<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пьютерными программами не должны становиться для вас непреодо-
лимым барьером. Даже если использование каких-либо технических
новинок является для вас тайной, потратьте на их изучение необхо-
димое время — оно потом с лихвой окупится!
Есть ли у вас собственные know how (ноу-хау), позволяющие быстро и
эффективно:
• работать с документами;
• общаться по телефону;
• работать с почтой;
• читатькниги;
• делать выписки;
• работать с «умной» техникой?
Какие из предложенных идей (правил) по улучшению повседневных
навыков работы с информацией показались вам наиболее интересными?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и все, уважаемый читатель! Закончилось малое время этой
книжки, и наступило великое время судьбоносных (надеюсь) деяний.
Я до сих пор не знаю точно — то ли мы управляем временем, то ли
Время, лукаво усмехаясь, заставляет нас изобретать всякие милые глу-
пости вроде «управления временем». Но я знаю правильный ответ на
эту загадку: «Время покажет...»
Надеюсь, что изложенные в этой книге знания сделают тебя, до-
рогой читатель, мудрее и сильнее. В любом случае, для любого до-
блестного покорителя времени за нашим уютным столом всегда най-
дется лишнее местечко (где-нибудь между мною и Ореховой Соней,
напротив Шляпника и Мартовского Зайца), чтобы можно было вме-
сте попить хорошего чаю (teatips. га) и продолжить наш бесконечный
разговор о времени.
Когда я закончил писать эту книгу, меня посетила невероятная
радость — ведь время написания этой книги закончилось! Но кто ска-
зал, что мы движемся вперед и только вперед по «стреле времени»?
Вон, физики не шутят, а утверждают, что «стрела времени — это всего
лишь следствие вводимой нами аппроксимации вследствие отсутствия
у нас полной информации о Вселенной» (ничего, что я так по-умно-
му?). Я перечитывал написанное мною снова и снова, и мне снова и
снова хотелось переписать эту книгу заново (так много осталось не-
досказанного). Мне захотелось прожить это мое-время-с-книжкой еще
и еще, и еще, но каждый раз чуть-чуть по-другому. И поверьте, когда-
нибудь, в другое время и в другом месте, обязательно придет черед
моего перерождения в какого-нибудь тысячерукого аватара, который
сможет одновременно напечатать рукописи 500 разных книг, посвя-
щенных времени... Вот время удивится!
Когда я закончил писать эту книгу, меня посетила пронзительная
грусть — время написания этой книги закончилось... Оно ушло, про-
пало, исчезло! И дело даже не в том, что «всякий зверь после наслаж-
дения печален» (Аристотель), плевал я на эти мотивационные зако-
ны! Это как ребенок: вроде только родился, но не успеешь оглянуть-
ся — вот уже и покидает родительский дом. Вот уже время моей кни-
ги уходит, чтобы стать твоим временем, читатель... Прошу, не запи-
рай двери!
Долго ли, коротко ли искал бы я грань между печалью и радос-
тью — не знаю... И вновь решение пришло с Востока, пришло совер-
шенно неожиданно: «Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все
вещи и события в одно непрерывное полотно, тебе не кажется? Мы
привыкли кромсать эту ткань, подгоняя отдельные куски под свои пер-
сональные размеры, — и потому часто видим Время лишь как разроз-
ненные лоскутки своих же иллюзий; на самом же деле связь вещей в
ткани Времени действительно непрерывна... Время вообще никуда
не идет. Оно прибавляется» (Мураками X. Охота па овец). Вот и все?
Любые интересные идеи, факты и уточнения (включая конструктив-
ную критику), любые предложения (в особенности по обмену моего
времени и знаний на ваши денежные знаки), любые вопросы и пожела-
ния будут с интересом и благодарностью приняты здесь:
kalinin_s_i@mail. ru
Искренне ваш, Сергей Калинин
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 1


