<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

•нительный» накал его речи наверняка спадет.
Многие конфликты между людьми возникают только потому, что
один говорит очень быстро, а другой — слишком медленно. Как прави-
ло, тот, кто говорит быстро, раздражается и начинает говорить еще бы-
стрее. У его собеседника это вызывает чувство неуверенности и про-
теста, и в качестве реакции он говорит еще медленнее.
Люди, обладающие хорошими профессиональными знаниями и
опытом в той или иной области, легко могут, сами того не желая, при-
низить своих менее знающих собеседников, если станут говорить с ними
слишком быстро. Еще хуже, когда специалист начинает употреблять про-
фессиональную терминологию. Такая ситуация очень распространена в
отношениях врач — пациент: если врач быстро задает вопросы, не забо-
тясь о получении ответа, не смотрит на пациента и вообще оказывает
ему мало внимания, то тот чувствует себя «не в своей тарелке».
Отражение чувств желательно в ситуациях, когда собеседника му-
чает личная проблема и он хочет поделиться с нами и найти понимание.
Кроме того, отражение чувств помогает лучше и полнее осознать свое
собственное эмоциональное состояние, что является началом пре-
одоления кризиса. Являясь зеркалом, отражающим чувства собеседника,
мы становимся своего рода врачевателями его души. Естественно, он бу-
дет считать нас великолепными собеседниками и станет стремиться об-
щаться с нами.
Существуют вполне определенные ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ
ПЕЙСИНГА, состоящие в следующем.
1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сооб-
щения, а на эмоциональном состоянии собеседника.
2. Отражая чувства собеседника, следует показывать ему, что мы
понимаем его состояние и передать это своими словами. Например, мож-
но воспользоваться такими фразами: «У меня такое ощущение, что вы
чем-то взволнованы». Или: «Мне кажется, что вы несколько обижены...»
При этом желательно избегать категорических формулировок типа:
«Я уверен, что вы огорчены». Такие категорические утверждения о чув-
ствах собеседника могут вызвать у него только раздражение.
3. Понять чувства собеседника можно различными путями. Преж-
де всего, следует обращать внимание на употребляемые им слова, от-
ражающие чувства (коварный, неприятный, тяжелый, неожиданный,
больно видеть, трудно было представить и т. п.). Обо многом можно до-
гадаться по выражению лица, жестам, интонации. Чтобы лучше понять
собеседника, надо как можно ярче представить, что бы мы сами чувство-
вали на месте говорящего в такой ситуации.
Для производства хорошего впечатления очень важно, какие знаки
внимания получает человек от окружающих. В западной психологии для
обозначения любых знаков внимания, которыми обмениваются люди, ис-
пользуется английское слово «строукс», переводимое на русский язык в
том числе и как «поглаживание».
Когда у людей достаточно пищи, потребность в еде отходит на вто-
рой план, и ведущей становится потребность во внимании со стороны
окружающих. От недостатка внимания человек чувствует себя «не в сво-
ей тарелке», ведет себя неразумно, смотрит на себя как на неудачника, а
в самых тяжелых случаях получает психическое заболевание.
Все знаки внимания (строуксы) можно разделить на несколько ка-
тегорий: положительные — отрицательные, физические — психологи-
ческие, обусловленные — необусловленные (спонтанные).
Положительные знаки внимания доставляют нам радость, укреп-
ляют в нас веру в свои силы. Они могут проявляться в любой форме:
признание наших достоинств, похвала, радость, гордость, восхищение и
т. п.
Отрицательные знаки внимания, наоборот, вызывают у нас чувство
досады и формируют ощущение принадлежности к неудачникам. Таки-
ми знаками могут быть критика, презрение, высмеивание, сожаление, не-
доверие, неблагодарность.
Важно, однако, подчеркнуть, что отрицательные знаки внимания
— это отнюдь не самые плохие знаки, которые человек может получить.
Самое худшее — это нулевые знаки внимания. У заключенного, находя-
щегося в одиночной камере, быстро наступает психическое расстрой-
ство.
Как положительные, так и отрицательные по своему содержанию
знаки внимания могут иметь либо физическую, либо психологическую
форму. Различаются эти формы в зависимости от наличия или отсут-
ствия физического прикосновения.
Особое внимание следует уделять физическим знакам внимания.
