<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

выше, чем рейтинг, присвоенный стране регистрации компании. Это
значит, что, если вам скажут, будто какая-то российская компания
имеет международный рейтинг высшей надежности AAA, не верьте
этому, так как рейтинг России гораздо ниже — ВВВ.
Но помимо международных рейтинговых агентств существуют
страновые агентства, которые присваивают рейтинги компаниям и
банкам в отдельно взятой стране. Например, российское агентство
может присвоить рейтинг AAA крупной российской корпорации, та­
кой как ОАО «Газпром». И при этом компания ОАО «Газпром» дей­
ствительно заслуживает этот рейтинг, так как является ведущей и на­
дежной компанией в России. Но это рейтинг не международный,
а российский. То есть компания ОАО «Газпром» имеет высший рей­
тинг надежности внутри России. Международный рейтинг этой ком­
пании не может быть выше рейтинга России (на сегодняшний день
это ВВВ).

Случай из практики
Некоторое время назад я получил письмо от сотрудницы одного крупно­
го российского финансового холдинга с предложением сотрудничества,
и между нами произошел следующий письменный диалог:
Она (ее зовут Марина): «Владимир, мы предлагаем долгосрочные инве­
стиционные программы для россиян. Программы очень привлекательны.
Наша компания большая и известная в России. Если вас заинтересует како­
го-либо рода сотрудничество, мы будем рады поработать с вами».
Я: «Спасибо за предложение, но меня не интересуют долгосрочные ин­
вестиционные программы российских компаний, и я не предлагаю их сво­
им клиентам, так как пока не уверен в том, что российский рынок и россий­
ский рубль смогут быть стабильными на протяжении 15-20 лет, а все
российские компании предлагают программы только в российских рублях.
Мы с моими клиентами рассматриваем инвестирование в России лишь
в среднесрочной или краткосрочной перспективе».
Она: «Владимир, нашей компании присвоен рейтинг AAA (НАУФОР).
Я знаю, с какими зарубежными компаниями вы сотрудничаете, и очень ува­
жительно к ним отношусь. Но согласитесь, что ни одна из них не имеет тако­
го высокого рейтинга надежности, как наша компания».
После этого диалога я решил подготовить данную статью. Дело в том,
что такое понятие, как рейтинг надежности, очень часто используется при
беседах финансистов с клиентами. Но если не все финансисты четко пони­
мают, что такое рейтинг, то данная тема требует большего внимания и до­
полнительных разъяснений.



Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
Часть II. Как построить свой личный финансовый план

Рейтинги — это очень удобный способ для того, чтобы проверить на­
дежность компании. Поиск рейтинга компании (банка) — это первое, с чего
я начинаю работу по проверке того или иного финансового института. Если
у компании есть рейтинг, это значит, что кто-то (какое-то рейтинговое агент­
ство) изучило состояние данной компании и дало свою оценку рискам, ко­
торым компания подвергает деньги клиентов.
В мире существует несколько очень известных рейтинговых агентств,
чьи мнения относительно надежности (рейтинги надежности) являются
очень весомыми, и инвесторы обращаются к этим агентствам, в первую
очередь для того, чтобы принять решение об инвестировании.
Это такие агентства, как Standard & Poors (или S&P), Moody's, Dun &
Bradstreet и т. д. (Информацию о том, что такое рейтинги и как оцени­
вать надежность компаний, вы можете прочесть на странице

