<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

указание на то, что психология в конечном счете определяет успех или
поражение игрока. Оружейники Средневековые рыцари мечтали купить самый
острый меч, а современные игроки ищут свои инструменты. Расширение
доступа к i даяным, компьютерам и матобеспечению делает условия игры
более 1 равными для всех. Цены на машины полают почти ежемесячно, о 1
программ ы становятся все лучше. Даже для компьютерно безграмотного 1
игрока доступно нанять консультанта и установить компьютер (см. главу 1
Компьютер позволит вам ускорить ваш анализ и отследить больше 1
возможностей. Но он не заменит принятие верных решений. Компьютер 1
поможет глубже проанализировать больше рынков, но ответственность 1 за
каждую сделку по-прежнему будет лежать на вас. 1 Ес ть три типа программ
для игроков: инструментальные, черные 1 ящики и серые ящики.
Инструментальная программа позволяет выводить 1 даипые, строить графики,
расчитывать индикаторы и даже испытать 1 вашу систему игры.
Инструментальные программы для торговцев 1 опционами включают модели
для их оценки. Настроить инструментальную 1 программу на ваши нужды так
же просто, как подогнать сиденье в 1 машине. 1 Что происходит внутри
черного ящика это секрет. Вы вводите 1 данные, а он говорит вам, когда
покупать, а когда продавать. Это как 1 магия - способ делать деньги не
думая. Черные ящики обычно поставляются 1 вместе с отличным послужным
списком, полученным проверкой на 1 имеющихся данных. Это совершенно
естественно, поскольку они п 1 предназначены для того, чтобы
соответствовать старым данным! Рынок 1 постоянно изменяется, черные
ящики постоянно отказывают, а новые ! поколения неудачников продолжают
покупать новые черные ящики. Серые ящики заполняют разрыв между
черными ящиками и инструментальными системами. Эти пакеты предлагаются
обычно видными деятелями рынка. В них раскрыта общая логика системы и вы
можете 'f настроить некоторые параметры. МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Консультанты Консультативные бюллетени яркое пятно на рыночной сцене.
Свобода печати позволяет каждому поставить на кухне шшущую машинку,
купить марки и начать рассылать консультативный бюллетень. Его <история
использования> обычно ничего не значит, поскольку никто ник огда не
следует всем советам какого бы то ни было бюллетеня. Некоторые издания
дают полезные идеи и показывают, где искать новые возможности.
Меньшинство из них полезны для самообразованя. В основном, они
предназначены для того, чтобы создать у аутсайдеров иллюзию
сопричастности, убедить их, что они знают что происх одит, или должно
произойти, на рынке. Бюллетени хорошо развлекают. Ваша подписка
обеспечит вам друга по переписке, который присылает интересные и
забавные письма и не просит писать в ответ, исключая чек за продление
подписки. Мелкие предприниматели организуют фирмы, определяющие рейтинг
информационных бюллетеней. Все они стремятся к прибыли и их благополучие
зависит от благополучия консультативной индустрии. Авторы рейтинга могут
иногда пожурить консультанта, но большая часть в ремени уходит у них на
восторженные аплодисменты. Я сам делал информационный бюллетень.
Работал много, не фальсифицировал результаты и имел неплохой рейтинг. Я
знаю на опыте огромный потенциал фальсификации результатов. Это
тщательно охраняемый секрет консультативной индустрии. Когда я начал
готовить бюллетень, один из наиболее видных консультантов посоветовал
мне тратить меньше времени на анализ и больше на маркетинг. Основной
принцип подготовки бюллетеня гласит: <Если вы должны делать прогнозы,
делайте их много. Как только прог ноз оправдается, удваивайте объем
рассылаемой по почте рекламы". Соревновавия игроков Соревнования
игроков проводятся мелкими фирмами или частными лицами. Участники платят
организатором за то, что те будут следить за их успехами и широко
рекламировать победителей. У соревнований игроков есть два недостатка,
один из них ничего, а другой поте нциально преступный. Этакий скандал,
который ждет, пока его раскопают журналисты. Все соревнования утаивают
сведения о проигравших и говорят только о победителях. Каждая собака
иногда греется на солнышке, и у каждого игрока бывает одпн удачный
квартал. Если вы включитесь в соревнование, будете дико рисковать, то
радо или поздно у вас бу дет ˜.4. Рыночвая на и Вы хороший квартал,
вы войдете в число победителей и привлечете деньги других людей в свой
фонд. Многие консультанты участвуют в соревновании со скромной суммой ,
которую они относят на затраты по маркетингу. Если им повезет, то они
получают ценную рекламу, а нет - их неудача не афишируется. Никто не
узнает об участнике, растратившем свой счет. Я знал игроков, настолько
слабых, что им не продать конфету ребенку. Они хронические неудачники,
но каждый появлялся среди победителей основных соревнований и с очень
хдрошими результатами, выраженными в процентах. Эта известность
позволила им собрать чужие день ги, которые они продолжили проматывать.
