<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

стемы и улучшение ее организации.
Для проектируемых систем определяют ее оптимальные качествен-
ные и количественные характеристики:
1. Оптимальное количество каналов обслуживания.
2. Вероятность возникновения нежелательных ситуаций (простой
каналов обслуживания, простой требований в очереди).
Теория систем массового обслуживания более широко рассматри-
вается в курсе “Исследование операций и методы оптимизации”.

44. Характеристика этапов анализа основных показателей
эффективности производства
При всем многообразии показателей хозяйственной деятельности
их можно разделить на две основные группы:

238
• оценочные показатели — прибыль, доход (выручка от реализа-
ции продукции, товаров, работ, услуг) и др.;
• показатели затрат на осуществление хозяйственной деятельно-
сти (единовременные и текущие затраты).
Цель анализа — оценка достигнутых за отчетный период резуль-
татов (прибыли, дохода) и сравнение их с показателями затрат произ-
водства с целью поиска резервов повышения прибыли, реализации и
уменьшения затрат производства.
В странах рыночной экономики среди оценочных показателей хо-
зяйственной деятельности выделяют девять наиболее важных показа-
телей:
• оборот компании;
• валовая прибыль;
• условно чистая прибыль;
• условно чистая продукция;
• прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам;
• прибыль после уплаты налогов;
• прибыль после выплаты всех дополнительных платежей;
• ликвидность после осуществления новых капиталовложений в
развитие производства;
• ликвидность после уплаты дивидендов.
Сначала определяется размер оборота предприятия или компании.
Этот показатель определяется как общий объем продаж, т. е. сто-
имость товаров и услуг, реализованных потребителям. При его изме-
рении важен период, за который он подсчитывается, так как этот по-
казатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов.
Отношение объема продаж к сумме активов характеризует эффек-
тивность использования всех имеющихся в распоряжении фирмы
средств; отношение объема продаж к основному капиталу характери-
зует эффективность использования средств, вложенных в основной ка-
питал. Рост этих показателей означает повышение эффективности де-
ятельности фирмы либо отражает инфляционный рост цен.
Отношение объема продаж к оборотным активам показывает,
сколько оборотов сделал оборотный капитал за исследуемый период.
Чем больше оборотов, тем активнее коммерческая деятельность фир-
мы, тем меньше средств требуется ей для ведения текущих операций.
Отношение объема продаж к материально-производственным запа-
сам отражает количество оборотов последних в течение исследуемо-
го периода. Снижение этого показателя может свидетельствовать о

239
затоваренности готовой продукцией или о перебоях со сбытом гото-
вой продукции.
Если из выручки от реализации готовой продукции вычесть сумму
всех переменных затрат, получим валовую прибыль.
На основе этого показателя рассчитываются различные коэффици-
енты рентабельности: коэффициент валовой прибыли (отношение ва-
ловой прибыли к сумме продажи); отношение чистой прибыли к объе-
му продаж (показывает, сколько прибыли получило предприятие с
каждой денежной единицы реализованной им продукции); отношение
чистой прибыли к сумме активов.
Основным направлением анализа является поиск резервов роста
перечисленных выше показателей.

45. Методика анализа организационно-технического уровня
и качества продукции
Качество продукции — важнейший показатель деятельности пред-
приятия.
Целью анализа организационно-технического уровня и качества
продукции является поиск резервов повышения качества продукции,
что в значительной мере определяет выживаемость предприятия в ус-
ловиях рыночной экономики.
Начинают анализ с предварительного обзора — определяют роль
и место изучаемого предприятия в регионе. Роль и место предприятия
определяют по виду, объему и качеству выпускаемой продукции или
услуги, по эффективности ее применения, ее значении в обеспечении
населения.
Общий обзор предприятия дает возможность, не вникая во внут-
ренние связи и содержание показателей, охарактеризовать его деятель-
ность и качество выпускаемой им продукции (услуги).
Результаты и эффективность деятельности предприятия определя-
ются его организационно-техническим уровнем, который зависит от
множества факторов. Среди них основные такие:
1. Уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ.
2. Организация системы управления.
3. Внедрение прогрессивной техники и технологии, методов орга-
низации производства и труда.
4. Компьютеризация и автоматизация производства и управления.

