<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

«Вы сказали, что ремонт будет стоить 35 долларов, а сейчас требуете 110» или «Последние три раза ты ругал меня в присутствии посторонних».
• Выражение. Скажите, что вы думаете об этом происшествии.
«Это злит меня, поскольку я чувствую, что мена надули» (мастеру по авторемонту) или «Это унижает меня и вредит мне» (мужу). * Перечисление. Предложите свой вариант поведения.
«Я бы предпочел исправить мой счет на прежний, так как вы не можете четко объяснить такое внезапное подорожание» или «Мне бы хотелось, чтобы ты был вежливей, я буду предупреждать тебя каждый раз, когда ты будешь зарываться».
• Выводы. Доходчиво объясните оппоненту, что подучится, если он изменит свое поведение. Иногда, впрочем, придется намекнуть собеседнику о негативных для него последствиях, если ситуация не изменится:
«Если вы сделаете это, я сообщу всем моим друзьям, как со мной обошлись в авторемонтном магазине Боба». «Если ты будешь, вежлив, я почувствую себя лучше и испеку твой любимый яблочный пирог».
Наилучший способ сделать такие сценарии эффективными — записать их заранее и тренироваться перед зеркалом. После нескольких тренировок вы сумеете непринужденно вести себя по подготовленным схемам и, соответственно, обеспечите их эффективность.
Успешное преодоление стресса
Нижеперечисленные приемы помогут вам справиться со стрессом и страхом. Вы можете пользоваться ими, если вы боитесь сходить на вечеринку, договориться о свидании, произнести речь и так далее.
Подготовьтесь как можно лучше. Если это необходимо, потренируйтесь заранее.
Если есть возможность, отдохните или расслабьтесь на 20 минут.
Ложитесь и представьте себе сцену во всех подробностях. Не останавливайте внимания на одной точке, двигайтесь по всему пространству.
Подумайте о наиболее комфортной зоне. Это место, где вы чувствуете себя свободно. Это может быть плюс, большой автомобиль или прогулка по полю. Когда вы будете бояться, представьте это себе детально: осязательно, обонятельно и так далее.
Произносите самоутверждающие фразы, например: «Я знаю, что могу это сделать. Мне будет хорошо. Я собираюсь получить удовольствие». Повторяйте их мысленно снова и снова.
Часто достаточно одного или двух приемов, но, может статься, вам потребуется весь набор.
Эти приемы помогут вам стать более деятельным и напористым. Их можно проверить на практике, когда вы захотите приобрести новые навыки общения. Изначально, они могут показаться чем-то искусственным, пусть спланированной, но хитростью. После тренировок и положительных результатов вы будете способны адаптировать эти приемы к своему собственному стилю. Предлагаемые навыки не являются долговременной, навязанной вам стратегией самосовершенствования, но лучше все-таки превратить их в саморазвивающиеся привычки, дарящие вам успехи и удовлетворение от жизни среди людей.
Надеюсь, ваше собственное «я» и навыки социального общения успешно развиваются. В будущем вы сможете начать изменение своего сознания, обращая его от собственного «я» к другим людям. На свете так много людей, которым нужна ваша помощь для преодоления застенчивости и чувства неполноценности. Вы захотите помочь им!
Глава 11
КАК ПОМОЧЬ ДРУГИМ
ПРЕОДОЛЕВАТЬ СВОЮ РОБОСТЬ

обби Кеннеди был политиком, которого я уважаю и которым открыто восхищаюсь. Я всегда восхищался глубоким разумом, отличавшим его решения, и жесткостью, которую он проявлял в борьбе с преступностью и расовой дискриминацией. Мне повезло встретить его на политическом ралли в Нью-Йорке. Встреча явилась для меня шоком, так как я увидел, что мой смелый герой — удивительно застенчивый человек, робко встречающий людей на обычном общественном мероприятии. Фактически я редко видел, чтобы кто-то чувствовал себя более неуютно в самой гуще доброжелателей. Зная об его застенчивости, я очень признателен ему за рассказ о том, как он помог другому человеку преодолеть робость.
Рузвельт Грир, звезда футбола, как мы читали во второй главе этой книги, был болезненно застенчив. Он считает, что Бобби Кеннеди помог ему победить этого страшного врага.
«Это был Бобби Кеннеди. Именно он, в конечном счете, победил мою робость, и не только тем, что сам не примирился с ней, НО тем, что он был первым, кто сказал мне «Соберись, Рази, ты можешь это сделать!»
Это сработало. Тогда и после 1968 года — я отчаянно хотел продолжать его дело — я вдруг обнаружил, что не только могу говорить сам с собой, но что меня слышат другие люди. Теперь я пользуюсь известностью. В том милом человеке и его философии было нечто великое, и я невероятно благодарен ему за то, что он сделал для меня и для каждого из нас.
Если постараться, мы всегда можем помочь окружающим преодолеть или успешно побороть застенчивость. Иногда мы можем помочь словом и делом; иногда — своим сочувствием, но чаще всего мы помогаем людям своим примером.
Нужно не просто помогать нашим застенчивым детям, супругам, друзьям и соседям. Мы должны ощутить в себе призвание делать именно так, осознать себя связанными социальным контрактом. Помогая человеку выиграть бой против робости, мы помогаем сами себе. Если мы застенчивы, то, погружаясь в чужие проблемы, мы сводим до минимума свою замкнутость. Для тех, кто не робкого десятка, содействие в разрушении бастионов -застенчивости имеет несколько дополнительных преимуществ. Это не только помогает быть более популярными, но высвобождает богатство человеческой души, ищущее себе применение во всех сферах деятельности сознания. И, что более важно, в нашем обществе уменьшается одиночество и появляется чуть больше радости.
Многое из того, что вы уже изучили о природе застенчивости, обеспечивает вам право на новую роль — роль агента по борьбе с застенчивостью. Кроме того, многие из личных упражнений, приведенных в части II, могут быть адаптированы к людям, которым вы хотите помочь. В этой главе мы изложим некоторые дополнительные идеи, общие принципы и специальные упражнения, позволяющее вам помочь вашим детям, супругу, друзьям, коллегам и соседям. Некоторые из упражнений предназначены для личного, некоторые для группового изучения. Одни могут быть выполнены легко и непринужденно, а другие требуют более плавных и глубоких мероприятий. Если вы подойдете творчески к проблеме помощи ближнему, то ваша решимость помочь другим не только заставит ваши идеи работать на вас, но преобразит вас самих.
Ведите себя с окружающими вас людьми так, чтобы помочь им стать самими собой.
Родители и учителя
Мы занимаем центральное место в жизни ребенка, поэтому обладаем неограниченными возможностями в развитии в наших детях комплексов, робости и застенчивости. Мы пользуемся этой возможностью, чтобы понизить активность и проявления самостоятельности в наших детях — ведь дети требуют столько внимания и заботы, а нам так трудно правильно оценить их поступки и выразить свою оценку словами. Если вы хотите видеть своего ребенка психологически здоровым и социально адаптированным, смиритесь с мыслью, что его придется хвалить. Вот несколько советов, на что следует обратить особое внимание.