Если бы соревнования игроков раскрывали имена и результаты всех
участников, это просто убило бы бизнес. Более неприятный недостаток
соревнований - это финансовое слияние организаторов с некоторыми
участниками. Многим организаторам есть прямой интерес подтасовывать
результаты и помогать своим товарищам по заговору выйти победителем, что
затем используется для сбора средств у населения. Владелец одного
соревнования говорил мне, что он помогал собирать деньги для своей
звезды и победителя. Насколько объективен может быть судья, если у него
общий бизнес с одним из участников? Ясно, что сумма, которую он сможет
собрать, зависит от того, как хорошо <звезда> покажет себя в
соревновании. Эта тщательно выращенная звезда быстро спустила деньги,
отданные под ее опеку. Худшие злоупотребления могут -совершаться в
соревнованиях, проводимых брокерскими фирмами. Фирма может установить
правила соревнования, привлечь участников, заставить их играть через
фирму, обеспечить судейство, рекламировать результаты и затем перейти к
д елу- сбору средств с населения для управления победителями, гарантируя
тем самым себе доход и комиссионные. Такой фирме очень просто сделать
звезду. Достаточно открыть несколько счетов для будущего победителя.
Каждым вечером можно заносить лучшие сделки на соревновательный счет, а
остальные сделки на прочие счета, получив, тем самым, изумительный
<послужной список>. Соревнование игроков может быть очень
привлекательным способом оболванивания публики. 2.4. Рыночная толпа и
Вы Рынок - это плохо организованная толпа, в которой спорят о том,
поднимутся цены или упадут. Поскольку все цены отражают, консенсус,
достигнутый толпой на момент совершения сделки, то фактически все игроки
спорят о будущем настроении толпы. Толпа переходит от безразличия к
оптимизму или пессимизму и от надежды к страху. Многие люди не следуют
собственному плану игры, поз! и толпе влиять на их чувства, мысли и
действия. "Быки" и "медведи" борются на рынке, а Ваш счет увеличивается
или уменьшается под влиянием деятельности этих незнакомцев. Вы не можете
управлять рынком. Вы можете только решить, когда войти в игру и когда
выйти из нее. Большинство игроков нервничают, выходя на рынок. Когда
они присоединяются к рыночной толпе, эмоции затемняют их разум. Эти
вызванные толпой эмоции заставляют игроков отклоняться от своего плана и
терять деньги. Эксперты по толпе Чарльз Маккей, шотлаадский юрист,
налисал класическую книгу <Необычно популярные заблуждения и сумашествие
толпы> в 1841 году. Он описал несколько массовых маний, включая
тюльпаяную манию в Голландии в 1634 году и мыльный пузырь инвестиций в
Южные Моря в А нглии в 1720 году. Тюльцодное сумашествие началось как
рынок "быков" по луковипам тюльпанов. Длительный период рынка "быков"
убедил состоятельных голландцев в том, что тюльпаны будут продолжать
ценить. Многие из них бросили свой бизнес, начали выращивать тюльпаны и
торговать ими, стали тюльпанными брокерами. Банки принимали тюльпаны
как обеспечение, а спекулянты процветали. В итоге мания рухнула
несколькими волнами панических продаж, оставив множество нищих и
потрясенную нацию. Маккей с сожалением заключает: <Люди сходят с ум а
толпами, а возвращаются к здравому рассудку медленно и по одному. > В
1897 году Густав Де-Бон, французский философ и политик, написал <Толпу>,
одну из лучших книг по массовой психологии. Ее современный читатель
видит свое отражение в столетнем зеркале. Де-Бон пишет, что, когда
отдельные личности образуют толпу, <кто бы ни были индивидуумы,
составляющие ее, каким бы одинаковым или различным не был бы их образ
жизни, род занятий, характер или их уровень интеллекта, тот факт, что
они вовлечены в толпу, дает им некий коллективный разум, заставляющий
их чувствовать, думать и поступать способом, совершенно отличным оттого,
каким каждый из них чувствовал бы, думал и поступал, находись он в
состоянии изоляции.> Люди меняются, когда присоединяются к толпе. Они
становятся более простодушными и импульсивными, активно ищут лидера и
руководствуются эмоциями вместо того, чтобы обращаться к разуму.
