<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В Уголовном кодексе Франции выделены специальные составы взяточничества, совершенного судьей, присяжным заседателем или любым другом лицом, заседающим в суде, членом Арбитражного суда или экспертом, приглашенным судом или сторонами, а также лицом, на которое судебной властью возложена функция примирения или посредничества. Эти деяния наказываются десятью годами тюремного заключения и штрафом в размере одного миллиона франков. Если же такое деяние совершено судьей в пользу или во вред лицу, ставшему объектом уголовного преследования, наказание увеличивается до пятнадцати лет заключения и до полутора млн. франков штрафа (ст. 434-9 и 434-21). Выделение этих действий в самостоятельные деликты связано с тем, что должностные злоупотребления перечисленных выше лиц могут повлечь за собой серьезные нарушения прав человека в случае, например, осуждения невиновных.
Французский законодатель предусматривает большие денежные штрафы за должностные правонарушения: от 100 тыс. до 3 млн. франков. Среди дополнительных наказаний предусмотрены: 1) запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами; 2) запрещение занимать государственную должность, осуществлять профессиональную или общественную деятельность, при исполнении или в связи с исполнением которой преступное деяние было совершено; 3) конфискация всех сумм или предметов, незаконно полученных обвиняемым (в российском уголовном праве последнее является специальной конфискацией, а не видом уголовного наказания).
Запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами распространяется на следующие права: 1) избирать и быть избранным; 2) занимать судебную должность или быть экспертом в суде, быть представителем или оказывать помощь какой-либо стороне в судебном процессе; 3) свидетельствовать в суде, за исключением дачи простых объяснений; 4) быть опекуном или попечителем. Последнее право не исключает возможности быть опекуном или попечителем своих собственных детей, но после заключения судьи по опеке и попечительству и решения семейного совета. Суд вправе назначить запрещение пользоваться всеми или только частью перечисленных прав. При этом срок запрещения не может быть более пяти лет - за совершение проступка и более десяти лет - за совершение преступления. Запрещение пользоваться правом избирать или быть избранным влечет, помимо этого, запрещение занимать государственную должность.
Такие дополнительные наказания, как запрещение занимать государственную должность, осуществлять профессиональную или общественную деятельность, назначаются, как правило, в случае, если преступное деяние было совершено при исполнении или в связи с исполнением такой деятельности. Закон не исключает наложение запрета и на другие виды деятельности. Вместе с тем это наказание не распространяется на деятельность выборных должностных лиц и профсоюзную. Указанное наказание может назначаться на определенный срок (не более пяти лет) или бессрочно (окончательно).
Должностные лица, совершившие уголовно наказуемые правонарушения, о которых стало известно правоохранительным органам, немедленно отстраняются от своих служебных обязанностей. В этом случае чиновник сохраняет оклад, из которого могут производиться вычеты, но не более 50%, продолжает получать пособие на оплату жилья, доплаты на содержание семьи и др. В таком положении чиновник остается до вынесения судом окончательного приговора (оправдательного или обвинительного).
Итак, Уголовный кодекс Франции:
1) достаточно обстоятельно регламентирует уголовную ответственность публичных должностных лиц за различные виды злоупотребления властью, в том числе корыстные;
2) характеризуются четкой дифференциацией преступных деяний, подробным, логичным изложением их основных признаков;
3) содержит специальные положения, касающиеся допустимого и непозволительного поведения публичных должностных лиц, а также регулирующие порядок и процедуру приобретения ими имущества, в том числе недвижимости, порядок получения различных услуг имущественного характера и пр.;
4) относит должностные злоупотребления в их подавляющей части к категории уголовных проступков, устанавливает достаточно строгие наказания за названные преступные деяния. Это касается, в первую очередь, больших денежных штрафов, возможности лишения политических, гражданских и семейных прав сроком до пяти лет либо сроком до десяти лет (в зависимости от тяжести преступного деяния);
5) не устанавливает уголовной ответственности за неоконченное взяточничество и покушение на другие должностные уголовные проступки, за исключением незаконного взимания денежных сумм и расхищения собственности.
В Уголовном кодексе ФРГ нормы о должностных преступных деяниях расположены в разд. 30 Особенной части. Среди них можно выделить следующие группы: 1) преступные деяния, связанные со взяточничеством (§331, 332, 333, 334, 335); 2) преступные деяния против правосудия (принуждение к даче показаний (§ 343); исполнение приговора в отношении невиновного (§345); уголовное преследование невиновного (§ 344); вынесение неправосудного приговора или решения (§ 336); противоречащее делу одновременное обслуживание адвокатом спорящих сторон в одном и том же процессе (§ 356); 3) нанесение телесных повреждений, причиненных должностным лицом при исполнении служебных обязанностей (§ 340); 4) неправильное официальное свидетельствование (§ 348); произвольное завышение или незаконное взимание различных сборов, нарушение налоговой тайны (§ 352, 353, 355); 5) составы преступных деяний, связанные с нарушением доверия во время пребывания на дипломатической службе, служебной тайны, тайны судебного разбирательства (§ 353а, 353b, 353d), а также подстрекательство подчиненного по службе к совершению преступного деяния (§ 357).
Данные преступные деяния объединены в один раздел прежде всего по признаку субъекта деяния - должностного лица*(488). Понятие "должностное лицо" дается в § 11 Общей части Кодекса, которая объясняет термины, используемые в Кодексе. Должностным лицом является "тот, кто согласно германскому праву:
а) является чиновником или судьей;
b) связан прочими государственно-правовыми отношениями по должности, или
с) кроме того, в органе власти или любом другом учреждении выполняет задачи государственного управления или по их поручению без ущерба для выполнения задач выбранной организационной формы".
Вместе с тем субъектами указанных преступных деяний могут быть не только должностные, но и иные лица, например, лица, специально уполномоченные на выполнение публичных обязанностей, адвокаты, граждане, являющиеся субъектами дачи взятки, и т.д. Ряд этих терминов объясняется в § 11 УК. Так, судьей является тот, "кто по германскому праву является профессиональным или третейским судьей", а лицом, "специально уполномоченным на выполнение публичных обязанностей, считается тот, кто, не будучи должностным лицом:
а) в органе власти или любом другом учреждении, выполняющем задачи государственного управления, или
b) в обществе или ином объединении, предприятии или фирме, которые выполняют задачи государственного управления за орган власти либо иное учреждение, - занят или для них действует и на основе закона формально обязан добросовестно выполнять свои обязанности".
