<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

оно отличается от расположения активов)

Существенность
3.3
Сегмент является отчётным, если:
большая часть его продаж приходится на внешних покупателей; И
на него приходится не менее 10%:
? доходов от продаж, включая доход от операций с другими
сегментами; ИЛИ
? совокупной прибыли всех прибыльных сегментов; ИЛИ
? совокупного убытка всех убыточных сегментов; ИЛИ
? активов всех сегментов.
Комментарий
МСФО 14 – это единственный стандарт, который содержит норму,
касающуюся существенности.
Сегмент может быть определен как отчётный, даже если он и не удовлетворяет
указанным пороговым требованиям.
Сегменты, размеры которых не удовлетворяют пороговым требованиям, могут
быть объединены в один отчётный сегмент.
На отчётные сегменты должно приходиться, по крайней мере, 75% дохода от
продаж внешним клиентам. Для удовлетворения этого требования при
конструировании отчётных сегментов может понадобиться объединение более
мелких сегментов.
Комментарий
Остаток показывается как нераспределенная балансирующая цифра (т.е.
единым остатком).




3008
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Если сегмент определен в качестве отчётного на основании соответствия 10%-ым
пороговым значениям, компания должна продолжать раскрытие информации в
отношении такого сегмента, даже если он перестанет удовлетворять этим пороговым
значениям.

Иллюстрация 3

Группа Фаербол имеет:

три основные направления деятельности, которые дают около 70%
совокупного дохода; и

пять второстепенных направлений, на каждое из которых приходится
около 6% совокупного дохода группы.

Приемлемо ли будет выделить три крупные направления деятельности в
отдельные сегменты, а все остальные объединить в один сегмент – “Прочие”?

Анализ

Если в сумме доходы трех отчётных сегментов меньше 75% совокупного
дохода компании, необходимо выделять в качестве отчётных
дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют 10%-ому
пороговому значению, до тех пор, пока суммарные доходы всех отчётных
сегментов не достигнут 75% совокупного дохода.

Поэтому следует определить схожие небольшие сегменты и объединить их в
один отчётный сегмент, а в случае существенного отличия небольших
сегментов друг от друга – в качестве отчётных нужно определить несколько
из них, несмотря на то, что их доходы меньше 10%-го порогового значения.




3009
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Раскрытие информации
3.4

Сегменты: Первичный Вторичный

Статьи отчёта о прибылях и
убытках
Доход – продажи внешним клиентам 3 3
Доход от операций с другими сегментами 3
Основа межсегментного ценообразования 3
Прибыль или убыток 3
Амортизация 3
Неденежные затраты 3
Доход от ассоциированных компаний и 3
совместных предприятий
Существенные статьи Поощряется
Статьи баланса
Совокупные операционные активы 3 3
Стоимость приобретения необоротных активов 3 3
Совокупные операционные обязательства 3
Инвестиции в ассоциированные компании и 3
совместные предприятия
Статьи отчёта о движении денежных
МСФО 7 поощряет раскрытие
средств (МСФО 7) информации о сегментных потоках
денежных средств
Комментарий
Информацию об убытках от обесценения активов тоже необходимо
раскрывать – но это уже требование МСФО 36.
Информация о сегментных потоках денежных средств раскрывается на
добровольных началах и её нередко тоже можно увидеть в отчётности. Эта
информация может быть полезна сторонам, заинтересованным в покупке
компании, в целях оценки суммы, которую они готовы были бы заплатить.
Анализ доходов
3.5
Если первичная сегментация осуществляется на хозяйственно-отраслевой
основе, тогда вторичная должна базироваться на месторасположении клиентов.

Если первичная сегментация исходит из месторасположения активов, то
вторичная должна осуществляться на хозяйственно-отраслевой основе с
анализом по месторасположению клиентов, если оно не совпадает с
расположением активов.

Доходы сегмента – это доходы, которые непосредственно относятся
либо обоснованно распределяются на сегмент, получаемые от
операций с внешними сторонами, а также от операций с другими
сегментами этой же компании. Доходы сегмента не включают
процентный или дивидендный доход.




