стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
Общий обзор
Цель
Предоставление пользователям финансовой отчётности информации о сравнительных
размерах, доходности и потенциале роста различных отраслевых и географических
направлений деятельности диверсифицированной компании.




СФЕРА
ПРИМЕНЕНИЯ И
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
“Публичные” компании
Отчётность группы
Основная цель
Проблемы

СЕГМЕНТЫ

Значение
Хозяйственные сегменты
Географические сегменты
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
В ОТЧЁТНОСТИ
Первичный и вторичный форматы сегментации
Географические сегменты
Существенность
Раскрытия информации
Анализ доходов
Анализ затрат
Результаты сегмента
Анализ активов
Дополнительные раскрытия информации




3001
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Сфера применения и основная цель
1
Комментарий
МСФО 14 посвящен исключительно вопросам раскрытия информации – о
признании и оценке элементов отчётности речь в нём не идёт.

“Публичные” компании
1.1
Компании, чьи акции или долговые ценные бумаги находятся в свободном
обращении, а также компании в процессе выпуска в обращение своих акций или
долговых ценных бумаг. К выполнению требований настоящего стандарта
поощряются и все прочие компании.

Отчётность группы
1.2
В случае представления консолидированной финансовой отчётности и
отдельных финансовых отчетов материнской компании, сегментная
информация должна представляться только на основе консолидированной
финансовой отчетности.

Основная цель
1.3
Основная цель раскрытия сегментной информации состоит в том, чтобы помочь
пользователям финансовой отчётности:
понять результаты работы компании за прошлые периоды;
оценить риски и прибыльность, характерные для деятельности
компании; и
принимать более обоснованные решения относительно компании в
целом.

Комментарий

Показатели рентабельности, возможности для развития (например, в связи с
ростом населения), перспективы на будущее, а также инвестиционные риски
могут значительно отличаться в зависимости от хозяйственно-отраслевого
или географического сегмента. Поэтому для оценки рисков и перспектив
диверсифицированных компаний пользователям необходима сегментная
информация, которая не всегда очевидна из сводных данных.

Проблемы
1.4
Раскрытие информации о сегментах может негативно повлиять на
конкурентную позицию компании, поскольку таким образом конкуренты,
покупатели, поставщики и прочие заинтересованные лица получают более
подробные сведения о ней

Поэтому существуют аргументы в пользу сокрытия некоторых аспектов
сегментной информации, когда есть основания полагать, что её раскрытие
может нанести предприятию ущерб.




3002
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ



Комментарий
Совет по МСФО не согласен с такой точкой зрения и поэтому в МСФО 14 не
содержатся никакие исключения из правил раскрытия информации, поскольку
существующие требования не являются более обременительными для
диверсифицированных компаний в сравнении с компаниями, работающими в
одной какой-либо отрасли или географическом регионе, кроме того,
соответствующая информация часто может быть получена из других
источников.

Сегменты
2
Значение
2.1
Сегментная информация – это анализ информации, содержащейся в финансовой
отчётности, по:

различным типам товаров и услуг;
различным географическим районам, в которых работает компания.




Описание деятельности в каждом Указание состава каждого
отраслевом сегменте, включённом в географического региона, включённого
отчётность в отчётность

Комментарий

Сегментная информация есть не что иное, как более подробная разбивка сводных
данных.

Поэтому в стандарте предусмотрено два вида отчётных сегментов.

Хозяйственно-отраслевые сегменты
2.2
Хозяйственно-отраслевой сегмент – это различимая составная часть компании,
которая:

участвует в производстве/ предоставлении:

? отдельного товара или услуги; либо
? отдельной группы связанных товаров или услуг;
и
по характерным для неё рискам и рентабельности отличается от
прочих сегментов.




3003
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


При определении того, являются ли товары и услуги связанными, должны
приниматься во внимание следующие факторы:

характер товаров или услуг (например, промышленные);
характер производственных процессов (например, состояние
производственной линии);
тип клиентов (корпоративные или физические лица);
методы распространения товаров или предоставления услуг (через
Интернет, прямые продажи и т. п.); и
характер регулирования.

