стр. 1
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ




A. A. Eaeeia, I. E. Eiiaaa, A. A. ?uaiei

NIA?AIAIIUE
YEIIIIE?ANEEE AIAEEC
E I?IAIICE?IAAIEA
(iee?i- e iae?io?iaie)
Учебно-методическое пособие

3-е издание, переработанное
и дополненное




Киев 2004
ББК 65.053я73
К17



Рецензенты: В. К. Врублевский, д-р экон. наук
М. И. Пирен, д-р социол. наук, проф.


Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления
персоналом (протокол № 2 от 26.02.02)




Калина А. В., Конева М. И., Ященко В. А.
К17 Современный экономический анализ и прогнозирование
(микро- и макроуровни): Учеб.-метод. пособие. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — К.: МАУП, 2003. — 416 с. — Библиогр.: с. 412–
414.
ISBN 966-608-355-8
Освещаются общие положения теории экономического анализа,
особенности ее применения на микро- и макроуровнях управления. Особое
внимание уделяется одному из основных разделов анализа — анализу
финансового состояния предприятия. Рассматриваются особенности и
специфика анализа и прогнозирования основных показателей хозяйст-
венной деятельности на разных уровнях управления как в Украине, так и
за рубежом.
Для студентов и слушателей системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации, а также для работников предприятий (фирм,
компаний), министерств и ведомств, занимающихся проблемами анализа
и прогнозирования.
ББК 65.053я73

© А. В. Калина, М. И. Конева,
В. А. Ященко, 1998
© А. В. Калина, М. И. Конева,
В. А. Ященко, 2003, перераб. и доп.,
© Межрегиональная Академия
ISBN 966-608-355-8 управления персоналом (МАУП), 2003

2
ВВЕДЕНИЕ


В связи с переходом от директивно управляемой экономики к ры-
ночной возникла необходимость в управлении предприятием как
субъектом рыночных отношений. Функционирование предприятия
связано с изменениями как во внешней, так и во внутренней среде его
деятельности, что обусловливает необходимость разработки новых
подходов к определению целевой функции его деятельности, обосно-
ванию экономических предпосылок достижения оптимальных разме-
ров прибыли, обеспечивающей конкурентоспособность предприятия
на рынке и определяющей перспективы его развития. Достичь этого
можно путем глубокого анализа как хозяйственной деятельности пред-
приятия, так и состояния окружающей его экономической и социаль-
ной среды. Сочетание микро- и макроанализа позволяет создать ин-
формационную базу принимаемого управленческого решения, адек-
ватную действительности.
Неумение анализировать хозяйственную ситуацию, невозможность
определения “узких мест” в экономической деятельности предприятия
и факторов, на нее влияющих, так или иначе приводят к снижению эф-
фективности работы, к принятию неправильных управленческих ре-
шений и в результате к убыткам и финансовому краху. Поэтому фор-
мирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в
первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных фирм, ком-
паний, предприятий и их структурных подразделений, поскольку они
составляют основу рыночной экономики. И в этой связи важной ста-
новится задача овладения приемами и методами экономического ана-
лиза финансовым менеджером, не только сосредоточивающим на сво-
ем рабочем месте всю информационную базу для анализа, но и обла-
дающим правами и методами финансового управления деятельностью
фирмы, компании или предприятия.
Руководитель предприятия, финансовый менеджер, управленец лю-
бого уровня должен уметь видеть перспективы не только своего пред-
приятия, но и своих конкурентов; он должен уметь сопоставлять их ре-
зультаты с собственными, а для этого он должен знать систему пока-
зателей, а также их характеристики и взаимосвязанность. Такое

