<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Единство системы гос. власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ - федерализм.
4. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
5. Главный доступ к гос. службе.
6. Обязательность для гос. служащих решений, принятых вышестоящими гос. орг. и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
7. Единство основных требований, предъявл. к гос. службе
8. Профессионализм и компетентность гос. служащих
9. Гласность в осуществлении гос. службы
10. От-ть гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей.
11. Внепартийность гос. службы, отделение религиозных объединений от государства.
12. Стабильность кадров гос. органов.

2. Гос. должность - это должность в федеральных органах гос. власти, органах гос. вл. субъектов РФ, а также в иных гос органах, образуемых в соотв. с КРФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос. органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Гос. должности делятся на:
1) гос. должности категории "А" (политико-судебные должности) - это должности, установл. КРФ, ФЗ, К и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий гос. органов.
Президент РФ, Председатель РФ, председатели палат ФС, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи.
2) гос. должности категории "Б" (патронажные) - должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Рабочий аппарат Президента РФ, П-ва, минист., ведомств и др. гос. органов.
3) гос. должности категории "В" (административные) - долж. учреждаемые гос. органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Секретари, курьеры.
К гос. службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающие гос. должности категории "Б" и "В". Лица кат. "А" (первые лица в гос. аппарате) не несут гос. службу, гос. служащими не считаются, хотя и занимают гос. должн. и выполн. полномочия руководящего и направляющего воздействия.
Перечень должностей содержится в реестре гос. должностей гос. службы РФ (Указ П-та 11 янв. 93г).

3. Гос. служащий - это гражданин РФ, состоящий на гос. должности, исполняющий обязанности, установленные законодательством о гос. службе и получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.
В зависимости от квалификации разрядов гос. должности гос. службы делятся на группы:
1. высшие гос. должности гос. службы (5 группа)
2. главные гос. должности гос. службы (4 группа)
3. ведущие (3 группа)
4. старшие (2 группа)
5. младшие (1 группа)
Лицам, занимающим долж. "В" и "Б" могут быть присвоены следующие квалиф. разряды:
1) замещающим высшие гос. должности гос. службы (5 г) - действительный гос. советник РФ 1,2,3 класса
2) занимающим главн. долж.(4 г) - гос. советник РФ 1,2,3 класса
3) замещающие ведущие должн. (3 гр.) - советник РФ 1,2,3 класса
4) замещающие старшие группы (2 г) - советник гос. службы 1,2,3 класса
5) зам. младшие должн. (1 г) - референт гос. службы 1,2,3 класса
Общие права и обязанности гос. сл. - те же, что и др. граждан в КРФ.
Гражданские права и свободы гос. сл. ограничены законодательством с целью нормального гос. службы. Служебные права и обязанности делятся на общие для всех гос. служащих и специальн. обладание кот. связано с гос. должностями.
Например, специальными явл. пр. и об-ти налового инспектора в обл. соблюдения налог. з-ва.
Общие права гос. служащего, ст. 9
Обязанности гос. сл., ст. 10 З-н "Об основах гос. сл. РФ)
Ограничения, связанные сгос. сл., ст.11.