Признавая за каждым молодым человеком право на индивидуальность, мы помогаем развиваться в них чувству собственного достоинства. Относясь с пониманием к их проблемам, мы облегчаем им понимание жизни взрослого мира. Поддерживая их попытки самоутвердиться, мы поощряем их быть более общительными, оставаясь при этом самими собой. Многим из них необходима наша безусловная любовь, отдаваемая искренне и свободно, — тогда они смогут понять, что их любят такими, какие они есть.
Сила, на которой держится наша власть, имеет две стороны: мы способны вызвать робость своим невниманием и можем уменьшить ее, обеспечив столь необходимую ребенку поддержку. Можно использовать разные методы, но мы должны так спланировать свое влияние, чтобы быть уверенными в том, что результат, который мы получим, — положительный.
Осознайте силу, которой вы владеете, осознайте требования окружающих к вам и затем решите, как балансировать между своими правами и обязанностями. Не пускайте этот вопрос на самотек — «просто так случилось»; в любом случае ответственность лежит на вас.
Выберите ваши инвестиции мудро, так, чтобы они принесли в вам и следующим поколениям плоды, которые усиливают радость жизни, а не сводят ее к нулю.
Выражайте любовь, сочувствие и сопереживание




Ваша задача - помочь преодолеть застенчивость и своему ребенку, и соседскому, и даже вашим студентам. Помогите им понять, что привлекательного есть в каждом из них. Начните с комплимента своему ребенку или студентам по поводу того, что они сделали, или того, что вам в них нравится. Скажите: «Как вам удается делать волосы такими красивыми?», а не просто: «У вас красивые волосы» или «Мне всегда нравилось, как ты шутишь» (или: «как ты решаешь задачи — ты всегда находишь оригинальное решение)».
Подталкивайте других, будьте щедрее на комплименты, даже если только предполагаете в детях положительные качества. Но никогда не перегибайте палку, так как фальшивые комплименты, подобно накрахмаленному нижнему белью, всегда видны.
Учите своего ребенка или студентов принимать комплименты так, чтобы их обратное воздействие увеличивалось.
Обучайтесь видеть собственными глазами и слушать собственными ушами, что делает и говорит ваш ребенок. Слишком часто мы пользуемся тужим мнением о своем ребенке. Чья-то оценка, даже получившая на некоторое время признание, потом теряет актуальность. К тому же сообщение прошлогоднего учителя, соседа или супруга о том, что ребенок себя плохо вел, обычно не описывает их собственной роли, спровоцировавшей такую реакцию ребенка.
Поведение всегда возникает в контексте. Постарайтесь понять контекст перед оценкой, суждением или реакцией на такое поведение. Мы заглянули в класс и увидели, что маленький Альфред невнимателен, хотя учительница начала урок о сопереживании и внимательности. Что произошло с ребенком? Недостаток способностей'.' Проблема поведения? Ослабленное внимание?
В действительности маленький Альфред летает на крыльях мстительной фантазии. Он воображает своего учителя мертвым и занят похоронными проблемами. «Какой кошмар!»
Доктор Алиса Гинотг, психотерапевт, особенно внимательно относящаяся к методам плохого обращения взрослых с детьми, обеспечила контекст для страшной мести Альфреда:
Учитель сказал группе ребят: «Займите свои места!» Все расселись по местам, кроме Альфреда, который остался стоять. Учитель повернулся к нему и спросил: <Альфред, чего ты ждешь? Специального приглашения? Почему ты должен быть последним? Почему нужно повторять тебе, чтобы ты сел? Ты безнадежно глуп или тебя можно подлечить?» Когда Альфред садился, все ребята смеялись.
Как мы видим, некая необходимость попенять учителю у Альфреда была. К сожалению, однако, сама степень гнева была несвойственна Альфреду и, вероятно, он сейчас чувствует себя плохо. Учитель не собирался доводить Альфреда до бешенства, он только выполнял свою работу. Быть может, он отставал от расписания я вынужден был навязывать жесткие правила игры и так далее.
Рассматривая поведение ребенка, важно включить в анализ как можно более полный контекст. Для того чтобы сделать ответственное заявление о том, что вы выявили новую, разыгранную в сценарии роль, нужно быть уверенным в том, что это действительно так. Перед тем как передать заключение другому или позволить ему внести главу в Постоянный протокол шалостей ребенка, добавьте туда и версию ребенка. Помните, однако, что из-за статуса опекуна ваша история имеет больший вес. Компенсируйте это, внимательнее прислушиваясь к противоположной стороне и памятуя, что все на свете видят друг друга, словно в перевернутую подзорную трубу.
Пожалуйста, передайте мне душевное волнение
Хорошее упражнение для демонстрации того, как наши предубеждения и память искажают наше осознание и передачу важных событий — распространение слухов по телефону. Соберите свою семью вместе или разделите класс на небольшие группы.
Запишите короткую историю о новом заметной событии, прочитайте ее одному человеку (так, чтобы не слышали другие). Этот человек перескажет ее следующему и так далее, по цепочке. Затем проследите, во что она превратилась.
Проверьте, в чем и как началось искажение — в словах, ярлыках, стереотипах, из-за забывчивости, некорректной комбинации понятий, несвоевременных акцентов?
Затем передайте по той же цепочке письменный пересказ. Снова наша цель — продемонстрировать, как легко пересказ искажается, что люди чувствуют и как они говорят нам о том, что чувствуют.
Дайте первому человеку следующий письменный сценарий: Вы были убиты ворохом плохих новостей за последние несколько дней: болезнью родственников, потерей работы (или неудачей какого-то важного дела), тем, что не удалось достигнуть цели или тем, что ваш любимчик (ребенок или супруг) сбежал. Вы стараетесь передать свое эмоциональное возбуждение следующему человеку, не произнося вслух слов. Каждый следующий должен принять эмоции и передать их дальше, до последнего человека в цепочке. Тот человек рассказывает группе, что он (она) чувствует, и составляет рассказ, оправдывающий это эмоциональное возбуждение.
Сравните оба эмоциональных спектра и сценарий, а также обсудите способы, при помощи которых общались пары. Выясните, где закралось искажение. Пусть пары, которые были невнимательны, попытаются понять, в чем заключалась суть истории.
Иногда проблема заключается даже не в неточном пересказе—в семье, в школе, на рабочем месте, — но собственно в отсутствии информации. Прежде чем браться за проведение реформ, вы должны знать, что беспокоит людей. И это возможно, если они выражают свое мнение вслух. Продемонстрируем это на примере одного упражнения.
А ну погромче!
Сядьте с закрытыми глазами. По сигналу «Начали», все начинают выражать недовольство общей ситуацией (работа, семья, планы на отпуск и так далее). Делайте это одновременно и громко. Как только наступает временное затишье, скомандуйте: «Открыть глаза». Повторите свои слова, глядя друг на друга.
Кричите так громко, чтобы все остальные почти оглохли.
Затем выделите сходные жалобы и начните их обсуждать. Последними обсудите жалобы особые, которые беспокоят одного или двух людей.
