<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ность главная. Пусть Маша найдет, что ему сказать, чтобы он не
чувствовал себя виноватым. Если же он не переживает (что крайне
маловероятно) — прекрасно: значит, одной неприятностью меньше.
Маша зашла к Васе и угостила его виноградом, который у нее
был. Она видела, что у него в кухне на столе стояла клубника —
но Вася не только не предложил ее, а постарался втихую побы-
стрее убрать ее в холодильник.
Как Маше отнестись к этому?
· Как к тому, что клубника предназначена не ей. Что касается мотивов
поступка Васи, то они неизвестны; а когда что-то непонятно, надо
думать о человеке лучшее. Не так ли?
Маша попросила у Васи книгу:
– Ой, Вась, дай почитать!
– Не дам, потеряешь.
– Не потеряю! Я никогда в жизни книги не теряла!
– Потеряешь. Эту — не дам!.
Как Маше отнестись к этой ситуации? А к Васе? Что ей стоит
ему сказать?
Как жить в мире с людьми и миром 107


· К ситуации надо отнестись спокойно, а к Васе — хорошо. Не дает — зна-
чит, есть причины. Нейтрально сказать "Ну ладно", а если ей очень хо-
чется сказать, что он "жмот", то пусть скажет это шутливо-ласково.
Теперь Вася попросил книгу у Маши, она ему дала. Он обещал
вернуть ее через неделю — неделя прошла, а Вася молчит...
Что думать и делать Маше? Если начать разговор, то какой?
· Если книга пока ей не нужна, можно подождать еще. В другом случае
попросить, чтобы вернул.
Книга Маше понадобилась, она позвонила Васе, он сам назначил
время на завтра вечером: он придет и принесет. Она сидела дома,
как дура, весь вечер, никуда не отходила, а он так и не пришел и
даже не позвонил.
Что думать и делать Маше? Если разговор, то какой?
· Будем надеяться, что Маша все-таки сидела не как дура, а нашла, чем
заняться. О Васе думать нечего, потому что ничего не ясно. Как со-
звонятся — тогда спросить, что случилось. Какая бы причина ни была,
обижаться бестолково, лучше подумать о том, как книгу все-таки за-
получить и как договариваться с Васей в будущем, учитывая его не-
обязательность.
Наконец, Маша повстречалась с Васей, и он признался, что кни-
гу он потерял. Возместить потерю невозможно, поскольку книга
редкая.
Как Маше отнестись к потере книги? А как ей теперь реагиро-
вать на Васю? (посмотреть на него, подумать про него, что ска-
зать, какие выводы сделать?)
· Это не самая страшная потеря в жизни. Васю надо внимательно вы-
слушать — все, что он захочет объяснить, и сказать ему то, что он
хотел бы услышать (например, что она на него не сердится). Во всем
исходить из того, что это общая неприятность. А вывод может быть
только один: книги, к сожалению, иногда теряются...
В театре редкая постановка, Маша давно мечтала туда попасть и с
огромным трудом достала два билета. Пригласила Васю, показала
ему билеты, он на правах мужчины взял их себе и положил в бу-
мажник. Договорились встретиться вечером в 18.30, Маша пришла
на встречу вовремя. Васи нет и нет, наконец прибежал — и выясня-
ется, что в спешке бумажник с билетами он забыл дома... Все.
Как вести себя Маше? Как оценить ситуацию, что думать о Васе,
что ему сказать, что делать дальше?
· Меня бы на месте Васи очень устроила такая реакция Маши:
– Ты рад меня видеть?
– Конечно, рад.
– И я тебе очень рада. О билетах забудь. Пойдем, просто погуляем?
108 Мудрость в повседневных контактах