4. право поступления на гос. службу имеют граждане РФ, не моложе 18 лет, владеющие гос. языком, имеющие профессиональное образование.
Гражданин не может быть на гос.службу и наход. на ней в случаях:
1) признание его недееспособным или огр. деесп. решением суда, вступ. в з-ную силу.
2) лишение его права занимать гос. должности в течение определенного срока решением суда.
3) наличие подтверж. мед. заключением заболевания, препятствующее исполнению им должн. обязанностей.
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведен., составл. гос. или иную охран. з-ном тайну.
5) близкого родства или св-ва с гос. служащим, если их служба связана с непоср. подчин. одного др. (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также перечисл. родств. супруга)
6) наличие гр-ва иностр. гос-ва.
Гр-н поступает на гос. службу на условиях труд. договора, заключ. на неопределенный срок или срок, не более 5 лет. Различают 3 варианта назначения впервые или вновь поступающих на гос. службу:
1) на гос. должности категории "Б" - по представлению лиц, заним. должн. катег. "А" либо уполномоченных лиц или гос. органов
2) на гос. долж. 1 группы катег. "Б" - соотв. руководители
3) на гос. долж. 2-5 групп катег. "В" - по р-там конкурса на замещение вакантной должности.
При приеме на гос. службу допуск. испытание на срок от 3 до 6 мес. Для определения уровня проф. подготовки и соответствия занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоения гос. служ. квал. разряда проводится аттестация. Аттестация проводится не чаще 2 р. в 2 года, и не реже 1р. в 4 года.
Гос. служба прекращается при увольнении гос. сл., в т.ч. при выходе на пенсию. Помимо оснований, указ. в 29-37 КЗОТ, гос. сл. может быть уволен по инициативе руководителя в след. случаях:
1) достижение им предельного возраста, установл. им при замещ. гос. должн.
"Б" и "В" - 60 лет, "А" - не не распростр.
2) прекращение гр-ва РФ
3) несоблюдение обязанностей и огранич., устан. для гос. сл.
4) разглашение сведений, составл. гос. и иную охраняемую з-ном тайну.
5) возникновение иных об-тв, предусм з-вом.

5. Поощрение примен. за успешное и добросов. выполнение гос. служащим своих долж. обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В соотв. со ст. 134 и ст. 131 КЗОТ примен. иных поощрений:
1) объявление благодарности
2) выдача премий
3) награждение ценным подарком
4) награждение почетной грамотой
5) занесение в книгу почета, доску почета
За особые заслуги работники представл. к награждению орденами, к присвоению почетных званий и званий "Лучшего работника по профессии".
Гос. служащие несут юридическую ответственность: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.
Дисциплинарный проступок образует противоправное виновное нарушение дисциплины, не влекущее УО, за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих об-тей на гос. сл. могут возлагаться след. дисципл. взыскания:
1) замечание
2) выговор
3) сторогий выговор
4) предупреждение о неполном служебном соответствии
5) увольнение
Гос.сл., допустивший долж. проступок, может быть временно не более, чем на 1 мес. до решения вопроса о его дисципл. от-ти отстранен от исполнения должн. об-тей с сохранением денежного содержания.
Матер. от-ть гос. сл. наступает за служебн. проступок, в рез-те кот. причинен материальный ущерб гос-ву. За ущерб, причин. учр. или орг. при исполнении служ. об-тей служащие, по вине кот. причинен ущерб, несут МО в размере прямого действительн. ущерба, но не свыше среднемесячного заработка. МО свыше среднего заработка допускается лишь в случаях, указанных в з-не.
Ст. 121 КЗОТ
Случаи полной МО работников:
1) ущерб причинен преступн. действиями работника, уст. приговором суда
2) когда в соотв. с з-вом на работника возлодена полная МО за ущерб, причин. учр., орг. при исп. труд. об-тей,
3) когда между работником и пр-тием, учр., орг заключен письмен. договор о принятии на себя раб-ком полной МО
4) когда ущерб причинен не при исполнении труд. обязанностей
5) когда имущество и др. ценности были получены раб-ком под отчет по разовой договоренности или по др. разовым д-там
6) когда ущерб причинен работн., наход. в нетрезвом состоянии
7) когда ущерб причиненнедостачей, умышл. уничтожением или умышл. порчей матер, выданных пр-тием, учр., орг. работнику в пользование.
6. Муницип. должность - это должн., предусм. уставом муницип. образования в соотв. с з-ном РФ с установленными полномочиями на решение вопросов местн. знач. и от-тью за осуществление этих полномочий, а также должность в орг. м. с., образуемых в соотв. с уставом муницип. образования с установленных кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного ор. м. с. и от-тью за исполнение этих об-тей. Муницип. служба - это профсоюзн. д-ть, кот. осущетвл. на постоянной основе на муницип. должности, не являющ. выборной.
Классиф. муницип. долж., квалифик. разряды, права и об-ти служащего устанавл. з-нами субъектов РФ. В соотв. с з-ном В. обл. (ст. 7) установлены след. группы и классы:
1) Высшие муницип. должности 1-2 классов
2) Главн. муницип. должн. 1-3 кл
4) Ведущие муницип.долж 1-3 кл
5) Старшие
6) Младшие
Права и обяз. мун сл. - самост. ст. 12,13.
Ст. 26 соц. льготы муницип. сл.
Муницип. сл., нуждающийся в улучшении жилищ. условий, польз. первоочередным правом на получ. муницип. жилья или выдачу безпроцентной ссуды или кредита сроком на 10 лет на стороит-во жилья, погашенных за счет местн. б-та.
Мун. сл. может польз. льготами по оплате коммун. услуг на 50 % от устан. стоимости. (Ф/З № 52, 50, 53)
Задачи. № 50
ФЗ "Об осн. гос. сл. РФ" 31.07.95.
Конкр. сроки, а также график проведения оаттестации и состав аттестац. комиссии утведж. руководителем учр., пр., орг. и доводится до сведения аттестуемых работников в срок не менее 1 мес. до начала аттестации. А в бюджетной сфере не менее чем за 2 недели. Если эти сроки нарушены, то р-ты аттестации признается недействит. Т.к. в данном случае работникам стало известно о предстоящей аттестации только за 4 дня до ее проведения, то ее р-ты можно считать незаконными.
№ 52.
В соотв. с п. 10 ст. 11 з-на "О гос. службе" от 5 июля 96 г. запрещается гос. служащим выезжать за гр. за счет физ. или юр. лиц за искл. случаев, предусм. з-ном.
№ 53
Гос. сл. катег. "В" 2-5 гр. приним. на гос. должность на основ. конкурса. Порядок проведения конкурса закреплен в ст. 22 з-на "О гос. сл. РФ".

