<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сурсов.
7. Представление о процессе и ресурсах достижения цели ВСЕГДА
расходится с тем, что происходит (доступно) на самом деле. Даже са-
мый идеальный план содержит в себе погрешности, которые придет-
ся оперативно корректировать.
8. Чем ярче и четче осознается цель, тем сильнее мотивация к ее
достижению и тем больше активность по достижению результата.
В современной психотерапии хорошо известен факт своеобразного
«целевого магнетизма» — если максимально ярко и отчетливо пред-
ставить (визуализировать) будущую цель, то получившийся образ об-
ладает уникальной энергетикой, словно гипнотизируя и «притягивая»
к себе человека.
9. Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше иска-
жается субъективная вероятность цели («если очень хочется, то легко
достижимо»). Данный феномен может сослужить хорошую службу при
достижении «кавалерийским наскоком» краткосрочных целей, но
явно будет иметь негативное влияние при достижении целей долго-
срочных, провоцируя разочарование.
10. Существует известный в психологии мотивационный закон,
называемый градиент цели: чем ближе мы приближаемся к результа-
ту, тем больше сила мотивации и активность действий. Здесь можно
провести аналогию с моряками, которые долго были в море, но, уви-
дев на горизонте долгожданную землю, с удвоенной силой налегли
на весла. Цели, связанные с «высшими мотивами» (духовными, со-
циально значимыми), имеют более ярко выраженный градиент цели.
Закон градиента цели может (в разумных пределах) использовать-
ся и в практическом менеджменте. Одно из правил ТМ гласит: «Лю-
бая работа занимает ровно столько времени, сколько на нее выделе-
но». Можно выделить для достижения цели определенный интервал
времени, а потом начать сокращать его, создавая дефицит времени и
как бы искусственно приближая цель. В идеале такое форсированное
усиление градиента цели должно привести к мобилизации сил сотруд-
ников, усилению мотивации и скорейшему достижению результата.
На схеме градиент цели изображен в виде серого тона заливки
стрелки, интенсивность которого усиливается слева направо.
В заключение заметим, что целеполагание является сложным и
длительным процессом. Сложность его заключается в том, что необ-
ходимо трансформировать во многом неосознаваемые желания в четко
сформулированную цель, выстроить в сознании план необходимых
действий и ресурсов для ее достижения.
Длительность процесса целеполагания обусловлена тем, что он не
ограничивается одним только выбором цели на старте деятельности.
В процессе деятельности возникает множество несоответствий меж-
ду образом цели (включая планируемые действия и ресурсы) и реаль-
ными результатами. Целеполагание включает в себя оперативную
коррекцию цели в течение всего процесса ее достижения.
Приведите из своей повседневной жизнедеятельности (или из деятель-
ности вашей организации) по 2—3 примера следующих аспектов деятель-
ности:
• борьбы мотивов при выборе цели;
• расхождения цели (как внутреннего образа и субъективного
прогноза) и реального результата;
• расхождения планов (действий, этапов, ресурсов) и реального
протекания деятельности;
• «целевого магнетизма»;
• эффекта влияния на деятельность сильной начальной мотивации;
• эффекта влияния на деятельность градиента цели.
Каким образом необходимо учитывать перечисленные аспекты про-
цесса деятельности в целеполагании и планировании?
4.6. СВОЙСТВА ЦЕЛЕЙ

Как правило, поставленная человеком цельявляется не единствен-
ной. Цель существует не изолированно, она включена в систему це-
лей. Можно выделить как минимум 14 свойств системы целей.
1. Количество. Существует множество как отечественных, так и
зарубежных психологических, социологических, философских (акси-
ологических) исследований, в которых делалась попытка «сосчитать»
точное количество индивидуальных целей. Количество целей лично-
сти может колебаться от одной-двух до нескольких десятков, но в
подавляющем большинстве случаев реальное количество целей соот-
ветствует известному в психологии «магическому числу» 7±2. При
этом многие исследователи подчеркивают явно выраженную законо-
мерность: чем меньше целей (от 1 до 3) ставит перед собой человек,
тем больше шанс, что он их действительно достигнет.
