<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Техника ведения коммерческих переговоров подразумевает выбор
подхода к их ведению и типа принимаемого на них решения.
Для коммерческих переговоров существуют два принципиально
отличающихся друг от друга подхода, которые можно рассматривать как
методы их ведения. Это метод позиционного торга и метод так называе-
мых принципиальных переговоров (или переговоров по существу).
Рассмотрим вначале метод позиционного торга.
Суть метода ПОЗИЦИОННОГО ТОРГА заключается в том, что
занимаются позиции, которые затем уступаются в некоторой последо-
вательности. Начинается торг с изложения исходных позиций, пред-
полагающих весьма значительное завышение первоначальных требо-
ваний. Выдвигается крайняя позиция (например, максимальная цена то-
вара), которую упорно отстаивают, идя лишь на небольшие уступки. Чем
более жесткую позицию вы занимаете и чем незначительнее ваши уступ-
ки, тем больше времени и усилий потребуется, чтобы обнаружить, воз-
можно соглашение или нет.
Цель позиционного торга — реализовать свою исходную, как пра-
вило, завышенную позицию наиболее полно при минимальных уступках.
При этом торг ориентирован на некую игру, предполагающую ма-
нипулирование поведением партнера, давление на него и т. п.
Позиционный торг в зависимости от его реализации подразделя-
ется на два варианта. В основе первого лежит предположение, что вы-
игрыш одного из участников равен проигрышу другого, а сами перего-
воры рассчитаны на взаимодействие, основанное на альтернативе: либо
абсолютный выигрыш, либо полный проигрыш, иными словами — «все
или ничего».
Такой крайне упрощенный вариант торга в коммерческих перего-
ворах встречается очень редко. Чаще всего переговоры носят более ци-
вилизованный (хотя и не в должной мере) характер. Этот вариант при-
меним тогда, когда конфронтация сторон выражена менее ярко и они об-
ладают примерно равной силой. Участники путем торга скорее всего
выйдут на некое «серединное решение».
Опыт зарубежных сделок показывает, что продавцы в своих ком-
мерческих предложениях перед началом торга обычно завышают цену на
10-20 процентов по отношению к расчетной, постепенно понижая
(«уторговывая») ее до уровня, приемлемого для покупателя. Покупатель
же, начиная разговор, заявляет продавцам заниженные против их
предложений цены, а впоследствии начинает повышать их до уровня,
приемлемого для продавца. Очень часто, когда все аргументы уже исчер-
паны, а позиции сторон не сблизились, партнеры делят пополам «неу-
торгован-ную» разницу между ценой продавца и ценой покупателя. Од-
нако и у той, и у другой стороны может возникнуть чувство неудовлетво-
ренности.
Позиционный торг как жесткий метод ведения коммерческих пере-
говоров в целом малопродуктивен, поскольку он характеризуется не-
предсказуемостью результата, большими затратами времени, возможно-
стью ухудшения взаимоотношений с партнерами и, соответственно, ве-
роятностью отказа от сотрудничества в будущем.
Более эффективным методом ведения коммерческих переговоров
является метод так называемых ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
(или переговоров по существу), разработанный в Гарвардском универси-
тете США и подробно описанный в книге Роджера Фишера и Уильяма
Юри «Путь к соглашению, или Переговоры без поражения»21.
Этот метод состоит в том, что партнеры не торгуются по поводу
того, на что может пойти или не пойти каждая из сторон, а исходят из
сути дела и стремятся найти взаимную выгоду там, где это возможно, а
там, где их интересы не совпадают, добиваются такого результата, кото-
рый был бы обоснован справедливыми нормами, независимо от воли
каждой из сторон.




Фишер Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения:
21


Пер с англ — М Наука. 1992.
Главное в переговорах — принятие удовлетворяющего все сторо-
ны решения проблемы, основанного на партнерских взаимоотношениях
равноправных субъектов. Отсюда и иное поведение на переговорах —
значительно большая степень открытости. Нет здесь и начального за-
вышения требований. Для того чтобы переговоры были более объек-
тивными и справедливыми, приглашаются посредники, наблюдатели, не-
зависимые эксперты. Если при позиционном торге участники пере-
говоров, образно говоря, играют с закрытыми картами, то на принци-
пиальных переговорах их карты открыты.
Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к
рассмотрению существа дела, но предусматривает взаимопонимание
между участниками. Пользуясь этим методом, можно достичь того, что и
вам и вашему партнеру полагается по праву.
Метод принципиальных переговоров может быть сведен к реализа-
ции четырех условий:
Первое условие: сделайте РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ УЧАСТНИ-
КАМИ ПЕРЕГОВОРОВ И ПРЕДМЕТОМ ПЕРЕГОВОРОВ, т. е. не
рассматривайте их и предмет обсуждения как один и тот же фактор. Ина-
че возможны необоснованные обвинения и обиды. Это видно хотя бы и
из такого бытового примера. Если я скажу своей жене: «В нашей кухне
беспорядок» — всего лишь с единственной целью обозначить увиден-
ный факт, то она, скорее всего, воспримет это замечание как личное об-
винение.
Необходимо поставить себя на место своих партнеров и постарать-
ся взглянуть на проблему их глазами.
Не делайте вывода о намерениях партнеров исходя из собственных
соображений. Не принимайте свои опасения за намерения другой сторо-
ны.
Никогда не обвиняйте ваших партнеров, даже тогда, когда они это-
го заслуживают. Это очень непродуктивно, поскольку всякое обвинение
вынуждает другую сторону занимать оборонительную позицию.
Внимательно слушайте и показывайте, что вы слышали то, что
было сказано. Переспрашивайте («Правильно ли я понял, что вы гово-
рите о...»), проговаривайте свое понимание того, что имела в виду другая
сторона («Ваши доводы я понял так...»).
Говорите о себе, а не о ваших партнерах. Например, лучше сказать:
«Я чувствую себя обманутым» вместо: «Вы нарушили свое слово», т. е.
вы должны прийти к пониманию того, что вам необходимо, работая с
партнерами, решать проблемы, а не разбираться друг с другом.
Второе условие: сосредоточьтесь на ИНТЕРЕСАХ, А НЕ НА ПО-
ЗИЦИЯХ. Не стоит концентрировать внимание на позициях участников,
так как цель переговоров — удовлетворение подспудных интересов сто-
рон. Поэтому, чтобы достичь разумного решения, необходимо прими-
рить интересы, а не позиции. Трудность заключается в том, чтобы за по-
зициями партнеров разглядеть их интересы.
Если вы хотите, чтобы другая сторона приняла во внимание ваши
интересы, надо объяснить, в чем они заключаются и почему они для вас
важны. При этом будьте точны и конкретны, поскольку это повышает до-
верие к вам.
Признайте интересы другой стороны частью решаемой проблемы.
Покажите, что вы поняли интересы партнеров, подчеркните свое стрем-
ление понять их нужды.
Третье условие: разработайте ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ВАРИАН-
ТЫ, которые учитывали бы ваши и примиряли бы несовпадающие ин-
тересы.
В большинстве случаев участники переговоров допускают три се-
рьезных просчета, которые препятствуют поиску взаимовыгодных ва-
риантов:
Просчет № 1; КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ к высказанным ва-
риантам. Нет ничего более вредного для их разработки, чем такое отно-
шение, поскольку преждевременное суждение по поводу любой новой
мысли препятствует воображению — основному генератору новых идей.
Просчет №2: ПОИСК ЕДИНСТВЕННОГО ОТВЕТА. Стремясь с са-
мого начала найти единственно верный ответ, вы делаете нечто вроде ко-
роткого замыкания в процессе выработки решений, позволяющих найти
несколько ответов, из которых можно выбрать наилучший.
Просчет №3: мнение, что «РЕШЕНИЕ ИХ ПРОБЛЕМЫ - ИХ ПРО-
БЛЕМА». Если вы хотите достичь соглашения, которое отвечало бы ва-
шим собственным интересам, нужно предложить такое решение, которое
отвечало бы интересам и ваших партнеров.