240
Методика анализа организационно-технического уровня требует
разработки системы аналитических показателей, характеризующих
перечисленные факторы.
Все показатели можно разделить на три группы:
• Показатели организационно-технического уровня производ-
ства (научно-технического уровня производства и управления;
организации производства и труда и т. д.).
• Показатели экономической эффективности и ее совершенство-
вания (фондоотдача и фондоемкость, производительность тру-
да, материалоемкость, уровень себестоимости, фондовооружен-
ность труда, качество продукции, рентабельность выпускаемой
продукции и т. д.).
• Показатели уровня управления (структура аппарата управле-
ния, степень централизации функций управления, уровень тех-
нической оснащенности инженерного и управленческого труда,
коэффициент эффективности производства, уровень социально-
го развития кадров и т. д.).
Для эффективного проведения анализа все показатели необходимо
рассматривать в динамике и во взаимосвязи. Влияние изменения фак-
торов, определяющих организационно-технический уровень предпри-
ятия, на основные экономические показатели деятельности предприя-
тия изучается с помощью методов корреляционно-регрессионного и
дисперсионного анализа.

46. Методика анализа объема производства (услуг)
и выпуска продукции как источника дохода предприятия
Как правило, анализ работы производственного предприятия на-
чинают с изучения показателей объема производства и выпуска про-
дукции. Изменение этих показателей влияет на величину дохода от
реализации продукции (товаров, работ, услуг), затрат, прибыли и по-
казателей рентабельности предприятия, т. е. на экономическую эффек-
тивность его деятельности.
Объем производства продукции (услуг) может выражаться в нату-
ральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основны-
ми показателями объема производства являются товарная и валовая
продукция, а выпуска продукции — готовая и товарная продукция.
Основные задачи экономического анализа объема производства
(услуг) и выпуска продукции:

241
1. Оценка динамики по основным показателям объема, структуры
и качества продукции (услуг).
2. Проверка сбалансированности и оптимальности планов, плано-
вых показателей, их напряженности и реальности.
3. Выявление степени влияния основных факторов на показатели
объема производства и реализации продукции (услуг).
4. Разработка важнейших мероприятий по использованию внутри-
хозяйственных резервов для повышения темпов прироста про-
дукции (услуг), улучшения ее ассортимента и качества.
Основные объекты анализа:
• объем производства и реализации продукции (услуг) в целом и
в разрезе ассортимента;
• качество и структура товарной продукции и представленных
услуг;
• ритмичность производства и выпуска товарной продукции.
В процессе анализа устанавливается равномерность выполнения
плана выпуска продукции (услуг) в целом по предприятию, по отдель-
ным подразделениям и отдельным изделиям (услугам).
Проводится факторный анализ объема производства (услуг). На
изменение объема выпуска продукции влияют как внешние факторы,
так и внутренние. К основным относятся факторы, связанные с товар-
но-сырьевым и материально-техническим обеспечением, эффективнос-
тью использования основных фондов и трудовых ресурсов, а также с
ценообразованием.
Определяется уровень качества произведенной продукции, выявля-
ются потери от брака и причины снижения качества продукции.
Рассчитываются коэффициенты ритмичности производства, а так-
же величина упущенных резервов роста выпуска продукции в связи с
неритмичной работой предприятия.

47. Методика анализа себестоимости продукции и факторов,
которые ее обусловливают
Цель анализа себестоимости продукции — поиск возможностей
снижения (оптимизации) затрат и способа управления, при котором ру-
ководитель хозяйствующего субъекта может использовать эти возмож-
ности для увеличения прибыли предприятия. Важнейшими путями сни-
жения себестоимости продукции (операционных затрат) является эко-
номия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве.

242
Анализ себестоимости продукции состоит:
• из изучения общего уровня себестоимости и факторов, опреде-
ляющих размер всех или большинства элементов затрат;
• анализа отдельных видов затрат с целью выявления резервов
экономии по отдельным элементам затрат.
На себестоимость влияют различные факторы, которые можно
объединить в две группы:
• внешние факторы, отражающие общий уровень развития эконо-
мики и не зависящие от деятельности субъекта. Влияние этой
группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, материа-
лы, товары и др.;
• внутренние факторы, непосредственно связанные с результата-
ми деятельности хозяйствующего субъекта, с его предпринима-
тельской активностью, — объем выпуска и реализации продук-
ции, форма и система оплаты труда и др.
На уровень себестоимости существенно влияет выручка от реали-
зации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки мож-
но разделить на две группы: условно-постоянные и переменные.
Условно-постоянные затраты — это затраты, сумма которых не из-
меняется при изменении выручки от реализации продукции. Это аренд-
ная плата, амортизация основных фондов, износ малоценных и быст-
роизнашивающихся предметов и т. д.
Переменные затраты — это затраты, сумма которых изменяется
пропорционально изменению объема выручки от реализации продук-
ции. Это расходы на сырье, транспортные расходы, на оплату труда
рабочих основного производства, топливо, газ и т. д.
Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет вы-
вести зависимость между выручкой от реализации продукции, себес-
тоимостью и размером прибыли от реализации продукции.
Общий анализ себестоимости проводится путем расчета следую-
щих показателей:
1. Общая себестоимость — сумма затрат по отдельным статьям.
2. Уровень себестоимости — отношение общей себестоимости к
объему выпущенной продукции.
3. Абсолютная сумма экономии или перерасхода — разница меж-
ду фактической и плановой суммой затрат.
4. Изменение уровня себестоимости — разница между фактичес-
ким и плановым уровнями себестоимости.

