<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ствуют экономии времени руководителя при проведении совещаний?
Какие из этих правил, по вашему мнению, являются рискованными и
могут, наоборот, легко превратиться в «воров времени»?
Предложите собственные правила (3—4) проведения совещаний для
руководителей, которые позволили бы ему минимизировать затраты вре-
мени и сил на это мероприятие?




6.18. БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

Одним из важнейших направлений совершенствования «малой
эффективности» (см. раздел 6.1) является учет ритмических законо-
мерностей жизнедеятельности человека, традиционно называемых
биоритмами. Предполагается, что знание индивидуальных биорит-
мов дает возможность более точного и «человечного» проектирова-
ния персональной системы управления временем. Система ТМ, в ко-
торой целеполагание осуществлено «с поправкой» на биоритмы, более
реалистична и эффективна.
П р и м е ч а н и е . На самом деле название «биоритмы» является не совсем
корректным (использование термина «биоритмы» допустимо только в контексте
соответствующих биологических наук — физиологии, медицины, хронобиологии
и др.), так как человек является сложным существом, жизнедеятельность которо-
го подчинена (и выражается через) целому «ансамблю» ритмов — физических,
биологических, социальных, психологических и др. Однако, чтобы не нарушать
сложившуюся традицию использования термина, в данной книге по отношению
к любым ритмам жизнедеятельности человека используется слово «биоритм».

Почему раздел, посвященный биоритмам, отнесен мною к главе о
«малой эффективности»? Дело в том, что, несмотря на то что научно-
му изучению биоритмов исполнится вот уже скоро двести лет, про-
блема эта еще мало изучена, и вопросов здесь больше, чем ответов.
Литература, посвященная изучению биоритмов, полна противоречи-
вых (и даже взаимоисключающих) данных.
По моему глубокому убеждению, данные серьезных научных ис-
следований, опирающиеся на обширные статистические обобщения,
имеют малую ценность для решения прикладных ТМ-задач. Дело в
том, что практически все биоритмы конкретного человека, в общем
совпадая с закономерностями, выведенными учеными, в частности
всегда имеют много существенных отклонений (индивидуальных осо-
бенностей), отличающих их от нормы. Именно поэтому знание науч-
ных выкладок о том, «какие бывают биоритмы и какими они должны
быть у большинства людей», не избавляет человека от тщательного
изучения собственных биоритмов (что, кстати, вполне по силам лю-
бому наблюдательному человеку). Простейшим, но весьма эффектив-
ным способом вычисления своих персональных биоритмов является
качественный хронометраж (см. раздел 3.14).
В зависимости от продолжительности одного ритмического пери-
ода (цикла), можно выделить более двух десятков биоритмов челове-
ка. Мельчайшие из них длятся доли секунды (например, связанные с
клеточным обменом веществ), а самые длительные совпадают по про-
должительности с жизнью человека (например, жизненный цикл че-
ловека в целом, от момента зачатия до момента смерти). Одна часть
этих биоритмов изучена достаточно хорошо и носит вполне объек-
тивный характер, статус других определен менее четко и по поводу
реальности их существования до сих пор продолжаются серьезные
споры.
Например, к таким «сомнительным» биоритмам можно отнести
месячные биоритмы, связанные с одно время очень популярной «те-
орией трех ритмов»: физического (продолжительностью 23 дня, сме-
на знака каждые 11,5 дней), эмоционального (26 дней, смена знака
каждые 13 дней) и интеллектуального (33 дня, смена знака каждые
16,5 дней). Считается, что можно рассчитать эти месячные биоритмы
с момента рождения человека, что дает возможность прогнозировать,
например, «особо опасные дни» (когда совпадают отрицательные точ-
ки двух ритмов, что происходит 6 раз в год) и вычислить наступаю-
щий один раз в год «фатальный день» (когда совпадают отрицатель-
ные точки всех трех ритмов).
