<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обаяние, расположить к себе собеседника элегантными манерами и т.д.
Не следует допускать эксцентричности в одежде. Ничто в ней не
должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягиваю-
щих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны
быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопы-
ривающих карманы. Женщинам рекомендуется по крайней мере остав-
лять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее
назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает
слушать то, что вы говорите.
Сопровождающие речь жесты являются одним из средств переда-
чи информации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать
слушателей. Целесообразность использования жестикуляции заклю-
чается в том, что в значительной части человеческая деятельность осу-
ществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движение стали
наиболее характерными для выражения наших переживаний.
Восприимчивость к жестикуляции глубоко заложена в сознании
слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их
эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию
речи, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элемен-
ты. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч
создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной чело-
веческой потребности в движении, которая не находит достаточного
удовлетворения в интеллектуальной деятельности.
Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые
выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недове-
рия. Говорящий не должен специально придумывать жесты, но контро-
лировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующи-
ми правилами.
1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту только
по мере ощущения потребности в нем.
2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируй-
те на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчерки-
вании жестом.
3. Управляйте жестами. Жест не должен отставать от подкрепляе-
мого им слова.
4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без раз-
бора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать сло-
вам выразительность.
5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и
интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.
Эффект ПЕРВЫХ ФРАЗ закрепляет или корректирует первона-
чальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредо-
точена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу
приковывающая к себе внимание.
Эффект АРГУМЕНТАЦИИ. Речь должна быть обоснованной,
убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмысление
информации.
Эффект ПОРЦИОННОГО ВЫБРОСА ИНФОРМАЦИИ является
одним из действенных риторических приемов поддержания внимания
аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении
по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической
интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активи-
зирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные времен-
ные интервалы порции «свежей» информации.
Эффект ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ — это гра-
мотное построение предложений, правильные словоударения, ис-
пользование метафор, гипербол и т.п. Как утверждал Вольтер, прекрас-
ная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
Эффект РЕЛАКСАЦИИ (РАССЛАБЛЕНИЯ). Тому, кто умеет во-
время пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно
больше, чем не умеющему это делать. Юмор создает естественную паузу
для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад.
Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время сказал
Д. И. Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда
все обстоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается
умственное распутство»6.

Писарев Д. И. Соч. - М.. 1956.- Т. 3.- С. 133.
6
Главным понятием риторики является оратор (от латинского «ога-
ге» — говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют
аудиторию (по латыни «audire» — слышать). Оратор и аудитория в про-
цессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.
Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут
два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испыты-
ваемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального
элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия
здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том,
что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической
и образной, им соответствуют две разновидности познания — наука и
искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ора-
торская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-ин-
теллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова:
она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека.
Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело ис-
пользовать обе формы человеческого мышления7.
Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь со-
четает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чув-
ства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вместе с
тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять
и усвоить ее содержание.
Эмоциональным выступление бывает обычно тогда, когда оратор
испытывает чувства, которые созвучны его аудитории. Существуют осо-
бые языковые средства, относимые к понятию «образность речи», при
помощи которых оратор оказывает эмоциональное воздействие на слу-
шателей. Такие средства подробно освещены в многочисленных книгах
и статьях, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.
Важнейшими ЛЕКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ выразитель-
ности речи (тропами) являются: гипербола (образное преувеличение),
олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное
определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с
целью более яркой характеристики одного из них через свойства друго-
го), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета,
сближение двух явлений по сходству или контрасту), метонимия (замена
одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий),
синекдоха (употребление названия большего в значении меньшего, цело-
го в значении части и наоборот).




Подробнее см.: Апресян Г. 3. Ораторское искусство.— М., 1978.
