<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Родительское программирование


О б этом мы уже говорили. Основы цивилизованности нам за-
кладывают наши родители, и именно через них мы узнаем,
что в случаях неудачи надо расстроиться (или разозлиться?
или улыбнуться? — как обычно было в вашей семье?); на ошиб-
ку другого надо отреагировать замечаниями (или руганью? или
помощью? — как реагировали у вас в семье?). Заложенное в нас
родителями в детстве составляет основу нашей картины мира,
это аксиомы нашего личного существования. Именно поэтому
136 Что мне делать с самим собой


нам и в голову не приходит подвергать их критике, и именно по-
этому такое внутреннее сопротивление встречает призыв их пе-
ресмотреть — призыв сменить кассету.

Бремя свободы


И последнее — это нежелание брать на себя Ответственность.
Ответственность — обратная сторона Свободы. Если я
Жертва, мне плохо, но я ни за что не отвечаю и жить мне
легко — "тепло и сыро". Что бы в роли Жертвы я ни переживал,
я просто пассивно страдаю: ни выбирать, ни нести ответствен-
ность, ни действовать мне не надо.
Но как только я выбираю Свободу, на меня сваливается Ответст-
венность и Выбор. Я оказываюсь один на один перед лицом
жизни, и в лицо мне хлещет жесткий ветер и дождь.
Что выбираете вы?

Я ВЫБИРАЮ СВОБОДУ

Тому, кто сейчас оказался рядом со мной, подаю руку.
Вперед. Но тому, кто решил заняться своей Душой, начать при-
дется со своего Тела.
Мир душевной жизни 137



Наше Тело — дом нашей Души

Какое тело вас оформляет?
Какие наслаждения могут быть, господин, в этом
зловонном, бренном теле, в этом скоплении слез,
мокроты, выделений, костей, кожи, мяса, семени,
слизи, испражнений, мочи, крови и желчи?
Какие наслаждения могут быть в этом теле, по-
раженном страстями, гневом, алчностью, заблу-
ждениями, страхом, завистью, отчаянием, разлу-
кой с желанным и навязыванием нежеланного, го-
лодом, жаждой, болезнью и прочим?
Майтра Упанишада



Е сли было бы можно провести фантастический эксперимент и
человеческое Я "переселить" в другое тело, результат пред-
сказуем: новой душой было бы преображено (или обезобра-
жено) тело, но и новое тело обязательно преобразовало бы (в хо-
рошую или дурную сторону) исходную душу.
· В упрощенном варианте этот экспери-
мент проводит каждый посещающий хо-
рошую баню. В бане не моются (хотя и
моются тоже), в бане тело старое и ус-
талое заменяется на молодое и поющее.
В теле новом, сбросившем все напряже-
ния, мы и сами становимся другими. По-
сле настоящей бани вы видели хоть кого-
то тоскливым и раздраженным?
Но если тело усталое и больное, забитое
шлаками и слизью, томящееся запретными влечениями и дефор-
мированное мышечными зажимами — тело, противное вам са-
мим, но его не скинешь, — такое тело оказывается ежедневной
мукой.
· Общая физическая скованность, постоянная сутулость — невротика
видно издалека. Заранее можно говорить о страхах и неуверенности в
себе. Не всякий невротик сутул, но всякий сутулый — невротик.
Другая наша беда — ненужные мышечные напряжения. И про-
блема не только в том, что мышечное напряжение и зажимы вы-
зывают психическое напряжение, скованность и быструю уста-
лость, а усталость, в свою очередь, тянет за собой тоску, апатию
или раздражительность.
138 Что мне делать с самим собой


