<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1 Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 11.С.40.

награждать и тех, кто дает высокую выработку, и других, кто ленится и дает мало продукции, то это уменьшит стремление людей больше зарабатывать за счет улучшения производственных показателей.
Д. В условиях свободной конкуренции естественным является неравенство полученных доходов. Высокими будут доходы у тех, кто преуспел в рыночном соперничестве, и, напротив, тех, кто потерпел неудачу, может ждать разорение. Итак, сторонники концепции либеральной рыночной экономики считают, что равенство ("справедливость") в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее.
Неравенство в распределении графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 16.3).



Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей - 40% всего дохода и т.д.).
На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (лат. decem - десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных.
Для либеральной рыночной экономики как таковой характерна тенденция к усилению неравенства в распределении общественного дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальная дифференциация селения. Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности. Такой результат не случаен.
Как считают сторонники свободной рыночной экономики, при идеальном распределении общественного богатства оно должно доставаться только собственникам факторов производства - труда, капитала и земли. Однако остается без ответа очень важный вопрос: какие средства к жизни должны получить многочисленные члены общества, которые лишены производственных факторов (пожилые люди, переставите работать по найму; инвалиды, дети), а также лица, имеющие рабочую силу, но не могущие в данный период найти ей применение (безработные, временно потерявшие работоспособность по болезни и др.)? Все они не участвуют в создании общественного продукта, а поэтому, выходит, не могут претендовать на свою долю в общем "пироге". В чистой рыночной экономике, не признающей вмешательства государства в хозяйственную жизнь, им остается уповать лишь на частную благотворительность...
Ориентация экономических реформ в России на создание "либеральной" рыночной экономики дала явно отрицательные результаты. По официальным данным за 1992-1994 гг., существенно усилилась дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченного к концу 1992 г. достигло 14-15 раз против 4,5 раза в 1991 г. Вместе с тем общепризнанно, что достижение децильного коэффициента 10:1 служит показателем социального неблагополучия.
В заключение напрашивается вопрос: какова же историческая судьба либеральной рыночной системы как макрорегулятора на Западе?

5 2. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ

Крах модели рыночного саморегулирования.

Классическая модель саморегулирующейся рыночной системы не выдержала сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис, обрушившийся на страны Западав 1929-1933 гг. По-видимому, "короткая волна" обычного экономического цикла слилась с "длинной волной" (повторяющейся примерно один раз в 50 лет) и в результате произошло как бы удвоенное по глубине падение производства. Выпуск продукции в промышленности уменьшился на 46%. Безработица охватила 26 млн. человек. Реальные доходы населения снизились на 60%.
Словно губительный "девятый вал" обрушился на классическое учение о макрорегуляторе. На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидна полная несостоятельность их догм (устаревших положений) классической и неоклассической экономической теории.
Что было отвергнуто в экономической теории и что нового шилось взамен признанного ошибочным? Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная тема не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы.
Одновременно было опровергнуто положение о том, что в точной экономике действует "чистая" и "совершенная конкуренция". К месту будет упомянуто, что в 1933 г. появились Дж. Робинсона "Экономическая теория несовершенной конкуренции" и Э. Чемберлина "Теория монополистической конкуренции". Таким образом, все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место "несовершенная конкуренция". Это, как мы ем, означает широкое распространение естественных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промышленности олигополий, развитие монополистической конкуренции. Оказалось несостоятельным утверждение, что норма процента бы автоматически поддерживает общую сбалансированность ока денежных сбережений и потока инвестиций (подобно действию "крана" в "ванне"). На самом деле ставка процента не способна соединять в единый поток сбережения населения и канальные вложения в производство:
обладатели сбережений и инвесторы имеют разные планы и мотивы действий;
в домашних хозяйствах свободные денежные средства идут не на инвестиции, а расходуются на разнообразные нужды семьи (деньги накапливаются для крупных покупок, создается запас ликвидных средств на непредвиденные случаи, осуществляются платежи по страхованию жизни и имущества, деньги идут на образование детей и т.д.);
инвесторами выступают как домашние хозяйства, так и банки. Величина их инвестиций зависит не только от нормы процента, но и от нормы прибыли, а также от фазы делового цикла спада или подъема).
Опровергнутым оказался тезис о том, что система рыночных цен способна как бы автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы макроспроса и макропредложения. В действительности же обратная связь перестала эффективно действовать. Она хорошо срабатывала при золотом стандарте, но в ходе и в результате мирового экономического кризиса 1929-1933 годов золотой стандарт, как известно, был отменен. Что касается рыночного механизма цен, то его подорвало господство монополий. Выявилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупных величин спроса и предложения.
Наконец, стало очевидно, что микроэкономика неспособна успешно развиваться без всякого вмешательства государства (на основе принципа "laisser faire") - при содействии лишь "невидимой руки". Настало время подыскивать новый макроэкономической регулятор.

Кейнсианская революция.

В 30-е годы XX в. на Западе назрел и был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новой модели регулирования национальной экономики, призванной спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений. Выдающийся английский экономист Джон Кейнс, совершивший переворот в неоклассическом направлении экономической теории, был наречен "спасителем капитализма".
Джон Кейнс создал новую парадигму (rp.paradeigma - пример, образец), то есть теорию и модель постановки проблем, ставших образцом решения макроэкономических задач. Эта парадигма положила начало новому разделу экономической теории - макроэкономике и переходу к такому ее регулятору, который способен обуздать стихийные разрушительные силы рынка.
Ее исходный принцип состоял в следующем. В противовес классическому принципу невмешательства государства в экономику была признана ведущая роль государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте - хозяйствующем субъекте.
Основные отличия государственного регулятора от рыночного можно видеть в табл. 16.1.
Существо кейнсианской революции состоит также в принципе "эффективного спроса". Дж. Кейнс в труде "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) смело поставил задачу исследовать причины спадов производства и безработицы. Эти причины он увидел в недостаточности покупательского спроса предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по ере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается "склонность к потреблению" усиливается "стремление к сбережениям". Дж. Кейнс утверждал: "Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом кода, но не в той же мере, в какой растет доход".' Одновременно предприниматели предъявляют недостаточный спрос на средства производства, поскольку, полагал Дж. Кейнс, снижается прибыльность производства и бизнесмены проявляют "склонность" терять веру в будущие доходы. В этих условиях они предпочитают, не вкладывая деньги в производство, давать их в ссуду, получать высокую и устойчивую норму процента.
Таблица 16.1.Признаки рыночного и государственного регулятора экономики


Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и в интересах фирм и домашних хозяйств.
Управляющее воздействие оказывается на "горизонтальные" (партнерские) экономические связи между фирмами и домашними хозяйствами.

Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах.


Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы.

Управление национальным хозяйством строится "по-вертикали" (сверху вниз: от государства к фирмам и домашним хозяйствам).

Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на внешнеэкономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)

Рыночный регулятор
Государственный регулятор

Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем "эффективного спроса", ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса:
а) спроса населения на предметы потребления и
б) спроса предпринимателей

'Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:1978.С.157.

принимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективность спроса выражается как в увеличении занятости и росте благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм.
Важным принципом кейнсианской парадигмы является то, что впервые на государство стали возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением эффективного спроса посредством инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели.
Чтобы расширить спрос, государство в странах Запада провело огосударствление значительной части национальной экономики (создания государственного сектора). Государство стало владельцем многих новейших отраслей промышленности, предприятий производственной инфраструктуры (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т.п.) и учреждений социальной сферы. Правительства организовали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой и устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли.
Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, производимых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги.
Внутри страны такие расходы (a) составляют сумму величины потребления (С), инвестиций (i) и государственных закупок (G):
a= C+i + G
Чтобы расшифровать государственные расходы, потребление (С) выражают через показатели дохода (У) и налогов государства на доходы населения. При этом определяется так называемая функция потребления:
С = У - Т.
Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располагаемого дохода. Располагаемый доход (У - Т) - это совокупный доход (У) за вычетом налогов (Т). То есть располагаемый доход - то, чем население может самостоятельно распорядиться.
Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин (из состава a - всех планируемых расходов): Т + G.
Наконец, к числу новых принципов кейнсианской революции мы можем отнести разработку таких моделей макроэкономики, которые позволяют государству целенаправленно регулировать ее.
Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это особенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточилась на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, оставляя без внимания количественную сторону этого процесса. Кейнсианство открыло "первую страницу" в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы:
впервые стали применяться агрегированные экономические величины, суммарно охватывающие все национальное хозяйство;
были выделены независимые переменные величины, которые не поддаются непосредственному воздействию государства (склонность населения к потреблению и накоплению, ставка процента
обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независимые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.);
установлены количественные связи указанных двух групп изменчивых величин в математических моделях.
Дж. Кейнс не признавал неизбежность массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством национальное хозяйство. В связи с этим он исследовал закономерные количественные связи макроэкономических величин - совокупных капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Дж. Кейнс стремился найти такие переменные величины, которые создаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал "категории ожиданий" (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный характер и необходимы для экономического прогнозирования.
Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три одели (функциональные зависимости).
Одна из них выражает зависимость ставки процента (r) от величины дохода (У): r = F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.


Рис.16.4. Кривая ставки процента.


На рис. 16.4. выражена прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1, до У2, увеличивает банковский спрос на деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2.
Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r) Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. Эта обратная зависимость представлена на рис. 16.5.




Рис.16.5. Кривая инвестиций
На рис. 16.5 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2, уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).
Наконец, имеется модель, которая выражает зависимость величины дохода от объема инвестиций: У = F(i). Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины - занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым - на эффективный спрос.
Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - "умножающий"). Этот коэффициент представлен в следующей формуле: DУ = k • Di, где DУ - прирост дохода, Di - прирост инвестиций и k - мультипли-йакатор. Дж. Кейнс так охарактеризовал мультипликатор инвестиций: "когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прикроет инвестиций".' Он утверждал, что расширение инвестиций введет к увеличению занятости, а потому и "дохода общества" и ртем самым - к повышению потребительского спроса.
Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и проч.).
Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х годов до середины 70-годов и получила название "планируемого и регулируемого капитализма". Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.

'Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:1978.С.179.


Распределение доходов в социально-ориентированной экономике.

Как мы выяснили, в модели либеральной рыночной экономики на первом месте стоит задача: на каждой фирме добиться максимальной экономической эффективности - максимума прибыли. Но выполнение ее идет в ущерб социальной справедливости.
Совершенно иначе ставились макроэкономические задачи в странах Запада после второй мировой войны, когда было внедрено государственное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами. Здесь существенно изменился характер государства: оно стало правовым и демократическим. Правительства впервые объявили своей важнейшей целью "борьбу против бедности" и достижение "всеобщего благосостояния". В итоге в западных странах, вступивших в историческую полосу постиндустриального и посткапиталистического общества, сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированный.
Каковы же основные черты модели социально ориентированной рыночной экономики? Как распределяется в ней совокупный доход общества?
Во-первых, в противовес модели либеральной рыночной экономики, где признается господство частной (единоличной) формы собственности, в социально ориентированной экономике нормальным считается плюрализм форм собственности. Этим выражается больший демократизм отношений собственности. Считается необходимым государственный сектор экономики (что отвергается сторонниками "чистого рынка").
Во-вторых, в социально ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать по суду эти права.
В правовом и демократическом обществе само государство содержится за счет средств налогоплательщиков. Поэтому все граждане через демократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их законных социально-экономических интересов.
В-третьих, в социально ориентированной экономике государство создает условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого государство берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.
На примере США можно видеть, как государство смогло улучшить положение самой бедной части населения. Государственные органы в 1964 г. определили уровень дохода на "черте бедности" следующим образом. Была подсчитана минимальная стоимость питания, необходимого для поддержания физического существования семьи из четырех человек. Эта сумма затем умножалась на три, исходя из того, что стоимость питания составляет 1/3 необходимых расходов бедной семьи; остальные 2/3 - это затраты на жилье, медицинское обслуживание, одежду, транспорт и т.д. Учитывая высокую стоимость жизни в США, в 1986 г. "черта бедности" составляла 11200 долл. для семьи из четырех человек. Вместе с тем прожиточный минимум для такой семьи составляет сумму, превышающую официальную "черту бедности" на 20-40%.
Во время "войны с бедностью" в США были увеличены все расходы на социальные программы, в том числе введены программы выдачи пособий в натуральной форме: талонов на бесплатное получение продовольствия, субсидий на жилье и бесплатную медицинскую помощь. Если в 1960 г. таких пособий в натуральной форме практически не было, то уже в 1984 г. на них было израсходовало 66 млрд. долл., или 1,7% ВНП. В целом выплаты по системе социального обеспечения в США снижают цифру, характеризующую бедность, примерно вдвое. Что касается западноевропейских стран, то во многих из них государственные социальные программы имеют больший размах, чем в Соединенных Штатах.
Западные страны достигли наивысшего в мире уровня по количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.
В Организации Объединенных Наций исчисляется обобщающий показатель - индекс человеческого развития. Этот показатель - средняя из трех величин: валового внутреннего продукта На душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования (культуры) людей 25 лет и старше. Этот показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трех показателей, достигнутых как наивысших в мире.
Например, в 1990 г. наивысшая продолжительность жизни была достигнута в Японии (78 лет). Меньше эта продолжительность была во Франции - 76 лет, США и ФРГ - 75 лет, СССР -69 лет (в России в 1994 г. менее 60 лет). Среднее число лет обучения в Северной Америке и Западной Европе составляло более 111-12 лет, в СССР - 9 лет.
В 1990 г. по обобщающему индексу человеческого развития Канада заняла первое место (индекс - 0,982), Япония - второе (0,981), США - шестое (0,976), Франция - восьмое (0,969), Великобритания - десятое (0,962), СССР - 33 место (0,875).
В четвертых, в социально ориентированной экономике государство с помощью налогов перераспределяет личные доходы граждан - от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны.
Как мы знаем, первичное распределение доходов осуществляется на уровне микроэкономики и связано с факторами производства (заработная плата, процент, рента, прибыль). Через систему налогов государство проводит вторичное распределение "ли перераспределение доходов в целях некоторого выравнивания уровня жизни людей. Благодаря такому перераспределению государство дает средства к существованию тем, кого либеральная рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.).
Особенно большое перераспределение личных доходов проводится во многих западноевропейских странах (скандинавские страны, Австрия, Испания и др.). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция, что особенно заметно по сравнению с США (табл. 16.2).
Таблица 16.2. Степень выравнивания доходов в США и Швеции (1986 г.)
Рапределение семей
Процент всех доходов
США
Швеция
Приходится доходов:
а) на 20 % самых богатых семей
б) на 20 % самых бедных семей

