<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В-третьих, если на Западе во время экономических кризисов государство резко усиливает свое регулирующее воздействие на рос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный нок. Но этот расчет себя не оправдал. Составленная правительством Программа "Реформа и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" исходит из того, что в 1996 г. спад в промышленности прекратится. Какие меры могут помочь преодолеть кризис, это - предмет последующего разговора в других разделах.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: 1989.
Корнай Я. Дефицит. М.: 1990.
Леонтьев В. Экономические эссе. М.: 1990. С.173-184. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. T.I. Гл.21. М.: 1992.
Маркс К. Капитал. Т.Н. Гл.21.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.24.
Менкью Н.Г. Макроэкономика. Гл.4, 14. М.: 1994.
Самуэльсон П.А. Экономика. T.I. Гл.14. М.: 1993.
Столерю Л. Равновесие и экономический рост. М.: 1974.
Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика.
Гл.31, 35. М.: 1993.


ТЕМА 15. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:
БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

В предыдущей теме мы установили, что для развитого рыночного хозяйства характерны краткосрочные, среднесрочные и долговременные экономические колебания. В связи с этим встает вопрос: можно ли достичь полного использования производственных факторов при таких колебаниях?
Безусловно, одно. Во время экономических колебаний возникает неравномерность в применении факторов производства. Если, скажем, происходит уменьшение выпуска продукции, то снижается загрузка средств производства и рабочей силы. Напротив, при увеличении объема изготавливаемых товаров возрастает загрузка производственных возможностей и даже может оказаться так, что макроэкономика не сможет быстро наращивать выпуск продукции из-за нехватки оборудования и других вещественных факторов. Каков должен быть выход из этой ситуации?
Очевидно, что быстро откликаться на всякий неожиданный подъем рыночного спроса можно только в том случае, если обеспечен определенный резерв вещественных условий труда в общественном производстве. Стало быть, в нормальной макроэкономике обязательно должна быть недогрузка производственных возможностей.
Однако как быть с рабочей силой? Ведь незагруженное оборудование можно законсервировать, отправить на склад и т.п. Но разве можно временно "консервировать" лишних работников?.. К тому же с человеческим фактором связана масса социальных задач.
Сейчас мы и займемся выяснением проблемы: возможно и нужно ли добиваться полной занятости рабочей силы в условиях рыночной экономики?

§ 1 БЕЗРАБОТИЦА: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ

Кто является безработным.

Начнем с выяснения ключевого понятия «безработный». По определению Международной Организации Труда, безработный - это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
В данном определении в неявном виде признается так называемая Свобода труда. Такая свобода впервые признана в нашей стране в Конституции Российской Федерации (1993 г.). В статье Конституции говорится:
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распорядитъся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен."
Вместе с тем в Конституции законодательно признается праща труд и право защиты от безработицы. Теперь необходимо уточнить: кого официально можно отнести к разряду безработных? Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной Организации Труда). Сначала все население страны подразделяется на две части:
1. Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:
а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;
б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);
в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.);
г) отчаявшиеся найти работу;
д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).
2. Экономически активное население (в западной экономикой литературе - "совокупная рабочая сила общества") - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Уровень экономической активности населения - это доля ценности экономически активных людей в общей численности селения. Такой уровень подсчитывается по формуле:
Уа=Н-Эн/Н х 100 , где
Уа - уровень экономически активного населения;
Н - численность населения;
Эн - экономически неактивное население. В нашей стране в 1994 г. уровень экономически активного беления составил 50 % (экономически активными были 75 млн. человек. В свою очередь, экономически активное население делится две группы:
1. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
а) работали по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);
б) трудились без оплаты на семейных предприятиях. 2. Безработные - лица 16 лет и старше, которые:
а) не имели работу (доходного занятия);
б) занимались поиском работы (обращались в службы занятости и т.п.);
в) были готовы приступить к работе;
г) обучались по направлению службы занятости. На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле:
Уб= Эа – З/Эа х 100.
Уровень безработицы в западных государствах имеет тенденцию к повышению, о чем свидетельствуют статистические данные по ряду стран в послевоенный период (табл. 15.1.).
Таблица15.1. Уровень безработицы в некоторых странах Запада
Десятилетия, год
Япония
США
Италия
60-е гг
1
5
5
70-е гг.
2
6
6
80-е гг.
2,5
7
10
1991 г.
2,1
5,8
7,6
1992 г.
2,2
7,4
11,0
1993 г.
2,5
6,8
10,4
В СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против "тунеядства". С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишней численности рабочей силы), уровень которой доходил до 15 % от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительную численность персонала, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т.п. Скрытая безработица была и во многих малых городах. В них молодежи и квалифицированным специалистам часто негде было устроиться на работу.
Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономического кризиса численность безработных в России в последние годы увеличивается. В 1993 г. полностью и частично безработных (то есть неполностью занятых) насчитывалось около 8 млн. человек, или 10 % к экономически активному населению. В 1994 г. этот показатель возрос до 10 млн. человек, или до 13,5 % к экономически активному населению. Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.