Помимо этих международных агентств существуют также внутри-
страновые рейтинговые агентства, которые оценивают риски той или
иной компании относительно других в рамках данной страны.
В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОДВОХ!!!
Рейтинг международного агентства и местного агентства — две разные
вещи.
Поэтому при сравнении надежности двух разных компаний следует
пользоваться рейтингами одного агентства.
Для примера возьмем компанию ОАО «Лукойл».
Рейтинг этой известной компании по национальной шкале (то есть
внутристрановой) — АА. Это — очень высокий рейтинг надежности, учи­
тывая то, что самый высокий —
Но у этой компании есть также и международный рейтинг.
Агентство S&P присвоило компании ОАО «Лукойл» международный
рейтинг ВВ. Как видите, международный рейтинг на 3 позиции ниже нацио­
нального рейтинга (после АА идет А, затем ВВВ и только потом
Для меня, финансового консультанта, предлагающего своим клиентам
самые разные финансовые инструменты как в России, так и за рубежом,
очень важно знать, какой международный рейтинг имеет та или иная ком­
пания. Рейтинг России (ВВВ) — достаточно высокий.
Тем не менее, если мы говорим о долгосрочном инвестировании, кото­
рое должно быть, как правило, достаточно консервативным и давать гаран­
тии сохранности капитала и получение небольшой доходности, мы рас­
сматриваем лишь компании и банки с международным рейтингом не ниже,
чем А, и лучше — АА и AAA.
Так как ни одна российская компания не имеет такого рейтинга, то инве­
стирование с такими условиями возможно лишь за рубежом.
Размещение же средств в российских компаниях и банках следует пла­
нировать лишь на средние сроки: не более чем на 3-5 лет.
Мое сообщение моей собеседнице — работнице российско­
го финансового холдинга — вкратце включало в себя ту информацию, кото­
рую я изложил в данной статье:
«Уважаемая Марина, те компании, с которыми я сотрудничаю и чьи дол­
госрочные программы я предлагаю своим клиентам, имеют международ­
ные рейтинги от А до AAA. Рейтинги надежности этих компаний намного


Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
Для чего он нужен?

выше, чем национальный рейтинг AAA той компании, в которой вы рабо­
таете. Международный же рейтинг вашей компании — В с минусом».
Больше сообщений от Марины я не получал.

2. СТРУКТУРА АКТИВОВ КОМПАНИИ, или, проще говоря,
как компания размещает ваши деньги. Если компания (банк) обещает
своим вкладчикам доходность по долларам США в размере
то очевидно, что компания (банк) осуществляет рисковые инвести­
ции. Поэтому вполне резонно будет спросить у компании, куда она
собирается инвестировать ваши деньги, чтобы платить вам такие
проценты. Ни один из пострадавших вкладчиков МММ не спросил
об этом компанию в свое время. Поэтому они и являются сегодня по­
страдавшими.
Все известные инвестиционные компании с мировыми именами
ВСЕГДА показывают своим клиентам, куда они размещают их деньги:
в какие ценные бумаги, валюты, страны и т. д. При этом они говорят и
о том, какую потенциальную доходность может получить клиент при
инвестировании по той или иной стратегии.
Зарубежные страховые компании, предлагающие программы нако­
пительного страхования, ограничены законодательством по методам
инвестирования привлеченных средств. Им запрещено рисковать день­
гами, которые они привлекают у физических лиц на длительный срок.
Например, австрийская компания Grazer Wechselseitige Versicherung AG
(GRAWE), образованная в Австрии в 1828 г., инвестирует средства сле­
дующим образом:
• ценные бумаги с рейтингом А и выше — 64%;
• недвижимость (рейтинг не ниже А) — 24%;
• средства в банках (рейтинг не ниже А) — 9%;
• другие (рейтинг не ниже А) — 3%.
Я намеренно указал в скобках рядом с каждым из активов то, что
рейтинги этих активов не могут быть ниже, чем А. Это значит, что
если компания покупает недвижимость, то она приобретает ее лишь
в тех странах, которые имеют рейтинг А и выше. Она (компания) не
покупает недвижимость в России и даже в Польше. То же касается и
ценных бумаг, и банков, и других инвестиций. Такая структура сви­
детельствует об очень высокой степени надежности компании и пре­
доставляет вкладчикам гарантию сохранности их средств в компании.
Работая же в России, я часто сталкиваюсь с компаниями, которые при­
влекают деньги, обещая клиентам высокий инвестиционный доход
(15-30% годовых). Если же задать им вопрос, куда они инвестируют


Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
Часть II, Как построить свой личный финансовый план
128