3
знание дает экономический анализ, который не только знакомит с ин-
формацией о том, как следует правильно проводить сопоставительный
динамический анализ, но дает конкретные направления разрешения
сложившихся ситуаций.
Однако развитие рыночных отношений предполагает не только ло-
кальное аналитическое исследование деятельности предприятия, но и
умение финансового менеджера оценивать ситуацию в масштабе ре-
гиона. А это, в свою очередь, предполагает необходимость перехода
к анализу на макроуровне.
Поскольку экономика является основой развития общества, а ана-
лиз базируется на расчленении изучаемых управляемых объектов, то
его основная задача заключается в том, чтобы создать репрезентатив-
ную и адекватную складывающейся ситуации информационную базу
для выполнения завершающей общей функции управления — регули-
рования управляемого объекта как на микроуровне (предприятие,
фирма), так и на макроуровне (отрасль или подотрасль). Поэтому
предлагаемое Вашему вниманию учебно-методическое пособие состо-
ит из трех блоков: первый посвящен анализу хозяйственной деятель-
ности предприятия как единицы совокупности, второй представляет
собой практикум по современному экономическому анализу деятель-
ности предприятий, а в третьем дается анализ и имитационное прогно-
зирование на макроуровне, т. е. на уровне отрасли или промышлен-
ности в целом. Данное учебное пособие рассчитано как на менедже-
ров предприятий и фирм, так и на менеджеров высшего звена —
сотрудников министерств (в частности, планово-производственных
управлений и отделов перспективного прогнозирования), работников
аналитических отделов банков, а также на управленческий состав
корпораций и концернов, которым в своей работе приходится анали-
зировать и оценивать ситуацию на уровне региона, отрасли или всего
промышленного производства страны.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом:
А. В. Калиной — введение, § 1.1–1.2 (совместно с М. И. Коневой),
§ 1.3–1.6, § 1.8, § 3.4 (совместно с В. А. Ященко);
М. И. Коневой — § 1.1–1.2 (совместно с А. В. Калиной), § 1.7,
§ 2.1–2.3, прил. 1;
В. А. Ященко — § 3.1–3.5, § 3.4 (совместно с А. В. Калиной),
прил. 2–4.



4
Раздел 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ,
ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
В УПРАВЛЕНИИ НА МИКРОУРОВНЕ

1.1. Предприятие как субъект рыночных отношений
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим уставным
субъектом, который имеет права юридического лица и осуществляет
производственную (торговую), научно-исследовательскую и коммер-
ческую деятельности с целью получения соответствующей прибыли.
Закон, регулирующий деятельность предприятий, существенно рас-
ширил их права. Предприятие самостоятельно планирует свою дея-
тельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на
свою продукцию и услуги, уровня конкурентоспособности, самостоя-
тельно определяет численность и структуру работников, выбирает
формы и системы оплаты труда, определяет размеры фонда оплаты
труда и фонда потребления; осуществляет реализацию своей продук-
ции (работ, услуг) как на основе прямых соглашений, так и через то-
варные биржи, другие посреднические организации; самостоятельно
устанавливает цены, осуществляет внешнеэкономическую деятель-
ность, проводит операции с ценными бумагами и др.
Предприятие на рынке выступает и как субъект, и как объект ры-
ночных отношений.
Экономическая система рыночного хозяйства базируется на авто-
номии хозяйствующих субъектов, механизме рынка и конкуренции.
Предприятие как субъект рыночных отношений для успешного осу-
ществления своей хозяйственной деятельности должно быть, с одной
стороны, конкурентоспособным по отношению к аналогичным пред-
приятиям, функционирующим на рынке, с другой — быть способным
взаимодействовать с предприятиями других отраслей, инфраструкту-
рой.
На рынке средств производства предприятие приобретает необхо-
димое оборудование, инвентарь, другие материальные ценности; на
рынке ценных бумаг покупает и продает акции, облигации, векселя...
Рынок труда обеспечивает предприятие квалифицированной рабочей
силой.

5
Важнейшими организационно-экономическими условиями фун-
кционирования предприятия являются: экономическая самостоятель-
ность; обеспечение самоокупаемости, рентабельности и самофинанси-
рования; экономическая заинтересованность; материальная ответ-
ственность за результаты хозяйственной деятельности.
Обеспечение экономической самостоятельности предприятия пред-
полагает создание условий для реализации его экономического суве-
ренитета как хозяйствующего субъекта, что выражается прежде все-
го в реализации права выбора хозяйственной деятельности и реаль-
ной возможности свободного выбора продавца, места, времени и
других условий приобретения товаров, принятие решения о том, что и
в каком количестве продавать, кому и по каким ценам реализовывать.
В условиях рыночных отношений существенно трансформируется
понятие материальной ответственности работников предприятия.
Коллектив предприятия, располагая правом самостоятельности выбо-
ра направления своей хозяйственной деятельности, одновременно не-
сет всю полноту ответственности за принимаемые решения, рискует в
случае неправильно принятого решения всем своим имуществом
вплоть до банкротства.
Функционирование предприятия как хозяйствующего субъекта на
рынке связано с определенными ограничениями его деятельности.
К таким ограничениям относятся:
1. Ограничения, обусловленные ресурсами, т. е. затраченные ре-
сурсы (материальные, трудовые) должны быть меньше или рав-
ны имеющимся в наличии.
2. Ограничения, обусловленные спросом, т. е. объем реализации
всегда меньше или равен объему покупательского спроса.
3. Бюджетные (финансовые) ограничения, т. е. расходы предприя-
тия должны быть меньше или равны денежным ресурсам (сумме
денежных фондов и денежных доходов предприятия).
4. Временные ограничения, связанные с инфляцией. Этот вид ог-
раничений вызывает необходимость максимально сокращать
сроки оборачиваемости денежной наличности предприятия с це-
лью предотвращения ее обесценивания.
Характер действия лимитирующих факторов деятельности пред-
приятия отличается в условиях директивно управляемой и рыночной
экономики.
В условиях рыночной экономики наиболее важным лимитирующим
фактором являются ограничения, обусловленные спросом, а также фи-

