Российской Федерации, и на цели, не предусмотренные этими планами, производится по решениям Президента Российской Федерации на основании представления Правительства Российской Федерации.
Такое представление должно содержать информацию об общем количестве соответствующих ценностей, находящихся на хранении в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на момент направления представления, и об их планируемых поступлениях, о наличии задолженности государства сдатчикам ценностей, о конкретных направлениях расходования средств от предполагаемых операций с ценностями, а также о фактическом выполнении предыдущих решений Президента Российской Федерации по этим вопросам.
Операции с драгоценными металлами в случаях, не предусмотренных названной правовой нормой, осуществляются через уполномоченные банки и внешнеторговое объединение "Алмаз-ювелирэкспорт" по решению Правительства Российской Федерации.
Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Для обозначения этого вида деятельности следовало бы использовать термин "надзор". "Надзор" в общепринятом смысле означает обеспечение законности какой-либо деятельности, в то время как под "контролем" понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесообразности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения обязанными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако термин "валютный контроль" является общепринятым, поэтому он широко используется, несмотря на отмеченную неточность.
Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации" Государственный таможенный комитет - орган валютного контроля, а иные таможенные органы - агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному комитету.
На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. В валютном контроле участвуют и другие органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю" от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Федерации (ныне - Федеральная служба контрразведки Российской Федерации), Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации информируют Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций
9. Внутренний валютный рынок
В законе СССР "О валютном регулировании" валютный рынок СССР получил законодательное закрепление. "Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке". И далее устанавливалось, что "операции на валютном рынке проводятся через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения, в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах".
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" воспринял все положения общесоюзного акта и расширил понятие внутреннего валютного рынка, особенно определил условия механизма его действия. Например, во-первых, что покупка иностранной валюты производится в порядке и на цели, определенные ЦБ и во-вторых, покупка и продажа иностранной валюты через уполномоченные банки также производится в порядке, установленным ЦБ.
Сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, но опять же в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ. Он также наделялся правом устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также мог проводить сам операции по покупке и продаже иностранной валюты.
Деятельность уполномоченных банков по совершению валютных операций определяется генеральной лицензией и другим банковским законодательством. По вопросам организации и деятельности валютных бирж были разработаны Правила (от 27 февраля 1991 года) осуществления операций в Центре проведения межбанковских валютных операций, то есть под понятием "центра" имеется в виду валютная биржа, а конкретно Московская Межбанковская валютная биржа (ММВБ).
В соответствии с Правилами на Центр возложены следующие операции:
* заключение сделок по купле и продаже иностранной валюты с членами Центра;
* организация двусторонних сделок между членами Центра по продаже и покупке иностранной валюты по рыночному курсу;
* организация расчетов в иностранной валюте и в рублях по заключенным в Центре сделкам;
* определение текущего рыночного курса иностранных валют к рублю.
ЦБ РФ осуществляет регулирование (поддержание) рыночного курса иностранных валют к рублю, то есть он проводит интервенцию - вмешательство для поддержания курса рубля;
Членами ММВБ могут быть:
* уполномоченные банки, имеющие генеральную лицензию;
* Внешторгбанк РФ;
* финансовые учреждения, имеющие право на осуществление валютных операций.
Право на покупку или продажу иностранной валюты имеют российские предприятия и предприятия с участием иностранных инвестиций. При покупке или продаже иностранной валюты необходимо указать цель использования валюты:
а) для перевода за границу текущих платежей по выплате процентов и основного долга по заемным средствам;
б) для покупки товаров и услуг, расчеты за которые осуществляются без отсрочки платежа;
в) для переводов за границу дивидендов от инвестиций в экономику РФ;
г) для продажи иностранной валюты гражданам с целью вывоза за границу.
Сумма покупки или продажи иностранной валюты указывается в долларах США, ее минимальная сумма - 10 тыс. долларов США. Суммы других иностранных валют, указанные в заявке, должны быть кратными 10 тыс. долларов США.
Купленная иностранная валюта зачисляется на специальный счет клиента в уполномоченном банке и должна быть использована клиентами в течение не более 2 месяцев от даты ее зачисления на специальный счет, после этого срока неиспользованная иностранная валюта продается уполномоченным банком на торгах в обычном порядке. Проценты по специальным счетам не начисляются.
Проведение торгов и определение рыночного курса рубля осуществляется курсовым маклером.