Автор этой книги на заре своего увлечения ТМ в течение несколь-
ких лет рассчитывал (по опубликованному, кажется, в журнале «На-
ука и жизнь» алгоритму) эти биоритмы и свято верил в существо-
вание всяких «страшных» и «счастливых» дней. Но через какое-то
время (через несколько лет, уже на новом витке интереса к ТМ) меня
посетила «крамольная» идея — а не провести ли мне эксперимент
«от противного»? Я обобщил данные моего качественного хрономет-
ража почти за два года, графически отобразив мое физическое, эмо-
циональное и интеллектуальное состояние, после чего задним чис-
лом рассчитал (уже на компьютере) три месячных биоритма за тот
же период времени. Сразу могу сказать, что меня ждало жестокое
разочарование — «теория трех ритмов» лично для меня оказалась
неработающей. Но вполне допускаю, что для кого-то другого исполь-
зование данной модели окажется вполне адекватным средством для
понимания изменений своего поведения и состояния в течение
месяца.
В этом разделе мы коснемся лишь некоторых биоритмов, знание
которых, на мой взгляд, наиболее важно при проектировании и вне-
дрении в жизнь персональной системы ТМ.

1. Суточные биоритмы человека
Суточный (или циркадианный) биоритм человека связан в пер-
вую очередь с ритмом сна — бодрствования, в соответствии с кото-
рым «настроено» функционирование многих физиологических про-
цессов в организме. В норме бодрствование связано с активными
тратами энергии и привязано к светлому (дневному) времени суток;
сон связан с отдыхом, восстановлением энергии и «привязан» к тем-
ному (ночному) времени суток.
Существуют многочисленные биологические и медицинские ис-
следования, убедительно доказывающие, что любое отклонение (де-
синхроноз) от этого запрограммированного природой «графика» (но-
чью — сон, днем — бодрствование) нежелательно, так как вызывает
стресс, а в дальнейшем провоцирует возникновение и развитие цело-
го «букета» заболеваний.
При этом само соотношение сна и бодрствования является инди-
видуальным: средняя продолжительность нормального сна по разным
данным составляет от 7 до 9 часов. Но в то же самое время существуют
люди, для которых достаточным (без вредных последствий для здоро-
вья) является время сна от 2 до 4 часов в сутки. Есть люди, для которых
необходимое время сна составляет 10—12 часов в сутки, и это нельзя
считать патологией (у младенцев и стариков нормальное время сна еще
больше). Для полноценного восстановления потраченной задень энер-
гии человек должен не просто выполнять свою норму сна — сон дол-
жен быть «качественным» (в привычный промежуток времени, в ком-
фортных физиологических условиях, без перерывов и т. п.).
На ТМ-тренингах участники часто задают вопрос: «А можно ли
сократить время сна, чтобы больше оставалось времени для достиже-
ния главных целей?» Я всегда отвечаю на этот вопрос так: «И можно,
и нельзя». Для начала с помощью хронометража необходимо точно
установить свою норму сна, причем норма сна — это всегда интервал
времени, имеющий вариативность (например, моя норма сна, когда
я высыпаюсь «на все 100%», варьирует от 8 до 10 часов). Это означает,
что при достаточно комфортном соотношении дневных труда и от-
дыха, я могу без вредных последствий «ужать» свой сон до 8 часов
(максимум — до 7 или 7,5 часов; это сильно зависит от состояния орга-
низма). Если вы попробуете еще больше «сжать» время сна, в течение
долгого времени сокращая минимальное значение нормального для
вас времени сна, — готовьтесь к усталости и болезням! Мало того, если
в течение дня вы столкнетесь с чрезмерными нагрузками (нехваткой
отдыха), то, скорее всего, организм потребует увеличения времени сна,
и минимально допустимых часов сна будет уже не хватать.
Кроме очевидного ритма «сон — бодрствование», в течение суток
можно выделить еще ряд биоритмов, один из которых связан с суточ-
ными колебаниями уровня энергии (работоспособности) человека.
