<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мерения прибыли. Размер прибыли конкретного предприятия подвер-
жен влиянию множества не только внутренних, но и внешних факто-
ров: темпов инфляции, особенностей налогообложения и т. п. Методи-
ка определения размера прибыли меняется от отрасли к отрасли, она
различается на уровне корпорации и ее отделений и т. д. Также отме-
тим, что, несмотря на всю свою значимость, далеко не всех как внут-
ри компании, так и за ее пределами показатели прибыльности конк-
ретного предприятия интересуют в первую очередь. Кредиторов или
тех, кто сдает в аренду землю, здания, сооружения или оборудование,
куда больше интересует движение ликвидности в компании, нежели
уровень ее рентабельности. Акционеров интересует не только размер
дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объе-
ма продаж компании.
В целом среди оценочных ПХД выделяется девять наиболее важ-
ных показателей:
1) оборот (товарооборот или объем продаж) компании;
2) валовая прибыль;
3) условно чистая прибыль;
4) условно чистая продукция;
5) прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам;
6) прибыль после уплаты налогов;
7) прибыль после выплаты всех дополнительных платежей;
8) ликвидность после осуществления новых капиталовложений в
развитие производства;
9) ликвидность после уплаты дивидендов.
Все эти показатели одинаково необходимы во внутрифирменном
управлении как для эффективного контроля за производством, финан-
совым положением фирмы, так и для выработки и принятия решений.
На базе этих показателей руководство предприятия получает ин-
формацию, которая служит основой для выработки именно тех реше-
ний, которые могут изменить положение фирмы в лучшую сторону.
Некоторые из перечисленных показателей играют важную роль так-
же в разработке системы стимулирования труда на предприятии.

148
Первым из оценочных ПХД определяется размер оборота предпри-
ятия или компании. Он определяется как общий объем продаж, т. е.
стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. При изме-
рении оборота предприятия важным является период, за который он
подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год), поскольку этот показа-
тель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов.
Поэтому наиболее предпочтительно его измерение в неизменных
ценах, но для нужд оперативного бухгалтерского учета и текущего
планирования оборот может определяться и в текущих ценах, хотя при
больших колебаниях цен возникает сложность при сопоставлении ре-
зультатов.
Величина оборота является наиболее предпочтительным оценоч-
ным показателем для бесприбыльных и бюджетных организаций.
Определение оборота затруднено в крупных компаниях, особенно
конгломератах, а также в отделениях крупных фирм. В последнем слу-
чае возникает проблема определения внутрифирменного оборота —
оборота между отделениями на основе трансфертных средств. Но этот
показатель применяется довольно часто.
Отношение объема продаж к сумме активов (S/ТА) и отношение
объема продаж к основному капиталу характеризуют эффективность
использования всех средств, имеющихся в распоряжении фирмы в пер-
вом случае, и средств, вложенных в основной капитал, — во втором.
Рост этих показателей означает повышение эффективности ее опера-
ций либо отражает инфляционный рост цен, что может сочетаться со
снижением рентабельности использования основного капитала и ак-
тивов в целом.
Дополняющим эти два показателя является отношение объема про-
даж к оборотным активам (S/NCA). Иногда этот показатель называют
коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он показывает,
сколько оборотов сделал оборотный капитал в течение года. Чем выше
число оборотов, тем активнее коммерческая деятельность фирмы, тем
меньше средств требуется ей для ведения текущих операций.
Отношение объема продаж к материально-производственным запа-
сам (S/ST) называется коэффициентом оборачиваемости материально-
производственных запасов и отражает число оборотов последних в
течение года. Снижение этого показателя может свидетельствовать о
затоваренности готовой продукцией и, следовательно, о том, что фир-
ма начинает испытывать трудности со сбытом. Это может также сви-
детельствовать об увеличении запасов сырья и материалов в связи с