Такое упражнение помогает выплеснуть наружу ярость и превращает обиды и гнев в крик, и потешную перебранку. Это позволяет людям услышать, чем недовольны окружающие, и приводит к обсуждению и решению проблем.
Иногда вас волнует что-то, о чем вы не можете позволить себе кричать, и вы чувствуете, что не способны рассказать об этом всем. «Тебя даже кошка не слышит», — так говорим мы молчаливому ребенку. Но, помогая неразговорчивому малышу стать более уверенный в себе, мы не сломаем лед. Советы по размораживанию языка состоят из упражнений, которые различаются в зависимости от возраста молчащего и его личной истории.
Рычи, лев, рычи — пыхти, паровозик, пыхти
Для того чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущееся замкнутыми и неконтактными, позвольте им расслабиться и порычать, как львам, а затем попыхтеть, как маленьким паровозикам.
Мы все львы большой семьи, мы всегда рычать могли, и узнаем мы сейчас, кто рычаивее из нас! Когда я скажу; 'Рычи, лев, рычи» — покажите мне вашего рычащего льва. Кто может громче? Так, сейчас рычат львы... Это лев? Это жалкий котенок. А я хочу услышать настоящий рык. Затем позвольте детям побегать по комнате гуськом, держась за плечи друг друга. Сначала вы будете «большим паровозом». Начните медленно. Двигаясь по кругу, пыхтите и гудите. Когда вы вернетесь к месту старта, пройдите в конец поезда и станьте, изображая служебный вагон, а ребенок, стоявший ранее за вами, будет паровозом. Он или она должны пыхтеть немного громче и двигаться немного быстрее. Продолжайте до тех пор, пока каждый ребенок не побудет вагоном и паровозиком и действительно не накричится и не напрыгается. Закончите игру крушением — все падают на пол.
Освобождая других, вы освобождаетесь сами
Избыточное самоподавление можно преодолеть подбором условий, в которых ребенок проявляет себя через другой голос, другое я. Наши исследования показали, что маски и костюмы раскрепощают поведение, которое в обычных условиях можно обозначить как замкнутое. Если окружение поможет вам создать ситуацию, поощряющую шутки, веселье, открытое выражение эмоций и нежных сантиментов анонимно — вы позволите детям раскрепоститься (однако не забудьте предупредить, что «злые» игры запрещены, иначе весь ваш «игорный дом» в процессе раскрепощения будет взорван).
Приготовьте маски или уговорите детей сделать их из бумаги и папье-маше Нужна старая одежда, которую можно использовать вместо костюмов во время переодевания, особенно для имитации взрослых. Каждому ребенку нужно придумать новое имя и убедиться, что он его запомнил. Раскрашивание лица — еще один путь для застенчивого ребенка показать, какой он на самом деле. Не дожидайтесь Дня всех Святых, чтобы начать маскарад (как для взрослых, так и для детей).
Разрешите детям играть в куклы для выражения их эмоций. Когда ваша кукла — ребенок, а кукла ребенка — вы, часто происходят интересные открытия. Будьте готовы захотеть стать ребенком сноса. Многие взрослые боятся этого — напрасно: ваш ребенок станет уважать вас больше, а не меньше.
*
Участие
Поощряйте обращение ребенка в процессе игры к своим званиям я опыту. Вам не нужно наниматься в миротворческие силы и ехать в заморские края, чтобы проявить свои способности и специальные знания — вы можете сделать это здесь и сейчас — в подтолкните к аналогичному поведению вашего ребенка. Вы будете вознаграждены — ребенок, чей талант вы заставите раскрыться, автоматически станет украшением вашего праздника, а сам праздник перестанет индуцировать у такого ребенка застенчивость. Представление и должно помочь ребенку стать активным участником происходящего, развлекать других, а не просто греться в сиянии праздника.
Использование познавательного процесса
Создавайте условия, в которых ребята используют способности друг друга, обращаются за помощью и оказывают услуги друг другу. Цель упражнения — усилить взаимодействие, участие и укрепить дружбу созданием демократичного общества школьников-экспертов.
Приготовьте материалы, которые могут быть поделены на равные части (в группе от 2 до 6 детей). Каждый ребенок должен получить одну часть общего, которое затем будет восстановленно при помощи картинки-загадки. Материалом может быть информация о другой стране. Например, одному ребенку предлагается параграф о географии в климате, другому — об экономике, третьему — о политической ситуации, остальным участникам — о детских занятиях, спорте и культуре. Только при соединении всех частей получится полный рассказ о возникновении культуры.
Каждый ребенок овладевает своим параграфом и обучает своих товарищей. Для того чтобы выяснить, насколько хорошо, ребенок-учитель научил своих ребят-студентов уроку, проведите диагностический тест с каждым ребенком по всему материалу. Дети из разных групп, получившие одинаковые параграфы, могут сравнить замечания перед пересказом и сопоставлением информации в своей собственной группе.
Объективно могут быть использованы материалы на любую тему: исторические события, рассказы из жизни замечательных людей, литературные произведения или механико-электрические схемы — все идет в дело. Кроме этого, игрушки, а игры, которые требуют двух или более участников, тоже подходят для поощрения кооперативного игрового поведения.
Уверенность в себе
Мы живем и в конце концов выживаем как социальные, взаимозависимые существа. Сила любой группы базируется на уверенности в себе ее членов. Но, несмотря на это, мы готовы воспитывать в наших детях несамостоятельность. Если задуматься, мы делаем это для того, чтобы лучше чувствовать свою необходимость. В результате мы заставляем наших детей поддакивать: «Да, мама; да, папа; да, учитель; да, весь мир; да, я буду таким, каким вы хотите». Они становятся тихими, пассивными, хорошо воспитанными и приятными для всех покорными ничтожествами. Приятными, но соглашателями. В конце концов на них никто № обращает внимания. Они прозябают в подмастерьях или становятся очередным винтиком стандартного социального механизма.
Учтите, что пассивность чужда ребенку, как и всему живущему на земле.
Не одобряйте несамостоятельность вашего ребенка ила студентов просто потому, что это позволяет вам лучше контролировать их и управлять ими. Зависимость подобна засахаренной конфете — хорошо бы обнаружить ее сразу, это позволит не поломать себе зубы.
Учите своего ребенка отвечать за свои поступки, как только он сможет это делать.
Записывайте ответные действия каждого ребенка и выносите на второй лист свои действия по отношению к нему, записывайте ваши пожелания малышу. Старайтесь переносить пункты с листа «пожеланий» на лист «свершений». Обсуждайте эти обязанности с вашим ребенком. Посмотрите, есть ли другие параграфы. Хорошо, если бы они были приятны ребенку. Там, где отсутствует согласие, ищите компромисс. Отвечать нужно не только за простые домашние дела, вроде уборки мусора. Ответственность подразумевает уход за собой, за своими и общими вещами, умение договариваться и так да
Старайтесь не акцентировать внимание на ошибках и давайте ребенку достаточно времени, чтобы над ними подумать и стать более уверенным в себе. Застенчивые боятся любого движения, так как неудачи и ошибки их страшат. Твердо помните — неудачливых детей не бывает, существуют только детские неудачи, происходящие от отсутствия опыта. Неудача обозначает, что- либо цель была неверна, либо способы ее достижения были выбраны неудачно. Б любой момент можно провозгласить, что игра несправедлива по отношению к ребенку и ее надо переиграть.