243
5. Темп изменения уровня себестоимости — отношение изменения
уровня себестоимости к базисному (плановому) уровню себе-
стоимости.
6. Индекс уровня себестоимости.
7. Относительная экономия или перерасход по себестоимости.
Методика анализа состоит в сопоставлении фактических показа-
телей с плановыми величинами и данными за предыдущие периоды.

48. Задачи анализа затрат на производство продукции
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, яв-
ляется себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые ре-
зультаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроиз-
водства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ затрат на производство продукции имеет исключительно
важное значение, поскольку себестоимость продукции определяется
затратами всех видов ресурсов: основных фондов, сырья, материалов,
топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе
изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения
и улучшения условий производства и его совершенствования. Этот
анализ позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя,
сравнить фактические данные с плановыми, определить влияние раз-
личных видов затрат на изменение данного показателя и на этой осно-
ве оценить работу предприятия и установить резервы снижения себе-
стоимости продукции.
Целью анализа затрат на производство продукции является поиск
возможностей снижения ее себестоимости и способа управления, при
котором руководитель хозяйствующего субъекта может использовать
эти возможности для увеличения прибыли предприятия.
Задачи анализа затрат на производство продукции:
1. Оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимо-
сти продукции, издержкам производства и обращения на осно-
ве анализа затрат.
2. Установление динамики и степени выполнения плана по себес-
тоимости, причин отклонения фактических затрат от плановых.
3. Определение факторов, повлиявших на динамику показателей
себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причи-
ны отклонений фактических затрат от плановых.
4. Анализ себестоимости продукции по элементам и отдельным ви-
дам (статьям) затрат.

244
5. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
6. Выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости про-
дукции.
Основным целевым направлением анализа затрат на производство
продукции является поиск резервов повышения эффективности ис-
пользования материальных, трудовых, денежных ресурсов в процессе
производства и сбыта продукции. Изучение затрат на производство
продукции позволяет правильно оценить показатели прибыли и рента-
бельности предприятия.

49. Методика анализа использования материальных ресурсов
Анализ использования материальных ресурсов начинают с изуче-
ния снабженческой деятельности, т. е. определяют уровень выполне-
ния плана и динамику снабжения по количеству материалов, их каче-
ству, видам, срокам поставки.
В процессе анализа по основным видам материальных ресурсов оп-
ределяют показатель обеспеченности ими предприятия как отношение
фактически поступивших материалов данной группы к потребности в
них.
При определении уровня обеспеченности выявляют сверхнорма-
тивные и дефицитные запасы в натуральном и стоимостном выраже-
нии. Он рассчитывается как отношение остатка изучаемого вида ма-
териала к среднегодовому его расходу в производстве.
Сопоставление данных об уровне обеспеченности запасами с нор-
мами позволяет установить по каждому виду материалов излишек или
недостаток. Для оценки обеспеченности предприятия материальными
ресурсами необходимо изучать:
• откуда поступают материалы;
• величину партии;
• интервалы поставок;
• продолжительность транспортировки;
• величину оптимального страхового запаса.
Эти показатели необходимы не только для оценивания организации
снабжения, но и для установления нормативов запасов на будущее.
На следующем этапе анализа изучают рациональность использо-
вания материальных ресурсов. Для этого используют показатели ма-
териалоемкости и материалоотдачи.
Материалоемкость характеризует расход определенного материа-
ла на изготовление конкретного изделия и определяется как отноше-

245
ние стоимости израсходованных материалов к стоимости изготовлен-
ного продукта.
Материалоотдача — это отношение стоимости выпущенной про-
дукции к стоимости затраченных материалов.
При анализе также определяется относительная экономия матери-
альных затрат — разница между фактическими затратами предметов
труда и произведением плановых затрат на индекс выполнения плана
по товарной продукции.
Показателями эффективности использования материалов являют-
ся данные о выходе годной продукции и коэффициент использования
материалов.
Отношение чистого веса изделия к фактически израсходованному
материалу характеризует коэффициент использования материалов.
В конце анализа определяют возможные резервы увеличения вы-
пуска продукции за счет более рационального и эффективного исполь-
зования материальных ресурсов.

