ОГЛАВЛЕНИЕ


ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


© 2000 г. Н.А. Какоурова

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II В СИБИРИ

Реформы Александра II долгое время не касались Сибири, ни одна даже из предварительных переходных мер, которые предшествовали учреждению нового суда в губерниях европейской части России, не была применена здесь. Правительство не спешило устанавливать буржуазные институты правосудия: отделение суда от администрации, выборный мировой суд, присяжные заседатели, адвокатура, состязательный характер процесса. Развитие капитализма диктовало необходимость «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных… возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность».
В 1871 году министерство юстиции обратилось к генерал-губернаторам Восточной и Западной Сибири «хотя бы лишь в виде предварительной меры изменить в местном судопроизводстве и судоустройстве…».
Обширность территории, разобщенность населения, принадлежащего к различным народностям, значительная часть которых не знала русского языка, трудности путей сообщения – не давало возможности ввести судебную реформу так, как она была введена в центральных губерниях, но главная причина все же заключалась в финансировании. «На судебные места Восточной Сибири отпускается всего 78,174 рубля, предполагалось - 147,625, на прокурорский надзор отпускается 24,755рублей, предполагалось - 59,300 рублей». Судебная система оставалась нетронутой с прежними должностными окладами, в то время как административные, финансовые, полицейские штаты увеличились. Положение судебных мест, оставшихся с наибеднейшим содержанием, находилось в критическом состоянии.
Судебные установления 20 ноября 1864 года разделили судебную систему не две части обособленные друг от друга:
а) местные суды – мировой суд, съезд мировых судей;
б) общие суды – окружной суд, судебные палаты.
Кроме того, судебные установления закрепили независимость судебной власти от административной, коллегиальность, состязательность, всесословность, но оставались духовные, военные, коммерческие, крестьянские, инородческие суды. В Сибири судебные реформы представляли другую картину. Производство следствий оставалось обязанностью полиции. Комиссия созданная для разработки облегченных правил судопроизводства, решила ограничиться:
1. усилением личного состава окружных и городских полицейских управлений, прибавлением заседателей, приставов по следственной части, передать этим чиновника «важнейшее» следствие;
2. заседатели и приставы по следственной части не должны были нести другие полицейские обязанности.
В Иркутской губернии в 70-80-х годах находилось три окружных суда, в Иркутске – для Иркутского и Верхоленского уездов, в Нижнеудинске – для Нижнеудинского и Балаганского уездов и в Киренске.
В Иркутском губернском суде должности занимали: 1 председатель, 1 товарищ председателя, 3 советника; в окружных судах, Иркутском и Нижнеудинском – по 1 судье и 3 заседателя, в Киренском – 1 судья и 2 заседателя. Как видно, облегченные правила, выработанные для Сибири, и не упоминают мировых судей, судебных палат, суда присяжных.
По статистическим данным просматривается увеличение гражданских дел, этому способствовали развитие производства, рост промышленности, число же служащих суда оставалось прежним.

1823 г.
Уголовных дел
842
Гражданских дел
75
1830 г.
-
949
-
64
1840 г.
-
783
-
36
1850 г.
-
511
-
77
1860 г.
-
308
-
180
1872 г.
-
444
-
207
1876 г.
-
552
-
285

Ревизия, проведенная в 1874г. в Иркутском окружном суде, выявила «беспорядки и запущенность…лишь гадательно определено» число не рассмотренных дел составило 1500. (О последствиях ревизии Иркутский генерал-губернатор сообщил министерству юстиции).
В 1879 году генерал-губернатор Восточной Сибири обратился с просьбой к министру юстиции: «…я прошу благосклонного внимания о содействии к скорейшему разрешению сделанных представлений об улучшении судебной части».
В 1882 год правительство отправило в губернию проект временных правил, касающихся судопроизводства и судоустройства в Сибири, в 1885 году допустив незначительные изменения, решилось ввести в действие в июне 1886 года. (Новые правила по-прежнему не упоминали о буржуазных принципах и институтах правосудия.)
Эти правила представляли собой полумеру, не устраняли основных недостатков. По-прежнему судебная власть оставалась неотделенной от административной. Так, в компетенцию Губернаторского Совета входило вынесение определения на решение губернского суда, которое являлось окончательным и принесение жалоб на него не допускалось. Приговоры губернского суда о делах ссыльно-каторжных и ссыльнопоселенцев приводились в исполнение после утверждения их губернатором. Новый порядок судопроизводства, предусматривающий открытый, состязательных характер процесса сводился на нет, когда губернатор, публично оглашенный приговор, утверждал, изменял, отменял без объяснения причин.
Неудовлетворительное положение следственной части Временные правила не изменили. Большая часть следствий производилась полицейскими чиновниками, у которых не было специального юридического образования, они вообще редко имели среднее общее образование. Ранее администрация губернии могла командировать должностных лиц для расследования преступлений, теперь эти обязанности были возложены на полицию и судебных следователей, но их штат не увеличился. Следствие производилось медленно, с нарушением правосудия. Министерство юстиции видело выход в учреждении должностей особых чиновников, должность которых ограничивалась сложными делами, и в свободное от следствия время они должны были участвовать в заседаниях суда, за исключением тех дел, в которых они производили следствие.
Отсутствие института мировых судей осложняло финансовое положение. Согласно временным правилам в окружных судах несли обязанности 22 чиновника, на их содержание уходило 24350 рублей, не учитывая суммы на наем помещения. Мировые судьи могли значительно сократить эти затраты, рассматривая дела единолично.
Правительство оправдывало отсутствие присяжных заседателей в Сибири обширностью территории и малочисленностью населения, значительной частью ссыльных, невозможностью привлечения крестьян к таким обязанностям по их образу жизни. Временные правила 25 февраля 1885 года не устранили недостатков и не привели к желаемым результатам. По прошествии 50 лет после принятия уставов А. Ф. Кони писал: «Из них были допущены весьма важные изъятия, неоправданные необходимостью и основанные на весьма спорных соображениях политического свойства».
Первоначальные проекты судебной реформы, разрабатываемые в 60-х годах, не содержали каких-либо исключений для Сибири. Критическое состояние судебной системы побудило министерство юстиции командировать в Сибирь особо уполномоченных, в Иркутскую губернию было отправлен действительный статский советник Носов.
В 1894 г. собранный материал был предложен на обсуждение комиссии, возглавляемой товарищем министра юстиции Бутаковым. Комиссия, приняв во внимание все особенности Сибири, приняла решение отступить от общих правил Судебных Уставов. В 1897 году одновременно по всей Сибири вступили в действие Временные правила.
Актуальность применения демократических институтов очевидна в сегодняшние дни, изменение, произошедшие в нашей стране, заставили вернуться и к суду присяжных и мировым судьям.


? ? ? ? ?



ОГЛАВЛЕНИЕ