<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• потенциальные собственники, кредиторы и поставщики, кото-
рые на основании аналитической информации определяют вы-
годность вложения своих средств в данное предприятие;
• администрация предприятия;
• налоговые органы;
• служащие компании;
• покупатели.
2. Лица и организации, использующие аналитическую информацию
для защиты интересов первой группы потребителей аналитической ин-
формации:
• консультанты по финансовым вопросам, дающие рекомендации
своим клиентам относительно размещения их капиталов в ту
или иную компанию;
• биржи ценных бумаг, оценивающие данную информацию при
регистрации компании, принятии решений о приостановке дея-
тельности какой-либо компании, изменении методов учета и со-
ставления отчетности (в странах рыночной экономики);
• юристы, использующие информацию для оценки выполнения ус-
ловий контрактов, соблюдения законодательных норм при рас-
пределении прибыли и выплате дивидендов (в странах рыноч-
ной экономики);
• регулирующие органы, которые с помощью аналитической ин-
формации контролируют динамику и движение акций;
• пресса и информационные агентства, использующие информа-
цию для подготовки обзоров, оценки тенденции развития от-
дельных компаний и отраслей;
• торгово-промышленные ассоциации, использующие информа-
цию для статистических обобщений по отраслям, сравнительно-
го анализа и оценки результатов деятельности предприятия на
отраслевом уровне;
• профсоюзные органы, которые используют аналитическую ин-
формацию для определения требований к администрации в

181
отношении уровня заработной платы работников и условий
трудовых соглашений.

5. Экономический анализ и его научная основа
Экономический анализ — прикладная наука, представляющая со-
бой систему специальных знаний, позволяющих оценить эффектив-
ность деятельности того или иного субъекта рыночной экономики.
Экономический анализ исследует практическую полезность деятельно-
сти человека, позволяет рационально обосновать не только текущую
деятельность, но и ближайшую перспективу развития субъекта хозяй-
ствования.
Экономический анализ — система способов изучения состояния хо-
зяйственной деятельности и достигнутых результатов, возможных ва-
риантов ее улучшения в целях контроля за производством и обосно-
ванием управленческих решений, направленных на повышение его
эффективности. Теоретической основой экономического анализа яв-
ляется экономическая теория, которая изучает закономерности разви-
тия общественного производства, распределения и потребления на
макроуровне, механизм их действия. Экономический анализ тесно свя-
зан со статистикой, планированием производства, бухгалтерским уче-
том, финансированием и кредитованием предприятия. Среди наук не-
экономического направления необходимо выделить математические и
технологические. Связь экономического анализа с другими науками
представлена на рис. 26.
Анализ хозяйственной деятельности является синтезированной на-
укой, которая сформировалась путем интеграции целого ряда наук,
объединив отдельные их элементы. В свою очередь результаты анали-
за используются другими науками при изучении тех или иных сторон
хозяйственной деятельности.
Основная цель экономического анализа — поиск путей повышения
эффективности хозяйствования отдельных предприятий, т. е. основным
заказчиком результатов экономического анализа является менеджер.

6. Характеристика метода экономического анализа
и его особенности
Метод — способ подхода к изучению явления. В основе экономи-
ческого анализа лежит диалектический способ подхода к изучению
хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Особенностью,

182
Макро
Экономическая
Экономика Философия
теория

Микро

Статистика

Правовые ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
дисциплины
Финансы



Бухгалтерский Менеджмент
Маркетинг Информатика
учет




Рис. 26. Связь экономического анализа с другими науками
183
присущей методу экономического анализа, является то, что он исполь-
зует систему показателей, которые на том или ином уровне управле-
ния наиболее широко характеризуют объект рыночных отношений,
выявляет и измеряет взаимосвязь этих показателей. Необходимость
такого подхода обусловлена тем, что изучение каждого показателя в
отрыве от других показателей порождает ошибочные выводы, не по-
зволяет проникнуть в глубину происходящих процессов, осознать не-
обходимость проведения тех или иных мероприятий. Метод экономи-
ческого анализа представляет собой совокупность способов изучения
хозяйственной деятельности предприятия путем выявления и опреде-
ления взаимосвязей изучаемых показателей, расчленения их на состав-
ные части и сравнения с другими показателями, а также путем измере-
ния степени влияния на изучаемые показатели как отдельных факто-
ров, так и их совокупности в единстве и взаимной связи.
Характерными особенностями метода экономического анализа яв-
ляются:
• использование системы показателей (учетные, плановые, отчет-
ные). Для характеристики результатов деятельности предприя-
тия используют следующие показатели: объем выпускаемой и
реализуемой продукции, себестоимость (сумма и уровень в про-
центах); расшифровка отдельных элементов себестоимости, на-
пример материальные затраты, затраты на оплату труда; при-
быль; рентабельность и др.;
• изучение причин изменения этих показателей. На изменение по-
казателей, характеризующих деятельность предприятия, влияет
множество причин (факторов) — внешних и внутренних. Ана-
лиз хозяйственной деятельности позволяет количественно оце-
нить влияние этих факторов;
• выявление и измерение взаимосвязи показателей. Конечный фи-
нансовый результат деятельности предприятия — прибыль —
зависит от объема реализованной продукции, себестоимости,
системы налогооблажения, действующей в стране, и других
факторов. В процессе анализа выявляется и количественно из-
меряется взаимосвязь этих показателей, определяется их влия-
ние на результаты деятельности предприятия;
• использование логических методов в аналитических исследова-
ниях.
Методы и приемы экономического анализа представлены на
рис. 27.