Вторым объединительным признаком разд. 30 Особенной части Кодекса ФРГ является специфика охраняемого данными нормами правового блага - нормальное функционирование государственного аппарата.
Должностным преступным деянием традиционно считается взяточничество. Субъектом состава получения выгоды (§ 331 УК) выступает "должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, которое за совершение служебного действия требует в качестве вознаграждения выгоду для себя или третьего лица, принимает обещание предоставить или принимает ее" (абз. 1). За такие же действия наказываются судья или третейские судьи (абз. 2). Признак "предоставление выгоды третьему лицу" является новеллой в составах взяточничества (§ 331 и др.). Ранее его признаком было предоставление выгоды только самому должностному лицу.
Как справедливо отметил проф. Ф.М.Решетников, "при установлении уголовной ответственности за получение и дачу взятки германский законодатель придает решающее значение тому, идет ли речь о выполнении за взятку вполне законных действий, входящих в обязанности данного должностного лица, или же о выполнении действий незаконных, т.е. идущих вразрез с должностными обязанностями того, кто получает взятку"*(489).
В абзаце 3 § 331 предусмотрена возможность освобождения лица от уголовной ответственности при наличии определенных условий. Так, "деяние не является наказуемым по абз. 1, если лицо, совершившее деяние, позволяет себя уговорить или принимает не требуемую им ранее выгоду и если компетентные органы в рамках своих полномочий одобряют заранее получение какой-либо выгоды или лицо, совершившее деяние, незамедлительно сообщает о готовящемся правонарушении и получит официальное разрешение на принятие какого-либо вознаграждения".
Таким образом, в данной норме германский законодатель проводит различие между служебным и частным действием должностного и приравненного к нему лица. В рассматриваемом составе предусмотрены только служебные действия указанных выше лиц. Под ними понимается любая деятельность соответствующего лица, относящаяся к его служебным обязанностям и совершаемая им в служебном качестве. Причем по смыслу данной нормы указанное действие должно носить законный характер.
В отличие от этого абз. 1 § 332 УК (взяточничество) устанавливает уголовную ответственность должностного лица, или лица, специально уполномоченного на выполнение публичных обязанностей, "которое принимает обещание предоставить в качестве вознаграждения выгоду, требует или принимает ее за то, что оно совершило или совершит в будущем служебное действие и тем самым нарушает или нарушит в будущем свои служебные обязанности". Абзац 2 этого параграфа предусматривает совершение таких действий судьей или третейским судьей. Причем выгода в данном случае может быть как материального, так и нематериального характера. Что же касается служебного действия должностного и приравненного к нему лица, то, по смыслу данной нормы, оно может быть только незаконным, т.е. связанным с нарушением своих служебных обязанностей. Поэтому является очевидным, почему германский законодатель проводит различие в названиях: 331 - получение выгоды и § 332 - взяточничество. Причем в последнем случае умыслом виновного должна охватываться противоправность служебного действия, которое он совершил или совершит в будущем.
Составы предоставления выгоды (§ 333) и подкупа (§ 334) охватывают так называемую дачу взятки (используя терминологию, применяемую в российском уголовном праве). Данные нормы по существу являются зеркальным отражением соответственно § 331 и 332. Отличия состоят в том, что в преступных деяниях, предусмотренных § 333-334, субъектом выступает любое лицо, предоставляющее выгоду или дающее взятку, и расширяется перечень лиц, которым эта выгода может быть предоставлена, или кому может быть дана взятка, например, солдат бундесвера.
Содержащийся в разд. 30 Особенной части Уголовного кодекса § 336 предусматривает уголовную ответственность за вынесение неправосудного приговора или решения. Это преступление является типичным преступным деянием против правосудия, поскольку посягает на интересы правосудия, связанные с независимостью суда и равноправием сторон, участвующих в судебном процессе. Субъектами данного преступного деяния являются должностные лица и судьи, в том числе третейские. Обязательным признаком данного состава преступного деяния является то, что данные лица нарушают закон в пользу или во вред одной из сторон, участвующих в процессе, осуществляя руководство судебным разбирательством и вынося решение.
В Особенной части Уголовного кодекса ФРГ отсутствует раздел о преступных деяниях против правосудия, поэтому рассматриваемый состав, несмотря на всю его специфику, расположен в разд. 30 Особенной части "Должностные преступные деяния". Он помещен туда по признаку субъекта данного преступного посягательства - должностного и приравненного к нему германским законодателем лица.
В рассматриваемом разделе расположена также норма, устанавливающая уголовную ответственность за неправильное официальное свидетельствование (§ 348). Согласно этому параграфу: "Должностное лицо, которое имеет полномочия на составление публичных документов, в пределах своей компетенции официально удостоверяет фальшивые факты, значимые в правовом отношении, или вносит в общественные регистры, книги или сведения, или предоставляет фальшивые данные, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом".
Охраняемым правовым благом в данном случае являются безопасность и достоверность оформления правоотношений, связанных с использованием документов. Поэтому, на наш взгляд, с системной точки зрения эта норма могла бы находиться в разд. 23 Особенной части Кодекса "Подделка документов". Размещение ее в разд. 30 Особенной части может объясняться опять же спецификой субъекта преступного посягательства: им может быть только должностное лицо. Специфика субъекта учитывается германским законодателем при размещении в данном разделе Кодекса § 340, который устанавливает уголовную ответственность должностного лица за нанесение телесных повреждений при исполнении служебных обязанностей.
Таким образом, особенность разд. 30 как составного элемента Особенной части Уголовного кодекса ФРГ заключается в том, что законодатель включил в него совокупность преступных деяний, характеризующихся спецификой не только правоохраняемого блага, но, прежде всего, субъекта преступного посягательства - должностное и приравненное к нему лицо. Исключения составляют составы, связанные с предоставлением выгоды и подкупом должностных лиц, субъект которых может и не обладать признаками должностного лица. Однако очевидно, что состав "дачи взятки" неотделим от состава "получения взятки", поэтому они расположены рядом.