6
нансовые ограничения, которые в условиях рынка носят жесткий, а по-
рой бескомпромиссный характер, что приводит к разорению предпри-
ятий или поглощению их более крупными компаниями или конкурен-
тами. Что же касается директивно управляемой экономики, то для нее
наиболее важным является ресурсное ограничение, связанное с жест-
кой государственной системой распределения ресурсов, порождающей
экономику дефицита. В условиях директивно-командного управления
народным хозяйством финансовые ограничения проявлялись в более
мягкой форме, а именно: убыточность не вела к банкротству, допол-
нительные кредиты не были ограничены, действовала система дота-
ций, льгот и льготного налогообложения, освобождения от налогов; с
помощью этого механизма предприятия “преодолевали” финансовые
трудности, возникавшие в их деятельности.
В условиях рынка предприятие сталкивается со множеством не-
предсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от же-
сткого планирования и перехода к гибкой системе экономического
регулирования его деятельности. Реализация такого пути связана с
разработкой стратегии деятельности предприятия, в которой опреде-
ляются главные цели и задачи, их ресурсное обеспечение, пути дости-
жения целей и методы решения возникающих проблем. Для обеспече-
ния и достижения эффективной хозяйственной деятельности предприя-
тие как субъект рыночных отношений определяет стратегические цели
и тактические задачи, позволяющие обеспечить задуманное.
Задачи предприятия определяют этапы или, точнее, пути достиже-
ния поставленной цели, которая есть не что иное, как количественные
и качественные характеристики функционирования предприятия, к до-
стижению которых оно стремится.
Цели функционирования предприятия образуют сложную и взаимо-
связанную систему, зависящую как от внешней среды, окружающей
предприятие, так и от внутренних факторов его функционирования.
Множественность целей предприятия вызывает необходимость их
классификации, которая может быть проведена по следующим призна-
кам:
1. В зависимости от степени достижения целей — жизненно необ-
ходимые и желаемые. Например, желаемая цель деятельности
любого предприятия — это максимизация получаемой прибыли,
в то же время жизненно необходимая цель — получение мини-
мально необходимой прибыли, которая обеспечивает получение
необходимой нормы прибыли на авансированный капитал.

7
2. В зависимости от временного фактора — перспективные, кото-
рые должны быть достигнуты в дальнейшем (через 5–10 лет),
и текущие, достижение которых необходимо в данное время
(в ближайшие год-два).
3. В зависимости от отношения к главной цели предприятия — ко-
нечные и промежуточные, направленные на поэтапное прибли-
жение к достижению главной цели. Например, главной целью
предприятия является сохранение и упрочение его позиций на
рынке. Для достижения этой цели предприятия формируют про-
межуточные цели — расширение ассортимента реализуемых то-
варов, установление новых хозяйственных связей; переобору-
дование предприятия, создание филиалов; вовлечение дополни-
тельных материальных ресурсов и капитальных вложений и т. д.
4. В зависимости от оценки — количественные и качественные.
Количественные цели выражаются определенными абсолютны-
ми или относительными показателями (объем продаж, сумма по-
лученной прибыли, рост прибыли на инвестируемый капитал и
т. д.). Цели, определенные количественно, лучше поддаются
учету и контролю их достижения. Однако большинство целей
функционирования предприятия не могут быть привязаны к оп-
ределенному количественному показателю.
5. В зависимости от степени влияния внешних факторов на функ-
ционирование предприятия — обусловленные изменениями во
внешней среде (инфляция, изменение налоговой политики госу-
дарства, изменение спроса потребителей) и цели, не связанные
с изменениями во внешней среде. Это, как правило, цели, выте-
кающие из имеющихся и неиспользованных резервов улучшения
деятельности внутри предприятия, не требующие дополнитель-
ного привлечения ресурсов.
6. В зависимости от содержания и характера отражаемых интере-
сов — цели предприятия как субъекта рыночных отношений
(прежде всего объем получаемой прибыли) и цели общества, т. е.
удовлетворение потребностей (соответствие объема и структу-
ры предложения объему и структуре потребительского спроса).
Достижение целей предприятия предполагает реализацию целей
общества (в нормальных условиях развития рынка), поскольку полу-
чение прибыли предполагает реализацию продукции, т. е. признание
ее покупателем.
Формулировка целей предприятия, выбор главных из них зависят
и от стадии жизненного цикла предприятия (табл. 1).

