<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В разных странах вся денежная масса делится на разные виды агрегатов, что во многом зависит от уровня развития кредитных отношений и денежного рынка. Наиболее распространены три денежных агрегата, которые именуются Ml, M2 и МЗ. В Ml входят деньги в узком смысле, обладающие наибольшей ликвидностью. В M2 и МЗ включаются, как говорится, "почти деньги" - финансовые (денежные) средства, предназначенные для сохранения ценности.
Наглядное представление о структуре денежной массы в нашей стране дает табл.5.1.
Таблица 5.1. Количество денег в России ( на 1.01.1994)

№ п\п
Денежные агрегаты и их структура
Сумма, млрд. руб.
1
Наличные деньги в обращении
14100
2
Вклады населения в сбербанках до востребования
1516
3
Вклады населения и предприятий в коммерческих банках до востребования
4500
4
Средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах
16584
5
М1=1+2+3+4
36700
6
Срочные депозиты в сбербанках
1500
7
М2=5+6
38200
8
Депозитные сертификаты банков
3
9
Облигации государственных займов
18
10
МЗ=7+8+9
38221

Особенность структуры денежной массы в России проявляется в том, что в ней почти полностью преобладает агрегат Ml (93% от МЗ). Это объясняется быстрым обесцениванием денег и нежеланием населения и предприятий в этих условиях сохранять ценности (особенно на длительный срок) в виде срочных депозитов, депозитных сертификатов и облигаций государственных займов. Немаловажной причиной является и то, что дельцы теневой экономики предпочитают иметь деньги в наличной форме, обеспечивающей анонимность их владельца.
Интересные особенности имеет структура денежной массы в США. Агрегат Ml в 1990 г. составлял 1/6 часть всего количества денег. В него вошла во-первых, наличность (металлические и бумажные деньги), которые являются обязательствами государства. Во-вторых, сюда включены чековые вклады, в которых выражены обязательства банков и сберегательных учреждений.
Чек представляет собой ценную бумагу, специальный документ, который используется для безналичных расчетов за покупки и долги. Чек содержит письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Широкое распространение чеков (3/4 от Ml) объясняется тем, что хранить деньги на чековых текущих счетах в банках и сберегательных учреждениях удобно и безопасно.
Когда вкладчику требуется расплатиться за товары, услуги или долги, он выписывает чек на определенную сумму и передает его соответствующему лицу, фирме или пересылает по почте. При этом чек должен быть индоссирован (подписан с обратной стороны) лицом, получившим по нему наличные деньги. Чекодатель получает от банка заверенную квитанцию, подтверждающую выполнение обязательства. Таким образом, чековые вклады могут быть незамедлительно обращены в наличные деньги.
В США в M2 входит две трети всех денег. Сюда включаются денежные средства Ml, а также: а) бесчековые сберегательные счета и б) мелкие срочные вклады (до 100 тыс. долларов), которые можно быстро и без потерь обратить в наличность и чековые вклады. Так, вкладчик может снять наличные деньги с бесчекового сберегательного счета (находящегося в банке или в сберегательном учреждении) или же перевести свои денежные средства с бесчекового сберегательного счета на текущий счет. Что касается мелких срочных вкладов, то вкладчик может получить их без потерь после истечения определенного срока хранения денег. Эти вклады обладают меньшей ликвидностью по сравнению бесчековыми сберегательными счетами, но и они могут быть использованы как наличные деньги или по истечении оговоренного срока переведены на текущий счет.
В состав МЗ включаются агрегаты Ml, M2 и крупные срочные вклады. Последними обычно владеют предприятия в форме депозитных сертификатов письменных свидетельств банка о вкладе денежных средств, удостоверяющих право вкладчика получить по истечении установленного срока сумму вклада и проценты по ней в данном учреждении). Такие ценные бумаги продаются и покупаются на действующем рынке сертификатов, а поэтому их можно в любое время ликвидировать (продать), хотя и с возможным риском потерь.
Наконец, имеется еще один, наиболее широкий агрегат – L (ликвидные средства), куда входит 17% всех денег. Помимо МЗ сюда попали иные ликвидные средства, в том числе краткосрочные (до 3 месяцев) ценные бумаги Казначейства и коммерческие бумаги.
Бросаются в глаза основные отличия денежных агрегатов
США от ликвидных средств в России: а) в США в Ml преобладают безналичные чековые вклады, которые у нас отсутствуют} б) в США гораздо выше доля финансовых средств дана банкам на сохранение; в) здесь много ликвидных средств участвует в операциях на денежном рынке (в России такой рынок еще не сложился).
Измерение денежной массы с помощью агрегатов ликвидных средств имеет исключительно важное значение для государственного регулирования денежного обращения и предотвращения инфляционного обесценения денег.