50. Анализ труда и его оплаты на предприятиях
разных форм собственности

На каждом предприятии большое значение имеет анализ труда, в
процессе которого следует осуществлять систематический контроль за
использованием фонда оплаты труда (ФОТ), выявлять возможности
экономии средств за счет роста производительности труда и снижения
трудоемкости продукции. Уровень производительности труда выра-
жается показателями валовой товарной или чистой продукции, при-
ходящейся на одного работника в единицу времени, или показателями
трудоемкости в единицу времени.
Эффективность использования труда характеризуется такими по-
казателями:
• обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;
• использование трудовых ресурсов;
• производительность труда;
• темпы роста производительности труда;
• фондовооруженность труда;
• доля прироста чистой или товарной продукции за счет повыше-
ния производительности труда;
• показатель экономии живого труда.

246
Интенсивность труда характеризуется количеством труда, затра-
ченным в единицу времени, квалификацией труда, уровнем механиза-
ции и автоматизации.
Средства на оплату труда отражаются в составе себестоимости, а
также частично формируются из прибыли, остающейся в распоряже-
нии предприятия.
Приступая к анализу использования фонда оплаты труда, в первую
очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклоне-
ние фактической величины от плановой. Далее необходимо опреде-
лить факторы абсолютного и относительного отклонения по фонду оп-
латы труда. Затем следует проанализировать причины изменения по-
стоянной части фонда оплаты труда. В процессе анализа следует
установить соответствие между темпами роста средней заработной
платы и производительности труда.
Этапы проведения анализа оплаты труда:
• изучение обоснованности средств на оплату труда в целом и по
категориям работающих;
• изучение выполнения плана ФОТ;
• определения наличия относительной экономии или перерасхода
ФОТ;
• определение состава ФОТ и причины его изменения (изменение
численности работающих, изменение средней заработной пла-
ты).
Структура средств, направленных на оплату труда (доля, включа-
емая в состав себестоимости и формируемая из прибыли), различается
в зависимости от формы стоимости.

51. Классификация и характеристика резервов повышения
эффективности труда работников предприятия
Одной из задач экономического анализа является выявление, изу-
чение и использование резервов повышения эффективности хозяй-
ственной деятельности.
Одной из составляющих, обеспечивающих эффективную хозяй-
ственную деятельность, является эффективность труда работников
предприятия. Эффективность труда проявляется в его производитель-
ности и качестве. Производительность труда — это выработка това-
ров или услуг в единицу времени, приходящаяся на одного среднеспи-
сочного работника. Резервы повышения эффективности труда можно
классифицировать таким образом:

247
1. Совершенствование организации производства, труда и управ-
ления:
• улучшение организации производства и внедрение научной
организации труда;
• улучшение использования рабочего времени;
• уменьшение невыходов и сокращение внутрисменных прос-
тоев.
2. Повышение технического уровня производства:
• создание новых рабочих мест;
• модернизация производства.
3. Рациональная организация рабочих мест, совмещение профес-
сий.
4. Оптимальное соотношение основных и вспомогательных работ-
ников.
5. Снижение трудоемкости выпускаемой продукции, предоставля-
емых услуг.
6. Повышение квалификации работников и организация оплаты
труда.
Взаимосвязь факторов, определяющих эффективность труда работ-
ников предприятия, можно проследить по рис. 31.

52. Методика анализа использования трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы на предприятии — это объект постоянной забо-
ты со стороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов
существенно возрастает в период рыночных отношений.
Цель анализа использования трудовых ресурсов — поиск резервов
повышения производительности труда работников, определение опти-
мальной численности работников на предприятии, структуры кадров
и рациональной загруженности работников предприятия.
Для определения оптимальной численности работников на пред-
приятии рассчитывают следующие коэффициенты:

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>