Индивид, вошедший в состав группы, в меньшей степени способен позаботить
ся о себе. ˜.ыдочная толпа и Вы Эксперименты американских психологов в
1950-х годах доказали, что в группе люди думают иначе, чем в
одиночестве. Например, индивидуально человек легко может ответить, какая
из двух линий на листе бумаги длиннее- Он теряет эту способность, если
его поместит ь в группу, члены которой намеренно дают неверные ответы.
Разумные, окончившие колледж люди верят нескольким незнакомцам больше,
чем собственным глазам1 Члены группы верят другим, и особенно лидеру
группы, больше, чем самим себе. Теодор Адорно, совместно с другими
социологами, показывает в двухтомнике <Американский солдат>, что
наилучшим и единственным параметром, позволяющим предсказать
эффективность инди видуума в бою, является его отношение к своему
сержанту. Солдат, доверяющий лидеру, буквально идет за ним на смерть.
Игрок, верящий, что он следует за трендом, будет держать убыточную
позицию до тех пор, пока его состояние не испарится. Зигмунд Фрейд
учил, что члены группы удерживаются вместе за счет своей преданности
лидеру. Наши чувства по отношению к групповому лидеру произрастают из
наших детских чувств по отношению к отцу смеси доверия, зависти, страха,
стремления к одобрению и готов ности к восстанию. Когда мы вступаем в
группу, наша способность рассуждать о вещах, важных для группы,
деградирует до уровня ребенка. Группа без лидера не может удержаться
вместе и распадается. Это объясняет паническую покупку или продажу.
Когда игроки нео жиданно чувствуют, что та тенденция, за которой они
следовали, покинула их, они сбрасывают свои позиции в панике. - Члены
группы могут ухватить несколько трендов, но они погибают, когда рынок
меняется на противоположный. Когда вы присоединяетесь к группе, вы
действуете как ребенок, следующий за родите-ими. Рынок на заботится о
вашем благополучии. Успешные игроки всегда независимые мыслители.
Зачем присоединяться к толпе? С начала веков люди присоединяются к
толпе ради безопасности. Если охотники атакуют саблезубого тигра
группой, то большинство имеет хорошие шансы выжить. Одинокий охотник
вряд ли выйдет живым из такой переделки. Одиночки погибали чаще и
оставляли меньше по томства. У членов группы было больше шансов на
выживание, в тенденпия объединяться в группы, похоже, у людей
унаследована. Наше общество прославляет свободу и инициативу, но, под
тонким ˜покровом цивилизованности, в нас множество примитивных
побуждений. Ради безопасности мы хотим войти в группу и идти за сильным
лидером. Чем выше неопределенность, тем сильнее наше желание
группироваться и следовать за кем-то ла каньону Wall Street не бродят
саблезубые тигры, но, возможно, вы боитесь за свое финансовое выживание.
Ваш страх возрастает от того, что вы не в состоянии влиять на изменения
цен. Стоимость вашей позиции падает и растет из-за покупок н продаж
совершенно незнакомых людей. Эта неопределенность заставляет большинство
игроков искать лидера, который скажет им, что делать. Вы можете
обоснованно решить, открывать позицию на покупку или продажу, но в тот
момент, когда вы вышли на рынок, вас начинает засасывать толпр. Вам
необходимо следить за несколькими признаками того, что вы превращаетесь
из независимого игрока в послушного члена толпы. Вы теряете
независимость, когда напряженно следите за, ценами и радуетесь, если они
изменяются в вашу сторону, или впадаете в депрессию, если цены движутся
против вас. Вы в беде, если начинаете доверять "гуру" больше, чем себе,
и импульсивно прикупать убыт очные позиции или закрывать существующие
позиции и открывать новые в противоположном направлении. Вы теряете
независимость, когда перестаете следовать своему плану игры. Когда вы
заметите, что происходит нечто подобное, попробуйте придти в чувство.