§ 3. ИНФЛЯЦИЯ

Сущность и виды инфляции.

Инфляция (лат. inflatio - вздутие) означает и виды инфляции сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам и в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае - повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором - рост цен товаров и в третьем случае - падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.
В условиях золотого монометаллического обращения инфляция означала нарушение закона денежного обращения, определяющего потребное количество денег для обслуживания актов купли-продажи товаров. Это количество зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые обменивается на рынке на деньги. Важно также учесть, что каждая денежная единица (монета) в течение года может переходить из рук в руки несколько раз, обслуживая ряд товарных сделок. Чем быстрее оборачиваются деньги, тем меньше их требуется для обращения. Отсюда очевиден закон денежного обращения: количество денег, необходимых для нормального обращения, равняется сумме цен всех товаров, деленной на скорость оборота одноименных денежных единиц (долларов, марок, рублей и т.п.).
Значит, потребное для обращения количество денег (Д) зависит от трех факторов: количества товаров (Т), их цен (Ц) и скорости обращения денег (Со). Эта количественная зависимость выражается в формуле:
Д=Т х Ц\ Со
Когда в качестве средств обращения выступает золото, в рыночных сделках постоянно находится лишь такое количество золотых монет, которое действительно требуется для реализации товаров. Если же полноценные деньги не участвуют в обращении, то они оседают как сокровище. Данный экономический закон действует и в условиях, когда золото заменяется бумажными деньгами, не имеющими самостоятельной стоимости. Бумажные знаки вводятся в обращение государством, которое устанавливает их принудительный курс (соответствие определенному количеству золота), имеющий силу только в пределах страны. Когда бумажных денег выпущено соответственно количеству необходимых для оборота золотых монет, то они обращаются в соответствии со стоимостью замещаемого ими золота.
Но после отмены золотого стандарта исчезло объективное мерило для определения необходимого количества бумажных денег в обращении. Государство часто увеличивает денежную массу в большем размере по сравнению с ростом объема товарной массы и услуг. Поэтому инфляция становится постоянным явлением, принявшим интернациональные масштабы.
При наличии разных оснований инфляцию можно классифицировать на следующие виды.
1. В зависимости от характера инфляционного процесса мы различаем следующие его виды.
Открытая инфляция: ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен.
Скрытая или подавленная инфляция: государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы "новые" изделия. Одновременно растут цены на "черном" рынке.
Инфляционный шок: одномоментное резкое повышение цен, которое может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.
2. С учетом места распространения выделяются такие формы инфляции.
Локальная: рост цен происходит в границах одной страны. Мировая: инфляция охватывает группу стран или всю глобальную экономику.
3. Инфляцию подразделяют по темпам повышения цен на следующие виды.
Ползучая: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе - примерно на 10% в год.
Галопирующая: быстрый рост может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т.п.).
Гиперинфляция: катастрофический рост цен - 500-1000% и более в год.
По критериям американского экономиста Филиппа Кэгана началом гиперинфляции является месяц, в котором увеличение цен впервые превышает 50%, а концом - месяц, предшествующий тому, в котором повышение цен становится меньше по сравнению с указанным критическим уровнем и не достигает его вновь по крайней мере в течение года. Мировым рекордом стала гиперинфляция в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), когда цены подскочили в 3,8 х 1027 раз при среднемесячном росте почти в 20 раз.
Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги начинают утрачивать свои функции. Это происходит, когда заработная плата выдается не деньгами, а талонами и купонами, на которые приобретаются продукты по установленным ценам. Подобное же наблюдается, если среди населения начинается так называемое "бегство от денег": люди не желают держать свои сбережения в денежной форме и стремятся вложить их в материальные ценности.

Измерение темпов инфляции.