Психологи доказали необходимость телесных прикосновений для нор-
мального развития ребенка. Прикоснувшись к нему или дружески по-
хлопав по щеке, мы тем самым подтверждаем свою любовь (а это для
него главная ценность). Поэтому особенно важно ласково прикоснуться
к малышу после того, как он получил от нас «выговор». Пусть он убе-
дится, что наше расположение потеряно не навсегда и мы на него боль-
ше не сердимся. Что же касается подростков, то у них связь между при-
косновением и их эмоциональным состоянием несколько иная. Дело в
том, что они обостренно стремятся к независимости и поэтому всячески
стараются избавиться от «телячьих нежностей» как символа детства.
Это, кстати, очень часто является источником обид и даже слез для мно-
гих матерей, которые стремятся их по-прежнему приласкать.
В мире взрослых прикосновения близких людей снова становятся
желанными. И особую цену они приобретают для пожилых одиноких
людей, которые через такое подчеркивание близости и внимания лучше
ощущают свою необходимость и значимость, частично утраченные с вы-
ходом на пенсию.
Исследованиями психологов доказано, что одинокие люди, особен-
но те из них, которые перенесли сердечное заболевание, имеют лучшие
шансы на выживание, если у них в доме есть кошка или собака. Объяс-
няется это также количеством прикосновений, получаемых человеком.
Таким образом, ласкающие прикосновения могут очень многое
дать людям, которые вам дороги. Можете ли вы сердечно пожать руку?
Использовать прикосновение на работе, но так, чтобы это выглядело
естественным? Дружеское легкое прикосновение к руке может оказать
большое положительное воздействие (и на вас тоже); оно способно и
успокоить человека, не в меру горячащегося по поводу того или иного
события. Однако прикосновение должно быть правильным, естествен-
ным, соответствовать ситуации, чтобы ваши намерения не были пре-
вратно истолкованы. Особенно болезненно люди реагируют на высо-
комерно-фамильярные прикосновения: похлопывание по щеке, плечу,
потрепывание по голове и т. п. Такие действия взрослыми людьми вос-
принимаются как крайняя бестактность. У человека, которого вы ка-
саетесь, не должно возникнуть ощущения, что с ним ведут себя запа-
нибрата, фамильярничают.
Все вышеупомянутые знаки внимания (положительные, отрица-
тельные, физические, психологические) могут быть либо обусловлен-
ными, либо необусловленными (спонтанными).
Обусловленным знаком внимания может быть поздравительная от-
крытка, подарки ко дню рождения и на праздники, премии, медали, над-
бавка к зарплате в связи с ростом инфляции.
К обусловленным знакам внимания относятся и поздравительные
речи, обращение к юбилярам или новобрачным. Короче говоря, обус-
ловленные знаки внимания называются так потому, что они обуслов-
ливаются каким-либо событием и их можно спланировать. Поэтому они
редко бывают неожиданными, и воздействие их не слишком сильно. Бо-
лее того, они могут восприниматься как само собой разумеющееся дело,
иногда — как форма лести или как свидетельство вашего желания чего-
то добиться от человека, которому вы оказываете знак внимания.
СТРОУКСЫ Физические Психологические
Положительные Поцелуй, объятие, по- Похвала, благодарность,
хлопывание по плечу признательный взгляд, про-
движение по службе
Отрицательные Удар, пинок, толчок, Критика, высмеивание,
пощечина презрительный взгляд, по-
жимание плечами
Необусловленные знаки внимания более неожиданны и непредс-
казуемы. Поэтому принимаются они теплее, искреннее и действуют
сильнее.
Человека, получающего знаки внимания, можно сравнить со сбе-
регательной книжкой, в которой фиксируются операции двух типов: при-
ход и расход. Разница между «приходом» и «расходом» характеризует
баланс получаемых вами знаков внимания. Если этот баланс по-
ложительный, вы чувствуете себя уверенно и в состоянии переносить
жизненные невзгоды. Если же вы получаете по преимуществу отрица-
тельные знаки внимания, то у вас развивается комплекс неудачника.
Ваша чувствительность к стрессам повышается, и жизненным обстоя-
тельствам становится легче вас сломить. Многие формы душевных бо-
лезней и странностей в поведении берут начало в преобладании отрица-
тельных знаков внимания.
В какой-то мере жизнь человека можно описать как борьбу за по-
лучение знаков внимания. Некоторые ученые полагают, что целью нашей
жизни и являются знаки внимания, т. к. именно они вносят в нее смысл.