Для создания творческих подходов к поиску вариантов полезно
воспользоваться следующими рекомендациями:
— отделяйте этап поиска вариантов от этапа оценки;
— расширяйте круг вариантов вместо того, чтобы искать
единственный ответ;
— ищите взаимную выгоду;
— предлагайте такие варианты, чтобы другой стороне было легче
принять решение.
Четвертое условие: настаивайте на том, чтобы РЕЗУЛЬТАТ ПЕРЕ-
ГОВОРОВ ОСНОВЫВАЛСЯ НА ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ или на ис-
пользовании объективных критериев. Следует всегда подчеркивать, что
упрямство и неприступность не являются достаточными аргументами и
что соглашение должно отражать определенные нормы, а не зависеть от
воли каждой из сторон. Это не означает, что условия должны основы-
ваться на нормах, которые выбираете вы, а подразумевает наличие ка-
ких-либо справедливых критериев, которые и должны определить ре-
зультат. Обсуждая такие критерии, а не желание или, наоборот, неже-
лание чего-либо, ни одна сторона не будет вынуждена уступать другой:
обе могут надеяться на справедливое решение.
Объективными критериями в коммерческом переговорном процес-
се могут, например, выступать устоявшиеся рыночные цены, имеющие
прецеденты, экспертные оценки, таможенные правила и т. п.
Перечисленные выше четыре условия должны учитываться начи-
ная с подготовки переговоров и до их окончания, т. е. на стадиях ана-
лиза, планирования и самой дискуссии.
На стадии анализа необходимо изучить проблемы, которые стоят
перед участниками переговоров, установить их значимость; определить
свои интересы и интересы другой стороны; обратить внимание на ва-
рианты обсуждения и разобраться в критериях, предложенных в качестве
основы для достижения договоренности.
На стадии планирования прежде всего нужно обдумать, как ре-
шить проблему взаимоотношений с партнерами, какие из интересов наи-
более важны, в чем заключаются объективные препятствия. Желательно
также предусмотреть дополнительные варианты и критерии для того,
чтобы выбрать из них приемлемые.
На стадии дискуссии, когда вы общаетесь с партнерами, необхо-
димо выяснить, есть ли у вас ощущение недовольства, и попробовать
разобраться в этом. Каждая сторона должна понять, каковы интересы
другой стороны. Они могут совместно выдвинуть варианты, являющиеся
взаимовыгодными, и с помощью объективных критериев стремиться к
соглашению и согласованию противоположных интересов.
Таким образом, мы рассмотрели два принципиально противопо-
ложных подхода к коммерческим переговорам, которые, по сути дела, яв-
ляются методами их ведения. Это метод позиционного торга, т. е. кон-
фронтационный подход, и метод принципиальных переговоров, т. е.
партнерский подход к их ведению.
Конфронтационный подход — это противостояние двух сторон,
своеобразное «перетягивание каната», которое проходит под девизом
«все или ничего». Здесь ваш выигрыш равнозначен потере партнера, и
наоборот. Как правило, такой подход приводит в лучшем случае к асим-
метричному решению, в худшем обостряет отношения или вообще раз-
рывает их.
Отличным от него является партнерский подход, реализуемый пу-
тем совместного анализа проблемы и поиска решения, которое отвечало
бы обоюдным интересам. Данный подход предполагает большую сте-
пень открытости и доверия, поэтому он наиболее результативен.
Любой из рассмотренных подходов к ведению коммерческих пе-
реговоров, которые мы условно называли методами, предполагает выбор
типа принимаемого решения. Таких типов три. Рассмотрим их пос-
ледовательно.
Первый тип решения — компромисс, когда СТОРОНЫ ИДУТ НА
ВЗАИМНЫЕ УСТУПКИ. Здесь действует принцип «соединенного ре-
шения», за которым стоит примерно равное удовлетворение интересов.
Второй тип решения — нахождение в ходе обсуждения ПРИНЦИ-
ПИАЛЬНО НОВОГО РЕШЕНИЯ, которое появляется, если включить
конкретную проблему в более широкий аспект, в другую систему цен-
ностей. Ценности — это своеобразные очки, через которые стороны
смотрят на свои и чужие интересы и потребности. Достаточно поменять
их диоптрию — и все будет восприниматься по-иному, возможно, более
конструктивно.