Из сказанного видно, насколько важно для регулирования инфляционных процессов уметь измерять динамику цен. Инфляция выявляется и темп ее измеряется с помощью статистического показателя-индекса цен. На практике применяются индексы цен, которые отражают изменение общего (среднего) уровня цен, либо цен на отдельные товары, группы товаров (например, индексы цен промышленной и сельскохозяйственной продукции).
В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни - индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни, его прожиточный минимум. Для его подсчета применяется следующая процедура.
А. Сначала определяется "рыночная (потребительская) корзина": набор чаще всего употребляемых, типичных товаров и услуг. Например, в США "рыночная корзина" имеет 300 потребительских товаров и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию "корзина" в нашей стране в 1992-1995 гг. содержала несравненно меньшее количество благ: 70 основных продовольственных продуктов, только 20 непродовольственных товаров и определенный набор платных услуг.
Б. Устанавливается "базовый период" - стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующий период.
В. Определяется совокупная цена рыночной корзины (суммарная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.
Г. Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данного (текущего) периода.
Д; Подсчитывается индекс цен - показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен (выражается в процентах), по формуле:
Индекс цен = цена рыночной корзины в данном году / цена рыночной корзины в базовом году х 100
Индекс цен может иметь три численных значения. Первый вариант: индекс цен равен 100%, значит, цены являются неизменными.
Второй вариант: индекс цен выше 100%, например, 140%. Стало быть, цены повысились в текущем году по сравнению с базовым в 1,4 раза, то есть произошло инфляционное обесценение денег.
Третий вариант: индекс цен ниже 100%, положим, 80% (цены упали на 20% по сравнению с базовым периодом). Это значит, что произошла дефляция (лат. deflatio - выдувание, сдувание).
Теперь посмотрим, какова динамика цен на потребительские товары и услуги в разных регионах мира. В целом в мировой экономике наблюдается второй - инфляционный - вариант. Но темпы обесценения денег совершенно различны в двух группах стран. Самые низкие они в странах Запада. О динамике этого процесса можно судить по данным о приросте потребительских цен в странах Организации экономического сотрудничества и развития (табл.5.2). Принятые там за последние годы антиинфляционные меры позволили существенно снизить темпы инфляции.
Табл. 5.2 Прирост потребительских цен в ведущих капиталистических странах (в процентах, в среднем за год)

1961-1970гг
1971-1980гг
1981-1990гг
1991
1992
1993
1994
ОЭСР
3,3
9,0
5,6
5,2
4,0
3,6
2,6
США
2,7
7,8
4,7
4,2
3,0
3,0
2,7
Япония
5,8
9,0
2,0
3,3
1,7
1,3
0,3
Германия
2,1
5,1
2,6
3,5
4,0
4,3
3,0
Франция
4,1
13,7
6,5
5,9
3,7
1,6
2,6
Великобритания
4,1
13,7
6,5
5,9
3,7
1,6
2,6











Наиболее высокие темпы инфляции в развивающихся странах. Здесь в целом прирост цен составил, например, в 1989 г. - 114% и в 1990 г. - 71%, но особенно велик он был в Латинской Америке - соответственно 531 и 312%. Основной причиной роста цен в ряде стран Латинской Америки и в других регионах^ является крупный дефицит государственных бюджетов и весьма обременительная внешняя задолженность (платежи по кредитам западных стран).
В СССР долгое время инфляция отрицалась полностью. На самом деле она носила скрытый, подавленный характер. В конце 80-х годов обесценение денег становилось все более явным. По официальным данным, в СССР цены на потребительские товары ( с учетом скрытой инфляции) в 1989 г. возросли на 7,5%, в
1990 г. - на 19% (в том числе подавленная инфляция - 11%). В
1991 г. в странах СНГ цены выросли в 2,4 раза. С 1992 г. в России инфляция стала открытой, а инфляционный шок сделал ее галопирующей: индекс цен в 1992 г. составил 2600%, в 1993 г. 1700%. В дальнейшем регулирование государством объема денежной массы позволил несколько снизить темпы роста цен: в 1994 г. цены на товары и услуги возросли в 3,2 раза, в том числе на продовольственные товары - в 2,9 раза, платные услуги населению - в 7,6 раза.
Инфляция, свидетельствующая, так сказать, о "заболевании" денежной системы, а вместе с ней и всей экономики вызывает множество неблагоприятных последствий. Она разрушает хозяйственные связи, усиливает спекуляцию и нездоровые социальные явления (подкуп должностных лиц, нарушения правопорядка и др.), ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения.
К этому делу оказываются причастными не только государство, предприятия, но и криминальные элементы.