Предприятия, учреждения как субъекты
административного права
Предприятия, учр. явл. коллективными субъектами АП. ПР-тия - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для пр-ва пр-ции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ. потребности и получения прибыли.
Учр. выполняет соц.-культ. или адм.-политич. ф-ции. ПР-тия, учр. в зависимости от форм собств. дел. на:
1) государств.
2) муницип.
3) частные
3) общественные
4) и смешанных форм соб-ти
В зависимости от орг.-прав. форм:
1) товарищества
2) общества
3) гос. муницип. пр-тия
4) произв. кооператив
Адм.-прав. статус пр-тия, учр. - это комплекс прав и обязанностей, кот. пр-тие и учр. приобретает и реализует в процессе совершения след. действий:
1) создание пр-тия, учр. по решению собственника им-ва или уполномоч. им органа или по решению ТК
2) гос. регистрация, осущ. по месту нахождения пр-тия, учр. местным органом гос. власти
3) получение разрешения на занятие определ. видами д-ти, выдаваемых в административн. порядке органом гос. власти
4) оформление органов управления делами
5) определение круга вопросов и полномочий вышестоящих гос. органов в отношении пр-тия
6) ведение и предоставление бух. и статист. отчетов
7) адм.-прав. гарантии прав пр-тия:
а) не допускается регистрация пр-тия по мотивам
б) запрет на вмешательство органов гос. власти в д-ть пр-тия, за искл. случаев, предусм. з-вом
в) защита имущества пр-тия от незаконного изъятия
г) не допускается монопольное положение на рынке отдельных пр-тий и не добросовестной конкуренции




