<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И ес-
ли вы охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.
ОКРАСКА ГОЛОСА складывается из смешения «головных» и
«грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального
участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда че-
ловек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека ста-
новится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную пробле-
му, поэтому по изменению окраски голоса собеседника можно судить,
добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем из-
вестно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый»,
«теплый» или «холодный».
Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твер-
дости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только
изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всегда легко
разоблачить подхалима.
Особенно важно улавливать следующие различия в окраске зву-
чания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает
темпераментность, чувственность и типична для людей, которых на-
зывают «добряками»; речь, в которой гласные отступают на второй план
перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания
разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос ука-
зывает на робость, зажатость, скрытность.
Когда высота, мелодичность голоса меняются в очень широких
пределах — это показатель открытости, многообразия интересов. Паде-
ние тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой
воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, напри-
мер, у старых людей.
Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при
внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмичные
колебания, т.е. неравномерное повышение и падение тона, указывают на
неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабильности.
Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдель-
ных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.
Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости
говорит о том, что у собеседника целенаправленное, прагматичное мыш-
ление, иногда — о нервозности. Такую речь можно встретить у опреде-
ленного типа бизнесменов с явной или скрываемой авторитарностью,
склонностью к диктату.
Внутреннее состояние собеседника можно определить и по ДЫ-
ХАНИЮ. «Почерк» дыхания, дыхательный стиль изменить так же труд-
но, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит,
в нем отражается весь человек. Поэтому знание дыхательно-голосовых
нюансов очень полезно для распознавания внутреннего состояния любо-
го собеседника. Рассмотрим эти нюансы более подробно.
Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или него-
дующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха —
показатель презрения.
Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о
крайней степени волнения, возможно начало истерического припадка.
Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свиде-
тельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсивной
умственной деятельности.
Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряже-
ние, являясь признаком избавления от страха, показателем благопо-
лучного конца чего-либо.
Очень медленное, почти сонное дыхание всегда подчеркивает пол-
ную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенное™ от про-
исходящего, а также скуки.
Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетель-
ство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоци-
ональный, с низким самоконтролем собеседник.
Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных
влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. Однако такое ды-
хание может быть и у человека, страдающего астмой или другим по-
добного рода заболеванием.
Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и
неистощимо оптимистичного собеседника. И, наоборот, вдохи зажатые,
словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на
подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника мелан-
холического темперамента.

Выслушивание собеседника как психологический прием

Природа наделила нас способностью слышать — воспринимать
звуки и слова, но слушать — точно понимать выражаемую ими мысль —
мы должны научиться сами. Природа дала человеку два уха, но только
один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры.
Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почув-
ствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень
неприятно. Тем не менее это происходит каждодневно и в среде деловых
людей, погруженных в собственные проблемы и часто неспособных вос-
принять чужие.
Когда нас не хотят (не умеют) слушать, мы под властью эмоций не
можем действовать разумно и эффективно. При этом мы теряем время
или думаем о том, как «сквитаться» с тем, кто нас не признает.
Плохой слушатель обычно:
1. старается не смотреть на вас,
2. принимает позу, которая демонстрирует, что он не слушает
(Руки скрещены, нога покачивается, корпус тела отклонен назад),
3. говорит резко и нетерпеливо, отталкивая вас своим тоном (Он
скучает во время разговора или презрительно воспринимает ваши пред-
ложения),
4. неожиданно меняет тему разговора и игнорирует то, что вы го-
ворили.
В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из
важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих пере-
говоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чаще всего
приводит к потере денег и появлению в балансовом отчете строки, за-
писанной красными чернилами. Однако если вы покажете собеседнику,
что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным
комплиментом. Слушать — значит платить вниманием и заинтересо-
ванностью в обмен на информацию и понимание.
Если вы не очень внимательно прислушиваетесь к партнеру, то
упускаете многие важные моменты. В результате вы не только потеряете
драгоценное время, но и будете раздражать его и этим осложните даль-
нейшее развитие ваших отношений, что может привести к большим для
вас убыткам. Таким образом, учитывая, что для любого бизнеса умение
слушать всегда очень выгодно, имеет смысл более детально рассмотреть
существующие приемы и способы эффективного профессионального
слушания.