Для всех валютных сделок, заключенных в течение дня на валютной бирже, применяется единый курс доллара США к рублю. После завершения торгов его участникам выдают биржевые свидетельства, которые имеют силу гражданско-правового договора. На основе биржевых свидетельств оформляются платежные поручения, по которым переводятся средства в рублях или иностранной валюте покупателям и продавцам.
За организацию проведения торговли иностранной валютой валютная биржа взимает комиссионное вознаграждение: продавец иностранной валюты выплачивает его в рублях, а покупатель иностранной валюты - в иностранной валюте.
Информация о валютных операциях членов валютной биржи является банковской тайной.
По установившейся традиции и законодательству каждой страны ввоз иностранной валюты на свою территорию не ограничивается, это есть одна из форм привлечения иностранной валюты в свою страну. Но необходимо обязательное оформление документа на ввозимую валюту, каковым является в данном случае таможенная декларация.
Вывоз иностранной валюты из РФ осуществляется по разрешению, выдаваемому уполномоченным банком или его филиалом, подразделением, обменным пунктом.
Российским и иностранным гражданам разрешается вывозить иностранную валюту без ограничения суммы, но только при наличии разрешения, которое подтверждает:
а) покупку иностранной валюты за рубли в соответствии с валютным законодательством;
б) выдачу наличной иностранной валюты с текущих валютных счетов юридических и физических лиц на основе норм валютного законодательства;
в) покупку дорожных и банковских чеков за наличную иностранную валюту;
г) выдачу наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков.
Разрешение выдается конкретному лице без права передачи другому лицу. Норма вывоза иностранной валюты на одного российского гражданина без предъявления таможенной декларации или без разрешения уполномоченного банка устанавливается Центральным банком России.
В 1992 году эта норма составляла 500 долл. США в любом эквиваленте при выезде за границу в частную поездку и на постоянное место жительства. Для граждан-иностранцев эта норма равнялась 50 долл. США. Важное место в системе уполномоченных банков по операциям с иностранной валютой занимают пункты обмена иностранной валюты на территории РФ. Порядок организации работы данных пунктов регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 25 января 1994 года М 21.
Уполномоченные банки наделены правом открывать пункты обмена иностранной валюты для совершения валютно-обменных операций по месту расположения своих филиалов. Каждый обменный пункт подлежит обязательной регистрации в Национальном банке. Для работы в обменном пункте назначаются штатные работники уполномоченного банка, подготовленные к работе с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте. Данные работники должны документально подтверждать знание иностранного языка и прохождение специального обучения, включая подготовку по способам выявления фальшивых и поддельных денежных знаков.
Обменные пункты могут производить следующие операции:
а) покупку-продажу наличной иностранной валюты за счет средств физических лиц;
б) продажу (оплату) платежных документов (дорожных чеков, именных чеков, денежных аккредитивов иностранных банков, кредитных карточек);
в) обратный обмен неизрасходованных гражданами-нерезидентами рублей на иностранную валюту;
г) прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
д) прием на экспертизу денежных знаков, подлинность которых вызывает сомнение.
Обменные пункты не имеют права совершать операции только по покупке или только по продаже иностранных валют. Указанные виды валютно-обменных операций должны совершаться одновременно. Продажа гражданам-резидентам наличной иностранной валюты производится без ограничения суммы. Наряду с куплей и продажей иностранной валюты на валютных биржах в РФ, также действует внебиржевой внутренний валютный рынок. К нему в первую очередь относится деятельность уполномоченных банков, когда была разрешена в середине 1992 года обязательная продажа предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке РФ. Уполномоченные банки получили право на ведение открытой валютной позиции (позиции валютного риска), то есть на них стал распространяться порядок на покупку и продажу иностранной валюты против валюты Российской Федерации.
С этого времени уполномоченные банки стали от своего имени осуществлять операции по купле-продаже иностранной валюты как за свой счет, так и за счет клиента по его поручению, если клиент наделен правом доступа на внутренний валютный рынок Российской Федерации.
Для уполномоченных банков для данных операций устанавливается лимит открытой валютной позиции. Размер лимита зависит от суммы собственных средств банка, которые охватывают собой сумму остатков по счетам: фонды банков, доходы будущих периодов, доходы банков прибыли и убытки отчетного года. Также учитываются вложения в акции акционерных обществ, в акции предприятий и др.