Рисунок мышечных напряжений и зажимов — это портрет наше-
го Черного Человека, мозаика наших невезений и бед. Дело в
том, что все наши эмоции, как музыка на пленке магнитофона,
"записываются" на состоянии нашего тела: ритме дыхания, ре-
жиме кровоснабжения, напряжении, расслаблении или движении
мышц. Но именно негативные, отрицательные переживания "за-
писываются" нашим телом как мышечные напряжения и зажи-
мы. Мышечные зажимы — это капсулы, несущие наши страхи и
неврозы, смешные и слабые черты нашего характера.
Зная, что с чем связано (или будучи просто наблюдательным че-
ловеком), несложно по некоторым внешне-видимым напряжени-
ям и мелким особенностям рисунка движений человека судить о
том, что это за тип.
· Так, люди, у которых напряжены (тем более часто мелко двигаются)
пальцы рук, как правило, раздражительны и беспокойны, мнительны и
избыточно деятельны.
Девушка держится напряженно в целом, колени всегда вместе, движе-
ния задержаны и часто незакончены: она, может быть, очень хороший
человек, но в сексуальном плане пока полностью заторможена или чем-
то травмирована.


Такое лицо вам носить не следует...
Только поверхностный человек не судит
по внешности.
Оскар Уайльд



М
ое любимое развлечение — отгадывать особенности лич-
ности и судьбу человека, и самая "громкоговорящая" для
меня часть тела, безусловно, лицо.
Кто-то читает судьбу, разглядывая ладони: длину и форму паль-
цев, рельеф и линии на руке. Я этим не владею и мало в это верю
(хотя вовсе и не настаиваю на своем скептицизме). Но если
хорошая гадалка возьмет чью-то руку и будет гадать — я уверен,
что она все скажет правильно.
· Она же не слепая: она видит, как человек подает ладонь, как она лежит
у нее в руке, а самое главное, какое лицо у этого человека.
На лице человека написано все — его прошлое, настоящее и бу-
дущее. Хотите о его будущем догадаться — подключите наблю-
дательность и ум. Хотите его настоящее и будущее прочувство-
вать — своим лицом внешне и внутренне воспроизведите его
лицо, и все его чувства, весь его душевный строй перейдет к вам.
Мир душевной жизни 139


· Однажды, в бытность преподавателем, я воспроизвел себе лицо учив-
шейся у нас 40-летней переводчицы: мою душу просто обожгло ужасом!
Я до сих пор не понимаю, как она могла жить с такой душой — отбитой,
измордованной, жалкой...
Для более конкретного разговора приведу некоторые наблюде-
ния и портреты членов клуба.
Вот у Оли К. аккуратно собраны губки — просто собраны, без
нервных внутренних напряжений. Правильно, и она сама такая
же — собранная, аккуратная и сдержанная.
· У нее хороший и спокойный рисунок губ, его нельзя спутать с губами
нервно поджатыми, характерными для девушек, склонных к злой обид-
чивости и просто злопамятности (разницу в рисунке описать трудно,
это надо видеть). По крайней мере, "налитая", готовая жалить
злость-обида идет с лица, где губы сжаты, края губ в стороны и не-
много вниз.
Плаксивость и обидчивость не злого, но слабого человека видна
на другом лице — там тоже зажимы губ и челюстей, но губы по-
даны вперед с готовностью к тонким нервным подрагиваниям.
А вот Саша П. — губы спокойные, но собраны и, главное, пода-
ются немного вперед, особенно нижняя: отсюда его собранность-
аккуратность-методичность-инициативность-целе-устремленность.
Девушки жалуются, что не хватает в нем легкости, теплоты, мяг-
кости — и не будет, пока губы не станут мягкими.
· Интересно — достаточно изменить рисунок губ, и изменится судьба
человека. Но легко сказать — изменить рисунок губ...
Леша Д. — личность яркая и громкая. Его активность одновре-
менно с отношением сверху (ко многим) вы легко прочувствуете
через себя, если приподнимете верхнюю губу, но не только под
носом, а шире, к краям рта.
Я уже говорил, что у меня постоянно сжаты челюсти. Сделайте
это. Добавьте сюда напряженность щек к предулыбке и четко
поставленные губы, и получите мой портрет: крепко поставлен-
ные оптимизм и доброжелательность при жесткой целеустрем-
ленности.
Убеждаться во всех этих описаниях
лучше всего через свои собственные
ощущения. Действительно, попробуй-
те сами:
Сведите надбровья, напрягите перено-
сье и веки, и уже само собой тянет на
тягостные размышления о мировых
проблемах, а еще чаще по поводу соб-
140 Что мне делать с самим собой