Если собака получает в основном положительные знаки внимания
в виде ласки, похлопывания и маленьких поощрений, она спокойна,
уравновешенна и отлично себя чувствует. Но если ей оказывать главным
образом отрицательные знаки внимания, она станет забитой или злоб-
ной.
То же самое происходит и с людьми. Но собака настолько непо-
средственна, что сама подходит и требует знаков внимания, когда ощу-
щает в них потребность. Это подтвердит любой владелец собаки, каж-
дый день наблюдающий, с какой радостью она его встречает. Жаль, что
взрослые люди не ведут себя так же искренне и непосредственно, как со-
баки или как дети.
Когда взрослые люди получают слишком мало положительных
(или в крайнем случае отрицательных) знаков внимания, их поведение
становится весьма своеобразным. Они начинают рассуждать о плохих
временах, глупом правительстве, плохой погоде и пытаются объяснить
внешними причинами свои неудачи.
Если вы не получаете достаточного количества положительных
знаков внимания на работе, постарайтесь компенсировать их недостаток
дома. Если же и этого будет мало, вам следует попытаться получить
недостающее их количество где-либо в другом месте. Большинство су-
пругов, изменяющих друг другу, делают это не из-за сексуальной по-
требности, а из-за того, что не получают от другой стороны достаточно
знаков внимания.
Если все остальные способы получения знаков внимания не сра-
батывают, вам придется их купить. Купленные знаки внимания назы-
ваются символами статуса. Их характерное отличие состоит в том, что
они радуют вас лишь до тех пор, пока окружающие видят, что вы ими
владеете.
Примерами вещей, которые часто используются в качестве симво-
ла статуса, являются автомобиль, дом, меха, драгоценности, униформа,
знаки различия, привилегии и т. п.
Вам, конечно, приходилось испытывать негативную реакцию со
стороны человека, которому вы оказали положительный знак внимания.
Встречая отрицательную реакцию на идущие от вас положительные зна-
ки внимания, так и хочется сказать: «Вот видите, положительные знаки
внимания очень легко могут вызывать отрицательную реакцию». Но это
слишком поспешный вывод. Отрицательная реакция, вероятно, вызвана
одной из следующих причин.
1. Способ, с помощью которого вы оказали положительный знак
внимания, был неуместен в данной конкретной ситуации. Человек, от-
рицательно среагировавший на положительные знаки внимания, в тот
момент находился в мрачном настроении.
2. Человек прикрыл свое смущение негативной реакцией.
Оказывать и принимать знаки внимания нужно так, чтобы это вы-
глядело естественным. Это очень непросто. Здесь необходимы хорошая
подготовка и деликатность. Оказывать знаки внимания можно только от
чистого сердца. Если вы оказываете положительный знак внимания
неискренне, в глубине души считая, что человек этого не достоин, то как
бы вы ни старались, ваше истинное отношение проявится в мимике, же-
стах, позе, интонациях и т. п., и ваш знак внимания будет отвергнут как
проявление лести. Помните, что язык вашего тела никогда не лжет.
А теперь в обобщенном виде дадим конкретные советы по оказа-
нию знаков внимания.
1. Если человек отрицательно реагирует на положительные знаки
внимания, это, скорее всего, означает, что он хочет получить их еще
больше.
2. Манера, в которой вы оказываете знаки внимания, должна соот-
ветствовать вашему характеру и конкретной ситуации. Ведите себя не-
принужденно и искренне. Знаки внимания должны выглядеть естествен-
ными. Не употребляйте слишком много слов в превосходной степени и
не переусердствуйте.
3. Помните, что самый лучший «строукс» с вашей стороны — это
внимание. Это прежде всего зрительный контакт, правильное положение
тела, употребление имени собеседника, модуляция голоса, темп речи и
пр. Иными словами, речь идет о тех проявлениях, которые наблюдаются
при разговоре с приятным собеседником.
4. Решающим фактором, определяющим реакцию человека на зна-
ки внимания, которые вы ему оказываете, является ваше отношение к
нему. Считаете ли вы, что он действительно заслуживает положитель-
ного знака внимания, или вы преследуете при этом какую-то скрытую
цель, например, чтобы польстить и получить что-нибудь взамен? Ваши
знаки внимания будут приниматься значительно лучше, если вы выра-
ботаете в себе установку: «Я хороший человек. Другие тоже хорошие
люди, хотя и в чем-то отличаются от меня».