Комментарий

Например, транснациональная корпорация, работающая в судостроении,
банковском секторе и в сфере розничной торговли.

Географические сегменты
2.3
Географический сегмент – это различимая составная часть компании, которая:

участвует в производстве товаров или предоставлении услуг в
конкретной экономической или политической среде;
и
характеризуется рисками и нормами прибыли, которые отличаются от
рисков и норм прибыли, присущих прочим составным частям
компании, осуществляющим свою деятельность в другой
экономической среде.
Географический сегмент не включает хозяйственные подразделения в
экономических средах со значительно отличающимися рисками и уровнями
рентабельности.

При определении географических сегментов должны учитываться следующие
факторы:
сходство экономических и политических условий;
отношения между хозяйственными подразделениями в разных
географических районах;
географическая близость мест осуществления хозяйственных
операций;
специальные риски, связанные с операциями в конкретном районе;
правила валютного контроля; и
лежащие в основе валютные риски.

Комментарий

Например, транснациональная корпорация, производящая в основном табачную
продукцию, которая имеет географически чётко различимые хозяйственные
подразделения в Северной Америке, Азии, Восточной Европе и т. п.




3004
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Иллюстрация 1

Группа Фризия осуществляет деятельность в нескольких географических
регионах, но в одной единственной отрасли.

Может ли группа выбрать этот единственный хозяйственно-отраслевой сегмент в
качестве первичного формата сегментации?

Если такой подход приемлем, то существует ли необходимость в подготовке
сегментной отчётности по этому единственному сегменту, принимая во
внимание, что вся требуемая информация уже приведена в балансе, отчёте о
прибылях и убытках и примечаниях к финансовой отчётности?

Анализ

Единственный хозяйственно-отраслевой сегмент может служить первичным
форматом сегментации, если организационная структура и внутренняя
отчётность группы строятся именно на основе этого сегмента, а не на базе
географических сегментов.

Если вся необходимая информация в отношении первичного сегмента в
финансовой отчётности уже содержится, то дополнительное раскрытие
информации не понадобится – нужно будет лишь отметить, что группа работает
в одном-единственном хозяйственно-отраслевом сегменте.


Пример 1
Компания Басма готовит сегментную отчётность согласно национальным
правилам учёта (GAAP) в отношении трех географических сегментов: Европы,
Америки и ещё одного крупного региона, охватывающего Азию, Африку и
Австралию. Компания планирует готовить отчётность на 31 декабря 2004 года в
соответствии с требованиями МСФО 14 “Сегментная отчётность”.

Задание:

Обсудить, может ли компания Басма и далее ограничиваться раскрытием
информации в отношении географических сегментов указанными тремя
регионами


Решение примера 1
Выбор первичного формата сегментации (хозяйственно-отраслевого или
географического) зависит от характера и источников основных рисков и
норм прибыли (или рентабельности) хозяйственной деятельности
предприятия.

МСФО 14 требует, чтобы предприятие выбирало в качестве географических
сегментов свои “различимые составные части, которые характеризуется
рисками и нормами прибыли, отличными от рисков и норм прибыли,
присущих прочим его составным частям”. Поэтому, чтобы различные
страны и континенты можно было объединить в один сегмент, компания
должна продемонстрировать, что риски хозяйственной деятельности и


3005
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


уровень рентабельности в этих странах и обширных регионах являются
сходными.

Относительно Европы логично было бы заключить, что риски и уровень
рентабельности хозяйственной деятельности в странах-членах ЕС и в прочих
европейских странах, вообще говоря, различны. Помимо этого
представляется вероятным, что хозяйственная деятельность Басмы в своём
отечестве характеризуется особыми рисками и нормами прибыли, в каковом
случае целесообразно рассмотреть вопрос о выделении отечественных
операций в особый географический сегмент.