Фальшивомонетничество и его последствия

Фальшивомонетничество - это изготовление и металлической монеты, денежных знаков, ценных бумаг. Такой промысел ведется его последствия с целью сбыта или выпуска в обращение фальшивых денег и обогащения за этот счет. По законодательству всех стран это - преступление.
Фальшивомонетничество началось с тех пор, как стали изготавливать деньги из благородных и иных металлов. На Руси к фальшивомонетчикам применяли суровые меры. Особенно жестоко расправлялись с ними при Петре 1: преступнику заливали в горло олово, отрубали руки и ноги.
В современных условиях подделка денег и ценных бумаг во всех развитых странах приняла все расширяющиеся масштабы. Это характерно и для России: в 1990 г. было выявлено 93 случая изготовления и сбыта фальшивых денег и ценных бумаг, в 1991 г. - 129, в 1992 - 317, в 1993 г. - 7061, в 1994 г. - 14884 случая. В 1994 г. правоохранительные органы предотвратили выброс в обращение поддельных отечественных денег, иностранной валюты и государственных ценных бумаг на сумму около 10 млрд. рублей.
Быстрый рост такого рода преступлений в России и других странах объясняется тем, что для подделки денег стали широко применять современные цветокопировальные устройства. Каждые 9 из 10 фальшивых денежных купюр изготовлены с помощью такой техники, позволяющей словно блины "печь" средства платежа. По прогнозам специалистов, дальнейший рост фальшивомонетничества может привести к дестабилизации денежного обращения и "бегства от денег". Достаточно сказать, что в мире ходит 40 млн. фальшивых долларовых купюр.
Для борьбы с фальшивомонетничеством все шире применяется система экономических, технологических, организационных и других мер. К ним, в частности, относятся такие действия:
резко уменьшается количество наличных денег в обращении и они заменяются безналичными расчетами ( с помощью чеков,
кредитных карточек);
повышается степень защиты денег от подделок (применяется свыше 25 средств защиты: металлография, водяной знак, вкрапление волокон, выпуклость отдельных мест и др.);
банкноты старого образца периодически заменяются новыми, с большей степенью защиты (такая замена ведется в нашей стране с 1995 г., в США новые долларовые банкноты будут заменять старые с 1996 г.);
банки, торговые и иные учреждения оснащаются специальной техникой для выявления фальшивок;
населению разъясняется, чем фальшивые деньги отличаются от настоящих (на поддельных денежных средствах нанесены одинаковые серии и номера купюр, отсутствуют водяные знаки, применены размывающиеся красители, нечетко виден мелкий текст и др.).
Таким образом, мы с разных сторон рассмотрели величайшее изобретение человечества - деньги. Подобно колесу, они приводят в движение всю рыночную экономику.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике: мировой опыт и наши
проблемы. М.:1991.
Мяккоинелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. T.I. Гл.15.
М.-.1992.
Маркс К. Капитал. T.I. Гл.III - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е
изд.Т.23.
Меньшиков С.М. Инфляция и кризис регулирования экономики. М.:1979.
Прикладная экономика. Гл.11. М.:1992.
Свмуэльсон П.А. Экономика. Т.1.Гл.15.М.:1993. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Гл. IV, V - Антология экономической классики. В.Петти, А. Смит, Д.Рикардо. М.:1993.
Стэнлеик Дх.Ф. Экономикс для начинающих. Гл.14.М.:1994.
Харрис Л. Денежная теория. Пер. с англ. М.-.1980.. Хеаие П. Экономический образ мышления. Гл.17. М.:1991.

ТЕМА 6. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА И ЗАКОНЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

§ 1. РЫНОК: ФУНКЦИИ И СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА


Сущность и функции рынка.

Знакомиться с рыночными отношениями мы начнем с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.
Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или театр. Если иметь в виду территориальные границы и масштабы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона), б) национальный (внутренний) и в) мировой (внешний) рынки.
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: а) товарного производства и б) рынка. Эти подсистемы неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы - товарное производство - оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;
б) одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.
Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов. Кроме того, в рыночной сфере непрерывно проводится, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов - доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей - разорительно или выгодно их приобретать? В итоге рынок решает судьбу буквально каждого товара: будет или не будет он продан? Если же будет реализован, то по какой цене?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей). Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который четко сформулировал А.Смит: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно... ".1 Разумеется, этот принцип личной материальной заинтересованности пред" полагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки,
Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования - в доиндустриальную эпоху. Тогда сам рынок был в неразвитом - в слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента.
Примечательно, что в Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах Европы рынком называли торговую площадь. Она обычно располагалась в центре города и была окружена со всех сторон зданиями (там помешались ремесленные мастерские, торговые лавки, государственные учреждения и др.). Продавцы разных видов товаров размешались на рыночной площади в определенных, традиционно закрепленных за ними местах. Этим и ограничивалась дифференциация (расчленение) рынка.
При капитализме торговля на городских площадях была вытеснена совершенно иной системой рынков и множеством торговых зданий различного назначения.

