<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах (протокол, постановление).
4. Регламентируется административный процесс нормами.
5. Объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административное, трудовое, финансовое, гражданское УП.

2. 1. законность, соблюдать конституцию РФ, законы
2. объективность означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела.
3. равенство перед законом и органом, разрешающим дело, ст. 228.
4. гласность, ст. 229.
Исключение составляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны.
5. своевременность
Своевременное выявление обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленного административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость от-ных, предупреждение новых правонарушений.
6. ведение дел на национальном языке.
7. право пользоваться услугами адвоката.
8. ответственность должностных лиц за правильное ведение дел.
9. право обжалования решений.
Д/з: Росинский
№ 3, стр. 53
№ 1, стр. 54
№ 2, стр. 54
Председатель профсоюзного комитета предприятия обратил внимание директора на то, что на предприятии не заключен НД между администрацией и сотрудником и предложил подготовить проект такого договора для обсуждения. Директор воспрепятствовал этому, заявив, что такой договор не нужен. Возможно ли привлечь директора к административной ответственности?
Главный государственный санитарный врач области за нарушение санитарно-гигиенических правил содержания туалетов вагонов поезда наложил на бригадира поезда штраф в размере 40 руб. Имеет ли он на это право?
Директор ДК, зайдя в одно из помещений обнаружил, что молодой человек употреблял наркотики. Судья, рассмотрев дело об административном правонарушении, связанным с этим фактом, вынес постановление о возложении на правонарушителя административного взыскания. Какое взыскание мог наложить судья в данном случае?
Лесничий обнаружил, что в лесу разведен костер без соблюдения требований пожарной безопасности, составил протокол об административном правонарушении и направил его главному лесничему лесхоза. Рассмотрев дело об административном правонарушении, главный лесничий наложил на граждан, совершивших это правонарушение, взыскание в виде штрафа. В каком размере мог быть наложен штраф?
В соответствии со ст. 221 главные лесничие лесного хозяйства вправе накладывать административные взыскания. Штраф на граждан до 50 руб. 1/2 минимальной заработной оплаты труда, от 40 до
В соответствии со ст. 76 на гражданина до 10 руб, 1/10 минимальной заработной оплаты труда, 25

1. В соответствии со ст. 10 закона "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 мая 1992 г. предусматривает, что решение о несоблюдении заключения КД с работодателями вправе принимать представители работников или общее собрание. Одним из представителей работников является профком. Ст. 41.2 Кодекса об административных правонарушениях (необоснованный отказ от заключения соглашения) предусматривает ответственность в виде наложенного штрафа на лиц, уполномоченных заключать КД, соглашение, в размерах до 100 МРОТ.

2. Да, в соответствии с законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. в ст. 29 устанавливает, что за совершение правонарушения (санитарного) к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа, которые вносятся главным государственным врачом или его заместителем в письменной форме. (ст. 31, ст. 216)

3. В соответствии с Федеральным законом РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1997 г. (ст. 10) запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Ст. 44 Конституции об административных правонарушениях (незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача) предусматривает ответственность в виде наложения штрафа в размере до 100 руб. 1 МРОТ либо исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержание 20 % заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии со ст. 54 вышеуказанного закона государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи. Она оказывается больным по их просьбе либо с их согласия.
Больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим употреблять наркотические вещества или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение правонарушений и нуждающимся в наркологическом лечении, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством РФ.


Субъекты административного процесса
1. Понятие и виды административного процесса.
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле.
3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях.

1. Субъекты административного процесса - это сторона в процессе, занимающая свой законный интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной.
Одним из субъектов административного процесса является компетентный орган или должностное лицо, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела, повт. органы, налагаемые администрацией взыскания.
Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права и интересы:
1) лицо, привлекаемое к административной ответственности
2) потерпевший
3) з-ные представители обеих сторон, т.е. лица, привлекаемые к административной ответственности и потерпевшего
4) адвокаты
В административном процессе участвуют также лица и органы, содействующие осуществлению пр-ва:
1) свидетели
2) эксперты
3) переводчики
4) понятые

2. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, ст. 247.
Потерпевший, ст. 248
Законные представители, ст. 249
Адвокат, ст. 250

3. Свидетели, ст. 251
Эксперт, ст. 252
Переводчик привлекается в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство, ст. 253.
Понятые - физические лица, присутствующие при досмотре вещей, товаров и при личном досмотре.
Д/з. 2 ст. 56, 3 ст. 56, № 1 ст. 57.