Причины и виды безработицы.

Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.
Промышленная революция на начальной стадии развития капитализма породила такие формы безработицы, как текучая, скрытая и застойная.
Текучую безработицу мы обнаруживаем, когда временно ставятся незанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силой нормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей и регионов, особенно за периодически повторяющихся спадов в экономике спрос на рабочую силу бывает временами недостаточным и, наоборот, потребность в ней возрастает в период хозяйственного подъема. За связи с экономическими циклами такую безработицу называют также циклической. При циклической безработице во время спада производства численность безработных резко возрастает. Так, в 60-е - 80-е годы в США во время рецессии уровень безработицы повышался в 1,5-2 раза.
Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей (которая не выдерживает конкуренции с крупны-(предприятиями), а также разоряющиеся мелкие производители торговцы. Такие резервы труда обнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется за счет указанной части общества. Этих слоев населения особенно много в развивающихся странах. По имеющимся оценкам, более 500 человек, или 1/3 экономически активного населения, в этих не имеют работы или заняты неполный рабочий день.
Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий. Это главным образом люди, живущие на случайные заработки, например, работающие на дому лишь в определенные сезоны. В низший слой безработных входят работоспособные, не сумевшие долгое время найти какое-то занятие, нетрудоспособные и люмпены.
Все указанные формы безработицы имеют общие черты. Они порождены причинами, находящимися на уровне микроэкономики (предприятий) и изменениями технической структуры производства, которая при его индустриализации привела к широкомасштабному вытеснению ручного труда.
Современный этап развития производства породил причины безработицы, имеющие макроэкономические масштабы. Эти причины непосредственно связаны с научно-технической революцией.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографических рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 рабочих способны за то же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.
Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники сходящих с исторической сцены видов производства попадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но и профессию. В современных условиях имеются и иные формы безработицы, которые мы рассмотрим чуть позже.
Непрекращающаяся безработица побудила экономистов-теоретиков серьезно заняться поисками способов обеспечить наибольшую занятость трудоспособного населения.

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Естественная безработица.

На западе исторически сложились два совершенно разных подхода к определению полной занятости и безработицы.
Первый связан с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., грозящим социальным взрывом, когда в США, например, каждый четвертый рабочий оказался за воротами предприятия. С тех пор в экономической теории почти сорок лет безработицу рассматривали как социальное зло, которого следует избегать любой ценой, а в полной занятости трудоспособного населения видели важнейшую государственную задачу. Поиск рецептов избавления от безработицы был перенесен в сферу рыночных отношений.
Существо исходной теоретической позиции, которую заняли известный английский экономист Дж.Кейнс и его последователи, состояло в следующем. На их взгляд, безработица преимущественно обусловлена недостаточным совокупным спросом (платежеспособностью населения) по сравнению с той общей суммой заработков, которая образуется при полной занятости людей, желающих работать. Поэтому политика полной занятости та государства должна состоять в обеспечении достаточного для этих целей совокупного спроса, что предполагает даже инфляционное стимулирование роста производства.1 На какое-то не большое время этот рецепт против безработицы дает, по-видимому, положительный результат.
Но нашлись решительные противники предложения изживать безработицу с помощью инфляции. Лауреат Нобелевской премии английский экономист Ф.Хайек выдвинул следующие контраргументы: "Во-первых, чтобы достичь поставленной цели, такая инфляция должна была бы постоянно набирать темп, достигший бы рано или поздно такой степени, при которой эффективное функционирование рыночной экономики становится невозможным. Во-вторых, и это более важно, в конце концов такая инфляция порождает гораздо большую безработицу, нежели та, которой с самого начала предполагалось воспрепятство-рвать".2
Кейнсианский подход к регулированию занятости трудоспособного населения с помощью инфляционного стимулирования экономического роста был опровергнут не только теоретически, но и на практике. В 80-е годы в большинстве стран Запада была отвергнута кейнсианская политика полной занятости. В противовес ей были уменьшены затраты капитала на покупку рабочей (силы, частично демонтирована сложившаяся к середине 70-х годов система социальной защиты трудящихся, в ряде стран были

1 См.: Кейнс Дх.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:
l978. C.76-84, 316-325.
Ф. Хaйек. Безработица и денежная политика. Правительство как генератор "делового цикла". - Экономические науки, 1991, № 11. С.6З.


снижены их реальные доходы. Однако и эти меры не уменьшили масштабы безработицы.
Несмотря на то, что в 80-е годы на Западе наблюдался самый продолжительный в послевоенной истории период устойчивого экономического роста, масштабы безработицы существенно возросли (табл. 15.2.).