2. Степень важности, субъективной значимости. «Важность» — это
субъективная оценка значимости поставленных целей, позволяющая
делить их на главные и второстепенные (побочные). Иногда главные
цели называют «цели-ценности», а второстепенные — «цели-сред-
ства». Обычно второстепенные цели (цели-средства) связаны с реше-
нием промежуточных или сопутствующих задач на пути достижения
главной цели.
3. Срок (точность) достижения. Цели человека могут иметь жесткую
привязку к какой либо календарной дате или даже часу (так называе-
мые точные, или жесткие, цели). Жесткая привязка обычно характер-
на для краткосрочных целей, в то время как долгосрочные (в том числе
жизненные) цели обычно весьма приблизительно связаны с довольно
обширными промежутками времени. Масштаб достижения долгосроч-
ных целей обычно измеряется месяцами, годами или даже десятилети-
ями, следовательно, погрешность в точности достижения таких целей
может составлять дни, недели, месяцы или даже годы.
4. Приоритетность. Приоритетность является производным пока-
зателем от двух предыдущих свойств. Предполагается, что сочетание
важности и срочности (наличие жесткой даты и времени достижения
результата) задает иерархию целей, определяет очередность их дости-
жения. В первую очередь выполнятся наиболее важные и срочные
цели, потом — все остальные.
Приоритетность часто может стать серьезной проблемой для че-
ловека, заинтересованного в более эффективном управлении соб-
ственным временем. Корни этой проблемы, с одной стороны, скры-
ваются в том, что важность цели является субъективным, а значит,
неустойчивым показателем: важность может уменьшаться и увеличи-
ваться, радикально переоцениваться и т. п. С другой стороны, если с
достижением жестких целей также обычно все понятно и просто, то
временной масштаб долгосрочных целей часто может быть «плаваю-
щим». Отношение человека ко времени и к обстоятельствам собствен-
ной жизни может меняться, он может менять оценку своих сил и воз-
можностей, попутно изменяя масштаб важных долгосрочных целей.
Таким образом, приоритетность является динамичным, «скользя-
щим», постоянно изменяющимся свойством целей.
5. Логическая соподчиненность. Логическая соподчиненность це-
лей является следствием их включенности в процесс и структуру че-
ловеческой деятельности. Условно можно выделить цели высшего
логического уровня («родовые»), подчиняющие себе все более мелкие
цели, — цели-ценности; цели промежуточного уровня («видовые») —
цели-задачи; цели низшего уровня («частные») — цели-средства. Ло-
гическая соподчиненность целей не является жестко фиксированной,
что означает, что отдельные цели в различных видах деятельности
могут занимать различные места в разных «звеньях» цепочки (цели-
ценности — цели-задачи — цели-средства).
6. Гармоничность. Гармоничность — качественная характеристика
системы целей, указывающая на отсутствие явных противоречий и
конфликтов между целями. Гармоничность представляет собой ско-
рее «практический» показатель, связанный не столько с самими це-
лями, сколько с личностными стратегиями их достижения.
Например, участники ТМ-тренингов почти всегда в качестве жиз-
ненно важных целей одновременно указывают «продуктивную рабо-
ту» (карьерный рост, высокие достижения и т. п.) и «счастливую
семейную жизнь». Потенциально эти цели конфликтны: надо или
круглыми сутками «гореть» на работе, или выделять значительное
время на общение с близкими людьми. Но на практике существует
множество вариантов координации данных целей: начиная от самых
неудачных и «несчастных», когда вечно не хватает времени и прихо-
дится «разрываться» между домом и работой; заканчивая вполне бла-
гополучными, когда цели удается интегрировать или умело распре-
делять временные траты, связанные с ними.
7. Масштабность затрат («цена» цели). Любая цель имеет свою цену.