Пример графика, отображающего такой суточный энергетический
ритм, приводится ниже:
Следует отметить, что среди множества исследований суточного
энергетического ритма, проведенных различными специалистами
(врачами, физиологами, гигиенистами, валеологами, специалистами
в области психологии труда и др.) в разных сферах человеческой жиз-
недеятельности, нет единой точки зрения на данный биоритм. Чаще
всего результатом этих исследований является построение двухпико-
вой модели (графика), согласно которой в течение суток у человека
наблюдается два энергетических подъема (периода наивысшей рабо-
тоспособности). Первый (и самый выраженный) приходится на пе-
риод с 9 до 11 часов, второй (менее выраженный) — на период с 17 до
19 часов. Однако следует отметить, что, наряду с двухпиковыми мо-
делями, существуют основанные на вполне серьезных исследовани-
ях трехпиковые и четырехпиковые (и далее; вплоть до выделения уль-
традианных ритмов работоспособности продолжительностью менее
часа). Кроме того, даже относительно вроде бы традиционно выделя-
емого «главного» пика работоспособности (в первую половину дня)
также существуют разногласия: точное время пика работоспособнос-
ти у разных исследователей «дрейфует» от 9.00 до 12.30. Время ночно-
го минимума работоспособности также варьирует в весьма широком
диапазоне с 1 часа ночи до 4 часов.
Также большинство моделей энергетического ритма являются ус-
редненными и не учитывают индивидуальной специфики внутрен-
него времени личности. Я веду речь о таких хронотипах, как «совы» и
«жаворонки» (к ним иногда добавляют «голубей»). Я, например, яв-
ляюсь ярко выраженной «совой», для которой привычное время от-
хода ко сну — около двух часов ночи. Соответственно, нормальное
время пробуждения — около 10—11 часов дня. А теперь разгадайте
несложную загадку: будет ли пик моей работоспособности приходить-
ся на промежуток с 9 до 11 часов утра? По результатам самонаблюде-
ний и благодаря проведению хронометража я смог построить соб-
ственную индивидуальную модель суточного энергетического ритма.
Могу сказать, что она также получилась двухпиковой, но в остальном
сходство с приведенным выше стандартным графиком отсутствует
(например, наиболее выраженный «главный» пик работоспособнос-
ти является вторым, а не первым, как в традиционной модели, и при-
ходится на вечерне-ночное время). Тем не менее точное знание соб-
ственного энергетического ритма позволяет мне эффективно
осуществлять ежедневное оперативное планирование (см. раз-
дел 4.17), выделяя время лучшей работоспособности для решения наи-
более важных задач.


2. Недельные биоритмы человека
Недельный (или циркасептидианный) ритм по своему происхож-
дению является внешним социальным, связанным с исторически сло-
жившейся «рабочей неделей». Тем не менее за многие годы обучения
и работы у человека формируются явно выраженные внутренние био-
логические и психологические недельные ритмы. Первыми недель-
ные ритмы обнаружили врачи и физиологи. Например, в течение не-
дели происходит постепенный рост артериального давления, при этом
самое низкое его значение наблюдается в воскресенье, а самое высо-
кое — в пятницу, во вторую половину дня.
Довольно быстро был выявлен недельный энергетический ритм,
характеризующий динамику работоспособности в течение недели.
В самом общем виде график изменения работоспособности в тече-
ние рабочей недели выглядит следующим образом:




Начало недели связано с периодом врабатываемости, когда уро-
вень работоспособности после выходных дней является еще доста-
точно низким. В норме (если в течение выходных дней человек хоро-
шо отдохнул) «вход» в работу занимает не более 0,5—1 дня (то есть
только понедельник или даже его часть). Если у человека не было воз-
можности хорошо отдохнуть в выходные, то период врабатываемости
может растянуться до среды.
Экспериментально доказано, что начало недельного биоритма (ста-
дия «входа») связано со сниженным уровнем функционирования пси-
хики: мыслительные процессы несколько заторможены, плохое со-
средоточение внимания, время реакции замедлено и т. п. Существует
и многочисленная статистика, согласно которой пик несчастных слу-
чаев на производстве и дорожно-транспортных происшествий также
приходится на понедельник.