8
Таблица 1
Основные цели и задачи
на разных стадиях деятельности предприятия
Стадия
Главная цель Основная задача
жизненного цикла

Выживание Выход на рынок
Рождение

Кратковременная прибыль Укрепление положения на
Детство
рынке

Юность Ускоренный рост объемов Захват своей части рынка
производства и прибыли

Ранняя зрелость Постоянный рост объемов Диверсификация деятель-
деятельности ности (освоение дополни-
тельных направлений)

Формирование имиджа Укрепление положения
Зрелость
предприятия и сбаланси- предприятия на освоенном
рованный рост рынке

Сохранение позиций Обеспечение стабильности
Старение
хозяйственной деятель-
ности

Оживление (поиск Омолаживание (техничес-
Возрождение
дополнительных импуль- кое перевооружение,
сов в деятельности) новые поставщики,
внедрение новых техноло-
гий и т. д.)


Определение целей деятельности предприятия должно основы-
ваться на следующих положениях.
1. Определяется не одна, а несколько целей (построение дерева це-
лей) на основе комплексного подхода, обеспечивающего взаи-
мосвязь целей.
2. Цели не должны противоречить одна другой, т. е. должны быть
реальными.
3. Цели призваны давать основу и стимул для дальнейшей дея-
тельности, обеспечивать сосредоточение сил и средств предпри-
ятия на приоритетных участках его деятельности, “высвечи-
вать” наиболее важные, фундаментальные направления.
4. Цели должны быть избирательными и не охватывать все воз-
можные проблемы.

9
При определении целей хозяйственной деятельности предприятия
пользуются методом построения дерева целей, который заключается
в следующем: определяется главная цель и формулируются цели раз-
личных уровней (основные, промежуточные, подцели), способствую-
щие достижению главной цели. Например, для реализации главной
цели деятельности предприятия — получения прибыли в размере
500 млн грн в следующем году — необходимо реализовать такие ос-
новные цели: увеличить объем товарооборота на 5 %; увеличить ва-
ловой доход на 7 %, сократить издержки производства на 0,5 %.
Для увеличения объема товарооборота на 5 % необходимо опти-
мизировать его структуру:
• путем увеличения объема реализации по товарным группам по-
стоянного спроса за счет снижения цен их реализации на 1,5–3 %;
• в результате расширения ассортимента и повышения качества
товаров (при росте цен на 5–10 %), а также улучшения исполь-
зования торговой площади предприятия и т. д.
Независимо от конкретных формулировок стратегических целей
деятельности предприятия на предстоящий период обязательным явля-
ется обеспечение прибыльности его деятельности. Прибыльность мож-
но рассматривать не только как цель, но и как основное условие де-
ловой активности предприятия, как ее результат.
Предприятие как хозяйствующий субъект рынка осуществляет
свою деятельность с целью получения соответствующей прибыли. Оно
может получить прибыль только при определенном объеме товарообо-
рота, который, в свою очередь, предполагает соответствие объема и
структуры реализуемых товаров объему и структуре покупательско-
го спроса, т. е. целевая функция предприятия — получение прибыли —
не противоречит целям общества, стремящегося к удовлетворению
своих потребностей, а направлена на их достижение. При этом такая
постановка цели достигается путем оптимизации использования име-
ющихся ресурсов и снижения затрат.
Предприятие, разрабатывая свою стратегию на перспективу, все-
гда стремится к максимизации получаемой прибыли, так как это явля-
ется условием для решения производственных и социальных задач.
Однако максимизация прибыли в долгосрочной перспективе предпо-
лагает поэтапное достижение определенных объемов получения при-
были, которые в краткосрочном периоде могут быть определены как
необходимый размер прибыли, т. е. достаточный для решения не-
отложных производственных и социальных задач, финансирование ко-

10
торых должно осуществляться за счет прибыли, остающейся в распо-
ряжении предприятия (после уплаты налогов и других обязательных
платежей).
Как максимизация, так и получение необходимого объема прибы-
ли обусловливаются потребностями предприятия в накоплениях:
• для производственного развития (капитальные вложения, при-
рост оборотных средств);
• для удовлетворения экономических интересов собственников
используемого имущества и финансовых средств;

стр. 1
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>