------------------------------
*(1) Более подробно обо всех этих изменениях см. в последующих главах курса.
*(2) Понятие "государственная власть" использовано законодателем как обобщающее понятие, включающее ряд компонентов, обозначенных в главах, входящих в раздел Х.
*(3) См.: Преступность и правонарушения. 1998. Статистический сборник. М., 1999. С. 117-118, 158.
*(4) См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 1999 г. М., 2000. С. 36.
*(5) Более подробно см. следующий параграф.
*(6) См.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" с послед. измен. и доп.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5086.
*(7) См.: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О государственной границе Российской Федерации" с послед. измен. и доп.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 16. Ст. 1861; 1996. N 50. Ст. 5610; 1999. N 23. Ст. 2808.
*(8) См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.
*(9) См., например: Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 329. При одинаковом содержании классификационных групп они различаются по наименованию. Так, третья группа в этой работе озаглавлена: "Преступления, посягающие на легитимность государственной власти", а вторая - "Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности", пятая - "Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни".
*(10) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М., 1999. С. 607-608.
*(11) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 567.
*(12) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М. С. 609; Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственные преступления. М., 1999. С. 16-17.
*(13) Любая классификация носит условный характер, ее цель - облегчить анализ рассматриваемых преступлений, но не более того.
*(14) Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции в 2-х т. Часть общая. Т. 2. С. 383-384.
*(15) См.: Портнов В.П. ВЧК, 1917-1922. М., 1987.
*(16) Второй абзац ст. 57 дан в ред. постановления ВЦИК от 10 июля 1923 г.//СУ РСФСР. 1923. N 48. Ст. 479.
*(17) См.: 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы КПСС. М., С. 12.
*(18) См.: СЗ СССР. 1933. N 19. Ст. 108.
*(19) Пионтковский А.А. Сталинская конституция и проект Уголовного кодекса СССР. М., 1947. С. 15-16.
*(20) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 567.
*(21) Понятия "суверенитет", "обороноспособность" и "территориальная неприкосновеность" даны в § 2 настоящей главы.
*(22) Внешняя безопасность и государственная безопасность - синонимы.
*(23) Еще ранее, в 1968 г., Советский Союз подписал, а в 1973 г. ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, в соответствии с которым каждый человек имеет право покидать любую страну, в том числе и свою собственную.
*(24) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1.
*(25) В Кодексе 1960 г. хранение сведений, составляющих государственную тайну, в ст. 64 не предусматривалось.
*(26) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 4673.
*(27) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 5. Ст. 561.
*(28) См.: Архив Военной коллегии Верховного суда СССР N СП 00 5/95.
*(29) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Олимп Аст, 1997. С. 553.
*(30) Многие авторы определяют в таких случаях выдачу как передачу сведений. См., например: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 364.
*(31) См.: Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 330.
*(32) См.: Новая газета. 1999. 29 ноября-5 декабря. С. 15.
*(33) См., например: Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпутин М.П. Ответственность за государственные преступления. М., 1988. С. 28. Иное мнение высказано Дьяковым С.В. в работе: Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственная преступность. М., 1999. С. 23.
*(34) Во время действия УК 1960 г. некоторые ученые высказывали мнение, что измена может быть совершена и с косвенным умыслом (см., например: Курс советского уголовного права. Т. IV. М., 1970. С. 77). Однако большинство ученых эту позицию не поддержали. Состав измены сформулирован законодателем как формальный. Следовательно, и интеллектуальный, и волевой моменты умысла определяются только по отношению к действию. Действие же виновный всегда желает совершить, сознавая при этом его общественную опасность.
*(35) См.: Архив Военной коллегии Верховного Суда СССР. Дело N СП 003/91.
*(36) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый Юрист, 1998. С. 569.
*(37) Практикум по уголовному праву. Учебное пособие. М.: БЕК, 1997. С. 339.
*(38) См., например: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 365.
*(39) Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 612.
*(40) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 612; постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1997. С. 591.
*(41) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 365.
*(42) Различие между ними определяется спецификой субъекта.
*(43) Более подробно основания отнесения сведений к государственной тайне изложены при анализе государственной измены.
*(44) О моменте окончания этих видов шпионажа говорится при анализе государственной измены.
*(45) См.: Разбор. 1999. N 12.
*(46) См.: Очная ставка. 1999. N 12.
*(47) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 571.
*(48) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 368.
*(49) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 496.
*(50) Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" отдает в этих случаях приоритет национальному закону.
*(51) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 496; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 641.
*(52) Более подробно признаки данного вида освобождения от уголовной ответственности изложены при анализе государственной измены.
*(53) Именно этот термин употребляется законодателем Испании в статьях об ответственности за измену.
*(54) В литературе было высказано мнение, что данная классификационная группа должна быть озаглавлена следующим образом: "Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности" (Уголовное право России. Особенная часть. М.: ИМПЭ, 1996. С. 336); "Преступления, посягающие на конституционные основы политической основы Российской Федерации" (Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998).
*(55) Имеются в виду лица, занимающие должности в соответствии с категорией "А". См.: ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990; 1999. N 8. Ст. 974; 2000. N 46. Ст. 4537), а также Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" с послед. измен. и доп. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 36. Ст. 4129; 1998. N 5. Ст. 571; N 10. Ст. 1163; 2000. N 15. Ст. 1575; N 46. Ст. 4544).
*(56) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 496.
*(57) Прежде всего потому, что законодатель поместил это преступление в главу о посягательствах именно на основы конституционного строя.
*(58) Применительно к посягательству на жизнь работника милиции (ст. 317 УК) Верховный суд разъяснял, что "под посягательством понимается убийство либо покушение на убийство" (п. 9)//Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 449.
*(59) Уголовный кодекс 1926 г. предусматривал ответственность за вооруженное восстание с контрреволюционной целью, заговор в центре и на местах с той же целью.
*(60) Такое деяние впервые предусмотрено в уголовном законодательстве России.
*(61) Не совсем ясной представляется рекомендация авторов одного из учебников, предлагающих: "Если подобные действия были совершены в отношении органов, организаций, учреждений и предприятий, не указанных в Конституции или созданных не в рамках прав и полномочий указанных органов и представителей власти, то они могут быть квалифицированы по другим статьям Уголовного кодекса (например, ст. 286) (см.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 580).
