<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Однако это, конечно, основной определитель для интерпретации
ROE в простом и коммерческом предприятиях.
Третий коэффициент прибыльности — это ROS (return on sales), ко-
эффициент прибыльности продаж:

характерный оперативный результат
= .
ROS
чистый доход с продаж

Этот коэффициент, выражая в процентах долю заработка от про-
даж, отражает существующие отношения между расходами и дохода-
ми и, следовательно, эффективность производства (использованные
ресурсы по отношению к полученным результатам).
Очевидно, ROS отражает только один, хотя важный аспект эконо-
мического уровня — такого, как эффективность производства. Но
другой аспект, дополняющий и достаточно важный, — это способ-
ность предприятия (или лучше предпринимателя и управления) под-
держивать ритм производственного цикла: соответствующая органи-
зация людей и правильная координация направлений деятельности от
обеспечения сырьем до распределения продукции, предполагая увели-
чение производственного ритма предприятия. Таким образом, получа-
ется большее возобновление запасов, меньшая длительность кредитов,
больший ритм реинтеграции средств иммобилизации в пользу отдачи
вложенного капитала. Коэффициент, который дает представление о
способности менеджмента, — это возврат инвестированного капита-
ла (turnover del capitale investito):

чистый доход с продаж
= .
turnover
средний инвестированный капитал


Этот коэффициент, выраженный в единицах, показывает, сколько
раз вложенный капитал возвращается в ликвидной форме через про-
дажи. Он вместе с ROS составляет определение прибыльности вло-
женного капитала.

171
Следующее выражение дает ясное представление о существующей
связи между turnover и ROS в совместном их действии, оказываемом
на прибыльность вложения капитала (ROI):
ROI = ROS ? turnover.
Прибыльность вложенного капитала (ROI) — это результирующая
как эффективности производства (техники и процесса производства)
и способности устанавливать определенные цены приобретения и про-
дажи, выраженной коэффициентом ROS, так и способности менедж-
мента организовывать и координировать различные взаимосвязанные
направления деятельности для ускорения ритма производственного
цикла, как указывает turnover, с целью оптимизации и сдерживания
уровня инвестированного капитала. Схема синтеза коэффициентов ба-
ланса для обзорного анализа вместе с оценкой “состояния здоровья”
предприятия (фирмы, компании) представлена в табл. 34.

Таблица 34
Схема синтеза коэффициентов баланса, применяемая
по международным стандартам

“СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ” ПРЕДПРИЯТИЯ

РАВНОВЕСИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИНАНСОВОЕ

Прибыльность общего управления Ликвидность
ROE Первостепенная ликвидность
Прибыльность характерного Финансовая устойчивость
управления ROI = ROS?turnover Финансовая автономия
Покрытие средств иммобилизации




172
Раздел 2
ПРАКТИКУМ ПО СОВРЕМЕННОМУ
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Учебная дисциплина “Экономический анализ” является важным
звеном в программе профессиональной подготовки менеджеров-специ-
алистов.
В условиях рыночной экономики анализ служит составляющей
процесса управления предприятием. Только на основе аналитических
расчетов можно оперативно принимать обоснованные управленческие
решения, оптимизировать деятельность предприятия и выигрывать в
жесткой конкурентной борьбе.
Изучая данную дисциплину, студенты должны научиться видеть за
цифрами и результатами аналитических расчетов экономические яв-
ления, которые отражены в показателях.
При изучении этой дисциплины рекомендуется следующая после-
довательность овладения материалом:
1. Ознакомиться с программой курса и методическими указания-
ми по его изучению.
2. Изучить основной материал, используя учебники, справочники
и лекции преподавателя.
3. Изучить дополнительную литературу, монографии и публика-
ции в профилирующих журналах.
4. Проверить свои знания, используя представленные здесь список
контрольных вопросов и ответы на них (параграфы 2.1 и 2.2).
5. Решить задачи, опираясь на принцип решения основных типов
задач, приведенных в параграфе 2.3.


2.1. Контрольные вопросы по курсу
“Экономический анализ”
1. Экономический анализ в системе управления предприятием и
его роль в условиях формирования рыночных отношений в Ук-
раине.
2. Характеристика предмета экономического анализа.