Формы осуществления исполнительной власти

1. Формы осуществления исполнительной власти.
2. Понятие и виды актов исполнительной власти.
3. Требования, предъявляемые к актам исполнительной власти и последствия их несоблюдения.
4. Процесс принятия административных актов.
н/а Указ Президента: "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства РФ и актов органов исполнительной власти".
1. Формы осуществления исполнительной власти - это внешневыраженные действия, совершаемые должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.
Различают следующие формы исполнительной власти:
1 - правовые - связаны с изданием правовых актов, которые влекут изменения или превращения адм. пр-ний.
2 - неправовые - не связаны с изданием правовых актов и не влекут возникновение, изменение, прекращений пр-ний.
Правовые формы осуществления исполнительной власти: правотворческая и правоприменительная деятельность.
Правотворческая деятельность проявляется в создании, изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т.е. издание нормативных актов.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешение вопросов управления на основе собственных правовых норм, т.е. издание индивидуальных правовых актов.
Это 2 основные и наиболее значительные нормы осуществления исполнительной власти. Но существуют и другие - представление обязательной отчетности, осуществление гос. регистрации, выдача документов, подтверждающих наличие специального права.
Неправомерные формы осуществления исполнительной власти:
1. осуществляют органы дейст

2. выполнение материальных, технических действий, которые носят вспомогательный характер в управлении деятельности (работа с информацией).

2. Правовые акты исполнительной власти - это вид подзаконных официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнения распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с н.п., содержащие одно власт. волеизъявление, влекущее юридические последствия.
По юридическому содержанию эти акты делятся:
1) нормативные акты - устанавливающие, изменяющие и отменяющие юридические нормы, они не обращены к юридическим лицам.
2) индивидуальные акты - это решение субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам.
3) смещенные - акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения.
По форме выражения:
1. Письменные
2. Устные исполнения при непосредственном руководстве произ. деятельности для обеспечения общественной безопасности.
3. Конклюдентные, выраженные в законах световых и звуковых сигналов.
Юридической значение актов управления
1. Являются основанием для издания других
2. Выступают в качестве юридического факта, т.е. является основанием для возникновения, изменения и прекращения пр-ний в сфере управления.
3. Являются доказательством в суде.
4. Является условием действия др. прав. актов органы вн. пр.

3. 1. Законность
а) наличие у автора
б) соответствие цели закона
в) применяется в установленный законом срок
г) соблюдение процессуальных правил судами
2. Целесообразность, т.е. полезность с (.) зрения гос. интересов, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, предусмотренной механизмом его претворения в жизнь.
3. Организация?
а) Язык акта должен быть ясным, понятным для тех, к кому обращен
б) акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнительных и законодательных субъектов.
в) акт должен быть оформлен грамотно, правильно.
г) оформлен надлежащим образом, должен быть передан на хранение.
Акты, не соответствующие требованиям закона, подразделяются на ничтожные и оспариваемые.
Ничтожными являются акты, которые из-за своей незаконности не порождают и не могут порождать юридических последствий.
Акты признаются ничтожными, если не то есть прямое указание закона или грубое нарушение подв. адм. дел либо нарушен срок давности.
Оспоримые подлежат исполнению, но не лишают индивидуальным и коллективным субъектам право оспорить им з-нать в установленном порядке, после обжалования акт может быть признан или правомерным после устранения в нем недостатков или недействительным.
При остановке действия акта упр., т.е. временного прекращения его действия до повторного рассмотрения, производится тем органом, который не вправе отменить его.
ст. 85 (1.2.)
Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов, исполнительную власть в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федерального Закона.
Международные обязательства РФ или нарушение прав и свобод человека и гражданина для решения вопроса соотв. судом.


Методы осуществления исполнительной власти
1. Понятие и виды административно-правовых методов.
2. Понятие административного принуждения.
3. Виды административного принуждения.