*(62) Анализ признаков данного вида освобождения от уголовной ответственности дается при рассмотрении ст. 275 УК (государственная измена).
*(63) По Уголовному кодексу 1926 г. заговор с целью захвата власти считался самостоятельным преступлением. В нем предусматривалась ответственность за вооруженное восстание в контрреволюционных целях, заговор в центре и на местах в тех же целях.
*(64) В словарях русского языка мятеж определяется как вооруженное восстание, выступление против власти.
*(65) См., например: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 373; Уголовное право. Особенная часть. М., Новый юрист, 1998. С. 575.
*(66) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 373.
*(67) См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953. С. 410.
*(68) Несколько иначе решается вопрос относительно бандитизма (ст. 209 УК) и организации преступного сообщества (ст. 210 УК). В этих случаях законодатель указывает на конечный итог организованной деятельности - создание банды, преступного сообщества. До того момента, когда банда или преступное сообщество сформировались, деяние является незаконченным.
*(69) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 646.
*(70) В Кодексе Испании термину "государственная измена" соответствует термин "восстание".
*(71) В Кодексе Узбекистана вооруженный мятеж охватывает посягательство на конституционный строй Республики.
*(72) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 501.
*(73) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 501.
*(74) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С 647.
*(75) Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999. С. 49.
*(76) Состав диверсии, хотя и под иным названием, содержался в прежних уголовных кодексах.
*(77) По сравнению со ст. 68 УК 1960 г. объективная сторона диверсии в Кодексе 1996 г. значительно сужена. Согласно УК 1960 г. диверсия - это совершение взрывов, поджогов или иных действий, направленных на массовое уничтожение людей, причинение телесных повреждений либо другого вреда их здоровью, на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи либо другого государственного или общественного имущества, а равно совершение в этих целях массовых отравлений или распространение эпидемий и эпизоотий.
*(78) В Кодексе 1960 г. цель диверсии определялась как цель ослабления Советского государства.
*(79) В УК 1996 г. - это ст. 282, 283 и 284.
*(80) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М., 1998. С. 566.
*(81) Исключение составляют ст. 282 и ст. 284 УК.
*(82) См. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203, в ред. от 24 января 1998 г. N 61 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 5. Ст. 561), а также Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к разным степеням секретности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 7. Ст. 3619).
*(83) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 580.
*(84) См.: Московский комсомолец. 1998. 14 марта.
*(85) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М., 1998. С. 573.
*(86) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 380.
*(87) См. там же. С. 381.
*(88) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 573.
*(89) См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 504.
*(90) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 573.
*(91) См. там же.
*(92) См.: Московский комсомолец. 1998. 14 марта.
*(93) Уголовный кодекс 1926 г. не предусматривал специального субъекта рассматриваемого преступления, и поэтому за разглашение секретных сведений могло быть привлечено к ответственности довольно много лиц, передававших эти сведения от одного другому в разговорах.
*(94) См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 653.
*(95) См.: Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 337, 339.
*(96) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 581.
*(97) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 382, 379.
*(98) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 574.
*(99) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-инфра. М, 1999. С. 609.
*(100) В УК 1960 г. ст. 76 была сконструирована как формальный состав, и наступление последствий не являлось обязательным признаком утраты документов, содержащих государственную тайну.
*(101) См., например: Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 6 октября 1997 г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 4673; Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденную постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 43. Ст. 4987.
*(102) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 573.
*(103) Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 617.
*(104) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 655.
*(105) Как отмечалось ранее, ответственность за умышленное разглашение государственной тайны предусмотрена в ст. 373 УК Белоруссии.
*(106) Примерами могут служить межнациональный вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, действия ваххабитов в Чечне. Ваххабиты - приверженцы религиозного политического течения в Исламе. Ваххабизм - официальная идеология в Саудовской Аравии.
*(107) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 566.
*(108) Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 625.
*(109) Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Варшава, 1997. С. 540.
*(110) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 377.
*(111) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 578.
*(112) Понятие "раса" более широкое, нежели национальности. Раса - это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единством происхождения, имеющая одинаковые наследственные признаки. Наиболее отчетливо выделяются три основные группы расы: негроидная, европеоидная и монголоидная. Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территорий, экономической жизни и психического склада, проявившегося в общности культуры.
*(113) Этот ограничивающий рассматриваемый состав преступления признак не был известен Уголовному кодексу 1960 г.
*(114) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 379.
*(115) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М. С. 626.
*(116) Мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды является квалифицирующим признаком таких преступлений, как убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого (ст. 111 УК) или менее тяжкого (ст. 112 УК) вреда здоровью, истязание (ст. 117 УК), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК).
*(117) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М., 1999. С. 626.
*(118) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 586.
*(119) См. также: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 379; Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М., 1999. С. 149-150.
*(120) Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 341; см. также: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый Юрист, 1998. С. 144.
*(121) Ответственность за геноцид предусмотрена и в ст. 357 УК РФ.
*(122) См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, в ред. от 10 января 2000 г. N 24//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 176.
*(123) См.: Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)"//Отдельное издание. М., 1999.
*(124) См.: Состояние преступности в России за 1999 год. Министерство внутренних дел России. Главный информационный центр. М., 1999. С. 41.
*(125) См. там же. С. 35-36.
*(126) В литературе 50-80 гг. вопрос о объекте должностных преступлений (как родовом, так и непосредственном) был дискуссионен, при этом существенной разницы при определении объекта не отмечалось, суть сводилась лишь к терминологии либо к включению в определение или, наоборот, исключению из него какого-либо признака. См., например: Кириченко В.Ф. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву. М., 1956. С. 24-25; Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. М., 1975. С. 12-13; Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1972. С. 58-60; Светлов А.Я. Борьба с должностными злоупотреблениями. Киев, 1970. С. 32-34; Папиашвили Ш.Г. Должностные преступления в теории уголовного права, законодательстве и судебной практике, и др.
*(127) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750; 1999. N 42. Ст. 5013.
*(128) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990; 1999. N 8. Ст. 974; 2000. N 46. Ст. 4537.