2 ст. 56
Гражданин без получения необходимого разрешения построил у своего дома на незастроенном пустыре гараж для личного автомобиля. Участковый инспектор милиции, составив об этом протокол, направил в адм. комиссию, который, рассмотрев дело об административном правонарушении, наложило на гражданина штраф в размере 40 руб. Дайте оценку действия участкового милиции и участников комиссии. (ст. 143, 10 - 30 МРОТ, Закон "О милиции")
3. 56
Государственный инженер-инспектор Государственного технического надзора дал предписание об устранении нарушений технического обслуживания тракторов в транспортном хозяйстве агропромышленного предприятия. Но отмеченные нарушения так и не были устранены. Кого из должностных лиц агропромышленного предприятия можно привлечь к административной ответственности за невыполнение данных предписаний? Какое взыскание на них может быть наложено?
1., 57
За перевозку в вагоне дальнего следования пластмассовой канистры с 20 л бензина на пассажира было наложено административное взыскание в размере 100 руб. Будучи несогласным с этим, он обжаловал действия органа железнодорожного транспорта в суд. Какое решение по жалобе должен принять суд?
За проведение без соответствующего разрешения водолазных работ в портовых водах капитан порта наложил на должностных лиц, виновных в этом, административное взыскание в виде штрафа. Вправе ли он был это сделать, и если вправе, то в каком размере?
Ст. 109, ст. 206 до 1/2 МРОТ


Виды и стадии административного права
1. Понятие и система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях.
2. Административное расследование.
3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
4. Пересмотр постановлений.

1. Стадия производства по делам об административных правонарушениях - это относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ей задачи, иные особенности (круг участников производства, оформление решений специальными процессуальными документами и др.)
Производство по делам об административных правонарушениях состоит из стадий:
1. Административное расследование.
2. Рассмотрение дела.
3. Пересмотр постановления.
4. Исполнение решений.

2. Административное расследование состоит из следующих этапов:
2. Возбуждение дела
Основанием возбуждения дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Обстоятельства, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начать, а начатое подлежит прекращению: 227
2. установление фактических обстоятельств.
3. процессуальное оформление результатов расследования процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, установленных ст. 237, ст. 235, ст. 236.
4. направление материалов для рассмотрения по подведомственности. Этап имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его на рассмотрение в другие государственные органы. Дело, по которому проведено расследование, направляется:
а) органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений
б) органу ВД, прокуратуре, если будут выявлены признаки правонарушения
в) общественному объединению или ТК
г) соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности
На стадии возбуждения дела об административном правонарушении могут осуществляться меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении:
1) административное задержание
2) личный досмотр и досмотр вещей и товаров
3) изъятие вещей и документов
4) отстранение от управления транспортным средством
5) освидетельствование на состояние опьянения
6) задержание транспортного средства
ст. 240 - 245

3. Состоит из этапов:
1. подготовка дела к рассмотрению и слушанию
ст. 255
ст. 257
2. рассмотрение дела
Дело рассматривается в присутствии правонарушителя, а в его отсутствие - лишь в случае, когда он был своевременно извещен и от него не поступило просьбы об отложении дела.
ст. 258, ст. 259
3. принятие постановления
Постановление коллегиального органа, принимаемого простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.
ст. 262, ст. 261
4. доведение постановления до сведения, ст. 263, 264

4. Пересмотр постановлений состоит из этапов
1. обжалование или опротестование постановления, 266
правом пересмотра наделены
1. вышестоящий орган
2. должностное лицо
3. суд
4. орган или должностное лицо, принявшее постановление.
ст. 267
Процессуальным основанием для пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях является:
1) жалоба потерпевшего
2) протест прокурора
3) усмотрение вышестоящего органа
4) усмотрение органа, вынесшего постановление
ст. 262
2. проверка законности постановления и вынесения решения.
Орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении:
1) проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления
2) изучает существо жалобы
3) выясняет вопрос о компетентности должностного лица, принявшего постановление рассматривать данное дело и налагать взыскания
3. реализация решения, ст. 273


Производство по исполнению постановлений
о наложении административного взыскания
1. Исполнение решений по делам об административных правонарушениях: общая характеристика.
2. Производство по исполнению постановлений по вынесению предупреждений.
3. ... о наложении штрафа.
4. ...о возмездном изъятии предмета.
5. ...о конфискации предмета.
6. ...о лишении специального права.
7. ...об исправительных работах.
8. ...об административном аресте.
9. ...об административном выдворении за пределы РФ.

1. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий является заключительной стадией административного права. Оно состоит из этапов:
1) обращение постановления к исполнению
На данном этапе юридический орган должен своевременно направить постановление органу-исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов. Прекращение исполнения постановления по установленным законодательством основаниям.
2) фактическое исполнение
Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующее лишение и правоограничения в установленных постановлением пределах. В производство по некоторым нарушениям юрисдикционный орган, вынесший постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении 1 лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания, оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении мер взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.
ст. 280
ч. 1 ст. 282, 281
3. окончание дела
После реального исполнения или в случаях, если невозможно выполнить постановление (несостоятельность лица, отсутствие вещей, подлежащих конфискации, окончание срока давности и т.д.) исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление. Окончание исполнения означает окончание производства по делу. Административное дело становится архивным делом.
2. повт. понятия предупр., ст. 284
Так процедура оформления предупреждения, выносимого на месте совершения нарушения правил дорожного движения регламентировано инструкцией по организации в ОВД производства по делам об административных правонарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере безопасности дорожного движения. Согласно данной инструкции нарушителю вручается официальное письменное предупреждение, в котором указываются:
1) ФИО нарушителя
2) статья н/а, предуматривающая ответственность за нарушение правил дорожного движения
3) должность, ФИО, № нагрудного знака должностного лица, наложившего взыскание
4) дата наложения взыскания
5) подпись соответствующего должностного лица
6) подпись нарушителя, свидетельствующая о том, что он не оспаривает факт допущенного им нарушения и наложение взыскания.
1. ст. 203, 115 п. 8
2. ст. 157, 209 ч. 3
3. ст. 204, 76, 222
Одновременно с вручением официального письменного предупреждения водителю, нарушившему правила дорожного движения производятся соответствующие отметки о нарушении правил и начисленных штрафных баллов, фиксирующиеся в разрешении на праве управления транспортными средствами.

3. ст. 27
ст. 285
ст. 287
ст. 280
ст. 288
Орг. (дл), вынесшее постановление о наложении штрафа, получило постановление о том, что взыскание произведено полностью.
Завершает оформление дела об административном правонарушении.
Выдача нарушителю квитанции установленного образца в случае исполнения постановления о наложении штрафа, взыскиваемого на месте преступления, является окончанием производства по исполнению постановления о наложении штрафа.
4. ст. 28
Возможному изъятию подлежат:
1) вещества и предметы, опасные для перевозки на воздушном транспорте
2) огнестрельное гладкоствольное охотничье и нарезное оружие и боеприпасы
Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей изымаются должностными или соответствующими органами.
Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определенных органами д.л., которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела в случае вынесения постановления о возмездном изъятии предметы реализуются.
ст. 289
После завершения исполнения постановления о возмездном изъятии огнестрельного оружия и боеприпасов ОВД направляет постановление с отметкой об исполнении органу, вынесшему постановление (соответствующей администрационной комиссии, главе поселкового, сельского органа самоуправления).
ст. 29
5. Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, которые были обнаружены при задержании или личном досмотре или досмотре вещей изым-ся д.л. соотв. их орг.
ст. 290
Изъятые предметы хранятся в местах, определяемых данными организациями до рассмотрения дела.
Реализация конфискованных предметов осуществляется в соответствии с положением "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов".
Конфискованные предметы реализуются в комиссионных или иных специально определенных для этого магазинах. Средства, полученные от реализации конфискованных предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, перечисляются в бюджет государства. Постановление о конфискации предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, следует считать исполненным после передачи конфискованного предмета представителю финансового органа и оформления акта приемки-передачи.