Таблица 15.2. Безработица в развитых капиталистических странах
(млн.человек, в среднем за год)


1961-1970
1971-1980
1981-1989
1990
1991
1992
1993
Всего ОЭСР в том числе
9,0
16,1
28,0
24,3
18,8
29,6
32,0
США
3,5
5,9
8,4
6,9
6,1
9,4
8,7
Япония
0,6
0,9
1,5
1,3
1,2
1,4
1,7
Западная Европа
4,4
8,0
16,3
14,2
10,3
16,1
18,8


Наблюдаемый сейчас кризис занятости в западных странах вызван глубокой структурной перестройкой экономики, порожденной НТР, интернационализацией производства и обострением международной конкуренции. Неуклонно сокращается численность работников в большинстве отраслей материального производства, причем особенно быстро уменьшается спрос на малоквалифицированную рабочую силу. Занятость растет только в сфере услуг. "Вклад" последней в общее увеличение занятости в США и Японии в 80-е годы составил 80-90 %, в странах Западной Европы - 100 %.
В итоге в 70-х годах сложился второй подход к определению полной занятости и безработицы. Сейчас стала очевидной недостижимость цели - обеспечить абсолютно полную занятость. Напротив, признаются неизбежными два вида безработицы - структурная и фрикционная. Под фрикционной (лат. frictio - трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве - ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое, кто временно теряет сезонную работу или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. В значительной мере фрикционная безработица совпадает со структурной. Попавшим в такое состояние нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.
В западной экономической литературе мы встречаем новое толкование "полной занятости". Под полной занятостью подранивается соответствие численности желающего трудиться населения количеству рабочих мест, но за вычетом так называемой естественной безработицы. Естественная безработица - это сум-1 структурной и фрикционной безработицы. С позиции неоклассической теории, признающей действенными только рыночныe силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими экономистами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов рабочей силы). Сказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.
Сейчас в западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы - сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень показывает долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава рабочей силы. Так, при увеличении удельного веса молодежи норма естественной безработицы увеличивается (молодым людям труднее найти работу и удержаться на ней). Например, в США за исходный уровень была принята ее норма середины 60-х годов (4,5 %). В начале 70-х годов уровень естественной безработицы возрос до 5,5 %, а в 80-х годах - до 6 %.
Неполная занятость человеческого фактора производства наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с тем определением, которое было дано в 1-й теме. Производственный потенциал - это реальный объем валового национального продукта, который экономика в состоянии произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы). Если безработица растет сверх ее естественного уровня, то это вызывает большие экономические и социальные потери.
Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, подувшее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1 %, то отставание объема валового национального продукта составляет 2,5 %. Это позволяет вычислить потери продукции, связанные с безработицей.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. В 70-80-е годы в США они составили 1 трлн.долларов. К тому же потеря работы - это психологический стресс, уступающий по уровню только вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Не трудно также понять, какую потенциальную опасность для общества представляет лишившийся работы человек, брошенный на произвол судьбы. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.
Признание "естественной нормы безработицы" сняло с правительств западных стран часть ответственности за кризис занятости. Но это не освободило государство от необходимости проводить политику занятости.

Политика занятости.

В странах Запада за последние 30 с лишним лет действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. В эту систему входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд.
Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия:
сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;
рекомендует проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между работниками (для увеличения занятости);
досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
создает новые рабочие места и организует общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и
молодежи;
сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами труда, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают нанимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.
Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.
При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному. Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие |(по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новую работу. Однако чем меньше величина пособия, тем больше у безработных лишений и страданий, которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в тoм, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к войску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды.
Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок изготавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время Получения материальной помощи, тем меньше возможностей у безработного найти новую работу (особенно при структурной безработице) или приобрести иную профессию. Вместе с тем, чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек стремится сменить профессию и ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния.
В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли:
в США - 36 % заработка в течение 14 недель;
в Японии - 60-80 % заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий;
во Франции - 40 франков в день в дополнение к 42 % заработка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение 3 лет;
в Великобритании - 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель.
В Российской Федерации в соответствии с законом "О занятости населения" (от 19 апреля 1991 г.) также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:
образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2 % к начисленной оплате труда);
установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;
гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца - 75 %, следующие 4 месяца - 60 %, в дальнейшем - 45 %;
лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).
Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости.
На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас IM к изучению второй составляющей "индекса нищеты".

§ 3. СТАБИЛЬНОСТЬ И НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Макроэкономические факторы инфляции.