ЗАДАНИЕ 1. Тест на восприятие времени
«Субъективная минута»
Тест «Субъективная минута» является классической методикой на
восприятие (см. раздел 1.13) времени, хорошо известной в экспери-
ментальной психологии. Участникам дается следующая инструкция:
1. Попросите кого-нибудь из участников тренинга выступить в роли
«экспериментатора», учитывающего ваши оценки временных интер-
валов. «Экспериментатору» понадобятся часы с секундной стрелкой
(механический или электронный секундомер).
2. По команде «экспериментатора» вы начинаете в уме отмерять
заданное количество секунд. Постарайтесь не отсчитывать секунды,
а просто интуитивно выждите нужный интервал. Когда, по вашему
мнению, интервал закончится, сообщите об этом «экспериментато-
ру», который запишет ваш реальный результат в таблицу.
3. Для оценивания предлагается 5 временных интервалов: 23 се-
кунды, 44 секунды, 15 секунд, 32 секунды, 1 минута. Полученные ре-
зультаты заносятся в таблицу в графу «Ваш результат». После измере-
ния всех пяти заданных временных интервалов вычисляется разница
между временем заданного интервала и временем, которое испытуе-
мый указал в своем ответе. Результаты вычислений записываются в
графу таблицы «Разница», при этом учитывается знак (если ответ
меньше заданного интервала, то величина разницы записывается со
знаком «минус»; если ответ больше заданного интервала, то величи-
на разницы записывается со знаком «плюс»).
Под таблицей необходимо указать, сколько получилось ошибок со
знаком «плюс», а сколько — со знаком «минус» (см. табл. на с. 328).
4. Если в ваших ответах преобладают ошибки со знаком «+», это
указывает на внутреннюю тенденцию ЗАМЕДЛЕНИЯ в восприятии
времени. Причиной этого могут быть усталость, утомление нервной
системы, астенические эмоции, например, плохое настроение, низ-
кий уровень мотивации и т. п.
Если в ваших ответах преобладают ошибки со знаком «—», это ука-
зывает на внутреннюю тенденцию УСКОРЕНИЯ времени. Причи-
ной такой ошибки в восприятии времени являются мобилизация сил
и энергии, стенические эмоции, например, хорошее настроение, вы-
сокий уровень мотивации и др.
Рассматривая результаты данного теста, необходимо помнить, что
обнаруженные тенденции к «ускорению» или «замедлению» времени
не являются «пожизненным приговором» (устойчивым свойством
психики). Полученный результат — всего лишь следствие актуально-
го состояния, которое может быть довольно неустойчивым, кратко-
временным, ситуативным.
5. Поменяйтесь ролями с вашим «экспериментатором» и помоги-
те ему оценить его собственное восприятие времени.
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Если есть необходимость в уг-
лубленной проработке данной темы (восприятие времени), можно ис-
пользовать еще 1 2 экспресс-методики, оценивающих актуальное состо-

яние человека. Методики должны быть простыми и достаточно
наглядными, что позволит самим участникам тренинга легко найти «пе-
ресечения» информации о своем состоянии, полученной из разных ме-
тодик. На наш взгляд, с результатами методики «Субъективная минута»
достаточно хорошо корреспондируют результаты по таким методикам,
как САН (Самочувствие, Активность, Настроение) и восьмицветовой тест
Люшера. Например, если хотя бы одна шкала теста САН имеет значения
ниже среднего уровня, это часто совпадает с незначительным преобла-
данием ошибок со знаком «плюс» по тесту «Субъективная минута».


ЗАДАНИЕ 2. Рисуночный тест
«Персональная концепция времени»
Рисуночный тест «Персональная концепция времени» позволяет
осуществить экспресс-диагностику наиболее вероятной для вас внут-
ренней концепции времени (см. раздел 1.15).
Инструкция к выполнению теста: «Изобразите ваше представление
о времени в виде трех окружностей. Одна окружность должна симво-
лизировать ваше представление о прошлом, вторая — о настоящем,
третья — о будущем.
При выполнении теста соблюдайте следующие правила:
1. В этом тесте вы оцениваете ваше собственное время.
2. Размер каждой окружности — произвольный (окружности не
обязательно должны быть одинаковыми).
3. Расположение окружностей в пространстве друг относительно
друга — произвольное (окружности могут пересекаться, быть
вложенными одна в другую и т. п.).
4. Не забудьте подписать, какая из окружностей символизирует
ваше прошлое, какая — настоящее, а какая — будущее.
5. При выполнении этого теста главное — воображение и интуи-
ция. Не раздумывайте долго, как вам изобразить окружности, —
нарисуйте первый же вариант, что придет вам в голову!»
Рисунок выполняется внутри квадратной рамки. Для рисования
можно использовать любые удобные средства — ручки, карандаши,
фломастеры и др. Рисунок, по желанию, может быть цветным или
черно-белым. Время рисования не ограничено, но, как показывает
практика, 3—5 минут для выполнения этого задания более чем доста-
точно.
При выполнении задания могут быть получены, например, следу-
ющие результаты (подробное описание внутренних концепций вре-
мени см. в разделе 1.15):
А. Время как линейная цепь отдельных событий. 1-й тип изобра-
жается как горизонтальная прямая линия, где кружки «Прошлое»,
«Настоящее» и «Будущее» следуют один за другим слева направо
(реже, наоборот, справа налево). Иногда подобная линейная транс-
спектива изображается как восходящая или нисходящая линия.




