<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


100
Окончание табл. 13

Формула Условное обозначение

пл
Q1 пл
DPа.пл = Спл С
Qпл 1

о
Q1 о
DPа.о = Со С
Qо 1

пл
DPр.пл = Q1 ? Q1

о
DPр.о = Q1 ? Q1


(
DPрез.пл = DPрез.Q + DPрез.с +

)
+ DPпр + DPв.о + DPм.о
пл


Qпл ? Cпл
DPрезQпл = DVрез
Cпл

DPрез.с.пл = DСс.ф.пл


DPпр.пл = ? Рпр1 ? Рпр.пл

DPв.о.пл = Рв.о1

DPм.о.пл = DCн.в.пл

DPiпл
i?
DPпл = ? 100
Pб.пл

DPi о
?
DPi о = ? 100
Pб.о




101
1.7. Анализ финансового состояния предприятия и его
значение в формировании стратегии управления

В основе деятельности любого предприятия лежат его финансовые
показания, которые используются для оценки его финансовой деятель-
ности и финансового планирования.
Финансовое планирование — процесс научного обоснования дви-
жения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отноше-
ний. Финансовое планирование — органическая часть планирования,
которая отражает одну из важнейших сторон экономической органи-
зации производства.
Объектом финансового планирования в промышленности является
финансовая деятельность предприятий, объединений и министерств,
предполагающая формирование фондов денежных средств, их распре-
деление и использование для непрерывного процесса производства,
его расширения и технического перевооружения.
Основные задачи финансового планирования:
1. Обоснованное определение объема финансовых ресурсов для
выполнения производственной программы и реализации про-
дукции, расширения производства, решения некоторых соци-
альных задач коллектива.
2. Определение финансовых взаимоотношений с финансовой, кре-
дитной системой и вышестоящей организацией.
3. Установление оптимальных пропорций в распределении денеж-
ных средств на внутрихозяйственные нужды, техническое пере-
вооружение и расширение производства, материальное поощре-
ние работников и выполнение финансовых обязательств перед
бюджетом.
4. Вскрытие внутренних резервов роста денежных накоплений.
Финансовое планирование играет важную роль в организации не-
прерывного процесса производства, повышении эффективности исполь-
зования производственных фондов, денежных ресурсов, соблюдении
режима экономии, а также в ускорении научно-технического прогрес-
са. Оно включает: составление перспективных, текущих и оперативных
финансовых планов, кассового плана, кредитной заявки, разработку и
доведение до различных подразделений отдельных финансовых пока-
зателей и осуществление контроля за их выполнением. Этот контроль
основан на анализе финансового состояния предприятия и является ис-
ходным для осуществления финансового планирования.
102
Анализ финансового состояния предприятия представляет собой
глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений
и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом
процессе. Задачи анализа финансового состояния хозяйствующего
субъекта:
• выявление рентабельности и финансовой устойчивости;
• изучение эффективности использования финансовых ресурсов;
• установление положения хозяйствующего субъекта на финансо-
вом рынке и количественное измерение его финансовой конку-
рентоспособности;
• оценка степени выполнения плановых финансовых мероприя-
тий, программ;
• оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недо-
статков и повышения отдачи финансовых ресурсов.
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характе-
ристика его финансовой конкурентоспособности (т. е. платеже- и кре-
дитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала,
выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствую-
щими субъектами. Движение любых товарно-материальных ценнос-
тей, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образовани-
ем и расходованием денежных средств. Поэтому финансовое состоя-
ние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его
производственно-торговой деятельности. Анализ финансового состоя-
ния хозяйствующего субъекта включает:
1) анализ прибыли и рентабельности;
2) анализ уровня себестоимости продукции;
3) анализ финансовой устойчивости;
4) анализ кредитоспособности;
5) анализ использования капитала;
6) анализ уровня самофинансирования;
7) анализ валютной самоокупаемости.
Источником информации для анализа финансового состояния слу-
жат бухгалтерская отчетность (баланс — Форма № 1, отчет о финансо-
вых результатах — Форма № 2, отчет о движении денежных средств —
Форма № 3, отчет о собственном капитале — Форма № 4), статисти-
ческая и оперативная отчетность (см. прил. 1).