Сначала мы выясним те условия стабильности денежного обращения в масштабе национальной экономики, нарушения которых вызывают инфляцию.
Стабильность денежного обращения означает равенство двух макроэкономических потоков, которые образуют так сказать "кровообращение" национального хозяйства: потока товаров и услуг притока денег.
Такое равенство четко обозначил американский экономист винт Фишер в формуле:
Д х О = Ц х Т, где
Д - предложение денег (или масса денег в обращении);
О - скорость обращения (сколько раз за данное время денежная единица обслуживает торговые сделки - переходит из рук в руки);
Ц - средняя цена типичной торговой сделки;
Т - количество реализуемых товаров и услуг.
Как же обеспечивается указанное в формуле И.Фишера равенство обмена товаров и денег?
Стабильность денежного обращения достигается совершенно по-разному в условиях двух эпох - золотого стандарта и современных денежных средств. Рассмотрим эти различия подробнее.
В эпоху золотого стандарта указанное равенство обеспечивать как бы "автоматически". Тогда исправно действовал стихийный рыночный механизм, который регулировал действия Продавцов и покупателей.
Как правило, в обращении постоянно находилось нужное я торговых сделок количество золотых монет. Когда у покупателей и продавцов появлялось излишнее количество денег, то переходило в разряд сокровищ. Если же деньги вновь требовались для купли-продажи товаров, то они извлекались из мест накопления и поступали в обращение.
При золотом стандарте инфляция была редкостью - при как-то экстремальных условиях (например, во время войн), а цены стабильны в течение длительного периода. Например, в США цены на потребительские товары в 1905 г. были на уровне 1860 г.
При отсутствии инфляции у людей складывалась адекватная (соответствующая) экономическая психология. Вот та модель поведения покупателей, которая способствовала поддержанию равновесия величин товаров и денег:
когда начинался инфляционный рост цен, то люди были уверены, что это - временное явление, а поэтому переставали покупать вздорожавшие товары;
излишнюю часть денежных доходов население обращало в сокровище;
в результате уменьшались размеры текущего спроса, а это приводило к превышению предложения товаров по сравнению со спросом. При таком соотношении товаров и денег цены снижались до прежнего уровня.
Совершенно иные процессы в области денежного обращения наступили после упразднения золотого стандарта. В эпоху современных денежных средств уже нет прежнего автоматического поддержания равновесия потоков товаров и денег. Наоборот, характерной стала нестабильность денежного обращения.
Особенно велики были темпы инфляции во время и после мировых войн. Так, в Австрии (1921-1922 гг.) максимальный месячный подъем цен достигал 134 %. Из-за этого в пивных барах посетители заказывали сразу две порции пива, ибо цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось. Наибольших же масштабов гиперинфляция достигла в Германии (1922-1923 гг.), когда в отдельные месяцы индекс цен составлял 32 400 %. В связи с этим рабочие добились, чтобы заработную плату им выдавали каждый день.
После второй мировой войны впервые в мирное время установилась устойчивая долговременная инфляция. В странах Организации экономического сотрудничества и развития темпы инфляции составили (в процентах за год): в 1960 -1972 гг. - 4, 1972-1980 гг. - 11, в 1981-1990 гг. - 5,6, 1991 г. - 5,2, 1992 г. - 4, 1993г. -3,6 и 1994-2,6%.
Не приходится удивляться, что в условиях постоянной инфляции резко изменилась экономическая психология людей. У них появился особый "сдвиг" в психике и поведении, который назван адаптивные (лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) инфляционные ожидания. С этим связана новая модель поведения покупателей:
потребители твердо верят в тенденцию роста цен;
люди сокращают сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают текущий спрос (чтобы уменьшить потери от инфляции);
покупательский спрос еще больше превышает предложение. Тем самым покупатели провоцируют (подстрекают) рост цен. В итоге потребители не уменьшают, а в конечном счете увеличиваются потери от инфляции.
Инфляционный подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называют инфляцией спроса.
Стало быть, адаптивные инфляционные ожидания или инфляция спроса - это дополнительный "маховик", который еще сильнее раскручивает рост цен. Однако современные "сдвиги" в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех факторов, которые Урождают инфляцию.
Что же это за факторы нестабильности денежного обращения?
Их можно четко представить, если мы вновь обратимся к формуле товарно-денежного обращения И.Фишера. В левой сторонe формулы указано предложение денег (Д х О), а в правой -спрос на них (Ц х Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции - на стороне предложения или на стороне спроса денег?
Экономисты-теоретики разошлись на противоположные позиции, разрешая данную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко распространенной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
а) цены товаров зависят только от количества (предложения) ("монет" в эпоху золотого стандарта) в обращении - в этом существо так называемой количественной теории денег;
б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить, что монетаристские взгляды являются ассиметричными. Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы И.Фишера. Однако левая часть должна быть сбалансирована и уравнена с правой частью формулы. Чему же должно быть равно общее количество денег в обращении?
Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои аргументы:
а) цены товаров зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;
б) цена является денежным выражением стоимости товара;
в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.
Данные взгляды тоже ассиметричны, поскольку учитывают только правую часть формулы И.Фишера. При этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных товаров (правой части) от количества денег (от левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к
заключению:
нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную правомерность двух рассмотренных позиций;
каждая теоретическая позиция не отражает всей истины;
для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег и на стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) государство, как правило, превышает свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает государственные ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);
б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;
в) банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги). Б. Международные факторы:
а) государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранные валюты);
б) банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск национальной валюты).
Таким образом, главным виновником инфляции является государство и подчиненные ему финансовые учреждения.
Теперь выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мы их также подразделяем на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свои товары и услуги и добиваются этого;
б) военные расходы государства обычно грубо нарушают нормальное соотношение между спросом денег и их предложением;
в) увеличение масштабов долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что на долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег.
Б. Международные факторы:
а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, импортирующей вещественные условия экономического роста;
б) структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах;
в) войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах.
Одним из факторов, который может влиять на инфляцию, является безработица.