44
5

37
12

Наконец, в-пятых, в социально ориентированной рыночной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый "средний класс" (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: а) богатый класс - 10-15%, б) средний класс - 70-80% и в) бедный класс - 15-20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества.
Как вполне очевидно, государству удается добиться того, что недоступно рынку, - максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государственное регулирование упускает преимущество рыночного воздействия на производство - подъема его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом: увеличивать налоги и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако это отрицательно сказывается на материальном стимулировании товаропроизводителей и подрывает экономические источники социального прогресса.
Как же избежать противопоставления двух стратегических целей рыночной экономики - достичь максимальной экономической эффективности производства и добиться наибольшей социальной эффективности хозяйственной деятельности?

§ 3. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

"Восстание" неоконсерваторов против кейнсианцев.

Кейнсианская революция дала западной консерваторов против экономике "второе дыхание". Примечательно, что в 50-е, 60-е и в первой половине 70- х годов были достигнуты наивысшие темпы экономического роста, наибольшая занятость (в западные страны привлекалась дополнительная рабочая сила из слаборазвитых стран) и значительный подъем благосостояния населения (уровень жизни возрос в 2-4 раза).
Однако нового "дыхания" хватило только до середины 70-х годов. В 1973-1974 гг. произошло совершенно необычное явление. Прирост промышленного производства на Западе приостановился, хотя в социалистических странах продолжался существенный рост хозяйства.
К такому феномену привели одновременно разразившиеся кризисы: а) очередной кризис перепроизводства, б) наступление через примерно 50 лет после 1929-1933 годов) понижательной волны большого цикла, в) резкое обострение экологического кризиса. Последняя причина состояла в том, что развивающиеся страны решительно выступили против поставок Западу очень дешевого сырья и энергоносителей, национализировали свои природные ресурсы и подняли цены на мировом рынке в 1973-р974 гг. в 10-20 раз. Это привело предпринимателей Запада в шоковое состояние и вызвало скачок в "инфляции издержек". Из такого шока западная экономика выходила примерно 10 лет посредством внедрения экономичных высоких технологий.
Одновременно с кризисным потрясением мощный удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвращать кризисные спады производства. Безраздельное господство кейнсианства в экономической теории закончилось.
В едином неоклассическом направлении произошел раскол на два течения: последователей кейнсианского учения, которые отстаивали активную роль государства в регулировании экономики наций; и неоконсерваторов (новых приверженцев старых принципов), которые вновь выступили за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм.
Неоконсерваторы подняли своего рода "восстание" против кейнсианства. Они выявили два основных уязвимых места в концепции Дж-Кейнса и подвергли их критическому разбору.
Одно уязвимое положение в учении Дж. Кейнса состояло в следующем. Для увеличения государственного спроса считалось возможным допустить дефицит государственного бюджета (превышение расходов государства над его доходами). Для покрытия дефицита можно прибегать к займам и печатанию денег. Но это, несомненно, порождало инфляцию. По мнению Кейнса, умеренная инфляция может служить средством стимулирования спроса (в том числе увеличения заработной платы для обеспечения полной занятости).
Другое уязвимое положение: для увеличения государственных доходов считалось приемлемым введение очень больших налогов. Однако такие налоги подрывали материальную заинтересованность работников в увеличении заработков и предпринимателей в повышении размеров прибыли. Тем самым подрывалась сама налоговая база (рост заработной платы и прибыли).
Эти положения кейнсианского учения на практике привели к отрицательным результатам. На родине учения возникла так называемая "английская болезнь" - стагфляция (сочетание кризисного застоя с инфляцией).
Неоконсерваторы предложили свои рецепты излечения "английской болезни". Возникли три школы неоконсерваторов, имевшие антикейнсианскую направленность: монетаризма, теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий.
Школа монетаризма выступила с известной нам количественной теорией денег. С точки зрения монетаристов, инфляция семидесятых годов обусловлена тем, что сфера обращения была переполнена излишним количеством денег.
Лидер монетаризма лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (США) является крупным исследователем проблем денег и рыночных цен. Он обстоятельно исследовал экономический механизм, который в условиях рыночной экономики позволяет достичь общей сбалансированности народного хозяйства. "Система цен представляет собой механизм, который выполняет эту задачу без управления из центра, без того, чтобы приказывать людям...".1
М.Фридмен указал на три функции системы цен, влияющие на сбалансированность народного хозяйства. Информационная функция сигнализирует производителям, как изменяется соотношение спроса и предложения на тот или иной товар или определенные виды производственных ресурсов. Стимулирующая функция - цены побуждают применять такие хозяйственные факторы, которые помогают достичь максимальной прибыли, а это позволяет более рационально приспособить структуру производства к составу общественных потребностей. Распределительная функция связана с тем, что цены отражают уровень доходов продавцов и покупателей. При рыночном равновесии цены обеспечивают сбалансированность спроса и предложения отдельных товаров, а также всех доходов и суммы цен произведенных продуктов. '
Все эти функции цен тесно взаимосвязаны между собой, и попытки подавить одну из них отрицательно сказываются на других. Нельзя сохранить стимулирующую функцию, отделив ее от распределительной. М.Фридмен разъяснил: "Цены стимулируют людей только потому, что влияют на распределение. Если то, что человек получает за свою деятельность, не зависит от того, что он делает, если цены не выполняют третью функцию - распределения дохода, то ему нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию".2 М. Фридмен и другие неоконсерваторы не видят удовлетворительной альтернативы нормальному рыночному механизму. Именно он, на их взгляд, обеспечивает эффективное регулирование макроэкономики. Школа монетаризма выработала свои рецепты по излечению от инфляции. Правительствам западных стран было рекомендовано: жестко ограничить предложение денег и выдачу кредитов, сократить печатание денег (увеличивать их количество соразмерно росту производства), урезать социальные программы (уменьшить государственные выплаты населению).
1 См.: Проблема рынка в современной западной экономической науке .M.:1990.C.28.
2 См.: Избранные труда М. Фридмена. - Вопросы экономики. 1989, № 12.С.142.


