стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ



Обзор
Цель
Предоставить общие сведения об органах, регулирующих вопросы составления
международной финансовой отчетности.




ВВЕДЕНИЕ


Что такое GAAP?
Источники GAAP
Роль закона и стандартов
Роль Европейского Союза


СМСФО


Общая информация
Цели СМСФО
Структура
КИМФО (IFRIC)
Установление стандартов
Новости проекта и программа работы

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
СТАНДАРТЫ
ФИНАНСОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ (МСФО)
Иерархия GAAP
Область действия и применение
Роль в международной гармонизации




0101
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ



1 Введение
1.1 Что такое GAAP?
GAAP (Generally Accepted Accounting Principles – Общепринятые принципы
бухгалтерского учета) – это термин, обозначающий стандарты финансового
учёта и отчётности, применяемые в конкретной стране.

Комментарий

Более конкретно можно вести речь о UK GAAP (Великобритании) или о US
GAAP (США).

Этот термин может быть официально закрепленным термином в конкретной
стране, а может и не быть.

Общепринятые принципы бухгалтерского учета – динамическая концепция. Со
временем она меняется в соответствии с изменением хозяйственной среды.

1.2 Источники GAAP

1.2.1 Нормативная база

Комплекс правил и норм, независимо от их источника, которыми обязано
руководствоваться предприятие при подготовке финансовой отчетности в
конкретной стране с конкретной целью, например:

Законодательные документы (такие, как “Закон о предприятии”);
Стандарты бухгалтерского учета.

Нормативы, издаваемые профессиональными бухгалтерскими организациями,
которые устанавливают правила бухгалтерского учета для различных ситуаций,
например:

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);
?
Стандарты финансовой отчетности (UK FRS, Великобритания);
?
Стандарты финансового учета (US FAS США).
?

1.2.2 Другие источники

Передовая практика, т.е. методы учета, разработанные компаниями в отсутствие
правил, касающихся конкретных вопросов.

Промышленные группы, например:

Группа по бухгалтерскому учету в нефтяной промышленности (OIAC);
Ассоциация британских банков (BBA).




0102
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ



1.3 Роль закона и стандартов
Некоторые страны практикуют сугубо юридический подход к подготовке
финансовой отчетности. Юридические правила в таких странах очень
подробны и конкретны, а вся система часто нацелена на расчёт прибыли для
целей налогообложения (например, в России и на Украине).

В некоторых странах законодательно установлены общие требования к
отчётности, а конкретные вопросы определяются стандартами. Например, в
Великобритании:

Закон: Companies Acts (Законы о предприятии) 1985 и 1989 гг.;
Стандарты: Стандарты финансовой отчетности (FRSs) и
Положения общепринятой практики бухгалтерского учета
(SSAPs), решения рабочей группы по спорным вопросам
(Urgent Issues Task Force concensus pronouncements).

В некоторых странах роль законодательства невелика, в основном действуют
стандарты (например, в США).

Комментарий

Хотя в США практически отсутствует законодательство по вопросам
бухгалтерского учета, существует специальный орган федерального правительства,
Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (SEC), который контролирует
нормативы бухгалтерского учета, издаваемые профессиональными органами. Эта
Комиссия может наложить вето на определенные подходы к бухгалтерскому учету и
требовать внедрения нормативов в новых областях.

1.4 Роль Европейского Союза
Единая промышленная политика ЕС предполагает создание единой бизнес-
среды, включая гармонизацию финансовой отчетности.

Эта цель достигается путем издания директив для стран-членов ЕС. Они
представляют собой предписания по внедрению законодательства в
определенных областях. Например:




0103
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ




Директива
4 7 8
Страна
(о форме и содержании (о финансовой (о регулировании
финансовой отчетности отчетности работы аудиторов)
компаний) групп)

Великобритания Закон о предприятии Закон о Закон о предприятии
1985 г. предприятии 1989 г.
1989 г.