В случае грубых нарушений уполномоченным банком порядка ведения лимитов открытой валютной позиции Банк России принимает меры в соответствии с действующим законодательством вплоть до отзыва лицензии на право осуществления операций с иностранной валютой.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле также предусмотрел решение вопроса о порядке обращения наличной иностранной валюты в РФ как одного из моментов развития внутреннего валютного рынка РФ. Соответственно Центральный банк России в письме от 1 октября 1993 года "Об изменении порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" указал, что уполномоченные банки не могут принимать от граждан наличную иностранную валюту в оплату за реализуемые уполномоченными предприятиями на территории РФ товары (работы, услуги) для зачисления валютной выручки на текущие счета в уполномоченных банках.
Уполномоченное предприятие впервые названо в нашем законодательстве 1 декабря 1993 года. Этот статус дается предприятиям, имеющим разрешение на реализацию гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, выданное соответствующим Главным управлением ЦБ России (Управлением иностранных операций, Департаментом иностранных операций, Главным управлением валютного регулирования).
К уполномоченным предприятиям могут относиться гостиницы, рестораны, предприятия транспорта по международным перевозкам, международной связи, международному туризму, обучению граждан и другие.
К тому же следует исходить из того, что с 1 января 1994 года наличный доллар как платежное средство был изъят из обращения на территории РФ. Теперь платежи в иностранной валюте в пользу уполномоченных предприятий осуществляются путем перевода средств в иностранной валюте на текущие валютные света уполномоченных предприятий с открытых в уполномоченных банках валютных счетов физических лиц. Данный порядок получил правовое обеспечение, но вместе с тем ЦБ России сделал уточнения по порядку обращения наличной иностранной валюты на территории РФ от 2 сентября 1994года № 107.
Купленная у физических лиц уполномоченными банками или их обменными пунктами наличная иностранная валюта не может быть зачислена на текущие валютные счета уполномоченных предприятий и подлежит использованию уполномоченным банком для валютно-кассового обслуживания клиентов в соответствии с валютным законодательством РФ, в том числе для продажи этой наличной иностранной валюты физическим лицам за рубли. Уполномоченные предприятия за счет полученной рублевой выручки имеют право покупать через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке РФ иностранную валюту в порядке и на цели, установленные Банком России. Всякая реализация гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту рассматривается как нарушение валютного законодательства, влекущее за собой отзыв разрешения. Реализация гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту может производиться в местах, указанных в разрешениях. Предприятия, получившие статус уполномоченных предприятий, могут при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту самостоятельно:
* декларировать в иностранной валюте цены товаров (прейскуранты и тарифы на работы и услуги);
* устанавливать соотношения цен на товары в иностранной валюте и в рублях. Декларирование цен на товары в иностранной валюте осуществляется в определенном порядке (установление ценников, выбор места и т.д.).
Зачисление наличной иностранной валюты на валютные корреспондентские счета банков-нерезидентов в уполномоченных банках, а также снятие с этих счетов наличной иностранной валюты и оплаты с них дорожных чеков в иностранной валюте допускается только по специальным разрешениям Главного управления валютного регулирования и валютного контроля ЦБ России в каждом конкретном случае. Наличная иностранная валюта, ввезенная на территорию РФ с соблюдением таможенных правил физическим лицом-нерезидентом, либо уполномоченным им лицом, зачисляется в той сумме, которая указана владельцем счета в таможенной декларации.
С 1 января 1994 года действует правило, по которому предприятия, учреждения и организации не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте физическим лицам (резидентам и нерезидентам) заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей, а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера. Эти правила не распространяются на дипломатов, других представителей иностранных государств, международных межправительственных организаций, их филиалов и представительств, находящихся на территории РФ.
Начисление уполномоченными банками процентов по остаткам средств на открытых у них счетах (вкладах) резидентов и нерезидентов осуществляется только в той иностранной валюте, в которой открыт соответствующий счет (вклад) и только на тот валютный счет, на который начисляются проценты.
Без ограничений могут зачисляться суммы бесхозной наличной иностранной валюты, наличной иностранной валюты, перешедшей к государству по праву наследования и найденной в кладах, на бюджетный валютный счет и на текущие валютные счета органов государственного управления, ответственных в соответствии с законодательством РФ за учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
Наличная иностранная валюта может сниматься с текущих валютных счетов на приобретение банковских и дорожных чеков в иностранной валюте оплату расходов, связанных с командированием в иностранные государства и по специальному разрешению ЦБ России. Дорожные чеки в иностранной валюте должны сниматься со счетов в банках за три дня до отправления работника в зарубежную командировку и подлежат возврату на счет в банке в течение трех дней с момента возвращения работника из-за границы. Центральный банк России наделен правом давать специальные разрешения на прием наличной иностранной валюты на счета в уполномоченные банки в каждом конкретном случае.