*(129) См.: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 173 1996. N 52. Ст. 5912; 1998. N 43. Ст. 5337); Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 174; 2000. N 4. Ст. 369); Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 36. Ст. 4129; 1998. N 10. Ст. 1163; 2000. N 46. Ст. 4544).
*(130) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506; 1996. N 17. Ст. 1917; N 42. Ст. 5500; 1997. N 12. Ст. 1378; 2000. N 32. Ст. 3930.
*(131) См.: Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1996. С. 385.
*(132) Несколько по-иному определяет объект данной группы преступлений Б.В.Волженкин, указывая, что "видовым объектом являются государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 97-99).
*(133) См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1997. С. 331-336.
*(134) См., например: Пионтковский А.А., Меньшагин В.Д., Чхиквадзе В.М. Курс советского уголовного права. Т. 6. М., 1971. С. 10-11; Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1972. С. 112-113; Папиашвили Ш. Н. Указ. соч. С. 87.
*(135) См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 127-128.
*(136) См., например, дело Антипова//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 4. С. 12.
*(137) См.: Пункты 15 и 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4.
*(138) См., например: Постановление Пленума Верховного Суда СССР по делу О.//Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987. N 2. С. 22.
*(139) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4. С. 5-9.
*(140) См.: Статьи 11-15 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666); ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации". 1997. N 30. ст. 3586; 2000. N 46. Ст. 4537); ст. 15-18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3590).
*(141) См.: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 173; 1996. N 52. Ст. 5912; 1998. N 43. Ст. 5337.
*(142) См.: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 174; 1997. N 36. Ст. 4129.
*(143) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990; 1999. N 8. Ст. 974; 2000. N 46. Ст. 4537.
*(144) См.: Статья 16 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506; 1996. N 17. Ст. 1917; N 49. Ст. 5500; 1997. N 12. Ст. 1378; 2000. N 32. Ст. Ст. 3330.
*(145) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4. С. 5-6.
*(146) Под мздоимством понималось получение взятки за выполнение законных действий по службе, а под лихоимством - получение взятки за незаконные действия.
*(147) СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.
*(148) СУ РСФСР. 1918. N 35. Ст. 467.
*(149) СУ РСФСР. 1918. N 90. Ст. 908.
*(150) СУ РСФСР. 1918. N 14. Ст. 231.
*(151) СУ РСФСР. 1918. N 58. Ст. 549.
*(152) СУ РСФСР. 1921. N 20. Ст. 122.
*(153) СУ РСФСР. 1921. N 60. Ст. 421.
*(154) См.: Сборник материалов по истории социалистического уголовного законодательства (1917-1937 гг.). Учебное пособие для юридических институтов. М., 1938. С. 113.
*(155) См.: СУ РСФСР. 1922. N 63. Ст. 808.
*(156) См.: СУ РСФСР 1923. N 48. Ст. 479.
*(157) См.: Су РСФСР. 1928. N 139. Ст. 907.
*(158) См.: СЗ СССР. 1932. N 50. Ст. 298.
*(159) См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. N 8. Ст. 85.
*(160) См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. N 29. Ст. 449.
*(161) См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 360.
*(162) Данная норма была помещена в этот раздел по признаку субъекта (должностного лица), в то же время она охраняет общественные отношения в сфере экономической деятельности.
*(163) Отдельные авторы считают, что субъективная сторона этого преступления выражается в умышленной вине, при этом умысел может быть как прямым, так и косвенным - см. например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.И.Радченко. М., 1996. с. 512; Уголовное право России. Особенная часть/Под ред. А.И.Рарога. М.: Триада, ЛТД, 1998. с. 351; Уголовное право. Особенная часть/Отв. ред. И.Я.Козаченко, З.А.Незнамова, Г.П.Новоселов. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 598; Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 145.
*(164) См.: Статья 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990.
*(165) Подробнее см.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 152-153.
*(166) См.: Пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге"//Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российская Федерация) по уголовным делам. М., 1995. С. 371.
*(167) См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 167-168.
*(168) См., например: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник/Под ред. А.И.Рарога. М., 1998. С. 357.
*(169) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 8. Ст. 609.
*(170) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/Под ред. Б.В.Здравомыслова. М., 1999. С. 422; Российское уголовное право. Особенная часть/Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.В.Наумова. М., 1997. С. 392.
*(171) См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 181.
*(172) Федеральное Собрание России является представительным и законодательным органом РФ, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 Конституции РФ).
*(173) Счетная палата России - это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).
*(174) Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 169.
*(175) Об официальности информации свидетельствует, в частности, то, что субъектом в ст. 287 УК названо должностное лицо, обязанное предоставлять такую информацию.
*(176) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 2. Ст. 74; 1999. N 28. Ст. 3466; 2001. N 7. Ст. 614.
*(177) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 167.
*(178) Сам этот термин содержит негативную информацию. Согласно словарям русского языка "уклониться" означает "избегать, отделываться под предлогом, отлынивать" (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1980. С. 482).
*(179) См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Варшава, 1997. С. 560.
*(180) В доктрине уголовного права высказывается мнение, что данный состав сконструирован по типу материальных и последствиями следует признать "отсутствие у названных органов достоверной информации, несмотря на сделанные ими запросы либо введение этих органов в заблуждение" (Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Варшава, 1997. С. 559). Представляется, однако, что перечисленные последствия являются не чем иным, как действием (бездействием) должностного лица, обязанного предоставить определенную информацию.
*(181) См.: статья 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990), а также Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. "О государственных должностях Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 173). Более подробно этот вопрос изложен в § 1 данной главы.
*(182) Под правонарушением имеются в виду не только преступление, но и другие правонарушения.
*(183) В доктрине уголовного права обоснованно отмечалось, что перечень последствий должен быть дополнен указанием на охраняемые законом интересы общества и государства (см.: Егорова Н. Присвоение полномочий должностного лица//Российская юстиция. 1999. N 6. С. 47).
*(184) Более подробная характеристика такого последствия, как нарушение прав и интересов граждан и организаций, дается при анализе злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК).
*(185) См., например: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 176; Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 623 и др.
*(186) См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 119.
*(187) См., например: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 407.
*(188) См.: Статья 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990.
*(189) См.: Статья 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506.
*(190) См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст. 923.
*(191) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 518.
*(192) Согласно Гражданскому кодексу предпринимательская деятельность является самостоятельной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг.
