<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

людям жить!" И мне — в том числе.
Да, до какого-то срока я тоже верил,
что угрызения Совести и переживание
Вины есть неотъемлемое качество каж-
дого духовно пробужденного человека.
Эти мучители истово терзали мою ду-
шу, отмечая ударом каждое мое паде-
ние и царапая сердце за каждый мелкий
промах. Спастись от них было невоз-
можно, ибо чем человек порядочнее,
тем больнее кусает ("угрызает") его Совесть и терзает Вина.
Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Ра-
зум, Любовь и Нравственность.
88 Мудрость в повседневных контактах


Размышления о Виноватых
Ну как ты мог? — Так получилось...
Шурик, 3 года



Н еизгладимое впечатление произвел на
меня диалог Марисабель с ее мамой в
фильме "Богатые тоже плачут". Мама,
рассказав дочери, как она когда-то оставила ее в
приюте, с надрывом спрашивала: "Ты не пре-
зираешь меня?" "Нет, я не презираю тебя!" —
отвечала с дрожью в голосе и пафосом Мари-
сабель... Все в порядке? Вам ничто не режет
слух?
А ведь презрение — довольно грязная вещь. Это что-то из арсе-
нала психологических палачей. Соответственно, у наших героев
гуманизм на уровне: одна спрашивает: "Ты не будешь за мою
слабость истязать меня?", другая отвечает: "Нет, я не буду под-
жаривать тебя на сковородке!" И по ее возвышенным интонаци-
ям я догадываюсь, что для нее это нравственный подвиг.
Ну что ж, для кого-то большим шагом к овладению нравственно-
стью будет воздержаться от мата и научиться выяснять отноше-
ния нормальным разговором, а не метанием сковородок или ку-
лаком. Для более цивилизованной публики трудной вершиной
оказывается умение просить прощение и прощать. Славно, но
чем здесь особенно гордиться? Прощение — это освобождение
своей души от обид, зла и ненависти к другому; но это же зна-
чит, что перед этим вы загрязнили свою душу обидой, злом и
ненавистью.
Я уже много лет не прощаю никого. Я не прощаю никого, потому
что прощать мне некого. Прощают виновных, а я никого никогда не
обвиняю, и в МОЕМ мире виновных — нет.
· Естественно, где-то на поверхности души обиды иногда могут поя-
виться. Но в глубину души их никто не пустит, а на поверхности к ним
настолько насмешливое отношение, что дольше нескольких минут
обиды в моей душе не живут.
Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы,
невоспитанны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет,
я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни
возмущаться этим, ни из-за этого расстраиваться. Я не обвиняю
дождь, поливающий меня водой, и не обвиняю людей, поливаю-
щих меня грязью. Плохих людей для меня нет.
Как жить в мире с людьми и миром 89


· Плохих людей нет так же, как нет плохой погоды. Всякая погода —
прекрасна, хотя для моих конкретных забот конкретная погода иногда
меня очень даже не устраивает.
Я люблю этот мир таким, каков он есть. Все, что меня интересу-
ет, это — как в таких обстоятельствах, среди таких людей, жить
мне. Смогу ли по-другому?
· Вас тоже интересует только это?
При этом я — человек совершенно земной, и если от человека
рядом со мной оказывается больше неприятностей и вреда, чем ра-
дости и пользы, я постараюсь, чтобы он и я
оказались подальше друг от друга. Я не ори-
гинален и предпочитаю более комфортную
среду, в том числе и человеческую.
Я могу активно и жестко защищать себя, как и
любого другого человека, но, что бы я ни де-
лал, количество добра в мире должно увели-
чиваться. Для меня лучше не ответить ничем,
чем ответить грубостью. Я никогда не уни-
жусь до мести. Если мой личный враг делает
хорошее дело, мне хотелось бы ему помочь.
По сути, Философия уже зазвучала. Дальше я изложу ее тезисно,
в виде своеобразного Кодекса взаимоотношений.


Мой Кодекс взаимоотношений
(с короткими комментариями)
Скажи мне, как ты относишься к себе, и
я скажу, как ты относишься к другим
людям.
Мудро, но двусмысленно


О свободе


Я — свободен. Я не являюсь собственностью ни Родителей,
ни Близких и Любимых, ни кого бы то ни было еще. Я при-
шел в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то
ожиданиям.
Впрочем, и другие живут в мире вовсе не для того, чтобы соот-
ветствовать ожиданиям моим. Я дарю свободу всем. Никто — ни
Родители, ни Близкие, ни Любимые — не являются моей собст-
венностью.
90 Мудрость в повседневных контактах


Кто кому что должен
Мне никто ничего не должен. Если кто-то мне что-то сделал или
сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благода-
рен. Не сделал — я не буду на него в обиде. Мне приятна благо-
дарность, но я никогда на нее не рассчитываю и тем более ее не
требую.
· С тех пор, как это стало моими принципами, мне (и со мной) стало
жить гораздо приятнее. Обижаться мне не на кого, но, что характер-
но, меня действительно мало кто подводит.


МНЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН

Я никому ничего не должен — я свободный человек. "Как дру-
гие пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать
моим ожиданиям, так и я пришел сюда вовсе не для того, чтобы
соответствовать ожиданиям их" (Фредерик Перлз). Мне приятно
совершать добрые дела и я стараюсь их делать, но если я что-то
кому-то не сделал (не смог или не захотел), — я не виню и не
мучаю себя. Потому что людей мучить нельзя.
· Винить или мучить себя так же негуманно и глупо, как и кого-то друго-
го. Разобраться в себе — это другое, достойное дело. Помочь себе — да,
бить себя — нет. Нельзя бить человека!


ОБВИНЯТЬ И МУЧИТЬ СЕБЯ ТАК ЖЕ ГЛУПО И БЕЗНРАВСТВЕННО,
КАК МУЧИТЬ И ОБВИНЯТЬ ДРУГИХ


О договоренностях и обещаниях
Если мы живем рядом или делаем общее дело, мы должны друг
другу только то, о чем договорились. Пусть я подразумевал ка-
кие-то условия, но договора о них с человеком не было — значит,
он ничего мне не должен. Даже если мы и договорились, а он
нарушает договор — это еще не повод для обид или претензий.
· Значит, у него не получается. Возможно, стоит с ним договариваться
по-другому. Или о другом. Или с другим. Но ругаться с этим — какой
смысл?
Пусть кто-то на что-то надеется, но если я прямо не обещал —
обязанным себя не считаю. Если же я пообещал, это значит
Как жить в мире с людьми и миром 91


только то, что я хотел бы и буду стараться, чтобы так получи-
лось. Тем, кто этого не понимает, я вообще ничего не обещаю. А
тому, кто любит точность, сформулирую точно: "Обещаю поста-
раться".
· Это не значит, что я безответственный человек и со мной бессмыс-
ленно договариваться. Я уважаю людей и стараюсь никого не подво-
дить. Но "кровь из носу, а сделать!" — нет, я сам себя в концлагерь по-
мещать не буду.


О вине тех, кто меня подводит
Если у человека неудача или неприятность, из-за которой он да-
же крупно подвел меня, он будет для меня не виновным, а по-
страдавшим: он же не специально! Если происшедшим он рас-
строен и нуждается в моей поддержке, он ее получит.
· Тот, кто уронит батарею мне на ногу, будет мной утешен. Бедный,
ведь у меня болит только нога, а у него — душа!
Если человек подвел меня потому, что не очень-то заботился
(или вовсе не заботился) о моих интересах, это огорчительно, но
не более того. Может быть, я постараюсь не связываться с ним в
дальнейшем, но убивать (даже взглядом) за происшедшее я его
не буду.
· Я не знаком с людьми, которые были бы обязаны заботиться о моих
интересах. И, кроме того, я не думаю, что после скандала они будут
заботиться обо мне больше.
Впрочем, со своими детьми я очень строг и требователен. Но
вовсе не потому, что когда-либо на них сержусь — нет, я хочу
научить их быть ответственными людьми. Мне от них ничего
всерьез не надо, я требователен к ним — для них.

О моей вине и совести
Мне нравится жить достойно. Я никогда намеренно не делаю
дурного и всегда стараюсь поступать как лучше. Если же у меня
получается плохо и у кого-то из-за этого неприятности — это
достойно сожаления, но я не виноват. Я не знаю, что такое вина,
и никогда на эту тему не переживаю.
· Я подвел — одному человеку уже плохо. Зачем же делать, чтобы плохо
становилось и другому — мне? Я не скотина, и все, что нужно мне в
таком случае понять, сумею понять без зуботычин.
Если понимать совесть как то, что в таких случаях "гложет" или
"мучит" человека, то я против совести. Если бессовестный —
92 Мудрость в повседневных контактах

тот, кто не позволяет не умной и не гуманной тете Совести му-
чить человека, то я горжусь тем, что стал уже почти совсем бес-
совестным.
· Конечно, если же Совесть понимать как голос Лучшего в человеке, ко-
торый его зовет, воодушевляет и помогает не врать себе — то я за
Совесть обеими руками. Правда, это я называю не голосом Совести, а
голосом Нравственности.
Мне нравится быть внутренне благополучным — всегда. Одна-
ко, если мое внутреннее благополучие кого-то расстроит (если,
например, я его подвел), я лично для него могу попереживать
раскаяние и попросить прощения.
· Потому что чужие неврозы надо уважать. Что не сделаешь для хоро-
шего человека!