ственного здоровья. Привыкнете — станете ипохондриком.
Напрягите мышцы под глазами, и сразу прибавится четкость в
мыслях и движениях, концентрация, цепкость и насторожен-
ность. Если же, наоборот, страдаете от избытка всего этого —
научитесь эти мышцы расслаблять. Придет созерцательность и
спокойствие.
Вытаращите глаза — почувствуете застывший ужас. Расслабьте
все обратно и больше никогда так не делайте.
Губы (боковые края) вбок (например, влево) — душа начнет
жить под знаком иронии и цинизма.
Нижнюю губу вперед и вниз (она отвисает), одновременно не-
много напрягутся точки над сторонами верхней губы: сделайте
так, и почувствуете брезгливость. Если же захотите когда-то
возникшую брезгливость снять — достаточно просто расслабить
все мышцы вокруг рта. После этого у вас не будет брезгливых
чувств нигде и никогда, хотя бы вы начали работать чистильщи-
ком туалетов.
Буквально вижу на других и неоднократно проверял на себе —
все зажимы на лице дают сужение сознания и рост бестолково-
сти. Сделаете рассеянное напряжение вокруг глаз — станете
просто дураком. Проверяется на месте — напрягите глаза и по-
пробуйте думать о чем-то глубоком или серьезном: не выйдет,
тупой взор даст только тупое ...
· Простите, тупо сижу уже три минуты — не могу закончить предложе-
ние, потому что напряг мышцы вокруг глаз.



Душа управляемая: прикладные методики


В елика власть Тела, и, как правило, крахом заканчиваются
попытки одолеть его: история религии — самое яркое тому
подтверждение. Но если с телом подружиться и помочь ему
стать Добрым Домом — результаты будут гораздо более вооду-
шевляющими.
Основные моменты, на которые надо обращать внимание, это:
* манера держаться и двигаться,
* выражение лица,
* отсутствие мышечных зажимов,
* общее состояние здоровья.
Контролируйте "внушение тела". Можно ничего не внушать
себе словами, но самовнушение идет всегда. Каждый человек все-
Мир душевной жизни 141


гда себе что-нибудь внушает: строем своих мыслей, интонацией
при разговоре, своей осанкой, манерой держаться, двигаться. Уны-
лая физиономия не только отражает настроение человека, она его и
активно формирует. Но пока вы не согнулись физически, вы не со-
гнулись душевно.
· Отсюда классический рецепт Вильяма Джеймса: "Чтобы почувство-
вать бодрость духа, надо действовать и говорить так, словно эта
бодрость духа в вас уже вселилась".
Расслабляйтесь! Должны быть напряжены только те мышцы,
которые необходимы, все остальные должны быть расслаблены.
Полностью расслабившийся человек "стирает" все отрицатель-
ные эмоции.
· В это мало кто верит, но это так. Придумайте самую жуткую ситуа-
цию, которая ввергла бы вас в предельное отчаяние, ужас — все что
угодно! Но: теперь представьте, что вас начали расслаблять (начать
это самому у вас едва ли хватит сил — или хватит?). Вы ложитесь,
сбрасываете напряжение с кистей рук, руки становятся тяжелые, рас-
слабленные, нормализуется дыхание, дыхание становится ровным и
спокойным, расслабляются мышцы лица (и т.д., кто занимался ауто-
тренингом, текст продолжит без труда). Да, будут мешать мысли,
они будут возвращать вас к происшедшему, образы будут бить по те-
лу и снова корчить его; но если натиск расслабления продолжить, мыс-
ли отвлечь, то через какое-то время человек будет мирно сопеть (не
обязательно спать) с блаженным выражением лица и примерно таким
же состоянием духа. И по-другому не бывает.
Если расслабленное выражение лица неуместно —
Улыбайтесь! При серьезном выражении
лица напряжены 17 мышц, при улыбке —
7. Физиологически смех — это вибрация
и массаж, снимающие напряжение. Ду-
шевная улыбка поднимает настроение вам
и окружающим. Для улыбки ищите пово-
ды, улыбку — провоцируйте, держите
неугасимую внутреннюю улыбку!
· Смысл-подтекст вашей улыбки — не насмешка, а радость, не ирония, а
поддержка. Пусть она будет вашим талисманом — и, пока вы его не
потеряете, он будет хранить вас всегда.
Овладевайте аутотренингом. Тот, кто владеет им — становит-
ся хозяином самого себя. Основные формулы погружения: "Спо-
койствие и расслабленность (во всем теле, в руках, ногах...) Тя-
жесть (приятная тяжесть...) Тепло (приятное тепло...) Дыхание
(ровное и спокойное, мне дышится легко...) Сердце (бьется ров-
но и спокойно...) Солнечное сплетение (тепло в...) Лоб и виски
142 Что мне делать с самим собой