149
ожидаемым ростом цен на него. Для выяснения фактических причин
уменьшения числа оборачиваемости материально-производственных
запасов анализируются изменения в их структуре.
Отношение суммы продажи к краткосрочной дебиторской задол-
женности (Sales to Recievables) (S/SR) дает возможность определить
средний срок коммерческого кредита, предоставляемого предприяти-
ем своим клиентам.
Если вычесть из размера оборота компании стоимость покупных
сырья, материалов, полуфабрикатов и другие переменные издержки,
то получим другой ПХД — валовую прибыль.
Данный показатель, кстати, легко рассчитывается и для отделения
крупной корпорации. В управлении валовая прибыль (ВП) является
одним из наиболее распространенных оценочных показателей. По
данным имеющихся исследований, более половины британских и аме-
риканских фирм сегодня используют ВП в качестве главного оценоч-
ного показателя хозяйственной деятельности.
Показатель ВП наиболее предпочтителен в тех отраслях промыш-
ленности и сферах бизнеса, где относительно невелика доля постоян-
ных издержек (например, в торговле).
В краткосрочном плане пользоваться показателем ВП во всех от-
ношениях более предпочтительно, нежели оборотом предприятия. По-
казатель ВП широко применяется также в тех отраслях промышлен-
ности, где велика доля переменных издержек, материально-энергети-
ческих затрат в себестоимости продукции. Однако показатель ВП в
качестве оценочного неприменим в капиталоемких отраслях промыш-
ленности, где размер прибыли определяется прежде всего уровнем ис-
пользования производственного оборудования, уровнем организации
производства и слабо подвержен воздействию конъюнктуры цен на
сырье, не зависит от экономии материальных затрат. Кроме того, ВП
не подходит в качестве оценочного показателя для организаций с под-
вижной структурой издержек производства, с меняющейся постоянной
и переменной частями себестоимости. Основной проблемой при расче-
те ВП является определение уровня запасов и размеров незавершен-
ного производства. С учетом инфляции эти показатели издержек мо-
гут существенно деформировать величину данного показателя в раз-
личных компаниях.
На основе показателя ВП зарубежные специалисты рассчитывают
различные коэффициенты рентабельности:

150
• коэффициент валовой прибыли (PS %) рассчитывается как от-
ношение валовой прибыли к сумме продажи и считается наибо-
лее наглядным показателем рентабельности предприятия. Рост
этого коэффициента может означать либо повышение цен на
продукцию при неизменной себестоимости, либо снижение из-
держек производства при сохранении цен. Уменьшение коэффи-
циента может быть вызвано либо понижением цен без соответ-
ствующего уменьшения издержек, либо повышением себестои-
мости продукции при прежних ценах.
Во многих отраслях сложились устойчивые отношения вало-
вой прибыли к объему продажи;
• отношение чистой прибыли к объему продажи показывает,
сколько получило предприятие с каждой денежной единицы
проданной продукции. Подобно предыдущему коэффициенту
отношение чистой прибыли к объему продажи имеет устойчи-
вые значения для различных отраслей промышленности;
• отношение чистой прибыли к сумме активов (Р/ТА). Низкий
уровень этого коэффициента или его тенденция к понижению
может свидетельствовать или о чрезмерных вложениях в акти-
вы, или о недостаточном уровне продажи, или о спаде деловой
активности предприятия.
Если из ВП вычесть накладные расходы и сумму амортизационных
отчислений, то получим “условно чистую” прибыль предприятия, или,
как ее еще называют, прибыль до уплаты процентов за кредит и на-
логов.
Данный ПХД пригоден в качестве оценочного практически для
всех сфер бизнеса.
Однако применительно к мелкому бизнесу условно чистую при-
быль часто смешивают с предпринимательским доходом владельцев
предприятий.
Именно условно чистая прибыль является основой для определения
премиального фонда для рабочих и служащих во всех странах мира.
Приплюсовав к величине условно чистой прибыли издержки на за-
работную плату рабочих и служащих, получим показатель условно
чистой продукции (УЧП).
Размер УЧП можно также определить как разницу между стоимос-
тью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на
ее производство ресурсов (покупных материалов, услуг, выплат суб-
подрядчикам, амортизационных отчислений, затрат на ремонт и т. п.).