Об обмане
Покажите мне честного человека, и я
скажу вам, кто вас обманывает...
Конечно, это вранье

Тот, кто обманул меня, виноват не больше, чем тот, кто был
правдив. Сказавший правду не мог позволить себе ложь. Обма-
нувший не мог позволить себе честность: у него не хватило для
этого сил или благородства.
· Он нищий — за что его осуждать?
Обман бывает наглый. Ну и что? Наглый — это тот, кто живет
по другим правилам игры. У меня такие же основания презирать
его, как у него — меня, за мою недалекую ограниченную чест-
ность или доверчивость.
· Когда я прихожу на рынок, я остро чувствую жизненную мощь стихии,
где моя цивилизованная честность странна и некстати...
Если меня обманул близкий человек, я огорчен — жалею, что
пока не сумел вызвать у него достаточно доверия. Виноват не
тот, кто врет, а кто отбил у человека желание говорить правду.
Сам я стараюсь быть честным, хотя и не делаю из честности
культа — когда-то могу и соврать.
· А вы никогда не привираете? Ни чуть-чуть? Или вы вначале врете, а
потом еще себя ругаете-бьете-казните? Как способ успокаивать та-
ким образом свои моральные чувства это слишком напоминает мне ма-
зохизм.
Не так важно, сказали вы правду или нет, главное — сделали ли
вы это с пониманием и ответственностью. Главное — не врать
себе.
Как жить в мире с людьми и миром 93


О несправедливости
Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя,
это будет справедливо. Но это — не лучшее, что ты
можешь сделать. Ты можешь ему это подарить.
Из разборок с моими детьми

Мне никто не обещал, что мир будет справедлив. В мире есть то,
что есть, и справедливость бывает, если ее кто-то делает. Если
мне это нравится, я могу ее где-то сделать. А если я или кто-то
из моих знакомых ее не сделал — как к этому относиться?
Сильно ли стоит заботиться о справедливости? Мне она нужна
мало. Справедливость — понятие младших классов школы жиз-
ни. Более всего проблема несправедливости волнует подростков
и преступников, то есть людей слабых и злых, лишенных, а я —
не такой.
· Вот деньги. Если деньги сгорели — их не стало. Если мои деньги ока-
зались не у меня — деньги в мире остались. И это — славно!
Несправедливость ко мне меня не увлекает хотя бы потому, что я
не знаю, что приносит людям больше неприятностей: сама не-
справедливость или борьба с ней. Борьба за справедливость, как
правило, это драка с истошными криками: "Отдай!" и ударами
наотмашь.
· То есть для любителей подраться под благородными лозунгами впол-
не вкусная вещь.
Когда я устал или раздражен, я могу опереться на
“справедливость” и начать считаться: “Вот, я... — А вот, ты...
Это несправедливо!” Нормально: это хорошая дубинка, и навес-
ти порядок она помогает. Когда же я щедр, когда я забочусь и
люблю — справедливость меня уже не волнует. Любовь и муд-
рость смотрят выше справедливости.
· Кроме того, я люблю наблюдать природу. Она прекрасна, хотя неспра-
ведлива абсолютно...



О тех, кто меня оставит в одиночестве
“Ах, он меня оставил! Ах, я стал одиноким...”
О чем плач? Почему мы так отчаянно реагируем на одиночество?
Мне нравится быть с людьми, но я умею жить один — и празд-
ную свое одиночество. Одиночество — это состояние, когда уш-
ли все посторонние, и я остался наедине с самым близким чело-
веком — с самим собой.
· Кстати, мне остался еще целый мир — мир вокруг меня. О чем плакать?
94 Мудрость в повседневных контактах

Да, маленький ребенок, когда остается один, кричит. Никто его
не развлекает, никто его не накормит, а сам он беспомощен. Но
почему, оставленные в одиночестве, кричим и страдаем мы? Мы
еще остались маленькими детьми? Без няньки — не можем?
Мир не брал обязательств меня опекать и, тем более, развлекать,
и если он подарил мне хорошего попутчика по жизни — спаси-
бо, мир! Если же попутчик меня покинул — спасибо за то, что
было. Вчера я мог праздновать нашу жизнь вместе, сегодня я бу-
ду праздновать свое одиночество. Одиночество, это — нормаль-
но. Это состояние, когда ушли все посторонние, и я остался на-
едине с самым близким человеком — с самим собой.
· Кстати, мне остался еще целый мир — мир вокруг меня. О чем пла-
кать?
Человек, оставивший меня в одиночестве, вызывает у меня полное
понимание: видимо, он просто считает меня взрослым человеком.