1. Методы деятельности исполнительной власти - это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н).
Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса.
В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения.
Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.
Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным.
Поощрение - это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел.
Поощрительное воздействие способствует возникновению интереса, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения.
Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность),
- материальным (премия, ценный подарок).
- статусным, изменяющим правовой статус гражданина.
Например, присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ" - смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощрение знака Герой РФ.
Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
(штраф)
По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры.
Экономические - это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д.
К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления.
2. Административное принуждение является вспомогательным методом исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти.
Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Признаки административного принуждения:
1. применяется на основе закона.
2. осуществляется посредством правоприменительных актов (протокол).
3. персонифицировано, т.е. применяется к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы.
4. для административного принуждения характерен внесудебный характер применения.
5. применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере гос. управления, не имеющие ведомственных границ (правила дорожного движения).
5. Меры административного принуждения делятся на 3 группы:
1. Меры административного принуждения - это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности гос. органов, предприятий и организаций.
Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.
К административно-предупредительным мерам относятся контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закрытие участков гос. границы, проверка документов и досмотр вещей, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств.
2. административно-пресекательные меры - это способы и средства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.
К таким мерам относятся административные задержания для составления протокола об административном принуждении, применение оружия и других специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного оружия, проистановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на банковские счета организаций, привод в милицию.
3. меры административной ответственности, административные взыскания - это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии (предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его специального права.


Административная ответственность
1. Понятие и основание административной ответственности, ее отличие от других видов юр. от-ти.
2. Понятие, признаки адм. пр-ния.
3. Юридический состав адм. пр-ния.

1. Административная ответственность - это применение уполномоченного органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное пр-ние.
В РФ действует большое количество административных правил. Правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, таможенные, правила пограничного режима, ЧП и т.д. Нарушения административных правил могут повлечь АО, УО и МО.
Особенности административной ответственности:
1. Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности (з-ны и подг.).
КоАП, Таможенный Кодекс, Положение о комиссии по делам о несовершеннолетних, закон "О порядке перерасчета штрафов, КоАП".
УО - з-нами, ДО - о труде з-вом, МО - з-вом о труде и гражд. з-вом.
2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
УО - преступление,
ДО - дисциплинарный проступок,
МО - причинение материального вреда.
3. Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, УО - только физические лица, МО - физические и юридические лица.
4. За административное правонарушение применяются меры административного взыскания (штраф), за преступление - меры УО (лишение), за дисциплинарные - дисциплинарные взыскания (замечания).
5. Административное взыскание налагается органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей, а также судами. Меры УО - только судом, дисциплинарные взыскания - вышестоящими по подчиненности органами и должностными лицами, МО - только судом.
6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Применение мер УО влечет судимость, одной из мер дисциплинарного взыскания является увольнение с работы.
7. Большинство составов административного проступка можно назвать формальными, т.е. административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, имеются ли непосредственно отрицательные последствия от данного нарушения или нет.
(например, водитель превысил скорость)
МО - матер., УО - мат. , фор. и усеч.

2. ст. 10 КоАП
Адм. пр-нием (проступком) признается посягающее на гос. или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством УО.
Характеристикой признаков административного правонарушения является понятие действие или бездействия, которые отражают правовые понятия деяния. Действие - это форма поведения пр-ля, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запретов (например, нарушение правил дорожного движения). Бездействие - это пассивная форма поведения правонарушений, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, отсутствие сертификата).
Признаки административного правонарушения:
1. антиобщественность, т.е. причиненный вред законным интересам граждан, общества и государства.
2. противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
3. виновность, противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
4. наказуемость деяния, т.е. наступает административная ответственность.

3. Под составом административного правонарушения понимается совокупность таких элементов, как объект (объект. сторона, субъект). Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (права и свободы, нравствен. Общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления и т.д.
ОС заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Наличие ОС во многих случаях зависит от времени, способа, места, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершение противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.
Содержание ОС может включать характер деяния:
1. неоднократность, т.е. совершение 2-х и более однородных административных деяния.
Неод. квалифицируется как единое правонарушение.
2. повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение 1 года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Оно является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
3. длящееся правонарушение является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (нарушение сан.-эпид. правил на транспорте).
Субъект - лицо, совершившее административное правонарушение. Субъекты административного правонарушения бывают индивидуальными и коллективными.
Коллективные - юридические лица и коллективные образования.
Индивидуальные - физические лица.
Признаки индивидуального субъекта делятся на 2 группы:
1) общие, кот. должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16 лет, вменяемость).
2) специальные, отражающие
а) особенности труда или служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия торговли).
б) прошлое противоправное поведение
(лицо, находящееся под надзором, лицо, ранее привлекавшееся к административной ответственности).
в) иные особенности правового статуса (лица без гражданства, военнослужащие).
ст. 14, 15, 16.
Субъективн. С административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствий. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. (задачу № 6, 10, 12, стр. 195).
ст. 11
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
ст. 12
Административное правонарушение признается совершенным не неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления, хотя должно было и могло их предотвратить.
Отличие административного проступка от пp в степени общественной опасности. П p влекут более серьезные последствия, чем административные проступки: (нарушение правил дорожного движения, повлекшие аварию).
Иногда уголовная ответственность наступает за совершение повторно административного правонарушения и примен. адм. наказания.