151
При расчете УЧП и соответствующих производственных затрат при-
меняются текущие цены. Рост УЧП — показатель успешной хозяйствен-
ной деятельности, вне зависимости от темпов и масштабов инфляции.
Его применение на практике во многом сходно с использованием
ВП. Но наиболее подходящей сферой его применения является вне-
дренческий и консультативный бизнес.
Учет УЧП может служить также эффективным инструментом уп-
равленческого контроля в отраслях и компаниях со стабильной струк-
турой издержек производства. Но данный показатель мало подходит
для оценки конечных результатов конгломератов и компаний с силь-
но диверсифицированным производством, однако вполне пригоден
для отделений крупных фирм.
Показатель УЧП широко распространен в качестве основы для
определения фонда оплаты труда, особенно в тех отраслях экономи-
ки, где численность рабочей силы, трудозатраты и, следовательно, из-
держки на заработную плату трудно нормировать и контролировать.
Показатель УЧП применяется в различных системах участия ря-
довых рабочих и служащих в распределении прибыли компании, по-
лученной в результате повышения эффективности производства. При
определении величины УЧП главной проблемой, помимо измерения
уровня запасов и незавершенного производства, является расчет сум-
мы амортизационных отчислений.
Если из УЧП вычесть издержки на заработную плату и проценты
за кредит, то получим прибыль до налогообложения.
Этот ПХД не пригоден в качестве оценочного на новых предприя-
тиях, как правило, еще не вышедших на проектную мощность, а так-
же на тех предприятиях, где осуществляются крупные капиталовло-
жения с длительным сроком окупаемости. Неприменим он в отраслях
и на предприятиях с низкой фондо- и энерговооруженностью труда, на-
пример в сфере бытового обслуживания. Сфера применения осталь-
ных оценочных ПХД ограничена, как правило, исключительно по-
требностями бухгалтерского учета.
Наряду с показателями, необходимыми для нужд текущего плани-
рования и управления производством, существуют также показатели
для стратегического управления. Среди них:
• доля рынка сбыта, контролируемого фирмой;
• показатели качества продукции;
• показатели уровня обслуживания потребителей;


152
• показатели, касающиеся подготовки и переподготовки рабочей
силы.
Все они так или иначе связаны с повышением размера прибыли, по-
лучаемой фирмой, и основываются на фактических результатах, дос-
тигнутых фирмой. Например, увеличение доли рынка непосредствен-
но ведет к росту массы прибыли, получаемой фирмой. Особенно от-
четливо зависимость такого рода прослеживается в капиталоемких
отраслях промышленности. Но при этом важно и то, что рост массы
прибыли достигается лишь на перспективной основе и может быть за-
фиксирован с помощью показателей, применяемых для нужд текущего
планирования и управления, только за относительно продолжитель-
ные периоды времени. И в этой связи уместно привести схему форми-
рования показателей, используемых для управления прибылью.
Из рис. 20 видно, как формируются различные показатели, ис-
пользуемые для управления прибылью. Заметим, что по одному зака-
зу сложно определить, обеспечивает ли его сумма покрытия компен-
сацию затрат на организацию производства или нет, сокращает или
повышает размер прибыли. Суть заключается в том, чтобы опреде-
лить динамику затрат на производство, чтобы накопленные суммы по-
крытия в конце года были достаточными для получения запланиро-
ванного размера прибыли.
Предприятие может получить прибыль лишь в том случае, когда
покрыты все затраты на организацию и подготовку производства (см.
рис. 20). Таким образом, с точностью судить о прибыльности работы
фирмы можно лишь в конце отчетного периода. Все заказы клиентов,
которые после достижения точки покрытия имеют положительные сум-
мы покрытия (выручка больше, чем производственные затраты), пре-
вращаются в прибыль. Все заказы клиентов, оказавшиеся ниже точки
покрытия затрат, не достигшие своих сумм покрытия, вызывают убыт-
ки в размере недостающей доли суммы покрытия затрат. Анализ то-
чек покрытия затрат на производство проводится с помощью графика,
приведенного на рис. 21.
Анализ и контроль результата сигнализируют предпринимателю о
необходимости списания издержек, когда точка покрытия определена
с помощью расчетов. Как только критический уровень превышен,
предприниматель может попытаться при неиспользованных суммах,
предназначенных на затраты (т. е. при недогрузке производственных
мощностей из-за отсутствия заказов), определить, по возможности, бо-
лее высокие суммы покрытия выше нижних границ цен, коль скоро все
затраты на организацию покрыты в пределах ликвидности.