Соответственно противопоказанием были объявлены: слишком активная денежная политика государства (излишнее предложение денег), а также крайние действия Федеральной резервной системы (выпуск в обращение слишком большого количества денег или слишком малого).
Теория экономики предложения выступила за возрождение свободы частного предпринимательства и воссоздание рыночного механизма регулирования. Основная цель - создать благоприятные условия для роста предложения как труда, так и капитала (его накопления). Против стагфляции был прописан такой "рецепт": снизить налоги на заработную плату и прибыль. Новый уровень налогов должен одновременно поднять заинтересованность работников и бизнесменов в достижении больших конечных результатов деятельности и вместе с тем усилить налоговую базу для государственного бюджета (с ростом заработной платы и прибыли будет увеличиваться доходная часть бюджета).
Теория рациональных ожиданий выразила решительное несогласие с жесткой государственной опекой предпринимателей. Были признаны неприемлемыми прямое государственное планирование национального хозяйства и текущее государственное регулирование экономики. И эту отрицательную позицию можно понять. Например, в США в период господства кейнсианства допускался большой произвол государственных чиновников по отношению к предпринимателям. До середины 70-х г. ежегодно издавалось до семи тысяч правил и указаний, регламентирующих деятельность частного бизнеса.
Сторонники теории рациональных ожиданий утверждают, что хозяйствующие субъекты в состоянии сами прогнозировать ход хозяйственных процессов и принимать оптимальные (наилушие для них) решения. Но для принятия таких решений нужно верно оценивать экономическое положение страны. Однако это трудно делать, поскольку правительство, пытаясь регулировать текущую хозяйственную деятельность, часто принимает неожиданные, непредсказуемые постановления.
Школа рациональных ожиданий выдвинула свой рецепт управления экономикой. Нужны стабильные правила для всех хозяйствующих субъектов, которые делали бы предсказуемыми действия правительства, производителей и потребителей. Было бы разумно принять закон, по которому решения правительства в области денежной политики и налогов вступают в силу только через два года после их принятия. К тому же правительство должно сосредоточиться на долгосрочной экономической политике.
Все три школы неоконсерваторов разработали модель макроэкономического регулирования. В ее основе было возрождение рыночного саморегулирования и стимулирование частного предпринимательства. Эта модель - прямая противоположность кейнсианству.
О том, насколько велико расхождение между кейнсианцами и неоконсерваторами, дает представление табл.16.3.
Таблица 16.3. Основные положения кейнсианцев и неоконсерваторов


Кейнсианство
Неоконсерватизм
Принцип эффективного спроса

Рост государственного регулирования и планирования

Налаживание государственного регулирования и планирования

Рост налогового обложения для увеличения государственного спроса

Дефицитное финансирование и усиление инфляции




Расширение государственных социальных программ.
Принцип эффективного предложения

Частичная приватизация государственной собственности

Свертывание планирования и ограничение государственного регулирования

Снижение налогов с населения и предпринимателей

Снижение бюджетного дефицита и укрепление денежного обращения

Урезывание социальных программ государства


В соответствии с рекомендациями неоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств был положен принцип "эффективного предложения" - поощрения частного бизнеса (в США такую политику назвали "рейгономика", в Англии - "тетчеризм"). Чтобы сделать более выгодным свободное предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и на трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприятий - продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планирование хозяйства, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры дали осязаемые результаты. В США и других странах несколько уменьшился дефицит государственного бюджета, сократилось количество денег в обращении, а темпы инфляции снизились в 3-4 раза, возросли темпы хозяйственного развития.
Но и модель макрорегулятора национальной экономики, предложенная неоконсерваторами, не спасла экономику Запада от спадов производства и инфляции. В 1979-1981 гг. разразился новый мировой экономический кризис. При этом, как и в 1973 г., уровень роста мирового промышленного производства оказался на нулевой отметке.
Сама жизнь вновь властно поставила вопрос: какой же хозяйственный механизм лучше - государственный (кейнсианский) или рыночный (неоконсервативный)?

Неоклассический синтез.