Маша и Вася пошли в поход.
Вася стал ставить палатку —
она встала как-то кособоко.
Стал разжигать костер —
костер не горит. Наконец,
Маша, повесила котелок ва-
рить суп. Вася захотел по-
править дрова, задел котелок
и все обрушилось в костер.
Как ко всему этому отнестись Маше? Что ей говорить, что делать?
· Все зависит от настроения Васи. Если он не в духе, лучше сделать
вид, что все нормально. Если можно свести все к шутке и Вася к этому
склонен, это самое лучшее решение.
Маша выразила свои чувства Васе, сказав, что он безрукий и
чтобы он не лез делать то, что не умеет. Вася замолчал, обиделся
и теперь не хочет идти за водой.
Кто здесь не прав? Как надо было реагировать Васе? Что теперь
делать Маше, когда обиженный Вася не идет за водой?
· Неправы оба. Вася вполне мог рассказать Маше поучительную исто-
рию про объявление, которое висело в одном кабаке на диком Западе:
"Просьба в музыкантов не стрелять — играют, как умеют". Самое
резкое, что он мог себе позволить, это: "Хорошо, все будешь делать
сама. За водой тоже ты пойдешь? И не шуми, а то укушу".
Будет еще лучше, если Вася поцелует Машу в щечку и быстро
соберет костер снова, а Маша перед ним извинится, прижмется к
нему и попросит его сходить за водой, а то она не сможет его
голодного накормить.
Маша поделилась с Васей своими душевными переживаниями,
надеясь на его сдержанность. Но через неделю ей пришлось убе-
диться, что о ее проблемах знают посторонние. Ей больно.
Должна ли Маша что-то сказать Васе? Как? Стоит ли ей что-
нибудь изменить в их отношениях? Надо ли, чтобы Вася это по-
чувствовал?
· Да, Маше стоит сказать Васе, что она не рассчитывала на пересказ
своих проблем посторонним, но виновата в происшедшем, скорее, она —
не предупредила. В будущем надо просто предупреждать, что вот эта
информация для третьих лиц не предназначена.
· Моя же племянница в аналогичной ситуации решила радикально: "Во-
обще людям ничего доверять нельзя". Вот так. И у многих такое —
на всю жизнь.
В обычной жизни между обычными людьми подавляющее
большинство из предложенных здесь ситуаций закончились бы
Как жить в мире с людьми и миром 109


обидами, и едва ли кому-либо от этого было бы хорошо. Обиды
неизбежны, если следовать установкам привычным, традицион-
ным. Но тогда зачем мы за эти установки держимся?

***
Умение прощать ближнему, когда он тебя задел, и реагировать
конструктивно, по-доброму — в нашей культуре почти потеря-
но. Возможно, что-то вернется с возвратом религии. Пока же —
приходится надеяться только на Разум.
Давайте думать.

"Вася и Маша"
(психологический практикум, 2 серия)


Н
а сцене снова наши герои: Маша и Вася. Как им реагировать
друг на друга в следующих ситуациях?
Вася неосторожно юморит: "Пончику кушать пончики нель-
зя", намекая на Машину полноту, а ей почему-то не смешно, а
обидно.
· Маша, не обижайся и не бей в ответ, а обрати внимание Васи на то,
что и как он делает, и попроси этого не повторять. Открытость
здесь трудна, но необходима: "Вась, ты же знаешь, что я сама пережи-
ваю, что я такая толстая, а ты так шутишь. А если я не в настрое-
нии? Не надо говорить на эту тему, а то когда-нибудь я и обидеться
могу... Ладно?"1
Вася зашел за Машей, они собираются в гости. Маша: "Ой, как
ты оделся! Я так с тобой не пойду, иди переоденься, надень при-
личный костюм, а не эту драную замызганную куртку. Ну, я
очень тебя прошу, ну пожалуйста, ну мы же с тобой идем в при-
личную компанию! Не уважаешь людей, ну хоть меня пожалей!" —
и так далее, идет мощное давление, сдобренное уколами и обви-
нениями. Васе достаточно скоро хочется взорваться, развернуть-
ся и уйти.
· Не надо, Вася, не взрывайся, а объясни Маше, что она близка к тому,
чтобы это спровоцировать. "Маш, давай закроем эту тему. В следую-
щий раз я учту, а сейчас уже не успею. И не дави так на меня, а то ска-
жу что-нибудь не то и поссоримся. Давай лучше собирайся быстрее..."
– Не давить на тебя? А как с тобою разговаривать, если тебе гово-
ришь, говоришь, а все без толку?