Если ва м не удалось восстановить свое самосознание, прекратите играть.
Менталитет толпы Когда люди попадают в толпу, они становятся
примитивными и ориентировавными на действия. Толпа испытывает простые,
но сильные эмоции, такие как беспокойство, удовольствие, тревога или
радость, переходят от страха к радости, от паники к счастью. Ученый може
т быть холоден и рационален в своей лаборатории, но может и заключать
идпотские сделки, когда его захватит массовая истерия рынка- Группа
может поглотить вас и когда вы играете из переполненного брокерского
офиса, и когда вы находитесь на вершине удаленной горы. Когда вы
позволяете посторонним влиять на ваши рыночные решения, вы сами лишаете
себя шансов на успех. Верность группе важна для выживания армейского
подрааделения. Вступив в профсоюз вы можете надеяться сохранить работу,
даже если ваши результаты и не очень хороши. Но никакая группа не может
защитить вас на рынке. Толпа больше и сильнее, чем вы. Независимо от
того, какой вы умный, спорить с толпой вы не сможете. У вас только две
возможности: присоединиться к толпе или действовать самостоятельно.
Многие игроки удивляются, почему рынок начинает двигаться в обратную
сторону сразу же после того, как они расстались со своей убыточной
позицией. Это происходит потому, что члены толпы охвачены одним и тем же
страхом и продают в одно и то же время. Как только приступ продаж
заканчивается, рынку больше некуда девать ся, кроме как идти обратно.
Оптимизм возврашьется, толпа чувствует жадность и начинает следующий
цикл покупок. Толпа примитивна, значит, ваша стратегия игры должна быть
простой. Вам не нужно быть специалистом по ракетам, чтобы придумать
успешный метод биржевой игры. Если игра оборачивается против вас
сократите по возможности свои потери и убегайте. Спор с толпой ни когда
не оправдывается, вам просто нужно решить, когда войти в толпу, и когда
ее покинуть. Ваша человеческая природа подготовила вас к тому, чтобы
под давлением вы отказались от своей индивидуальности. Когда вы играете,
то склонны копировать окружающих и игнорировать очевидные сигналы к
покупке или продаже. Поэтому вам нужно разработать систему игры и план
управления капиталом, и следовать им. Они представляют собой ваши
рациональные индивидуальные решения, принятые до того, как вы начали
игру и оказались в толпе.' Кто лидер? Когда пены изменяются в вашу
пользу, вы можете ощущать очень сильную радость. Когда цены идут против
'вас, вы можете быть злы, напутаны л подавлены и нервно ожидать, что
дальше сделает рынок. Когда игрок чувствует стресс или угрозу, он
присоединяется к тол пе. Преисполпившись эмоций, он начинает копировать
других членов группы, особенно группового лидера. Когда дети пугаются,
они хотят, чтобы им сказали, что нужно делать, и обращаются к родителям.