10. Органы и агенты валютного контроля
Органами валютного контроля согласно Закону являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. В качестве агентов валютного контроля определены уполномоченные банки.
С точки зрения полномочий одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные для всех резидентов и нерезидентов в Российской Федерации. Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право: получать как устную, так и документальную информацию, связанную с осуществлением функций валютного контроля, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного контроля; приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в Законе документов и информации; приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций; другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Россию и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим операциям осуществляют также органы Федеральной налоговой службы.
Органы валютного контроля:
o Центральный банк Российской Федерации;
o Правительство Российской Федерации;
o Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю;
o агенты валютного контроля - организации, которые могут осуществлять функции валютного контроля. Среди них важное место занимают уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ.
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" дает определение понятия "уполномоченные банки", под которыми подразумеваются банки и другие кредитные учреждения, по лучившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Лицензии на проведение операций с иностранной валютой выдаются коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям как правило через год после начала их работы.
Во избежание недоразумений, следует отметить, что термин "уполномоченные банки" в действующих правовых актах может иметь совершенно иное значение. Так, под уполномоченными банками правительства г. Москвы, например, подразумеваются банки, получившие право осуществлять расчетно-кассовое обслуживание государственных и муниципальных учреждений и организаций г. Москвы. Таким образом, второе значение термина "уполномоченные банки" не совпадает с первым значением, содержащимся в Законе о валютном регулировании и валютном контроле.
Среди указанных мер наиболее важным следует признать разработку порядка осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров - как главного звена поступления иностранной валюты в РФ. На этот счет Государственным таможенным комитетом и Центральным банком была разработана Инструкция от 12 октября 1993 года № 19.
В целях обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ был установлен следующий порядок контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, учреждений, организаций - резидентов РФ, осуществляющих экспорт товаров, в уполномоченных банках.
Созданный механизм валютного контроля за поступлением валютной выручки предписывает экспортерам зачислять иностранную валюту как выручку от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Для действия данного механизма были введены следующие основные понятия:
Экспортер - предприятие, учреждение, организациями физическое лицо - резидент РФ, от имени которого заключается контракт на экспорт товаров.
Банк - уполномоченный банк или его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Зачисление валютной выручки на иной счет возможно только по специальному разрешению ЦБ РФ. Механизм валютного контроля может быть эффективным только при активном взаимодействии таможенных органов и уполномоченных банков, которые имеют необходимый объем полномочий.
Паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, оформляющийся экспортером по каждому заключенному контракту в уполномоченном банке. В паспорте сделки включаются сведения о внешнеэкономическом контракте, необходимые для осуществления рассматриваемого контроля. Он оформляется в двух экземплярах, один из них возвращается экспортеру, а второй экземпляр должен храниться в банке и служить основанием для открытия досье валютного контроля. Паспорт сделки имеет две подписи: первая - подпись экспортера, имеющего право первой подписи, вторая - одним из представителей уполномоченного банка, на транзитный валютный счет в котором должна в последующем поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Если в паспорте сделки есть сведения, не соответствующие контракту, банк должен отказать в его подписании.
Учетная карточка таможенно-банковского контроля, которая составляется таможенными органами и направляется в банк для осуществления последним контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Вся информация по экспорту товаров поступает в вычислительный центр Государственного таможенного комитета, где она обрабатывается и на ее основе составляется учетная карточка таможенного валютного контроля. Информация из вычислительного центра передается органам валютного контроля, то есть Правительству, ЦБ и Государственному таможенному комитету. Кроме того, она также передается в Государственную налоговую службу и Министерство внешних экономических связей.
Средства с транзитного текущего валютного счета на обязательную продажу части валютной выручки от экспорта товаров должны быть переведены не позднее 10 дней со дня зачисления выручки. Инструкция содержит полный перечень видов ответственности банков, экспортеров, сотрудников экспортеров и ответственных лиц банков за нарушение валютного контроля за поступлением валютной выручки. Данная Инструкция вступила в силу с 1 января 1994 года в отношении товаров стратегического значения, а остальных товаров с 1 марта 1994 года. Создание системы данного валютного контроля является значительным мероприятием в валютном регулировании Российской Федерации. Эта система охватывает собой около 40 тысяч юридических лиц, которые в течение года осуществляют около 1 млн. экспортных сделок и в этой системе задействовано около 600 коммерческих банков, обслуживающих экспортно-импортные операции. А это означает, что наряду с уполномоченными банками будут привлекаться коммерческие банки, которые для осуществления функций по экспортно-импортным операциям получают валютные лицензии с ограниченным объемом полномочий.