5. ст. 90
ст. 295
ст. 296
ст. 296. 1
ст. 291
ст. 298

7. ст. 31
ст. 299
ст. 300
ст. 301
ст. 302

8. ст. 32
Немедленное исполнение постановления об административном аресте означает, что сразу после его объявления лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется работником милиции в ОВД для отбывания взыскания, если на постановление об аресте принесен протест прокурора, то исполнение его приостанавливается до рассмотрения протеста.
1. В принудительном помещении лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, в специально предназначенное для этой цели учреждение ОВД (специальные приемники, изоляторы).
2. Содержание лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении данного административного взыскания под стражей в течение срока, определенного в постановлении судьи в условиях специального правового режима.
3. Применение к лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении данного административного взыскания, мер воспитания и трудового воздействия.
ст. 304
Режим содержания обеспечивает:
1) строгую изоляцию, охрану и постоянный надзор за арестованными с целью предотвращения совершения ими новых преступлений.
2) раздельное содержание арестованных в зависимости от пола нарушителя и вида совершенного преступления.
3) соблюдение внутреннего распорядка специальных учреждений ОВД, предназначенного для содержания арестованных
4) применение средств исправления (воспитательная работа, трудовое использование).
9. повт. понятие адм. выдв. за пр. РФ, ст. 32 прим.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется следующими способами:
1) путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.
2) выдворение нарушителей за пределы РФ в определенных пограничных войсками РФ местах в случаях, если передача нарушителя властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством.
3) отправка иностранных граждан и лиц без гражданства незаконно вывезенных перевозчиками на территорию РФ без установленных для выезда документов в пункт, где эти лица начали свою поездку или в любое другое место, куда выезд им разрешен.
Власти иностранного государства, на (через) территорию которой указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором РФ с указанным государством, уведомляется о выдворении из пункта пропуска через государственную границу РФ.
Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде:
1) 2-х стороннего акта (при официальной передаче нарушителя властям сотрудником государства).
2) одностороннего акта, который приобщается к указанному постановлению.
Выдворение нарушителя режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ в те иностранные государства, с которыми передача нарушителя договором не предусмотрена, оканчивается посадкой таких лиц в транспортное средство и убытием их за пределы РФ.
ст. 310


Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти

1. Содержание и система способов обеспечения...
2. Государственный контроль и его виды
3. Суд. контроль
4. Общ. контроль
5. Прокурорский надзор
6. Административный надзор
7. Обращение граждан как средство контрольной деятельности
1. Действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.
Способы обеспечения законности - это применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции.
Это-
- контроль
- надзор
- обжалование
Сущность контроля заключается:
1) в наблюдении за функционированием соотв. под. контр. объекта
2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины
3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины
4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению
5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Признаки контроля:
1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.
2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.
Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.
3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.
Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.
Различают 2 вида надзора:
- прокурорский
- административный
Под обжалованием понимается реализация граждан своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти.

2. Государственный контроль осуществляется органами законодательных, исполнительных и судебных властей.
Различный контроль:
- внешний (со стороны Президента, органов законодательной и судебной властей)
- внутренний, когда проверка осуществляется собственными силами министерств, ведомств и т.д.
Виды:
1. Президентский контроль
а) Президент осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других органов исполнительной власти, а также при назначении председателя правительства, его заместителя, федеральных министров, при формировании Совета Безопасности, Совета обороны, Администраций, при решении кадровых вопросов Президенту оказывает содействие Совет по кадровой политике при Президенте.
б) Президент осуществляет контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, т.к. возглавляет Совет Безопасности, Совет Обороны, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.
в) Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления, распоряжения Правительства, если они против Конституции РФ, Федерального закона и Указаний Президента.
г) контроль за правильностью и своевременным опубликованием Федерального закона, указов и распоряжений Президента, осуществляет главное государственно-правовое управление Президента.
д) систематический контроль за исполнением Федерального закона и распоряжениями Президента осуществляет Главное контрольное управление Президента органов исполнительной власти, подразделений администрации, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей.
2. контроль на местах за выполнением Федерального закона и волей Президента осуществляют полномочные представители Президента в регионах федерации. Это должностные лица администрации Президента.
контроль законодательных (представительных) органов власти.
1) Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совета Федерации и Государственной Думы образуют счетную палату, которая проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия.
ст. 103 Конституции РФ (а, б, в, г, д, н)
3. Контроль в системе исполнительной власти
Существуют 3 вида контроля исполнительной власти:
а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей компетенции
Правительство заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады руководителей о состоянии дел в руководимой им отрасли. Оно обладает полномочиями по отмене актов этих органов в случае противоречия их Конституции РФ и др. нормативным актам.
б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов, подзаконных нормативных актов предприятиями, учреждениями, организациями.
в) специализированный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Они контролируют деятельность органов исполнительной власти предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами отсутствует организационная подчиненность.