5. Помните, что чем больше знаков внимания вы оказываете чело-
веку, тем больше знаков внимания он захочет оказать вам. Хотите вы это-
го или нет, ваше истинное отношение всегда проявляется в мимике, пла-
стике и т. п. Поэтому язык вашего тела воспринимается окружающими
как более искреннее выражение ваших намерений, чем ваши слова.
6. Оказывая знаки внимания, избегайте затертых фраз, клише и
стереотипов. Будьте сами собой, иначе ваше поведение покажется
фальшивым людям, которые вас знают.
7. Особое внимание следует уделять оказанию необусловленных
знаков внимания. Они имеют наибольший эффект. Возьмите за правило
выражать свое положительное отношение, если видите, что кто-то дела-
ет что-нибудь хорошее. Научитесь как можно искреннее и сердечнее вы-
ражать радость и внимание.
8. Если вам не сразу удастся получить положительный отклик на
оказываемые вами положительные знаки внимания, не отчаивайтесь!
Продолжайте в том же духе, и рано или поздно результаты придут. По-
старайтесь оказывать побольше знаков внимания в тех областях, которые
для данного человека имеют особое значение. 9. Когда вы научитесь про-
являть внимание к положительным чертам других людей и делать это то-
гда, когда они этого заслуживают, тогда вам будет гораздо легче оказы-
вать и отрицательные знаки внимания. Людьми, на которых обращена
ваша критика, она будет легче восприниматься. Они почувствуют ваше
стремление им помочь, будут больше прислушиваться к вашим критиче-
ским замечаниям и воспринимать их как совет и конструктивное пожела-
ние, а не как несправедливый упрек.
Для многих людей оказать знак внимания другому человеку не так
просто. Для других еще сложнее его принять. Это особенно касается лю-
дей, имеющих дефицитный баланс знаков внимания. Поэтому следует
избавляться от скованности, мешающей принимать знаки внимания, и
научиться отвечать на похвалу «Спасибо, я рад, что вы так думаете обо
мне», вместо того чтобы говорить: «Да что я там особенного сделал,
ерунда все это».
Заключая разговор о технике создания хорошего впечатления, ука-
жем на наиболее ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ, которые допускают рос-
сийские бизнесмены при деловых переговорах с западными партнерами.
1. При первой встрече с западными коллегами наши бизнесмены
ведут себя слишком вызывающе. Хвастовство и выставление напоказ
своего благополучия уже не производят на иностранцев впечатления, а
наоборот, могут даже их оттолкнуть. Вместо этого должен быть спо-
койный, уверенный, деловой и уважающий собеседника подход.
2. Нередко деловые совещания прерываются в самый ответствен-
ный момент водителями, секретаршами, охранниками, коллегами, же-
нами и любовницами. Но если человек для вас настолько важен, чтобы с
ним увидеться, он также стоит того, чтобы с ним уважительно обра-
щались.
3. Если у вас есть портативный телефон, то проявите уважение к
собеседнику и выключите его.
4. Часто делаются слишком обобщенные замечания и высказыва-
ются необдуманные мнения. Помните, что западные бизнесмены рас-
ценивают любые заявления о ваших способностях и возможностях как
очень важную информацию и запомнят их. Они опасаются тех, кто сулит
золотые горы, даже если человек действительно в состоянии выполнить
свои обещания.
5. Несколько слов об обещаниях. Иногда во время переговоров по-
вторяется одна и та же фраза типа «без проблем». Неизменно, однако,
проблема есть, это просто способ обойти ее, не обсуждая. Западные биз-
несмены любят решать проблемы по ходу дела, не откладывая. Они при-
выкли сначала устанавливать темы для обсуждения между сторонами, их
цели, чтобы определить, по каким пунктам стороны в согласии и какие
представляют из себя проблему.
6. Избегайте подхода «урвал солидный куш — и беги». Именно это
в данный момент очень тревожит западных предпринимателей и мешает
многим делать инвестиции как в частный, так и в государственный сек-
тор. Важно дать понять партнеру, что все оказанное российской сторо-
ной внимание нацелено не на скорейшую наживу, а на долгосрочное со-
трудничество.