Третий тип решения — асимметричный, когда УСТУПКИ ОД-
НОЙ ИЗ СТОРОН ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВЫШАЮТ
УСТУПКИ ДРУГОЙ. Такого решения следует избегать даже в том
случае, когда партнер слаб и зависим от вас изначально. Оно вряд ли бу-
дет им выполнено, так как является вынужденным.




Тактика ведения переговоров

Тактика ведения переговоров непосредственно реализуется с по-
мощью тактических приемов, позволяющих добиваться поставленной
цели. Попробуем в их классификации исходить из того, что на каждом
этапе целесообразно использовать определенные приемы. Но сначала
рассмотрим УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, которые
приемлемы на любой стадии переговоров.
«УХОД» или «уклонение от борьбы» применяется в том случае,
когда затрагиваются вопросы, нежелательные для обсуждения. Пример
«ухода» — просьба отложить рассмотрение проблемы, перенести на дру-
гое время или игнорировать ее. Порой в ситуации, когда переговоры
зашли в тупик, целесообразно воспользоваться «уходом», перейти к
рассмотрению других вопросов или объявить перерыв.
Приём «ухода» может сыграть положительную роль, когда, напри-
мер, необходимо согласовать вопрос с другими организациями или тща-
тельно продумать, хорошо взвесить положительные и отрицательные мо-
менты, связанные с принятием предложения партнера.
Близки по смыслу к приему «ухода» другие тактические приемы
— «затягивание», «выжидание», «салями». Эти приемы используются,
когда хотят затянуть переговоры, чтобы прояснить ситуацию, получить
больше информации от партнера и т. д.
«ВЫЖИДАНИЕ» связано с «вытягиванием» из партнера наиболь-
шего количества сведений, чтобы, оценив все условия и имеющиеся дан-
ные, принять собственное решение.
«САЛЯМИ» — разновидность «выжидания». Это медленное, по-
степенное приоткрывание собственной позиции по аналогии с нареза-
нием тонкими слоями колбасы «салями». Цель — получить максимально
возможную информацию от партнера, сформулировать предложения в
самом выгодном для себя виде вплоть до затягивания переговоров при
неготовности решить проблему.
«ВЫРАЖЕНИЕ СОГЛАСИЯ» (или «выражение несогласия») -это
способ подчеркивания общности или, наоборот, полного расхождения во
мнениях.
Более сложным тактическим приемом является «ПАКЕТИРОВА-
НИЕ». Он заключается в том, что к обсуждению предлагается не один
вопрос или предложение, а несколько. При этом решаются две задачи. В
первом случае в один «пакет» увязываются привлекательные и ма-
лоприемлемые для партнера предложения. Предполагается, что партнер,
будучи заинтересованным в одном или нескольких предложениях, при-
мет и остальные. В другом случае добиваются принятия основных
предложений путем уступок в малозначащих предложениях.
Близким по смыслу к этому приему является «ЗАВЫШЕНИЕ ТРЕ-
БОВАНИЙ». Оно состоит в том, чтобы включить в состав обсуждаемых
проблем пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав вид,
что это является уступкой, и потребовать аналогичных шагов со стороны
партнера. Причем эти пункты должны содержать предложения, заведомо
неприемлемые для партнера.
К ним же примыкает тактический приём «РАССТАНОВКА ЛОЖ-
НЫХ АКЦЕНТОВ В СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ». Он заключается в
том, чтобы продемонстрировать партнеру крайнюю заинтересованность
в решении какого-то вопроса, который в действительности является вто-
ростепенным. Иногда это делается для того, чтобы, сняв этот вопрос с
повестки дня, получить необходимые решения по другому, более важно-
му вопросу.
«ВЫДВИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ» —
суть его состоит в том, что в конце переговоров, когда остается только
подписать контракт, один из партнеров выдвигает новые требования.
Если другая сторона очень заинтересована в контракте, она примет эти
требования. Но иногда бывает так, что подписание контракта по этой
причине откладывается или вообще срывается.