(прохлада в области...). Подготовить энергичный выход с про-
граммой на бодрствование.
· Литературы по аутотренингу столько, что сколько-нибудь подробно
останавливаться на принципах и методиках не вижу смысла. Читайте,
а, главное, потратьте на освоение пару месяцев и возьмите себе то,
что подойдет вам.
Ненужное — продышите. За плохим настроением, неуверенно-
стью, беспредметной тревогой и страхами стоят, как правило,
невидимые внешне напряжения гортани, глотки, диафрагмы и
брюшного пресса. Вы не можете снять это прямым расслаблени-
ем мышц, но здесь могут помочь специальные типы дыхания.
· Чтобы продышать страх, тревоги и другие эмоции, сделайте "соба-
чье" дыхание — быстрое и очень поверхностное, горлом, через рот.
Несколько минут такого дыхания — и ненужные эмоции сбрасываются.
Иногда этого не хватает, тогда нужно добавить "вибрации на вдохе".
Делаете несколько полных йоговских дыханий, потом задержите воз-
дух на вдохе и сделайте несколько (до 10) раз движения диафрагмой
туда-сюда. Происходит массаж внутренних органов и сбрасываются
напряжения там, где другим путем добиться расслабления не удается.
Ведите здоровый образ жизни. Уставший и больной тоже мо-
жет держать себя в оптимальном психологическом состоянии, но
ему это трудней. Больной зуб может "перевесить" самую пози-
тивную философию, но и поющее тело — неплохой аргумент
против многих проблем. Чаще именно в здоровом теле — здоро-
вый дух.
· Простите, когда вы последний раз делали зарядку?



Философия личного счастья
(наставления по правилам душевной жизни)
Вы слышали, что грешники отправляются в ад, —
но это не так. Куда бы ни попал грешник — он
создает ад; и куда бы ни попал святой — там
небеса.
Шри Раджнеш



П осле работы с Телом вам предстоит работа с вашей Головой.
Как вы мыслите — так и живете. А поскольку Стихия Мыс-
лей вам неподвластна (это вы подвластны ей) — вы оказы-
ваетесь игрушкой в ее руках. Строй мышления, способ осмысления
жизни — вот что определяет наши радости и печали, мелодию (или
какофонию) наших переживаний.
Мир душевной жизни 143