1.7.1. Анализ прибыли и рентабельности
Прибыль хозяйствующего субъекта — обобщающий показатель,
характеризующий конечный результат деятельности предприятия. Он
103
измеряется абсолютными и относительными показателями. Абсолют-
ный показатель — это сумма прибыли (валовая прибыль, прибыль от
операционной деятельности, прибыль от обычной деятельности до на-
логообложения, чистая прибыль). Эти показатели отражаются в Форме
№ 2 бухгалтерской отчетности. Относительные показатели прибыль-
ности — система показателей рентабельности. Показатели рентабель-
ности характеризуют степень использования ресурсов предприятия и
затрат в соотношении с суммой прибыли.
Уровень рентабельности может быть рассчитан как процентное от-
ношение одного из названных ранее показателей суммы прибыли к по-
казателям объема выручки от реализации продукции (товаров, услуг),
к величине затрат, к сумме используемого капитала и т. д.
Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с
производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется про-
центным отношением прибыли от реализации продукции к себестои-
мости продукции:
Р = (П / З)?100,
где Р — уровень рентабельности, %; П — прибыль от реализации про-
дукции, грн.; З — текущие затраты (себестоимость, административные
расходы, расходы на сбыт и прочие операционные), грн.
Этот показатель характеризует прибыльность текущих затрат и по-
казывает степень выгоды для предприятия производства определенно-
го вида продукции. Показатель рентабельности продукции еще назы-
вают затратным показателем рентабельности или рентабельностью
затрат.
Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного
питания устанавливается отношением прибыли от реализации товаров
(продукции общественного питания) к выручке от их реализации.
Общий показатель рентабельности показывает, в какой степени до-
ход (выручка) обеспечивает получение чистой прибыли. При оценке
экономической эффективности работы предприятия обычно анализ на-
чинают с расчета этого показателя:
Рд= ЧП/Д,
где Рд — общий показатель рентабельности (рентабельность дохода);
ЧП — чистая прибыль; Д — доход, выручка от реализации продукции
(товаров, работ, услуг).
Рентабельность капитала характеризует сумму прибыли, которую
получает предприятие на каждую гривню вложенного капитала. Этот

104
показатель рентабельности характеризует эффективность использова-
ния ресурсов предприятия:
Рк= ЧП/К,
где Рк — рентабельность капитала; К — средний за анализируемый
период остаток собственного и заемного капитала (или суммы всех
активов предприятия).
Этой формулой можно пользоваться при расчете показателей рен-
табельности отдельных групп активов (необоротных, оборотных, а
также отдельных их элементов).
В зависимости от цели анализа все ранее перечисленные показате-
ли рентабельности могут рассчитываться как по чистой прибыли, так
и по прибыли от обычной деятельности предприятия до налогообло-
жения (балансовой прибыли).
В процессе анализа изучаются: динамика изменения объема чистой
прибыли, система показателей рентабельности и факторы, их опреде-
ляющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, яв-
ляются объем дохода (выручки) от реализации продукции (товаров,
работ, услуг), уровень себестоимости, сумма административных рас-
ходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов, доходов и
расходов от участия в капитале, прочих финансовых доходов и рас-
ходов, величины налога на прибыль и других налогов (обязательных
платежей), выплачиваемых из дохода.
Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в срав-
нении с планом и предшествующим периодом. В условиях сильных ин-
фляционных процессов важно обеспечить сопоставимость показателей
и исключить влияние на них повышения цен.
Анализ следует проводить по данным работы за год и по кварта-
лам. Показатели прошлого года приводятся в соответствие с показа-
телями отчетного года с помощью индексации цен. Плановые показа-
тели разрабатываются хозяйствующим субъектом как хозяином само-
стоятельно для внутреннего пользования.
Анализ чистой прибыли хозяйствующего субъекта приведен в
табл. 14. Он показывает, что за отчетный год прибыль от реализации
продукции снизилась на 510,5 тыс. грн (с 10785 до 10274,5 тыс. грн),
или на 4,73 %; балансовая прибыль снизилась на 415,5 тыс. грн
(с 11040 до 10624,5 тыс. грн), или на 3,77 %; чистая прибыль также
уменьшилась на 544,89 тыс. грн (с 8832 до 8287,11 тыс. грн), или на
6,17 %.