Б. Время как непрерывный ветвящийся поток альтернатив. 2-й тип
личностной концепции времени чаще всего задается с помощью трех
видов изображений: 1) в виде горизонтальной (реже наклонной) пря-
мой из пересекающихся окружностей, в которой прошлое, настоя-
щее и будущее как бы сцеплены друг с другом; 2) в виде «вертикали»
(«прошлое» обычно внизу, «будущее» — вверху) из разобщенных или
пересекающихся окружностей; 3) в виде хаотично разбросанных
(иногда 2 из 3 окружностей могут пересекаться) внутри квадратной
рамки окружностей.




В. Время как постоянная величина, «пространство», «поле». Для
личностной концепции времени 3-го типа характерно изображение
уравновешенного (с центральной или радиальной симметрией) соче-
тания окружностей в виде «мишени» (порядок расположения прошло-
го, настоящего и будущего может быть самым различным) или в виде
так называемого «гармоничного единства» (окружности равны, рас-
положены по вершинам равностороннего треугольника, может быть,
при этом пересекаются друг с другом).




Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Рисуночная методика «Персо-
нальная концепция времени» является скорее иллюстративным матери-
алом к тренингу и свободным экспериментом для актуализации само-
познания, чем серьезной проективной диагностической техникой.
Учитывая экспериментальный характер методики, тренер должен ис-
пользовать ее не для «умного диагностического приговора», а как повод
для активизации диалога с участниками тренинга по поводу их устано-
вок и убеждений относительно времени.
Для активизации тренинговой работы, после того как каждый участ-
ник тренинга в соответствии с инструкцией нарисует требуемое изобра-
жение, ему необходимо презентовать свой рисунок группе, пояснив, по-
чему он изобразил виды времени именно таким образом. При обсуждении
рисунков может быть получено много интересной дополнительной ин-
формации, касающейся внутренних концепций времени.
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 2


ЗАДАНИЕ 1. Тест «Персональная компетентность
во времени»
Основные особенности индивидуальной компетентности менеджера
(руководителя) во времени рассматриваются в разделе 2.11. Предла-
гаемый тест дает возможность получить оценку индивидуальной ком-
петентности во времени не только управленцам (в контексте ролевого
ТМ), но и всем желающим (в контексте индивидуального ТМ).
Инструкция к тесту: «Вашему вниманию предлагается тест, позво-
ляющий оценить сформированность у вас основных навыков управ-
ления временем и вашу компетентность во времени в целом.
На каждый из вопросов можно дать один из трех возможных отве-
тов: „Да", „Иногда", „Нет". Отвечайте искренне!»
Вопросы:
1. В любой работе я стараюсь иметь запас (резерв) времени, вы-
деляю своего рода «неприкосновенное время» на всякий слу-
чай.
2. Я четко знаю свои долгосрочные цели, постоянно держу их в
уме и периодически обдумываю способы их достижения.
3. Я регулярно использую делегирование, поручая другим людям
выполнение важных для меня задач.
4. Я подробно планирую шаги, этапы достижения своих целей.
5. Я понимаю, что общение с друзьями в рабочее время — поме-
ха, и стараюсь избегать таких ситуаций.
6. Я уважаю и ценю собственное время и стараюсь добиться ува-
жения к своему времени и от других людей.
7. Для планирования своего времени я использую записи.
8. Каждый рабочий день я начинаю с определения того, что нуж-
но сделать в первую очередь.
9. В своих делах я строго придерживаюсь установленных мною
же сроков.
10. Я хорошо знаю собственные биоритмы и планирую свои дела с
учетом своих «внутренних часов».
11. Я умею и стараюсь коротко говорить по телефону.
12. Я довольно настойчивый человек и обычно, несмотря на по-
мехи и отвлечения, продолжаю работать по плану.
13. Перед началом любой работы я тщательно обдумываю ее, пла-
нирую, что мне может понадобиться, сроки и этапы работы и т. п.
14. Я умею говорить «нет» неожиданным делам и людям.
15. В конце рабочего дня я анализирую все, что произошло, обду-
мываю, что мне мешало, а что помогало вовремя выполнить
работу.
16. Рутинные дела я стараюсь делать крупными блоками, быстро,
словно «потоком».
17. Я регулярно работаю с органайзером, записной книжкой и т. п.
средствами, помогающими мне лучше управлять своим време-
нем.
18. Я умею браться за любую работу быстро и решительно, без лиш-
ней «раскачки».
19. Даже случайные потери времени (вроде стояния в очереди) я
стараюсь использовать с пользой.
20. Я считаю, что отдых — это смена деятельности, его также надо
планировать и продумывать.
21. Мне легко попросить помощи у других людей, в особенности,
если это поможет мне лучше распределить и спланировать мое
время.
22. Обычно я легко понимаю, какие из моих дел являются наибо-
лее важными, и их нужно выполнить в первую очередь.
23. Я имею четкое представление о своей будущей карьере.
24. Я ранее уже интересовался различными системами и методами
управления временем.
25. У меня есть собственная система управления личным временем.