Таким образом, народная мудрость права: понедельник действи-
тельно «день тяжелый». При составлении плана на неделю (в частно-
сти, плана на понедельник) нельзя планировать решение сложных и
ответственных задач в понедельник хотя бы до обеда. К сожалению,
это правило редко соблюдается во многих организациях, где утро по-
недельника часто отводится для проведения планерки или совещания.
Определенная логика в этом есть (начинать неделю с постановки за-
дач на неделю), но само совещание, скорее всего, будет неэффектив-
ным, отнимет у участников слишком много времени и сил.
В недельном биоритме пик (оптимально высокий уровень) рабо-
тоспособности в норме продолжается со вторника по четверг вклю-
чительно. Спад работоспособности («выход») обычно начинается в
пятницу (чаще всего во вторую половину дня) и растягивается на все
выходные дни, достигая энергетического минимума в субботу вече-
ром — воскресенье днем. Ухудшение психического функционирова-
ния во время спада работоспособности (в пятницу) обычно никогда
не бывает более сильным, чем в начале недели (в понедельник). Счи-
тается, что основная причина спада работоспособности в конце не-
дели — накопившаяся в течение недели усталость. Эффект снижения
работоспособности зависит от опытности сотрудника, и, как прави-
ло, у более опытных и компетентных работников, имеющих доста-
точно большой стаж работы, он выражен слабее.
С точки зрения эффективного оперативного ТМ-планирования,
на конец недели необходимо планировать небольшие задачи, кото-
рые могут быть успешно завершены, а также доделывание «незавер-
шенки», накопившейся за эту (или предыдущие) неделю.

3. Периоды жизни (жизненные циклы)
Крупнейшими ритмами человеческой жизни являются многолет-
ние периоды жизненного цикла и связанные с ними нормативные
жизненные (возрастные) кризисы, которые случаются примерно раз
всемьлет (момент рождения, 6—7 лет, 13— 14лет, 22—25 лет, 33—35 лет
или «кризис среднего возраста», 43—45 лет и т. д.). Выделение таких
многолетних периодов, на «переломе» которых с личностью проис-
ходят значительные психологические изменения, — задача возраст-
ной психологии, а также психологии личности. Следует отметить, что
описание периодов жизни и жизненных кризисов является слишком
масштабной задачей и не будет рассматриваться в рамках данной кни-
ги (всем, кто хочет узнать больше о возрастных кризисах, можно ре-
комендовать книгу Г. Шихи «Возрастные кризисы. Ступени личност-
ного роста». СПб., 2005).
Следует отметить, что многолетние ритмы жизненного цикла и
возрастные кризисы тесно переплетаются с этапами карьерного рос-
та (см. раздел 1.10). Следовательно, ритмы жизненного цикла в обя-
зательном порядке должны учитываться при стратегическом плани-
ровании основных достижений своей жизни. При целеполагании в
намечаемые сроки достижения целей обязательно должна вноситься
поправка, учитывающая, например, возможность деструктивного вли-
яния на наши планы со стороны кризиса; либо, наоборот, на перио-
ды стабильности, существующие между кризисами, должны плани-
роваться наиболее масштабные достижения.
Впрочем, подобное долгосрочное планирование является (в силу
своей низкой точности) крайне неблагодарным занятием. Проблема
заключается, с одной стороны, в том, что кризисы никогда не насту-
пают «точно по расписанию», а с другой стороны, не всегда можно
предвидеть степень «трудности» кризиса и характер собственного
поведения в кризисе. Субъективное переживание кризиса может быть
крайне тяжелым и разрушительным — и тогда «летят к чертям» все
наши прекрасно составленные стратегические планы. Но иногда кри-
зис становится отправной точкой для радикальных изменений в об-
разе жизни человека, подвигает его на совершение масштабных и уди-
вительных поступков — и тогда «перевыполнение» намеченных ранее
планов граничит с чудом! Бывает и так, что кризис проходит незаме-
ченным: мы к нему готовимся, волнуемся, вносим поправки в планы,
а время идет — и субъективно ничего не происходит. Жизнь как текла
размеренным потоком, так и продолжает.