Затем они переносят это отношение на учптелей, врачей, министров и
разнообразных экспертов. Игроки обращаются к рыночным "гуру", продавцам
игровых систем, газетны м обозревателям и другим рыночным лидерам. Но,
как блестяще указывает Тонп Плюммер в своей книге <Прогнозирование
финансовых рынков>, основным лидером на рынке является цена. Цена лидер
рыночной толпы. Игроки со всего мира отслеживают скачки рынка вверх и
вниз. Кажется, что цена говорит игроку: <Иди за мной, и я приведу тебя к
богатству>. Большинство игроков считают себя незавлсимыми. Лишь немногие
из нас понимают, как силь˜о м ы сфокуспровались на поведении нашего
группового лидера. Тренд, идущий в вашу пользу, символизирует родителя,
приглашающего отобедать в безопасности. Тренд против вас символизирует
рассерженного родителя, готового наказать. Когда вы охвачены этими
МАССОВА ПСИХОЛОГИЯ чувствами, легко просмотреть объективные сигналы,
говорящие о том, что толпу пора покинуть. Вы можете чувствовать себя
невиновным, пытаться торговаться, вымаливать прощение, избегая
рациональный акт признания своей неудачи, за которым должно следовать
изба вление от пыточной позиции. Независимость Вы должны основывать
свои действия на тщательно разработанном плане, а не дергаться в ответ
на каждое колебааие цен. Письменвое изложение своего плана полностью
окупается. Вам нужно точно знать, в каком случае вы входите в игру и в
каком выходите из нее. Н е принимайте решение под влиянием момента,
когда вы подвержены влиянию толпы. Вы можете достичь успеха на рынке,
только если вы думаете и действуете как отдельная личность. Самым слабым
звеном любой системы игры является сам игрок. Игроки терпят неудачу,
когда они действуют без плана или уклоняются от выполнения своих плааов.
Планы создаются личностями путем рассуждений. Импульсивные сделки
заключаются взбудораженными членами толпы. Во время, игры вы должны
следить за собой и подмечать изменения вашего психологического
состояния. Запишите ваши соображения по поводу ночам игры и правила, по
которым вы выйдете из нее, включая правила по управлению капиталом-Пока
у вас есть открытая пози ция, не меняйте свой план. Из греческих мифов
известны сирены, морские создания, которые пели столь прекрасно, что
моряки прыгали за борт и тонули. Когда Одиссей захотел послушать сирен,
он приказал команде привязать его к мачте, а самим залепить уши воском.
Одиссей услышал сирен и выжил, поскольку не мог выпрыгнуть за борт. Вы
обеспечите свое выживание как игрока, если погожим днем привяжете себя к
мачте плана и жестких правил управления капиталом. 2.5. Психология
тренда Каждая цена отражает мгновенный консенсус всех участников рынка
по поводу стоимости. Она показывает итог их последнего голосования по
поводу ценности выставляемого на продажу. Каждый игрок может внести
свой, пусть скромный, вклад в процесс принятия решения , отдав
распоряжение купить, продать или воздержаться от участия в игре нь
достигнутом уровне пен. Каждая черта на диаграмме отражает битву между
"быками" я "медведями". Когда "быки" чувствуют себя уверенно, они
охотнее 2.5. Психология тр˜. .л покупают я поднимают рынок. Когда
"медведи" чувствуют себя более уверенно, они охотнее продают и опускают
рынок вниз. Каждая цена отражает действие, или бездействие всех
участников рынка. Графики служат окном, позволяющим заглянуть в массовую
психологию. Когда вы рассматриваете графики, то анализируете поведение
игроков. Технические индикаторы помогают сделать анализ боле е
объективным. Технический анализ это прикладная массовая психология. Его
цель в том, чтобы распознать тренд и изменения поведения толпы и принять
разумные решения в биржевой игре. Сильные чувства Спросите игрока,
почему цены пошли вверх, и от большинства вы услышите дежурный ответ -
больше покупателей, чем продавцов. Это не верно. Число объектов,
проданных на рынке, акций или фьючерсов, всегда равно числу купленных.
Если вы хотите купить контракт на Швейцарские франки, кто-то ˜олжен его
вам продать. Если вы хотите сбыть контракт S&P 500, то кто- го должен
его у вас купить. Число купленных и проданых на бирже акций одинаково.
Более того, число распродаваемых и накаплив аемых позиций ва рынке
фьючерсов тоже одинаково. Цены идут вверх или вниз в ювисимости от
колебаний интенсивности жадности и страха у продавцов в покупателей.