Инфляция и безработица.

Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 50-x годов установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот - это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень жизни снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса (рис. 15.1.).




Исходя из кривой Филипса, возникают два варианта для разного практического сочетания взаимозависимых величин: или низкая безработица и высокая инфляция (точка А на графике); или низкая инфляция и высокая безработица (точка Б на графике). Так, при президенте США Р. Рейгане удалось обуздать инфляцию путем повышения уровня безработицы до рекордной величины.
Между тем кривая Филипса отражает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. Если взять длительные периоды (5-10 лет), то при высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться. Так обстояло дело в США в 70-е и 80-е годы.
То, что кривая Филипса не "срабатывает" в долгосрочном периоде, объясняется следующими обстоятельствами. Во второй половине XX в. заработная плата, а тем самым и пособия по безработице, систематически повышалась даже во время спада производства, что обусловлено ростом квалификации и стоимости рабочей силы. Как правило, предприниматели и работники заключают долгосрочные договоры о величине заработной платы. Более того, из-за инфляционных ожиданий предприниматели увеличивают оплату труда в порядке компенсации будущего роста цен.
В итоге возникает такое явление, как инфляция издержек. Инфляция издержек - рост цен, который вызван повышением производственных расходов (увеличением оплаты труда и удорожанием сырья, энергоносителей и др.). Стало быть, при инфляции издержек цены повышаются вместе с увеличением безработицы.
В таком случае цена борьбы с инфляцией путем увеличения уровня безработицы становится очень высокой. По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться на 1 %, безработица должна превысить свой "естественный уровень" на 2 %. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4 % по сравнению с потенциальной его величиной (в 1985 г. в США такие потери дохода нации составили бы 160 млрд. долл.).
Однако общество вынуждено платить за инфляцию и другую цену.