7
К лексическим средствам выразительности относятся также и
фразеологизмы — устойчивые сочетания слов с полным или частично
переосмысленным значением, которые отражают национальную специ-
фику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый ис-
торический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с
трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уме-
стное использование фразеологизмов придает речи неповторимое свое-
образие, особую выразительность, меткость и образность. Очень хо-
рошим пособием в этом может служить «Фразеологический словарь рус-
ского языка» (М.: Сов. энциклопедия, 1967). К фразеологизмам примы-
кают пословицы, поговорки, присловия, крылатые слова и афоризмы.
Здесь большую помощь может оказать широко известный труд В. И.
Даля «Пословицы русского народа» (М.: ИНН, 1994), а также другие
сборники подобного рода.
Другая группа средств выразительности речи — это СИНТАКСИ-
ЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (фигуры речи). К ним принято относить: рито-
рический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму воп-
роса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для акти-
визации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор — мно-
гократное повторение одного и того же слова или словосочетания с це-
лью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места выс-
казывания. Разновидность повтора — анафора, т.е. повтор начальных
слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в
котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются
противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного
порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое после-
дующее превосходит предыдущее по интенсивности), риторическое
восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель ко-
торых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение
оратора).
Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, ко-
торый может быть весьма полезен в разговоре деловых людей. В зак-
лючение дадим наиболее ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО ОРАТОРСКОМУ ИС-
КУССТВУ, которые являются кратким обобщением всего ранее из-
ложенного.
1. Выступайте только тогда, когда вам есть что сказать и когда вы
уверены в важности или полезности вашей речи.
2. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Не-
много подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть секунд 15-20. За-
тем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здравствуйте».
3. Если вы решили прочесть свою речь, делайте это так, словно вы
говорите с собеседником. Если вы говорите «без бумажки», все равно
время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, пусть даже вы
их помните. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей
информации.
4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опирать-
ся на строго проверенные и отобранные факты.
5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что
долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому
скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание
слушающих и вызывает их расположение.
6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна пере-
дать огромную массу оттенков мысли.
7. Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь ис-
ключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также
книжного стиля.
8. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает инте-
рес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намек-
ните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом.
Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, на
ожидание «сюрприза».
9. Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внимание
на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить из-
ложенное.
10. Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест поня-
тен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительными.
Мимика должна быть умеренной и доброжелательной.
И. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена
темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечь-
ся. Меняйте также и тон голоса — он должен то повышаться, то пони-
жаться. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяют
слово или фразу на общем фоне.
12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не по-
вышайте голоса без особой необходимости.
13. Стремитесь избегать менторского тона, поучительно-назида-
тельных ноток в голосе.
14. Имейте в запасе юмористические истории, шутки, байки и
анекдоты, которые в трудных случаях могут вас выручить.
15. Всегда старайтесь начать выступление с чего-то необычного, а
конец его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запо-
минается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления.
Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину,
то следует в конце выступления резюмировать их.

Техника речи
Для делового разговора большое значение имеет техника речи, со-
ставными частями которой являются постановка речевого дыхания, дик-
ция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть тех-
ники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при со-
блюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие
качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории.
Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это
вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления
существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать
только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что
также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так,
чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и
всем им хорошо слышно.
Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро
утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать
этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то по-
нижайте голос, делайте его то громким, то тихим.
Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в
низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного
диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.
Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поста-
вить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в про-
цесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыха-
ние, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотношение
длительности вдоха и выдоха должно быть 1:15 — 1:20.
Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на зна-
ках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно про-
изнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную фразу,
то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность
голоса. Хорошая звучность заключается не в том, чтобы на данные звуки
затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспе-
чен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкива-
ющий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас
воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логиче-
ских) пауз и незаметно.
Кроме чисто физиологических, есть и психические предпосылки
полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем,
увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем
большим количеством интересных фактов он располагает, тем увереннее
себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу
звучность и выразительность.
Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, который
характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность
звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.
Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенностей са-
мого оратора и характера содержания его речи. Большинство ораторов
произносят от 120 до 150 слов в одну минуту.
Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее
распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь яв-
ляется следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие
ораторы никогда не говорят скороговоркой. Они дают слушателям время,
чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи.
Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей. Такие ора-
торы долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово, а когда наконец
добираются до конца высказывания, слушатель уже теряет способность
следить за нитью их мысли.
Темп речи определяется также и длительностью звучания отдель-
ных слогов и самих слов. Слоги как и слова, подобно гармони, можно
растягивать и сжимать, что зависит от их значения и выражаемых ими
чувств. Нервные, порывистые ораторы для наиболее выразительного
звучания больше налегают на громкость, чем на протяжность звучания.
В результате возникает неприятная для слуха резкость.
Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и
посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации
кроется истинный смысл сказанного.
Психологи насчитали больше 20 интонаций, выражающих различ-
ные чувства: радости, удивления, страха, сомнения, негодования, вос-
хищения, злобы и т.п. Оратор должен стремиться выразить голосом то
чувство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо
говорить печальным голосом, о веселом — радостным.
Настроение оратора не всегда соответствует содержанию речи.
Это, естественно, находит проявление и в его голосе. Экспериментально
доказано, что слушатели не усваивают до 30% интересующей их инфор-
мации, если интонация говорящего не соответствует содержанию его
речи. Поэтому выступающий должен научиться сдерживать себя, ов-
ладеть своими чувствами, думать в момент выступления только о нем и
своих слушателях, а не о чем-либо другом. Если оратор погружается в
содержание речи и забывает обо всем, кроме того, что он говорит, голос
его будет звучать хорошо и верно, отражая те чувства, которые он хотел
бы передать своим слушателям.
В технике речи большое значение придается работе над дикцией.
Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, не-
правильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет интерес к
выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании
выступающего.
В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как
смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой беседы, т. е. собе-
седники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не по-
нял чего-либо из речи другого, он тотчас же его переспросит. Во время
выступления перед большой аудиторией понимания с полуслова быть не
может.
Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое от-
клонение от норм произношения и ударения переключает внимание
аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от воспри-
ятия смысла.
Особенно распространенным недостатком среди деловых людей
являются ошибки в произношении и ударении, которые отвлекают их со-
беседников от существа сказанного и создают негативный психологичес-
кий фон. Поэтому надо постоянно следить за правильным произноше-
нием и ударением. В качестве примера при- _ ведем слова, в которых в
процессе делового разговора чаще всего делаются неправильные ударе-
ния: валовОй (не вАловый), оптОвый, экспЕрт, созвонИмся, принЯть,
алкогОль, вИдение (способность видеть), видЕние (призрак), депар-
тАмент, каталОг, диалОг (не диАлог), дистиллирОванный, добЫча, дого-
вОр (мн. договОры), докумЕнт, занятОй (человек), зАнятый (дом), заслу-
женный, избалОванный, квартАл (четверть года), киломЕтр, колОсс, ма-
газИн.
Если вы не уверены в правильном произношении или употребле-
нии какого-либо слова, обратитесь к словарю ударений, толковому и ор-
фографическому словарям.
Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где вы-
ступает оратор. Чем больше пространства, тем речь должна быть мед-
леннее, чтобы все было слышно. Звук не распространяется так быстро,
как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали
друг друга, нужно дать время для их распространения. Однако тот, кто
обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уде-
лять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже
если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.
Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Пауза об-
легчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует
перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проник-
нуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным мо-
ментом речи и после — один из способов выделить его. Пауза при-
меняется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточ-
ными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет
наиболее существенные слова.
Главная задача паузы — психологическая. Она нужна для того,
чтобы собрать внимание аудитории и дать ей рассмотреть говорящего,
обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его
речи. Ему же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее
волнение. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием,
внезапным началом речи ошеломить их. В обоих случаях — это психо-
логический прием, цель которого привлечь внимание, вызвать интерес.
Учеными экспериментально установлено, что интонации и паузы
способствуют 10—15-процентному приращению информации, вызывая
у собеседников ассоциации и предложения.
Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую на-
грузку. Чаще всего такие паузы возникают из-за того, что он затрудня-
ется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его
мысль. Эти паузы — свидетельства прерывистости устной речи, совер-
шенно естественного ее свойства.
Если случаев прерывистости в речи говорящего немного и они от-
ражают поиски необходимого средства выражения мысли, их наличие не
только не мешает аудитории, но порой даже активизирует ее. Однако,
когда прерывистость речи очень сильна, это свидетельствует либо о не-
знании оратором предмета речи, либо о его чрезмерном волнении, либо о
плохом владении словом.

Речевой этикет

Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие веде-
ния любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет
вежливость, которая в обязательном порядке предполагает прежде всего
ПРИВЕТСТВИЕ. С древних времен люди оказывают друг другу по-
чтение посредством приветствий.
Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоро-
вается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, ниже-
стоящий по должности с вышестоящим, цивилизованному бизнесмену
не следует дожидаться, пока с ним поздоровается младший по возрасту
или занимаемому положению партнер. Надо поприветствовать своего со-
беседника первым.
Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения к нему,
если женщина первой поприветствовала его. Приветствуя женщину на
улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствует кого-
либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шля-
пе или слегка ее приподнимает. На иные головные уборы — зимнюю
шапку, лыжную шапочку, кепку или берет — это правило не рас-
пространяется. Во всех случаях для женщин это необязательно. Если
женщина все-таки снимает перчатку — это знак особого уважения. По
отношению к женщинам и мужчинам пожилого возраста это должно
быть нормой. В любом случае в момент приветствия во рту не должно
быть сигареты, нельзя также держать руку в кармане. Женщины слегка
наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, они могут не вы-
нимать руки из карманов пальто, жакета.
Обмениваться рукопожатиями при встрече мужчинам рекоменду-
ется всегда, женщинам — по обоюдному согласию. Символично, что еще
в древности рукопожатие означало акт дружбы и мира. Когда мужчину
представляют женщине, руку первой предлагает женщина. Тот же прио-
ритет принадлежит и более пожилым людям, и старшим по иерархии:
старшая по возрасту женщина протягивает первой руку младшей, жен-
щина — мужчине, руководитель — подчиненному.
Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице, это
делают только в помещении. У нас принято целовать руку лишь замуж-
ней женщине. Целуя руку женщине, не следует поднимать ее слишком
высоко, старайтесь сами наклониться.
Мужчины, здороваясь друг с другом, могут не снимать перчатки.
Но если один снял, должен снять и другой. На улице первым кланяется
проходящий мужчина стоящему.
При рукопожатиях не нужно слишком крепко жать руку привет-
ствуемого лица. Это правило особенно надо помнить мужчинам, когда
они пожимают руку женщине.
Рукопожатия не всегда обязательны, когда встречаются знакомые
на улице или сотрудники в помещении учреждения или предприятия.
Когда посетитель входит к руководителю, достаточно ограничиться при-
ветствием: «Доброе утро», «Здравствуйте» и т. п., при этом сделать лег-
кий поклон головой и улыбнуться.
Инициатором рукопожатия почти всегда должна быть женщина.
Но в некоторых случаях женщина, а также мужчина первыми не протя-
гивают руку лицу намного старше себя по возрасту и выше по служеб-
ному положению. Есть общее положение: старший является инициато-
ром рукопожатия, женщина подает руку мужчине, замужняя женщина —
незамужней; молодой человек не должен спешить первым пожать руку
старшему или замужней женщине.
Пожимая руку, мужчины обычно произносят краткое приветствие
«Мое почтение...», «Рад встретиться с вами (видеть вас)», «Добрый
день...» Приветствуя мужчину, по правилам вежливости следует спро-
сить: «Как здоровье супруги», «Как дела у ваших детей», «Как поживает
ваша мама?» и т. п.
Если, войдя в комнату, где находятся несколько человек, вы хотите
обменяться рукопожатием с одним из них, по этикету следует обя-
зательно протянуть руку и всем остальным.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>