Административные взыскания

1. Понятие и виды административного взыскания.
2. Общая характеристика административного взыскания.

1. Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение, применяемое к лицу, совершившему данное правонарушение, в установленном законом порядке.
Цель административного взыскания (ст. 23)
1. воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения закона и уважения к правопорядку.
2. предупреждение лицом совершения новых правонарушений.
3. предупреждение совершения правонарушений другими лицами.
Виды административных взысканий:
1) предупреждения
2) штраф
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения
5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину
6) исправительные работы
7) административный арест
8) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Предупреждение, ст. 26. Оно носит характер морального воздействия, заключается в официальном осуждении поступка правонарушителя, но не содержит ни имущественных, ни личных ограничений. Оно применяется к людям, впервые совершившим правонарушение, чаще по неосторожности, если оно не повлекло вредных последствий.
Выносится письменно или фиксируется иным способом (устное предупреждение работника милицией).
Штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме.
ст. 27
Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и в пределах, предусматриваемых настоящим Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, устан. з-ву РФ на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
Он установлен в пределах от 1/10 до 100 МРОТ, а равно до 10 кр. величины стоимости похищенного, поврежденного имущества.
В исключительных случаях для выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.
Штраф может быть применен за любое административное правонарушение. При определении размера штрафа следует руководствоваться не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законом от 14 июля 1992 года "О порядке перерасчета размера штрафов, предусматриваемых Кодексом об административных правонарушениях".
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом, ст. 28 состоит в его принудительном изъятии и последующей реализацией и передачей вырученной суммы собственнику (бывшему) за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством РФ.

Эта мера применяется редко (за нарушение правил перевозки или хранения огнестрельного оружия).
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, ст. 29 состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является единственным источником существования.
Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, установлен законодательством РФ.
Например, конфискуется радиоаппаратура, если она изготовлена или используется без разрешения, предметы контрабанды.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, ст. 30 (права управления транспортными средствами, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), применяется на срок до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательством РФ.
Лишение пв управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнение требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставление в нарушающем установленные правила месте. Дорожно-транспортное происшествие, участником которого они являются, уклонение от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение пв охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Исправительные работы, ст. 31
применяются на срок до 2 лет с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (судьей). Срок их не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательством РФ.
Назнач. судья за такие проступки, как мелкое хулиганство, неповиновение работникам милиции.
Исправительные работы не могут быть применены к лицам, не имеющим постоянного места работы.
Административный арест состоит в содержании под стражей в местах, определенных ОВД, ст. 32.
Устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Назначается городским судом (судьей).
Административный арест не может применяться к:
1) беременным женщинам
2) женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет
3) лицам, не достигшим 18 лет
4) инвалидам I и II групп
Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
ст. 32 1
заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.
Например, Федеральный закон от 30 марта 1995 года "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ" предусматривает департацию из РФ лиц без гражданства в случае выявления у них ВИЧ-инфекции.
Все меры административного взыскания, кроме ареста, применяются и к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. Исправительные работы и штраф применяются к ним, если они имеют самостоятельный заработок. Дела о проступках несовершеннолетних чаще всего передаются на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, которая применяет более мягкие меры, чем предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.
За проступки несовершеннолетних могут быть наказаны их родители. Например, за потребление детьми наркотиков без назначения врача, за нарушение правил дорожного движения, за появление в общественных местах подростка до 18 лет в пьяном виде, за распитие спиртных напитков.
На родителей может быть наложен штраф. Возмездное изъятие и конфискация предметов и административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