Предыдущий анализ макроэкономических регуляторов позволяет нам сделать определенные выводы.
Прежде всего очевидно, что не существует такого идеального регулятора, который способен избавить общество от трех зол:
кризисов, безработицы и инфляции. Кстати, во всех экономике эти негативы признаются как вечные проблемы.
Далее, нельзя не заметить, что кейнсианская и неоконсервативная модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными (это отчетливо видно в табл. 16.3) Если кейнсианцы высказываются за "эффективный спрос", то неоконсерваторы - за "эффективное предложение".
Критическое сопоставление двух регуляторов привело к неожиданному результату. Была убедительно доказана неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом.
Давайте сопоставим между собой два типа макрорегулятора - стихийно-рыночный и планово-государственный.
А. Сначала сравним сам характер регулирования, свойственный двум макросистемам управления.
Свободный рынок (с его регулирующими ценами) воздействует на производство апостериорно (лат. posteriotri - из последующего), то есть после того, как товары созданы и ничего исправить уже нельзя. Учет необходимых и полезных результатов в этом случае ведется методом проб и ошибок, посредством действий вслепую.
В противовес этому государственный регулятор действует априорно (лат.а priori - из предшествующего). Еще до начала производства товаров и услуг государство заранее прогнозирует и панирует конечные результаты. Таким способом можно предотвратить какие-то нежелательные последствия стихийных хозяйственных действий.
Б. Рассмотрим отношение разных хозяйственных механизмов к так называемым внешним эффектам. Под такими эффектами в западной экономической литературе подразумеваются побочные последствия рыночного поведения производителей и потребителей. Частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают "проблемы больших городов" и т.п. Поэтому возникла и все более обостряется Потребность регулировать, компенсировать отрицательные внешние эффекты. Что касается рынка, то он не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение субъектов рынка. По словам профессора П. Хейне ("Экономический образ мышления"), возникает "проблема безбилетника". Под "безбилетником" подразумевается человек, который непрочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить? Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.
В. Теперь посмотрим, как разные регуляторы относятся к структурным переменам народнохозяйственного масштаба. Частные субъекты рынка не берутся за крупные изменения отраслевой структуры народного хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды.
Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.
Г. Сопоставим отношение разных хозяйственных механизмов к некоммерческим видам деятельности. Субъекты рынка даже не берутся вкладывать свои частные капиталы в такие области, которые не дают им прибыли. Это касается, скажем, школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создает и поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики. Д. Рассмотрим связь известных нам регуляторов с удовлетворением спроса населения на предметы потребления и услуги. Государственный регулятор (не имеющий обратной связи) слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре.
Напротив, рынок очень быстро откликается на изменения потребностей покупателей, а также естественным путем (через ценовый механизм) уравновешивает спрос и предложение товаров и услуг.
Е. Наконец, оценим реакцию двух регуляторов на неэффективное производство.
Как известно, рынок поощряет эффективное хозяйствование и избавляется от убыточных предприятий. Только государство может взять на себя затраты на содержание убыточного, но необходимого для общества производства (на изготовление общественных благ, на военно-промышленный комплекс и др.).
Проведенный здесь сравнительный анализ рыночного и государственного макрорегуляторов позволяет сделать важное заключение. В целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному (комбинированному) типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее действовавших хозяйственных механизмов.
Лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон является основателем школы, которую он назвал "великим неоклассическим синтезом". Эта школа преодолела разрыв и противопоставление двух родственных течений неоклассического направления - кейнсианства и неоконсератизма - по коренному вопросу о макроэкономических регуляторах. О значении неоклассического синтеза говорит, в частности, тот факт, что все учебники экономике написаны с позиций этой школы.
Что же представляет собой более конкретно третий тип макрорегулятора?

Смешанное управление и его варианты.

Тип cмешaннoгo управление национальным хозяйством имеет следующие специфические черты. Во-первых, новый регулятор органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.
Во-вторых, только тип смешанного управления позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели:
эффективность хозяйствования,
социальную справедливость и
стабильность экономического роста.
В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение.
Как можно достичь макроэкономического равновесия, наглядно изображается на рис. 16.6, где графически представлены совокупный спрос (С1 – С2), совокупное предложение (П1 – П2) и потенциальный выпуск продукции (Вп).




Рис.16.6. Совокупный спрос, совокупное предложение и потенциальный выпуск продукции
На рис. 16.6 можно проследить, какие макроэкономические факторы влияют на уровень цен и объем выпуска продукции в масштабе страны.
Рассмотрим сначала кривую спроса. Если, допустим, снижаются государственные налоги, то благодаря этому возрастают величины располагаемого дохода и спроса. Кривая спроса (С1 – С2) Подвигается вправо, что означает: для каждого уровня цен спрос возрастает.
Когда же налоги увеличиваются или сокращаются государственные расходы на социальные цели, то совокупный покупательский спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево. Значит, спрос на товары падает для каждого уровня цен.
Теперь посмотрим на динамику предложения. В том случае, когда будет расти заработная плата и цены на сырье, энергию, кривая предложения смещается вверх и влево. Стало быть, данный уровень производства может быть обеспечен при более высокой цене (это - результат увеличения издержек производства). Что касается кривой потенциального выпуска продукции (Вп), то она характеризует такую отметку высоты уровня производства, к которой экономика должна все время двигаться. Таким условием служит макроэкономическая сбалансированность спроса и предложения.
Как видим, с помощью регулирующих сил рынка и государства можно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение. Таким способом преодолевается асимметричность концепции эффективного спроса кейнсианстаа и концепции эффективного предложения неоконсерваторов.
Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа макрорегулятора. Границы распространения смешанной системы управления определяются двумя крайними хозяйственными механизмами: а) стихийно саморегулирующимся рынком и б) строго централизованным планово-государственным управлением. Но во-второй половине 80-х годов таких предельных случаев уже не было, поэтому во всех странах можно было обнаружить смешанную - по типу макрорегулирования - экономику.
Между тем в разных странах имеются свои варианты макрорегулирования хозяйственного механизма. Они различаются по следующим параметрам:
по сферам действия рынка и государства,
по функциям регуляторов,
по формам и методам государственного управления хозяйством.
Практически невозможно рассмотреть великое множество
вариантов смешанного типа макрорегулятора. Мы ограничимся анализом двух вариантов:
с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства и
с максимально допустимым участием государства в хозяйственном механизме (при сохранении рынка).
А. Первым будет вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. В этом варианте преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение, например, в США. Здесь в 80-х годах примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивалось рыночной системой, а остальная его часть производилась под контролем государства.
В данном варианте "смешанной экономики" государство
выполняет минимально необходимые функции (рис. 16.7).
Прежде всего функцией государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию. Чтобы избежать инфляционного обесценения денег, М.Фридмен предложил следовать "денежному правилу", предполагающему стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3-5 % в год. Позже он пришел к выводу о необходимости контролировать рост так называемых "сильных денег" - обязательств американского правительства, которые не приносят процентов, но являются главной составляющей банковских резервов и основой пирамиды средств обращения и платежа.

Функции государства
Обеспечение рынка деньгами
Регулирование внешних эффектов
Управление нерыночным сектором хозяйства

Рис.16.7. Минимальные функции государства в регулировании экономики
Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка. Государство призвано: а) измерять "внешние эффекты" и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога; б) предотвращать "социальные выбросы" (проводить предварительную государственную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность); в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды.
Особая функция государства - управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги коллективного пользования. Речь идет о национальной обороне и охране общественного порядка, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
На практике даже минимальное участие государства в экономическом макрорегулировании (в США и иных странах Запада) предполагает выполнение ряда других задач. К ним относятся: а) обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы, б) защита конкуренции, в) перераспределение доходов и богатства, г) влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта, д) контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста. При регулировании макроэкономики государство применяет преимущественно не административные, а экономические методы.
Б. Другой вариант типа смешанного управления, который мы рассмотрим, предполагает максимально допустимое государственное регулирование.
Данный вариант основывается на значительном развитии государственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
В таком варианте государство осуществляет ряд основных функций (рис.16.8).