1Внимание, читатель! Наши герои заговорили языком, характерным
для близких людей. Да, я за то, чтобы переходить к близким отношениям.
110 Мудрость в повседневных контактах

– А разговаривать со мною, Маш, можно только по-хорошему. Если бу-
дешь на меня давить, ничего не добьешься, упрусь еще больше. А по-
просишь по-доброму, поцелуешь в щечку — вот тогда я подумаю.
За всеми этими разговорами проходит время. Вася видит, что
они уже опаздывают, а Маша все крутится у зеркала. Уже он на-
чинает шуметь: "Кончай краситься, ну что ты все крутишься?",
позже в метро он недовольно молчит или отвечает грубо.
· Вася, конечно, не прав, но не груби, Маша, в ответ, а разряди напряже-
ние, постарайся Васю успокоить...
Правила добрых взаимоотноше-
ний просты. Всегда исходите из
того, что перед вами — хороший
человек. Боль, которую он при-
чинил вам, простите. То, что он
делает плохо, вызвано ситуацией
или результат недо-разумения, то
есть результат недостатка чьего-
то разумения. Не замечает, что
делает, — обратите внимание;
не понимает, к чему его поведе-
ние приводит, объясните; не зна-
ет, как сделать лучше — подскажите; переживает — успокойте.
У вас хватит сил жить с такими правилами?
· У нас и так-то не хватает сил жить, а жить еще с такими правила-
ми... (мнение девушки, которая в тот момент плохо себя чувствовала).
КНИГА 2




ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ
С САМИМ СОБОЙ
ЧАСТЬ 1. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА

Сценарии судьбы


Что мы узнаем о жизни еще до ее начала


В
се очень просто: ребенок мал, а мир огромен. Малыш бес-
помощен, а родители — всесильны. Мир непонятен, а роди-
тели знают все.
Вот с этих основ и начинается вхождение ребенка в Мир, и
именно родители, Старшие оказываются Всемогущими Волшеб-
никами, показывающими, как надо с миром обращаться. Их
улыбки, шлепки, а потом и слова
оказываются путеводителями, кото-
рые закладывают Картину Мира,
понимание ребенком себя и окру-
жающих, правила поведения и об-
разцы взаимоотношений. От роди-
телей он усваивает предписания,
инструкции, запреты и разрешения,
из которых и складывается позже
СЦЕНАРИЙ ЕГО ЖИЗНИ1.
Однако это — теоретическая психо-
логия. Практическая же начинается с конкретных вопросов: "Ка-
кие предписания и инструкции? Какие запреты и разрешения?
Что конкретно и как родители закладывают в ребенка, что это
для него значит и как нам к этому относиться?"
Итак, родители говорят, дети — слушают. К сожалению, Стар-
шие плохо слышат, какие вещи они говорят.
· Я понимаю маму, у которой уже нет сил терпеть, но послушайте ее
текст и прикиньте, что откладывается в голове ее ребенка: "Пара-
зит! Ведь назло же делаешь! Что ни скажу — все наоборот! У тебя ни


1Автором теории сценариев и прекрасной книги "Люди, которые играют
в игры" является американский психолог Э.Берн.
Личность и судьба 113


стыда, ни совести!" — по-моему, это очень подробный инструктаж, и,
видимо, достаточно скоро он будет прочно усвоен.
А вот ситуация моя, домашняя:
· Ваня ударил Сашу. Бабушка, естественно, возмущена: "Ваня, ты же
ненавидишь брата! Какой ты злой!" — старательно внушает она ему.
Ваня стоит, внимательно слушает. Что он сейчас узнает о своем от-
ношении к брату? О себе? Сначала, я думаю, ему все это странно
слышать. Но если бабушка в этом так убеждена и будет повторять
это часто, ему, видимо, придется в это поверить.
У нас в гостях молодая мама с двухлетним малышом. Ребенок
прыгает на диване, но падает и ударяется. Он плачет, мама ему
подсказывает: "Ух, какой плохой
диван! Ты зачем ударил нашего
Пашу? Мы тебя за это побьем!" — и
стукает диван, приглашая к этому и
Пашу. Паша охотно присоединяется.
Теперь он знает, что надо делать,
когда ему плохо. Чтобы на душе
полегчало, надо начать бить...
· Эту остроумную подсказку ребенку дает мама.