2. ст. 33 - 40

Органы и должностные лица, применяющие меры административного принуждения

1. Административные комиссии при городских, сельских, поселковых, районных администрациях.
Все дела об административных правонарушениях, подведомственные административным комиссиям, можно разделить на 2 группы, ст. 199:
1. Дела исключительной компетенции / занятие запрещенным промыслом, нарушение правил связи, нарушение законодательства о религиозных культах и др./.
2. Дела смешанной компетенции (правонарушения, посягающие на государственный, общественный порядок, различные виды собственности, права и свободы граждан).
Привести пр. ст. 199
Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения, ст. 45, нарушение права государственной собственности на леса, ст. 48.
2. Администрации городов, районов, поселков сел.
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" функция сельских, поселковых исполнительных органов осуществляется главами местных муниципальных образований, если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования и иными выборными лицами местной администрации. Подведомственных дел об административных правонарушениях местным, сельским и поселковым администрациям определена в ст. 200.
пример:
ст. 45,
нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры, ст. 87
нарушение правил пользования жилыми помещениями,
ст. 142
3. Комиссии по делам несовершеннолетних
Задачи, функции и порядок деятельности комиссии по делам несовершеннолетних не муниципальном уровне определяется Положением о комиссии по делам несовершеннолетних, утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1967 г. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела в отношении родителей и лиц, их заменяющих, не обеспечивших дополнительный надзор за несовершеннолетним и пренебрегающих своим родительским долгом.
Подведомств. дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних определена в ст. 201.
пример
нарушение водителями транспортных правил дорожного движения, ст. 115,
управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, ст. 117.
4. Районные народные суды (судьи)
В соответствии со ст. 194 Кодекса об административных правонарушениях могут рассматривать как единолично судьи, так и районные суды, но ст. 202 возлагает осуществление указанных полномочий непосредственно на судей. К полномочию судей относится рассмотрение дел.
1) по которым в качестве меры взыскания предусмотрены исправительные работы или административный арест
2) который по своему характеру могут быть отнесены только в подведомственность судьи (проявление неуважения к суду, воспрепятствование явки в суд присяжных или народных заседателей и др.).
3. особой сложности и значимости (дела, связанные с использованием богатств контин. нимфа).
4. другие категории дел, ст. 202
мелкое хищение государственного или общественного имущества, ст. 49
нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, ст. 405.
5. Органы внутренних дел
Систему ОВД возглавляет МВД РФ, МВД и Управления ВД субъектов РФ, районные (городские) ОВД, городские, поселковые отделения милиции.
В систему ОВД входят:
1) подразделения ГИБДД
2) управления, отделы ВД на н/ д, водном, воздушном транспорте.
Рассматривать дело об административных правонарушениях и налагать административное взыскание от имини ОВД вправе след. должностное лицо ОВД.
1) начальники ОВД и их заместители
2) начальники, заместители районных, городских отделов
3) отделов внутренних дел на транспорте
4) отделений ГИБДД, командиры подразделений дорожно-патрульной службы, их заместители, государственные инспекторы дорожного надзора и др. работники ГИБДД, имеющие специальное звание
5) участковые инспектора милиции
Самост. ст. 203
управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления, ст. 179, повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, ст. 131, повреждение телефонов-автоматов, ст. 140.
6. Органы, должностные лица, осуществляемые административно-надзорные функции:
1) органы государственного пожарного надзора, ст. 200
2) органы железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта
3) таможенные органы
4) органы санитарного надзора
5) органы российской транспортной инспекции
6) государственная инспекция труда
7) органы государственного горного надзора


Административный процесс
Понятие и принципы административного процесса
1. Понятие и основные черты административного процесса
2. Принципы административного процесса

1. Административный процесс - это совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.
Особенности административного процесса:
1. Представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти.
2. Целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>