Цена цели измеряется затраченными на ее достижение усилиями и ре-
сурсами — как внешними, объективными, так и внутренними, субъек-
тивными. Причем необходимо говорить о двух сторонах этой цены:
предвосхищаемой, существующей в воображении и планах, и реаль-
ной, с которой человек сталкивается post factum уже на практике. От
степени расхождения между предвосхищаемой и реальной ценой цели
во многом зависит степень удовлетворенности человека при дости-
жении цели. По масштабности затрат условно можно выделить лег-
кие и трудные цели. В идеале легкие цели требуют незначительных
затрат усилий и ресурсов, трудные — больших затрат.
8. Рациональность. Из приведенной в разделе 4.5 схемы следует, что
целеполагание — процесс лишь отчасти осознанный, и далеко не все-
гда выбор цели осуществляется «голым рассудком». В выбор цели
вторгается множество «подводных течений», связанных с самыми
различными психическими процессами (эмоциями, мечтами, фанта-
зиями, психологическими защитами и т. п.), весьма далекими от фор-
мальной логики. Например, классик психоанализа Зигмунд Фрейд
считал (а прикладной психоанализ подтверждает это на практике),
что многие цели взрослого человека на самом деле являются вопло-
щением его нереализованных детских желаний. Так, страстное жела-
ние взрослого мужчины обзавестись собственным «железным конем»
может быть всего лишь компенсацией детской мечты о красивой
игрушке-машинке. Как правило, достижение максимально ирраци-
ональных целей дает человеку высокую субъективную удовлетворен-
ность, но далеко не всегда корреспондирует с «объективной» (соци-
ально значимой и одобряемой) успешностью.
В то же самое время в бизнес-среде существует двойственное отно-
шение к рациональности целеполагания. С одной стороны, в совре-
менной стремительно изменяющейся и непредсказуемой бизнес-среде
выживают только те фирмы, которые не просто приспосабливаются
к изменениям, но опережают свое время (сами создают изменения).
Чтобы действительно опережать свое время и получить весомое стра-
тегическое преимущество, необходимо уметь изобретать «дерзкие»,
«безумные», «нереальные» цели. С другой стороны, творческая ирра-
циональность допустима только в выборе инновационных стратеги-
ческих целей. Менее масштабные цели (тактические, оперативные),
напротив, должны быть максимально просчитанными и рациональ-
ными.
9. Степень осознанности результата. Поставленная цель может иметь
различную степень осознанности в смысле понимания того момента,
когда цель считается действительно достигнутой. Кто-то опирается
на собственное переживание, на интуитивное ощущение «достигну-
тости» результата. В данном случае, если человеку кажется, что цель
достигнута, значит — так оно и есть. На противоположном полюсе
находится понимание результата как события, соответствующего чет-
ким объективным критериям. В данном случае результат всегда мо-
жет быть измерен в любых подходящих объективных единицах изме-
рения (например, в рублях).
Классическим ТМ-правилом является рекомендация «объективи-
ровать» свои цели, то есть делать осознание результата максимально
отчетливым, для чего сам результат должен быть предельно конкрет-
ным, измеримым. Пожалуй, для «ролевого» и «социального» ТМ эта
рекомендация верна, а вот для «индивидуального» — далеко не все-
гда. В жизни человека существует много ситуаций, когда целью явля-
ется не итог, а процесс какой-либо деятельности, при этом качество
процесса (то есть желаемый результат) может быть представлено толь-
ко на уровне переживания. Измерить такой процесс-результат про-
сто невозможно.