Исходя из рисков и уровня рентабельности хозяйственной деятельности в
Америке, представляется оправданным разделить её на два сегмента: США и
Канаду в качестве одного сегмента, а Мексику и Южную Америку – в
качестве другого.

Особенности стран, входящих в третий сегмент, диктуют целесообразность
его разделения, как минимум, на три отдельных сегмента: африканский,
азиатский и австралийский.

Представление в отчётности
3
Первичный и вторичный форматы сегментации
3.1
МСФО 14 ввёл концепцию первичных и вторичных форматов сегментации.
Компания должна решить, какая основа сегментации (хозяйственно-отраслевая
или географическая) является более важной, исходя из этого и определяется
первичный формат сегментации.

Комментарий

Обычно определение наиболее значимых рисков и различающихся уровней
прибыльности осуществляется исходя из структуры внутренней отчётности
компании.
Как правило, внутренняя отчётность строится так, чтобы обеспечить
руководство информацией, которая позволяет оптимально контролировать
каждую существенную часть бизнеса, будь то по видам продукции или по
географическим регионам. Эта информация также будет небезынтересна
пользователям.

Компания должна раскрывать значительные объёмы информации в отношении
первичных сегментов, в то время как требования к раскрытию информации по
вторичным сегментам – менее жесткие.

Комментарий

Однако, не на столько менее жесткие, как, возможно, хотелось бы!

Выбор первичной и вторичной основы сегментации зависит от основных
источников и характера рисков и прибыльности компании.

если на риски и нормы прибыли компании главным образом влияют
различия в производимых товарах и предоставляемых услугах, тогда в
качестве первичных используются хозяйственно-отраслевые сегменты;

3006
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


если на риски и нормы прибыли компании главным образом влияет
география её деятельности, тогда в качестве первичных берутся
географические сегменты.

Комментарий

При этом вторичная основа сегментации – та, которая не стала первичной.

В большинстве случаев первичными сегментами являются хозяйственно-
отраслевые.


Иллюстрация 2
Сегментная информация (выдержка)

Сегментная информация основывается на двух форматах: первичном, который отражает
управленческую структуру Группы, и вторичном, который ориентирован на виды продукции.
Первичная сегментация, соответствующая распределению ответственности и географии
деятельности, отвечает структуре управления Группой. Основная отрасль, в которой
работает Группа, это пищевая промышленность. Управление этим видом деятельности
осуществляется по трём географическим регионам. Прочие виды деятельности, главным
образом, производство фармацевтической продукции и напитков, управляются из единого
центра на глобальной основе. Вторичный формат сегментации, по видам продукции,
представлен шестью категориями (сегментами).

Nestle Консолидированная отчётность 2002 г.


Комментарий

Если внутренняя структура отчётности компании построена на другой какой-
либо основе (т.е. не на хозяйственно-отраслевой или географической, а
скажем, на организационно-правовой), руководство должно определить, какие
сегменты, хозяйственные или географические, в большей степени
характеризуют особенности рисков и норм рентабельности предприятия.
Тогда данные внутренней отчётности должны быть перегруппированы так,
чтобы они отвечали сегментации согласно МСФО 14.


Упражнение 1
Компания Вояджер осуществляет хозяйственную деятельность в нескольких
отраслях и географических регионах. Её внутренняя отчётность готовится как по
отдельным видам продукции, так и по отдельным странам.

Задание:

Объяснить, как компания Вояджер должна подойти к выбору первичного и
вторичного форматов сегментации.




3007
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Географические сегменты
3.2
Существует два подхода к географической сегментации:

исходя из расположения активов; и
исходя из расположения клиентов.

Выбор того или иного подхода к сегментации зависит от обстоятельств:

Первичный Вторичный

Хозяйственно-отраслевой Географический, исходя из расположения как
клиентов, так и активов

Географический, исходя из Хозяйственно-отраслевой с дополнительной
расположения клиентов информацией о месторасположении активов
(если оно отличается от расположения клиентов)

Географический, исходя из Хозяйственно-отраслевой с дополнительной
расположения активов информацией о расположении клиентов (если

стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>