Научите ребенка не пугаться, если он остался на время один. Одиночество может быть позитивным, если является средством сближения с самим собой. Это подразумевает наличие у ребенка доступных укромных мест и личного времени, вместо перенасыщения его жизни запланированными групповыми действиями. При случае это может быть даже поощрением ребенка за обособленный поступок, например, прогулка за ограду, поход в музей, библиотеку, кино или, для детей постарше, путешествие в лес.
Работать и играть хорошо вместе
Какие оценки вы получали по поведению в группе? Задумываетесь ли вы, как смешно делить всех по уровню социальности?
Мы должны чувствовать, как наши дети относятся к своим сверстникам. Учителям и родителям должно быть больно, когда они увидят, что те условия, в которых их ребенок, по их представлению, должен с удовольствием играть или работать с другими детьми, ему не подходят), не хочу играть в бейсбол с малышами, если они поставят меня вторым номером). Нам следовало бы спросить самого ребенка, захочет ли он вообще играть с малышами в бейсбол. Соответствует ли задача его уровню? И нам нужно узнать у других, почему они не приглашают или игнорируют предложения нашего ребенка.
• Социограмма дружбы
Учителя могут улучшить общественную атмосферу в классе при помощи социограммы. Попросите каждого ребенка выписать на отдельный лист имена всех детей, играющих с ним (линия И). Затем выясните, его кому друг, а кто только приятель (Д и П)- Согласно этим заключениям вы можете сконструировать диаграмму дружеских связей в классе. На ней будут видны «звезды» и «одиночки», выделятся те, чья дружба не взаимна и кого не приглашают играть. При помощи такой информации вы сможете начать действовать, чтобы достигнуть большего взаимного интереса. Социограмма семи ребят выглядит так:



















П — друзей нет, играет только с С. А — общий друг, но не имеет ни одного хорошего друг*. Р и О имеют несколько хороших друзей. С не платит дружбой ни Е ни В.
Вы можете проделать этот эксперимент со своим собственным ребенком и соседскими детьми.
Популярность приходит с тренировкой
Детям нужны благоприятные условия, чтобы тренировать свои навыки общения, выражать свои чувства другим детям и вам. В самом раннем возрасте поощряйте игры с другими малышами и находите время общаться с ребенком сами.
Логопед Джеймс Уайт считает, что взрослые, сделавшие хорошую карьеру, были разговорчивы в детстве, то есть они были детьми, которых услышали, кто реализовался в школе, дома, в вербальном мире карьеры и профессии. «Обычно застенчивый и скрытный ребенок никогда не ходит со взрослыми, — говорит Уайт. — Он не дает взрослому возможности продолжения контакта. Малыши, которые мало говорят, обычно плохо читают и плохо учатся. Заинтересованный взрослый должен растормошить ребенка и помочь ему выразить свои чувства и мысли речью». Среди других рекомендаций доктора Уайта есть хороший совет, который касается способа общения с такими детьми, — взрослому нужно наклониться или же поднять ребенка для установления хорошего контакта глазами во время разговора.
Можно научить застенчивых, избегающих социального действия детей тому, как стать любимчиками и у детей, и у взрослых. Их можно тренировать в методах общения, взаимодействия с людьми и в том, как быть более привлекательными с другими детьми. В главе 10 приведены некоторые навыки, которые можно использовать для работы с вашим застенчивым ребенком в робкими учениками.
Ученые из Рочестера и Иллинойса обнаружили, что трех- и пятилетние дети, о которых их воспитатель был невысокого мнения, стали более восприимчивы и были выбраны другими детьми в друзья после месяца репетиций и тренировок в общении. Ваш ребенок тоже сможет этого достичь, если вы станете ему квалифицированным инструктором.
Прикосновение, доверие и нежность
«Вы приласкали сегодня своего ребенка?» — поставила вопрос на своей афише Росита Перес. Она обнимает своих детей и надеется, что мы не забыли обнять своих, потому что это хорошо для всех. Ученый Джеймс Прескотт пошел дальше — он исследовал проблему физического контакта в масштабе исторического развития отдельных наций. Его исследования показали, что культуры с минимальными физическими контактами более агрессивны, чем прочие, я люди, не признающие тесных физических контактов с другими, жестче карают нарушителей закона, требуют смертной казни для преступников, более нетерпимы и авторитарны.
Культуры очень отличаются друг от друга по количеству запретов на прикосновение и физическое выражение любви. Люди из Средиземноморья, например, итальянцы, более искренни и экспрессивны, чем северяне и люди восточных национальностей. В США мы следуем англо-нордическим нормам, которые запрещают физические контакты между мужчинами я ограничивают некоторые Другие, особенно публичные проявления нежных чувств. Для многих людей единственная возможность для физического контакта — в кабинете врача при подсчете пульса, во время прогулки в давке или при подсчете голов на футбольном поле.
Прикосновение соединяет нас с другими людьми просто и примитивно. Оно извлекает нас из текучки буден, из глубин потерь и поражений. Оно приносит радость и вновь подтверждает физическую реальность нашего существования. Объятие малыша — огромное наслаждение, от которого, к сожалению, многие родители отказываются, когда дети подрастают.
Отметьте ответы на каждый из этих интимных вопросов.
Вы прикасаетесь, гладите, обнимаете, целуете своего супруга, родителей, близких друзей? Если нет, то почему?
Вы делаете так на виду у своего ребенка? ^ Если нет, та почему?
Вы целуете, гладите, обнимаете своего малыша?
Как часто?
Как часто вы делаете это теперь, когда ребенок вырос?
Когда вы прекратили это делать или стали делать реже?
Вам нравится, когда к вам прикасаются?
мягкой и теплой любви. Это не значит, что нужно относиться к детям, студентам или друзьям, как к хрупким фарфоровым статуэткам. Нежность противоположна жесткости, но в нашем контексте она также противоположна и холоду, и индифферентности. Она должна быть активной, но эта активность исключает агрессию. Нежность — это восход человеческой доброты, которая вдохновляет нас к росту, расцвету и излучению внутреннего доверия. Особенно ясно начинаешь осознавать это, когда видишь лица детей, выросших без нежности.
Старайтесь быть немного нежнее в следующий раз; не стесняйтесь сказать своим детям: «Я люблю вас», независимо от их возраста. Говорите так и показывайте это;
старайтесь поощрять их нежность по отношению к вам. Если пока не можете, не откладывайте попытки в долгий ящик.
Любимые и супруги
Если вы хотите помочь вашему любимому человеку или супругу избавиться от застенчивости, то многое из предложенного нами раньше найдет применение и в этом случае. Здесь мы только добавим специальные ключи к доверию, свободе и независимости.