Существует активное и пассивное слушание. ПАССИВНОЕ СЛУ-
ШАНИЕ дает собеседнику возможность высказаться. Оно состоит из
умения внимательно молчать. Здесь важны оба слова. «Молчать» — так
как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и его меньше всего ин-
тересуют наши замечания. «Внимательно» — иначе собеседник обидит-
ся, и общение прервется. Все, что нужно делать в этом случае, — это не
мешать ему и поддерживать течение его речи, чтобы он смог полностью
выговориться.
Такое слушание предполагает временную сдачу себя собеседнику,
своего рода капитуляцию. Зато вы сможете узнать иную точку зрения, а
затем — действовать.
Открыв для себя другую точку зрения, вы вовсе не обязаны с ней
соглашаться, но зато вы теперь знаете, из чего исходит ваш собеседник, и
будете действовать, учитывая эту информацию.
Способствовать собеседнику в его желании выговориться помога-
ет соблюдение нескольких простых правил пассивного слушания.
1. При таком способе слушания главное — это минимум ответов
(т.е. невмешательство в речь говорящего). Любая наша фраза в лучшем
случае будет пропущена собеседником мимо ушей, в худшем — собьет
его с мысли или даже вызовет агрессивную реакцию: ведь мы идем про-
тив его желания выговориться.
2. При пассивном слушании мы должны быть не красноречивым
оратором, не судьей сказанному собеседником, не врачом, ставящим диа-
гноз, а уподобиться губке, впитывающей все, что он говорит, без какого-
либо отбора и сортировки.
3. Пока мы «внимательно молчим», необходимо постоянно давать
собеседнику сигнал, что мы не витаем в облаках собственных мыслей, а
сосредоточены на его словах. Для этого используются короткие реплики
«Да», «Да-да», «Понимаю», «Понятно», «Это очень интересно». Эти ре-
плики нейтральны и помогают собеседнику говорить, как бы «от-
крывают» его, приглашая продолжать. Сигналом нашего внимания для
собеседника может быть и кивок головы, и утвердительное «хмыкание»,
и даже легкое изменение выражения лица.
Пассивное слушание в деловом разговоре наиболее эффективно в
следующих случаях.
1. В напряженной ситуации, когда собеседник начинает активно
проявлять свои чувства и стремится высказать собственную точку зре-
ния, поскольку до этого не имел такой возможности. В данном случае
благоразумнее всего, не вмешиваясь, чтобы не «подливать масла в
огонь», дать ему выговориться, а уж потом приступить к решению про-
блемы.
2. Когда собеседник испытывает трудности с выражением своих
забот и проблем или, наоборот, радостей. Здесь полезно, по мимике и
жестам поняв состояние человека, использовать так называемые «бу-
ферные» фразы типа: «Вас что-нибудь беспокоит?», «У вас вид счаст-
ливого человека!», «У вас, видимо, есть что сказать по этому поводу?», а
затем внимательно выслушать. Ненужное вмешательство может только
окончательно сбить волнующегося собеседника.
3. При беседах с подчиненными. Люди часто не решаются выска-
заться перед своим начальником из-за боязни испортить отношения.
Поддерживающие реплики показывают собеседнику, что им интере-
суются, хотят знать его мнение и чувства.
Однако в некоторых ситуациях пассивное слушание бывает мало-
эффективно. Перечислим их:
1. У собеседника желание говорить проявляется слабо или полно-
стью отсутствует.
2. Есть опасность неправильного истолкования наших ответов как
согласия, хотя это — лишь помощь, чтобы собеседник продолжал гово-
рить.
Поэтому, если мы внимательно и молча слушаем собеседника, что-
бы лучше его понять, но не согласны с тем, что он говорит, разумнее ска-
зать об этом честно и открыто. Наше мнение может сбить собеседника с
мысли, но иначе есть опасность потом встретиться с большим непонима-
нием и негодованием: «А я-то думал, что вы согласны!» Попытка объяс-
нить, что мы слушали, чтобы понять, но никак не согласиться, обычно
не воспринимается, и мы можем быть зачислены в стан лицемеров.
3. Говорящий стремится получить более активную и весомую под-
держку и одобрение. Простое поддакивание может быть воспринято как
пренебрежение и нежелание говорить. Например, когда собеседник жа-
луется на своего шефа, от которого только что получил нагоняй, и ждет,
что мы тоже назовем шефа «ослом».