10. Произвольность. Не противореча постулату о свободе целепо-
лагания (см. раздел 4.4), следует отметить, что часть целей человек
ставит перед собой совершенно самостоятельно, произвольно, но
некоторые цели он принимает «со стороны». Сторонние цели могут
включаться в систему целей личности как со знаком «минус» (из стра-
ха, под давлением, желая избежать наказания и т. п.), так и со знаком
«плюс» (из восхищения, по соображениям моды, подражания куми-
ру и т. п.). Можно также говорить об активных» («моих») и реактив-
ных («чужих», но принятых) целях; можно также говорить о целях с
разным модусом — «хочу-цели» и «должен-цели». Предполагается, что
«свои» цели («активные», «хочу-цели») являются более значимыми и
привлекательными, обладают большим мотивационным потенциа-
лом. В процессе целеполагания обычно рекомендуется уделять основ-
ное внимание именно максимально произвольным «своим» целям,
так как только их достижение дает человеку возможность развивать
свою эффективность. Замечу, что эта рекомендация не лишена осно-
ваний, но уязвима для критики: проблема в том, что даже перво-
начально «чужие» цели могут быть переосмыслены личностью как
«свои». В контексте применения методов повышения личной эффек-
тивности и ТМ не существует никакой пропасти (действительно зна-
чимых различий) между «своими» и «чужими» целями.
11. Детализация. Каждую поставленную цель можно представить
как своеобразное описание, своего рода текст. В данном смысле не-
которые цели могут быть более развернутыми, подробными, детали-
зированными описаниями, а некоторые — более краткими, обобщен-
ными, простыми. Считается, что недостаточная детализация цели
упрощает образ цели, делает его недостаточно ярким, снижает моти-
вационный потенциал цели. В то же время излишне детализирован-
ная цель (когда создан чересчур точный и подробный образ цели)
может потом привести к разочарованию и неудовлетворенности при
достижении результата. Ведь реальный результат никогда не совпа-
дает с образом цели, а чем детальнее будет образ цели, тем больше
будет степень расхождения с результатом.
12. Конструктивность. Если рассматривать жизненный путь челове-
ка, то с точки зрения возможной динамики формально имеет смысл
выделить три типа жизненных ситуаций: 1) благополучные, которые
хотелось бы оставить без изменений, «законсервировать»; 2) негатив-
ные ситуации, от которых хотелось бы избавиться; 3) нейтральные или
благополучные ситуации застоя, когда хотелось бы улучшить, изменить
в позитивную сторону существующее положение дел. Соответственно,
можно выделить три вида целей: цели стабилизации, цели решения
проблем, цели развития. Для личностного роста человека наиболее
значимы цели развития, которые являются подлинно конструктивны-
ми, созидающими будущее. Цели решения проблем реактивны (про-
блема обычно навязана, от нее «надо» избавляться), и часто это не кон-
структивное созидание будущего, а избавление от прошлого. Цели
стабилизации также не всегда конструктивны, поскольку во многих
ситуациях гораздо сложнее «заморозить» настоящее, чем «прыгнуть» в
будущее. В процессе целеполагания совсем отказаться от целей стаби-
лизации и целей решения проблем невозможно, так как зачастую дос-
тижение подобных целей является необходимой предпосылкой для
достижения целей развития в дальнейшем.
13. Индивидуалистичность. Каждая поставленная цель отличается
по степени индивидуалистичности достижение некоторых целей за-
висит только от самого человека, от его усилий и способностей; дос-
тижение других целей во многом может зависеть от других людей (от
принимаемых ими решений, характера сотрудничества с ними и др.).
Например, для художника-любителя цель «написать маслом морской
закат» является сугубо индивидуалистической, в то время как для отца
семейства цель «родить сына» является кооперационной, требующей
согласованного участия как минимум еще одного члена семьи (жены).
Желательно, чтобы при целеполагании соблюдался хотя бы относи-
тельный баланс между индивидуалистичными и кооперационными
целями.
14. Новизна. Цели в значительной мере могут отличаться друг от
друга по степени новизны. По критерию новизны цели можно разде-
лить на актуальные (уже знакомые личности, опыт достижения таких
же или похожих целей имеется) и проекционные (новые, возможно,
требующие дополнительных знаний и навыков, эксперимента и раз-
ведки). Считается, что подлинное развитие личности происходит толь-
ко при достижении проекционных целей.