§ 4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Цена инфляции

Под "ценой" инфляции мы будем понимать конечные результаты ее воздействия на доходы общества в целом и его структурных звеньев. То есть речь идет о том, кому и насколько повышение цен выгодно, а для кого оно разорительно.
На практике встречаются три основных варианта "цены" инфляции: позитивный (что означает прирост дохода), нулевой негативный (убыточный). Рассмотрим каждый из них.
Позитивный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция могла никнуть только по ошибке.
Прежде всего инфляция приносит доход государству. Этот обогащения издавна называется сеньораж (фр. seigneurage - пошлина за право печатать деньги). Еще в средние века феодал (сеньор) обладал исключительным правом чеканить монету на территории и таким образом получал доход. Сейчас сеньораж - привилегия государства. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит.
Однако сеньораж уменьшает стоимость старых денег, имеющуюся на руках у населения. Такой своего рода налог на наличные деньги называется инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции оказывающему, насколько обесцениваются деньги - И) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения (Д):
Ни = И х Д.
Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшается на величину инфляционного налога. Одновременно "на-на наличные деньги" составляет существенную долю доходов государства. В западных странах он обычно не более 10 % валового национального продукта (в США - 3 %, в Италии и Греции - 10 % ВНП).
В Российской Федерации в начале экономических реформ инфляционный налог составлял очень большую величину: например, во втором квартале 1992 г. - 28 % валового внутреннего продукта и 46 % дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. - 20 % ВВП и 25 % дохода домашних хозяйств.
Кроме государства в нашей стране на инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России система платежей не соответствует уровню инфляции. Несмотря на высокие темпы инфляции в 1992-1993 годах скорость обращения денег была очень какой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется замедлением расчетов между предприятием и задержкой в оплате труда. Коммерческие банки часто срывают сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты.
Большой выигрыш от роста цен получают у нас многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров.
Нулевой вариант "цены" инфляции - редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов). Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится "автоматическая индексация" денежных доходов. И по мере вздорожания товаров и услуг в том же масштабе возрастает величина заработков.
Негативный вариант "цены" инфляции, вызывающий потери доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего.
А. Потери от хранения наличных денег дома. В данном случае "цена" инфляции равна тому количеству дополнительных денег, которые можно было бы получить при хранении денег в банке (под определенный процент).
Довольно часто номинальная процентная ставка по банковскому депозиту ниже уровня инфляции. Поэтому даже помещение наличных денег на депозит не гарантирует полностью от инфляционных потерь. Величина их равна разнице между уровнем инфляции и процентной ставкой.
Чтобы свести к минимуму утрату части дохода при росте цен, люди пытаются найти наличным деньгам наиболее надежное и выгодное применение. Из-за непрерывного хождения по финансовым учреждениям расходы на эти цели образно назвали "издержки на обувные подметки" (или "издержки стоптанных башмаков").
Б. Издержки меню - расходы при инфляции, связанные с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр.
В. Издержки из-за несовершенства юридической практики. Дело в том, что при составлении контрактов юристы нередко указывают номинальные величины стоимости вещей, не предусматривая их индексацию по определенному уровню цен. Поэтому целесообразно указывать в договорах реальные стоимостные величины (с учетом их индексации или в пересчете на стабильную иностранную валюту).
Г. Потери из-за несовершенства налогового законодательства. Нередко многие положения налогового законодательства составлены без учета воздействия инфляции. Так, не учитывается, что облагаемые налогом прибыли растут медленнее, чем повышая цены. Однако налог на прибыль взимается по таким ставкам, словно эти доходы связаны с ростом цен.
Д. Издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти издержки возникают у людей, которые не предвидели роста цен неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачки цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае происходит спекулятивное перераспределение до-вдов. Проигрывают кредиторы: они получают деньги, которые во время кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах.
Отсюда - особая проблема "отцов и детей" в масштабе макроэкономики. Ведь основными кредиторами в обществе являются пожилые люди (они выплатили все свои долги и имеют накопления на старость). Основными же должниками выступают молодые люди и среднее поколение, взявшие ссуды. Значит, часто перераспределение ценностей, связанное с неожиданной инфляцией, имеет определенную макроэкономическую направленность: от старшего поколения к молодому.
Многие люди не без основания испытывают страх перед непредсказуемой стихией инфляции. Как можно ее побороть?

Макроэкономические регуляторы инфляции.

Нам уже известны причины инфляции. Поэтому мы без особых затруднений ответим на вопрос: можно ли вообще избавиться от инфляции ?В современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, поскольку невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:
значительная монополизация экономики;
структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обстоятельствами;
военно-промышленный комплекс;
долгосрочные инвестиции;
локальные войны;
государственный бюджетный дефицит и др.
Стало быть, остается одно: вести борьбу не столько с причин обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе оря, более реально сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - умеренным.
В условиях нынешней рыночной экономики государство "меняет следующие важнейшие макрорегуляторы инфляции.
А. Государство проводит политику доходов. Имеется в виду удерживать величину инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровень заработной платы. Оно использует косвенные методы в виде социального партнерства - поиска компромиссных соглашений работодателей с профессиональными союзами наемных работников.
Например, в Японии ежегодно проводится серия переговоров между предпринимателями и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. Затем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы: 25-30 % ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к автоматическому снижению уровня оплаты труда. В итоге существенно падает уровень инфляции (например, в 1986 г. в Японии был почти нулевой уровень инфляции - 0,5 % по отношению к 1985 г.).
Б. Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое "вздувание" цен.
Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию "Бритиш телеком" (имеющую 50 % продаж на монополизированном рынке) выполнять следующие условия. Темп роста тарифа на услуги корпорации должен быть на 3 процентных пункта ниже среднегодового индекса цен в английской экономике. Если, скажем, индекс цен равен 5 %, то "Бритиш телеком" может установить свой тариф на уровне 2 %.
В. Твердо проводимая антиинфляционная политика правительства способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует граждан. Причем основой программы сильного правительства являются не компенсации роста цен, что усиливает инфляцию, а меры, на практике противодействующие стихийному движению цен.
Г. Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря умелой денежной политике центрального банка. Интересен в этом отношении опыт Федеральной резервной системы (центрального банка) США (ФРС).
ФРС применяет такие способы регулирования предложения денег:
а) операции на открытом рынке. Чтобы увеличить предложение денег ("выброс" денег на рынок) ФРС покупает у банков государственные ценные бумаги (государственные облигации и селя казначейства). Для уменьшения предложения денег ФРС дает такие бумаги, изымая тем самым деньги из экономики;
б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка уменьшается (кредит дешевеет), то предложение денег возрастает. Когда ставка процента возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается;
в) изменение нормы обязательных резервов. По решению ФРС все банки обязаны держать определенную долю их депозитов (от 13 до 18 %) в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение. Таким образом, изучение острых макроэкономических проблем вплотную подвело нас к тому, чтобы рассмотреть, как организовано управление национальным хозяйством.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике: мировой опыт и наши проблемы. М.: 1991.
Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. Гл.2,3.Антология экономической классики. Т.Мальтус, ДКейнс, Ю. Ларин. М.: 1993.
Магнусон Б. Инфляция: миф и действительность. М.: 1979.
Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. T.I. Гл.10. М.: 1992.
Меньшиков С.М. Инфляция и кризис регулирования. М.: 1979.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл.5, б. М.: 1994.
Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. М.: 1989.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.Гл.27, 32, 33. М.: 1993.
Харрис Л. Денежная теория. М.: 1990.