184
Методы и приемы экономического анализа

Общенаучные Специальные

Экономико-логические Экономико-математические
Анализ
Сравнение Экономико-статистические
Синтез
Использование абсолютных, метод корреляции
Индукция относительных, средних величин
регрессионный анализ
Дедукция Элиминирование
Оптимизация расчетов
Аналогия цепные подстановки
Математическое
программирование
Моделирование метод разниц
Абстрагирование индексный метод линейное

нелинейное
интегральный
Конкретизация
корректирующего дискретное
Системный анализ
коэффициента
Экономической кибернетики
Функционально- Группировка
стоимостной анализ Эвристические
абсолютная
Математического анализа
структурная
Технико-экономических
Балансовый метод или статистических расчетов
Метод прямого счета
185




Рис. 27. Классификация методов и приемов экономического анализа
7. Хозяйственная деятельность предприятия
как объект экономического анализа
Хозяйственная деятельность предприятия представляет собой сово-
купность производственных отношений во взаимосвязи с производи-
тельными силами. В хозяйственной деятельности выделяют следую-
щие процессы:
• технологические (материальные);
• экономические (формирование себестоимости, прибыли, матери-
алоемкости и др.);
• социальные (жизнедеятельность трудового коллектива);
• природоохранные.
Все виды процессов протекают одновременно во взаимосвязи, но
имеют различную природу, содержание и закономерности. Результат
анализа хозяйственной деятельности определяет качество управлен-
ческой деятельности, поэтому экономический анализ занимает проме-
жуточное место между сбором и обработкой информации и принятием
управленческого решения.
Цели анализа объекта исследования:
• оценка фактического состояния управляемого объекта и опре-
деление его соответствия требуемому состоянию;
• выявление путей и возможностей перевода управляемого объек-
та из фактического состояния в требуемое;
• подготовка базы для принятия управленческих решений.
Хозяйственный процесс можно рассматривать как снабжение пред-
приятия ресурсами, само производство и реализацию продукции (то-
варов, услуг). На хозяйственную деятельность влияют внешние и
внутренние факторы. Совокупность внешних факторов определяет
среду, в которой предприятие осуществляет свою деятельность (мар-
кетинговая среда). Хозяйственная деятельность эффективно управля-
ется только на основе глубокого изучения ее содержания и закономер-
ностей функционирования как в целом, так и ее отдельных частей.

8. Организация экономического анализа на предприятии
и пути его совершенствования
Управление — целенаправленное влияние управляющей системы
на объект, которым руководят для достижения поставленных целей.
Управление осуществляется с помощью следующих функций: плани-
рование, организация, координация, контроль, мотивация, учет, ана-

186
лиз. Экономический анализ — специфическая функция управления,
так как он присущ всем перечисленным функциям управления: эконо-
мический анализ проводится по различным направлениям с учетом
классификации.
Экономический анализ классифицируется по разным признакам:
• по отраслевому: отраслевой, межотраслевой;
• по уровню управления: высший, средний, первичный;
• по содержанию процесса управления и времени проведения ана-
лиза: прогнозный (перспективный), оперативный, текущий (рет-
роспективный);
• по пространственному: внутрихозяйственный, межхозяйствен-
ный;
• по объектам управления: технико-экономический анализ, фи-
нансово-экономический, аудиторский (бухгалтерский), соци-
ально-экономический, экономико-статистический, экономико-
экологический, маркетинговый анализ;
• по методике изучения объектов: сравнительный анализ, фактор-
ный, диагностический, маржинальный, экономико-математичес-
кий, стохастический, функционально-стоимостной анализ;
• по субъектам (пользователям) анализа: внутренний и внешний;
• по охвату изучаемых объектов: сплошной, выборочный;
• по содержанию аналитической программы: комплексный, тема-
тический.
Для обеспечения рациональной организации экономического ана-
лиза всех сторон деятельности предприятия его следует проводить в
определенной последовательности:
1) определение цели, объекта, состава и последовательности ана-
лиза, сроков его выполнения;
2) разработка программы комплексного анализа и плана его про-
ведения;
3) определение перечня структурных подразделений предприятия,
которые подвергнутся анализу, и показателей, с помощью ко-
торых будет проводиться анализ;
4) определение информационной базы анализа и возможности ее
обработки на компьютере;
5) обработка информации: выявление, изучение, измерение факто-
ров, обусловивших изменение показателей, вскрытие резервов
и подготовка материалов для принятия управленческого реше-
ния.