Нужно быть близкими душой и телом. Застенчивость часто служит защитным шлемом, изолирующим робкого человека от сердечной близости. Таким образом ему труднее вступить в близкие связи, и даже в одиночестве он выстраивает психологический барьер, который защищает его от возможности эмоционального или душевного контакта.
Найдите время развить в человеке чувство необходимости доверия и покажите, что вы принимаете его целиком — со всеми достоинствами и недостатками.
Вселяйте в него уверенность и оказывайте ему эмоциональную поддержку.
Обеспечьте признание и внимание: на людях и лично давайте ему почувствовать, что он для вас неповторим. Будьте готовы сделать первый шаг в проявлении чувств, принимая на себя этот большой риск. Вы можете вести себя активно не только в начале знакомства, но на каждом бастионе, составляющем цитадель застенчивости. Найдите правильное время для ваших чувств, и вы защитите своего партнера от ударов по самолюбию, особенно если ваш застенчивый супруг — мужчина, который традиционно считает, что именно он должен занимать ведущую роль.
Избегайте экспертных оценок, особенно в отношении секса. Фокусируйтесь на естественном удовольствии от физической близости, на радости дарить наслаждение.
Обнаруживайте свои нужды неуверенностью, сомнениями, предположениями о там, чего хочет ваш партнер, туманно намекайте на ваши сексуальные взаимоотношения. Помогайте создавать атмосферу любви, при которой легко сказать «нет» в любую ночь без обиды.
Делите ответственность за взаимное удовольствие от секса, даже когда его нет.
Свобода и автономия
Поэт Халил Джибран прекрасно выразил кажущийся парадокс любящих людей, живущих и отдельно и вместе: Береги одиночество, в танце любовных забав Не срастаются струны у лютни под взмахом руки. Сердце другу отдай — но скрывая, его береги. Ведь сердца поддержать можно только лишь жизнью руки. Будь поблизости, но пребывай далеко, Вы должны быть подобны колоннам среди облаков и Деревьям — не прячьте любимого в тень. У застенчивых возлюбленных и супругов, как правило, нет ни сокровищ в сейфах, ни ковров под ногами. Им нужна свобода для развития и помощь в этом развитии. У них должна быть личная независимость, чтобы они продолжали быть такими, какими вы их любите, и не становиться вашей бледной тенью.
Подбирайте друзей и ситуации, комфортные для вас обоих, или получайте удовольствие порознь.
Не так уж важно для вас, чтобы вашего супруга положительно оценивали окружающие, и не надо для этого одевать на него смирительную рубашку.
Поддерживайте любую деятельность, хобби и дружбу, которые приносят радость вашему супругу независимо от вас — вы получите другие способы участия.
Учитесь договариваться, боритесь за свое мнение искренне и честно и вместе решайте все проблемы.
Ваш застенчивый супруг может иметь привычки, которые сводят на нет все попытки общения, когда им руководят страх и злость. Научитесь мягко открывать пути общения и не берите себе на вооружение молчание.
Поощряйте чувство юмора у вас обоих, потому что смех над собственными ошибками и слабостями хорошо лечит застенчивость.
Застенчивость: группы самоподдержки
Занятия в труппах самоподдержки — безопасный путь дня знакомства застенчивых людей. Такие группы могут иметь самые разнообразные формы. Мне кажется, что наиболее многообещающие группы должны быть организованы на основе общих интересов: спорта, театра, религии, отдыха и так далее. Они отличаются от ныне существующих клубов и групп тем, что их члены имеют одну общую причину для связи — собственную застенчивость. Сообщение на доске объявлений об образовании для застенчивых людей, например, драматического кружка может собрать вместе робких студентов с общими пристрастиями. Другие интересы и увлечения могут быть, в свою очередь, представлены соответствующими правдоподобными наименованиями: чтение Библии, игра в кегли, походы, физические упражнения, магия, парапсихология, оловянные солдатики, железная дорога, оружие или ученые занятия.
Клиники для застенчивых
Существует много специальных центров, где обеспечивают врачебную помощь очень застенчивым людям. Три из них заслуживают упоминания на этих страницах. Наиболее известна Клиника дружбы при Пенсильванском университете под руководством директора д-ра Джеральда Филлипса. Клиника специализируется на развитии уверенности в применении навыков общения. Штаб клиники использует многие приемы по модификации поведения, помогает молчаливым клиентам побороть страх перед публикой, речевое волнение — «то, что всегда испытывают робкие люди перед выходом в свет*.
Сходные программы используют в Клермонском колледже (Клермон, Калифорния), в консультационном центре доктора Дороти Смит. Она обнаружила, что большинство людей больше интересуется мастерскими для застенчивых, чем мастерскими для обучения, так как проблема, связанная с трудностями общения, волнует их куда больше, нежели вопрос получения узкой специализации в какой-нибудь области. Подобно пенсильванской клинике, мастерская для застенчивых города Клермона обращает особое внимание на обучение и практическое использование навыков общения.
В клинике для застенчивых, в Стэнфорде, мы используем специальные приемы для помощи клиентам сообразно структуре их застенчивости. Для того чтобы контролировать общий страх и собственное напряжение, существует метод прогрессивного расслабления. Для того чтобы изменить в человеке негативное представление о себе на позитивное и заставить его проникнуться уважением к самому себе, мы используем технику помощи, которая позволяет клиентам осознать собственный статус, признать его неверным и научиться методам борьбы с негативным статусом, увеличивая частоту возникновения позитивных самооценок.
Именно создание навыков общения подразумевает значительное внимание нашей программы к решению проблем, связанных с отношениями между людьми.
Используя видео как способ обратной связи, мы обучаем клиентов слушать, самораскрываться, выражать эмоции (особенно запретные, подобные ярости, гневу и нежности). Мы создаем у них доверие к людям и привычку быть привлекательными в общении с людьми. Для сфер, где человеку неуютно, где он подавлен другими людьми (или самим собой), мы используем методы тренировки самоутверждения.
Игровые методы, реалистично представляющие ситуации, где у застенчивого человека возникает чувство страха, — танцы, интервью, попытки назначить свидание, небольшие беседы, или даже участие в вечеринке — особенно ценны, так как позволяют использовать приобретенные навыки в действии.
Особая часть в нашей методике занята «реальным миром»: домашней работой. Клиенты должны подписать контракт сани с собой и участвовать в различных занятиях (подобных теп, которые описываются во второй части этой книги) для того, чтобы остаться пациентами клиники. В этом случае уменьшение застенчивости, которое мы отмечаем во время пребывания в клинике, распространяется и на личную жизнь клиента.
Но вне специфической тактики и врачебной стратегии мы пытаемся разговаривать с нашими клиентами, используя отдельные базисные представления, которые мы регулярно повторяем на страницах этой книги.
Вы контролируете свои чувства и действия.
Вы отвечаете за свои чувства, действия, а также за их последствия.
Вы хотите быть застенчивым и научилась тому, как должен вести себя застенчивый человек. Теперь вы можете отказаться от старых привычек и, если хотите, заменить их на новые. Лучше приобрести новые привычки, которые будут работать на вас.