173
3. Содержание и задачи экономического анализа в условиях фор-
мирования рыночных отношений в Украине.
4. Потребители аналитической информации в условиях рыночной
экономики.
5. Экономический анализ и его научная основа.
6. Характеристика метода экономического анализа и его особен-
ности.
7. Хозяйственная деятельность предприятия как объект экономи-
ческого анализа.
8. Организация экономического анализа на предприятии и пути
его совершенствования.
9. Система экономической информации и особенности ее примене-
ния в условиях рыночной экономики.
10. Характеристика типовой организационно-информационной мо-
дели анализа хозяйственной деятельности.
11. Система показателей, характеризующих хозяйственную дея-
тельность предприятия, и их классификация в экономическом
анализе.
12. Взаимосвязь основных показателей в системе комплексного
экономического анализа.
13. Информационное обеспечение анализа.
14. Принципы организации информационного обеспечения эконо-
мического анализа в условиях компьютеризации.
15. Характеристика основных этапов проведения экономического
анализа.
16. Характеристика основных принципов комплексного анализа
хозяйственной деятельности.
17. Общая характеристика экономико-логических методов анали-
за хозяйственной деятельности.
18. Общая характеристика экономико-математических методов и
сфера их использования в экономическом анализе.
19. Экономико-математические методы и модели как метод научно-
го познания.
20. Последовательность, формы и этапы моделирования хозяй-
ственных процессов.
21. Экономический анализ при автоматизированной обработке ин-
формации.
22. Характеристика элементов аналитического процесса.

174
23. Организация, содержание и методика текущего анализа хозяй-
ственной деятельности.
24. Организация, содержание и методика перспективного анализа
хозяйственной деятельности.
25. Организация, содержание и методика функционально-стоимост-
ного анализа.
26. Организация, содержание и методика оперативного анализа.
27. Внутрихозяйственный анализ, его содержание, задачи и орга-
низация.
28. Основные принципы системного анализа экономико-математи-
ческого моделирования.
29. Моделирование факторных систем.
30. Классификация экономико-математического моделирования в
экономическом анализе.
31. Методы выявления резервов повышения эффективности рабо-
ты предприятия.
32. Характеристика метода сравнения и его использование в ана-
лизе хозяйственной деятельности.
33. Характеристика балансового метода анализа хозяйственной
деятельности.
34. Метод группировки в экономическом анализе.
35. Характеристика метода элиминирования и его применение в
анализе хозяйственной деятельности.
36. Характеристика основных приемов моделирования факторных
систем.
37. Детерминированное моделирование и анализ факторных систем
хозяйственной деятельности.
38. Особенности стохастического моделирования факторных сис-
тем хозяйственной деятельности.
39. Характеристика метода корреляционно-регрессионного анализа.
40. Характеристика методов линейного программирования.
41. Характеристика метода решения транспортной задачи.
42. Характеристика методов динамического программирования.
43. Характеристика теории массового обслуживания и область ее
применения.
44. Характеристика этапов анализа основных показателей эффек-
тивности производства.
45. Особенности применения математических моделей в экономи-
ческом анализе деятельности предприятия.

175
46. Методика анализа объема производства (услуг) и выпуска про-
дукции как источника дохода предприятия.
47. Методика анализа себестоимости продукции и факторов, кото-
рые ее обусловливают.
48. Задачи анализа затрат на производство продукции.
49. Методика анализа использования материальных ресурсов.
50. Анализ труда и его оплаты на предприятиях разных форм соб-
ственности.
51. Классификация и характеристика резервов повышения эффек-
тивности труда работников предприятия.
52. Методика анализа использования трудовых ресурсов.
53. Методика анализа производительности (продуктивности) труда
и заработной платы.
54. Методика анализа эффективности использования основных
фондов.
55. Методика анализа финансовых результатов работы предприя-
тия.
56. Анализ рентабельности.
57. Методика анализа стабильности работы предприятия.
58. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
59. Анализ оборотных средств и источников их формирования.
60. Анализ финансового состояния предприятия.


2.2. Краткие ответы на контрольные вопросы

1. Экономический анализ в системе управления предприятием и его
роль в условиях формирования рыночных отношений в Украине
Значение экономическою анализа определяется его ролью в систе-
ме управления предприятием. Экономический анализ — главный ин-
струмент эффективного управления предприятием. Организационная
структура управления крупных фирм стран рыночной экономики пре-
дусматривает обособление аналитических служб (центральное анали-
тическое бюро). К функциям управления наряду с планированием,
организацией, регулированием, мотивацией, стимулированием, конт-
ролем и учетом относится и экономический анализ. При этом эконо-
мический анализ является специфической функцией, так как ни одно
управленческое решение не принимается без анализа (рис. 24).

176
Продукция,
Производство и другая
Ресурсы т
услуги и др.
деятельность




Система управления
предприятием



Управленческое
Учет Анализ
Планирование
решение


Рис. 24. Экономический анализ в системе управления предприятием


В микроэкономическом анализе выделяют:
• управленческий и финансовый анализ хозяйственной деятельно-
сти;
• анализ инвестиционных проектов и бизнес-планов;
• анализ рынка товаров (услуг);
• анализ технического уровня предприятия;
• анализ коммерческого риска;
• анализ деловой активности и т. д.