11. Формирование валютных резервов
В процессе развития валютного рынка в стране начался поиск оптимальных вариантов распределения валютной выручки от внешнеэкономических операций между государством и конкретными предприятиями-собственниками экспортной продукции. Формой такого распределения стало законодательное установление обязательной продажи части валютной экспортной выручки на внутреннем валютном рынке. Важным правовым актом, опосредовавшим этот процесс, явился Указ Президента РФ от 30 декабря 1991 г. Ма 335 "О формировании Республиканского валютного резерва Российской Федерации в 1992 г.".
Отметим несколько наиболее важных моментов Указа:
1. Указ урегулировал формирование Республиканского валютного резерва Российской Федерации.
2. Средства резерва могли быть использованы на цели обслуживания внешнего долга, стабилизацию рыночного курса рубля, импорт предметов первой необходимости.
3. Все предприятия, граждане и другие субъекты, получившие валютную выручку от экспорта товаров и услуг, обязывались продать 40% валютной выручки в Республиканский валютный резерв. Прилагался перечень товаров и услуг, выручка от реализации которых подлежала продаже.
4. Подтверждался принцип обязательного хранения валютных средств на счетах уполномоченных банков в РФ. Кроме того, все юридические лица, имевшие на момент принятия Указа валютные средства на счетах зарубежных банков без специального на то разрешения Центрального банка РФ ин Госбанка СССР, обязывались в трехмесячный срок перечислить указанные средства на свои счета в уполномоченных банках, в Российской Федерации. Не перечисленные средства объявлялись собственностью Российской Федерации и подлежали изъятию в Республиканский валютный резерв.
В последующие годы был принят ряд правовых актов, вносивших существенные изменения в регулирование рассматриваемого вопроса На сегодняшний день основным правовым актом по данному вопросу является Инструкция Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем рынке Российской Федерации".
Отметим наиболее важные моменты указанного правового акта:
1. Предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50 % валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
2. Продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.
3. При осуществлении обязательной продажи предприятия могут продать иностранную валюту через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, в Валютный резерв Банка России.
4. В инструкции дается перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. В него, в частности, входят:
* поступления в качестве взносов в уставный капитал, а так же доходы полученные от участия в капитале;
* поступления в виде привлеченных кредитов, депозитов, вкладов, а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;
* поступления в виде пожертвований на благотворительные цели другие поступления.
5. Установлен порядок обязательной продажи предприятиями части экспортной выручки. Он может быть представлен в следующем, несколько упрощенном виде.
Все поступления предприятий в иностранной валюте под лежат зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком РФ.
Каждому предприятию открываются параллельно два счета в уполномоченном банке: транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте; текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.
Таким образом, все валютные поступления предприятия зачисляются на транзитный валютный счет. По поручению предприятия 50 % валютной выручки продается на внутреннем валютном рынке, а остальные средства перечисляются на второй текущий валютный счет предприятия. Отсюда и название первого счета транзитный.
В результате реализации рассмотренного Указа, увеличивается предложение иностранной валюты на валютном рынке России, формируются валютные резервы Банка России. В то же время 50% экспортной выручки остается в распоряжении предприятий и идет на формирование их валютных фондов. Следует отметить, что некоторые правовые акты устанавливают льготы при обязательной продаже части экспортной выручки или даже полностью освобождают от нее. Так, Указом Президента РФ от 27 июня 1994г. от обязательной продажи части валютной выручки освобождены федеральные учреждения и организации культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, цирковых предприятий и организаций. За нарушение порядка зачисления валютной выручки хозяйствующие субъекты подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой РФ, в размере всей сокрытой выручки в валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993г. "О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации" под сокрытой выручкой следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта, если иное не разрешено Центральным банком РФ. Вскрытие же нарушений валютных операций возможно в процессе осуществления валютного контроля.
12. Участие России в международных валютно-финансовых отношениях
В начале 90-х гг. Россия стала членом МВФ, МБРР, а затем ЕБРР.
Участие России в международных финансовых институтах открывает перед ней более широкие возможности доступ только к финансовым ресурсам этих организаций, но и к межгосударственным кредитам, а также частным займам и инвестициям. Одновременно оно налагает на нее определенные обязанности, выполнение которых предполагает в ряде случаев принятие трудных политических и экономических решений.