105
Таблица 14
106

Анализ чистой прибыли хозяйствующего субъекта
(в сопоставимых ценах)


Отклонение (+, –) от
Отчетный год
Прошлый
№ плана
Показатель прошлого года
год
п/п план отчет
%
абсолютное %
абсолютное

7 = 6:4?100 9 = 8:3 ? 100
1 2 3 4 5 6=5–4 8 =5–3
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Доход (выручка) от
реализации продукции,
тыс. грн. 75000 85000 95000 +10000 11,76 +20000 26,6
2 Налог на добавленную
стоимость, тыс. грн. 11625 14195 15675 +1480 10,42 +4050 34,84
3 Налог на добавленную
стоимость в процентах
к выручке, % 15,5 16,7 16,5 –0,2 –1,2 +1,0 +6,45
4 Акцизный сбор, тыс. грн. 2250 1955 5106 +3151 +161,17 +2856 +126,93
5 Акцизный сбор в процен-
тах к выручке, % 3,0 2,3 5,375 +3,07 +133,48 +2,375 +79
6 Текущие затраты (себе-
стоимость продукции),
тыс. грн. 50340 56253 63944,5 +7691,5 13,67 +13604,5 27,02
7 Текущие затраты (себе-
стоимость продукции)
в процентах к выручке, % 67,12 66,18 67,31 +1,13 1,71 0,19 0,28
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 Прибыль от операционной
деятельности (реализации
продукции), тыс. грн. 10785 12597 10274,5 –2322,5 –18,42 –510,5 –4,73
9 Прибыль от операционной
деятельности в процентах
к текущим затратам
(рентабельность затрат), % 21,42 22,39 16,06 –6,33 –28,27 –5,36 –25,02
10 Прибыль от реализации
продукции в процентах
к выручке (рентабельность
реализации), % 14,38 14,82 10,81 –4,01 –27,06 –3,57 –14,83
11 Прибыль от прочей
реализации, тыс. грн. 220 – 280 – – 60 27,27
12 Доходы от внереализацион-
ных операций, тыс. грн. 50 70 95 +25 35,71 45 90
13 Расходы по внереализаци-
онным операциям, тыс. грн. 15 – 25 – – 10 66,7
14 Налогооблагаемая прибыль,
тыс. грн. 11040 12667 10624,5 –2042,5 –16,12 –415,5 –3,77
15 Налоги, выплачиваемые
из прибыли, тыс. грн. 11040 12667 10624,5 –2042,5 –16,12 –415,5 –3,77
16 Чистая прибыль, тыс. грн. 8832 10006,93 8287,11 –1719,82 –17,19 –544,89 –6,17
17 Чистая прибыль в процен-
тах к доходу, % 11,78 11,77 8,72 –3,05 –25,91 –3,06 –25,98
107
Это явилось результатом действия следующих факторов:
1. Рост выручки от реализации продукции на 20000 тыс. грн
(с 75000 до 95000 тыс. грн) увеличил прибыль на 2876 тыс. грн:
14,38 ? 20000
= 2876 тыс. грн.
100
2. Рост уровня себестоимости на 0,19 % (с 67,12 до 67,31 %) повы-
сил сумму затрат на 180,5 тыс. грн, что соответственно снизило сумму
прибыли на 180,5 тыс. грн:
0,19 ? 95000
= 180,5 тыс. грн.
100
3. Повышение уровня налога на добавленную стоимость в процен-
тах к выручке на 1 % (с 15,5 до 16,5 %) снизило сумму прибыли на
950 тыс. грн:
1 ? 95000
= 950 тыс. грн.
100
4. Повышение уровня акцизного сбора в процентах к выручке на
2,37 % (с 3,0 до 5,37 %) снизило сумму прибыли на 2256,25 тыс. грн:
2,375 ? 95000
= 2256, 25 тыс. грн.
100
Итого по прибыли от реализации продукции:
2876 – 180,5 – 950 – 2256,25 = –510,75 тыс. грн.
Разница в 0,25 тыс. грн с цифрой 510,5 тыс. грн объясняется округ-
лением цифр при расчете.
5. Рост прибыли от прочей реализации на 60 тыс. грн (с 220 до
280 тыс. грн) увеличил балансовую прибыль на 60 тыс. грн.
6. Рост доходов от внереализационных операций на 45 тыс. грн
(с 50 до 95 тыс. грн) повысил прибыль на 45 тыс. грн.
7. Рост расходов по внереализационным операциям на 10 тыс. грн
(с 15 до 25 тыс. грн) снизил прибыль на 10 тыс. грн.
Итого по балансовой прибыли:
–510,75 + 60 + 45 – 10 = –415,75 тыс. грн.
Разница в 0,25 тыс. грн с цифрой 415,5 тыс. грн произошла за счет
округления цифр.
8. Возрастание суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, на
129,39 тыс. грн (с 2208 до 2337,39 тыс. грн) снизило сумму чистой при-
были на 129,39 тыс. грн.