Германия “Handelsgesetzbuch”
(Третий том Коммерческого кодекса)

Франция Законодательные Законодательные
“Code de commerce”
акты акты

Страны Восточной Европы, где развивается рыночная экономика, включают положения
директив ЕС в свое законодательство, часто в рамках подготовки заявки на вступление в
Европейский Союз.
ЕС в свое время заявил, что МСФО соответствуют директивам ЕС. Тем не менее,
существуют значительные различия между общепринятыми в странах – членах ЕС
принципами бухгалтерского учета.
После одобрения Международной организацией Комиссий по ценным бумагам
(IOSCO), о чем подробнее говорится далее в этом разделе, все компании стран-членов
ЕС, зарегистрированные на биржах, должны публиковать консолидированную
финансовую отчетность в соответствии с МСФО, начиная с 1 января 2005 года.
Комментарий

Срок внедрения МСФО был перенесен с 2005 года на 2007 год для компаний, акции
которых котируются на американской фондовой бирже и которые готовят свою
финансовую отчетность по общепринятым принципам бухгалтерского учета США, а
также для компаний, которые эмитировали только долговые (а не долевые) инструменты
на регулируемых рынках
Кроме этого, страны – члены ЕС имеют право распространять действие МСФО на:
компании, не зарегистрированные на бирже.
отчётность открытых акционерных обществ;
прочие компании и коммандитные товарищества.

Комментарий
В июле 2003 г. Министерство торговли и промышленности Великобритании
(the Department of Trade and Industry) объявило, что все британские компании с
января 2005 г. имеют право перейти на МСФО (т.е. МСФО могут
использоваться в качестве альтернативы британским национальным
стандартам учёта).




0104
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ



2 Совет по МСФО (IASB)
2.1 Общая информация
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был создан
в апреле 2001 года и заменил собой Комитет по Международным стандартам
финансовой отчетности (КМСФО).
КМСФО был независимым органом частного сектора, созданным
профессиональными бухгалтерскими организациями в 1973 году.
С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных
стандартов финансовой отчетности и в вопросах обсуждения документов,
касающихся международного учета.
2.2 Цели
Эти цели изложены в заявлении о Миссии Совета по МСФО:

Разработать, в общественных интересах, единый комплект
высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных
стандартов учёта, которые требуют предоставления высококачественной,
прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности.
Комментарий
Т.е. оказать содействие участникам международных фондовых рынков и прочим
пользователям финансовой отчётности в принятии экономических решений.

Продвигать внедрение и строгое соблюдение этих стандартов.
Активно сотрудничать с национальными органами, отвечающими за
разработку и внедрение стандартов финансовой отчетности.
Комментарий
В настоящее время с учетом изменений в МСФО пересматриваются или уже
пересмотрены некоторые стандарты финансовой отчетности Великобритании.
Новые МСФО, у которых нет британского аналога, после незначительной
стилистической правки принимаются в качестве британских стандартов учета.

2.3 Структура

2.3.1 Общие сведения
ИНСТИТУТ СМСФО
(19 попечителей)



КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ Комитет по
СМСФО
СОВЕТ ПО интерпретации
(14 членов)
СТАНДАРТАМ (КСС – международной
финансовой отчетности
SAC)
(КИМФО - IFRIC)




0105
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


2.3.2 Попечители

19 человек, представляющих различные географические регионы и области
деятельности, которые назначают:

Консультативный совет по стандартам (SAC);
членов Совета по МСФО;
членов Комитета по интерпретациям.
Помимо этого, попечители:

контролируют эффективность работы СМСФО;
обеспечивают финансирование;
утверждают бюджеты СМСФО;
отвечают за проведение существенных структурных изменений.

2.3.3 Совет по МСФО

14 членов (12 работают на постоянной основе) назначаются попечителями
первоначально на срок от трех до пяти лет.