Ступени мудрости переживаний


В
о всем есть свои ступени, есть они и в овладении мудростью
переживаний. В самом коротком описании их три:
1. Освобождение от примитивных ("диких") эмоций.
Если меня ударили по лицу, я чувствую боль от самого удара
(это непосредственное, живое переживание) и ярость от оскорб-
ления (Меня! Кто-то! Посмел! По лицу!) — переживание искус-
ственное (порождаемое условностями человеческой культуры) и
весьма примитивное. Научиться "срезать" подобного рода при-
митивные (в первую очередь отрицательные) переживания —
первая задача.
· Раджнеш рассказывает такую притчу.
У одного старого крестьянина сбежала
его единственная лошадь, он ее искал,
но найти не мог. "Бедный, какое у тебя
горе!" — вздыхали односельчане. "О чем
вы? — отвечал крестьянин, — у меня
нет горя, я просто ищу лошадь, кото-
рая убежала!". Через какое-то время
лошадь сама прибежала к нему, да не
одна, а привела с собой сильного молодого коня. "Какая у тебя радость! —
охали односельчане. — Не было лошади — а вот появились сразу две".
"О чем вы? — удивлялся крестьянин. — Что праздновать? Просто в
моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить". Но вот
сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сло-
мал ногу. "Бедный, — снова охали соседи, — какое несчастье!" "Я не ви-
жу несчастья, — отвечал крестьянин, — просто у сына сломана нога, и
ее надо лечить". Тут началась война, всех молодых мужчин забрали
воевать, и только сын старого крестьянина остался дома...
И т.д.: в то время, как вся деревня жила в мире оценок и в каждом со-
бытии захлестывалась переживаниями, старый крестьянин жил самой
жизнью, не отвлекаясь на мелькающие переживания.
Жизнь — это поток нейтральных событий, таких же, как рост дере-
ва или взрыв звезды. Только после наших интерпретаций события
приобретают то или иное — положительное или отрицательное —
значение. Это то, что мы прибавляем к миру. Но это то, чего в
мире самом по себе — нет.
Примитивная радость хороша, но плохо то, что примитивные
эмоции неразборчивы, и человек этого уровня переживает все
подряд, что надо и что не надо. Освободившись от диких эмо-
ций, человек становится мудрее, но не обязательно счастливее.
Иногда он грустит, так как чувствует, что его жизнь опустела,
обеднела; вкупе с отрицательными "срезалась" и часть положи-
144 Что мне делать с самим собой


тельных диких эмоций, кроме того, теряется его непосредствен-
ность и эмоциональная живость.

"О, моя утраченная
свежесть,
Буйство глаз и
половодье чувств..."
Некоторые воспринимают это как
потерю — и в каком-то смысле они
правы.
· Любимое развлечение обезьян — тас-
кать за собой пустые железные баки,
которые громыхают при этом со
страшной силой. Естественно, если
обезьяну лишить этого развлечения, она может расстроиться.
Но освобождение от примитивных эмоций — необходимый этап.
Это этап со своими плюсами и минусами, он закономерен и оп-
равдан — при условии правильных дальнейших шагов.
· Однако это происходит не всегда. Некоторые остаются в этом про-
зрачно-спокойном бытии, некоторые — создают свой "культурный мир
эмоций", мир искусственный, но отвечающий вкусу каждого из них и
очень приятный. Они сами создают себе праздники и веселят себя,
сладостно грустят и восхищаются красотой специально созданных
для этого произведений искусства в специально построенных для это-
го выставочных залах и консерваториях.


ЖИЗНЬ — ЭТО ПОТОК НЕЙТРАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

2. Умение всегда воспринимать красоту жизни.
Вторая ступень овладения мудростью переживаний начинается с
того, что человек "просыпается" и открывает глаза. Он не "на-
кручивает" себя искусственными переживаниями, но открыт
красоте мира.
· Вы наслаждались сегодня упругостью и прохладой воды, которой вы
умывались? Вы с утра видели множество самых разных лиц — вас вос-
хитили хотя бы несколько?
Человеку на этой ступени открывается дар всегда видеть го-
лубое небо, пробивающуюся среди грязи молодую зеленую
траву... Это еще один шаг вперед, но только шаг: вот небо се-
рое, вот человек оказался среди помоек — и радоваться ему

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 34)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>