МВФ
Поскольку действия российского правительства в начале 90-х гг. рассматривались специалистами МВФ в ряде случаев как недостаточные, Россия не всегда получала от МВФ обещанные кредиты: так, МВФ отказался предоставить резервный кредит на сумму 3 млрд. долл. в 1992 г., а в конце 1993 г. была заморожена вторая половина этого кредита (первая была все же получена в результате объявления российским Правительством и Центральным банком России в мае 1993 г. стабилизационной программы).
В начале 1995 г. российскому Правительству удалось договориться с МВФ о получении кредита стенд-бай на сумму 4313,1 млн. СДР (что равно квоте России, в Фонде) сроком на 1год, который был одобрен МВФ 11 апреля 1995 г. Было предусмотрено, что ход осуществления стабилизационной программы будет анализироваться российскими организациями и специалистами Фонда ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно делается, учитывая сложности и трудности осуществления подобной программы в условиях России. Поддерживая позицию МВФ по вопросу о предоставлении кредита России, "Файнешнл таймс" (14 марта 1995 г.) тем не менее отмечала, что политика МВФ в отношении предоставления кредита России является рискованной игрой.
Результаты осуществления экономической политики Российского Правительства в 1995 г. повысили шансы России получить в МВФ новый, более крупный кредит сроком на три года Переговоры о кредите начались в октябре 1995 г. Как ожидается, новый кредит будет использован для проведения дальнейшей стабилизации макроэкономических показателей и на структурную перестройку экономики, в том числе ускорение процессов приватизации, реформ в сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе.
МБРР
Вступление России в Международный банк реконструкции и развития позволило ей получать финансовые ресурсы и от этой организации. В середине 90-х гг. Всемирный банк предоставлял России займы на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. В 1993-1995 гг. сумма полученных Россией финансовых ресурсов составила более чем 4,6 млрд. долл.
Считается, что представленные финансовые средства- пойдут на осуществление программ, которые будут способствовать более широкому притоку иностранных инвестиций в Россию.
Взаимодействие Всемирного банка и России не ограничивается только предоставлением кредитов и займов. Банк приступил к вложению средств в акции российских предприятий.
МФК
В 1993 г. в Экономику России были впервые вложены инвестиции по линии Международной финансовой корпорации: началось осуществлен трех крупных инвестиционных проектов - два из них в нефтегазовой отрасли, а третий - открытие кредитной линии для осуществления капиталовложений в частный сектор.
В апреле 1996 г. МБРР (в лице МФК) вложил среде российскую компанию "Альфа-цемент", владеющую акциями 10 крупнейших цементных заводов России. Всемирный банк приобрел 10% акций "Альфа-цемент".
ЕБРР
В первые годы своей деятельности ЕБЦ предоставлял России относительно небольшие кредиты. До 1993 г. займов и кредитов по государственной линии от этого Банка Россия не получала. В 1993 были подписаны и вступили в действие соглашения о займах на восстановление нефтяных и газовых скважин в Западной Сибири (свыше 174 млн. долл.) и на техническое содействие приватизации (свыше 43 млн. долл.). Однако реализация проектов по государственной линий сначала шла медленными темпами. В дальнейшем наметилась активизация Банка в России. На 1 января 1995 г. правление ЕБРР одобрило 41 проект инвестиций в России.
Всего за 1992-1994 гг. были предоставлены кредиты и займы на сумму свыше 1 млрд. долл.
Среди программ, которые ЕБРР осуществляет в России, - создание региональных венчурных фондов (РВФ). Всего предполагается создать 11 подобных фондов
Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР в целях совершенствования практики осуществления международных расчетов, в частности, улучшения, обслуживания экспортно-импортных операций своих клиентов. Межкомбанк подписал с ЕБРР соглашение, в соответствии с которым ЕБРР будет подтверждать для банков-корреспондентов Межкомбанка гарантии и аккредитивы по экспорту и импорту на сумму до 5 млн. долл. Сроком до одного года. Средства ЕБРР также используются для .поддержки малого бизнеса и осуществления программы повышения квалификации рабочей силы.
Предоставляя России финансовые ресурсы, ЕБРР использует и синдицированные кредиты.
В настоящее время совместно с российским и иностранными банками ЕБРР ведет работу по созданию в России депозитных банков.
В некоторых программах в России ЕБРР участвует совместно со Всемирным банком, а также с Европейским союзом. Так в 1995 г. продолжалось осуществление проекта развития финансовых структур в Российской Федерации. Проект ставит цель - усилить определенную группу коммерческих банков путем поощрения развития финансовых услуг. Предусматривается модернизация и организационное укрепление около 40 банков, имеющих тесные связи с иностранными банками.