Сказка — ложь, да в ней — намек...
А какой урок добрым молодцам?


О бразцы, предписания, инструкции ребенок находит не толь-
ко в прямых словах родителей и других Старших. Он слы-
шит сказки, учит стихи, поет песни, смотрит мультфильмы, —
и, ставя себя на место Героя, идет вместе с ним по жизни. Герои
сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат его знакомиться,
дружить, мириться и прощать; правда, тут же грубить, ссориться
и убивать.
· Внимательно просмотрев сборники народных сказок, я понял, что чи-
тать их детям без основательной редакции просто опасно. Полагаю,
что большинство родителей с нравственным чувством меня поймут.
Действительно, вот несколько проходных эпизодов. Идет Иван —
крестьянский сын по лесу, заходит в избушку Бабы Яги, та его
спрашивает: "Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь?"
Отвечает ей Иван: "Ах ты, старая карга! Ты вначале доброго мо-
лодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом, старая, и рас-
спрашивай!"
· Вы действительно уверены, что так должен отвечать молодой чело-
век старой женщине, к которой он зашел в гости?
114 Что мне делать с самим собой?


А помните русскую народную сказку, где
лиса нанялась к медведю плотником и
построила курятник так хитро, что потом
могла лазить туда каждую ночь? Я тоже
осуждаю нечестную лису, но как я должен
читать детям сказку, в которой медведь,
узнавший про плутни лисы, "размотал ее
по кочкам" (в одной редакции) и "убил" (в
другой литературной редакции)?
· Если русский народ считает, что так и надо,
то я согласиться с этим не могу и не хотел бы,
чтобы нечто подобное усваивали мои дети.
Или вот сказка братьев Гримм "Огниво". Мама спокойным, раз-
меренным голосом читает детишкам: "Солдат рассердился и от-
рубил старухе голову". Вот так. Он рассердился, решил убить
старуху, вынул саблю и отрубил ей голову. Это ведь даже не ху-
лиганство, это убийство, проходящее по Уголовному кодексу
любой страны.
· Но мама продолжает читать сказку про героя-солдата, детишки ее
слушают и усваивают, что надо делать, когда рассердишься.


Разрешите Гадкому утенку превратиться в Лебедя


С нова о Детстве.
Каждый человек в раннем детстве (от 2 до 5 лет) уже в об-
щих чертах сформировал План своей жизни. Первые его по-
мощники — Родители и другие Старшие, а также мощный вал
детской литературы и искусства. На основании разнообразия об-
разцов он формирует свой собственный Сценарий, в котором
определены все важнейшие события его жизни: на ком жениться,
сколько иметь детей, отчего и когда умереть, и кто при этом бу-
дет присутствовать.
· Кроме этого (хотя бы в общих чертах) — чему радоваться и от чего
огорчаться, как часто обижаться и впадать в отчаяние, как отно-
ситься к миру, к себе и другим.
Под этот сценарий будут подбираться люди и обстоятельства,
важнейшие сцены будут репетироваться во все более разверну-
том и серьезном виде до тех пор, пока не станут частью характе-
ра и судьбы человека. Сценарий будет определять его важней-
шие выборы, его способ жизни, его жизнь.
Не все, конечно, из намеченного в Сценарии осуществится, но
важно то, что к этому есть тяга, предрасположенность.
Личность и судьба 115