3. Субъектами судебного контроля являются:
1) Конституционный Суд РФ
контрольные полномочия Конституционного Суда РФ пред. ст. 125
2) Суды общей юрисдикции
осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел
При рассмотрении гражданских дел суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или исправляет их. Обнаружив нарушения законности в работе органов исполнительной власти, суд выносит частное определение. По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения.
3) арбитражные суды
осуществляют судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимаемой деятельности споров либо из пр-ний в сфере управления. Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд признает полностью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного характера и принимаемое решение на основе действующего законодательства.

4. Субъектами общественного контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица.
Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного характера.
Общественные объединения участвуют в формировании органов исполнительной власти и выработке ими решений, а также представляет и защищает права и законные интересы своих членов в государственных органах.
Профсоюзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. В настоящее время воссоздаются общественные пункты охраны порядка, казачьи дружины и т.д.

5. В соответствии с законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского надзора являются:
1) исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
2) соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституция РФ, федеральный закон.
3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (или законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель:
1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов.
2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшему этот акт либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представи. закон. органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме.
3) возбуждает уголовное дело или пр-во об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом, ответственности.
4) вносит представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, правомочным устранить нарушение закона.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, не позднее, чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

6. Административный надзор - это вид в правоохранительной деятельности ряда органов управления.
1) органы федерального надзора (Федеральный горный надзор, промышленный надзор).
2) государственные комитеты (по стандартам, литерологии, сертификации).
3) государственная инспекция (в федеральном министерстве и иных органах исполнительной власти санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, рыбного, пожарного и геодезического надзора).
Компетенция органов административного надзора определяется соответствующими положениями о них:
1) полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам обнаружить и устранить правонарушения, принять меры по предупреждению и предотвращению правонарушений. Органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетентность, получать необходимые материалы, заслушивать руководителей.
1) полномочия по пресечению правонарушений применяют для принудительного прекращения правонарушения, предотвращения или уменьшения вредных последствий. Орган административного надзора выносит в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений.
3) полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности
Органы административного надзора возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания.
4) полномочия по нормотворчеству
Органы административного надзора самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила, а также подготавливают проекты нормативных актов, которые принимаются другими органами.

7. Жалобы - это обращения граждан по поводу нарушения их прав и свобод.
Предложения и заявления направлены на улучшения деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.
Существует 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан:
1 - административный
2 - судебный
Административный
Гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение предприятия, учреждения, организации, к должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение 1 месяца, он вправе обратиться в суд.
Судебный
В соответствии с законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба подается либо в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностное лицу, государственному служащему.
Сроки обжалования:
1) 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права
2) 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы
3) 1 месяц после подачи жалобы, если не получен ответ
Если обжалованные действия суд признает законными, он отказывает в удовлетворении жалобы. Если суд признает обжалованные действия незаконными, он обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает права и свободы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в 1 мес. срок со дня его получения.
1. Участковый инспектор милиции, преследуя преступника против воли граждан, проживающих в квартире, где скрылся преследуемый, взломал дверь и проник в квартиру. Рассмотрев поступившую жалобу на участкового, начальник управления внутренних дел не усмотрел в его действиях нарушения закона "О милиции". Тогда заявитель, проживавший в -квартире гражданин, считая, что положения закона "О милиции" нарушают конституционные права и свободы граждан обратился в конституционный суд РФ. Вправе ли он был это делать? В каких случаях граждане РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ? Каков порядок обжалования, предусмотренный законом?
3. Администрация области приняла постановление, в соответствии с которым жители области, призываемые на действительную военную службу, проходят ее в военных соединениях и военных частях, расположенных на территории области. Законно: Как должен поступить полномочный пред. РФ? Какими контрольными полномочиями обладает полн. пр. РФ?