В завершение темы свойств целей, на основании которых можно
различать виды целей, следует отметить, что в психологии выделяет-
ся особый подвид наиболее важных целей личности, которые состав-
ляют ядро индивидуальности человека. Это так называемые жизнен-
ные цели личности (ЖЦЛ; или цели-ценности, мета-цели), которые
обладают следующими свойствами:
1. ЖЦЛ являются «самоцелями» — человек определяет их только
сам, по отношению к самому себе и только ради самого себя. Именно
по результатам достижения «самоцелей» каждый человек имеет воз-
можность ответить на вопросы «Кто я такой?», «Что я есть в этом
мире?», объясняющие смысл его существования в мире.
2. Жизненные цели составляют ядро личности человека, являются
«священными», определяют его «нравственный вектор» и тесно свя-
заны с этическими компонентами мировоззрения человека, его прин-
ципами и идеалами. Под давлением внешних обстоятельств человек
может отказаться от многих своих целей — но только не от ЖЦЛ. Че-
ловек может переоценить важность и посмеяться над многими из соб-
ственных целей — но только не над «священными».
3. Не существует готовых рецептов, ответов, способов достижения
жизненных целей. Они являются уникальной проблемой для каждо-
го отдельного человека, требуют от него творчества и усилий души.
Вся накопленная в культуре мудрость человечества бессильна перед
проблемой обретения и достижения ЖЦЛ. Человек может опираться
на «чужие ответы», на рецепты, проверенные на собственном опыте
величайшими мудрецами Земли, но для достижения своих индиви-
дуальных ЖЦЛ ему все равно придется изобретать собственные спо-
собы и находить собственные средства.
4. Жизненные цели задают ценностно-смысловой контекст (смысл
жизни) существования человека и регулируют все остальные, более
приземленные цели и задачи. Любая ЖЦЛ и ее достижение есть не
что иное, как призвание — главное дело человеческой жизни. При-
звание интегрирует человеческую жизнь, облегчает ориентацию в
любых жизненных ситуациях и выбор приоритетов, раскрывает все
способности человека, делает его увлеченным и счастливым, притя-
гивает к нему других людей.
Какие свойства целей, по вашему мнению, являются наиболее важны-
ми, и их необходимо учитывать в первую очередь при целеполагании?
Кратко оцените собственную систему целей по предложенным в дан-
ном разделе критериям (свойствам):
Можете ли вы назвать 1—3 самые важные цели, актуальные для вас в
настоящее время?
Приведите примеры ваших целей, жестко и нежестко привязанных ко
времени.
Являются ли ваши цели логически соподчиненными? Гармоничными?
Какие цели обычно вы ставите перед собой — легкие или трудные?
Приведите примеры ваших рациональных и иррациональных целей.
Каких целей больше в вашей жизни — «своих» или «чужих»? Приведи-
те примеры.
Какого рода цели вы обычно ставите перед собой: цели стабильности,
цели решения проблем, цели развития? Приведите примеры.
Какие цели более характерны для вас — индивидуализированные или
кооперационные?
Среди ваших целей преобладают актуальные или проекционные?




4.7. ПОИСК И ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ

На приведенной ниже схеме отображены четыре основных спосо-
ба поиска целей, которыми может воспользоваться для целеполага-
ния как отдельный человек (в рамках «индивидуального» ТМ), так и
менеджер (в рамках «ролевого» или «социального» ТМ):




Интуитивный поиск целей является наиболее распространенным
житейским вариантом целеполагания. Весь способ поиска цели здесь
заключается лишь во внимательном отношении к собственным до-
гадкам и фиксации спонтанно возникающих «озарений» о том, что
является целью. Разумеется, интуитивные догадки возникают не на
пустом месте, они опираются на существующий в сознании прошлый
опыт и знания, а само «озарение» есть результат функционирования
довольно сложных интуитивных механизмов, оперирующих субъек-
тивными вероятностями. Подобное «озарение целью» обычно озна-
чает переход неосознаваемой потребности в осознаваемый мотив и
его победу в борьбе мотивов за главенствующую позицию в мотива-
ционной иерархии (см. раздел 4.5).