Функции государства
Создание условий для эффективного хозяйствования
Стабилизация экономического развития
Регулирование социальных отношений


Рис.16.8. Максимально допустимые функции государства
Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно повышает эффективность рыночного механизма:
разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство, устанавливающее "правила игры" всех бизнесменов на рынке (создается правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, налогообложения и др.);
обеспечивает сохранность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита и др.);
укрепляет положение дел на отдельных видах рынков (повышает конкурентоспособность национального капитала на внутреннем и международном рынках путем осуществления общенациональных программ научно-технического прогресса, поощрения экспорта капитала и товаров и т.п.).
Далее, государство старается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать устойчивый экономический рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются выплаты по безработице, уменьшается объем государственного кредита, повышается норма процента.
Важной государственной функцией стало регулирование социальных отношений. Особое внимание при этом уделяется отношениям между работодателями и трудящимися: государство предопределяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, страхованием рабочих от несчастных случаев, а также регулирует условия труда на предприятиях. Посредством системы прогрессивного налогообложения доходы высокооплачиваемых работников и предпринимателей частично перераспределяются в пользу малоимущих. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения (очистки воздуха и воды, обеспечения безопасности ядерной энергетики), принимаются меры к развитию образования, здравоохранения. Создавая систему социальных "амортизаторов", государство стремится снизить накал социальных противоречий и тем самым укрепить господствующий общественный строй.
В варианте с максимально допустимым участием государства в макроуправлении предполагается широкий набор мер административного и экономического регулирования. Мировой опыт позволяет установить правила применения таких мер:
определять те области хозяйственной деятельности, где наиболее эффективен прямой контроль государства (разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития в государственном секторе; разработка национальных стандартов качества и других параметров и контроль за их соблюдением всеми, кто их должен придерживаться, и др.);
учитывать, что администрирование наносит ущерб экономике лишь тогда, когда оно экономически не обосновано;
заранее определять действенность и эффективность административных и экономических мер;
всегда учитывать пределы применения административных и экономических методов государственного регулирования (эти меры не должны подавлять возможности саморегулирования конкурентного рынка);
научиться правильно прогнозировать последствия административных и экономических мер (например, при внедрении "высоких технологий" важно предвидеть возможности технологической безработицы и заранее позаботиться о расширении занятости).
Особого внимания в управленческой деятельности государства заслуживает умение использовать научные методы прогнозирования и планирования. К ним в первую очередь относится научно обоснованный метод "затраты - выпуск ", который разработал американский экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев. Данный метод широко применяется во многих странах Запада.
Существо метода В. Леонтьева - в простом и кратком изложении - таково. Чтобы прогнозировать развитие производства, нужен системный подход. В любой стране экономика - это большая система из многих отраслей, каждая из которых производит продукцию и передает другим отраслям. Все они существуют потому, что снабжают друг друга результатами своей деятельности. Чтобы надежно прогнозировать развитие экономики в целом, в расчет принимаются до 600-700 отдельных отраслей страны, а в Японии - до двух тысяч. Сопоставление различных соотношений производственных затрат в отдельных звеньях общей системы и предполагаемых результатов позволяет выбрать наилучший вариант.
Допустим, надо рассчитать эффективность производства хлеба. Тогда делается расчет: сколько на одну тонну хлеба расходовать муки, дрожжей, молока и так далее по всем компонентам согласно рецепту. Затем определяются трудовые затраты в нормо-часах. После этих расчетов расхода материальных ресурсов и трудовых затрат на конкретное изделие в натуральных показателях анализируются и сравниваются предполагаемые результаты в денежном выражении. С учетом цен и уровня заработной платы выбирается наиболее эффективный вариант выпуска конечной продукции.
Подобные расчеты В. Леонтьев проводил для Японии, Италии, Норвегии и других стран. Этим была подтверждена высокая эффективность метода "затраты - выпуск".
Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономика, В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море. "Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер - это заинтересованность. Руль - государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию".1
Кстати, Япония имеет более чем 30-летний опыт общегосу

' Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты, политика. Пер. с англ. М.:1990.С.15.

дарственного планирования в условиях рыночного хозяйства. Здесь регулярно составляются среднее- и долгосрочные программы социально-экономического развития, которые являются индикативными (рекомендательными) и безадресными. На практике большинство компаний в значительной степени строят свою производственно-коммерческую деятельность, исходя из прогнозов и рекомендаций общего плана. С 1956 г. в Японии было составлено 10 планов, большинство из них успешно выполнены (например, среднегодовые темпы прироста валового национального продукта в реальном выражении в 1956-1960 гг. намечались на уровне 5,0%, а фактически достигнуто 8,7%, в 1961-1970 гг. соответственно - 7,2 и 10,7% и т.д.). В 1962, 1969,1977 и 1987 гг. правительство утвердило "комплексные планы национального развития", имеющие целью "обеспечить основу сбалансированного развития страны". Итак, опыт Японии убедительно показывает: в условиях рынка общегосударственное планирование является эффективным и важнейшим фактором экономического роста.
При всей многовариантности смешанного типа хозяйственного механизма вполне очевидно: повышение эффективности макроэкономики предполагает оптимальное сочетание рыночных государственных регуляторов народнохозяйственной пропорциональности. Профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус пришли к важному обобщению: "Рыночный механизм определяет цены и Производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения. Обе стороны рынок и государство - существенны. Управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой".1
Как обстоит дело в управлении реформируемой экономикой России?

§ 4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Командно - административная система.

Помимо рассмотренных типов макрорегуляторов экономики имеется еще один тип - командно-административная система управления (в западной экономической литературе эту систему называют «командная система» ). Что же представляет собой данный тип управления?

' Реферат учебника П.Самуэльсона и В.Нордхауса "Экономикс". Экономические науки. 1990,№ 1. С.111.


Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в схеме (рис. 16.9).
Командно-административное управление
прямое управление предприятиями из центра

полный контроль государства за производством и распределением

управление с помощью только административно-приказных методов

Рис.16.9. Основные черты командно-административного управления
Эта система руководства макроэкономикой означает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.
В западной литературе "командную экономику" часто отождествляют с социализмом или даже коммунизмом, который нигде не был построен. Однако социализм - это не тип хозяйственного управления, а социально-экономический строй, базирующийся на государственной (общей нераздельной) собственности. Профессора К. Макконнелл и С.Брю в "Экономикс" признают тот факт, что "общественная собственность и централизованное планирование не всегда существуют параллельно, одновременно друг с другом. Например, фашизм гитлеровской нацистской Германии был назван авторитарным капитализмом, поскольку экономика там была поставлена под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность оставалась частной".'

'Мякконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.Т.1.С.48.