деньги, в компании скажут вам об этом лишь в общих чертах: «Мы ин­
деньги в акции голубых фишек, в недвижимость, в облигации
Но, как правило, они никогда не могут (или не хотят) расска­
и т.
зать, в каких пропорциях и в каких активах инвестированы деньги на
тот или иной момент. Помните, выше я говорил вам о гарантиях?
Иметь их всегда очень важно. Но еще важнее понимать, чьи это га­
рантии!!! Если такая компания, как я показал выше, дает вам свои га­
рантии не только по сохранности ваших средств, но и по высокой до­
ходности, то они имеют небольшой вес, потому что исчезают вместе с
ликвидацией самой компании. Поэтому вернусь еще раз к той же ре­
комендации. Если вам дает гарантии компания или банк, не имею­
щие ни рейтинга, ни длительной истории, спросите у них, почему бы
им не взять такую гарантию от какого-либо солидного финансового
института? Например, если бы в компании сказали вам, что всем кли­
ентам гарантируется сохранность капитала, и такую гарантию дает
Сбербанк России, это можно было бы считать вполне безопасной ин­
вестицией в России. И такой вопрос очень быстро ставит на место со­
беседника и заставляет его самого задуматься над тем, почему ком­
пания действительно не может заручиться такой гарантией. Я уже
неоднократно пользовался этим методом, когда мне пытались продать
какой-нибудь сомнительный продукт от сомнительной компании.
Действует безотказно — продавец уходит. Или, в крайнем случае, го­
ворит, что над этим вопросом компания сейчас работает.
Прекрасно!!! Пообщаемся, когда ваша компания этот вопрос решит.
3. ОСНОВНЫЕ УЧРЕДИТЕЛИ И МЕНЕДЖЕРЫ КОМПА­
НИИ. Эта информация очень важна для оценки надежности компа­
нии. Вряд ли кто-либо из здравомыслящих людей вложит средства в
компанию, учредителем которой является С. Мавроди. Учредители
должны иметь безупречную репутацию и доверие со стороны вклад­
чиков.
Если вы захотите инвестировать свои деньги в акции какой-то ком­
пании, прочтите биографии основных учредителей и менеджеров ком­
пании. Если, к примеру, президент компании руководил до этого пя­
тью различными корпорациями и все эти пять корпораций успешно
«пошли ко дну», то есть обанкротились, то шансы того, что новая ком­
пания будет процветающей, мизерны.
Если взять для примера упомянутую выше компанию GRAWE, то
она является учредителем множества финансовых структур в разных
частях мира. Это означает, что компания жестко контролирует свои
структуры, не допуская никаких сомнительных операций с их сторо-


Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
Для чего он нужен? 129


ны. Почему можно доверять этим дочерним структурам GRAWE?
Просто потому, что компания, завоевавшая авторитет своей работой в
течение 170 лет, никогда не допустит, чтобы кто-либо его разрушил
своими действиями. Это повлечет за собой снижение рейтинга компа­
нии, отток вкладчиков и другие негативные последствия, которые
приведут к огромным потерям.
Когда Citibank в США сказал, что не отвечает по обязательствам
Citibank в Москве, я слышал очень много возмущенных голосов:
Citibank (Москва) стал ненадежным, и нужно забирать оттуда день­
ги. Если головной банк не отвечает по обязательствам дочернего банка,
значит, что-то здесь нечисто».
А теперь представьте себе картину: московский Citibank не выполня­
ет перед клиентами свои обязательства, которые составляют $1 млн.
То есть фактически банк банкротится. Что произойдет в такой ситуа­
ции с головным американским банком?
Могу вам сказать однозначно, что, если акционеры Citibank (США)
узнают о том, что дочерний банк Citibank в Москве обанкротился, они
начнут массовый сброс акций банка, что приведет к их значительному
падению. Это уже миллиарды долларов убытков. Причем это будут
прямые убытки акционеров банка!!!
Возникает резонный вопрос — допустит ли Citibank в США такую
ситуацию? Или же ему проще и дешевле будет просто погасить обяза­
тельства московского Citibank?
А еще проще будет не допустить подобную ситуацию путем контро­
ля работы своего дочернего банка.
Логика понятна. Поэтому, если вы знаете, что учредителем (или од­
ним из учредителей) компании является известная компания, банк
или корпорация с высоким рейтингом и известным именем, вы може­
те смело доверить ей свои деньги.
4. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ. Если вы можете оценить со­
стояние компании по финансовой отчетности, никогда не помешает
это сделать, чтобы чувствовать себя спокойнее. Баланс компании и
отчет о прибылях и убытках могут рассказать вам многое о состоянии
компании. Важно обратить внимание на следующие статьи.
• Размер краткосрочных кредитов в разделе «Текущие пассивы»
балансового отчета, то есть кредитов, которые необходимо пога-
сить в ближайшие 3 месяца. Если задолженность велика, то важ­
но понять, как компания собирается погашать эту задолжен­
ность. Для этого необходимо обратить внимание на другую часть
балансового отчета.


Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
Часть II. Как построить свой личный финансовый план
130

• «Текущие активы» и следующие статьи в этой части.
• Средства в банке. Это самая лучшая статья. Она показывает,
сколько средств имеется на счете компании. Эти деньги самые
ликвидные, то есть ими можно воспользоваться в любой мо­
мент.
• Дебиторская задолженность, то есть те средства, которые ком-
должна получить от своих покупателей за проданный
товар или услуги. Важно посмотреть не только на размер деби­
торской задолженности, но и на ее динамику. Если дебитор­
ская задолженность растет из квартала в квартал и из года в
год, это может означать, что покупатели компании плохо ей
платят за купленный товар и у компании из-за этого могут воз­
никнуть финансовые проблемы.
• Товары на складе. Эта статья показывает, на какую сумму име­
ется товара на складе. То есть эта статья отражает, сколько
средств можно получить, если реализовать весь имеющийся на
складе товар.
Сумма этих трех статей должна быть больше статьи «Краткосроч­
ная задолженность». Если это не так, значит, у компании есть пробле­
мы и у нее может не быть возможности погасить имеющуюся задолжен­
ность. Что и произошло в свое время с крупнейшей энергетической
компанией ENRON.
В свое время я решил взглянуть на отчеты этой компании, чтобы
ответить на вопрос: купил ли бы я акции этой компании до ее банк­
ротства?
Я не помню точные цифры из их балансового отчета, но главное не
сами цифры, а картина того, что происходило в компании.
Итак:
• счет в банке — $10 млрд.
• дебиторская задолженность — $12 млрд.
• товары на складе — $20 млрд.
• ИТОГО краткосрочных активов — $42 млрд.
В то же время размер краткосрочной банковской задолженности
(средств, которые должны были быть возвращены банкам в течение
ближайших 3 месяцев) составлял $90 млрд!!!
Это значит, что в компании образовалась «дыра» размером в $48 млрд.
За несколько месяцев до банкротства руководители компании ак­
тивно пытались получить банковские кредиты, для того чтобы за-


Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
Для чего он нужен? 131

крыть эту «дыру» и за счет этих новых займов погасить старые. Как вы
понимаете, банки не стали давать новые кредиты компании, в резуль­
тате она обанкротилась.
Если вы следили за ситуацией с компанией ENRON, возможно, вы
слышали интервью одного из сотрудников этой компании. Ему было
55 лет, когда компания обанкротилась. Все свои финансовые средства
он держал в акциях компании ENRON, наивно считая, что раз он рабо­
тает в этой компании, значит, он контролирует ситуацию, и его деньги
не пропадут.
В результате он оказался в предпенсионном возрасте фактически
без гроша в кармане. Это печальная история, и для того чтобы не по­
пасть в подобную ситуацию, не следует инвестировать все свои деньги
в один актив (вы помните — я говорил вам уже об этом ранее). Следу­
ет распределить свои деньги по различным активам с различной сте­
пенью риска.
Анализ этих некоторых статей финансовых отчетов компании уже
позволит вам увидеть картину того, что происходит в компании и на­
сколько компания подвержена финансовым рискам или риску банк­
ротства.
Предвижу ухмылку некоторых читателей: говорите, что по
финансовой отчетности можно узнать о состоянии дел в компании?
Да во всех российских компаниях ведется двойной учет!! Только глав­
ный бухгалтер и директор могут реально видеть и знать, что происхо­
дит в компании».
Невозможно не согласиться с этим утверждением. Действительно,
оценить реальное состояние российской компании по ее финансо­
вым отчетам довольно сложно. Именно поэтому мы всегда рекомен­
дуем нашим клиентам инвестировать деньги не в акции отдельных
компаний, а в Паевые Инвестиционные Фонды ( П И Ф ы ) . Аналити­
ки ПИФов непосредственно общаются с работниками акционерных
компаний, поэтому знают о реальном положении дел в компаниях на­
много лучше, чем индивидуальный инвестор.
Здесь изложены 4 основных принципа, по которым вы можете са­
мостоятельно оценить надежность компании. Поверьте мне — анализ
надежности компании позволит вам принять осознанное решение по
инвестированию своих средств, которые заработаны (в большинстве
случаев) нелегким трудом.
Не следует доверять свои средства, полагаясь на советы соседей
и других так называемых «экспертов». Гораздо надежнее потратить
несколько часов на изучение компании и сохранить заработанные


Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
132 Часть II, Как построить свой личный финансовый план


деньги, а не доверять их тем, кто не сможет ими управлять или же про­
сто украдет их у вас.
ЖАДНОСТЬ.
ЖЕЛАНИЕ ЗАРАБОТАТЬ Б Ы С Т Р О И МНОГО.
Именно эти не очень положительные качества внедряются в умы
некоторых людей, когда дело касается инвестирования собственных
средств. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда сосед уже
заработал быстро и много. И тогда он говорит вам: «Чего же ты
ждешь? Я уже третий месяц получаю по 20% в месяц, а ты держишь
деньги в банке под 8% в год. Забирай свои деньги и неси в компанию
ННН. Они всем обещают ежемесячно не менее Я уже и машину
себе новую купил».
И вот тут человека переклинивает: может, и мне попробовать?
Ведь реально же люди
И пирамида продолжает свой временный рост, привлекая все но­
вые и новые деньги от любителей бесплатного сыра.
Вы знаете, как-то мне рассказали об одной компании, которая при­
влекает деньги, обещая при этом доход 40% в месяц. Меня очень заин­
тересовала эта фирма, и я решил инвестировать какую-то часть своих
средств в нее.
При этом я даже не анализировал эту компанию по изложенным
выше принципам надежности, не задавал вопросов сотрудникам компа­
нии (я всегда очень люблю задавать вопрос касательно того, куда ком­
пания инвестирует деньги клиентов, то есть о структуре их активов).
Знаете, почему меня это не волновало?
Потому что компания, предлагающая своим клиентам доход в
размере 40% в месяц, — это либо пирамида, либо фирма, осуществ­
ляющая крайне рисковые операции, способные привести к потере
всех денег клиентов.
Предвижу следующий вопрос: почему же тогда я решил инвестиро­
вать часть своих средств в эту компанию? Обратите особое внимание
на то, что я собирался инвестировать не все средства, а лишь очень
малую часть.
Ответ прост. Я посчитал, что если компания-пирамида сможет просу­
ществовать 2,5 месяца, я верну в виде процентов все свои инвестирован­
ные средства. А далее я уже просто буду получать большой доход. Поче­
му бы в такой ситуации не вложить в компанию какую-нибудь $1 тыс.,
чтобы получать ежемесячно $400?
Очевидно, что можно эту $1 тыс. потерять, но ведь это не весь мой
капитал, а лишь мизерная его доля.


Электронная библиотека учебных материалов
Элитариум — Центр дистанционного образования
www.elitarium.ru
Для чего он нужен? 133

В общем, я решил рискнуть и обратился к сотруднику компании.
Но тут выяснилась небольшая неточность — компания предлагала
40% не ежемесячно, а ежегодно!
Меня этот вариант размещения средств больше не интересовал.
40% в год — это также очень высокая доходность. И очень рисковое
инвестирование. Так как предложение поступило от молодой россий­
ской компании, занимающейся спекуляциями на фондовом рынке, это
предложение я даже не рассматривал.
А потом еще выяснилось, что у компании через два месяца истекает
срок лицензии, а будет ли она продлена — неизвестно.
В заключение еще раз призываю вас к изучению той компании, ко­
торой вы хотите доверить деньги. Не поддавайтесь на дешевые при­
манки в виде высоких процентов, помните, что бесплатный сыр может
быть только в одном месте.


Как выбрать для себя финансового консультанта
(6 вопросов для него)
Из диалога двух людей:
«Добрый день. Меня Людмила. Я финансовый
«А что это такое?»

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>