ТЕМА 16. РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
§ 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Существо макроэкономического регулирования.

Рассмотрим вопрос темы по существу: почему необходимо управлять национальным хозяйством регулирования хозяйством в целом? В чем состоит главная цель такого экономического управления? Ответ на эти вопросы связан с пониманием характера объектов управления. Объектом управления являются три макроэкономические структуры - образно говоря "три кита", на которых держится вся рыночная макроэкономика.
Во-первых, это - совокупный спрос. Такой спрос - сумма денег, которую члены общества готовы затратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от ряда факторов:
уровня цен,
величины доходов населения,
распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее),
налогов (части доходов, отданных государству),
государственных закупок (спроса государства),
предложения денег со стороны кредитных учреждений.
Во-вторых, объектом общенационального управления является совокупное предложение. Оно представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами:
уровнем рыночных цен,
потенциально возможным объемом производства в стране,
уровнем издержек производства продукции,
коммерческой выгодой ее выпуска.
В-третьих, макроэкономическим объектом регулирования является совокупное производство. Под ним подразумеваются все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги.
Все объекты управления внутренне взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливаются прямые связи: а) совокупный спрос и совокупное предложение образуют в их единстве национальный рынок; б) производство непосредственно предопределяет суммарное предложение. Имеются также косвенные связи: совокупный спрос воздействует на суммарное предложение, а через него - на все производство.
Между всеми макроэкономическими объектами существуют сквозные взаимосвязи. Так, структура совокупного спроса (набор всех оплачиваемых потребностей) воздействует на состав совокупного предложения (набор всех продаваемых товаров и услуг), а тем самым влияет на структуру национального производства (сумму всех отраслей и видов хозяйственной деятельности, нужных, в конечном счете, для удовлетворения платежеспособного спроса общества). Действует и обратная связь: структура всего производства во многом обусловливает структуру совокупного предложения и через рынок предопределяет все разнообразие покупательского спроса.
Наконец, между объектами управления существуют необходимые объемные соотношения. При нарушении таких соотношениях возникает макроэкономическое неравновесие. Допустим, что производство в своем развитии оторвалось от учета объема всего покупательского спроса и создало продуктов больше, чем это надо для общественного потребления. Тогда возникает общий кризис перепроизводства материальных благ. Если же производство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для общественного потребления, то налицо общий кризис недопроизводства.
Теперь мы можем ответить на важный вопрос: каково главное условие нормального развития макроэкономики, предполагающее такое состояние национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос?
Таким условием является соблюдение народнохозяйственной пропорциональности, а именно: во-первых, равенства объемов Суммарных величин спроса, предложения и производства нации и, во-вторых, соответствия друг другу структур этих макроэкономических объектов. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Этот закон выражает независимое от воли и желания людей условие существования нормальной народнохозяйственной системы: необходимость постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства.
Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных нам видах макроэкономического неравновесия: а) структурных кризисах (несоответствия элементного состава производства и совокупного спроса), б) экономических кризисах перепроизводства (превышение объема всего (предложения и производства над совокупным спросом), в) массовой безработице (уменьшение спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда), г) инфляции (превышении предложения денег над их спросом).
Теперь пора выяснить: кто или что может предотвратить или, 1по крайней мере, уменьшить нарушения народнохозяйственных пропорций?
Логично предположить, что для постоянного поддержания общей сбалансированности народного хозяйства нужен какой-то регулятор всей макроэкономики" (его часто называют "хозяйственный механизм"),
Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет следующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.
Регулятор макроэкономики начинает действовать при определенных объективных предпосылках, а именно - в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыночный.

Рыночный механизм саморегулирования.