7. Очень важно проявление уважения и внимания по отношению к
коллеге. Это не означает, что нужно накачивать его (а заодно и себя) ал-
коголем и соблазнять всякими яствами. Как ни странно, это также не
означает, что нужно рассыпаться в фальшивых любезностях. На пе-
реговорах должна царить атмосфера вежливости и уважения, даже если
в их ходе возникли какие-то сложности. Не заявляйте категорично «нет»,
не предлагая никаких альтернатив. Всегда есть способы решения
проблемы. Покажите, что у вас хватает воображения их найти.
8. Постоянство — качество, которое, к сожалению, редко встреча-
ется. Если вы обсудили какие-либо моменты и приняли решения, то
больше к ним не возвращайтесь. Если вам нужно время подумать, или
вы не уверены в чем-то, так и скажите. Не соглашайтесь с чем-либо
необдуманно — ведь потом, отказавшись от своих слов, вы просто под-
твердите мнение, которое, к сожалению, сложилось уже у многих ино-
странцев, о том, что суждениям русских не всегда можно доверять.

Изучение внутреннего состояния
собеседника по голосу и манере говорить

Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника
первичную незамаскированную информацию о партнере по общению.
По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске
его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разгова-
риваете, а это для делового общения очень важно.
ГРОМКОСТЬ РЕЧИ служит хорошим показателем жизненной
энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения гром-
кости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, со-
переживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкости
голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче
позиций при первых же трудностях.
Однако судить собеседника по громкости голоса надо осторожно.
Громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого
духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ноч-
ном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная гром-
кость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к
себе, невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припад-
ке гнева. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой
для достижения тайных целей, особенно при общем напряжении говоря-
щего.
СКОРОСТЬ РЕЧИ всегда соответствует темпераменту и так на-
зываемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо,
завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала де-
лает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взве-
шивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анали-
зирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и
политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исклю-
чением, нет быстроговорящих.
Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характе-
ризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ус-
коряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является сви-
детельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружаясь
в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нару-
шением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в дан-
ной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда
оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой
чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, то-
ропливым, непостоянным, неуправляемым человеком.
Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окончания,
не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни
— самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как
у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил
невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом иметь возможность отка-
заться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.
Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель на-
ступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних
тормозов по поводу сказанного.
Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости
речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый, недостаточно урав-
новешенный человек.
ВЫСОТА ГОЛОСА, так же, как его громкость и скорость речи, яв-
ляется показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у него
высокий пронзительный голос, то это может означать, что он ис-
пытывает волнение или страх. Низкий тон голоса, наоборот, говорит о
спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.
Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника.
Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челю-
сти) свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно
выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое
произношение (нижняя челюсть двигается мало) служит показателем
внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится
о том, чтобы другим было легко его понять.
ОКРАСКА ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА, как и другие характеристики
речи, содержит для внимательного собеседника большую первичную,
плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по общению.
Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологические чер-
ты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут
управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выда-
ют, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или
чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.
Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной
окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двух-
недельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску
обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо
позже. Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприяз-
ненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети
так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.
Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения
тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа
— это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каж-
дого человека органы голосообразования имеют индивидуальные осо-
бенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно
подделать чужой голос практически невозможно.
В криминалистике в этой области развивается целое научное на-
правление. В первую очередь — для составления фотороботов телефон-
ных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так,
по голосу можно составить следующие характеристики человека.
РОСТ. Чем больше гортань и длиннее и толще голосовые связки,
тем ниже голос, следовательно, обладателем такого голоса является вы-
сокий человек. У высоких также в голосе больше обертонов. Низко-
рослого человека выдают слабые резонаторы. Бывают, правда, исклю-
чения из правил: природа может наградить низкорослого человека боль-
шой гортанью или мощными резонаторами.
ВОЗРАСТ. У детей голосовые связки более эластичные, у взрослых
— более жесткие, у пожилых — дряблые, голос у них подсевший. Ста-
рики говорят медленнее, чем молодые. Обычно человеческое ухо
способно определить возраст по голосу с ошибкой в 5-7 лет, эксперт же
может ошибиться всего на два года.
РАЗМЕР РТА. Эксперты способны определить его с точностью до
миллиметра: тембр голоса у людей с большим и маленьким ртом сильно
отличается.
ВЕС. Люди к старости полнеют, и это отражается на звучании их
голоса. Щеки у полных людей пухлые, поэтому тембр голоса у них бо-
лее мягкий.
Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это
позволяет создавать, например, компьютеры, открывающие информацию
только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы зап-

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>