Пытаясь изменить в свою пользу ход переговоров, никогда не сле-
дует прибегать к уловке, которую иной раз позволяют себе наши пред-
ставители на переговорах: они говорят, что кто-то предлагает им более
выгодные условия сделки. В солидных деловых кругах это считается
шантажом и бестактностью. Там принято считать, что каждый волен вы-
бирать себе самого выгодного компаньона, но должен делать это достой-
но, не оскорбляя других.
«ПОСТЕПЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ ОБСУЖДАЕ-
МЫХ ВОПРОСОВ» предполагает начинать переговоры с наиболее лег-
ких вопросов, решение которых оказывает положительное психологиче-
ское влияние и демонстрирует возможность достижения договоренно-
стей. Здесь уместна формула Д. Карнеги: «Сделайте так, чтобы партнер
девять раз сказал вам «да», и только тогда в десятый раз он уже не смо-
жет сказать «нет».
На этапе уточнения позиций в ходе переговоров будут приемлемы
следующие МЕТОДЫ.
«ПРЯМОЕ ОТКРЫТИЕ ПОЗИЦИИ» - добровольное (или как ре-
акция на вопрос партнера) полное раскрытие своих интересов и по-
требностей и обоснование важности удовлетворения их как жизненной
необходимости.
«ПРИНЯТИЕ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПАРТНЕРА» при-
меняется, когда это вполне приемлемо, когда есть опасность ужесточе-
ния партнером в дальнейшем своей позиции, когда имеются все осно-
вания полагать, что он не пойдет ни на какие уступки.
На этапе обсуждения позиций можно использовать следующие
тактические ПРИЕМЫ.
«ВОЗРАЖЕНИЕ ПАРТНЕРУ» - указание ему на слабые стороны
путем привлечения фактического материала и на внутреннюю про-
тиворечивость высказываний и логические пропуски («Как быть с А, Б и
В, о которых вы не упоминали?»).
«УПРЕЖДАЮЩАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ» - когда вы задаете во-
прос, ответ на который обнажит несостоятельность ожидаемых контрар-
гументов.
«КОНСТАТАЦИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ» и «ВЫНЕ-
СЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ ЗА СКОБКИ» в разъяснении, думаю,
не нуждаются.
На этапе согласования позиций уместно применение следующих
ПРИЕМОВ: ^J&II
«ПОИСК ОБЩЕЙ ЗОНЫ РЕШЕНИЯ» — выслушав мнение
партнера и сопоставив его со своим, попытайтесь найти общие моменты.
«СЮРПРИЗ» — принять предложение, которое по расчетам парт-
нера не должно быть принято вами. Цель — вызвать смятение и расте-
рянность, а значит, взять инициативу в свои руки.
«УЛЬТИМАТУМ, ИЛИ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО» используется сра-
зу: или принимайте наше предложение, или мы уходим с переговоров.
Риск высок, но иногда оправдан.
«ДВОЙНОЕ ТОЛКОВАНИЕ» - в выработанном в ходе дискуссии
документе одна из сторон «закладывает» в формулировки двойной
смысл, который не замечается партнером, с тем чтобы затем трактовать
соглашение в своих интересах, якобы не нарушая его.
Нередко бывает, что в процессе ведения коммерческих перегово-
ров партнер оказывается манипулятором, т. е. человеком, который пыта-
ется использовать оппонента и его личные особенности и слабости для
достижения своих корыстных целей. Для этого он использует следую-
щие ПРИЕМЫ.
НАМЕРЕННЫЙ ОБМАН. Партнер утверждает нечто заведомо
ложное. Однако в случае, если вы выражаете сомнение, он изображает
обиду и даже оскорбление. Что же делать в этом случае?
Прежде всего следует отделить данного человека от решаемой
вместе с ним проблемы. Если у вас нет причин доверять ему, не делайте
этого. Но это вовсе не означает, что вы должны назвать его лжецом.
Переговоры должны продолжаться, но уже без доверия.