Если при целеполагании и проектировании системы планов (см.
раздел 4.16) вы сумели предугадать и «запланировать» кризисы — вы
учли этот «биоритм» (многолетние периоды жизненного цикла) в кон-
тексте совершенствования «великой эффективности» (см. раздел 6.1).
Если вам удалось использовать высвобождаемую кризисом энергию
для более быстрого решения поставленных задач — это «малая эф-
фективность». Но «оседлать» энергию жизненных кризисов также
можно в контексте «великой эффективности». Для этого необходимо
использовать кризис как стартовую точку для серьезных личностных
изменений, например, для того, чтобы стать лидером (см. раздел 6.3).
Ниже приведены графики, отражающие динамику несчастных случа-
ев, травм и аварий (по вине работника) на производстве в течение суток
(по Д. Нойгеру). Представлены два графика: для людей, работающих в
первую смену (с 5.00 до 13.00, перерыв с 9.00 до 10.00), и для людей, ра-
ботающих во вторую смену (с 13.00 до 21.00, перерыв с 17.00 до 18.00).




С опорой на приведенную в разделе информацию, посвященную су-
точному биоритму, проанализируйте и прокомментируйте приведенные
графики.
6.19. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА «ХОРОШЕГО»
РАБОЧЕГО ДНЯ

Как на практике использовать знание своих, например, суточных
биоритмов? Для этого рекомендуется разработать персональные пра-
вила «хорошего» (эффективного) рабочего дня и придерживаться их.
Разумеется, составление подобных правил всегда должно осуществ-
ляться человеком самостоятельно, чтобы соответствовать актуальным
для него жизненным задачам (например, в контексте индивидуаль-
ного и ролевого ТМ подобные правила будут сильно различаться).
Правила «хорошего» рабочего дня всегда индивидуальны, хотя неко-
торые наиболее общие моменты в них могут совпадать. Ниже приво-
дится пример подобных правил:
1. Высыпайтесь и хорошо завтракайте. Напомним, что сон должен
быть «качественным» (см. раздел 6.18), а завтрак должен обеспечи-
вать организму достаточную «стартовую энергетику» для начала но-
вого дня.
Не хотелось бы «отнимать хлеб» у диетологов, но среди критериев
«идеального завтрака» можно назвать:
1) он должен быть небольшим по объему, «легким» (в противном
случае ближайшие полдня основной вашей «деятельностью»
будет не работа, а переваривание пищи);
2) он должен быть достаточно калорийным (допускаются такие
высококалорийные продукты, как сладости и жиры; разумеет-
ся, и здесь важно чувство меры — в роли сладостей может выс-
тупать, например, кусочек шоколада, а в роли жиров — нама-
занное на хлеб масло);
3) на завтрак человек должен получить основную суточную дозу
витаминов, которая обеспечит его активность на целый день
(разумеется, лучше получать дозу витаминов не с помощью таб-
летки, а «сконструировав» утром нехитрый фруктовый или
овощной салатик, а еще лучше — отжав стакан свежего фрук-
тового или овощного сока);
4) в состав завтрака обязательно должна входить белковая пища
(молочные продукты, мясо, рыба, яйца);
5) если вы очень тяжело просыпаетесь, то не лишним будет вклю-
чение в рацион привычных энергетических напитков — креп-
кого кофе или чая, разумеется, свежезаваренных.
2. Начинайте день с хорошего настроения. В самом начале дня очень
важен эмоциональный настрой, который во многом определяет ваше
настроение на весь день. Утром необычайно важно сделать что-то та-
кое, что приведет вас в радостное и оптимистичное расположение духа:
приготовить себе вкусный завтрак, сделать зарядку, послушать люби-
мую музыку, поиграть с домашним животным и т. п. Для такого на-
строя обычно требуется не более 10—15 минут, а эффект от него со-
храняется в течение всего дня.