Совет несет полную ответственность за все технические вопросы, включая:

подготовку и издание МСФО;
подготовку и публикацию проектов положений;
установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по
дискуссионным документам;
публикацию основ для выработки заключений.

Комментарий

Каждый член СМСФО имеет один голос при рассмотрении технических и
других вопросов. Решения о публикации дискуссионных документов, проектов
положений или нового стандарта принимаются простым большинством (т.е.
8 голосами).
2.3.4 Консультативный совет по стандартам

Около 45 членов:

назначаются попечителями на три года с правом продления;
представляют различные географические регионы и области
деятельности.

Консультативный совет предоставляет форум для организаций и лиц, у которых
есть интерес к международному бухгалтерскому учету.

Комментарий

В Комитет по интерпретациям входят представители национальных органов,
ответственных за разработку стандартов учёта, и прочие заинтересованные
лица.
Консультативный совет проводит как минимум три открытые встречи с
СМСФО в год.



0106
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


Цели:
консультировать СМСФО по повестке и приоритетам работы;
информировать о позиции членов совета по основным проектам,
связанным с разработкой стандартов, а также о значении новых
стандартов для пользователей и составителей финансовой отчетности;
предоставлять другие консультации попечителям и СМСФО.

2.4 КИМФО (IFRIC)

2.4.1 Интерпретации КИМФО

Постоянный комитет по интерпретации (ПКИ), предшественник КИМФО, был
создан в апреле 1997 года для предоставления концептуально выверенных и
практически реализуемых интерпретаций МСФО, которые имели бы силу во
всем мире:

в отношении вновь возникших вопросов финансовой отчетности,
которые специально не рассматриваются в существующих стандартах;

когда возникли или могут возникнуть неудовлетворительные,
противоречивые или неприемлемые интерпретации в отсутствие
официальных разъяснений.

Комментарий

Комитет был трансформирован в КИМФО в марте 2002 года.

В Комитет входят назначенные попечителями эксперты в области
бухгалтерского учета из 12 стран. Помимо этого попечители назначают
наблюдателей, имеющих право выступать на заседаниях КИМФО, но не
обладающих правом голоса. В настоящее время наблюдатели представляют
Европейскую комиссию и IOSCO.

2.4.2 Подход

КИМФО применяет подход, описанный в МСФО 1 “Представление финансовой
отчётности”:

проводит аналогии с требованиями и разъяснениями Международных
стандартах финансовой отчетности, затрагивающих аналогичные или
связанные проблемы;

использует определения, а также критерии признания и оценки
активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в
Принципах подготовки и составления финансовой отчетности (см.
следующую сессию);

учитывает решения других органов, устанавливающих стандарты, и
принятую отраслевую практику (но только в той степени, в какой они
соответствуют МСФО).




0107
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 1 – ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


В целях обеспечения аналогичных интерпретаций по близким вопросам там, где
имеется сходство между соответствующими стандартами учета, КИМФО тесно
сотрудничает с аналогичными структурами национальных органов
стандартизации финансовой отчетности.

Интерпретации КИМФО обозначаются как IFRIC-1, IFRIC-2 и т. п. (ранее SIC-1,
SIC-2 и т. п.).

После утверждения Советом по МСФО интерпретации становятся частью
нормативной базы МСФО. Они имеют такую же силу, как и МСФО (см. ниже).

2.4.3 Интерпретации ПКИ (SIC)

Интерпретации ПКИ, которые могут включаться в вопросы на экзамене,
перечислены в Программе (см. предыдущую сессию).

Двадцать из 31 выпущенных ранее интерпретаций ПКИ (они имеют номера с 1
по 33, исключая 4 и 26) были отменены в ходе Проекта по усовершенствованию
МСФО (см. далее)

Комментарий

Четыре проекта интерпретаций КИМФО были опубликованы для обсуждения
в 2003 году и еще 2 – в первой половине 2004 г.

2.4.4 Интерпретации КИМФО (IFRIC)

стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>