Вы вольны, делать что-то, даже если другие говорят, что элю вам не под силу. Вы можете не делать чего-то, даже если другие говорят, что вы должны.
Важнее всего разрушить психическую изоляцию личности прикосновением человеческого тепла. Это придаст жизни истинное значение. В этом с нами солидарен теолог М. Бабер. Человек хочет быть признанным другими людьми, желает иметь представление об окружающих, скрытно и застенчиво он ждет «Да*, которое позволит ему жить и которое может прийти только от одного человека к другому человеку.
Глава 12
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ
то сказка, которую любил рассказывать мой дед. Она задаст тему заключительной части кашей книги, где мы поговорим об основных приемах преодоления застенчивости.
Однажды в комнате ожидания маленькой деревенской клиники на Сицилии три пациента спорили о достоинствах своих врачей.
'Нет более умелого хирурга, чем мой доктор! — заявил мистер Нинни. — Он без боли смог вытащить из моей ступни колючки и занозы, которые я нахватал из-за моих безмозглых баранов!» 'Никто не сравнится с докторам Баккигалуппи, который изобрел чудесную мазь от мозолей. Она помогла мне, когда я таскал канаты на корабле».
'Простые лекарства для простых болезней, — промолвил третий, молодой человек. — Когда меня преследовал страх, как я прокормлю мою бедную семью, прекрасный доктор Одрабтис научил меня самогипнозу и снял заботы с моих плеч, напомнив древнюю мудрость, гласящую, что для всех на свете существует свой пирог».
Невозможность решить вопрос, чей доктор лучше, заставила их обратиться к старому привратнику, который слышал их спор: 'Старик, ты слышал обо всех этих лекарствах, как ты думаешь, чей доктор лучше всех?»
•Я уверен, что все они прекрасные специалисты со множеством навыков. Но я простой и необразованный человек, и я не могу помочь вам решить, какое лекарство и чей доктор лучше. Но я могу предложить пару башмаков вам, мистер Нинни, мои рукавицы вам, страдающему от мозолей, а моему голодному молодому другу миску похлебки сейчас и работу моего помощника завтра».
Мораль: иногда простая профилактика лучше, чем огромный набор лекарств.
Таким образом, во второй части мы сконцентрировались та том, как сделать самих себя и других менее застенчивыми. Много было предложено разных способов, подтверждающих на практике, что можно понизить нежелательное воздействие застенчивости на нашу жизнь. Однако общим для всех них является принцип изменения человека — того, как человек думает, чувствует, разговаривает и действует. Это попытка модифицировать застенчивость после ее обнаружения.
В этой, заключительной главе книги, я хочу рассмотреть вместе с вами абсолютно другой подход к проблеме застенчивости: профилактику застенчивости до ее возникновения при помощи изменения культурных ценностей, социальных норм и ситуационных установок.
Несомненно, это огромный труд, но, с другой стороны, результаты такого воздействия в случае удачи не только более многообразны, но и более стабильны и длительны.
Причина или следствие
Существует два пути борьбы с нежелательным имиджем: устранение последствий или устранение причины. Первый путь — индивидуальное изменение привычек; второй путь — профилактический подход. Отдельные индивидуумы могут лечить болезнь соответствующей терапией; нация защищается от болезни только изменением условий, которые генерируют болезни. Каким путем идти, такого вопроса просто не стоит. Различие этих двух подходов — фундаментальное различие между философией помощи нуждающимся и политикой социальных преобразований.
Известно, что застенчивость существует и является нежелательной для большинства страдающих ею людей, в, разумеется, существует необходимость немедленно помочь им (и вам). Но в то же самое время мы способны уберечь этих людей от столкновения лицом к лицу с такой тяжелой проблемой. Оба подхода должны сочетаться.
Конечно, применение этой идеи на практике не так легко.
Анализируя застенчивость, мы тщательно изучили застенчивость индивидуальную и сделали робкого человека ответственным за выполнение необходимых изменений по преодолению застенчивости. Но нужно учитывать и социальные и культурные корни застенчивости. Можно ли удалить эти корни путем тренировки уверенности, постепенной релаксации и другими подобными упражнениями? Конечно, нет.
Итак, следующему поколению застенчивых людей уже приготовлено место среди «ныне застенчивых*, если в их рядах и образовались бреши в результате действия нашей и подобных программ по преодолению этого психологического недуга. Несмотря на то, что человек меняется, сохраняется система. Несмотря на чудодейственные лекарства, эпидемия распространяется.
Иногда мы не можем осуществить необходимые реформы, так как наши усилия направлены на изменение людей, а не ситуаций и социальных ценностей. Иногда мы не видим решения, поскольку сами являемся частью проблемы, а иногда не желаем признать саму проблему.
Смягчить трудности можно, проверив некоторые инстанции, где ситуационные или социальные изменения сработают лучше, чем попытки решать «проблему человека». Рассмотрим примеры, приведенные ниже.
В Вашингтоне, в тюрьме для подростков округа Колумбия, агрессивное поведение подопечных было проблемой для сотрудников, которые пытались справиться с ней обычным для тюрем путем. Они поощряли хорошее поведение, давали консультации и необходимое лечение рецидивистам, наказывали неисправимых нарушителей — все впустую. Так было до тех пор, пока они не догадались проанализировать ситуацию, в которой возникало агрессивное поведение. Большинство инцидентов имело место в коридоре, особенно на углах, где один мальчик налетал на другого, подбегая к повороту. Удар разменивался на удар, толчок на пинок, и завязывалась битва. Решение очевидно — разрушить стены, перестроить коридор с его глухими поворотами, расширить и выпрямить его.
Не стало интенсивного движения на перекрестке, и число инцидентов насилия значительно понизилось.
Для того чтобы предостеречь водителей от быстрой езды по какой-либо улице, дорожные знаки, штрафы и прочие средства воздействия куда менее эффективны, чем несколько рельсов, вкопанных в землю. Однажды стукнувшегося водителя не нужно дважды предупреждать об опасности быстрой езды по этой улице.
Постоянная проблема, которая беспокоила меня всю мою преподавательскую практику, — студенческие шпаргалки и списывание на экзаменах. Было испытано множество приемов, предупреждающих мошенничество, но студенты — народ весьма изобретательный, а причины, заставляющие их списывать, весьма убедительны. Когда ни призывы к совести, ни жесткий контроль не помогли, несколько мошенников было отчислено из института, чтобы остальные студенты были лишены их влияния. Я пришел к убеждению, что в каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Поскольку я прослушал огромное количество судебных разбирательств, относящихся к студентам, постоянно списывавшим на моем курсе, я понял всю их бесполезность для будущего предотвращения мошенничества. Вопрос «кто списывает?» звучал чаще, чем «почему?*. Начальной причиной являлась большая конкуренция за высшую оценку. Кроме того, присутствовал страх быть недооцененным, неуверенность в собственных знаниях, и, в конечном итоге, влияла беспристрастная и неуютная обстановка самого экзамена: студент, один против всех, должен доказывать свое превосходство.