153
Рис. 20. Формирование показателей, используемых для управления
прибылью на фирмах Германии


Таким образом, предприниматель, используя метод контроллинга,
оценивает как эффективность работы фирмы в целом, так и экономи-
ческую целесообразность выполнения отдельных заказов. Что же ка-
сается расчета затрат на производство, то, как показывает практика,
наибольшие трудности при определении издержек производства вызы-
вает подсчет амортизационных отчислений. Сумма амортизационных
отчислений в среднем составляет от 1/3 до 1/2 величины условно чис-

154
155
той прибыли промышленных компаний. За относительно продолжи-
тельный срок службы станочного парка, зданий и сооружений их пер-
воначальная стоимость существенно меняется, и не только в сторону
уменьшения. Так, стоимость строений, особенно в зависимости от их
местоположения, может со временем даже возрасти против первона-
чального уровня. Главных причин изменения стоимости основных
производственных фондов две: НТП и инфляция. Первая из них вызы-
вает моральное старение машин и оборудования, ведет к потере рын-
ка сбыта, на который это оборудование первоначально должно было
работать. Это влечет сокращение сроков службы техники, которой
располагает предприятие, и приводит к увеличению размеров аморти-
зационных отчислений, чтобы провести своевременную замену стан-
ков и оборудования. Инфляция оказывает весьма противоречивое воз-
действие на процесс начисления амортизационных отчислений. С од-
ной стороны, она увеличивает фактическую стоимость пассивных
элементов основного капитала (зданий и сооружений), а значит, и их
рыночную стоимость даже после полного списания первоначальных
затрат. Это, кстати, позволяет руководству предприятий производить
амортизационные отчисления даже после полного списания этой час-
ти капитала. С другой стороны, при быстром моральном старении ак-
тивной части основного капитала (станков, оборудования, транспорт-
ных средств) инфляция вызывает рост затрат на замещение изношен-
ных фондов новыми. В результате требуется увеличение размера
амортизационных отчислений для полного восстановления списанных
элементов активной части основного капитала.
В условиях современного производства руководителям приходит-
ся уделять самое пристальное внимание данному виду издержек про-
изводства.
Во многих отраслях промышленности США и Японии сумма амор-
тизационных отчислений по мере роста уровня механизации и автома-
тизации труда примерно равна издержкам на заработную плату про-
изводственных рабочих. Поэтому при внедрении новой техники, при
обосновании экономической целесообразности тех или иных инвести-
ционных программ и просто для повышения конкурентоспособности
предприятия или фирмы очень важно правильно и максимально точно
определить размер амортизационных отчислений. На практике приме-
няется два основных метода начисления амортизации:
1) на основе определения экономически обоснованного срока
службы производственного оборудования (для станков и машин

156
он обычно принимается равным 10 годам) и соответствующего
распределения его по годам (т. е. ежегодное списание фиксиро-
ванной суммы с первоначальной и остаточной стоимости фон-
дов);
2) балансовый метод, основанный на ежегодном списании опреде-
ленного процента от балансовой стоимости (т. е. от стоимости
активов за вычетом суммы амортизации за предшествующие
годы). Другие методы начисления амортизации мало применя-
ются в хозяйственной практике.
Рост накладных расходов, увеличение затрат на НИОКР, управ-
ление и организацию в условиях современного производства требуют
как можно более точного подсчета не только прямых производствен-
ных затрат, но и всех совокупных издержек.
Прежде всего подлежит оценке стоимость всех активов компании
или предприятия. Здесь также существуют два основных метода:
1) оценка первоначальной стоимости активов;
2) оценка текущей стоимости активов.
Первый метод получил распространение уже достаточно давно и в
основном применяется для оценки издержек производства и размера
активов компании в периоды, когда темпы инфляции низкие, напри-
мер в США в 30-е годы. Именно тогда в практику бухгалтерского уче-
та и финансового контроля вошел так называемый принцип консерва-
тизма. В соответствии с ним рыночная стоимость активов (как и из-
держек производства) могла быть использована в калькуляциях
себестоимости продукции только в том случае, когда она была ниже
первоначальной стоимости активов. С усилением в послевоенный пе-
риод инфляционных процессов произошла деформация не только в
процессе начисления амортизации, но и существенно ограничилась
сфера практического применения принципа консерватизма и основан-
ного на нем первого метода. Сегодня он может применяться лишь в
тех отраслях экономики, где доля основного капитала в активах ком-
пании и в стоимости продукции относительно невелика. Это прежде
всего многие предприятия наукоемкого сектора, сферы делового кон-
сультирования и т. п.
Второй метод оценки активов основан на определении их стоимос-
ти в текущих или неизменных рыночных ценах. Иначе говоря, сто-
имость активов определяется с учетом рыночной цены тех элементов
капитала, которыми можно заменить выбывающие. Если с помощью