*(193) Чаще всего по этой статье привлекались к ответственности лица, использовавшие милицейскую форму или фальшивые милицейские удостоверения для совершения грабежей и разбоев.
*(194) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 409.
*(195) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 603.
*(196) См.: Проблемы борьбы с коррупцией. М., 1999. С. 28.
*(197) СУ РСФСР. 1918. N 35. Ст. 467; 1921. N 60. Ст. 421.
*(198) См.: Российская газета. 1997. 21 февр.
*(199) Авизо - извещение об изменении в состоянии взаимных расчетов, посылаемое одним контрагентом другому.
*(200) См.: Изучение организованной преступности: российско-американский диалог//Сб. статей. М., 1997. С. 44.
*(201) См.: Международное уголовное право. М., 1999. С. 225.
*(202) По существу в ст. 290 УК 1996 г. получение взятки разделено на два вида: получение взятки за действия (бездействие), входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1), и получение взятки за незаконные действия (ч. 2).
*(203) Коррупция - подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей и проч.
*(204) См.: Преступность и правонарушения (1994-1998 гг.)//Статистический сборник. М., 1999. С. 119-120; Состояние преступности в России за январь-декабрь 1999 г. М., 2000. С. 7.
*(205) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4. С. 6.
*(206) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 609.
*(207) Согласно ст. 575 ГК служащим государственных и муниципальных органов не разрешается принимать в дар имущественные ценности, стоимость которых превышает пять установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда в связи с их должностным положением или с исполнением служебных обязанностей.
*(208) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 630-631.
*(209) См., например: Волженкин Б.В. Обычный "подарок" или взятка?// Законность. 1997. N 4. С. 25-27.
*(210) См.: Статья 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990.
*(211) Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 203-204.
*(212) В дореволюционном законодательстве этот вид получения взятки назывался "мздоимством" от слова "мзда", т.е. награда, плата.
*(213) Покровительство, согласно словарям русского языка, означает защиту, заступничество, оказываемые кому-нибудь, протекцию. Под протекцией понимается покровительство кому-либо в устройстве на работу, в продвижении по службе и т.п.
*(214) Попустительство - непротиводействие кому-чему-нибудь в чем-нибудь противозаконном, недопустимом, проявление халатности. Халатность - небрежность или недобросовестность в выполнении обязанностей.
*(215) См.: Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. М.: Олимп, 1997. С. 44.
*(216) См.: Новое уголовное право России. Особенная часть. М.: Зерцало, 1996. С. 319.
*(217) См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. N 3.
*(218) Уголовное право Российское Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 414; см. также: Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 362.
*(219) Волженкин Б.С. Служебные преступления. М., 2000. С. 208.
*(220) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 414.
*(221) См.: Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. Сб. документов. М., 1987. С. 382-383.
*(222) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 2. С. 12. Так же был решен вопрос о квалификации действий преподавателя государственного университета и в другом случае (см.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 3).
*(223) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 2.
*(224) В дореволюционном законодательстве взятка называлась "лихоимство", что означало незаконные поборы, вымогательство подарков со стороны служащих.
*(225) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 3. С. 16-17.
*(226) Понятие этой категории должностных лиц рассмотрено при характеристике субъекта должностных преступлений. См. также п. 2, 3, 4 примечания к ст. 285 УК.
*(227) См. ст. 35 УК.
*(228) См.: Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1999. N 7. С. 9.
*(229) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 6. С. 15-16.
*(230) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 5. С. 12.
*(231) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 1. С. 9-10.
*(232) Не является провокацией взятки проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки.
*(233) См.: Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1998. С. 26.
*(234) Ответственность за дачу взятки содержалась в Уголовном кодексе 1960 г. (ст. 174). Изменения, внесенные в Кодекс 1996 г., касаются объективных признаков дачи взятки (характера действий ее получателя) и квалифицирующих признаков, из числа которых исключена судимость за дачу взятки и включен такой признак, как дача взятки за совершение должностным лицом незаконных действий.
*(235) Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 245.
*(236) Качмазов О.Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву. Владикавказ, 2000. С. 152.
*(237) Вручение взятки при таких же обстоятельствах лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, влечет ответственность должностного лица как исполнителя по ст. 204 УК, а работника, выполнившего поручение, как соучастника коммерческого подкупа.
*(238) Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. Сб. документов. М., 1987. С. 384.
*(239) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 7. С. 9.
*(240) Уголовное право России. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 669. См. также: Новое уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 321-322.
*(241) Это нашло отражение в уголовных кодексах Белоруссии и Узбекистана.
*(242) См. также п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6.
*(243) См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 261.
*(244) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 614.
*(245) Ответственность за такое преступление предусматривалась Уголовным кодексом 1926 г.
*(246) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607.
*(247) См. там же. 1995. N 18. Ст. 1589.
*(248) См. там же. 1997. N 1. Ст. 1.
*(249) См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690.
*(250) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3590; 2000. N 46. Ст. 4537.
*(251) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 223.
*(252) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.
*(253) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 158.
*(254) Подробнее см.: Курс советского уголовного права. Т. 4. Л., 1978. С. 319-324; Уголовное право Российской Федерации/под ред. Б.В.Здравомыслова. М., 1999. С. 429-430; Уголовное право России. Часть Особенная/Под ред. Л.М.Кругликова. М., 1999. С. 677.
*(255) См. например: Рашковская Ш.С. Преступления против правосудия. М., 1959. С. 9; Курс советского уголовного права. Т. 4. С. 331-332; Власов И.С., Тяжкова И.М. Ответственность за преступления против правосудия. М., 1968. С. 53; Уголовное право России. Особенная часть/Под ред. А.И.Рарога. М., 1998. С. 378; Уголовное право. Особенная часть/Под ред. Н.И.Ветрова и Б.И.Ляпунова. М., 1998. С. 643; Уголовное право Российской Федерации. Часть Особенная/Под ред. Б.В.Здравомыслова. М., 1999. С. 431-432; Уголовное право России. Часть Особенная/Под ред. Л.Л.Кругликова. М., 1999. С. 679-680.
*(256) См.: Уголовное уложение 22 марта 1903 г./изд. Н. С. Таганцева. С.-Петербург, 1904. С. 313.