1 Антология экономической классики. В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. М.: 1993.С.91.

Система рынков

Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков - единая совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась, в конечном счете, во второй половине нынешнего столетия под воздействием ряда факторов.
Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство за счет:
широкого преобразования натурального производства в товарное;
распространения отношений купли-продажи на рабочую силу основной части трудящихся;
быстрого развития сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ;
превращения конечных результатов научных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок) в товарный продукт.
Во-вторых, современное производство стало создавать в огромных количествах весь спектр полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека. Реализация таких благ не могла происходить на каком-то одном рынке.
В-третьих, усилившееся в XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В этой сфере возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей товаров и услуг разного вида.
В-четвертых, в результате широкого развития акционерных обществ объектом массовой купли-продажи стали ценные бумаги на специализированном рынке ценных бумаг.
Наконец, интенсивный рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.
Стало быть, подобно тому, как современное товарное производство невозможно представить без многозвенного разделения труда, так и развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее расчленение рынка наглядно представлено на рис. 6.1.
Система рынков
Потребительских продуктов
Средств производства
Труда

Услуг
Научных разработок
Ссудных капиталов
Ценных бумаг
Валют
Духовных благ

Рис.6.1. Рыночная система.
В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:
рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);
рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
рынок труда (для работодателей и наемных работников);
рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);
рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);
рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всем комплексом необходимых субъективных материальных, научно-технических,
интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще существование и значение товарного производства, а только отражается то новое состояние экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений. Как осуществляется такое воздействие - зависит от форм и типов взаимодействия агентов рынка.

§ 2. ФОРМЫ И ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СВЯЗЕЙ

Формы торговли.

Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в торговых сделках. Эти сделки можно классифицировать следующим образом.
1. По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Зачастую посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков товара.
2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли.
Бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товаров на другие.
Продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке.
Реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.
Продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу).
Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов.
Предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).
3. С учетом объема продаж различают такие формы торговли. Оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количествах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи.
Розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.
Рыночные отношения различаются не только по рассмотренным здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями). Важное значение имеет характер поведения и взаимодействия этих агентов, что определяет разные типы рынков.

Типы рынка.

Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. Как мы знаем, в натуральном хозяйстве создаваемые продукты поступали в распределение, которое зачастую не предоставляло потребителю возможность выбирать по его желанию те или иные блага. В отличие от этого жесткого порядка рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.
Для покупателя данные свободы касаются выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Для продавца свобода заключается в выборе :
наиболее подходящего покупателя и возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки.
По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный, б) нелегальный, в) регулируемый.
Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.
Между тем определение "свободный" рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене.
Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на классическом рынке строятся только по горизонтали. Между контрагентами (лат. contrahens - договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).
Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.
Ради истины нужно признать, что такая свобода оборачивается своей неприглядной стороной. В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими "правил игры" этот тип рынка получил нелестные названия - "дикий", "блошиный", "нецивилизованный ".
Второй тип рынка - нелегальный - близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но имеются существенные различия между ними. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность - теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие, порнография).
Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта - стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере:
на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших фабрик;
производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;
сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
Такое положение было характерно для производства и рыночного обмена XV - XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.
Рынок третьего типа - регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Переход в XX в. к этому типу рынка обусловлен объективными причинами, которые вызвали тенденцию к усилению организованности и управляемости рыночных связей.
Прежде всего важную роль сыграл резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными затратами капитала, крупные фирмы стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Примечательно, что по заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60 %, станков - 100 %.
Ко второй половине XX столетия рыночные связи существенно усложнились. Если в прошлом производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, то теперь на их пути - большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.). Например, в США насчитывается 383 тыс. фирм оптовой торговли и 1567 тыс. фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.