4. Неуместно пассивное слушание и тогда, когда оно противоречит
нашим интересам, мешает самораскрытию. Не стоит только из вежливо-
сти слушать бесконечную болтовню собеседника, особенно если он
крайне раздражает нас, потому что вместо сочувствия и понимания мы
придем к отвращению, почувствуем себя жертвой эгоизма собеседника.
Но страдальцы не могут быть хорошими слушателями!
В таких случаях лучше сказать болтуну: «Я сейчас занят, извини-
те!» или спросить: «Что же главное?», а затем мягко перевести разговор
в нужное русло. Но этим приемом не стоит пользоваться направо и нале-
во, а только в крайнем случае, и не оправдывать таким образом невнима-
тельность и нежелание слушать: нам обычно платят той же монетой.
Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к АК-
ТИВНОМУ СЛУШАНИЮ. Под ним психологи понимают «выявление»
или «уточнение» слов собеседника («Что из этого следует?», «Вы хотите
этим сказать, что...», «Тогда объясните это более подробно»), перефрази-
рование («Вы думаете, что...», «Как я понял вас, из этого следует, что...»,
«Вы говорите, что...», «Если я не ошибаюсь, то этим вы хотите сказать,
что...»), резюмирование («Итак...», «Если подвести итог сказанному
вами, то...», «Насколько я понял, ваша основная идея заключается в том,
что...»).
Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не про-
являя интереса к деловым партнерам, как правило, не добивается се-
рьезных успехов.
Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, ког-
да они стараются склонить собеседника к своей точке зрения, — это
стремление слишком много говорить самим. И им это очень дорого об-
ходится. Особенно часто эту ошибку совершают торговые агенты.
Поэтому не делайте такой ошибки. Давайте возможность выго-
вориться собеседнику. Он лучше вас осведомлен о своих проблемах и
нуждах. Задавайте ему вопросы. Пусть он кое-что сообщит вам.
Если вы не согласны с собеседником, у вас может возникнуть ис-
кушение перебить его. Не делайте этого. Терпеливо выслушайте его,
проявите искреннее сочувствие. Позвольте ему самому завести разговор,
например, о товаре, который вы хотите продать. Надо добиться, чтобы
он сам захотел его купить.
Многие партнеры с большим интересом ожидают паузы в разгово-
ре, чтобы вставить свое слово. Нужно помнить, что если вы не дадите им
высказаться, у них создастся впечатление, что их лишили этого права.
Они на время затаят свои чувства и мысли, но потом неожиданно их вы-
скажут, вызвав этим ряд дополнительных проблем. Поэтому партнеров
всегда нужно внимательно выслушивать.
Какие же условия должен соблюдать хороший слушатель?
1. Никаких побочных мыслей. Поскольку скорость мышления в
четыре раза больше скорости речи, используйте «свободное время» на
критический анализ и выводы из того, что непосредственно слышите.
2. Пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос, а
тем более приводить контраргументы.
3. Следует сконцентрировать свое внимание только на той теме, о
которой идет речь. В любом случае знакомство с мнением партнера зна-
чительно облегчает проведение переговоров. Партнеру предоставляется
возможность проявить себя, а это существенно притупит остроту его
возражений.
При соблюдении этих условий ХОРОШИЙ СЛУШАТЕЛЬ ПОД-
ДЕРЖИВАЕТ:
1) визуальный контакт
(Если вы собираетесь говорить с кем-то, то смотрите на него. Глаза
не только зеркало души, но и зеркало того, как вы воспринимаете друго-
го человека);
2) язык тела
(Собеседники должны находиться друг против друга. При этом
надо смотреть прямо и сохранять открытую позицию, показывая интерес
к собеседнику);
3) тон и скорость речи
(Когда мы внимательно слушаем партнера, то тон нашей речи не-
вольно гармонирует с его тоном. Голосом мы можем передать теплоту,
заинтересованность, значимость для нас мнения собеседника);
4) неизменность предмета разговора.
Хороший слушатель обычно позволяет собеседнику самому опре-
делить тему разговора.
Очень часто в награду за внимательное выслушивание вы получае-
те «открытое сердце» вашего партнера, что существенно облегчает рабо-
ту и способствует взаимопониманию.