При восходящем тренде "быки" оптпмистичны и не против немного
приплатить. Они покупают дорого потому, что ожидают, что цены поднимутся
еще выше. При восходящем тренде "медведи" чувствуют жбя напряженно и
соглашаются продавать только дороже. Когда жадные I оптимистичные
"быки" встречаются с испуганными и осторожными ''медведями", то рынок
взлетает вверх. Чем острее их чувства, тем круче чодъем. Взлет кончается
только тогда, когда у многих "быков" проходит энтузиазм. Когда цены
снижаются, то "медведи" оптимистичны и не смущаются 1родавать немного
дешевле. "Быки" напуганы и готовы покупать только со скидкой. Пока
"медведи" чувствуют себя победителями, они эродолжают продавать по
сниженным ценам и спад продолжается. Он 1 ончается тогда, когда
"медведи" становятся осторожными и этказываются продавать по низкой
цене. Ьзлеты и падеиля Мало кто из игроков действует как разумное
человеческое существо. На рынке очень много эмоциональности. Большинство
участников рынка действуют по принципу <делал, как все>. По массам
"быков" и "медведей" прокатываются волны жадности и страха. Рынок
поднимается из-за жадности покупателей и страха продавцов. "Быки" обычно
любят покупать при максимальной дешевизне. Когда они особенно уверены,
то больше думают о том, чтобы не пропустить взлет цен, а не о том, как
купить по самой дешевой цене. Взлет продолжается до тех пор, пока
"быки" достаточно жадны для того, чтобы идти навстречу требовалиям
продавцов. Крутизна взлета зависит от того, как себя чувствуют игроки.
Если покупатели чествуют себя лишь немного сильнее продавцов, то рынок
поднимается медленно. Когда они чувствуют, что значительно сильнга
продавпов, то рынок поднимается быстро. Задача техническог о анализа
определить, когда "быки" сильны и когда они начинают выдыхаться.
Играющие на понижевие чувствуют себя попавшими в ловушку да рынке, когда
их прибыль испаряется и превращается в убытки. Когда они кидаются
закрывать свои позиции, подъем становится почти вертикальным. Страх
существенно более сильная эмоция, чем жадность, и взлеты, вызванные
стремлением покрыть потери, бывают особенно крутыми. Рынок снижается
из-за жадности "медведей" и страха "быков". Обычно "медведи"
предпочитают продавать на вершине взлета, но если они ожидают, что
хорошо заработают во время падения пен, они не против продать и на пути
вниз. Испуганные покупатели соглашаются покупать только дешевле
рыночной цены. Пока продавцы готовы идти навстречу этим требованиям и
продавать по цене предложения, спад продолжается. По мере того, как
прибыли "быков" тают и превращаются в потери, они начинают паниковать и
продавать практически по любой цене. Им так хочется выйти из игры, что
они начинают соглашаться на предложения по пене ниже рыночной. При
панической распродаже рынок может падать очень быстро. Лидеры трендов
Преданность - тот клей, который удерживает группы вместе. Фрейд показал,
что члены группы относятся к своему лидеру так же, как дети к отцу.
Члены группы ожидают, что лидер вознаградит и ободрит пх, если они ведут
себя хорошо, и накажет, когда они ведут се бя плохо. Кто ведет рыночный
тренд? Отдельные личности, пытающиеся управлять рынком, как правило
плохо кончают. Например, рынок "быков" по серебру в 1980-х был создан
братьями Хант из Техаса я примкнувшими к ним арабами. Ханты закончили в
суде по банкротствам- У них не нашлось денег даже на машину и им
пришлось ехать к зданию суда на метро. Рыночные "гуру" иногда способны
создать тренд, но они, как правило, не удерживаются дольше одного
рыночного никла (см. главу 6). Тони Плуммер, игрок из Англии, высказал
в своей книге .Предсказание финансового рынка истина за техническим
анализом> вовую революционную идею. Он показы, что цена сама служит
лидером рыночной толпы! Большинство игроков концентрирует свое внимание
на деве. Победители чувствуют себя вознагражденными, когда цена
меняется е их пользу, а проигравшие чувствуют себя наказанными, когда
цена изменяется против них. Члены толпы находятся в святом неведении
относительно того, что когда они сосредотачиваются на цене, он и создают
себе лидера. Игроки, ощущающие на себе гипнотическую силу цены, сами
создают себе идола. Во время восходящего тренда "быки" чувствуют себя
вознагражденными заботливым родителем. Чем дольше сохраняется троил, тем
увереннее они себя чувствуют. Когда поведение ребенка вознаграждается,
он продолжает вести себя так же. Когда "быки" делают деньги, о ни
добавляют новые позиции к уже открытым позициям и новые "быки" выходят
на рынок. "Медведи" чувствуют, что их заказали за их продажи. Многие из
них закрывают свои позиции на продажу, открывают позиции на покупку и
присоединяются к "быкам". Покупки счастливыми "быками" и закрытие
позиций трусливыми "медведями" толкают тренд вверх. Покупатели чувствуют
себя вознагражденными, а продавцы наказанными. И те, и другие
эмопнонально вовлечены в процесс, но лишь немногие игроки понимают, что
онп сами создают восходящий тренд, создают своего лидера. Неожиданно
наступает Неновый шок на рынок выбрасывается крупный пакет и покупателей
оказывается недостаточно, чтобы поглотить аго. Восходящий тренд меняется
на нисходящий. "Быки" чувствуют себя обиженными, как ребенок, которому
отец залепил пощечину за обе дом, а "медведи" приободряются. Ценовой
шок сеет семена изменения рынка. Даже если рынок .оправится п достигнет
новых высот, "быки" будут более осторожны, а 1 "медведи" станут жестче.