Рынок как социальный институт.

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной институт, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
Во второй половине XX столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов.
Что же входит в систему рыночных институтов?
Во-первых, правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:
организует правовое регулирование рынка - устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения; защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыночных агентов. Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне развитое законодательство, охватывающее всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора - средства регулирования рыночных отношений. Вполне очевидно, что рынок как социальный институт не может существовать без предварительного и опережающего развития правового законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность людей.
Во-вторых, в рассматриваемую систему входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок развивает не только горизонтальные отношения, но и органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз - от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.
В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.
В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные.
Таким образом, рынок как социальный институт прочно объединяет всю совокупность рыночных связей в единую целостность. Эта целостность придает рынку новое качество - способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.

§ 3. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА И ЗАКОНЫ ЕЕ ДИНАМИКИ

Рыночная цена и ее виды

В условиях свободного рынка взаимоотношение цена и ее виды coбcтвенникoв товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этого голосования отражаются в рыночных ценах.
Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя.
Договорные или контрактные цены. Контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.
Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).
Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
2. В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио и др.
3. Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.
Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.
4. Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
Мы рассмотрели основные виды реально действующих цен. Кроме государственной, твердо фиксированной цены, все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство - они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров. Давайте проанализируем это взаимодействие.
Закон спроса.
Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке и, конечно, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.
Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл.6.1.).
Таблица 6.1. Шкала спроса

Цена яблок (руб. за кг.)
Продано (тонн)
2000
2
1500
4
1300
6
1000
9
800
15
500
25

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.
Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С = F (Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1995 гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис.6.2.). Здесь взят тот же условный примере о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. По оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая С1 – С2 на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.





Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители). Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса ("чувствительность" его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса Кс:

(Кс)= Рост объема спроса (в %) \ Снижение цен (в %),

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Вот условный пример. При повышении цены автомашины на 1 % объем продаж снижается на 2 %. В этом случае:

Кс= -2%\1%= - 2

Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком минус): канцелярские принадлежности - 0,6, бензин - 1,5, жилье - 1,9, кино - 3,9.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.
Теперь проанализируем взаимозависимость цены и предложения.

Закон предложения.

Предложение - это сумма товаров, которые готовы продать по альтернативным ценам. Наложения предложение влияют несколько факторов: число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей) и, разумеется, цены на продаваемые продукты, субституты (взаимозаменяемые товары) и другие виды изделий. На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен: а) цену, ниже которой никто не стал бы продавать и б) цены, по которым никто из них не откажется реализовать продукт.
Предположим, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения (табл.6.2.)


Таблица 6.2. Шкала предложения
Цена 1 кг. яблок (руб.)
Продавцы готовые продать (тонн)
2000
25
1500
15
1300
9
1000
6
800
4
500
2

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F (Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике (рис.6.3.). Ее иллюстрирует опять же пример с продажей яблок. На оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс - количество яблок, которое продавцы готовы произвести и продать. Кривая П1 – П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.


Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):
Кп = Объем предложения (в %) / Рост цен (в %)
Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5 %, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10 %. В этом случае коэффициент эластичности

Кп=10% /5-%"+2.

Что же касается коэффициента эластичности предложения, то, как показывает опыт западных стран, этот показатель - при условии равновесия цен и за длительный период - имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.
Таким образом, нам стала известна прямая зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Имеется два варианта такого регулирования.
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).
Однако нетрудно догадаться, что существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения. Эта закономерная связь такова. Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот (при уменьшении спроса снижается цена). Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот (с сокращением объема предложения цена увеличивается).
Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия:
что определяет уровень рыночной цены - спрос или предложение? Как - при каком уровне цены - может быть достигнуто рыночное равновесие - равенство спроса и предложения?
Здесь уместно вспомнить о двух прямо.
Равновесная цена противоположных концепциях рыночной цены. Одна из них высказана английскими классиками и К.Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена - это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии, отстаивает приоритет спроса:
потребности человека, полезность и ценность благ, а следовательно спрос покупателя, диктуют уровень рыночной цены.
Как известно, выход из сложившегося противоречия нашел А.Маршалл. Прежде всего он сформулировал и выразил в математической форме законы спроса и предложения. Затем он примирил противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью А.Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике, где одновременно отражается кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене). Точка пересечения этих линий характеризует уровень равновесной цены.

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>