Превентивная стратегия, которую я избрал, — устранить причины мошенничества и, как следствие, сделать списывание неуместным. Оценка отмечала мастерство, с каким каждый студент владеет выученным материалом, а не превосходство над другими. Каждый мог заработать высший балл — А, если соответствовал специфическому критерию (например, 80% правильных ответов). Прекратилось соревнование с другими студентами, началась борьба с самим собой.
Страх уменьшился с увеличением количества мелких экзаменов на курсе, когда безболезненно повторялась экзаменационная ситуация, которая обыкновенно снижает уровень мастерства в несколько раз: студенты сдавали экзамены персонально назначенным ими же студентам-экспертам. Результат был налицо. Студенты стали работать больше, чем на всех других курсах, получая при этом удовольствие от процесса обучения. К слову сказать, большинство получили «А». Новые социальные меры сделали Списывание ненужным и, ь качестве побочного эффекта, укрепили дружескую связь между экзаменатором и студентом.
Эти примеры иллюстрируют альтернативный подход к лечению. Они предупреждают нежелательное поведение изменением контекста, в котором оно обычно возникает. Возможно, что только путь предупреждения застенчивости радикально меняет тс ценности нашей культуры, которые способствуют ее развитию.
Культурное программирование
В какой руке вы держите вилку во время еды? В левой, когда вы режете ваше жаркое, и в правой, когда его едите? Видимо так, если вы американец. Европейцы держат вилку только в левой руке. Вы кланяетесь, когда встречаете друга на улице? Американцы, возможно, нет, но это обязательно для японцев. Кому вы помогаете с большим желанием — иностранцу или соплеменнику? Это зависит от того, кого из них вы неосознанно включаете в свою внутреннюю группу. Дли греков внутренняя группа включает семью, друзей и туристов, но не других греков, которые являются чужаками. Это не так для парижан и бостонцев, которые проявляют большую готовность помочь соплеменнику, а не иностранцу.
Кроме того, мы часто забываем учитывать наши культурные условия и наше восприятие действительности, когда занимаемся созданием структуры наших мыслей, чувств и действий. Даже такое проявление реальности, как боль, выявляет очень разные реакции, зависящие от нашего культурного уровня. Итальянцы очень чувствительны к боли и сильно ее преувеличивают. Евреи тоже сильно реагируют на боль, но они больше беспокоятся о своем дальнейшем здоровье, чем итальянские пациенты. Англосаксонские протестанты реагируют на боль только с глазу на глаз с собственной семьей. В противоположность этому, иранские пациенты, «схлопотавшие пулю», тихо терпят боль, не обнаруживая своих страданий даже с глазу на глаз.
Как культурные ценности и опыт заставляют людей быть застенчивыми? Вы можете схематично ответить на этот вопрос, если вообразите себя министром внутренних дел застенчивого общества. В вашем списке 10 способов усилить застенчивость; вероятно, вы захотите их запомнить:
/. Усиливать свой индивидуализм (подавлять других, делать все самостоятельно, заставлять людей делать все по вашей указке).
Усиливать культ собственного «Я» (самолюбованием и самоизоляцией).
Награждать личные успехи и сделать неудачи личным стыдом в высоко конкурентной системе.
Установить двусмысленные критерии успеха, что создаст невозможность обучению на неудачах.
Создавать препятствия для свободного выражения эмоций и открытого сопереживания.
Предоставлять минимум возможностей для интимных связей между полами и внедрять жесткие запреты на большинство форм выражения сексуальных эмоций.
Контактировать с людьми исключительно в соответствии с их социальным положением,
Отрицать значение личного опыта путем сравнения человека с великими людьми прошлого, особенно если ссылаться при этом на гигантские требования современной эпохи.
У. Создавать социальную нестабильность за счет миграций, переразмещений, экономической неопределенности и так далее. 10. Разрушать веру в общество и гордость за родину.
Решите, является ли этот рецепт для создания застенчивого общества выполнимым. Не такие ли ценности господствуют у вас на работе, в школе и каждодневной жизни? Я уверен, что в любом обществе, в котором застенчивость — проблема распространенная, мы обнаружим некоторые составляющие этого рецепта. Там, где застенчивость менее распространена, возможно, мы найдем меньше таких установок. Если мы рассмотрим разные варианты застенчивости от культуры к культуре, возможно, мы сумеем порекомендовать способы изменения ценностей, которые генерируют застенчивость. Во-первых, посмотрим на культуру, где сумма этих негативных ценностей усилена так жестко, что застенчивость человеку почти гарантирована.
«Загадочный» Восток
Наше исследование показало, что застенчивость распространена в Японии и на Тайване более, чем в других странах. Среди современных японцев 57% застенчивых людей, а на Тайване — 53% 60% жителей Японии рассматривают застенчивость как проблему, белее 90% отмечали за собой робость в прошлом или настоящем. Японцы ощущают застенчивость сильнее, чем все другие национальности, испытывая ее фактически во всех сферах общественной жизни.
Застенчивость — особая проблема для мужчин, попавших в ловушку конфликтных культурных требований: быть доминантным в домашней обстановке и проявлять пассивность во всех других ситуациях. В Японии (и на Тайване) процент застенчивых значительно выше среди мужчин, чем среди женщин. Это серьезное отличие от любой другой культуры, где эти соотношения либо равны (США), либо процент застенчивых женщин превышает процент застенчивых мужчин (Израиль, Мексика и Индия).
Возникает интересное несоответствие между современной девальвацией застенчивости на Востоке и восточными традиционными ценностями, которые признают добродетелями скромность и сдержанность. Большинство японцев-служащих говорило, что им нравится быть застенчивыми и расхваливало позитивные последствия застенчивости. Но это — только 20% населения. Возможным ответом молодого поколения является растущее недовольство формальной, стилизованной структурой, навязанной традиционными восточными ценностями. Большинство наших студентов-японцев не считают застенчивость привлекательным качеством я не любят быть робкими.
Японское общество — модель социума, генерирующего застенчивость. Мой собственный анализ подтверждает исследования моих восточных коллег и других знатоков японской культуры: дети в Японии захвачены в сети культурных ценностей, которые делают застенчивость неизбежной. Понять, как культурные ценности влияют на детей, трудно, проблема весьма комплексна Соответственно, мои выводы не застрахованы от ошибок. Но к подобному же выводу о влиянии японской культуры на детский опыт приводит значительное число документов. Один на лучших исследователей японских и американских ребятишек в возрасте от 3-х месяцев до 6 лет делает такой вывод:
По сравнению с японцами американцы более активны, разговорчивы и эмоциональны, более независимы и, вероятно, с большим успехом манипулируют своим социальным и физическим окружением.
Такое воспитание — тренировка эмоционального контроля, подавление самовыражения, концентрация внимания на деталях, планировании, правилах и ритуалах — не только душит активность и естественность. Оно отрицает правомочность проявлений страха и ярости. Когда японец попадает в неприятную ситуацию, он чаще всего обращает негативные эмоции против себя самого, рассматривая себя как основную причину конфликта. Этот поворот эмоций вовнутрь пестуется японскими традициями, которые прославляют обостренное чувство долга (giri), предупредительность к авторитетам, превозносят терпеливость — самоподавление — и учреждают персональную ответственность за жизненные неудачи.