2. Характеристика предмета экономического анализа
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изу-
чает присущими ей методами. Определение предмета имеет значение
для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной
отрасли знаний.
Предмет экономическою анализа — вся доступная информация по
тем или иным направлениям деятельности субъектов рыночной эконо-
мики, находящаяся в диалектической взаимосвязи, взаимозависимос-
ти и взаимодействии, выражающая изменение состояния того или ино-
го субъекта хозяйствования.
Экономический анализ исследует:
• хозяйственную деятельность, которая отражается в показателях
учета, отчетности и иных источниках информации. Анализ изу-
чает не только хозяйственную деятельность как технологичес-

177
кий, организационный процесс, но и экономические результаты
хозяйствования как следствие экономических процессов;
• хозяйственные процессы, связанные с достигнутыми результа-
тами, которые отражены в количественных и качественных по-
казателях учета и отчетности, складывающихся под воздействи-
ем объективных и субъективных факторов, отражаемых через
систему экономической информации;
• совокупность производственных отношений, которая выража-
ется в категориях коммерческого расчета и рассматривается в
сочетании с технической стороной производства и экономичес-
кой политикой государства;
• причинно-следственные связи хозяйственной деятельности, об-
разование и изменение результатов хозяйственной деятельности.
Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон
деятельности, можно очень быстро просчитать, как изменяются основ-
ные результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного
фактора, произвести обоснование любого управленческого решения,
рассчитать, как изменятся сумма прибыли, объем продаж, обеспечи-
вающий безубыточную работу предприятия, запас финансовой устой-
чивости, себестоимость единицы продукции при изменении производ-
ственной ситуации.
В экономической литературе представлены различные трактовки
понятия предмета экономического анализа. Однако наиболее прием-
лемым является следующее определение: предметом экономического
анализа являются экономика самостоятельных предприятий, конечные
результаты их хозяйственной деятельности, обусловленные воздей-
ствием объективных и субъективных факторов, а также совокуп-
ность отношений, складывающихся в процессе хозяйственной дея-
тельности предприятия и отраженных в показателях бухгалтерского
учета.

3. Содержание и задачи экономического анализа в условиях
формирования рыночных отношений в Украине
Экономический анализ деятельности предприятия проводится для
изыскания резервов улучшения функционирования предприятия. В ус-
ловиях рыночных отношений каждое предприятие несет ответствен-
ность за конечные результаты своей деятельности (прибыль, убыток,
нулевой результат), поэтому содержание экономического анализа за-
висит от конкретных задач, стоящих перед аналитиком.
178
Содержание — упорядоченная совокупность элементов предмета
или явления. Содержание экономического анализа включает такие
элементы:
• уяснение конкретной задачи анализа данного объекта;
• изучение причинно-следственных связей объекта и построение
его факторной системы;
• исследование характера причинно-следственных связей и вы-
бор методов их количественного измерения;
• установление направления и размера влияния факторов на из-
менение результативного показателя;
• выявление условий, порождающих благоприятное или отрица-
тельное действие факторов.
Задача анализа хозяйственной деятельности предприятия — полу-
чение данных о состоянии и результатах деятельности предприятия и
его подразделений, о величине, характере и причинах отклонений в
деятельности изучаемых объектов, имеющихся резервах.
При анализе хозяйственной деятельности предприятия решаются
комплексные задачи по оценке деятельности предприятия и локаль-
ные. Примерами локальных задач являются:
• оценка работы предприятия и его подразделений за анализиру-
емый период;
• выявление положительных и отрицательных факторов, влияю-
щих на работу анализируемого объекта;
• контроль за выполнением намеченных планов, исправление вы-
явленных недостатков;
• выявление неиспользованных резервов;
• оценка эффективности принятых решений.
Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности пред-
ставлены на рис. 25.

4. Потребители аналитической информации в условиях
рыночной экономики
Чтобы наилучшим образом представить аналитическую информа-
цию, необходимо знать, для кого она предназначена.
Всех потребителей результатов анализа можно условно разделить
на две группы:
1. Собственники средств и приравненные к ним, которые лично за-
интересованы в состоянии дел предприятия:

179
180

Получение информации о состоянии и результатах деятельности




1. Объективная оценка 5. Определение
7. Содействие
результатов хозяй- 3. Анализ основных экономической
разработке
ственной деятельности тенденций развития эффективности
оптимальных
предприятия и его предприятия использования
планов
подразделений за ресурсов
анализируемый период




8. Оценка
2. Изучение и количе- 4. Проверка 6. Выявление, изучение,
эффективности
ственное определение выполнения плана использование
принятых решений
степени влияния по основным резервов повышения
в процессе
основных факторов показателям эффективности хозяй-
экономического
на результат хозяй- хозяйственной ственной деятельности
анализа
ственной деятельности деятельности




Предоставление информации для принятия управленческих решений




Рис 25. Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности
• собственники средств, которым необходимо определить измене-
ние доли собственного капитала и оценить эффективность ис-
пользования ресурсов администрацией;
• кредиторы и поставщики, которые с помощью аналитической
информации оценивают целесообразность продления кредита,
определяют условия кредитования и гарантии возврата креди-
та, т. е. оценивают доверие к предприятию как к клиенту;

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>