· Например, пишет Э.Берн, в сценарии есть сцена: "Она в ужасном горе и
душевном расстройстве, потому что кто-то из ее близких — муж или
ребенок — умер. Это будет ее крест, она будет нести его достойно, и
все будут восхищаться ее мужеством". Что будет значить этот кусок
сценария? Если заболеет ее ребенок, скорее всего она будет о нем за-
ботиться и лечить его, но в глубине души она будет желать, чтобы
ребенок умер. И нет гарантии, что не произойдет рокового стечения об-
стоятельств или глупейшего недосмотра..."
Как известно, пьесы бывают разными. Это может быть комедия
и мелодрама, драма и трагедия, мистерия и буффонада, детектив
и пьеса на производственную тему (как правило, весьма скучное
повествование).
· Вы не задумывались, на что более всего похож сценарий вашей жизни?
Кроме этого, ребенок может очень по-разному включаться в Игру
Жизни. По сценарию, кто-то ее только наблюдает со стороны. Кто-
то бегает, изображая игру. А кто-то играет. Весь этот выбор пре-
доставляется каждому ребенку при формировании его Сценария.
· А где находитесь вы? Насколько вы участвуете в игре жизни?
Но самый важный выбор ребенка — это выбор пьесы с хорошим
или плохим концом. Первый выбор — это выбор сценария
Удачника, сценария Победителя.
· Уточнение: удачник — не всегда победитель в гонке за общеприняты-
ми ценностями. Это человек, достигающий того, что он хочет. Жен-
щина стремилась сохранить семью, но семья распалась, значит, она —
неудачница. Но женщина, которая развелась из-за того, что хотела жить
независимой жизнью и которой достаточно алиментов, — удачница.
Сценарий Неудачника закладывает провал при поступлении в
институт (или поступление в институт совершенно ненужный),
неудачное замужество или развод, скандальный уход с работы,
позже разрыв с неблагодарными детьми (в соответствии со сце-
нарием дети тут обязаны оказаться неблагодарными) и другие
события, позволяющие ему с честными глазами разыгрывать
сцены на темы "Подумайте, какой ужас!", "Ну почему это случа-
ется именно со мной?!" и "Мои несчастья лучше ваших"...
Что формирует тот или иной сценарий?
Сценарий неудачника закладывается сце-
нами "Ну что он вертится", "Вечно ему
мало", "Посмотрите, как он бледен",
"Ребенок нуждается в клизме", "Ты
простудишься", "Не ори", "Я от тебя
уйду", "Ты плохой" и пр. Соответ-
ственно, в сказках из всех персона-
116 Что мне делать с самим собой?


жей личностно близкой ему оказывается не любимая никем Ля-
гушка или любые энергичные Злодеи (а то, что они плохо кон-
чают, для него вполне понятно и приемлемо).
· А как вам понравится мальчик, любимой сказкой которого в детстве
был "Стойкий оловянный солдатик"? Он ходил только с прямой спиной
и всегда лез в любой конфликт, кончая его так же, как и оловянный
солдатик в последней схватке с огнем...
Сценарий Удачника закладывался в детстве
сценами "Иди, поиграем", "Колыбельная",
"Ми-и-лый", "Разве он не прелесть", "Хо-
роший мальчик" , "Я в тебя верю", "Ты
сильный и добрый", "Ты сможешь". В сказках
он — Принц, она — Принцесса.
· Я свое детство помню плохо. Что все-таки запало
в память?
Прекрасно помню слова отца, когда я в оправдание каких-
то своих плохих поступков ссылался на других: "Что
тебе до других? Отвечай за себя сам!" Может быть,
отсюда у меня прохладное отношение к традициям,
разрешение на ответственную свободу мышления и поступков.
Меня топили и били клички "Козел", "Бяша", но из роли
Жертвы вытягивала песня "Орленок, орленок, взлети
выше солнца". Также всегда где-то рядом с сердцем жила
сказка про Гадкого утенка. Как хорошо, что он превраща-
ется в Лебедя...
С тех пор, как я с помощью
Берна об этом задумался, я
стал исключительно внима-
тельным к тому, что и как говорить детям.
· Двусмысленное: "Упадешь!" теперь всегда заме-
няю простым и определенным: "Не падай!". Никогда
не скажу: "У тебя все равно не получится", скажу:
"У тебя получится потом". Разница, для взрослых
только лингвистическая, для ребенка может ока-
заться разницей в судьбе.
Отказ от роли Неудачника — достаточно непростая вещь. Человек
чаще согласен подкорректировать роль, чтобы неудачи не были так
часты и неприятны, ему также хочется научиться легче переносить
их; но отказываться от роли полностью и тем более овладевать но-
вым сценарием и новой ролью, ролью Удачника, Победителя, —
всегда боязно и трудно.

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>