Основа развития японского характера — «аmае» и «стыд». «Аmae» — пассивная зависимость ребенка от матери (желание быть прощенным, обласканным и защищенным). Но эта тенденция распространяется на все уровни японского общества и контролирует общественные, политические и культурные действия. «Аmае» поощряет пассивную зависимость и безусловную верность всему, что стоит выше по социальной лестнице. «Аmае» отрицает веру в собственные способности и талант. Нужно терпеливо ждать подходящего времени для проявления своих достоинств, даже если ты значительно превосходишь своих менее достойных начальников.
Президент большой японской фирмы рассказал мне, что для тех, кто вечно вылезает на первый план, чтобы продемонстрировать собственную компетентность, он приберегает термин «незрелость». Придерживая таких настойчивых работников, он вселяет уважение в сердца вышестоящего начальства своими мудрыми действиями. Это откровение говорит само за себя.
Такое положение дел порождает в людях пассивность, зависимость и приписывает излишнюю важность одобрительным оценкам окружающих.
Другой основной механизм социального контроля в Японии — использование «стыда». Японское общество прикладывает невероятно много сил, чтобы избежать стыда из-за его разрушительных психологических последствий. Любое действие, которое обманывает ожидания других, является потенциальной причиной стыда для человека и для его окружающих.
Жизнь японцев — это жизнь в группах. Семья, соседи, школа, спортивные команды, работа. Верность группе очень сильна, и ее член стремится сохранить и преумножить групповой престиж. Любая неудача, конфузил или замешательство, даже небольшие казусы, произошедшие с человеком, являются для группы источником стыда. Испытанный стыд может провоцировать действия, которые компенсируют вред, нанесенный группе, или повлекут за собой отторжение недостойного. Последнее часто влечет за собой суицид. На взгляд иностранца, причина суицида непонятна. Игрок в бейсбол в высшей школе, проиграв матч, полез в петлю, чтобы искупить свою вину; застрелился университетский профессор, подвергнувшийся критике, и так далее.
«В Японии, — пишет Гийао Хатано, — слово «застенчивость» тесно связано со словом «стыд». Японец предпочтет прослыть чрезмерно скромным человеком опасности оказаться посмешищем». Социальный контроль при помощи боязни стыда поощряет застенчивость как надежный жизненный принцип. Это в равной степени относится и к Тайваню.
Использование тактики «атае» — стыда обеспечивает тесный контроль групп над поведением их членов, в частности над антиобщественными поступками, что объясняет рост преступности среди представителей желтой расы, эмигрировавших в Азию или Америку.
Поскольку застенчивость положительно оценена социальным сознанием, ее влияние на личную жизнь японца крайне разрушительно. Обособленный Китай, с другой стороны, смог эффективно противостоять опустошительному воздействию застенчивости.
Китайская стена защищает от застенчивости
Подобно другим восточным культурам, о которых мы говорили, жизнь в обособленном Китае сконцентрирована в группах. Но эти группы не похожи на японские. Они являются источником позитивного самоутверждения и разрушают чувство неуверенности в себе. Жизнь в коммуне (последовавшая за культурной революцией) в Китае более похожа на жизнь в Израиле, чем на жизнь в других восточных сообществах. Философия коллективизма подразумевает, что человеку приходится считаться не только со своими собственными интересами, но и с интересами группы. Как принято в Китае <и в Израиле), коллектив не подавляет развитие индивидуальности, но пробуждает в человеке гордость общими достижениями. Негативные проявления индивидуализма несколько сдерживаются, если общественная психология считает, что «эгоистичный, либо неэтичный поступок одного человека способен разрушить всю группу*. «Сначала дружба, потом конкуренция* — написано на классной доске и в спортзале. Личный успех оценивается с точки зрения его значения для группы и общества в целом. Например, некоторые ребятишки, специально обученные в Детском дворце, должны научить всему, что там узнали, других ребят. Знания, таланты и достижения должны «служить людям», выходя за рамки прерогативы отдельной личности.
Для того чтобы получить обзорные данные по застенчивости в обособленном Китае, я направил своего ассистента, говорящего по-китайски, в Кантон. Нам не было разрешено распространять наши анкеты, так как официальная точка зрения гласила, что «заполнение анкет способствует самоанализу и концентрации внимания на самом себе. Это был общественный принцип в действии.
Ввиду этого мы, к сожалению, на данный момент не располагаем достоверными статистическими данными, но из наблюдений за поведением китайцев можно сделать вывод, что застенчивость — не самая характерная черта для жителей Китайской Народной Республики. Мой ассистент сообщал, что в каждой деревне детишки подходили к нему, затевали вежливый разговор, задавали вопросы и давали достойные ответы. Исследователь быстро стал объектом изучения для аборигенов. Нечто подобное он испытал и при общении с детьми более старшего возраста в семьях, которые посещал.
Сообщение о том, что «незастенчивые» дети в Китае получают мощную психологическую поддержку, пришло недавно от другой американской делегации, которая изучала раннее домашнее воспитание детей в КНР. Это группа педиатров посетила большое количество школ, госпиталей, клиник для выздоравливающих и китайских семей. Согласно их наблюдениям, китайских детей отличают самоконтроль, психологическая защищенность, независимость и жизнелюбие.
Кажется, что застенчивость в этой культуре сведена к минимуму или предупреждена совсем. По-видимому, этому способствовало следующее: каждому определено место в обществе и вручена ответственность за достижения группы; общество верит в совершенство детей и могущество правильного образования; вина за неудачу перекладывается на скверные условия, а не на недостатки самого человека.
Только за несколько десятилетий новые культурные ценности изменили традиционную восточную маску застенчивости, которую Китай носил много сотен лет.
Сhutzра, гордость и нестеснительные евреи
Среди студентов, отвечавших на наши вопросы о застенчивости выделялись американские евреи. Более чем 4096 застенчивых снова и снова выявлялись нами среди тысяч опрашиваемых людей самых различных национальностей. Однако только 24% американских евреев считали себя застенчивыми. Кроме того, большинство американских евреев — экстраверты, и, даже если их застенчивость проявлялась, то она была ситуационной.
Хотя нужно проявлять осторожность, обобщая результаты, очень слабое распространение застенчивости среди евреев является весьма соблазнительным заключением.
При сравнении причин, вызывающих застенчивость в группе американских евреев и в нееврейской группе, выявилось несколько значительных отличий. Очень небольшой Процент евреев испытывает дискомфорт, находясь в центре внимания большой или маленькой аудитории. Социальная ситуация также мало смущает евреев, даже если при этом их поведение подвергается интенсивной оценке со стороны других людей. Незнакомцы и представители противоположного пола не индуцируют у евреев такой застенчивости, как в группе не евреев аналогичного возраста, образования и социальной принадлежности.
Интервью и личный опыт общения с евреями — студентами, друзьями и коллегами дает возможность предположить, что одной из причин этого национального отличия может быть культ Сhutzра. Фактического перевода этого слова не существует, что, видимо, связано с чужеродностью этого понятия для англо-саксонского менталитета.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