*(257) СУ РСФСР. 1919. N 12. Ст. 124.
*(258) СУ РСФСР. 1921. N 77. Ст. 639.
*(259) СУ РСФСР. 1922. N 72-73. Ст. 906.
*(260) СУ РСФСР. 1923. N 48. Ст. 479.
*(261) СУ РСФСР. 1924. N 73. Ст. 717.
*(262) Сборник документов по истории законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. М., 1959. С. 430-431.
*(263) Понятие "посягательство на жизнь" указанных в ст. 295 УК лиц следует рассматривать, руководствуясь п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 сентября 1991 г. "О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка"//Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 449.
*(264) См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 марта 1996 г. "О судебной практике по делам о грабеже и разбое" с последующими изменениями и дополнениями//Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. С. 324.
*(265) Модельный уголовный кодекс - рекомендательный законодательный акт для Содружества Независимых Государств. Принят на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 г.
*(266) Подробный анализ состава клеветы дан в главе "Преступления против личности" (ст. 129 УК).
*(267) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8. С. 6.
*(268) По мнению некоторых авторов, данное преступление можно отнести к числу посягательств на правосудие весьма условно, поскольку непосредственным его объектом является предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок сбора, проверки и оценки доказательств (см.: Егорова Н. Провокация взятки или коммерческого подкупа//Российская юстиция. 1997. N 8. С. 26).
*(269) Подробнее о взятке и коммерческом подкупе, а также о понятиях "должностное лицо" и "лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации" см. в главах курса "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления" и "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях".
*(270) См.: Новое уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 322.
*(271) См. также: Егорова Н. Указ. соч. С. 27.
*(272) См.: Сборник законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2001. N 13. Ст. 1140.
*(273). См.: Уголовное право России. Часть Особенная/Под ред. Л.Л.Кругликова. М., 1999. С.706
*(274) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 39. Ст. 4465.
*(275) См. Федеральный закон от 20 апреля 1999 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" с последующими изменениями и дополнениями//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2000. N 10. Ст. 1067.
*(276) По мнению отдельных авторов, незаконное административное задержание является основанием для применения ст. 301 УК. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/Под ред. Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева. М., 1996. С. 472.
*(277) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Олимп, АСТ, 1997. С. 641-642.
*(278) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/Под ред. Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева. М., 1996. С. 316.
*(279) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 5. С. 16-17.
*(280) Признаки указанных лиц рассмотрены при анализе преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30) и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23).
*(281) На это обстоятельство справедливо обращалось внимание страны. См.: Курс советского уголовного права (часть Особенная). Т. 4. ЛГУ, 1978. С. 398-399.
*(282) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2000. N 10. Ст. 1067.
*(284) См.: Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4.
*(284) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.
*(285) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 3.
*(286) Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 449.
*(287) В некоторых учебниках (см.. например: Уголовное право. Особенная часть/Под ред. Н.И.Ветрова и Ю.И.Ляпунова. М., 1999. С. 673; Уголовное право России. Часть Особенная/Под ред. Л.Л.Кругликова. М., 1999. С. 738) допускается возможность совершения этого преступления как с прямым, так и с косвенным умыслом. Мы считаем такую позицию необоснованной, поскольку наличие специальной цели - воспрепятствование правомерной деятельности или месть за такую деятельность, исключает возможность совершения данного преступления с косвенным умыслом.
*(288) См.: Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4.
*(289) Некоторые авторы ограничивают понятие "представитель власти" лишь кругом должностных лиц государственных или муниципальных органов (см.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная/Под ред. Л.Д.Гаухмана, Л.М.Колодкина и С.В.Максимова. М., 1999. С. 725; Российское уголовное право. Особенная часть/Под ред. В.Н.Кудрявцева и А.В.Наумова. М., 1997. С. 422). По нашему мнению, указание в примечании 1 к ст. 285 УК на возможность выполнения функций должностного лица по специальному полномочию означает, что последними, в том числе и представителями власти, могут признаваться не только лица, состоящие на государственной службе или службе в органах местного самоуправления, но и иные лица, которые по специальному полномочию наделяются властными функциями.
*(290) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 10.
*(291) См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; N 32. Ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666; 2000. N 46. Ст. 4537.
*(292) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 1.
*(293) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 4.
*(294) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2000. N 10. Ст. 1067.
*(295) См., например: постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 831 "О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите" (Собрание законодательства Российской Федерации. 29 июля 1996 г. N 31. Ст. 3723); Временную инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, утвержденную приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. N 483 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в редакции приказа от 6 декабря 1996 г. N 642 (Российские вести. 1996. 14 марта).
*(296) См.: Уголовное право России. Том. 2. Особенная часть/Под ред. А.Н.Игнатова и Ю.А.Красикова. М., 1998. С. 722; Уголовное право. Особенная часть/Под ред. И.Я.Козаченко, З.А.Незнамовой, Г.П.Новоселова. М., 1998. С. 682.
*(297) См.: Уголовное право. Особенная часть/Под ред. Н.И.Ветрова и Ю.И.Ляпунова. М., 1999. С. 680; Уголовное право России. Часть Особенная/Под ред. Л.Л.Кругликова. М., 1999. С. 741; Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная/Под ред. Л.Д.Гаухмана, Л.М.Колодкина и С.В.Максимова. М., 1999. С. 728; Российское уголовное право. Особенная часть/Под ред. В.Н.Кудрявцева и А.В.Наумова. М., 1997. С. 427.
*(298) См.: Статья 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" с по-следующими изменениями и дополнениями//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2964; N 36. Ст. 4240; 1998. N 30. Ст. 3613; 2000. N 6. Ст. 769.
*(299) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002.
*(300) См.: Статьи 1, 2 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 16. Ст. 1861; 1996. N 50. Ст. 5610; 1998. N 31. Ст. 3831; 1999. N 23. Ст. 2808; 2000. N 46. Ст. 4537.
*(301) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 595.
*(302) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 19. Ст. 2021.
*(303) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029; 1998. N 30. Ст. 3606; 1999. N 26. Ст. 3175.
*(304) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5030.
*(305) См.: постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 12. Ст. 1435.
*(306) См. статьи 7, 11 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
*(307) См. статьи 7, 11 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
*(308) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3601.