157
этого метода оценивать текущую стоимость зданий и сооружений, то
проблем в общем-то не возникает. Но при оценке текущей стоимости
замещения активной части основного капитала возникают многочис-
ленные трудности. Связаны они с разнообразием производственного
оборудования: как установленного, так и предлагаемого на рынке.
Нередко в результате НТП на рынке в данный момент уже не существу-
ет того станка, который нужно заменить. Например, весьма трудно се-
годня определить текущую стоимость оборудования образца 1950 г.
А такие станки еще используются в ряде отраслей промышленности.
Одним из способов решения данной проблемы является поиск на
рынке современного аналога оборудования, подлежащего замене.
При этом важно учитывать, что этот аналог должен иметь более вы-
сокую производительность, удельную мощность или меньшие эксплу-
атационные расходы в сравнении с тем видом оборудования, который
подлежит замене. Стоимость аналога, таким образом, берется за осно-
ву при калькуляции производственных затрат, при определении сро-
ков и норм амортизации. Иначе говоря, предполагается, что сто-
имость реальных активов предприятия в данном случае оценивается в
зависимости от технико-экономических характеристик имеющихся на
рынке аналогов.
И все же в подавляющем большинстве случаев подыскать на рын-
ке подходящий аналог оценки стоимости имеющегося на предприятии
оборудования трудно.
Применение метода оценки активов, а вместе с ними и издержек
производства на предприятии по текущей стоимости является предпоч-
тительным в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции,
а также в капиталоемких отраслях промышленности, в других сферах
экономики с высокой фондовооруженностью труда, где доля активов
в себестоимости продукции относительно велика, и там, где старые
фонды составляют значительную часть активов предприятия.
Важно иметь в виду, что оценка активов по текущей стоимости по-
зволяет более точно учесть при подсчете размера прибыли расходы на
содержание и замену устаревшего оборудования.
Среди других преимуществ этого метода оценки стоит отметить бо-
лее точный учет структуры активов в разных сферах бизнеса, их от-
раслевой специфики, возможность точнее определить размер дивиден-
дов по акциям фирмы и, что важно, без ущерба для нужд перспектив-
ного развития производства. К недостаткам данного метода оценки
относятся большой субъективизм в определении стоимости замещения

158
активов, а также неприменимость этого метода в страховых и инвес-
тиционных компаниях.
Важная роль в системе показателей хозяйственной деятельности от-
водится относительным показателям.
Эти показатели — разного рода коэффициенты, характеризую
щие эффективность использования различных производственных ре-
сурсов, — также играют важную роль в современном бизнесе. Основ-
ное их назначение — служить базой для разного рода сопоставлений:
межотраслевых (при выборе стратегии инвестиционной политики
фирмы, при поиске ответа на вопрос, куда вкладывать капитал) и
межфирменных (при оценке уровня конкурентоспособности предпри-
ятия или компании).
Основным показателем такого рода является индекс отдачи (полу-
ченной прибыли) на вложенный капитал.
Он применяется практически во всех отраслях экономики, за ис-
ключением мелкого бизнеса.
Существуют два основных метода расчета данного показа-
теля:
1) на базе акционерного капитала предприятия;
2) на так называемой экономической основе.
В первом случае в знаменателе дроби отражается сумма акционер-
ного капитала, финансовые резервы и нераспределенная прибыль
предприятия, а в числителе — величина полученной прибыли до нало-
гообложения.
Во втором случае знаменатель дроби включает в себя помимо ак-
ционерного капитала сумму долгосрочных займов предприятия, а не-
редко и сумму краткосрочной задолженности и овердрафт, а числи-
тель — величину условно чистой прибыли.
Необходимо отметить также, что в обоих случаях знаменатель дро-
би может быть выражен через сумму активов предприятия. В первом
случае в знаменатель включается стоимость основного и оборотного
капиталов за вычетом всех видов заемных средств. Во втором — ос-
новной и оборотный капитал за вычетом только задолженности по те-
кущим счетам. Оба метода определения дохода на вложенный капи-

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>