В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов.
Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.
Этот закон стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма когда господствовала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования.
Первое положение - о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку "laissez faire" ("Пусть все идет своим чередом", франц.). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и поощрения ее, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой. Если государство не является макрорегулятором, то, спрашивается, кто (или что) является им?
Второе положение - о "невидимой руке", которая как бы "подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде предприниматель "невидимой рукой" направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения.
Невидимой рукой" является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-то конкретный платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребности общества.
Третье положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.
Прямая связь выражается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может Нечасто давать "сбои", не достигая прямо поставленной цели.
Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая Ц от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей:
Цены переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.
Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался разрешить французский экономист Ж.Б.Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал «закон рынка», согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Ж. Б. Сею \ приписывают изречение: "предложение порождает свой собственный спрос".
Однако "закон Сея" безусловно верен только для бартерной К Торговли (обмена товара на товар без денег). Когда же имеет место обращение товар-деньги-товар, то чаще всего не устанавливается автоматическое равенство объема предложения и объема спpoca. Например, продавец, получивший за реализованный продукт деньги, может обратить свободные деньги в сбережения. Значит, сбережения подрывают равенство предложения со спросом.
Неоклассики предприняли попытку "спасти" закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за определенный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы "следит" за тем, чтобы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента (который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них) саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.
Модель классической саморегулирующейся рыночной экономики наглядно изображена на рис. 16.1.





Представим себе гигантскую ванну. В ней объем "воды" ("запас") соответствует объему выпускаемой продукции и занятости рабочей силы. Сливная труба (Сб) изображает поток сбережений населения. Кран обозначает ставку процента (Пц), которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций (И), пополняющий ванну.
Согласно этой схеме, "закон рынка" обеспечивает: равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную занятость рабочей силы (безработица исключается). Вот так - чисто теоретически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.
Наряду с этой проблемой неоклассики задались и другим важным вопросом: способен ли рынок обеспечить социальную стабильность общества, связанную с распределением доходов?

Распределение доходов в либеральной рыночной экономике.

Исходный теоретический вопрос можно поставить так: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества (валовой национальный продукт, рациональный доход среди всех граждан?
По этому вопросу высказываются две прямо противоположные точки зрения.
Согласно одной из них (ее проповедуют сторонники многих религиозных, этических, социалистических и иных концепций), распределение всего дохода общества должно основываться на принципах равенства и справедливости. Идею такого уравнительного распределения можно наглядно представить в виде графика (рис.16.2).


График на рис. 16.2. демонстрирует абсолютное равенство в распределении дохода в обществе. Как видно, любой данный процент семей получает соответствующую долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей - 40% дохода и т.д.). По-видимому, такое распределение теоретически предопределяет социальную стабильность общества.
Сторонники либеральной рыночной экономики исповедуют диаметрально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедливости. Рыночная система - это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо "совестью", он не является носителем моральных норм.
На каких же принципах основано распределение дохода в обществе в классической и неоклассической модели либеральной рыночной экономики?
А. Распределение богатства должно учитывать неравенство способностей людей. Каждый человек находит соответствующее применение своим природным способностям. Так, люди с интеллектуальными способностями находят удовлетворение в занятиях наукой, медициной, юриспруденцией и т.п. Кто обладает исключительными физическими данными, идет, скажем, в профессиональный спорт. Человек, одаренный эстетическим талантом, становится музыкантом, художником.
Б. Каждый человек, владеющий каким-то фактором производства, должен получить доход, равный вкладу своего фактора. Как мы помним, этот принцип обосновал американский экономист Дж. Б. Кларк в книге "Распределение богатства".
В. Либеральная рыночная экономика базируется на безраздельном господстве частной (единоличной) собственности, которая допускает высокую степень неравенства доходов.
В свободной рыночной экономике от частной собственности зависит и сама экономическая и социальная свобода. По словам лауреата Нобелевской премии французского экономиста М. Аллэ, существует весьма сильная корреляция (взаимозависимость) между масштабами частной собственности и масштабами свобод. "В стране, в которой я живу, я вижу, что частная собственность дает богатым большую степень свободы. Тот, у кого нет денег, кто нуждается в работе, не является свободным. Или же у него есть работа, но он может ее потерять, что сокращает его свободу выражения мнений. В конечном счете в наших западных, так называемых "либеральных обществах", очень мало свободных людей".1
В либеральном рыночном хозяйстве действует правило: "Богатство порождает богатство". Примечательно, что в США собственность более всего влияет на неравенство в распределении доходов. По данным правительства США, в 1983 г. 10% семей, получавших самые высокие доходы (ежегодный доход 50 тыс. долларов и более), владели 72% всех акций, 86% не облагаемых налогом облигаций, 70% облагаемых налогом облигаций, 50% всего недвижимого имущества.
Г. Распределение доходов должно стимулировать увеличение производства прост его эффективности. Если же одинаково воз

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>