*(309) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 111.
*(310) См. там же. С. 741.
*(311) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 52 (Часть I). Ст. 5021.
*(312) См.: Российская газета. 2000. 27 дек.
*(313) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 1. Ст. 1.
*(314) См.: Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" в ред. указов от 6 января 1999 г. N 19 и от 27 июня 2000 г. N 1192//Cобрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 269; 2000. N 27. Ст. 2821.
*(315) Согласно ст. 8 НК под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
*(316) См.: Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008 "Об акцизных марках" с изменениями от 20 апреля 2000 г. и 15 февраля 2001 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 37. Ст. 4502; 2000. N 17. Ст. 1884.
*(317) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 245.
*(318) См.: Правила маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 1428 в ред. постановления от 30 января 2001 г. N 66//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 52. Ст. 6415; 2001. N 26. Ст. 577; постановление Правительства РФ от 6 января 2000 г. N 17 "Об образцах акцизных марок для маркировки алкогольной продукции иностранного производства" в ред. постановления Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. N 12//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 251; 2001. N 9. Ст. 851.
*(319) См.: Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1023//Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 2. Ст. 173; Положение о хранении, учете и продаже специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденные Министерством по налогам и сборам РФ 27 августа 1999 г. в ред. от 12 октября 1999 г. и от 14 апреля 2000 г.//Финансовая Россия. 1999. 21 сент.
*(320) См.: Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" в ред. постановления от 29 января 2001 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. N 25. 1999. Ст.3126.
*(321) См.: Статья 6 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" с последующими изменениями и дополнениями//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 26. Ст. 966.
*(322) См.: постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" с последующими изменениями и дополнениями//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 21. Ст. 2487; N 38. Ст. 4395; 1998. N 43. Ст. 5358.
*(323) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 13.
*(324) Так, по делу Каюкова Военная коллегия Верховного Суда РФ не признала использованием поддельного документа представление подсудимым ложных справок о его членстве в ЖСК и стоимости квартиры, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" безвозмездная финансовая помощь оказывается военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, в зависимости от общей продолжительности военной службы, а не от их членства в ЖСК (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 6).
*(325) Подробнее об этом см.: Гричанин И.Г., Щиголев Ю.В. Квалификация преступлений, предусматривающих подлог документа в качесте признака состава//Журнал российского права. N 1. 1999 г.
*(326) Подробнее об этом см.: Гончаров Д.Ю. Официальные документы: проблемы квалификации по Уголовному кодексу РФ//Право и экономика. N 12. 2000.
*(327) Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" в редакции Федерального закона от 30 декабря 1999 г. N 223-ФЗ под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (см.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750).
*(328) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331; 1999. N 10. Ст. 1245; 2000. N 1. Ст. 12; N 26. Ст. Ст. 2729.
*(329) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 1. Ст. 192; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 7. Ст. 620.
*(330) См. также: постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1583 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан" с последующими изменениями и дополнениями//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 295; 2000. N 3. Ст. 275; N 17. Ст. 1873; N 30. Ст. 3151; Указ Президента РФ от 9 ноября 2000 г. N 1855 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 46. Ст. 4542.
*(331) См.: Истомин А.Ф. Ответственность за уклонение от призыва на действительную военную службу//Российское право. 1999. N 10.
*(332) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 23. Ст. 2857.
*(333) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. ст. 2750.
*(334) Преступность военнослужащих. Исторический, криминологический социальный анализ. М., 1992. с. 9. (По материалам ежегодных отчетов Главной военной прокуратуры и Федеральной пограничной службы.)
*(335) См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. ст. 10.
*(336) См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. т. 2. М., 1978. Ст. 109.
*(337) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613. 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 7. Ст. 620.
*(338) См.: Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 44. В учебнике термин "видовой объект" не употребляется.
*(339) См.: Толкаченко А.А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний в России (военно-пенитенциарные аспекты). М., 1997. с. 4.
*(340) Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. с. 55.
*(341) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3170.
*(342) Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. с. 38.
*(343) Контроль за поведением условно осужденных военнослужащих, исполнением ими обязанностей, возлагаемых на них условным осуждением, осуществляет командование воинских частей (ч. 1 ст. 157 УИК).
*(344) Толкаченко А.А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний (военно-пенитенциарные аспекты). М., 1997. С. 66.
*(345) См.: Преступления против военной службы (военно-уголовное законодательство Российской Федерации). Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 77-78.
*(346) Уголовное право. Особенная часть. М., 1998. С. 713.
*(347) В учебнике Уголовное право. Особенная часть. М., 1997. С. 696 речь идет почему-то "о квалифицированном составе преступления".
*(348) Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 96.
*(349) См.: Уголовное право. Особенная часть. М., 1997. С. 696; Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 95. В учебнике по уголовному праву (Особенная часть М., 1998. С. 714) такого деления рассматриваемых субъектов преступления нет.
*(350) См. например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1998. С. 744.
*(351) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1998. С. 744.
*(352) См.: Преступления против военной службы (военно-уголовное законодательство Российской Федерации). Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 85.
*(353) См. например: Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 98.
*(354) См. например: Уголовное право. Особенная часть. М., 1997. С. 697.
*(355) См.: Уголовное право. Особенная часть. М., 1997. С. 80.
*(356) Преступность военнослужащих. М., 1999. С. 71.
*(357) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Олимп, 1997. С. 699.
*(358) Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 103.
*(359) Преступность военнослужащих. М., 1999. С. 76-77.
*(360) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1998. С. 589; Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 716.
*(361) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Олимп, 1997. С. 701.
*(362) Преступность военнослужащих. М., 1999. С. 68.
*(363) Преступность военнослужащих. М., 1999. С. 83.
*(364) Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 716.
*(365) Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 110.
*(366) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.
*(367) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.
*(368) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.
*(369) Преступления против военной службы: Научно-практический комментарий. М., 1999. С. 103.
*(370) Преступления против военной службы: Научно-практический комментарий. М., 1999. С. 108.
*(371) Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 129-130.
*(372) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Олимп, 1997. С. 704.
*(373) Известия. 1999. 2 апр.
*(374) См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1958. N 1. С. 26.
*(375) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Олимп, 1997. С. 705.
*(376) В настоящее время действует Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
*(377) Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 132.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>