Лондонский клуб
В результате длительных и трудных переговоров в ноябре 1995 г. было достигнуто соглашение о реструктуризации долга России Лондонскому клубу. Под соглашение подпадает 25,5 млрд. долл. основного долга, а также 7 млрд. долл. процентов по нему. Основной долг реструктурируется на 25 лет с правом отсрочки платежей на семь лет.
Парижский клуб
В 1996 г. на переговорах с Парижским клубом Россия достигла принципиального согласия с западными странами - кредиторами России о многолетней отсрочке своего внешнего долга. Начиная с 1993 г. Парижский клуб трижды принимал решения об отсрочке платежей, однако срок действия решения ограничивался концом текущего года, хотя предусматривалась и возможность продления срока. Долг России странам Парижского клуба оценивается примерно в 40-70 млрд. долл.
Считается, что достижению соглашения способствовало и позиция МВФ, который проявил определенное доверие к проводимой российским правительством экономической политике.
ВТО
В 1993 г. Россия подала официальную заявку на членство в ГАТТ, преемницей которого с 1995 г. стала Всемирная торговая организация (ВТО). Членство в этой -организации позволило бы скорее осуществлять структурную перестройку российской экономики, а также стало бы стимулом к ускорению экономического развития, поскольку мог бы быть использован опыт, накопленный мировым сообществом в регулировании рыночной экономики.
Стимулом для присоединения к ВТО является также стремление России стать равноправным торговым партнером на мировом рынке. Оно позволит повысить степень юридической защищенности, поскольку Россия обрела бы право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров в случае нарушения ее прав другими странами - членами ВТО. В последние годы накопилось немало сложных проблем во взаимоотношениях России с рядом торговых партнеров, а двусторонние соглашения не всегда являются эффективным механизмом для цивилизованного и равноправного урегулирования торговых споров и конфликтов. Однако вступление в ВТО означало бы что Россия берет на себя определенные обязательства в области импортной политики. Она будет вынуждена "играть по общим правилам".
Следующих шагом России должны стать двусторонние консультации с основными заинтересованными странами относительно взаимного выяснения несогласованных вопросов. Это станет важным этапом в процессе присоединения России к ВТО.



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

Ко всем темам
Конституция Российской Федерации. - М., 1995.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева, - М.: БЕК, 1997.
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 996.
Финансовое право: Учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова - М., Новый Юрист, 1998.
Финансовое и банковское право: Словарь-справочник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: ИНФРА-М. 1997.
Финансово-кредитный словарь: 3т. - М.: Финансы и статистика, 1984.

К темам 1 - 2
Бельский К.С. Финансовое право. - М.: Юрист, 1984.
Горбунова О.Н. Финансовок право в системе российского права: актуальные проблемы // Государство и право, 1995, № 2.
Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.
Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997.
Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1994.

К теме 3
Закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 15, ст. 492; № 33, ст. 1912; № 34, ст. 1966.
Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г., с изменениями и дополнениями // Ведомости ВС РФ, 1993, № 29, ст. 1114; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4973.
Закон РФ "О счетной палате РФ" от 11 января 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 3, ст. 167.
Указ Президента РФ "О федеральном казначействе" от 8 декабря 1992 г. // Российская газета, 1992, 25 января.
Указ Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 29 декабря.
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" от 6 марта 1998 г. № 273 // Российская газета, 1998, 19 марта.
Андреев В.К. Правовые проблемы аудита в России. - М., 1996.
Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. - М.: Финансы и статистика, 1989.
Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. - М., 1973.
Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: ЮрИнфоР, 1998.
Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.

К теме 4
Бюджетный кодекс РФ, от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. - М.: Изд-во "ЭКМОС", 1998.
Закон РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" от 15 июля 1992 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, № 34, ст. 1972.
Закон РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15 апреля 1993 г. // Ведомости ВС РФ, 1993, № 18, ст. 635.
Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. // СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4030.
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 10 сентября 1997 г. // Российская газета, 1997, 30 сентября.
Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 1998 год" от 26 марта 1998 г. // Российская газета, 1998, 31 марта.
Постановление Правительства РФ "О порядке исполнения федерального бюджета в период до вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 30 декабря 1998 г. № 1590 // Российская газета, 1999, 12 января.
Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. - М., 1997.
Коган М.Л. Бюджетные права союзных республик. - М.: Госюриздат, 1960.