108
Итого по чистой прибыли:
–415,75 – 129,39 = –545,14 тыс. грн.
Разница в 0,25 тыс. грн с цифрой 544,89 тыс. грн произошла за счет
округления цифр.
Отрицательным результатом работы предприятия является снижение
уровня рентабельности по сравнению с прошлым годом на 5,36 %
(с 21,42 до 16,06 %) и по сравнению с планом на 6,33 % (с 22,39 до
16,06 %). Это означает, что хозяйствующий субъект получил прибыли
на каждые 100 грн затрат в производство продукции меньше по срав-
нению с прошлым годом на 5,36 грн и по сравнению с планом — на
6,33 грн.
Таким образом, величина упущенной выгоды (т. е. величина недо-
полученной прибыли) составила по сравнению с прошлым годом
? ?5,36 ? 63944,5 ?
3427,42 тыс. грн ? ? и по сравнению с планом —
? ?
100
? ?6,33 ? 63944,5 ?
407,69 тыс. грн ? ?.
? 100 ?
Анализ выполнения плановых показателей показал, что план чис-
той прибыли не выполнен на 1719,82 тыс. грн. (8287,11 – 10006,93),
или на 17,19 %. Это отрицательно характеризует работу хозяйствую-
щего субъекта и работников его финансовой службы.
Снижение уровня рентабельности произошло за счет роста себе-
стоимости продукции.

1.7.2. Анализ уровня себестоимости продукции
Показатель себестоимости, отражаемый в бухгалтерской отчетно-
сти (форма № 2) не отражает все затраты предприятия по производ-
ству и реализации продукции. В табл. 14 в строке “Текущие затраты
(себестоимость продукции)” в общую сумму включены, кроме себе-
стоимости, административные затраты, расходы на сбыт и прочие опе-
рационные затраты.
Анализ себестоимости продукции проводят в двух направлениях:
1) изучения общего уровня затрат и факторов, определяющих размер
всех или большинства элементов затрат; 2) анализа отдельных видов
затрат (статей издержек) с целью выявления резервов экономии по от-
дельным элементам затрат.
На величину себестоимости (издержек обращения и производства)
влияют различные факторы, которые можно объединить в две группы.

109
Первая группа — внешние факторы, отражающие общий уровень
развития экономики Украины и не зависящие от деятельности хозяй-
ствующего субъекта. Влияние этой группы факторов проявляется в
уровне цен на сырье, материалы, товары, оборудование, энергоносите-
ли; тарифах на транспорт, воду и другие материальные услуги; став-
ках арендной платы; нормах амортизационных отчислений, отчислений
на социальное страхование и других обязательных платежей.
Вторая группа — внутренние факторы, непосредственно связан-
ные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с его
предпринимательской активностью. К этим факторам относятся объем
выручки от реализации продукции, применяемые формы и системы оп-
латы труда, уровень производительности труда работников, степень
использования основных фондов и оборотных средств и др.
На уровень себестоимости продукции (товаров, услуг) большое
влияние оказывает выручка от реализации продукции (товарооборот).
Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две
группы: условно-постоянные и переменные.
Условно-постоянные затраты — это затраты, сумма которых не
меняется при изменении выручки от реализации продукции; графически
они отражаются в виде горизонтальной прямой (рис. 18).
Издержки




5
4
3
2
1

3 Объем
1 2

Рис. 18. Графическое отражение условно-постоянных затрат

Это такие затраты: арендная плата; амортизационные отчисления;
износ нематериальных активов; износ малоценных и быстроизнаши-
вающихся предметов; расходы по содержанию зданий, помещений, ус-
луги сторонних предприятий и организаций; затраты по подготовке и
переподготовке кадров; затраты некапитального характера, связан-
ные с совершенствованием технологии и организации производства;

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>