Это отсутствие едпнства в доминирующей 1 группе и оптимизм среди ее
противников подготавливают разворот 1тренда. Несколько технических
индикаторов указывают на достижение 1 вершины треща, отслеживая
конфигурацию, называемый <дивергенцией 1 медведей> (Bearish Divergence)
(см. главу 4.5). В этом случае цены 1 достигают максимума, а индикатор
останавливается на значении, меньшем, 1 чем во время предыдущего
подъема. " Дивергенция медведей" указывает Ira лучшее время для открытия
позиций на понижение. 1 Когда имеет место нисходящий тренд, "медведи"
чувствуют себя ˜примерными детьми, которых ценят и награждают за т о,
что они умные. Они чувствуют себя уверенно, открывают новые
дополнительные позиции и спал продолжается. На рынок выходят новые
"медведи". Большинство любит победителен и средства массовой информации
берут интервью у "медведей" вовремя их рынка. Во вреди нисходящего
тренда "быки" теряют деньги и это заставляе? их чувствовать себя дурно.
"Быки" закрывают свои позиции и многие иа них переходят на сторону
"медведей". Их продажи подталкивают рывок вниз. Через некоторое время
"медведи" становятся уверенными, а "быки" деморализовадными. Неожидадно,
происходит неновый шок. Пакет заказов на покупку поглощает все имеющиеся
заявки на продажу и рынок подпрыгивает вверх. Теперь "медведи" чувствуют
себя детьми, ко торым отец отвесил затрещину в самый разгар счастливого
обеда. Ценовой шок посеял семена возможного поворота нисходящего треща,
поскольку "медведи" стали осторожнее, а "быки" жестче. Стоит ребенку
усомниться, что Санта Клаус существует, и он уже никогда в него
полностью не поверит. Даже если "медведи" оправятся и рыно к достигнет
нового минимума, несколько технических индикаторов отразят их слабость,
образовав структуру, называемую <дивергенцией быков˜' (Bullish
Divergence). Это происходит, когда цены достигают нового минимума, а
индикатор стоит выше, чем при предыдущем спаде. "Дивергенция быков"
указывает на лучшее время для покупки. Социальная психология У
отдельного человека есть свободная воля а его действия непросто
предсказать. Поведение группы проще и его легче отслеживать. При авализе
рынка вы анализируете групповое поведение. Вам нужно определить
направление действий толпы и его изменение. Группы засасывают нас и
затемняют наше сознание. Проблема большинства аналитиков состоит в том,
что их захватывает менталитет тех групп, которые они анализируют. Чем
дольше продолжается взлет, тем больше технических аналитиков попадают
под влияние чувств "быков", игнорируют опасные симптомы и пропускают
изменение тенденции. Чем дольше продолжается спад, тем больше аналитиков
солидаризируются с "медведями" и игнорир уют сигналы "быков". Вот почему
полезно письменно изложить план анализа рынка. Нужно решить заранее, за
какими индикаторами следить и код интерпретировать их изменение.
Трейдеры в операционном зале используют несколько инструментов
определения характера и силы чувств членов толпы. Они отслеживают
способность толпы пробить предыдущий уровень поддержки илЯ
сопротивления. Они смотрят на поток <бумаги> заказов клиентов>

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>