187
Совершенствование анализа заключается в компьютеризации ана-
литических расчетов, что позволит усилить оперативность принимае-
мых решений.

9. Система экономической информации и особенности
ее применения в условиях рыночной экономики
На современном этапе в связи с усложнением хозяйственных про-
цессов и методов управления ими неизбежно требуется переход к но-
вому качеству знаний, что вызывает необходимость создания инфор-
мационной системы, соответствующей требованиям сегодняшнего дня
для макро- и микроуровней.
Для того чтобы ответить на вопрос, что такое система экономичес-
кой информации и каковы ее особенности, надо вспомнить, что такое
информация и ее виды.
Информация — это совокупность сведений, характеризующих дея-
тельность предприятия. Различают внешние и внутренние источники
информации.
Внешние источники:
1) специализированные и частные (маркетинговые исследования);
2) вторичные — публикуемая информация;
3) оригинальные (полезные сведения с позиции потребителя; ис-
следования, проводимые собственными отделами маркетинга
предприятия и др.).
Внутренние источники:
1) исследования внутренних данных, проводимые отделом анализа;
2) исследования данных, поступающих от функциональных под-
разделений предприятия.
Внешняя информация — экономическая, социальная, деловая
и т. д., внутренняя — это результаты деятельности (конечные и проме-
жуточные) предприятия, прогнозы, задачи и направления деятельнос-
ти, производственно-снабженческие возможности, определяющиеся
техническим уровнем предприятия.
Система экономической информации предприятия в условиях ры-
ночной экономики отличается неоднородностью экономической ин-
формации, а также сложностью взаимосвязей отдельных ее видов. В
условиях командно-административной системы при анализе хозяй-
ственной деятельности основное внимание уделяли только внутренне-
му анализу, часто локальному, ориентированному на отдельные ко-
личественные показатели.

188
В условиях рынка обязателен системный подход, поскольку кроме
прямых связей требуется учитывать множество косвенных. Необходи-
мо анализировать внешнюю конкурентную среду.
К экономической информации предъявляются следующие требова-
ния:
• объективность отражения процессов производства и сбыта;
• систематичность информации, поступающей из разных источни-
ков;
• оперативность информации;
• конкретность информации;
• комплексность информации;
• наличие потребителей информации.

10. Характеристика типовой организационно-информационной
модели анализа хозяйственной деятельности
Построение организационно-информационной модели является не-
обходимой предпосылкой организации комплексного анализа. Модель
предполагает выбор рациональной системы экономических показате-
лей, в которой последние находятся в определенной субординации и
взаимосвязи, наиболее точно отражают экономическую действитель-
ность и способствуют активному воздействию на нее. Анализ органи-
зационно-информационной модели анализа хозяйственной деятельно-
сти позволяет выделить “узкие места” в производственном процессе
предприятия, определить его ресурсы и потенциальные возможности для
повышения эффективности производства, дать объективную оценку ре-
зультатам хозяйственной деятельности.
Типовая организационно-информационная модель анализа иннова-
ций и инвестиций приведена на рис. 28.

11. Система показателей, характеризующих хозяйственную
деятельность предприятия, и их классификация
в экономическом анализе
Вся деятельность объектов экономического анализа отражена в си-
стеме показателей плана, учета, отчетности и других источниках ин-
формации.
Каждое экономическое явление или процесс чаще всего определя-
ются не одним обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных
показателей. Например, эффективность использования основных

189
190
Объекты экономического анализа


Финансовые ресурсы Функции
Объекты деятельности
Факторы
управления
(инвестирования)
Привлеченные
Заемные
Финансовые
финансовые
финансовые
ресурсы Планирова-
Воспроизводство основных
средства
средства
инвесторов ние, орга-
фондов, капитальных вложений,
Облигацион-
Прибыль, амор- Средства от низация,
ценные бумаги, интеллектуаль- Внешние,
ные займы,
тизационные продажи акций и регулиро-
ные ценности и имущественные внутренние
банковские и
отчисления, де- ценных бумаг, вание, учет,
права, права пользования
бюджетные
нежные накоп- паевые и иные контроль,
землей и другими природными
кредиты
ления, сбереже- взносы, бюджетные мотивация и
ресурсами, движимое
ния граждан инвестиционные стимулиро-
и недвижимое имущество
ассигнования вание



Система показателей


Стоимостные Количественные Качественные
Натуральные Удельные
Темпы роста инвестиций в целом и по
Абсолютный Оптимальное
Абсолютный Абсолютный видам, их рентабельность, капиталоем-
размер отдель- соотношение
размер инвес- размер кость, окупаемость инвестиций, капи-
ных видов инвестиций
тиций в целом инвестиций тальных вложений, экономическая
материальных и др.
и по видам
эффективность новой техники
ресурсов
Информационное обеспечение



Хозяйствен- Нормативно- Учетная информация Внеучетная
но-право- плановое информация
Оперативного
Статистиче-
Бухгалтерского учета
вое, финан-
Планы учета
ского учета

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 44)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>