3010
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ



Комментарий

Поскольку доходы сегмента включают выручку от операций с другими сегментами,
внутренние обороты должны быть исключены. У сегмента может ВООБЩЕ НЕ
БЫТЬ выручки от продаж внешним клиентам. Применяемый здесь термин
“выручка” не столь широк, как в определении согласно МСФО 18.

Иллюстрация 4 – Первичная сегментация

1. Сегментная информация (выдержка)
Исходя из распределения управленческой ответственности и географических регионов
2001 г. 2001 г.
В миллионах швейцарских франков (CHF) 2002 г. 2002 г.
Доход Прибыль до процентов и налогов


26 742 2 942
Регион Европа 28 678 3 438
26 598 3 593
Регион Америка 29 293 4 189
15 458 2 653
Регион Азия, Океания и Африка 14 880 2 564
Nestle – напитки 7 418 622
7 720 696
8 482 1 536
Прочая деятельность 8 589 1 521
84 698 11 346
89 160 12 408
(1 359)
Нераспределенный остаток (1 468)
Прибыль до процентов и налогов (EBITA) 9 987
10 940
Анализ выручки по регионам выполнен исходя из расположения клиентов. Межсегментные обороты
незначительны.


Nestle Консолидированная отчётность 2002 г.


Иллюстрация 5 – Вторичная сегментация

По видам продукции
В миллионах швейцарских франков (CHF) 2001 г. 2001 г.
2002 г. 2002 г.
Доход Прибыль до процентов и налогов


24 023 4 259
Напитки 23 325 4 075
23 041 2 578
Молочные продукты, детское питание и 23 376 2 756
мороженное
15 092 1 573
Полуфабрикаты 15 834 1 712
Petcare 6 232 453
10 719 1 418
11 244 1 234
Шоколад, конфеты и выпечка 10 774 1 180
5 066 1 249
Фармацевтическая продукция 5 132 1 267
84 698 11 346
89 160 12 408
Нераспределенный остаток (a) (1 359)
(1 468)
9 987
Прибыль до процентов и налогов 10 940
(a)
Главным образом, корпоративные затраты и затраты на исследования и разработку.


Nestle Консолидированная отчётность 2002 г.




3011
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Анализ затрат
3.6
Затраты сегмента – это расходы, которые непосредственно относятся либо
обоснованно распределяются на сегмент. Они не включают:
общие расходы (например, расходы центрального аппарата, любое
распределение которых между сегментами считается мало обоснованным и
потому неполезным)
расходы по налогу на прибыль;
убытки от продаж инвестиций;

Результаты сегмента
3.7
Результат сегмента – это доходы сегмента минус его затраты.
Комментарий
В каком-то приближении это “прибыль”. Результат сегмента определяется до
учёта доли миноритарных акционеров (финансовая статья).

Иллюстрация 6
Сегментная информация (выдержка)

Результаты сегментов представляют собой вклад отдельных сегментов в накладные
расходы, затраты на исследования и разработку и прибыль Группы.
Нераспределенные остатки включают, главным образом, корпоративные расходы,
затраты на исследования и разработку, амортизацию деловой репутации (гудвилла),
а также, в отношении отраслевых сегментов, затраты на реструктуризацию и прочие.
Отдельные затраты на исследования и разработку отнесены на соответствующие
сегменты.

Nestle Консолидированная отчётность 2002 г.

Информация о результатах раскрывается в отношении всех отчетных сегментов с
обязательной разбивкой на продолжаемую и прекращенную деятельность.
Комментарий
В отношении деятельности, которая по состоянию на последнюю отчетную дату
классифицирована как прекращенная, сравнительная информация по результатам
за предшествующие периоды должна быть представлена повторно.
Анализ активов
3.8
Первичная сегментация: Вторичная сегментация:

по расположению активов
Хозяйственно-отраслевая ?

хозяйственно-отраслевая с анализом по
по расположению активов ?
расположению клиентов, если таковое
отличается от расположения активов

Активы сегмента – это те операционные активы, используемые в операционной
деятельности сегмента, которые:

непосредственно к нему относятся; либо
могут быть обоснованно распределены на сегмент.

3012
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Комментарий

Активы сегмента определяются после вычитания соответствующих скидок,
которые представляются как прямые зачеты в бухгалтерском балансе компании.