Какие ошибки наиболее часто встречаются у тех, кто слушает
партнера?
1. УДАЛЕНИЕ ОТ ОСНОВНОГО ПРЕДМЕТА РАЗГОВОРА, в ре-
зультате чего можно полностью потерять нить изложения.
2. ЗАОСТРЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА «ГОЛЫХ» ФАКТАХ. Они, ко-
нечно, важны, однако психологи утверждают, что даже самые внима-
тельные люди могут сразу точно запомнить не более пяти основных фак-
тов. Все остальное перемешивается в голове. Поэтому при любом пере-
числении следует обращать внимание только на наиболее существенные
моменты.
3. «УЯЗВИМЫЕ МЕСТА». Для многих людей это такие «крити-
ческие слова», которые особенно действуют на психику, выводя человека
из состояния равновесия. Например, слова «рост цен», «инфляция»,
«увольнение», «ограничение заработной платы» вызывают у некоторых
людей «психический ураган», т.е. неосознанное желание протестовать. И
такие собеседники уже не следят за тем, что говорят в этот момент дру-
гие.
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает
необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Для
достижения этой цели используют приемы 1) выяснения; 2) перефра-
зирования и 3) резюмирования.
Прием ВЫЯСНЕНИЯ состоит в обращении к говорящему за не-
которыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при воз-
никновении непонимания или двусмысленности задает «выясняющие»
вопросы, которые показывают говорящему, что его внимательно слуша-
ют, и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его по-
нимают.
Для выяснения чаще всего используются следующие фразы: «Что
вы имеете в виду?», «Извините, но я не совсем понял это», «Простите,
но как это...», «Не могли ли вы объяснить это подробнее?» Такие нейт-
ральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказать свою
мысль более конкретно, подбирая при этом другие слова. Реплики долж-
ны касаться только того, что собеседник говорит, и не содержать оценки
его поведения или умения изложить свои мысли. Выражения типа «Гово-
рите понятнее!» никакого отношения к этому приему не имеют. Они
только отталкивают собеседника, затрагивая его самолюбие.
Пользуясь приемом выяснения, надо стараться не задавать вопро-
сов, требующих односложного (типа «да», «нет») ответа: это сбивает че-
ловека, он начинает ощущать, что его допрашивают. Вместо вопроса:
«Это что, трудно сделать?» полезно спросить: «А насколько трудно это
сделать?» В первом случае мы невольно перехватываем инициативу и
после ответа должны говорить уже сами, во втором даем возможность
собеседнику продолжать и остаемся слушателями.
Другой полезный прием, когда нужно добиться точного понимания
собеседника, — это ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ. Перефразировать — значит
выразить ту же мысль, но несколько иначе.
Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «рас-
шифровали» слова собеседника. Перефразирование помогает и нашему
собеседнику. У него появляется возможность увидеть, правильно ли его
понимают, и при необходимости своевременно внести необходимые
уточнения.
Перефразирование — универсальный прием. Его можно исполь-
зовать при любом виде делового разговора. Но особенно эффективен
этот прием в таких случаях:
— при коммерческих переговорах, когда необходимо полное и точ-
ное понимание желания и предложений партнера. Поленившись по-
вторить своими словами сказанное им, мы рискуем понести громадные
убытки;
— в конфликтных ситуациях или во время дискуссий. Если мы,
прежде чем высказать аргументы против, повторим мысль оппонента
своими словами, то можем быть уверенными, что он со значительно
большим вниманием отнесется к нашим возражениям: ведь он видит, что
его слушают и стараются понять. Кроме того, у него просто не будет по-
вода и оснований внутренне считать, что от него отмахнулись, даже не
вникнув в его слова;
— когда мы слабо ориентируемся в предмете разговора. Человек,
искусно владеющий этим приемом, может поддерживать беседу на лю-
бую тему часами, производя на говорящего крайне благоприятное впе-
чатление (ведь наши ответы — это выраженные нашими словами его
собственные мысли).
При перефразировании следует соблюдать определенные правила.
Прежде всего, его надо начинать фразами типа: «Другими словами, вы
считаете...». «Если я вас правильно понял, то...», «Вы поправьте меня,
если я ошибусь, но...».