Стало быть, командно-административная система может существовать при разных общественных устройствах, ибо социально-экономический строй выражает отношения собственности, а командная система - отношения хозяйственного управления, то есть совершенно другие экономические отношения. Почему же в таком случае одинаковая структура управления могла возникать в странах с разным социальным устройством?
Приказное управление в полной мере утверждается, когда происходит огосударствление экономики. Такая мера оправданно применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. При этих обстоятельствах командное руководство способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В экстремальных условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.
Впервые командное руководство экономикой возникло в разгар первой мировой войны -в 1916 г.-в Германии. Тяжелое военное и хозяйственное положение вынудило государство взять на себя контроль за производством, распределением дефицитных сырьевых и энергетических ресурсов, а также непосредственно распределять продовольствие. Центральная власть стала также регулировать трудовые отношения на предприятиях. Был введен закон о трудовой повинности граждан с 16 до 60 лет, установлен военный режим на производстве и введен 12-часовой рабочий день.
В нашей стране административное управление хозяйством было установлено в конце 1918 г., когда началась гражданская война и иностранная интервенция. 30 ноября 1918 г. был создан Совет рабочей и крестьянской обороны, который стал главным военно-хозяйственным и планирующим центром. Нужды обороны потребовали централизации управления страной. Была введена продразверстка (у крестьян отбирались все излишки продовольствия). Промышленность не выпускала товаров для населения и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Руководство промышленностью сосредоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета Народного Хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их материальными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.
Значит, командно-административную систему управления можно признать - как это ни покажется парадоксальным - нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, для необычных, чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны, и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.
Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой становится ненужным, изживает себя и он, как правило, демонтируется. Приказные методы не отвечают задачам хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х - начале 30-х гг. вновь произошло полное огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату и вновь установилась тоталитарная система командования народным хозяйством.
В начале хозяйственного строительства сверхцентрализованное управление давало определенный результат. Ибо объем выпуска всей продукции был еще невелик, а структура промышленности - сравнительно простой. Когда же производство достигло современных масштабов, эффективно руководить им из центра стало невозможно. Если в 20-х гг. у нас насчитывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале 90-х гг. имеется свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность выпускала свыше 24 млн. наименований видов продукции.
Разве можно компетентно, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных проблем, связанных с развитием такого хозяйства? Вот как на этот вопрос ответил лауреат Нобелевской премии известный английский экономист Ф.Хайек. В книге "Дорога к рабству" (1944 г.) он заметил: "Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, какие угольные шахты целесообразно оставить действующими или почем продавать в магазинах ботинки - все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз навсегда или на длительный период".1
Практика централизованного управления показывает, что при нем местная администрация передает на самый верх (скажем, в

'Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Пер. с англ.М.:1992.С.61-62.

министерство) решение даже мелких вопросов. Между тем тот, предстоит их решать, знает существо дела, безусловно, хуже, ем те, кто работают на местах. В итоге высшие государственные органы из-за своей перегруженности делами и удаленности от низов оказываются не в состоянии принимать рациональные решения по конкретным вопросам, за которые они берутся. Такое положение наблюдается во всех странах, где допускается сверх-децентрализация управления. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ сделал такое обобщение: "...фактически центральная администрация стоит перед невозможностью принятия рациональных вшений в том случае, когда речь идет о местных вопросах. Поэтому нет нужды искать за тридевять земель объяснение тому, что ожет происходить в СССР и что описывается как результат злоупотребления бюрократии. То же самое мы часто наблюдаем еще сегодня во многих французских службах".*
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается своего рода раковое заболевание - бюрократизация государственного аппарата. В этом случае чиновники работают формально, они используют занимаемые должности в личных и корыстных интересах. Для всякого бюрократического аппарата характерен неудержимый рост управленческих штатов. Это явление описано в так называемом законе Паркинсона, отражающем количественное размножение административных органов. Когда демократия неразвита и скована, бюрократизм разрастается до опасных размеров и становится тормозом общественного развития. Так, если в 1936 г. в нашей стране в правительстве было 18 народных комиссариатов, руководивших отдельными отраслями сферами управления, то в 1940 г. их количество возросло до 40. Центральный аппарат имел в начале 70-х гг. более 60 министерств и ведомств, а в середине 80-х гг. около 100.
Бюрократизация государственного управления усилила абсолютный монополизм, порождающий экономический застой. Поскольку командная экономика отторгает высокоэффективные достижения научно-технического прогресса, то она способна увеличивать выпуск лишь сравнительно простой в техническом отношении продукции. При этом государственные органы завышают масштабы экономического роста, не могут заинтересовать предприятия рационально расходовать материальные ресурсы. В малой степени этому способствует то, что успехи приказного

' Мировая экономика и международные отношения.1989. № 11. С.32.

управления оцениваются показателем валовой продукции, за которым скрывается и повторный счет и незавершенные или даже непригодные для потребления изделия. Получается, что чем больше завод использует средств производства, воплощающих прошлый труд иных предприятий, тем больше у него прирост производства и тем выше заработная плата и прибыль. Таким способом по сути дела поощрялся затратный характер хозяйствования на всех уровнях управления.
Официально было провозглашено, что при составлении народнохозяйственного плана применяется в качестве главного балансовый метод. В его основе находится баланс - таблица, состоящая из двух частей: ресурсной и распределительной. В первой указывается объем и источники поступления различных видов ресурсов, во второй - направления и масштабы их использования. При этом составлялись материальные (натуральные и стоимостные), денежные и трудовые балансы в масштабе народного хозяйства.
Центральные плановые органы были не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Приблизительно и кустарно увязывались лишь главные задания плана с имеющимся количеством наиболее важных и органических ресурсов (например, в 80-х годах Госплан охватывал не более 5% всех пропорций в экономике). Более детально общегосударственный план дорабатывался механически - путем применения стандартных нормативов, основанных на прошлом опыте. Как правило, ставилась задача - наращивать производство, исходя "от достигнутого": отталкиваясь не от реального совокупного спроса, а от того уровня экономических показателей, которыми завершался предыдущий плановый период.
Госплан ограничивался разработкой одного варианта общегосударственного плана, не пытаясь путем многовариантных расчетов найти наиболее эффективные экономические решения. После того, как план был официально утвержден, он по указаниям государственных руководящих органов многократно переделывался по объективным и субъективным причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефицитная экономика, а нормально необходимые для воспроизводства резервы (свободные производственные мощности, сырье, финансовые средства) всегда отсутствовали, то народнохозяйственный план представлял собой некое подобие не раз перекроенного "тришкина кафтана". Его окончательная доводка и исправление проводились в ходе реализации плановых заданий, которые предписывалось выполнять "любой ценой". И тогда неизбежно обнаруживались явные ошибки в расчетах и диспропорции, заложенные в самом плане. То добывалось слишком большое количество железной руды, а для выплавки металла не хватало кокса. Или же мало было выпущено запасных частей для поддержания в рабочем состоянии станков, установленных на новом заводе. Не случайно народнохозяйственные планы - вопреки победным официальным сообщениям - не выполнялись на деле.
В. Леонтьев дал реалистическую оценку основного способа планирования, примененного командной системой управления:
"Что касается метода экономического планирования в России, то его вполне можно охарактеризовать, вспомнив высказывание о говорящей лошади: удивительно не то, о чем она говорит, а то, что она вообще может разговаривать. Западные экономисты часто пытались раскрыть "принцип" советского метода планирования. Они так и не добились успеха, так как до сих пор такого метода вообще не существует".'
За более чем 50-летнее существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис. Она показала свою несостоятельность в положительном решении современных созидательных задач хозяйственного развития.
Сформировать высокоэффективный механизм управления можно, если освоить и использовать все то положительное, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.