Активы сегмента включают:
текущие активы, используемые в операционной деятельности сегмента;
основные средства;
активы, являющиеся объектами финансовой аренды (МСФО 17);
нематериальные активы;
инвестиции, отображенные в бухгалтерском учёте по методу долевого
участия, но только в тогда, когда прибыль или убыток от таких инвестиций
включен в доходы сегмента;
доля совместного предприятия в операционных активах совместно
контролируемой компании, которая учитывается по методу
пропорциональной консолидации (МСФО 31);
деловая репутация (гудвилл), которая непосредственно относится или
обоснованно распределяется на сегмент; и
операционные активы, совместно используемые двумя или более
сегментами, при наличии обоснованного подхода к их распределению.

Иллюстрация 7
Сегментная информация (выдержка)
Активы сегмента включают основные средства, дебиторскую задолженность
покупателей, прочую дебиторскую задолженность, запасы, авансовые платежи и
начисленные доходы. Нераспределенный остаток включает, главным образом,
корпоративные активы, капитализированные затраты на разработку, а также деловую
репутацию (гудвилл). Обязательства включают кредиторскую задолженность
поставщикам, прочую кредиторскую задолженность, начисления и отсроченный доход.
Внутренние обороты между различными сегментами исключены.

Nestle Консолидированная отчётность 2002 г.


Активы сегмента не включают:

активы по налогу на прибыль; и
активы, используемые центральным аппаратом или в общих корпоративных
целях.

Стоимость активов сегмента должна отображать результаты переоценок, проведенных
после их приобретения в соответствии с требованиями прочих МСФО.




3013
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Дополнительные раскрытия информации
3.9
Согласование доходов, затрат, активов и обязательств сегментов с данными основных
форм финансовой отчётности. Обычно такое согласование приводится в форме таблицы,
например:

Все отчётные Прочие операции Исключения Сводные
сегменты остатки


Признак хорошего Проценты
тона – отдельно Налоги
показывать Доля меньшинства
Общие затраты
Комментарий

В отношении каждого сегмента может быть полезно показать доход от инвестиций,
которые отображены в учёте по долевому методу. Иногда также приводятся данные
по амортизации, затратам на исследования и разработку, капитальным расходам за
период, а также нефинансовые данные (например, количество работников).

Изменения в учётной политике сегмента.

Иллюстрация 8
Изменения в учётной политике (выдержка)

Помимо этого, в формате первичной сегментной отчётности Группа отдельно
представляет информацию о “Nestle Waters” (производство напитков), а также в
формате вторичной сегментной отчётности – о направлении “Petcare”, принимая во
внимание растущее значение обоих этих направлений деятельности для Группы. По
возможности, сравнительная информация представлена заново.

Nestle Консолидированная отчётность 2002 г.

Виды продуктов и услуг в каждом сегменте.
Состав каждого географического сегмента.

Упражнение 2
Компания Сильвер впервые применяет МСФО 14 при подготовке финансовой
отчётности за год, окончившийся 31 декабря 2004 г., в связи с чем ей придётся
переопределить свои отчётные сегменты и обеспечить более подробное
раскрытие информации.

Задание:

Прокомментировать, нужно ли компании Сильвер заново представлять
сравнительную информацию, и дать ей совет относительно того, что делать, если
это будет связано с чрезмерными затруднениями.




3014
© Accountancy Tuition Centre (International Holdings) Ltd 2004
СЕССИЯ 30 – МСФО 14 СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ


Итоговый обзор раскрываемой информации
4
Для каждого отчётного хозяйственно-отраслевого и
4.1
географического сегмента


Выручка и Результат сегмента Используемые Основа
прочие активы межсегментного
операционные сегмента ценообразования
доходы

… отдельное … разница между … в денежном … не всегда
представление доходом и выражении или может быть
доходов от затратами обычно как % определена по
отражает сведенных аналогии с
? внешних операционную остатков … такими же
клиентов прибыль операциями
в т. ч. между
? операций
Обычно не включает материальные и несвязанными
между
нематериальные сторонами
сегментами
активы
? проценты
методы:
? налог на Совместно “справедливая
прибыль используемые стоимость”,
активы могут “себестоимость”,
? долю

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>