Обработка результатов теста:
1. За каждый ответ «Да» вы получаете 2 балла,
за ответ «Иногда» — 1 балл,
за ответ «Нет» — 0 баллов.
2. Сложите (просуммируйте) полученные вами за каждый вопрос
баллы.
3. Если ваш результат от 40 до 50 баллов — вы имеете высокую лич-
ностную компетентность в управлении временем.
Если ваш результат от 29 до 39 баллов — у вас средняя (нормаль-
ная) компетентность в управлении временем.
Если ваш результат от 18 до 28 баллов — низкая компетентность в
управлении временем.
Результат меньше 17 баллов указывает на то, что вы недостаточно
компетентны в управлении собственным временем. Скорее всего, вы
непродуктивно теряете драгоценные минуты и часы своей жизни, или
их разворовывают окружающие.
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. При всей своей «несерьезнос-
ти» предлагаемый опросник достаточно полно охватывает все наиболее
существенные аспекты оперативного управления временем в контексте
индивидуального ТМ. Тест позволяет провести достаточно качественную
ревизию сформированности персональных ТМ-навыков, вызывая у уча-
стников тренинга неподдельный интерес. С решением задачи коррекции
тайм-менеджерской самооценки участников тренинга тест справляется
превосходно.



ЗАДАНИЕ 2. Анализ персональной системы
управления временем
Подобно одному из героев Жан-Батиста Мольера, который силь-
но удивился, узнав, что всю жизнь разговаривал прозой, каждый че-
ловек уже de facto имеет собственную, стихийно сформировавшуюся
систему управления временем. Обычно любой ТМ -новичок стремится
к «революционным» изменениям, стараясь как можно быстрее спро-
ектировать и начать использовать «правильную» индивидуальную
систему управления временем, соответствующую всем строгим прин-
ципам тайм-менеджерской науки. Но это не совсем правильный под-
ход, потому что многие интуитивно найденные и используемые в сти-
хийно сформировавшейся персональной системе ТМ управленческие
технологии могут быть вполне эффективны. Таким образом, начинать
проектирование «правильной» индивидуальной системы ТМ необхо-
димо с решения крайне важного вопроса: что, собственно, менять, а
что — оставить в нетронутом виде?
Главные компоненты системы управления временем рассмотрены
в разделе 2.9, кроме того, в содержащейся в разделе таблице (табл. 18)
приведены примеры ТМ-технологий, соответствующих каждому из
элементов системы управления временем. Однако эта таблица опи-
сывает систему управления временем в контексте организационного
(социального) ТМ, вам же необходимо решить эту задачу в контексте
индивидуального или ролевого ТМ.
Для анализа существующей стихийно сложившейся персональной
системы управления временем вам необходимо заполнить следующую
таблицу:




Примечание для ведущего ТМ-тренинга. На заполнение таблицы обыч-
но тратится не более 15—20 минут. Таблицы заполняются индивидуаль-
но, но очень важно, чтобы участники имели возможность (примерно в
течение 10—20 минут) обсудить написанное в таблицах в микрогруппах.
Результатом такого обсуждения часто является дополнение, уточнение,
а иногда и существенная переоценка выделенных позитивных и негатив-
ных аспектов персональной системы управления временем. В качестве
обратной связи по данному упражнению можно попросить назвать каж-
дого из участников «только две вещи: что в своей системе управления
временем он собирается менять в первую очередь, а от чего не откажется
ни при каких обстоятельствах».
ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 3


ЗАДАНИЕ 1. Кодификатор трат времени
Для инвентаризации трат времени создайте собственный кодифи-
катор. Кодификатор (на выбор) может учитывать затраты времени в
повседневной жизни (в контексте индивидуального ТМ; пример по-
добного кодификатора см. в разделе 3.9) или на работе (в контексте
ролевого ТМ; см. раздел 3.10). При создании кодификатора опирай-
тесь на правила выделения категорий временных затрат, приведен-
ные в разделе 3.9.
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Создание кодификатора явля-
ется индивидуальным заданием, время выполнения которого около 20—
30 минут. Желательно, чтобы после составления кодификатора каждый
из участников ТМ-тренинга выбрал себе из числа участников «доверен-
ное лицо», человека, который выступил бы в роли эксперта, оцениваю-
щего качество созданного кодификатора. Эксперт уточняет содержание
выделенных категорий (субкатегорий) учета времени; проверяет, нет ли
смыслового пересечения категорий; изучает, не являются ли категории
слишком «крупными» или «мелкими» и т. п. Результатом такой работы в
парах должно стать уточнение созданного кодификатора, более каче-
ственная формулировка входящих в него категорий (субкатегорий).


ЗАДАНИЕ 2. Экспресс-анализ
дневных затрат времени
Используя органайзер для качественного анализа времени (про-
цедура и правила заполнения органайзера описаны в разделе 3.8; бланк
органайзера находится в Приложении), по памяти проведите инвен-
таризацию затрат времени за вчерашний (на момент чтения книги или
прохождения тренинга) «полный» день.
При заполнении органайзера используйте разработанный вами (см.
Задание 1 к данному Практикуму) или типовой (см. разделы 3.9 или
3.10) кодификатор трат времени.
Проведите количественный и качественный анализ дневных зат-
рат времени с помощью алгоритма, изложенного в разделе 3.13.
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Обычно на заполнение орга-
найзера и вычисление всех количественных показателей требуется 15—
25 минут. После заполнения органайзеров всех участников просят (в ка-
честве обратной связи) сообщить, какой именно из показателей
экспресс-анализа (полезность, продуктивность, эффективность и т. д.)
оказался для них наиболее неожиданным, произвел наибольшее впечат-
ление, и почему.


ЗАДАНИЕ 3. Составление ментальной карты
дневных помех
Если в течение дня, по которому вы вели учет времени (см. Зада-
ние 2 данного Практикума), встречаются затраты времени, кодифи-
цированные как «помехи» (или «воры времени»; см. разделы 2.3, 2.4),
то составьте для данных помех ментальные карты, описывающие сами
помехи, возможные причины их возникновения и способы борьбы с
ними (см. раздел 3.15, п. 3). Если в течение дня вы сталкивались с
несколькими различными помехами, то на ментальной карте долж-
ны быть отражены возможные взаимосвязи между ними, а также об-
щие для них причины и способы преодоления.
Примечание для ведущего ТМ-тренинга. Лучше всего, если ментальная
карта дневных помех будет нарисована на листе ватмана (формат А1) или
просто на большом листе бумаги формата A3, А2. Сначала карта рисует-
ся на черновике, потом переносится на большой лист в чистовом вари-
анте. Рекомендуется использовать фломастеры, цветные карандаши и т. п.
По результатам составления ментальных карт дневных помех ре-
комендуется провести групповую дискуссию с акцентом на обсужде-
нии эффективности предложенных способов преодоления помех («ли-
стков-памяток»).

ЗАДАНИЕ 4. Заполнение аналитической
поточной карты
В разделе 3.3 приводится пример поточной карты, связанной с за-
вариванием черного чая. Обычно участники корпоративных ТМ-тре-
нингов считают данный пример слишком простым и стремятся узнать,

<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>