3. Не опаздывайте, имейте запас времени на дорогу до работы. Даже
у самого отъявленного «опоздуна», для которого опоздания являются
вроде бы легким и привычным делом, все равно остается психологи-
ческий осадок в виде чувства вины, страха, тревоги. Даже если мы
находим сотню оправданий нашим опозданиям, в подсознании все
равно накапливается негативный «багаж», который снижает наше
чувство удовлетворенности работой. Звучит парадоксально, но наши
собственные опоздания делают работу субъективно «плохой» и сни-
жают степень нашей вовлеченности в нее.
4. Создавайте привычку — начинайте работать в одно и то же время.
Важно понимать, что психологически «хорошая» (комфортная для
нас) работа — это во многом ритуал. Ритуал — это жесткая, постоян-
но воспроизводимая схема поведения, которая гарантирует, что «все
идет как надо». Фиксированное время начала работы — один из эле-
ментов такого ритуала, который в значительной мере повышает эф-
фективность работы.
5. Начинайте работу с «организационных моментов» — планирова-
ния дня, согласования контактов, подготовки рабочего места и т. п.
Для того чтобы работа была эффективной, разумеется, некоторое вре-
мя необходимо потратить на самоорганизацию. Если этого не сделать,
потом (в течение рабочего дня) может обнаружиться множество «сюр-
призов» — забытые встречи, неподготовленные документы, неизвес-
тно куда засунутые бумаги и т. п. Все эти «сюрпризы» автоматически
становятся «ворами времени», чего можно было бы легко избежать,
выделив немного времени на подготовку к работе.
6. В начале дня приступайте без «раскачки» к решению самых важ-
ных (в том числе самых сложных и комплексных) и срочных задач.
Это правило не является абсолютным (существуют люди, для кото-
рых, наоборот, гораздо эффективнее постепенно «врабатываться»,
переходя от решения простых к решению более сложных задач), но
определенная логика в нем есть. Во-первых, в начале дня человек
еще не устал, у него достаточно сил для решения важных задач; во-
вторых, если при решении приоритетных задач возникнут какие-
нибудь непредвиденные сложности, то еще останется определенный
«оперативный простор», который позволит вовремя скорректиро-
вать планы.
7. Если вы знаете собственный суточный ритм работоспособнос-
ти, то планируйте выполнение наиболее важных задач на пик работо-
способности. Если вы точно не знаете ритма своей работоспособнос-
ти, то при планировании рабочего дня исходите из того факта, что у
большинства людей пики суточных биоритмов приходятся на перио-
ды с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00 (см. раздел 6.18).
8. Избегайте незапланированных импульсивных действий и действий,
которые могут вызвать непредвиденную обратную реакцию. Катего-
рически отказывайтесь от немедленного выполнения всех случайных
дел, за исключением жизненно важных. За этим правилом скрыва-
ются два «подводных камня»: один из них связан с самодисциплиной
и самоконтролем, а второй — с особенностями отношений с другими
людьми. Импульсивные действия обычно связаны с плохой самодис-
циплиной, когда нечто увлекательное заставляет нас отклониться от
намеченного плана.
Иногда главная опасность скрывается в чрезмерной мягкости и
податливости (конформности) человека, в его неумении говорить
«нет» окружающим. В данном случае исполнение планов человека
может сильно пострадать из-за того, что на него будет «навешано»
много чужих дел и поручений.
9. Выработайте и соблюдайте индивидуальный ритм труда и отдыха.
Общеизвестным ритмом является деление рабочего дня на две поло-
вины обеденным перерывом. Но внутри «половинок» рабочего дня
также важно ввести собственные микроциклы (ритмы) чередования
труда и отдыха. Гигиенисты и специалисты по психологии труда дав-
но установили, что для повышения эффективности работы необ-
ходимы функциональные паузы (или функциональные перерывы),
продолжительностью 5—15 минут каждый час-два. (Конкретное со-
отношение времени работы и функционального перерыва зависит от
характера работы. Например, для работающих с большими объемами
информации операторов рекомендуется делать каждый час работы

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>