Путь к новой системе макрорегулирования.

Мы находимся сейчас в самом начале пути к новой системе регулирования макрорегулирования национального хозяйства России. В связи с этим приходится говорить о стартовом отрезке еще не пройденной дороги и о нерешенных проблемах.
Исходной является проблема выбора макроэкономического, регулятора.
В самом начале экономических реформ - уже в 1992 г. - было ясно, пожалуй, только одно: надо уходить вперед от командно-административной системы управления национальным хозяйством. Но какой иной тип макрорегулятора выбрать? По, этому поводу у экономистов и государственных деятелей России не было единства и согласия. Выбор был сделан российским правительством в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы)

Леонтьев В. Экономические эссе. М..1990.С.218.

к противоположной (либеральной рыночной экономике). Реформаторы обосновывали свой выбор, исходя из классической либеральной и неокласической модели рыночного саморегулирования. Весь расчет строился на том, что так называемая "невидимая рука" - свободный рынок - возьмет на себя все бремя хозяйственного механизма.
Однако нам хорошо известно, что в 1992 г. в нашей стране появились лишь первые зачатки рыночных отношений, не принявших цивилизованную форму. Что касается развитого конкурентного рынка, способного регулировать хозяйственные связи, то он появится, по-видимому, не скоро.
Когда в 1993 г. к руководству правительством пришел В.Черномырдин, то он дал резкую оценку принципа "laissez faire" применительно к нашей стране. По его словам, мы принципиально не приемлем опасной теории "пусть идет, как идет". Российское правительство признало ошибочным применение классической и неоклассической концепции регулирования экономики.
Другой проблемой преобразования системы управления в России является определение отношения к институтам плановой организации народного хозяйства.
В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожило "до основания" институты административного регулирования производства. Так, был упразднен Государственный плановый комитет (Госплан), который разрабатывал централизованные планы и прогнозы социально-экономического развития. Перестал существовать Государственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал все отрасли средствами производства. Таким образом, в ожидании "невидимой руки" отрубили "видимую руку" государственного макрорегулирования. К этому надо добавить, что еще раньше государство утратило контроль за хозяйственной деятельностью тех предприятий, которые находились в рамках государственной собственности.
Правительство Российской Федерации в июле 1993 г. признало, что в итоге реформ государственные предприятия оказались неподконтрольны ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не стало, ни государству как собственнику. Надо было находить выход из этой тупиковой ситуации.
Важнейшей проблемой преобразования системы управления стала задача создать "российскую модель" экономики, которая, по замыслу правительства, соответствует национальным традициям, что предполагает существенную роль государства в хозяйственной жизни и значительную социальную ориентированность экономики.
По мнению правительства, в первую очередь надо наладить управляемость макроэкономики. Для этого требуется направить государственную деятельность по таким каналам:
а) придать преобразованиям макрорегулятора институциональное направление, то есть создать государственные и иные институты (органы), которые усиливают управляемость национальной экономикой (развить хозяйственное законодательство, провести демонополизацию, создать институты рыночного хозяйства и т.п.);
б) восстановить управление государственными предприятиями, в частности создать казенные предприятия (прямо подчиненные правительству), перевести часть предприятий на полный коммерческий расчет (однако здесь государство назначает руководителей фирм), расширить управление предприятиями через акционерную форму (в них государство владеет контрольным пакетом акций);
в) сделать экономику социально ориентированной. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации (1993 г.), государство в нашей стране обязано обеспечить "достойную жизнь и свободное развитие человека". В Конституции конкретно указаны обязанности такого "социального государства".
Однако реформы, сопровождающиеся кризисным спадом экономики, не дали желаемых социальных результатов. В 1992-1995 гг. произошло невиданное в мирное время падение уровня жизни народа. Об этом достаточно красноречиво говорят две цифры. По уровню потребления населением продуктов питания страна откатилась назад на 33 года. Реальная заработная плата в 1994 г. составляла только 36% к уровню декабря 1990 года.
Наконец, серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования.
Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики:
а) для покрытия большого бюджетного дефицита государство ввело огромный инфляционный налог. Однако чрезмерно высокие темпы инфляции нанесли сильный удар по национальной экономике;
б) необычайно высокие налоги подорвали нормальную заинтересованность предпринимателей и работников в увеличении производства.
Данные методы непосредственно связаны с состоянием государственного бюджета, анализу которого посвящается следующая тема.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Барр Р. Политическая экономия. В двух томах.Т.2.Тема 1 .Под-тема 11.М.:1995.
Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. Гл-XXIV, XXV, XXVI.M.:1976.
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: 1978.
Корнан М. Пусть к свободной экономике. Пер. с англ.М.:1990.
Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь.М.-.1993.
Леонтьев В. Экономические эссе. М.:1990.С.11-17,215-241.
Макмиллан Ч. Японская промышленная система.М.:1988.
Менкью Н.Г. Макроэкономика.Гл.12, 15.М.:1994.
Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: 1985. Сямуэльсон П.А. Экономика. Т.1.Гл.З,9,19, М.:1993.
Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалеизи Р. Экономика.Гл.4,13,22.М.:1993.
Хайек Ф. Дорога к рабству. М.:1992.


ТЕМА 17.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

§ 1. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Финансы и их роль.

Очень важным и эффективным рычагом воздействия на макроэкономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат. finan-cia - наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.
Давайте рассмотрим структуру финансовой системы и взаимосвязи между ее основными частями.
На уровне микроэкономики - на предприятиях и в домашних хозяйствах - образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения первичных доходов, в том числе денежных средств. Эта исходная финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходования таких средств.
На уровне микроэкономики доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).
Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.
Возрастание регулирующей роли государства привело к абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, и относительному увеличению доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале столетия в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9-18 % национального дохода, то с 60-70-х гг. - 50 % и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, усилением интернационализации производства и возрастанием воздействия государства, на экономику. В связи с этим можно отметить несколько современных направлений финансового регулирования (рис. 17.1.).
Финансовое регулирование экономики
Затраты на научные исследования

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>