При перефразировании нужно ориентироваться именно на смысл,
содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Перефразирование помогает отделить смысл от эмоций (возбуждения,
взволнованности, подавленности).
Следует выбрать главное и сказать это своими словами. Буквально
повторяя, мы будем уподобляться попугаю, что вряд ли произведет на
собеседника благоприятное впечатление.
Не следует, желая перефразировать собеседника, перебивать его:
перефразирование действенно, когда говорящий сделал паузу и соби-
рается с мыслями. Повторение его слов в такой момент не только не со-
бьет его с толку, но, наоборот, послужит фундаментом, на который он
сможет опереться, чтобы двигаться дальше. Наиболее эффективно помо-
гает добиться точного понимания сказанного собеседником прием РЕ-
ЗЮМИРОВАНИЯ. Резюмирование — это подведение итогов. Суть его в
том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям со-
беседника. Резюмирующая фраза — это его речь в «свернутом» виде,
ее главная идея.
Резюмирование принципиально отличается от перефразирования,
суть которого в повторении каждой мысли собеседника своими словами.
При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная
мысль. Обычно она предваряется фразами типа: «Таким образом, вы
считаете...», «Итак, вы предлагаете...», «Если теперь подытожить сказан-
ное вами, то...», «Ваша основная идея, как я понял, состоит в том, что...».
Наиболее часто резюмирование используется в следующих ситуа-
циях:
— на деловых совещаниях. Искусство руководителя здесь состоит
в том, чтобы в высказываниях выступающих выделить главное. Иначе
совещание может «потонуть» в потоке их речей;
— в разговоре, когда участвующие в нем люди обсуждают одну и
ту же проблему. В этом случае необходимо время от времени резюми-
ровать сказанное, как бы завершая одну часть разговора и перекидывая
мостик к следующей. Без такого рода высказываний группа может зайти
в тупик, обсуждая мелкие детали и забыв о сути дела;
— в конце телефонного разговора, особенно если слушающий пос-
ле беседы должен что-то сделать;
— при желании высказать несогласие с чьей-либо точкой зрения.
Прежде чем это сделать, следует вначале выделить в суждении оппо-
нента главное, подытожить сказанное, тогда не придется распыляться,
приводя его контрдоводы, и удастся ответить на суть возражения. А еще
лучше попросить сделать резюме его самого: он должен будет избавить
свое возражение от всего второстепенного, что значительно облегчит
нам задачу;
— когда нужно помочь собеседнику четко сформулировать свои
мысли, представить в ясной форме и даже развить идеи, которые были у
него на уровне догадок и туманных фраз, сохранив при этом у него ощу-
щение, что к этой мысли он пришел сам.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно утверждать,
что обеспечить психологически правильное выслушивание собеседника
и партнера можно при выполнении следующих условий.
— Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая или
пытаясь комментировать услышанное.
— Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у него ощу-
щение свободы.
— Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо вы-
глядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не
искать поводов для раздражений.
— Слушая, чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собесед-
нику в глаза и все время поддакивайте.
— Задавайте вопросы и постоянно уточняйте. Это подбадривает
говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
— Слушая, старайтесь понять, а не выискивать неточности или
ошибки говорящего. Никогда не давайте оценок услышанному. Пусть со-
беседник выговорится до конца.
— Старайтесь сопереживать собеседнику. Для этого посмотрите на
вещи его глазами, попытайтесь встать на его место. Только так можно
лучше понять говорящего и точнее выявить смысл его речи. Недаром го-
ворится: чтобы слушать, нужны оба уха: одно — воспринимать смысл,
другое — улавливать чувства говорящего.
— В процессе слушания будьте внимательны и не теряйте тему бе-
седы. Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего. Ду-
майте только о том, что он говорит.
— Если собеседник вам неприятен, старайтесь сдерживать свои
эмоции. Поддавшись чувству раздражения или гнева, вы не все поймете
или придадите словам неверный смысл.
— Будьте терпеливы. Не прерывайте собеседника, не смотрите на
часы, не делайте нетерпеливых жестов, не просматривайте свои бумаги,
т. е. не делайте того, что свидетельствует о вашем неуважении или без-
различии к собеседнику.
— Всегда выслушивайте собеседника до конца. Слушать с долж-
ным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, — это не только
знак внимания к нему, но и профессиональная необходимость в сфере
бизнеса.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>