Поэтому, когда вы почувствуете, что ваш партнер приводит фаль-
шивые факты, не старайтесь сразу уличить его во лжи. Заявите такому
партнеру, что вы ведете переговоры независимо от того, доверяете или
не доверяете ему, и собираетесь проверить все его фактические заявле-
ния, поскольку это ваша принципиальная позиция на переговорах. Та-
кого рода заявления всегда нужно делать в очень корректной форме с со-
ответствующими в таком случае извинениями.
СОМНИТЕЛЬНОСТЬ НАМЕРЕНИЙ. Если намерение другой сто-
роны выполнить соглашение сомнительно, то, выразив для приличия
уверенность в ее честности и малой вероятности нарушения условий со-
глашения, внесите в договор пункты, обеспечивающие выполнение обя-
зательств, а еще лучше — конкретные жесткие санкции в случае не-
соблюдения условий договора.
НЕЯСНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. В тот момент, когда вы считаете, что
выработана твердая договоренность, другая сторона объявляет вам, что у
нее нет полномочий и прав принимать окончательное решение и идти на
уступки и ей необходимо теперь получить одобрение другого лица.
В этом случае рекомендуется следующая тактика поведения.
Прежде чем приступить к договору, спросите: «А какими именно полно-
мочиями вы располагаете в данном случае?» Получив уклончивый ответ,
оставьте за собой право пересмотреть любой пункт переговоров
или требуйте беседы с лицом, обладающим реальными правами. Если
рассматриваемая ситуация возникла в конце переговоров, можно сказать
партнеру: «Если ваше руководство одобрит этот проект, будем считать,
что мы договорились. В противном случае каждый из нас волен вносить
в проект любые изменения».
ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ВЫБОР ПЛОХОГО МЕСТА ДЛЯ ВЕДЕНИЯ
ПЕРЕГОВОРОВ. Если вы подозреваете, что окружающая обстановка ра-
ботает против вас, что неудобное помещение выбрано намеренно, чтобы
вы стремились побыстрее закончить переговоры и были готовы уступить
по первому требованию, что делать в этом случае?
Прежде всего нужно постараться понять причины ваших непри-
ятных ощущений, обсудить ваши предложения с другой стороной. Ска-
жите, что вам неудобно. Предложите устроить перерыв, перейти в более
удобное помещение или условьтесь о перенесении встречи на другое
время.
Заканчивая рассмотрение манипулятивных приемов ведения ком-
мерческих переговоров, укажем общее тактическое правило противо-
действия им. Суть его состоит в том, чтобы своевременно распознать
тактику партнера, прямо заявить о ее наличии в его поведении и подвер-
гнуть сомнению законность такой тактики, т. е. открыто обсудить ее.

Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях

Наиболее неблагоприятными переговорными ситуациями являют-
ся два особо сложных в тактическом отношении случая: когда партнер
не настроен на конструктивный диалог и когда он занимает более выгод-
ную позицию.
Начнем со случая, когда партнер ведет себя деструктивно, объяв-
ляет о своей твердой позиции, критикует ваше предложение и вообще
стремится делать только то, что обеспечивает максимум собственной вы-
годы. Естественно, что в такой ситуации вы можете испытать соблазн
встать на свою защиту и склониться к тому, чтобы контратаковать.
Однако, если вы так поступите, дело кончится тем, что вы примете
правила позиционного торга. Упорная защита своего предложения свя-
жет вас и неизбежно приведет к столкновению. Скоро вы обнаружите,
что находитесь в порочном кругу атаки и обороны.
Чтобы разорвать этот круг, следует постараться придать перего-
ворам конструктивный характер, то есть отойти от их ведения методом
позиционного торга и начать диалог с партнером на основе прин-
ципиальных переговоров. Для этого важно самому настроиться на кон-
структивный характер ведения переговоров. Здесь есть несколько мо-
ментов, которые следует иметь в виду.
Прежде всего нужно установить взаимоотношения с партнером,
для этого не следует стремиться его «обыгрывать» и применять первым
различного рода приемы, направленные на конфронтацию.
Начинайте переговоры с рассмотрения тех моментов, которые у
вас и у вашего партнера не вызывают возражений.
Во время обсуждений и аргументации своей позиции не надо пы-
таться убедить партнера в ошибочности его точки зрения. Такое поведе-

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>