Метод «изобретения» целей больше всего подходит для поиска не-
значительных по масштабу краткосрочных целей. Этот метод можно
охарактеризовать как экспериментальный, основанный на пробном
достижении возможной цели в уменьшенном масштабе. Например,
вы принимаете принципиальное решение о том, что свободное от
работы время вашей жизни должно быть заполнено более активным
отдыхом. При этом чем именно вы будете заниматься, в каком объе-
ме и т. д. — неясно. В подобной ситуации лучший способ осуществить
выбор между, например, бальными танцами и айкидо — это в течение
короткого периода времени попробовать заниматься сначала, напри-
мер, айкидо, а затем — танцами. То, что больше понравится (и ока-
жется более эффективным способом отдыха), можно оставить как
постоянное хобби.
Для поиска долгосрочных и масштабных целей лучше использо-
вать метод «вычисления» целей, сущность которого заключается в под-
боре (или выборе) цели в соответствии с заранее сформулированны-
ми качественными и количественными критериями. В самом простом
варианте метод напоминает процедуру экспертной оценки, когда ва-
рианты возможных целей оцениваются по ряду критериев; набрав-
ший наибольшую сумму по всем критериям вариант и становится
главной целью (пример использования метода с помощью построе-
ния матрицы «цели — ценности» см. в разделе 4.10).
Следует отметить, что метод «вычисления» в большей степени под-
ходит для организационного целеполагания для постановки внешних,
объективных целей. При организационном целеполагании обычно
проще сформулировать четкие критерии «хорошей» цели, а при же-
лании можно создать даже формализованную модель выбора цели,
связывающую используемые критерии в единую систему. В большин-
стве ситуаций индивидуального целеполагания, когда речь идет о
внутренних, субъективных целях, метод может просто не охватить
всего многообразия критериев (зачастую плохо осознаваемых и не-
формализуемых), в достаточной мере описывающих цель. То есть по-
пытки «выбрать жениха по Гоголю», приставляя нос Ивана Иванови-
ча к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу.
Четвертым способом поиска целей является их выбор из уже изве-
стных, ранее существующих целей и их принятие (признание, пред-
писание) в качестве «своих». Из разделов 4.4 и 4.5 мы знаем, что цель
всегда является индивидуальной ценностью (в противном случае, если
бы она не являлась ценностью, мы не стали бы стремиться к ее до-
стижению), основанной на социальных ценностях. Именно поэтому
любая цель имеет не только индивидуальный, но и социальный ха-
рактер; даже если нам кажется, что мы стремимся к чему-либо уни-
кальному, на деле оказывается, что «ничто не ново под Луной», и к
достижению данной цели стремилась или стремится еще добрая по-
ловина человечества. Подобное положение дел дает нам возможность
просто «заимствовать» любые существующие в обществе цели, кото-
рые кажутся нам привлекательными. Следует оговориться, что подоб-
ный способ поиска целей, основанный на копировании и подра-
жании, вполне применим для индивидуального целеполагания, но
является слабым вариантом для организационного целеполагания.
Копирование целей (даже в измененном виде) для организации —
тревожный симптом того, что она «плетется в хвосте» у конкурентов.
После того как привлекательная цель найдена, необходимо уточ-
нить ее и сформулировать предельно тщательно. В психологическом
консультировании и психотерапии хорошо известен феномен «мно-
гослойности» цели, когда сначала цель формулируется в черновом
варианте с помощью первых наиболее подходящих слов, «подвернув-
шихся под руку». Подобная формулировка обычно является поверх-
ностной, упрощенной и, возможно, даже искажающей смысл су-
ществующего в сознании образа цели. Кроме того, такая первичная
формулировка обычно страдает разного рода неточностями. Чтобы
получить действительно хорошо сформулированную цель, необходи-
мо провести поэтапное ее уточнение, пока не будет получена предель-
но точная и конкретная формулировка желаемого результата. (В пси-
хотерапии, например, в НЛП, такое поэтапное уточнение называется
«спецификация результата».) Хорошо сформулированная цель будет,

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>