О тех, кто меня оставит в беде
Если друг оказался вдруг...
Помните?

Никто не хочет быть сволочью, но жизнь иногда поворачивается
боком не только к вам. И, уверяю вас, в сознании того, кого вы го-
товы заклеймить, все видится несколько иначе...
· Каждый из вас много раз оставлял других в беде. Ну и что? Вы не пом-
ните этого — у вас тысячи оправданий, и все они правдивы.
Человек, оставивший меня в беде, вызывает у меня полное понима-
ние. Не все любят заниматься с инвалидами. Если позже он захочет
восстановить наши контакты, я всегда буду к ним открыт и только
рассмотрю их целесообразность.
Совершенно не очевидно, что так же он
оставит меня и в следующей беде. Плюс
беды бывают не часто, а человек может
быть очень нужным.

Тем, кого могу оставить я
Естественно, при возможности я сделаю
все хорошее для людей, ставших мне
близкими. Я их люблю, потому что лю-
бить мне несложно, и я постоянен, по-
тому что не требователен.
Как жить в мире с людьми и миром 95


· “Нетребовательный ты наш...” — вздохнула моя жена. На это - смот-
ри выше о моей требовательности к детям.
Но я свободен. И то, что я с человеком долго рядом, значит толь-
ко то, что до сих пор мне этого хотелось. Если вдруг мои планы
или настроения изменились — меня ничто не держит.
Антуан де Сент-Экзюпери красиво
сформулировал: "Мы в ответе за тех,
кого приручили", но это благородней-
шее положение легко превращается в
дубинку в руках "прилипал", которые
весьма охотно "приручаются" и потом
на правах инвалидов требуют нести за
них ответственность. Если я никого
специально не приручал, то ни за кого
ответственности не несу, а забочусь о
тех, о ком считаю нужным.
· Для особо интересующихся сообщаю: специально я никого не приручал
и делать этого не собираюсь.
Кстати, это преинтересная (а для многих — просто больная)
проблема: как вступать в людьми в близкие отношения и не при-
вязывать их к себе... Кто умеет — поделитесь секретами!

О любви и привязанностях
Я не требую привязанности от других и не привязываюсь сам.
Привязанности — это веревки, и они не нужны мне. На мой
взгляд, человек достоин того, чтобы освободиться от пут и вы-
бирать свой путь самостоятельно.
· Если я правильно понимаю, к этому призывали также и Будда, и Криш-
на, и Христос (смотри первоисточники). К кому был привязан Будда? И
что бы он сделал, если бы обнаружил у себя привязанность?
У меня нет родных, то есть людей, которые являются как бы ча-
стью меня, но много близких. Близкий для меня — любой, кто
сейчас со мной рядом, и я люблю
каждого — в той мере, в какой каждый
мне это позволяет. Любовь — это тепло и
забота, это то, что делаю я, что зависит
только от меня, моего душевного богатства
и моего выбора. Мне все равны — и мне
все равно, кого любить, но в ситуации
выбора я подарю свою любовь тому, вло-
жение в кого даст более добрые плоды.
96 Мудрость в повседневных контактах



ЛЮБОВЬ — ЭТО СВОБОДА.
ПРИВЯЗАННОСТЬ — ЭТО РАБСТВО

...Не привязывайся ни к чему,
Не привязывайся, не привязывайся, не
привязывайся.
Не привязывайся ни к чему,
И даже там, где уже не к чему
привязываться,
Не привязывайся ни к чему.
Сосан



Экзамен на человечность
"Он оскорбил меня, он ударил меня, он
одержал верх надо мной,
он обобрал меня!"
– у тех, кто таит в себе такие мысли,
ненависть не прекращается.
Дхаммапада


На чем вы ломаетесь?


М
ини-тест: вас кто-то незаслуженно оскорбил. В такой си-
туации вас заботит в первую очередь:
– как бы ваша реакция (неудачная, или отсутствие реак-
ции) не унизила вас в глазах окружающих;
– как бы ответить ему порезче, чтобы он “заткнулся”;
– как бы сохранить в душе доброе отношение к миру и к нему.
Чем озабочены вы?
Для меня всегда главное — это правильное внутреннее отноше-
ние к происшедшему.
Конечно, важно, как вы сможете ответить человеку: мягко или

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>