Государственное управление в сфере рыночной экономики
В системе государственного регулирования рынка можно выделить 2 уровня: макроуровня и микроуровня. На макроуровне определяется общегосударственная федеральная экономическая политика, устанавливаются федеральные налоги и гарантии и т.д.
Объектом государственного регулирования на микроуровне являются многочисленные рынки различных видов пр-ции: промышленных, сельскохозяйственных, сферы услуг и т.д.
Государство воздействует на экономическую деятельность через свои органы:
1) Министерство экономики РФ
Функции:
а) осуществляет разработку социально-экономической политики государства
б) разрабатывает комплексных прогноз социально-экономического развития РФ, ее регионов и отраслей экономики
в) разрабатывает финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета
г) проводит анализ экономического состояния страны
д) формулирует предложения по основам ценовой политики и т.д.
2) Министерство топлива и энергетики РФ (Минэнерго).
Важнейшая задача - обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в различных видах топлива. Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений: РАО Газпром, АО "Нефтяная компания Юкос", государственная компания "Росуголь" и т.д.
3. Министерство РФ по атомной энергии (Минатом)
Основные задачи:
а) обеспечение ядерной, радиоактивной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса.
б) формирование и реализация государственной политики в ядерном комплексе.
в) обеспечение координации исследований в областной ядерной физике, проводимых на предприяитиях ядерного комплекса.
г) управление деятельностью предприятий ядерного комплекса.
д) осуществление учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ на предприятиях ядерного комплекса и т.д.


Гос. управление в социально-культурной сфере
1. Система органов и организация гос. управления образования.
2. Система органов и организация государственного управления в сфере социальной защиты населения.

1. Государственное руководство системой образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации общей и специальной компетенции:
1) Правительство РФ, ст. 114 Конституции РФ (п. в, к)
2) Министерство образования РФ
Функции:
а) разрабатывает и утверждает общегосударственные стандарты, примерные планы и учебные программы.
б) осуществляет контроль за исполнением федерального законодательства в сфере образования.
в) финансирует вузы и другие образовательные учреждения федерального значения.
г) издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты и т.д.
3) Другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие и специальные учебные заведения профессионального образования.
(Министерство культуры, министерство социального развития РФ и т.д.)
4) органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы отраслевой компетенции (Главное управление образования)
5) органы местного самоуправления - по реализации прав граждан на получение основного общего образования.
Действует закон РФ "Об образовании" в редакции от 13.01.96 г..
Правовой статус вуза определен ФЗ от 22 августа 96 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Вузы самостоятельны в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной и научной работы и иной деятельности в соответствии с уставом ВУЗа. Управление ВУЗом осуществляется ректоратом тайным голосованием во главе с ректором. Ректор, выбранный на общем собрании тайным голосованием на срок до 5 лет и утвержденный соответствующим органом управления образованием. Ректор является председателем ученого совета ВУЗа, члены которого также избираются. На ученый совет возлагается общее руководство высшим учебным заведением.
Другие образовательные учреждения (среднеспециальные учебные заведения, школы) должны быть зарегистрированы учредителем в соответствующем государственном органе. Они должны иметь лицензию на право ведения своей деятельности. Государственный статус государственному учреждению придает аккредитация, которая подтверждает его право на выдачу выпускникам документов государственного образца. Управление государственным учреждением осуществляется его руководителем, который избирается коллективом или назначается учредителем. В управлении образовательными учреждениями единоначалие руководителя сочетается с такими формам и самоуправления, как совет образовательного учреждения, педсовет и т.д.

2. Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд)
Оно возглавляет систему органов исполнительной власти, ведающих на государственном или региональном уровне вопросами социальной защиты населения.
Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления. Это министерство возглавляет федеральную государственную службу занятости населения и службу по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет руководство федеральной инспекцией труда, республиканским федеральным фондом социальной поддержки населения, инспекцией негосударственных пенсионных фондов и т.д.
В систему органов социальной защиты населения входят различные учреждения социального обслуживания:
1) комплексные центры социального обслуживания населения.
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям, стационарные учреждения социального обслуживания.
2. Федеральная миграционная служба (ФМС)
ведает вопросами, связанными в организацией работы по обеспечению прав беженцев и вынужденных переселенцев.









<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>