Пискотин М.И. Советское бюджетное право: основные проблемы. - М., 1971.
Химичесва Н.И. Субъекты бюджетного права. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1979.
Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: ИНФРА-М, 1998.

К темам 5 - 8
Налоговый кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.
Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 52, ст. 1871.
Федеральный закон "Об акцизах" в ред. от 7 марта 1996 г. с изменениями и дополнениями // СЗ РФ, 1996, № 11, ст. 1016; 1997, № 3, ст. 356; Российская газета, 1998, 18 февраля.
Закон РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" в ред. от 18 октября 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 43, ст. 4011.
Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, № 11, ст. 525.
Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, № 12, ст. 591; Российская газета, 1998, 4 января.
Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18 октября 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 44, ст. 1426.
Закон РФ "О налоге с им1ущества, переходящего в порядке наследования или дарения" от 12 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, № 12, ст. 593.
Закон РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, № 12, ст. 599.
Закон РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 44, ст. 1424.
Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 9 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 8, ст. 362.
Алехин А.П., Пепеляев С.Г. Ответственность за нарушения налогового законодательства. - М., 1002.
Гуреев В.И. Российское налоговое право: Учебник. М.: Экономика, 1997
Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М.: Манускрипт, 1993.
Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М.: ЮрИнфоР, 1997.
Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает / Под ред. В.Д. Ларичева. - М.: ЮрИнфоР, 1998.
Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1997.
Налоги и налоговое право: Учебное пособие /Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1998.
Основы налогового права: Учебно-методическое пособие /Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Инвест Фонд, 1995.
Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М; Норма, 1997.
Химичесва Н.И. Налоговое право: Учебник. М.: БЕК, 1997.

К теме 9
Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 г. // Ведомости ВС РФ, 1993, № 1, ст. 4.
Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. в ред. от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1593.
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. в ред. от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 492.

К теме 10
Гражданский кодекс РФ.
Закон РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. с изм. и доп. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 27, ст. 920; Ведомости ВС РФ, 1993, № 17, ст. 602.
Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. с изм. 31 декабря 1997 г. // Ведомости ВС РФ, 1993, № 2, ст. 56; Российская газета, 1998, 4 января.
Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. - М., 1992.
Шиминова М.Я. Основы страхового права России. - М., 1993.

К теме 11
Бюджетный кодекс РФ.
Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. // СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4030.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" от 26 марта 1998 г. // Российская газета, 1998, 31 марта.
Постановление Правительства РФ "О порядке исполнения федерального бюджета в период до вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 30 декабря 1998 года // Российская газета, 1999, 12 января.
Временное Положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 21 марта 1994 г. // САПП РФ, 1994, № 13, ст. 996.

К теме 12
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в ред. от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ 1995, № 18, ст. 1593.
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в ред. от 3 февраля
1996 г. // СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 492.
Агарков М.М. Основы банковского права: Курс лекций. Учение о ценных бумагах: Научное исследование. - М.: БЕК, 1994.
Ефимова Л.Г. Банковское право. - М.: БЕК, 1994.
Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997.
Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. - М.: ЮрИнфоР, 1997.

К темам 13 - 14
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в ред. от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1593.
Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения".
Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П. Утв. Советом директоров Банка России (протокол от 19.12.97 № 47) // Вестник Банка России, 1998, 14 января.
Белов В.А. Ценные бумаги в Российском гражданском праве / Под ред. проф. Е.А. Суханова. - М.: ЮрИнфоР, 1996.
Белов В.А. Вексельное законодательство России: Научно-практический комментарий. - М.: ЮрИнфоР, 1996.
Белов В.А. Практика вексельного права. - М.: ЮрИнфоР, 1998.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) постатейный. - М.: Контракт, 1996.
Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. - М.: ЮрИнфоР, 1996.
Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997.
Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. - М.: ЮрИнфоР, 1997.

К теме 15
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле " от 9 октября 1992 г. // Ведомости ВС РФ, 1992, № 45, ст. 2542.
Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г. // СЗ РФ, 1998, № 13, ст. 1463.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" // Российская газета, 1993, 25 марта.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" от 30 июня 1994 г. // СЗ РФ, 1994, № 11, ст. 1291.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями" от 27 июня 1996 г. // СЗ РФ, 1996, № 27, ст. 3286.
Альтшулер А.Б. Международное валютное право. - М., 1984.
Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.: Финансы и статистика, 1994.
Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Платоновой. - М.: БЕК, 1996.


КОНЕЦ

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